Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2015. № 1(17)
УДК 159.9
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© С. Ю. Бурда
Бурда Светлана Юрьевна кандидат
психологических наук доцент кафедры психологии филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрен анализ критериев эффективности инновационной леятельности, который осуществлялся нами исхоля из акмеолотических прелставле-ний о высоком уровне профессионализма личности. Реализация инновационных проектов прелполатает их успешное внелрение, послеловательное и полное завершение работы нал проектом. Не всетла является лостаточным инициировать проект, на послелуюших сталиях ето реализации мотут выявиться иные критерии эффективности инновационной леятельности. В этой связи прелставляется необхолимым провести анализ критериев эффективности инновационных проектов — тех характеристик, по которым можно булет классифицировать инноваторов на более и менее успешных.
Ключевые слова: инновационная деятельность, критерии эффективности, инновационность, инновационный проект.
Анализ критериев эффективности инновационной деятельности осуществлялся нами исходя из акмеологических представлений о высоком уровне профессионализма личности, как достигшей высокого уровня квалификации, сознательно изменяющей и развивающей себя в ходе своей профессиональной деятельности, вносящей индивидуальный творческий вклад в свою профессию, нашедшей индивидуальное предназначение в своей профессии, ориентированной на высокие достижения, гармонично сочетающей личные интересы и интересы общества.
Проведенный анализ руководств по реализации инновационных проектов и регламента
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 1 (17)
экспертизы инновационных проектов «Инновационно-инвестиционного фонда Самарской области» [2; 3; 7; 12; 13] — показал, что оценка проектов в основном определяется такими признаками, как конкурентоспособность технических разработок, степень реализации проекта, грантовая поддержка со стороны фондов, получение лицензий, авторских прав. В качестве экономических критериев эффективности инновационной деятельности могут быть рассмотрены материальные результаты инновационной деятельности: созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, средства автоматизации. Об экономической эффективности свидетельствует также выход на рынок новых технологий. Изучается также соответствие проекта критериям эффективности капиталовложений, принятым в организации. Проводится оценка предполагаемого времени, по истечении которого данный проект начнет приносить доходы. Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству также подлежит экспертизе и основано на использовании правового критерия оценки эффективности инновационной деятельности предприятия. Содержательный критерий оценки эффективности проекта предполагает исследование научного и технического качества инновации, новизны предлагаемого решения. Данный вид экспертизы предполагает привлечение специалистов-экспертов. Немаловажным является факт, формирует ли инновация новую нишу потребностей или удовлетворяет одну из существующих, а также какова возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта. Итак, в самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа. Как следствие, за характеристики инновационного потенциала зачастую выдаются показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-технологическому, кадровому либо иным компонентам общего потенциала предприятия или организации. В практике внедрения инноваций в связи с этим распространено мнение, что основным направлением стимулирования инновационного развития является обновление основных фондов и, прежде всего, технического парка. Однако концентрация внимания на производственно-технологическом потенциале предприятия без поддержки в той же мере других его составляющих, таких как инновационная культура, профессиональная компетентность в сфере внедрения инноваций, организационные условия, способствующие продвижению инноваций, приводит к неэффективности всего инновационного процесса и в конечном итоге потере выделенных финансовых ресурсов.
Методика исследования
Представляет интерес предложенная Г. А. Игнатьевой и В. И. Слободчи-ковым [10] методология экспертизы инновационных образовательных проектов. В частности, авторами предложено выделять категорию содержательных критериев. Авторы предлагают использовать три группы критериев: общие, специальные, конкретно-практические.
Общие критерии позволяют оценить значимость (общественную и про-фессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки зрения ос-
новных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации. Состав критериев: актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы; новизна (оригинальность) проектной идеи: принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т. д.; масштабность проекта: локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный; системность проекта: фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т. д.); эффективность проекта: улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации; транслируемость проектной идеи: экстраординарность условий реализации идеи или возможность ее тиражирования.
Специальные критерии позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям. Состав критериев: полнота структуры проекта: анализ образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации; степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т. д.; согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации — описанию проблем, концепции — основным направлениям деятельности, целей и задач проекта — существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т. д.).
Конкретные практические критерии позволяют оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности. Состав критериев: реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов; реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса); инструментальность (управляемость) проекта: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.
Наработанные в акмеологии методы анализа профессиональной деятельности предполагают выведение психолого-акмеологических критериев эффективности из анализа операционно-технологической стороны деятельности. Исходя из этого положения? можно заключить, что об эффективности инновато-ра можно судить по наличию всех основных этапов реализации инновационного проекта, то есть по совокупности всех перечисленных выше критериев — как
психологически[, акмеологических, так и организационных, содержательных и экономических. Особенностью критериев является их ориентация на оценку инновационных проектов. В нашем исследовании в соответствии с поставленными задачами предполагается сравнение личностных особенностей субъектов, отличающихся успешностью в инновационной деятельности. Данные личностные особенности, как мы полагаем, являются психологическими и акмеологи-ческими факторами эффективной инновационной деятельности. В этой связи нам предстоит сформулировать критерии склонности и успешности личности в инновационной деятельности. На основе проведенного в предыдущем параграфе анализа ключевых этапов инновационной деятельности были выявлены требования инновационной деятельности к исполнителю, соответствие которым может выступать в качестве критериев эффективности инноваций. Однако стоит добавить, что инновационная готовность и склонность к инновационной деятельности не ограничивается рамками профессиональной сферы, она не связана только с решением производственных задач, поставленных руководством и обусловленных технологией в данном виде профессиональной деятельности, а распространяется в целом на жизненное самоопределение личности и выбираемые ею стратегии, то есть имеет акмеологический характер. На разных этапах жизненного пути перед человеком встают задачи, требующие выбора адаптивной или активной стратегии. Инновационность проявляется как в выборе способов решения стоящих перед личностью задач, так и способах восприятия и интерпретации происходящих событий, формах реагирования на происходящее.
В соответствии с данным представлением о природе инновационности и по результатам анализа содержания инновационной деятельности нами были сформулированы акмеологические критерии и индикаторы проявления высокой склонности к инновационной деятельности и ее эффективности:
1. Общие (мотивационные) критерии позволяют оценить потенциальную готовность к участию в инновационной деятельности, предрасположенность, заинтересованность, склонность по своей природе. Индикаторами данного критерия являются следующие признаки:
— наличие у личности мотивов достижения, профессионального и карьерного роста, самореализации в профессиональной и досуговой сфере, руководство данными видами мотивов в ситуации выбора сферы деятельности в ситуации принятия решения в важных периодах жизни;
— позитивная диспозиция (отношение) к нововведениям, отсутствие негативных установок по отношению к новшествам, предлагаемым другими; принятие ценностей творчества, находчивости, активности, достижения и признания, авантюризма, оптимизма;
— активная жизненная позиция, стремление контролировать происходящее, готовность взять на себя ответственность за свои выборы.
2. Специальные (результативные) критерии: реальное участие в инновационных проектах, наличие фактов биографии, свидетельствующих о склонности к инновациям и изменениям, признание инноваций другими:
— факты высокой результативности инновационной деятельности в прошлом, такие как завершенность проектов, доведение их до конца, экономичес-
кая и социальная эффективность внедряемых инноваций, удовлетворенность инноватора совершенной деятельностью по проекту;
— готовность окружающих принять участие в предлагаемых нововведениях;
— на протяжении жизни предпочтительный выбор способов выхода из кризисных ситуаций (в т. ч. профессиональных и жизненных кризисов), предполагающих сверхнормативную активность, принятие решения о необходимости изменения привычного способа выполнения деятельности, приобретения новых знаний и навыков и т. д.;
— высокая мобильность личности в течение жизни, предполагающая готовность сменить место работы, сферу деятельности, специализацию, взять на себя новые обязанности и изменить привычный способ выполнения деятельности и жизненный уклад.
Соответственно, индикаторами (показателями) низкой склонности и недостаточной эффективности инновационной деятельности являются следующие формы поведения:
1. Преобладание пассивных способов выхода из кризисов и защитных стратегий преодоления профессиональных и жизненных затруднений, не связанных с активностью и ответственностью за принятые решения.
2. Детерминация поступков скорее мотивами избегания неудач, чем мотивами, связанными с достижениями и внутренней мотивации к деятельности.
3. Нейтральная и негативная диспозиция к нововведениям, боязнь нового, нежелание менять привычные способы выполнения деятельности и жизненного уклада. Руководство ценностями терпения, старательности, жизненной мудрости, конформизма.
4. Отсутствие фактов высокой результативности инновационной деятельности: отсутствие опыта участия в инновационных проектах, наличие незавершенных и провальных проектов.
5. Низкая мобильность в профессиональной и жизненной сфере, сложность перехода к новым методам работы и нежелание менять привычную обстановку.
6. Избегание ответственности, пассивность, фатализм в восприятии происходящего, неуверенность в своих возможностях.
Таким образом, выявление психолого-акмеологических условий и факторов инновационной деятельности предполагает не только исследование организационных, экономических, правовых, содержательных, собственно инновационных критериев и показателей реализации инновационных проектов, но и обращение к уникальному акмеологическому опыту участников инноваций.
В целях выявления и изучении акмеологических критериев успешности личности в роли инициатора и участника инновационных проектов нами была составлена психобиографическая анкета, состоящая из вопросов, имеющих открытую форму. Работа с анкетой предполагает описание особенностей поведения на разных этапах биографии, начиная с раннего возраста, которые могут свидетельствовать о наличии склонности либо установки на инновационную деятельность. Кроме того в анкете предлагается оценить свой опыт участия в реализации инновационных проектов, описать предпочитаемые роли в реализации инновационных проектов, мотивы участия в инновационной деятельно-
сти. Особое внимание уделяется стратегиям выхода из кризисных жизненных (и в частности, профессиональных) ситуаций.
Главным критерием оценки инновационности в нашем исследования являлось, во-первых, наличие мотивации, установки на инновационную деятельность, готовности к ней. Вторым, как мы считаем, более важным аспектом анализа является результативность и эффективность деятельности по реализации инновационных проектов, а также эффективное использование склонности к инновациям при принятии решений в различных жизненных ситуациях. В дополнение к качественному анализу результатов работы испытуемых с психобиографической методикой была разработана схема балльной оценки ответов на вопросы психобиографической анкеты. За каждый ответ начислялось от 0 до 2 баллов в зависимости от степени соответствия ответов испытуемых обозначенным выше критериям инновационности. В частности, более высокие значения получали ответы, которые свидетельствовали о следующих особенностях поведения, описываемых испытуемыми: не только творчество, инициатива в предложении новых правил для игр в детстве, но и их активное, настойчивое претворение, готовность сверстников следовать правилам; смена профессии или мест работы, связанные с поиском лучших условий, внутренняя мотивация, связанная с саморазвитием; смена профессиональной деятельности, связанная с собственной инициативой; признание способности реализовать инновационную деятельность другими людьми; наличие в репертуаре большого числа ролей, позволяющих демонстрировать гибкость и компетентность в реализации инновационных проектов; наличие активных стратегий выхода из кризисных ситуаций; умеренная склонность к риску, прогнозирование результата, оценка рисков; интернальный локус контроля, признание действия объективных факторов в реализации инновационной деятельности; большой процент полностью реализованных инновационных проектов и т.д.
Изучение представленных в психобиографиях характеристик и описаний жизненных событий проводилось в сопоставлении с уровнем выраженности когнитивного стиля «инновационность-адаптивность», который определялся по методике М. Киртона AI [14, 15]. Анализ проводился методом сравнения контрастных групп (Ni = 26; N2 = 31). Оценки по методике диагностики когнитивного стиля «адаптивность-инновационность» варьировались от 71 до 151 балла, что позволило разделить выборку на две группы — с выраженным инновационным стилем (значения по методике выше среднего и высокие — более 130 баллов, что соответствует 8-10 стенам) — условно названные нами «инноваторы» и группа с выраженным адаптивным стилем (низкие значения и ниже среднего — менее 100 баллов, что соответствует 1-4 стенам) — «адапто-ры». Психобиографические анкеты испытуемым со средними баллами по методике М. Киртона не предлагались. В число испытуемых были отобраны предприниматели, менеджеры, преподаватели вуза, студенты заочного отделения психологического факультета, рядовые работники производственной сферы и сферы обслуживания (водители, официанты, маркеры, продавцы, рекламные агенты, рабочие) общей численностью 57 человек с крайними значениями по методике диагностики когнитивного стиля AI. При подборе испытуемых мы стремились подобрать испытуемых таким образом, чтобы в нее вошли
люди, выполняющие разные виды деятельности, как связанные с инновациями, так и не предполагающие таковых. Возраст испытуемых варьировался от 30 до 50 лет. В выборку вошли 30 женщин и 27 мужчин.
Результаты исследования
С высокими значениями и выше среднего по методике когнитивного стиля «инноватор» оказались 26 человек, с более выраженным стилем «адап-тор» — 31 человек. Далее приводится анализ ответов испытуемых, принадлежащих к разным группам в соответствии с уровнем инновационности. Распределение ответов по категориям представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение ответов по категориям психобиографической анкеты у испытуемых с разным уровнем инновационности по М. Киртону (%)
Ответы психобиографической анкеты адапторы инноваторы
Инициативность в детских играх 51,6 53,8
Выбор сказок с инновационными ценностями 25,8 69,2
Выбор сказок с адаптивными ценностями 54,8 28,5
Пассивные стратегии выхода из кризисов, в т.ч. 78 31,2
поиск решений под давлением других людей 26,9 10,9
уход от решения, попытка снять напряжение 23 9,4
случайный, незапланированный выход, «по течению» 28,1 10,9
Активные стратегии выхода из кризисов, в т.ч. 21,8 68,8
преодоление кризиса через решительные перемены в жизни 11,6 32,8
преодоление кризиса через активное обучение и саморазвитие 10,2 36
Признание наличия трудностей в жизни 57,6 70,9
Готовность к переезду 50 100
Наличие планов на будущее 19,3 88,4
Первая часть анкеты предполагала обращение к детству. Мы предположили, что «инноваторы» должны чаще выступать инициаторами игр и авторами игровых сюжетов. Данное предположение не получило подтверждения — явного преобладания таких ответов в группе «инноваторов» выявлено не было. О наличии в детстве данной склонности заявили 53,8 % «инноваторов» и 51,6 % «адапторов». Возможно, формулировка вопроса требует корректировки.
Вопрос о любимых сказках был заложен для выявления ценностей, которые усваиваются в детстве и оказывают влияние на поведение во взрослой жизни. Полученные результаты подтвердили наше предположение о том, что люди с выраженной установкой на новаторство принимают ценности творчества, находчивости, активности, достижения и признания, авантюризма, оптимизма. Указанные ценности, как мы считаем, заложены в 69,2 % сказок, названных в качестве любимых испытуемыми — «инноваторами»: «Алиса в Стране Чудес», «Карлсон, который живет на крыше», «Буратино», «Огниво», «Котофей Иванович», «Цветик-Семицветик», «По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», «Кот в сапогах». Испытуемые-«адапторы» в 54,8 % случаев называли сказки, в основе своей имеющие ценности трудолюбия, терпения, мудрости, конформизма: «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-Лягушка», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Морозко», «Братья-лебеди», «Русалочка», «Двенадцать месяцев», «Золушка» и другие. Сказки, которые мы не смогли идентифицировать по преобладающим ценностям, составили незначительную долю от 100 % и не отражены на гистограмме, представленной ниже.
Следующая группа вопросов касалась профессиональной деятельности и, в частности, количества случаев в жизни и причин смены работы или профессии. Для «адапторов» характерна редкая смена места работы (в среднем 3 раза в течение жизни). Редкостью является смена профессии (всего два случая в нашей выборке). Если это происходит, то причиной являются обычно внешние обстоятельства: «сократили целый отдел, пробыла на бирже больше двух лет, пока не направили на учебу», «на другом участке больше платили, пришлось переучиваться», «смертельно устала работать на автозаводе, уволилась».
«Инноваторы» гораздо чаще решаются сменить работу: в среднем 7 раз в течение жизни. В качестве причин указываются не только неудовлетворительные условия, но и то, что освоение одного вида деятельности на профессиональном уровне перестает приносить удовлетворение самим процессом деятельности, личность начинает искать чего-то нового, других способов самореализации и ищет его в новых видах деятельности, смежных специальностях, например: «поняла, что в журналистике сделала все, на что способна, нашла работу по первой специальности, вернулась в психологию», «я понял, что как преподаватель я состоялся, возникло желание приносить практическую пользу людям».
Анализ ответов на развернутый вопрос: «Сталкивались ли вы в жизни с кризисными ситуациями (разочарование в выборе профессии, неоправдавшиеся ожидания в начале карьеры, трудности адаптации в коллективе, безработица, преграды на пути карьерного роста, потеря источника доходов)? Как вы выходили их этих ситуаций?» позволяет заключить, что в группе «адапторов» в целом выявлено преобладание пассивной и адаптивной стратегии преодоления кризисных жизненных ситуаций (67,7 % от общего числа различных ответов на вопросы, касающиеся преодоления кризисов в группе «адапторов», т. е. от 78 ответов), тогда как в группе «инноваторов» преобладают инициативные выходы из ситуаций (80,6 % — от общего числа — 64 ответов этой группы вопросов).
Зачастую ответы испытуемых-«адапторов» свидетельствовали о неготовности принимать на себя ответственность за принятие решения и изменение
тактики своего поведения. Ответы испытуемых на вопросы о преградах на пути карьерного роста, неоправдавшихся профессиональных ожиданиях свидетельствуют о низкой значимости для них успешного и активного преодоления обозначенных препятствий: «мне это ненужно», «я не собиралась делать карьеру, поэтому никаких барьеров у меня не было», «это не для меня». Наиболее часто встречающимися способами выхода является поиск решений под давлением других людей (26,9 %): «жена настаивала, чтобы сменил работу», «пошла учиться по совету мамы», «подруга нашла новое место работы, и я ушла с ней за компанию». Распределение ответов на этот вопрос у «адапторов» представлено в диаграмме на рисунке 1.
10,20%
26,90%
11,60%
28,10%
□ поиск решения под давл других
□уход от решения, снятие напряжения
□ случайный, незапланированный выход
□ через решительные перемены в жизни
□ через активное обучение и саморазвитие
Рис. 1. Способы выхода из жизненных кризисов, предпочитаемые «адапторами»
Для многих испытуемых этой группы характерно стремление не изменить ситуацию, которая привела к кризису, а уйти от решения, сняв напряженное эмоциональное состояние во время кризиса (23 %) любым доступным способом. Часть испытуемых обращались к употреблению алкоголя: «пил, чтобы отвлечься от неприятных переживаний на работе», «чаще стала общаться со своей компанией, с которой еще в молодости весело проводили время». Другие выбрали хоть и более конструктивные способы, но связанные с нахождением смысла в непрофессиональной сфере: «пыталась найти отдушину в общении с друзьями», «больше внимания стал уделять своему увлечению», «бросил институт и ушел в армию, надеясь, что потом все решится», «вернулся на прежнюю работу, где все было просто и понятно», «не нашла возможности продолжать проект, больше не думала об этом».
В нескольких случаях критические ситуации заканчивались случайным выходом, не запланированным, который в итоге оказался эффективным (28,1 %). Как правило, в этом случае личностью руководили представления о долге,
о принятом в обществе способе поведения либо за них решение принимали другие: «я не мог сидеть без работы, потому что должен где-то работать и зарабатывать, пошел на биржу труда», «надо было закончить начатую учебу, а там уж само как-то решится», «пошла на другую специализацию вместе с подругой и понравилось», «научный руководитель по диплому предложил аспирантуру, я и согласилась», «начальство поручило возглавить проект».
В целом можно охарактеризовать стратегию поведения «адапторов» как стремление к компромиссному разрешению проблемы, которое в принципе не устраняет причину, не разрешает противоречие. Основной целью предпринимаемого поведения является снятие напряжения, когда в силу обстоятельств испытуемый не видит реальных и доступных способов выхода из сложной ситуации.
В более значительной степени чем «инноваторам», «адапторам» оказались свойственны такие неконструктивные последствия выбора стратегии поведения в кризисных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, как апатия, стагнация, потеря интереса к профессиональной деятельности: «смирился с тем, что выбрал не свою профессию», «перестала обращать внимание на несправедливое отношение начальника», «решила больше не пытаться участвовать в конкурсах», «мне ничего этого не нужно, пусть другие рвутся к власти» (23 % у «адапторов» против 9,4 % у «инноваторов»). Во многих случаях, когда профессиональная деятельность не приносит удовлетворения человеку, он со временем привыкает к выполняемым функциям, ничего не желает предпринимать для изменения ситуации в случае, если произошли расхождения профессиональных ожиданий с реальностью, если сложились неудовлетворительные отношения с коллегами.
«Адапторы» чаще, чем «инноваторы» демонстрируют ситуативные способы поведения в кризисных состояниях, которые заключаются в готовности приписывать ответственность за происходящее и подчиняться внешним факторам и требованиям среды. Они связаны с преобладанием механизмов защиты и приспособления к окружающей действительности. В качестве причин может выступать неуверенность в себе и в своей профессиональной компетентности, заниженная самооценка, высокая тревожность и низкая толерантность к неопределенности, низкая потребность в достижениях. Такие люди больше рассчитывают на поддержку извне, чем на свои собственные силы. Многие из опрошенных нами «адапторов» отмечали удовлетворенность от того, что они хорошо выполняют свои обязанности в определенном предсказуемом ритме как в профессиональной, так и в семейной сфере. Это позволяет им самовыражаться в процессе деятельности.
В качестве ведущих мотивов участия в инновационных проектах «адап-торы» называют возможность избежать материальных затруднений, действие по необходимости - в связи с поручением руководства, желание почувствовать свою значимость на рабочем месте, доказать нужность.
Если они привлекаются к реализации инновационных проектов, то предпочитают выполнять роли «исполнителей», «специалистов», возможно, «аналитиков».
Для «инноваторов» характерно активное преодоление кризиса путем смены профессиональной деятельности, ревизии смысла жизни, анализа возможнос-
тей и составления новых жизненных сценариев (32,8 %, против 11,6 % у «адапторов»). Представленность способов выхода из кризисов этой категории испытуемых продемонстрирована на рисунке 2. «Инноваторы» в большей степени оказываются готовы и склонны к корректировке своих профессиональных планов, к пересмотру отношения к своей работе: «не стала ждать, пока должность, на которую я претендовала, освободится, тем временем прошла дополнительное обучение», «не прошла по конкурсу на один факультет, тогда решила с этими баллами пойти на другую специальность», «посмотрев, какие интриги плетутся вокруг моего проекта, я легко решилась на увольнение».
10,90%
36%,
9,40%
10,90%
□ поиск решения под давл
других □уход от решения, снятие напряжения
□случайный, незапланированный выход
□через решительные перемены в жизни
□через активное обучение и саморазвитие
32,80%
Рис. 2. Способы преодоления жизненных кризисов, предпочитаемые «инноваторами»
Инноваторами» также чаще упоминаются инициированные ими повышение квалификации путем обучения, приобретения новых навыков и саморазвития, овладение смежной специальностью, что способствует профессиональному росту, расширению должностных обязанностей и смене места работы, предполагающей лучшие условия: «согласилась еще поработать, но разослала резюме», «учился на заочном, чтобы поменять работу», «постоянно ездила по тренингам, искала себя» (36 % против 10,2 % у «адапторов»).
Показательным является тот факт, что «инноваторы» значительно реже признают наличие в своей биографии, в профессиональной деятельности каких-либо барьеров, трудностей и кризисов (57,6 % у «инноваторов» и 70,9 % у «адапторов»). По всей видимости, «инноваторы» многие ситуации, складывающиеся в ходе их деятельности, воспринимают как нормальных ход событий и не акцентируют внимание на них как на трудностях, либо, эффективно
преодолевая их, они о них не вспоминают, как о проблемах. Для «адаптеров» же многие преграды приводят к кризисным переживаниям и с большей вероятностью потом вспоминаются.
Если анализировать наиболее типичные переживания в кризисных ситуациях, то можно отметить, что для «адапторов» в большей степени характерны астенические эмоции — апатия, скука, ощущение безысходности, отсутствие веры в свои силы: «не знала, что делать, плакала», «сначала долго переживала, потом смирилась», «сотрудники раздражали меня, потом перестал вникать в их дрязги». Напротив, 83,8 % «инноваторов» отмечали, что в тех случаях, когда происходили критические события в их жизни, они довольно быстро переключались из состояния переживания в состояние активного поиска выхода из ситуации: «сначала пытался доказывать свою правоту, кричал, хлопал дверью, потом понял, что бесполезно и стал искать обходной путь», «хандрить было некогда, села в машину и поехала по городу искать пассажиров, зарабатывать на жизнь».
Для «инноваторов» характерна готовность совершать креативные, смелые поступки (писать письмо премьер-министру, создать собственное рабочее место, внедрить неожиданную технологию), по сравнению с «адапторами», которые в большей степени придерживаются общепринятых способов поведения, более осторожны в принятии решения.
В целом, для «инноваторов» в большей степени характерна инициативная стратегия поведения в кризисных ситуациях (в целом 68,8 %), которая связана с проявлением активности, целенаправленности, готовностью нести ответственность за выход из ситуации и за принятие решений, проявление таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, уверенность. Сопоставление ответов на вопросы психобиографической анкеты представлено на гистограмме (рис. 3).
Следующим этапом стало проведение математического анализа взаимосвязи результатов по методике М.Киртона и баллов, набранных по психобиографической анкете, которая отражает эффективность включения испытуемых в инновационную деятельность на протяжении их биографии. В качестве метода статистического анализа был выбран коэффициент корреляции Пирсона, который применяется для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке. Полученные коэффициенты доказали возможность применения психобиографической анкеты в целях диагностики инновационной предрасположенности, поскольку коэффициент корреляции между результатами этих методик оказался равен 0,46, что является значимым на уровне значимости р=0,01. Однако, несмотря на статистическую достоверность взаимосвязи когнитивного стиля "инновационность" с наличием в биографии испытуемых фактов инновационной деятельности, качественный анализ данных позволил выявить неоднородность этой связи для испытуемых с разной степенью выраженности инновационности. Прямая связь с эффективностью инновационной деятельности оказалась характерна для следующих значений по методике М.Киртона: низких, средних и выше среднего. Что касается очень высоких значений по методике М.Киртона, то в данном случае эффективность инновационной деятельности снижается (эффективность
выражается в количестве реализованных проектов, признании окружающими инновационных способностей испытуемого, продуктивной стратегии преодоления жизненных кризисов и пр.). Таким образом, анализ результатов работы испытуемых с опросником когнитивного стиля А-1 и психобиографической анкетой показал некоторые расхождения в полученных ответах. Была выявлена тенденция к И-образной зависимости между выраженностью инновацион-ности и эффективностью поведения, связанного с проявлением инновационного когнитивного стиля. Данная закономерность отражена на рис 4.
Наличие определенных планов на будущее Признание налич. трудностей в жизни Готовность к переезду Инициативность в детских играх Выбор сказок с адаптю ценностями Выбор сказок с инновац. ценностями Пассив. выходы из кризисов случайный, незапланированный выход поиск решения под давл других уход от решения, снять напряжение Актив .стратегии выхода из кризисов через решительные перемены в жизни через активное обучение и саморазвитие
0 20 40 60 80 частота ответов, %
100
120
□ адаптеры □ инноваторы
Рис. 3. Распределение ответов на вопросы психобиографической анкеты в зависимости от уровня инновационности по методике М. Киртона
Таким образом, проведенное исследование критериев эффективности инновационной деятельности с привлечением реализаторов инновационных проектов показало, что рост степени выраженности когнитивного стиля инно-вационность связан с повышением продуктивных характеристик деятельности до некоторого предела, после которого эта зависимость уменьшается. Для конкретизации выявленной И-образной зависимости выявления детальных различий в личности, в разной степени склонной к инновационной деятельности, необходимо провести исследование личности инноватора с помощью методов психодиагностики.
Анализ коэффициентов корреляции между результатами по методике М. Киртона, психобиографической анкете и 16-факторным личностным оп-
росником P. Кеттелла позволит выявить особенности проявления когнитивного стиля «инновационность-адаптивность» и объяснить причины выявленных нами расхождений между инновационным когнитивным стилем и результативностью инновационной деятельности.
Рис. 4. Соотношение результатов психобиографической анкеты и методики когнитивного стиля «адаптивность-инновационность»
Подводя итоги проведенного исследования показателей эффективности, можно предложить следующую комплексную модель оценки эффективности инновационной деятельности по совокупности следующих критериев по основанию содержания анализа:
— технические критерии — содержание проекта, его соответствие профессиональным стандартам, новизна предлагаемого решения, конкурентоспособность технических разработок, получение лицензий, авторских прав;
— экономические критерии — результаты анализа коммерческой эффективности проекта, окупаемость проекта, сформированность и обоснованность бюджета инновационного проекта, выход на рынок новых технологий, гранто-вая поддержка со стороны фондов;
— правовые критерии — непротиворечивость законодательству, успешность управления контрактами проекта, оптимальность организационно-правовой формы реализации проекта;
— организационные критерии — эффективность предлагаемой схемы управления проектом, полнота оценки рисков, совместимость проекта с текущей стратегией организации, наличие кадрового потенциала (по численности, квалификации и компетентности), эффективность управления интеграцией проекта, содержанием этапов и сроками, стоимостью проекта, подготовленность персонала по отдельным направлениям деятельности;
— социально-психологические критерии — положительное общественное мнение относительно осуществления проекта, готовность окружающих следовать предложениям, признание способности реализовать инновационную деятельность другими людьми, налаживание эффективной системы внешних и внутренних коммуникаций, высокий уровень развития и совместимость команды, качество разъяснительной работы, информированность и замотивиро-ванность персонала;
— психологические критерии — активность участника деятельности, инициативность, креативность в предложении новых правил и технологий; настойчивость в претворении идей, психологическая готовность к смене видов деятельности (в т. ч. профессиональной), умеренная склонность к риску, оптимальный уровень тревожности, интернальный локус контроля и ответственность, навыки прогнозирования, самокритичность, признание ценностей инициативности, активности, авантюризма, творчества, находчивости;
— психолого-акмеологические критерии — внутренняя мотивация участия в инновациях, связанная с саморазвитием, самореализацией, стремлением к достижениям; высокий профессионализм и опыт, наличие в репертуаре большого числа ролей, позволяющих демонстрировать гибкость и компетентность в реализации инновационных проектов; наличие активных жизненных стратегий, проявляющихся в т. ч. в кризисных ситуациях; наличие достижений (реализованных проектов).
Три последние группы критериев могут быть разделены на две категории по основанию потенциальной и реальной реализуемости:
1) общие (мотивационные) критерии позволяют оценить потенциальную готовность к участию в инновационной деятельности, предрасположенность, заинтересованность, склонность по своей природе;
2) специальные (результативные) критерии: реальное участие в инновационных проектах, наличие фактов биографии, свидетельствующих о склонности к инновациям и изменениям, признание инноваций другими.
Выводы
Выявление психолого-акмеологических характеристик инновационной деятельности проведено на основе сопоставительного анализа особенностей личности, склонной к инновационной деятельности с особенностями личности, не имеющей такой склонности. В целях реализации задач исследования необходимым оказалось сопоставление особенностей эффективных инновато-ров с людьми, не являющимися успешными инноваторами. В ходе выявления психолого-акмеологических условий инновационной деятельности проведено не только исследование организационных аспектов реализации проектов, но и обращение к уникальному опыту участников инноваций. Исследование показало, что инновационная готовность и склонность к инновационной деятельности не ограничивается рамками профессиональной сферы, она не связана только с решением производственных задач, поставленных руководством, а распространяется в целом на жизненное самоопределение личности и выбираемые ею стратегии. Инновационность проявляется как в выборе способов решения стоящих перед личностью задач, так и способах восприятия и интерпретации
происходящих событий, формах реагирования на происходящее. В числе ак-меологических критериев эффективности инновационной деятельности продемонстрирована значимость следующих индикаторов: предпочтительный выбор способов выхода из кризисных ситуаций (в т. ч. профессиональных и жизненных кризисов); факты высокой результативности инновационной деятельности в прошлом, такие как завершенность проектов, удовлетворенность инноватора выполненной работой по проекту; высокая мобильность личности в течение жизни; активная жизненная позиция, стремление контролировать происходящее, готовность взять на себя ответственность за свои выборы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. —
208 с.
2. Белый Е. М. Управление проектами : учеб.-метод. комплекс. — Ульяновск : УлГУ, 2006. — 74 с.
3. Адаме Дж. Р. Профессиональное управление проектами: Практические указания / Дж. Р. Адамс, М. Мартин. — Дэйтон, Огайо : Universal Technology Corporation, 1987. — 456 с.
4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М. : Флинта : Наука, 1998. — 168 с.
5. Братченко С. Л. Личностный рост и его критерии / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности : сб. / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — С. 3—14.
6. Горшенин В. П. Критерии и показатели инновационного потенциала персонала корпорации // Инновации. — 2006. — № 4. — С. 115—119.
7._Закон Самарской области «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области». URL: http://economy.samregion.ru/ innovacii/9151 (дата обращения: 29.04.2015).
8. Инновационный менеджмент / под ред. Л. Н. Орловой. — Москва : ИНФРА-М., 2001. — С. 45—51.
9. Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. ; под ред. С. Д. Ильенковой. — Москва : ЮНИТИ : Банки и биржи, 1997. — 327 с.
10. Игнатьева Г. А. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов / Г. А. Игнатьева, В. И. Слободчиков. URL: http://niro.nnov.ru (дата обращения: 29.04.2015).
11. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. — Москва : Финансы и статистика, 1997. — С. 25—30.
12. Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008-2015 годы / в ред. Законов Самарской области от 21.07.2008 № 93-ГД, от 31.12.2008 № 163-ГД. 12 декабря 2007 года.
13. Пантелеева В. В. Возможности психологической диагностики инновационной готовности личности и организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2011. — № 3. — С. 56—60.
14. Устав Некоммерческой организации «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области». URL: http://www. samarafond.ru /o_fonde/ biblioteka (дата обращения: 29.04.2015).
15. Kirton M. Adaptors and innovators: a description and measure // Journal of Applied Psychology (61:5), 1976, pp. 622—629.
16. Kirton M. J. Adaption and innovation in the context of diversity and change Routledge, London, 2003. 392 p.
REFERENCES
1. Balabanov I. T. Innovacionnyj menedzhment [Innovation Management]. St. Petersburg: Izd. «Piter», 2000. 208 p. (in Russian).
2. Belyj E. M. Upravlenieproektami [Project Management: ucheb method]. Ul'janovsk: UlGU, 2006. 74 p. (in Russian).
3. Adams Dzh. R. Professional'noe upravlenie proektami [Professional project management]. Djejton, 1987. 456 p. (in Russian).
4. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristiki i uslovija dostizhenija [The top of the development of an adult: the characteristics and conditions of achievement]. Moscow: Flinta: Nauka, 1998. 168 p. (in Russian).
5. Bratchenko S. L. Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti [Psychological problems of self-identity]. St. Petersburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1997. Pp. 3—14 (in Russian).
6. Gorshenin V. P. Innovacii [Innovations]. 2006. No. 4. Pp. 115—119 (in Russian).
7. Zakon Samarskoj oblasti «O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj dejatel'nosti na territorii Samarskoj oblasti» [Law of the Samara Region «On state support of innovation activity in the territory of the Samara region»]. Available at: http://economy.samregion.ru/ innovacii/9151 (accessed 29 April 2015) (in Russian).
8. Innovacionnyj menedzhment / Pod red. L. N. Orlovoj [Innovation Management]. Moscow: INFRA-M., 2001. Pp. 45—51 (in Russian).
9. Innovacionnyj menedzhment [Innovation Management]. Moscow: JuNITI, Banki i birzhi, 1997. 327 p. (in Russian).
10. Ignat'eva G. A. Metodologija jekspertizy innovacionnyh obrazovatel'nyh proektov [Methodology of examination of innovative educational projects]. Available at: http:// niro.nnov.ru (accessed 29 April 2015) (in Russian).
11. Kovalev V. V. Metody ocenki investicionnyh proektov [Methods for evaluation of investment projects]. Moscow: Finansy i statistika, 1997. Pp. 25—30 (in Russian).
12. Oblastnaja celevaja programma razvitija innovacionnoj dejatel'nosti v Samarskoj oblasti na 2008-2015 gody [The regional target program for the development of innovative activity in the Samara region in 2008-2015]. V red. Zakonov Samarskoj oblasti ot 21.07.2008 № 93-GD, ot 31.12.2008 № 163-GD. 12 dekabrja 2007 goda (in Russian).
13. Panteleeva V. V. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika [Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Psychology and Pedagogy]. 2011. No. 3. Pp. 56—60 (in Russian).
14. Ustav Nekommercheskoj organizacii «Innovacionno-investicionnyj fond Samarskoj oblasti» [Statute of the nonprofit organization «Innovation and Investment Fund of the Samara region.»]. Available at: http://www. samarafond.ru /o_fonde/ biblioteka (accessed 29 April 2015) (in Russian).
15. Kirton M. Journal of Applied Psychology (61:5), 1976, pp. 622—629 (in English).
16. Kirton M. J. Adaption and innovation in the context of diversity and change Routledge, London, 2003. 392 p. (in English).
The criteria and performance indicators of innovation S. Burda
In the article the analysis of the performance criteria of innovation, which was carried out by us on the basis of representations akmeologicheskih a high level of professionalism of the person. Implementation of innovative projects involves their successful implementation, consistent and full completion of the project. It is not always sufficient to initiate the project at later stages of its implementation may reveal other performance criteria of innovation. In this regard, it is necessary to analyze the performance criteria of innovation projects — those characteristics, which can be classified innovators more and less successful.
Key words: innovative activity, performance criteria, innovation, innovative project.