за рамки постиндустриальных концепций социальных изменений, делая упор на трансформации капиталистических отношений, как это делал П.Дракер? На наш взгляд, то обстоятельство, что менеджеры стали результатом революционных изменений от внедрения компьютерных систем, объясняется всё тем же сектором услуг, о которых в своё время писали Д.Белл, Ж.Фурастье, Д.Рисман, Ю.П.Бокарев и др. Менеджмент как своеобразная услуга в капиталистическом мире, закреплённая трудовыми соглашениями, представляет собой следственную веху в третьем секторе экономики. Этот факт, в какой-то мере, повлиял на модификацию такой традиционной, индустриальной формы хозяйствования, как капитализм, но говорить о том, что наше общество подверглось революционным изменениям и оно посткапиталистическое - это всё же преждевременно, хотя для подобных воззрений и имеются определённые факты и предпосылки.
Таким образом, мы можем констатировать, что четвёртая информационная революция повлияла на многие социальные системы и процессы. С появлением третьего сектора экономики изменилась социальная структура, сформировался менеджерский класс постфордистской направленности, обработка, создание и передача знаний стали управляемыми после разработки и использования средств информатизации, таких как ЭВМ и персональные компьютеры. Изменения носили как качественный, так и количественный характер, преобразуя систему взаимоотношений в обществе, сформированную на индустриальном этапе.
Некоторые исследователи секторальной структу-
ры экономики и общества, например М.Седлак, считают, что «новая экономика услуг или информатики находится приблизительно в середине этапа своего развития, и через несколько десятилетий эта эра закончится» [5]. С другой стороны, в научной среде присутствует определённый скепсис по поводу значения и особенностей информационной революции как таковой. Мы можем наблюдать подобный подход у исследователей Т.В. Муранивского, С.Лемма, Н.Дж. Карра и др. В общем и целом, с этим можно согласиться. Во-первых, революция не может длиться вечно, существующие изменения, полученные в результате её возникновения и протекания, также подвержены модификациям и, в какой-то степени, эволюции. Во-вторых, скепсис, возникающий относительно значения ИР, находится в зависимости от замедления и приостановления воздействия ИР на социальные изменения.
В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что в современных условиях общество испытывает на себе лишь последствия четвёртой информационной революции, основной пик которой пришёлся на середину и конец XX века. Это не значит, что не будет новых революционных потрясений в сфере компьютеров и технологий, безусловно, этого следует ожидать. Но о качественных, вездесущих преобразованиях, таких как возникновение и развитие постиндустриального общества, говорить следует лишь в том случае, если будет переосмыслено современное состояние и эволюционная парадигма технологического и социально-экономического прогресса. В настоящий момент этот вопрос остаётся открытым.
Библиографический список
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / перевод с английского; Изд.2-ое, испр. и доп. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 с.
2. Бокарев Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе, 1970-1980-е годы / Ин-т рос. истории РАН. М.: Наука, 2007. 381 c.
3. Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы // Вопросы философии. 2010. №1 .C.49.
4. Машлыкин В.Г. Европейское информационное пространство. М.: Наука, 2001. 95 с.
5. Седлак М. Тенденции развития секторальной структуры экономики. [Электронный ресурс] // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления»: [сайт] 1998. -URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/4_4_98.htm
6. Трахтенберг А.Д. Информационная революция и информационный раскол: что происходит в России // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Изд-во «Институт философии и права Уральского отделения РАН», 2004. Вып. 5. С. 329343.
УДК 159.947:330.341.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.В.Пуляевская1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В статье представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности предпринимателей малого бизнеса к инновационной деятельности. Дан анализ личностных качеств предпринимателей, обеспечивающих успех в реализации инноваций в собственной профессиональной деятельности.
1Пуляевская Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, тел.: 89148720592, e -mail:[email protected]
Pulyaevskaya Olga, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Psychology, tel.: 89148720592, email [email protected]
Ил. 5. Библиограф. 3 назв.
Ключевые слова: предпринимательская и инновационная деятельность; психологическая готовность к инновациям.
PSYCHOLOGICAL READINESS OF ENTREPRENEURS TO INNOVATE O.V. Pulyaevskaya
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The paper presents the results of an empirical study of psychological readiness of small business entrepreneurs to innovate. The entrepreneur personal qualities ensuring successive implementation of innovation in his/her professional activity are analyzed. 5 figures. 3 sources.
Key words: entrepreneurship and innovation; psychological readiness to innovate.
Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности человека является сравнительно новым феноменом российского общества. Это многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и психологические стороны. В рамках психологической науки анализ феномена предпринимательства позволяет выйти на характеристику предпринимателей как особой социальной группы.
Психологическая характеристика предпринимательства связана с понятием деятельности. Предпринять - значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия. Способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопределенности, определяется в повседневном языке как предприимчивость. Таким образом, предпринимательство - это особый вид экономической деятельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых психологических качеств [2].
Эффективность принятия решения в ситуации неопределенности находит сопряженность с готовностью человека иметь дело с инновациями и инновационной деятельностью. Исследования, посвящённые анализу детерминант успешной инновационной деятельности, условно можно разделить на две большие группы: личностные и организационные. Личностные детерминанты связаны с теми психологическими характеристиками субъекта, которые способствуют или препятствуют протеканию инновационных процессов. Здесь речь идёт об инновационности и креативности личности. Организационные факторы связаны со структурными и социально-психологическими параметрами системы или организации.
Научный анализ инновационности предполагает её исследование как личностной характеристики субъекта, включающее изучение когнитивной, мотива-ционной и эмоциональной составляющих. Особенности формирования, функционирования, проявления и развития личностной инновационности во многом определяют стилистику поведенческих проявлений субъекта в условиях постоянно меняющихся экономических, технологических, информационных, социально-политических параметров современного мира [3].
Успешность инновационных процессов в значи-
тельной степени детерминирована теми психологическими параметрами субъекта, которые связаны с его компетентностью во взаимодействии с новыми идеями и технологиями. Эта компетентность имеет две основные стороны. Одна из них связана со способностью продуцировать такие идеи (креативностью), а вторая - со способностью их принимать, дорабатывать, распространять и внедрять (инновационностью). В настоящее время в научной литературе ведётся дискуссия о том, как соотносятся между собой понятия «креативность» и «инновации». Креативность, прежде всего, связывают с процессом творчества, генерированием новых, потенциально полезных идей. Этими идеями можно обмениваться с другими, но они становятся инновациями только тогда, когда они уже применены на практике. Поэтому можно считать креативность «первым шагом» в последующих инновациях.
На уровне государственного управления во все стратегические документы в области социально-экономического развития включен социальный заказ на инновации; государство не только стимулирует инновационное движение во всех сферах деятельности, но и инициирует данные процессы. Однако, несмотря на прогрессивные изменения в практике разработки и реализации инновационных проектов, сохраняется ряд проблем.
Базовой проблемой является часто наблюдаемый формальный характер инноваций. Соответственно, анализ кадрового ресурса реализации инновационного процесса должен включать изучение готовности предпринимателей к инновационной деятельности.
Исследование готовности предпринимателей к инновационной деятельности проходило в сфере малого бизнеса, развивающегося на территории г. Иркутска и Иркутской области. В исследовании приняли участие 58 предпринимателей в возрасте от 23 до 50 лет. Стаж работы в сфере бизнеса составлял от 5 до 15 лет.
Исследование сформированности личностной инновационности предпринимателей как субъектов деятельности было начато с проведения тестовой методики М. Кёртена (рис 1).
Анализ результатов, представленных на рис.1, показывает, что исследуемая выборка предпринимателей характеризуется большим разнообразием выраженности личностной инновационности. Наличие высокого индекса инновационности было выявлено у 15
испытуемых. Наличие низкого индекса инновационно-сти было выявлено у 13 предпринимателей. Остальные испытуемые 30 человек продемонстрировали среднее значение индекса инновационности.
Перейдем к результатам испытуемых по методике опросника поиска новых ощущений М. Цукермана (рис.2).
Анализ результатов, представленных на рис.2, показывает, что исследуемая выборка предпринимателей характеризуется достаточным разнообразием выраженности потребности личности в поиске новых ощущений. Наличие высокой степени потребности в поиске новых ощущений было выявлено у 9 испытуемых. Для этих испытуемых характерно наличие вле-
чения к новым впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Наличие низкой степени потребности в поиске новых ощущений было выявлено у 14 испытуемых. Для этих испытуемых характерно наличие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Остальные 35 предпринимателей показали среднюю степень выраженности потребности в поиске новых ощущений.
Представим результаты исследования выборки с использованием методики диагностики креативности личности по методике Торренса «Фигурный тест» (рис.3).
ь 180
§ 160 о
§. 140
§ 120
| 100
Ь 80
0
1 60 ш
1 40
з 20
~ индекс личностном инновационности
испытуемые
Рис. 1. Проявление индекса личностной инновационности предпринимателей
X 2 9- °
- уровень потребности в новых ощущениях
испытуемые
Рис. 2. Проявление степени выраженности потребности в новых ощущениях у предпринимателей
9> & ❖
испытуемые
— испытуемые
Рис.3. Показатель индивидуального коэффициента креативности предпринимателей
0
12
10
8
6
4
2
0
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Исследуемая выборка предпринимателей характеризуется большим разнообразием развития креативности. Высокие показатели развития креативности были выявлены у 7 испытуемых. Показатели креативности незначительно ниже нормы - у 6 предпринимателей. Остальные испытуемые в количестве 43 человек продемонстрировали среднее значение показателя креативности.
Кроме творчества, мы считаем, большую роль в готовности к инновациям играет профессиональная смелость предпринимателей - низкий уровень тревожности, склонность к обоснованному риску и готовность нести ответственность в условиях рисков.
По данным, представленным на рис. 4, мы можем констатировать, что исследуемая выборка предпринимателей характеризуется тенденцией среднего и выше среднего уровня развития личностной и ситуативной тревожности.
Исследование готовности педагогов к риску имеет схожие тенденции (рис.5).
Обобщая результаты, представленные выше, всю выборку предпринимателей мы можем разделить на пять групп по уровню готовности их к инновационной деятельности.
В первую группы мы определили предпринимателей, которые продемонстрировали высокие показатели личностной инновационности и креативности, нормативные и с тенденцией к низким показателям личностной и ситуативной тревожности, с оптимальным
проявлением потребности в поиске новых ощущений и готовности к риску. Эту группу мы обозначили как группу с высокой степенью готовности к инновационной деятельности, и в нее вошло 5 предпринимателей.
Во вторую группы мы определили предпринимателей, которые продемонстрировали средние показатели личностной инновационности и проявления креативности, нормативные или с тенденцией к высоким показателям личностной и ситуативной тревожности, с оптимальным проявлением потребности в новых ощущениях и готовности к риску. Эту группу мы обозначили как группу с оптимальной степенью готовности к инновационной деятельности, и в нее вошло 9 предпринимателей.
В третью группы мы определили предпринимателей, которые продемонстрировали средние или ниже среднего показатели личностной инновационности и креативности, нормативные или с тенденцией к высоким показателям личностной и ситуативной тревожности, с оптимальным проявлением потребности в новых ощущениях и готовности к риску. Эту группу мы обозначили как группу с недостаточной степенью готовности к инновационной деятельности, в нее вошло 34 предпринимателя. Для обеспечения динамики их профессионального роста и формирования готовности к инновационной деятельности эти испытуемые нуждаются в специальном психологическом сопровождении.
25 20 15 10 5 0
□ высокий □средний
□ низкий
личностная тревожность
ситуативной тревожности
Рис. 4. Показатели проявления личностной и ситуативной тревожности у предпринимателей
40 30
I 20
| I0
О
§ 0
- уровень склонности к риску
испытуемые
рисЛ^роявлениертеленирклонноети^рим
В четвертую группу мы определили предпринимателей, которые продемонстрировали низкие показатели личностной инновационности и креативности, высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, с оптимальным или низким проявлением потребности в новых ощущениях и готовности к риску. Эту группу мы обозначили как группу не готовых к инновационной деятельности, и в нее вошло 7 предпринимателей. Эти испытуемые не являются готовыми к инновационной деятельности и в силу своих индивидуальных особенностей не могут ее реализовывать ни при каких условиях.
В пятую группу мы определили предпринимателей, которые продемонстрировали высокие показатели личностной инновационности и креативности, низкие показатели личностной и ситуативной тревожности, высокую потребность в новых ощущениях и готовности к риску. Эту группу мы обозначили как группу не готовых к инновационной деятельности, и в нее вошло 3 испытуемых. Неготовность к инновационной деятельности этой группы предпринимателей определяется нами как невозможность реально подходить к ситуациям профессиональной деятельности, склонность переоценивать свои возможности.
На следующем этапе исследования мы изучили особенности мотивационной сферы предпринимателей с учетом уровня готовности их к инновационной деятельности. Исследуемую выборку изучали с позиции выраженности мотивации предпринимателей к ориентации на успех и избегание неудач, выявление особенностей установок мотивационно-потребностной сферы и преобладающих инструментальных и терминальных ценностей.
Предприниматели по уровню готовности к инновационной деятельности имеют отличия в социально-психологических установках в мотивационно-ценностной сфере.
1,2 и 5 группы предпринимателей являются высокомотивированными. Практически все мотивации выражены достаточно сильно и являются близкими по значению. Самые низкие результаты по выраженности
мотивации представлены в 4 группе испытуемых. У данной группы предпринимателей проявляется дисгармоничность мотивационной сферы: наблюдаются низкие показатели ориентации на процесс и альтруизм, высокие показатели ориентации на эгоизм и деньги.
Исследование инструментальных и терминальных ценностей предпринимателей показало, что представители 1 и 2 группы - предприниматели с высокой и оптимальной степенью готовности к инновационной деятельности характеризуются наличием терминальных ценностей (активная деятельная жизнь, материальная обеспеченная жизнь, общественное признание, творчество) и инструментальных ценностей (независимость, образованность, ответственность, широта взглядов).
Представители 3 группы - предприниматели с недостаточной степенью готовности к инновационной деятельности, для них характерны терминальные ценности - здоровье, любовь, общественное признание, счастливая семейная жизнь и инструментальные ценности - воспитанность, жизнерадостность, образованность, ответственность.
Для предпринимателей, не имеющих психологической готовности к инновационной деятельности, характерны терминальные ценности - счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, материальная обеспеченная жизнь и инструментальные ценности - воспитанность, образованность, терпимость, чуткость.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что предприниматели малого бизнеса характеризуются различным уровнем психологической готовности к инновационной деятельности. Особенности сформиро-ванности психологической готовности предпринимателей к инновационной деятельности определяются наличием определенных качеств личности, в том числе креативностью, готовностью к оправданному риску, потребностью к новым ощущениям и тревожностью личности.
Библиографический список
1. Вчерашний Р., Сухарев О. Инновации - инструмент эко- 2007.
номического развития // Инвестиции в России. 2000. №1. С. 3. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, моде-22-32. ли, процессы. Научная монография. М., 2010.
2. Дружинин В.Н. Психология предпринимательства. М.,
УДК 378
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА Л.Ф.Рахуба1
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, г. Омск, проспект Мира, 5.
В статье приведен теоретический анализ содержания некоторых условий и особенностей деятельности конкурентоспособного специалиста (ДКС) как основы для дальнейшей разработки идей вузовской подготовки конкурентоспособного специалиста. Сформулировано определение ДКС, уточнена общая связь ДКС с внешней средой (заказчиком), установлено содержание цели-результата и цели-уровня достижений ДКС, а также принципи-
1Рахуба Лилия Федоровна, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89136092122, e-mail: [email protected] Rakhuba Liliya, Associate Professor of the Foreign Languages Department, tel.: 89136092122, e-mail: [email protected]