Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособного специалиста в процессе вузовского обучения на основе деятельностного подхода'

Формирование конкурентоспособного специалиста в процессе вузовского обучения на основе деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахуба Лилия Федоровн

Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке результативности обучения, направленного на формирование конкурентоспособного специалиста в техническом вузе. Организация процесса обучения строится на основе деятельностного подхода и предполагает использование технологии контроля учебной деятельности студентов. Автор делает вывод о положительном воздействии экспериментального обучения на обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of competitive specialists in the process of studying at university based on activity approach

Results of experiments to prove the effectiveness of teaching aimed at development of competitive specialist at technical university are presented. Teaching is based on activity approach and includes learning control technology. Conclusion on positive effect of experimental work is made.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособного специалиста в процессе вузовского обучения на основе деятельностного подхода»

Gorina A. V. (Russia, Omsk) - the candidate of philosophical sciences, the associate professor Engineering pedagogies of the Siberian automobile and highway academy (SIBADI). (644080 Russia, Omsk, Mira Ave. 5, e-mail: [email protected]).

Frolova P. I. (Russia, Omsk) - the candidate of pedagogical sciences associate professor Engineering pedagogies of the Siberian automobile and highway academy (SIBADI). (644080 Russia, Omsk, Mira Ave. 5, e-mail: [email protected]).

УДК 37.01: 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Л.Ф. Рахуба ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск,

Аннотация. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке результативности обучения, направленного на формирование конкурентоспособного специалиста в техническом вузе. Организация процесса обучения строится на основе деятельностного подхода и предполагает использование технологии контроля учебной деятельности студентов. Автор делает вывод о положительном воздействии экспериментального обучения на обучающихся.

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, обучение, технология, деятельность, учебная деятельность.

Введение

Актуальность проблемы формирования конкурентоспособного специалиста (КС) в современном вузе обусловлена текущими социально-экономическими условиями

профессиональной деятельности

специалиста, характеризующимися наличием конкурентной профессиональной среды. По нашему мнению, такая среда представляет собой общее пространство, в котором разные специалисты осуществляют свою

профессиональную деятельность

относительно друг друга, вступая во взаимодействие друг с другом, а также с другими субъектами. С учетом этого интерес представляют вопросы о том, каковы особенности профессиональной

деятельности специалиста,

детерминированные конкурентной средой, а также каковы возможности формирования специалиста, способного к осуществлению такой деятельности, в условиях вузовского процесса обучения.

Описание исследования

Анализ исследований содержания и структуры деятельности, профессиональной деятельности, а также

конкурентоспособности специалиста (А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков, А. М. Новиков, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, В. И. Андреев, Ю. В. Андреева, С. А. Хазова, В. В. Радаев, Р. А. Фатхутдинов и др.), изучение специфических

особенностей профессиональной

деятельности КС как представителя категории людей, освоивших профессию [1], позволили выявить две деятельностью составляющие конкурентоспособности

специалиста - способность к осуществлению деятельности КС (ДКС) и способность к осуществлению деятельности субъекта конкуренции (ДСК). Теоретический анализ [2, 3, 4 и др.] показал, что ДКС представляет собой социально значимую деятельность по решению профессиональной задачи, которое осуществляется в конкурентной среде при взаимодействии (прямом или

опосредованном) специалиста и заказчика. «Заказчиком» выступают «потребители» результатов деятельности, т.е.

субъект/субъекты, для которых эти результаты предназначены, за исключением самого субъекта деятельности. ДСК является деятельностью самоуправления ДКС и самим субъектом в конкурентной среде, включает действия анализа, самоорганизации и принятия разного рода решений относительно предмета самоуправления и имеет целью достижения субъектом конкуренции профессионального статуса. Особенностью интерпретации

самоуправления КС как субъекта конкуренции в настоящем исследовании является его трактовка как отдельной деятельности, осуществляемой относительно

(профессиональной деятельности) других специалистов в конкурентной среде.

Формирование КС в процессе вузовской подготовки рассматривается как процесс формирования субъекта двух «видов» деятельности - ДКС и ДСК. Субъектность предполагает выраженную способность к целеполаганию и поиску средств достижения поставленных целей [5]. Субъект думает о том, что делает, и понимает то, что делает; он проектирует результат, т.е. видит его наперед и держит в его в голове как проект; субъект заинтересован в результате и считает его «своим» [6]. Формирование субъекта деятельности есть процесс освоения деятельности, т.е. усвоение информации, необходимой для успешной деятельности; «освоение приемов и операций», из которых складывается деятельность; формирование умений (т.е. продукта выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями и целью задачи) [7]. Таким образом, формирование КС в процессе обучения можно представить как процесс развития учебной деятельности, для которой характерны особенности (действия, способы действий) ДКС и ДСК.

Реализации указанной задачи служит моделирование внешних и внутренних условий учебной деятельности в процессе обучения, через создание специальных учебных ситуаций постановки и решения учебных задач, в которых создается возможность проявления искомых действий обучающимися. Такая организация процесса обучения нашла отражения в разработанной автором технологии контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере обучения говорению). Объектом моделирования выступили: 1) способ действий целеобразования в учебной деятельности (ориентация на социально значимое), 2) действия в составе самоуправления учебной деятельностью (анализ учебной

деятельности и ее условий, самоорганизация учебной деятельности, дополнительная учебная активность по дисциплине). Целеобразование в учебной деятельности рассматривается как процесс достижения заданной (учебной) цели [8]. Применительно к условиям обучения ориентация на

социально значимое проявляется как самостоятельная целеобразовательная активность (действия) обучающегося с учетом внешне заданной (внешней) учебной цели в ситуациях постановки и решения учебных задач.

Результативность разработанной

технологии контроля была проверена в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Результативность технологии определялась по проявлению показателей конкурентоспособности в процессе решения обучающимися учебных задач. Показатели конкурентоспособности обучающихся в учебной деятельности - это «единицы» поведения и деятельности, анализ которых позволяет судить о развитии конкурентоспособности как развитии указанных действий и способа действий. В качестве таких показателей выступили: 1) определение внешних стратегических, тактических и оперативных учебных целей, 2) действия в решении оперативных учебных задач в ситуациях «неопределенности» внешних учебных целей, 3) самооценка результата решения учебных задач, 4) инициатива в решении оперативных учебных задач в разных учебных ситуациях, 5) действия самоорганизации самостоятельной учебной деятельности, 6) случаи самостоятельного проявления активности по участию в дополнительных мероприятиях по дисциплине «Иностранный язык».

Общее количество испытуемых составили 40 студентов (20 обучающихся экспериментальной и 20 обучающихся контрольной групп (ЭГ, КГ)). Обучение проходило в течение одного учебного года в условиях модульно-рейтинговой организации. Контингент обследуемых был представлен студентами 1 курса Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Методами сбора данных по выделенным показателям явились: анкетирование, наблюдение, контент-анализ самооценки, беседа. Полученные данные в целом позволяют сделать вывод о положительном воздействии

экспериментального обучения на

формирование КС. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты анкетирования обучающихся (таблица 1, 2).

Таблица 1 - Данные анкетирования о показателях учебной деятельности студентов

Наблюдения (вопросы анкеты) Начало ОЭР Критерий Манна-Уитни Конец ОЭР Критерий Манна-Уитни

КГ ЭГ КГ ЭГ

Признак: отношение к учебной деятельности по освоению иностранного языка (ИЯ) в рамках вузовской дисциплины

Желание самосовершенствоваться 55 51 иэмп =5,5 икр=(0,05) 4/(0,01) 1 иэмп > икр, различия КГ и ЭГ несущественны 44 57 иэмп =0 икр(0,05)=1 иэмп < икр, ЭГ превосходит КГ по значимому признаку

Интерес к ИЯ 49 51 47 53

Не очень приятные обязанности 52 48 44 55

Понимание важности ИЯ 52 55 52 60

Признак: отношение к учебному плану (УП) по дисциплине

УП помогает 48 54 иэмп =5,5 икр (0,05)=1 иэмп > икр, различия КГ и ЭГ несущественны 36 53 иэмп =0 икр(0,05)=1 иэмп < икр, ЭГ превосходит КГ по значимому признаку

Не задумываюсь об УП 39 43 36 47

УП не помогает 49 51 44 54

Всегда учитываю УП 43 40 38 47

Признак: отношение к оперативным учебным задачам (УЗ)

Не задумываюсь об УЗ 38 32 иэмп =6,5 икр (0,05)= 1 иэмп > икр, различия КГ и ЭГ несущественны 30 48 иэмп =0 икр(0,05) =1 иэмп < икр, ЭГ превосходит КГ по значимому признаку

Задумываюсь об УЗ 43 42 43 54

Понимаю внешнюю цель УЗ 51 47 43 52

Не понимаю внешнюю цель УЗ 56 56 46 56

Признак: отношение к внешней оценке (ВО)

Согласен с ВО 55 53 иэмп =5 икр (0,05)=1 иэмп > икр, различия КГ и ЭГ несущественны 52 59 иэмп =0 икр(0,05)=1 иэмп < икр, ЭГ превосходит КГ по значимому признаку

Не согласен с ВО 54 52 44 56

Не понимаю ВО 53 53 42 58

«Преподавателю видней» 36 39 34 57

Признак: отношение к самостоятельной учебной деятельности (СУД)

Однократное выполнение домашнего задания накануне 36 35 иэмп =3,5 икр (0,05)=1 иэмп > икр, различия КГ и ЭГ несущественны 32 48 иэмп =0,5 икр (0,05)=1 иэмп < икр, ЭГ превосходит КГ по значимому признаку

Планирование СУД 46 41 44 51

Неоднократное выполнение домашнего задания в сложных ситуациях 49 46 47 48

Поиск дополнительных возможностей в СУД 48 45 43 47

Таблица 2 - Данные анкетирования об отношении студентов к рейтингу успеваемости

Наблюдения (вопросы анкеты) Начало ОЭР (%) Критерий Манна-Уитни Конец ОЭР (%) Критерий Манна-Уитни

КГ ЭГ КГ ЭГ

Заинтересованное отношение к рейтингу 20 50 иэмп =10 икр=(0,05) 4/(0,01) 1 иэмп > икр, различия КГ и ЭГ несущественны 60 100 иэмп =0 икр=(0,05) 4/(0,01) 1 иэмп < икр, ЭГ превосходит КГ по значимому признаку

Польза рейтинга как источника информации в планировании учебной деятельности 0 20 60 100

Стремление к регулярной учебной деятельности 30 40 40 70

Отсутствие негативного психологического воздействия рейтинга 80 50 40 90

Стимулирующее воздействие рейтинга 50 50 50 100

Результаты измерений количества адекватных действий студентов в учебных ситуациях с неясной целевой установкой (рис. 1), а также беседы с обучающимися показали, во-первых, что в результате экспериментального обучения все студенты ЭГ начали осознавать и задумываться о внешней цели учебной задачи; во-вторых, что самостоятельное определение ими внешних

целей задач в данных учебных ситуациях было адекватным.

Контент-анализ листов самооценки результатов учебной деятельности за каждый учебный модуль позволил получить данные о положительной динамике представлений обучающихся ЭГ о своих учебных результатах с точки зрения соответствия реальным тактическим учебным целям (рис. 2).

Рис. 1. Адекватные действия студентов в решении учебных задач в ситуациях с неясной целевой установкой

Рис. 2. Адекватное определение студентами ЭГ и КГ тактических учебных целей

По результату проведения ОЭР студенты ЭГ и КГ были оценены с точки зрения принадлежности к трем уровням конкурентоспособности, разработанным в

соответствие с выраженностью указанных показателей конкурентоспособности в учебной деятельности (таблица 3).

Таблица 3 - Уровень конкурентоспособности студентов ЭГ и КГ

Уровень Конец ОЭР

конкурентоспособности КГ, % ЭГ, %

Высокий - 55

Средний 65 45

Низкий 35 -

Средний показатель конкурентоспособности 1,7 2,6

Заключение

Таким образом, на основании полученных экспериментальных данных, можно сделать вывод о том, что формирование КС в процессе вузовского обучения возможно

реализовать как процесс развития учебной деятельности. Развитие учебной

деятельности представляет собой, с одной стороны, процесс развития способа действий целеобразования в учебной деятельности,

соответствующего способу действий в ДКС (ориентация в процессе решения учебных задач на их внешние цели, т.е. ориентация на социально значимое). С другой стороны, формирование КС как субъекта ДСК выступает как процесс развития действий самоуправления текущей учебной деятельностью в контексте достижения оперативных, тактических и стратегических учебных целей.

Библиографический список

1. Рахуба, Л. Ф. Деятельность конкурентоспособного специалиста / Л. Ф. Рахуба // Вестник ИрГТУ. - № 8 (67), 2012. - С. 336 - 342.

2. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.

3. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М.: «Наука», 1982. - 185 с.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие / Э. Ф. Зеер. - М., 2003. - 329 с.

5. Шендрик, И. Г. Образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности: методология, теория, практика проектирования : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / И. Г. Шендрик. - Екатеринбург, 2011. -51 с.

6. Кимберг, А. Н. Развитие университета и субъекты развития / А. Н. Кимберг // Университетское управление: практика и анализ. -2003. - № 3. - С. 37-43.

7. Общая психология : учебник для педагогических институтов / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

8. Игнатенко, О. Г. Психология постановки цели учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / О. Г. Игнатенко. - М., 2005. - 22 с.

DEVELOPMENT OF COMPETITIVE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF STUDYING AT UNIVERSITY BASED ON ACTIVITY APPROACH

L. F. Rakhuba

Abstract. Results of experiments to prove the effectiveness of teaching aimed at development of competitive specialist at technical university are presented. Teaching is based on activity approach

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and includes learning control technology. Conclusion on positive effect of experimental work is made.

Keywords: competitive specialist, teaching, technology, activity, learning.

References

1. Rakhuba L. F. Deyatelnost konkurentosposobnogo specialista [Professional activity of competitive specialist]. Vestnik IrGTU, 2012, no 8(67), pp. 336 - 342.

2. Novikov A. M. Motodologiya uchebnoi deyatelnosti [Methodology of learning activity]. Moscow, 2005. 176 p.

3. Shadrikov V. D. Problemy sistemogeneza professionalnoi deyatelnosti [Problems of professional activity system development]. Moscow, 1982. 185 p.

4. Zeer E.F. Psihologiya professiy [Psychology of professions]. Moscow, 2003. 329 p.

5. Shendrik I. G. Obrazovatel'noe prostranstvo sub#ekta uchebno-professional'noj dejatel'nosti: metodologija, teorija, praktika proektirovanija : avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk : 13.00.08 [Educational space of the subject of educational professional activity: methodology, theory, practice of design: avtoreferat yew. ... Drs. пед. sciences: 13.00.08]. Ekaterinburg, 2011. 51 p.

6. Kimberg A. N. Razvitie universiteta I sub'ekti razvitiya [University development and subjects of development]. Universitetskoye upravlenie: praktika I analiz, 2003, no 3, pp. 37- 43.

7. Obschaya psihologiya: uchebnik dlya pedagogicheskih institutov [General psychology: the textbook for teacher training colleges]. Moscow, Prosvescheniye, 1975. 479 p.

8. Ignatenko O. G. Psihologija postanovki celi uchebnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk: 19.00.07 [Psychology of statement of the purpose of educational activity: avtoreferat. yew. ... edging. loony. sciences: 19.00.07]. Moscow, 2005. 22 p.

Рахуба Лилия Федоровна (Омск, Россия) -доцент кафедры Иностранные языки ФГБОУ ВПО «СибАДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, email: [email protected])

Rakhuba L. F. (Omsk, Russian Federation) - Ass. Professor, Department of Foreign Languages, Omsk Siberian State Automobile and Highway Academy (644080, Russia, Omsk, pr. Mira, 5, e-mail: lira_omsib@mail. ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.