ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН
1 2 Шишкина В.А. , Мезенцева А.И.
1Шишкина Валентина Александровна - доцент;
2Мезенцева Анна Игоревна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков,
Черноморское высшее военно-морское ордена Красной звезды училище им. П.С. Нахимова,
г. Севастополь
Аннотация: в статье анализируются вопросы развития конкурентоспособности будущего специалиста.
Вопрос о воспитании конкурентоспособного специалиста диктуется тем, что современное молодое поколение находится в жестких условиях природной и социальной сред, которые характеризуются крайней идеологической, социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью. Ориентация общества в ситуации модернизации отечественного образования на такие ценности, как творчество, высокий профессионализм, конкурентоспособность является одним из показателей уровня развития этого общества.
В настоящее время российское общество подходит к пониманию того, что для страны важны, прежде всего, не природные ресурсы, а «человеческий ресурс», тот уровень конкурентоспособности специалистов в любой сфере, который, в конечном счете, и будет определять как экономическое, так и социальное развитие нашего общества. Это говорит о том, что в современных условиях ведущее место приобретет абсолютно новый уровень профессионализма, выработка у подрастающего поколения психологической установки на овладение знаниями в течение всей жизни как основы адаптации и личностного развития. В условиях перенасыщения рынка услуг будущий специалист должен совершенствовать свое мастерство с тем, чтобы соответствовать высшим профессиональным требованиям, а для этого он должен знать свои достоинства и недостатки, опираться на свои сильные качества и постоянно работать над устранением слабых. Из этого следует, что будущий специалист должен стремиться к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, чтобы быть конкурентоспособной личностью, ориентированной на высокое качество результатов своего труда. Он должен обладать такими качествами, как стремление к успеху, воля к победе, принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя. В современных экономических и социокультурных условиях спрос на творческую, конкурентоспособную личность чрезвычайно велик и он будет постоянно возрастать.
Стоит отметить, что если качество образования является основой образовательной деятельности в ВУЗе, а показателем качества - конкурентоспособность студента, следовательно, формирование конкурентоспособности может быть положено в основу всей образовательной деятельности.
Давайте разберемся в самом понятии «конкурентоспособность», как понимают это понятие в области педагогики.
В словаре учёной С.М. Вишняковой [4, с. 50] конкурентоспособность («конкуренция» - от лат. сопсшггеге - соперничать) определяется как борьба между любыми экономическими, рыночными субъектами за достижение лучших результатов на каком-либо поприще (в сфере производства, образования, искусства и т.д.).
Современные педагоги, такие как Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др. [5], под конкурентоспособностью понимают «способность максимального
расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно как профессионально, так и социально и нравственно» [6, с. 34].
В работе исследователя О. Ю. Хацриновой «Подготовка конкурентоспособных специалистов-инженеров в условиях лабораторных практикумов по технологии композиционных материалов» развитие конкурентных отношений объясняется как объективный экономический закон, действующий в системе производственных отношений и регулирующий пропорции общественного производства [11, с. 25].
Учёная В.И. Шаповалова отмечает в своих работах, что «конкурентоспособность -социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и в непрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [12, с. 15].
Учёный А.В. Гришин [4, с. 15.], исследуя конкурентоспособность, заключает, что «конкурентоспособность, профессионализм и компетентность специалиста - это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи».
Исследователь Л.М. Митина рассматривает развитие конкурентоспособной личности как «развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [6, с. 20].
А вот исследователь С.Ю. Андреев, напротив, в своих работах отмечает, что «конкурентоспособность личности проявляется в уровне востребованности обществом конкретного физического лица на основе его умственных и физических способностей, в наличии достаточного количества средств к достойному существованию и продолжению своего рода».
Учёный Я.В. Музафина, в отличие от С.Ю. Андреева, указывает на то, что «конкурентоспособная личность - это человек, который лучше других способен креативно мыслить, генерировать идеи, проявлять решительность и настойчивость, быть гибким и толерантным, постоянно стремиться к достижению успеха».
Но для всеобъемлющего рассмотрения вопроса конкурентоспособной личности, мы считаем, что необходимо более подробно остановиться на её основных направлениях анализа.
Процесс становления квалифицированного специалиста, по мнению исследователей В.И. Андреева, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, И.А. Зимней, Г.Н. Серикова, во многом определяется качеством профессионального образования, полученного в вузе.
Например, учёный В.И. Андреев дает следующее определение конкурентоспособной личности: «Конкурентоспособная личность - это интегральная характеристика, включающая в себя: стремление к качественному конечному результату; стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; высокий уровень работоспособности; творческое отношение к делу, к труду; стремление к профессиональному самосовершенству; способность к принятию ответственных, рискованных решений; коммуникабельность, способность к сотрудничеству; способность к быстрому освоению нового дела; способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию» [1, с. 222].
Конкурентоспособность можно отнести к личностным характеристикам будущего специалиста. Он может увеличивать её или, остановившись в профессиональном развитии, утрачивать. Так, например, в работе Г.В. Безюлевой говорится о том, что «конкурентоспособность определяется через взаимодействие профессиональной компетентности и мобильности» [2, с. 250].
Таким образом, перед российскими вузами стоит очень важная задача -обеспечить усвоение будущим специалистом профессиональных знаний, а также сформировать у него умение предложить себя на рынке труда, способность в любой период времени и в разных ситуациях эффективно решать возникающие проблемы, оптимально и гибко перестраиваться к требованиям рынка труда [1, с. 250].
Анализируя работы исследователя А.Г. Шмелева, мы обратили внимание на то, что термин «конкуренция» до сих пор не вызывает у людей позитивных ассоциаций [13, с. 33]. Причина этого лежит в социальных стереотипах, часть которых сформировалась в период советского строя.
Мы хотим акцентировать внимание на том, что в течение многих лет в сознании человека стандартизировалась не только индивидуальность, но и личность. Не существовало никаких социальных критериев индивидуальности, квалификации высшего уровня и индивидуальности специалиста и профессионала. В настоящее время, когда представилась возможность сопоставить идеал и реальное развитие, принцип идентичности личности и общества, стандартизация всех людей обнаружил свою несостоятельность.
Учёная К.А. Абульханова-Славская, отмечает в своих исследованиях, что «изменение сознания при переходе к рынку имеет достаточную устойчивость основных социокультурных переменных и их медленное изменение в целом, а также медленное изменение сложившихся правил, норм, ценностей человека в труде. В связи с этим высказываются опасения о несоответствии этих стабильных культурных особенностей требованиям рыночных реформ».
Одним из важнейших факторов рассмотрения данного вопроса в нашем исследовании является система формирования конкурентоспособности будущих выпускников в период их обучения в вузе. Эта проблема является сегодня актуальной и поднимается во многих публикациях в педагогической литературе. Вместе с тем, научных исследований по проблеме формирования конкурентоспособности в вузе не много.
Исследуя понятие конкурентоспособности будущего специалиста, исследователь Н.В. Борисова выделяет комплекс конкурентоспособности студента, состоящий из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных [3, с. 23].
Некоторые специалисты в области педагогики проводят анализ социально -значимых качеств специалистов, на которые необходимо ориентироваться при подготовке будущих специалистов. В частности, исследователь Д.В. Чернилевский в понятие «конкурентоспособность студента» включает сочетание профессионализма и универсализма.
Специалист О.И. Полькина отмечает интересную тенденцию, которая проявляется при оценке деловых и личностных качеств современного работника. Вместо термина «профессионализм» все чаще работодателями используется термин «конкурентоспособность». Поэтому сегодня помимо профессионализма, под которым понимается владение определенными технологиями, требуется что-то, что может обеспечить конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда.
Действительно, как показывает анализ литературы исследователей А.Д. Копытов, А.А. Полякова, С. Тадеуш и др. [3, с. 23]) на сегодняшний день условия жизни требуют от специалистов, кроме профессионализма, еще и целый ряд элементов, имеющих надпрофессиональный характер. К ним относятся такие качества, как самостоятельность, способность к самозанятости, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца; постоянное самообучение и обновление своих знаний; гибкость мышления; наличие абстрактного, системного и экономического мышления; умение вести диалог, общительность, сформированная нравственная позиция, креативность, тверческая активность. Другие авторы указывают на такие качества, как деловитость, инициативность и предприимчивость; масштабность мышления; готовность к решению нестандартных проблем; умение находить общий язык с
людьми (А.А. Полякова [8, с. 24]); жизнестойкость, быстрая адаптация в новой социальной среде, высокий уровень притязаний (С. Тадеуш [10, с. 470.]).
Кроме того, более конкурентоспособными являются специалисты, которые обладают «полипрофессиональными» знаниями и умениями. К ним относятся: умение работать на компьютере, пользование базами данных, знание иностранных языков (хотя бы одного), понимание экономики и бизнеса, финансовые знания, умение трансферта технологий (перенос технологий из одних областей в другие), знания маркетинга и сбыта, презентации технологий и продукции.
Исследователи М.Ф. Фатхутлинов и К.А. Сатинов выделяют следующие группы требований к содержательной стороне конкурентоспособного специалиста:
1. Группа профессиональных требований, необходимая для квалифицированного исполнения служебных функций специалиста;
2. Группа социально-значимых требований, которыми должен обладать каждый член цивилизованного общества;
3. Группа индивидуальных черт характера [9, с. 265].
В ходе анализа процесса формирования конкурентоспособности студентов вузов нами выделены социально-психологические качества личности, сопутствующие конкурентоспособности студента:
а) деловые качества (профессиональная сфера): дисциплинированность, трудолюбие, прагматичность, предприимчивость;
б) качества, характеризующие отношение к другим людям (сфера взаимодействия между людьми, сфера общения): доброжелательность, общительность, откровенность, коллективизм;
в) качества, характеризующие отношение к жизни (эмоциональная сфера): жизнерадостность, разносторонность, оптимизм, увлеченность, активность;
г) индивидуальные качества, повышающие самооценку (сфера собственного «я»): аккуратность, самостоятельность, принципиальность, оригинальность, организованность, рискованность.
Отмечая актуальность проблемы формирования конкурентоспособности, исследователь Л. Гришина пишет, что «необходимо объединить усилия научных и учебно-методических организаций, органов управления образованием в работе по основным вопросам развития и совершенствования высшего профессионального образования с целью обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда в условиях перехода на новое содержание профессионального образования в соответствии с требованиями стандарта, создания разнообразных типов учебных заведений, апробации различных форм, методов, средств обучения» [4, с. 50].
Проблема формирования личности конкурентоспособного специалиста находится сегодня в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения. Ее актуальность обусловлена возрастающей потребностью общества в творческой личности будущего специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма, компетентности, творческой инициативы; обладающего фундаментальной грамотностью, а также непрерывно развивающего личностные мировоззренческие качества; недостаточной теоретической и практической разработанностью системы формирования конкурентоспособности студента в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Таким образом, проблема формирования конкурентоспособности студентов вузов находится в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения и разрешения. Осознание этой действительности вызвало активный поиск путей развития системы высшего профессионального образования, ориентирующегося на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика / В.И.Андреев. Казань: ЦИТ, 2000. 608 с.
2. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография / Г.В. Безюлева. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2008. 320 с.
3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с. С. 23.
4. Гришина Л. Трудный путь развития // Профессионал, 1998. № 4.
5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности / Л.М. Митина. М.: Мос-ий псих.-социальн. ин-ут; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. Под ред. Л.М. Митиной. Москва: Academia, 2005. 334. 1 с.: ил.
6. Митина Л.М.Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для вузов по специальностям 031000-Педагогика и психология, 031300-Соц. педагогика, 033400 - Педагогика / Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений / под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с. С. 34.
7. Осипов Н.П. ГОС СПО как условие повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда // СПО, 2002. № 3. С. 18-20. С. 18.
8. Полякова А.А. Формирование деловых качеств личности. Волгоград, 1998. 19 с.
9. СагиновК.А. Маркетинг сферы образовательных услуг. М.: «Триада», 1998. 310 с.
10. Тадеуш С. Академическая зрелость как интегральная ценность и показатель готовности студентов к профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 530 с.
11. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Дисс.... док. пед. наук. Казань, 1996.
12. Шипунов В.Г. Перестройка средней специальной школы: проблемы и перспективы совершенствования // Среднее специальное образование, 1988. № 5.
13. ШмелевА.Г. Продуктивная конкуренция. М., 1997. 55 с.
14. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. № 5 (2), 2010.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
И ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
1 2 Разуваева И.Ю. , Махмудов М.Р.
1Разуваева Ирина Юрьевна - преподаватель; 2Махмудов Мамат Рахматович - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, факультет международного туризма, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается использование компьютерных программ с целью оптимизации образовательного процесса, что может быть применено не только в спортивных играх, но и в любом виде спорта, что, в свою очередь, должно способствовать изменению спортивных результатов у спортсменов любого уровня подготовки.