СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
И.И. Соколова
Статья посвящена исследованию социально-педагогических качеств личности и аспектов педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования.
Ключевые слова: педагогическая компетенция, мастер профессионального обучения, гуманитарные дисциплины, социально-педагогические качества преподавателя ССУЗ.
The social and pedagogical qualities of college professional training teachers. The article investigates the social and pedagogical aspects of the personality traits and teaching activities of modern college teachers.
Key words: pedagogical competence, professional training teacher, Humanities, social and pedagogical qualities of college teachers.
Профессионально-педагогические кадры, а именно педагоги профессионального обучения, играют ведущую роль в решении актуальной проблемы подготовки выпускников к адекватной многофункциональной профессиональной деятельности. От уровня профессиональной подготовки педагога профессионального обучения во многом зависят качество производственного (практического) обучения, уровень профессионального развития молодых кадров. Сегодня на современного преподавателя профессионального обучения, мастера производственного обучения возложена миссия - подготовить такого специалиста, который бы интегрировал в себе знания, как раскрывающие закономерности развития и реализации личности в современном мире, так и необходимые для успешного выполнения профессиональных функций [4].
На данном этапе развития экономики идет активный рост высокотехнологичного производства, на смену старым технологиям стремительно приходят новые, в связи с этим как специалистам, так и мастерам производственного обучения необходимо анализировать большой поток информации, усваивать знания и формировать компетенции, выходя из зоны профессионально - деятельностного комфорта. Не вызывает сомнения, что личность преподавателя является ключевой фигурой в системе образования и подготовке кадров, поэтому целью нашего исследования является раскрытие приоритетных качеств современного преподавателя ССУЗ, уровня его профессиональной подготовки, отношения к профессии и других показателей.
Как же выглядит современный преподаватель ССУЗ? Нами было проведено анкетирование 240 преподавателей из 5 профессиональных колледжей Татарстана и России (ГАОУ СПО
«Чистопольский педагогический колледж», ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж», ГБОУ СПО «Казанский государственный профессионально-педагогический колледж», Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева, ГОУ СПО Смоленский промышленно-экономический колледж). Результаты исследования показывают, что современный преподаватель ССУЗ обладает следующими характерными показателями: в основном - это женщины (86,25%), в возрасте от 31 до 40 лет (24,17%), имеющие высшее образование (93,33%), преимущественно педагогическое (56,67%) или техническое (23,33%) и стаж работы в системе СПО более 10 лет (34,17%).
Сравнивая полученные результаты с аналогичными исследованиями Гайнуловой Л.А., Ибрагимова Г.И., Лопуховой Т.В., Полосина А.Н., Шайхутдиновой Г.А. [1; 2], проведенными в 2003 г., можно считать, что тенденция феминизации российского образования сохраняется - из 240 преподавателей и мастеров производственного обучения 86,25% женщин и только 13,75% мужчин. Надо отметить, что эта тенденция прослеживается и в технических колледжах, ранее бывших преимущественно мужскими. Возрастные показатели преподавателей и мастеров производственного обучения выглядят следующим образом: в возрасте 21-30 лет - 12,50%, в возрасте 31-40 лет - 24,17%, в возрасте 41-50 лет - 22,50%, в возрасте 51-60 лет - 20,00%, в возрасте 61 - 70 лет - 10,83%. Таким образом, прослеживается тенденция «омоложения» специалистов (увеличение возрастной категории 21-30 лет), свидетельствующая о повышении престижа преподавательской деятельности среди молодежи.
По социальному происхождению преподаватели колледжей представляют собой различные социальные группы и тем самым отражают социальную структуру нашего общества: выходцы из семей служащих (44,58%), рабочих (36,25%), педагогов (13,33%), крестьян (4,17%).
Следует отметить, что 53,33% преподавателей осознанно выбрали профессию и считают преподавательскую деятельность своим призванием, 13,33% опрошенных прислушались к советам родителей-педагогов и продолжили семейную традицию, 27,50% отметили в качестве ответа «другое». Можно полагать, что, если выбор сделан осознанно и человек следует своему предназначению, то и работа приносит моральное удовольствие. Подтверждением служат ответы на вопрос: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение?», 47,08% респондентов ответили положительно, 50,42% - доставляет, но не в полной мере и лишь 0,83% опрошенных ответили отрицательно, 1,67% работают ради денег.
Утверждение, что преподаватели ССУЗ - активные, творческие, образованные люди, постоянно повышающие свою квалификацию и глубоко заинтересованные в своем профессиональном росте, подтверждают следующие данные: 82,5% опрошенных проходили разнообразные курсы повышения квалификации за последние 5 лет. И только 17,5 % не проходили подобных курсов в связи с тем, что работают в сфере образования не более 3-х лет. Следует отметить, что повышение квалификации преподаватели проходят по собственной инициативе с большим желанием и интересом: 19,58% опрошенных проходили подобные курсы 5 и более раз за все время работы в сфере профессионального образования, 24,17% - 3-4 раза и 37,92% - 1-2 раза.
Современный преподаватель - это высоко квалифицированный специалист, который идет в ногу со временем и стремится быть на уровне современных требований к организации учебного процесса, о чем свидетельствует тематика курсов повышения квалификации, выбираемая педагогами - это и «гуманитарные проблемы современности», «воспитательная деятельность», «инновационная деятельность в образовании», а также вопросы модернизации современного образования. Перечень курсов широк и охватывает различные проблемы и вопросы современной педагогики и сферы образования в целом.
Нашими респондентами были преподаватели общегуманитарного цикла дисциплин (35,42%) и профессиональных модулей (64,58%). Среди них наблюдается большой процент мастеров производственного обучения и преподавателей с высшей квалификационной категорией: высшая -38, 75%, первая - 23,33%, вторая - 16, 25%, нет - 21,67%. Отсутствие квалификационной категории говорит о том, что среди преподавателей имеются молодые специалисты, которые еще не успели подтвердить свою категорию, либо преподаватели, которые пришли в сферу профессионального образования из других отраслей, например, бывшие инженеры, техники. В то же время довольно низок процент преподавателей и мастеров производственного обучения с научной степенью (1,67%) - это можно объяснить тем, что ее наличие не поощряется в сфере среднего профессионального образования материально и редко способствует продвижению по карьерной лестнице. Однако курсы повышения квалификации не смогут в полной мере заменить ту научную подготовку, которую дает обучение в аспирантуре, а также сформировать исследовательские компетенции, так необходимые современному преподавателю. Более половины опрошенных преподавателей имеют различного рода публикации (59,58%): научные публикации -22,50%, методические - 36,25%, УМК (учебно-методические комплексы) - 26,25%. Преподаватели ССУЗ принимают активное участие в мероприятиях, направленных на повышение квалификации и обмен опытом: в научно практических конференциях участвуют 64,17%, методических семинарах - 81,25%, круглых столах - 57,08%, не принимают участие - 3,33%. Из выше приведенных данных нашего исследования можно сделать вывод, что преподаватели стремятся идти в ногу со временем и быть на уровне современных требований к организации учебного процесса, обмениваются богатым, накопленным за годы преподавания научно-методическим опытом со своими коллегами, делятся результатами обучения и воспитания, приспосабливаются к изменениям и приобщаются к отечественным и мировым тенденциям, происходящим в сфере образования.
Анализ влияния общегуманитарной подготовки на формирование профессиональных качеств будущего мастера профессионального обучения немыслим без выявления отношения преподавателей к дисциплинам гуманитарного цикла и к своей педагогической деятельности в целом. Эту тенденцию подтверждают ответы на вопрос «Оказали ли дисциплины общегуманитарного цикла на ваше мировоззрение?», на который 78,33% ответили положительно и только 21,67% отрицательно. Среди предлагаемого перечня общегуманитарных дисциплин, в наибольшей степени повлиявших на профессиональную подготовку преподавателей, были
отмечены следующие: отечественная и зарубежная литература (39,17%), философия (30,42%), экономика (20,42%), иностранные языки (18,33%), другие дисциплины (79,58%) - в том числе русский и татарский языки, история, социология, политология, право, обществознание, музыка, эстетика, изобразительное искусство, мировая художественная культура. По результатам проведенного опроса, уровень знания иностранных языков у респондентов оставляет желать лучшего, так как 22,50% из 100% опрошенных преподавателей не знают и не владеют иностранным языком. Те же преподаватели, которые указывали, что знают тот или иной язык (английский - 46,25%, немецкий - 27,08%, французский - 5,00%, другой - 1,67%), зачастую отмечали, что не способны общаться на нем, в лучшем случае умеют читать и переводить со словарем. Однако, коммуникабельность, формируемая в процессе иноязычной подготовки, является важной составляющей педагогической компетенции преподавателя и мастера производственного обучения. Одним из требований, предъявляемых к выпускнику профессиональной школы, становится наличие специальной иноязычной подготовки - владение иностранным языком в пределах, определяемых коммуникативными потребностями его будущей профессиональной деятельности. Если студенты овладевают иностранным языком, то они быстрее и эффективнее овладевают языком как средством профессиональной культуры. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что общегуманитарные дисциплины оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения личности (78,33% - ответ «да» в анкете). Общегуманитарные дисциплины в целом, формируют личностные черты, необходимые профессионалу для успешного выполнения профессиональных функций в условиях рыночных отношений. Гуманитарные знания, путем интеграции с профессиональными знаниями, раскрывают закономерности развития и реализации личности в современном мире и в профессиональной деятельности.
Данные анкетирования свидетельствуют о том, что преподаватель остается центральным звеном в решении задач обучения и воспитания, он является важной фигурой образовательного процесса, от его личных качеств и сформированных профессиональных компетенций во многом будет зависеть уровень профессиональной подготовки выпускников. На вопрос о том, «Какое место занимает каждое из перечисленных условий в процессе повышения уровня подготовки специалистов в ССУЗ?» ответы преподавателей, в порядке значимости, выглядят так: высокий уровень подготовки преподавателей - 50,42%, хорошая организация учебного процесса - 34,58%, современная материально-техническая база - 16,25%, проведение индивидуально-воспитательной работы - 10,83%. Эти ответы говорят о том, что преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие в полной мере педагогической компетенцией и постоянно совершенствующиеся в педагогической деятельности, являются наиболее конкурентоспособными в сфере профессионального образования.
Конкурентоспособность преподавателя является интегративной характеристикой, обеспечивающей ему более высокий профессиональный статус, определяется комплексом конкурентозначимых профессионально важных и личностных качеств, индивидуальных
способностей решения конкретных задач, вопросов, проблем и необходимых для этого профессиональных знаний, умений и навыков, компетенций [3].
В качестве факторов, определяющих профессиональную успешность и конкурентоспособность, обычно рассматриваются такие явления, как профессионально-важные качества. Преподаватели обследуемых колледжей считают, что для решения вопросов обучения и воспитания наиболее значимыми, ценными личностными качествами являются: профессиональная компетенция (80,83%), ответственность (80,00%), порядочность (72,50%), доброжелательность (63,33%), инициативность (40%), умение довести начатое до конца (35,00%), решительность (19,17%), предприимчивость (11,67%).
Такая направленность в обучении и воспитании не совсем отвечает реалиям сегодняшнего дня, хотя общечеловеческие ценности, без сомнения, остаются приоритетными в работе педагога.
Оценивая себя, преподаватели профессиональной школы так проранжировали присущие им черты характера: ответственность - (1), воспитанность - (2), образованность - (3), самостоятельность - (4), терпеливость - (5), организованность - (6), общительность - (7), умение управлять собой - (8), активность - (9), любознательность - (10), уверенность в себе - (11), инициативность - (12). Настораживает тот факт, что инициативность и уверенность в себе у педагогов занимают далеко не лидирующие позиции. В быстроменяющемся мире общество требует от системы профессионального образования такого преподавателя, который обладает конкурентоспособными качествами. Сложно представить себе преподавателя, способного воспитать конкурентоспособного специалиста, если сам преподаватель не уверен в себе, не проявляет инициативу и решительность, ведь невозможно научить тому, что сам не способен делать.
На вопрос «Как вы оцениваете свою роль в жизни коллектива?» - 69,58% респондентов ответили, что к их мнению прислушиваются коллеги; 17,08% - с их мнением считаются руководители, в то же время 25,83% ответили, что от них ничего не зависит. Вызывает опасение, что далеко не все преподаватели осознают свою гражданскую позицию в обществе и в коллективе, несмотря на то, что одной из воспитательных функций, выполняемых преподавателем, является воспитание гражданина своей страны.
В целом педагоги профессионального обучения и мастера производственного обучения являются обычными гражданами России, им свойственны все человеческие качества и слабости. Важнейшими ценностями для них являются: здоровье (1), семейное счастье (2), интересная работа (3), материальная обеспеченность (4), дружба/общение с духовно-близкими людьми (5), любовь (6), собственное развитие (7).
Проанализированные показатели дают основание считать, что:
- некоторые представления о педагогах системы СПО устарели, так как происходит достаточно интенсивное «омоложение» педагогических кадров, а также преобразования социального, профессионального и культурного уровня в соответствии с требованиями времени;
- сегодня преподаватель СПО - это не только транслятор знаний, но педагог-исследователь, который активно занимается самообразованием и повышением квалификации путем участия в различного уровня научных конференциях, семинарах, круглых столах, а также в процессе научно-исследовательской и методической деятельности;
- преподаватель СПО достаточно четко осознает свою роль в обществе и понимает, что без достаточных знаний, профессиональной компетентности он не может быть авторитетом и лидером для студентов;
- преподаватели средних учебных заведений осознают роль и значимость гуманитарных дисциплин при формировании гуманистического мировоззрения будущего поколения преподавателей, что, несомненно, является фундаментом педагогической компетенции, однако не всегда готовы и способны использовать потенциал общегуманитарных дисциплин в процессе её (педагогической компетенции) формирования;
- в качестве рекомендаций хотелось бы пожелать преподавателям уделить более пристальное внимание изучению своих наиболее актуальных важных качеств, которые диктуют реалии времени и происходящие изменения в социально-экономической жизни страны. Необходимо постоянно совершенствовать собственные личные установки и качества, идентифицировать их с качествами идеального преподавателя, который востребован в XXI веке, и в соответствии с этим определять траектории своего развития, самообучения и самообразования.
Литература:
1. Мониторинг в системе условий обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена: Научно -педагогическое пособие для работников системы СПО/ Под ред. д.п.н., чл-корр. РАО Г.И. Ибрагимова. Казань: РИЦ «Школа», 2003. 100с.
2. Шайхутдинова Г. А. Отношение педагогов техникумов к профессии и работе// Специалист. 2004. №1. С.34-35.
3. Сабитова Г.А. Подготовка конкурентоспособных специалистов в колледже на основе маркетингового подхода// Казанский педагогический журнал. 2008. №12. С. 68-72.
4. Гильмеева Р.Х., Волович Л.А., Тихонова Л.П., Гараева Н.Г., Мухаметзянова Л.Ю., Багавиева Г.М. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин// Казанский педагогический журнал. 2009. №1. С.75-90.