2. Баскакова М.Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда / МЦГИ. Проект тендерная экспертиза. М., 1998.
3. Законодательство о правах женщин в СССР: Сборник нормативных актов. М., 1975. С. 13-14.
4. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/zavadskaya/ (дата обращения: 03.04.2017).
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета, 25 декабря 1993 года.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 2 Огурцова С.В. , Шайланов С.Н.
1Огурцова Светлана Владимировна - аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
методист заочного отделения, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области Губернский колледж г. Сызрани;
2Шайланов Сергей Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассматриваются инновационные технологии в системе среднего профессионального образования не только к оценке качества знаний, но и уровня сформированности компетенций у студентов педагогических колледжей. Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, профессиональный модуль, междисциплинарный курс, производственная практика.
Расширяющиеся пространства для инновационных процессов во всех сферах общества, включая сферу образования, рождают теоретические изыскания инноваций в разных научных областях. Особенно актуальными становятся вопросы инноваций в системе профессионального образования, от которого зависит подготовка специалистов для всех социально значимых профессиональных областей. Поскольку, процесс развития системы профессионального образования происходит по причине изменений производства, общества и самого человека, а также результата процессов саморазвития всей образовательной системы, то здесь непосредственными источниками развития являются инновационный педагогический опыт, соответствующая ей педагогическая теория и инновационные технологии обучения.
Термин «инновация» дословно переводится как «нововведение». Понятия «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», являющиеся синонимами в педагогической науке, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой [8, с. 7]. По мнению В.А. Сластенина, применительно к педагогическому процессу, инновация означает «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося» [11, с. 492].
75
Нововведение в общем смысле - это прогрессивное изменение внутри какой-либо системы, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих новые значимые теории в науке, прогрессивные изменения в социальной практике. Инновации, являющиеся движущей силой прогресса, охватывают все области научных знаний. Различают следующие виды инноваций: социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические и др.
Образовательные инновации являются разновидностью социальных инноваций. Инновационный процесс - это формирование, а затем развитие содержания и организации чего-то нового, он представляет собой совокупность процедур и средств, методов и приемов, посредством которых научное открытие или идея трансформируется в социальное, в том числе, и образовательное нововведение. Следует отметить, что создание и внедрение инноваций в системе образования - это не только решение образовательных, но и общественных проблем, поскольку, образовательная деятельность является особой значимостью для общества, то соответственно, оно крайне заинтересовано в образовательных инновациях. Инновации в образовании имеют ту же цель, что и инновации в обществе, так как они способствуют его развитию и прогрессу.
По мнению Е.А. Аникушиной, О.С. Бобиной, А.О. Дмитриевой, О.Н. Егоровой и др., образовательная инновация - это «нововведение в области образования, направленное на прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом; образовательная инновация - это, прежде всего, ориентация на положительный опыт прошлых лет, на базе которого реализуется деятельность, выходящая за пределы установленных норм, с целью улучшения ее результатов. Такой взгляд на образовательную инновацию определенно рационален, поскольку, многое новое оказывается хорошо забытым старым» [1, с. 6].
Образовательные инновационные процессы сегодня движутся по таким значимым направлениям, как:
- обновление и создание нового содержания образования;
- разработка и внедрение новых технологий в процесс обучения;
- разработка (или заимствование из мирового опыта) и применение методов, приемов и средств освоения новых образовательных программ;
- создание педагогических условий для самоопределения личности учащегося в процессе обучения;
- изменение образа деятельности и стиля мышления преподавателей и учащихся, взаимоотношений между ними;
- формирование, развитие и совершенствование инноваций в создании творческих коллективов в детских садах, школах, ССУЗах и вузах.
Таким образом, в настоящее время в образовательной сфере внедряется немалое количество инноваций различного характера, направленности и значимости для дошкольного, школьного и профессионального образования. На основе инноваций на государственном уровне осуществляются большие или малые образовательные реформы, внедряются инновации в организацию, содержание, методику и технологию образовательного процесса. Особую значимость приобретают сегодня инновационные технологии в образовании.
Термин «технология» в общем смысле означает спроектированная и воплощенная на практике система методов и приемов, применяемая в каком-либо научном или профессиональном деле, мастерстве, искусстве. Соответственно, технология в образовании - это «спроектированный и последовательно воспроизведенный процесс учебно-педагогических действий, направленных на решение образовательных задач, представляющих собой определенную систему педагогических методов и приемов обучения» [9, с. 2196].
В педагогической науке и образовании чаще всего распространено понятие «педагогическая технология». В.А. Сластенин педагогическую технологию определяет как «строго научное проектирование, построенное на определенной системе принципов и точное воспроизведение гарантирующих успех учебно-педагогических действий в форме определенных методов и приемов» [11, с. 344].
Синонимичными вариантами термину «педагогическая технология» являются понятия «технология обучения», «образовательная технология», «технология в обучении», «технология в образовании», они достаточно широко используются в психолого-педагогической литературе. В своем исследовании мы будем придерживаться термина «образовательная технология».
В рамках профессионального образования многие авторы инновационную образовательную технологию рассматривают как «продуманную во всех деталях современную модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным современным обеспечением комфортных условий для преподавателя и студента» [1, с. 4].
Таким образом, под инновационными технологиями в профессиональном образовании понимается комплекс применяемых методов, приемов и средств обучения, основанных на использовании современных достижений мировой и отечественной науки, а также информационных и коммуникативных технологий.
Основной целью инновационных технологий в профессиональном образовании является повышение качества подготовки студентов посредством развития у них коммуникативных, творческих способностей и самостоятельности, а также формирование у них общих и профессиональных компетенций.
Наиболее известными инновационными технологиями обучения в профессиональном образовании в настоящее время являются: модульное обучение, проблемное обучение, активное обучение, проектное обучение, дистанционное обучение, обучение, основанное на ИКТ и т.д. Все перечисленные технологии могут взаимодополнять друг друга в процессе обучения.
Внедрение и применение таких инновационных технологий в систему СПО способствуют расширению общекультурного кругозора студентов; развитию их интеллектуальных способностей, исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, коммуникативных умений, ораторских способностей; формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в обществе, т.е. всего того, что необходимо современному профессионально-компетентному будущему специалисту.
Таким образом, основной целью СПО является подготовка профессионально -компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, который будет конкурентоспособным на рынке труда, свободно владеть своей профессией, ориентироваться в смежных областях деятельности, способный к эффективной профессиональной деятельности по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Профессиональная подготовка компетентного специалиста в системе СПО осуществляется в рамках такой инноватики как компетентностный подход, смысл которого заключается в «оценке качества образования по его результатам -совокупности освоенных обучающимися компетенций как способностей человека самостоятельно применять полученные в образовательной организации знания, умения и приобретенный практический опыт (навыки)» [7, с. 35].
По мнению А.А. Вербицкого, сегодня качество традиционной подготовки выпускников СПО перестает удовлетворять требования современного общества. Автор отмечает: «Удовлетворение потребностей современного общества требует от специалиста высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности в результатах
77
своего труда, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т.д. Поэтому, на смену ЗУНовской парадигме образования приходит другая парадигма, основанная на инновационном -компетентностном подходе к обучению, согласно которой, на смену знающему специалисту должен прийти не столько знающий человек, сколько компетентный, владеющий компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов» [4, с. 28].
В обновлении содержания СПО в настоящее время главным инновационным подходом признается модульно-компетентностный подход, представляющий собой «концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения» [3, с. 130].
В основе модульно-компетентностного подхода лежит модульное обучение - как одна из инновационно-прогрессивных педагогических технологий, которая получила свое широкое распространение в образовательных учреждениях СПО.
Стимулом к внедрению модульных технологий в систему профобразования послужили материалы конференции ЮНЕСКО, представленные в Париже в 1974 году, провозгласившие требования «создания открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к условиям рынка труда своей страны» [10, с. 2172].
Данным требованиям оптимальным образом отвечает модульное обучение, позволяющее гибко выстраивать содержание обучения из модульных блоков, интегрировать различные виды, методы и формы обучения, выбирать наиболее соответствующие из них для определенной аудитории студентов, которые, в свою очередь, получали бы возможности для самостоятельной работы с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.
Как новый подход в обучении, модульный подход (теория модульного обучения) в российское профессиональное образование проник в 80-х - 90-х годов XX века, благодаря научным трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее последователей. Теория модульного обучения опирается на основы теорий педагогики и психологии и успешно применяется в педагогической практике.
Принципы и правила ее построения, отбор методов и форм реализации процесса обучения осуществляются на основе интеграции обобщенных положений теории и практики дифференциации, проблемности и оптимизации процесса обучения. Так, из основ программированного обучения в теории модульного обучения была заимствована идея активного обучения студента и логическая систематизация данного процесса, а также систематический самоконтроль студентом своего обучения, который основан на индивидуальном подходе и учете его возможностей при получении новых знаний. Из теории поэтапного формирования умственных действий студента в ходе обучения заимствован ориентир получения определенного объема новых знаний в определенной сфере деятельности. Обогатила теорию модульного обучения идея кибернетического подхода, нацеленная на обеспечение гибкого управления процессом получения новых знаний, стимулирующая студента к самоуправлению. Наконец, из современной психологической науки в процессе модульного обучения активно используется рефлексивный подход.
Сегодня внедрение в образовательный процесс СПО модульно-компетентностного подхода предполагает ФГОС нового поколения «как формы организации образовательного процесса, целенаправленной на развитие общих и профессиональных компетенций, основанных на готовности студентов СПО использовать усвоенные ими знания и способы деятельности в реальной жизни для решения различных практических задач» [14, с. 338].
78
СПО осуществляет профессиональную подготовку функционального уровня, что предопределяет формирование у студентов определенных профессиональных и общих компетенций и как итог - установление требований, предъявляемых к их подготовке в рамках образовательной программы. В связи с этим, основным принципом модульно-компетентностного подхода является ориентация на значимые общие и профессиональные компетенции студентов в пределах определенного модуля/дисциплины, обеспечивающие качественный результат их освоения в процессе обучения.
По моему мнению, обучение, которое основано на компетенциях, является наиболее эффективным тогда, когда оно реализуется в форме модульных образовательных программ. Обучение на базе компетенций - это обучение, строящееся на основе определения, освоения и демонстрации умений, знаний, опыта, типов поведения и отношений, которые необходимы для той или иной профессии. Ключевой принцип обучения на базе компетенций - это ориентация на результаты в виде уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, значимых для сферы профессиональной деятельности.
Под образовательной программой, базирующейся на модульно-компетентностном подходе (ее еще называют «модульная образовательная программа»), понимается «совокупность документации, регламентирующая цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов профессионального обучения и состоящая из модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения специальности и квалификации» [10, с. 349].
Чтобы раскрыть сущностные характеристики модульно-компетентностного обучения в системе СПО, для начала, обратимся к термину «модуль» в его традиционном понимании, который, дословно переводится как «мера», функциональный узел. В образовании под модулем понимается «относительно целостная структурная единица информации, деятельности, процесса или организационно-методическая структура» [6, с. 437].
Таким образом, модуль в образовании - это определенный объем учебной информации. Согласно ФГОС СПО, «под модулем в обучении понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (общих и профессиональных компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции» [2, с. 236].
Исходя из современных представлений педагогической науки, понятие «модульное обучение» в СПО означает реализацию технологии обучения студентов, посредством модуля или модульной программы.
Это значит, что сущность модульного обучения в СПО заключается в организации образовательного процесса, в рамках которого учебная информация разделена на образовательные модули - это относительно законченные и самостоятельные единицы, части учебной информации. Комплекс нескольких образовательных модулей дает возможность раскрыть содержание той или иной учебной темы или же всей учебной дисциплины.
Таким образом, модуль - это основа образовательной программы учебных заведений СПО, он является достаточно самостоятельной единицей и нацелен на формирование общих и профессиональных компетенций студента. Модуль - это средство модульного обучения, поскольку, включает в себя следующие основные элементы: целевой план действий, банк учебной информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль может выступать и программой обучения, обладая индивидуализированностью по содержанию, методам и приемам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студента. При этом, как отмечает С.В. Хворова: «Каждый модуль
79
должен иметь базовую обязательную часть, а также вариативную, устанавливаемую колледжем, которая дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых профессиональных дисциплин».
Модуль, как отдельно взятая часть определенной учебной дисциплины или элемент образовательного процесса, может сам подразделяться на более мелкие модульные единицы, которые будут являться определенной, законченной частью.
Модульные единицы структурируют модуль, здесь все зависит от конкретной области изучаемого процесса или дисциплины, особенности обучения, требований и возможностей применения данных технологий.
Таким образом, модуль представляет собой независимое, логически законченное звено процесса обучения. Если обобщить все вышесказанное по данному вопросу, то под модулем мы будем понимать единицу структуры обучения, выбранную и представленную так, чтобы было возможным достигнуть определенного уровня профессиональной подготовленности студента, который бы был определен целевой программой действий в процессе обучения.
Внутри каждого образовательного модуля, его содержание и технология овладения им соединены в систему высокого уровня целостности, что дает возможность представить образовательный процесс как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения. Структура модуля состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Основными характеристиками модуля являются: системность, относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.
В рамках образовательных модулей в СПО у студентов формируются общие и профессиональные компетенции посредством комплексного, синхронизированного изучения теоретических и практических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности. При этом осуществляется не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько происходит пересмотр их содержания, так сказать «отсеивание» излишней теории, перераспределяется объем с целью подачи действительно необходимых теоретических знаний, позволяющих осваивать общие и профессиональные компетенции, упорядочивая и систематизируя их что, в конечном итоге, приводит к повышению мотивации к процессу обучения студента.
Главной особенностью технологии модульного обучения в СПО, таким образом, становится правильное и функциональное разделение содержания определенной дисциплины (модуля) на лаконичные и законченные блоки, соответствующие поставленным профессиональным задачам и необходимым современным профессиональным требованиям. Изучение определенного предмета или дисциплины осуществляется более или менее самостоятельно студентом в соответствии с учебным планом, который содержит в себе целевой блок направленных действий на освоение выбранного материала, банк соответствующей учебной информации (теоретический аспект) и методические указания по достижению поставленных дидактических целей. Образовательным модулем выступает логически завершенная форма определенной части содержания учебной дисциплины, которая включает в себя познавательный и профессиональный аспекты, их усвоение завершается соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков (общих и профессиональных компетенций) сформированных в процессе овладения студентами данным модулем.
В настоящее время модульно-компетентностный подход в педагогических колледжах представляет собой одну из ведущих образовательных концепций организации учебного процесса, целью которого является формирование ряд общих и профессиональных компетенций студента, а средством ее достижения служит модульное представление о содержании и структуры обучения.
Модульно-компетентностный подход в педагогических колледжах является инновацией, которая, базируется на понятиях общих и профессиональных
80
компетенций как одних из основных показателей реализации ФГОС нового поколения. Сегодняшнему образованию необходим педагог, который бы свободно владел своей профессией, был способен к постоянному саморазвитию, самообразованию в конкурентной среде, обладал компетентностью.
В современных социально-экономических условиях ориентация российских педагогических колледжей на модульно-компетентностный подход обусловил постановку новых, сложных задач подготовки будущих профессионально-компетентных педагогов различных направлений перед областью СПО.
Опираясь на требования ФГОС СПО и цели педагогических инноваций, образовательная деятельность в российских педагогических колледжах, в настоящее время ориентируется на модульно-компетентностный подход и лежащие в его основе следующие инновационные технологии обучения:
- технология модульного обучения;
- деятельностно-компетентностные технологии;
- проектные технологии;
- ИКТ и интерактивные технологии;
- дистанционные технологии;
- активные и проблемно-развивающие технологии;
- технологии сравнительной оценки и достижений («портфолио» и т.п.);
- рейтинговая система контроля сформированных компетенций.
Таким образом, организация образовательного процесса в российских педагогических колледжах в рамках модульного подхода базируется преимущественно на использовании деятельностных технологий, предполагающих активацию активности обучающихся и повышения роли самостоятельного освоения материала, изменение роли преподавателя, заключающейся в выполнении им консультативно-координирующей функции.
Итак, мы видим, что введение модульно-компетеностного подхода в систему СПО позволяет обеспечить единство технологической, методической и организационной составляющих процесса подготовки специалистов в учебных заведениях.
Модульное обучение обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционной системой обучения, с множества сторон.
Так, со стороны студентов, получающих СПО - это возможности современного профильного образования с минимальными финансовыми и временными затратами, в удобной для них форме и использования собственного временного темпа.
Со стороны педагогического состава учреждений СПО - это удобная, более гибкая и корректируемая технология учебно-методического курса, она высвобождает большую часть времени на консультационно-тьюторскую деятельность.
Со стороны учебного заведения - возможность в подготовке большего количества специалистов, при этом, имея тот же объем преподавательского состава и на той же учебной базе.
Со стороны профессиональной деятельности - появилась реальная возможность для углубления профессиональной подготовки будущих специалистов с наибольшим профильным охватом и без дополнительных финансовых затрат.
И, наконец, со стороны общественной деятельности - это реальная возможность получить качественное образование и продолжить обучение в ВУЗе для более высокой квалификации, а затем учиться и в послевузовском режиме (в системе непрерывного обучения).
На практике модульно-компетентностный подход к обучению показывает процесс более точного освещения изучаемой студентами области знаний, при этом, оснащенность учебно-информационным, методическим и дидактическим материалом в рамках данного вида обучения значительно выше. Также в модульное обучение более развито структурированностью своего процесса: выделяются более конкретно цели и задачи, направленность модуля - начиная самым минимальным (небольшой
81
отдельной темой) и заканчивая максимальным (макромодулем, цельным блоком дисциплины), разрабатывается план освоения выбранного материала (для обучения, саморазвития), а затем производится итоговый контроль за качеством освоенности материала студентами.
Таким образом, целесообразность модульно-компетентностного подхода в системе СПО вполне очевидна. Он успешно зарекомендовал себя в СПО и сегодня является фундаментом формирования общих и профессиональных компетенций у студентов. При реализации данного подхода в СПО, внутри отдельного модуля как целостной единицы, происходит комплексное освоение умений и знаний в процессе формирования конкретной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной профессионально-трудовой функции, отражающей требования рынка труда.
Введение профессиональных модулей в ФГОС СПО призывает: к объединению содержательных, организационных, методических и технологических компонентов профессионального обучения, а также теоретических и прикладных аспектов; к обеспечению структурной связанности всего образовательного комплекса, совмещению дидактических целей в одну организационно-методическую структуру, логическому завершению единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Все это дает возможность оптимизировать образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.
Список литературы
1. Аникушина Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. [Текст] : методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др.; под общ. ред. Е.А. Аникушиной. Томск: В-Спектр, 2011. 212 с.
2. Башкина Е.Ю. Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения. [Текст] / Е.Ю. Башкина // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012. № 5. С. 234-240.
3. Богданова Л.Г. Модульно-компетентностный подход как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в учреждениях СПО. [Текст] / Л.Г. Богданова // Казанский педагогический журнал, 2013. № 1 (96). С. 128-133.
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. [Текст] / А.А. Вербицкий // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
5. Вольнов С.В. Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения. [Текст] / С.В. Вольнов, Е.Н. Ефимова // Материалы Всероссийской научно -методической конференции от 2-4 февраля 2011 г. в Оренбурге. Секция № 27 «Проблема реализации ФГОС в системе «колледж-университет». Оренбург, 2011. С. 2171-2174.
6. Голованова Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. [Текст] / Ю.В. Голованова // Молодой ученый, 2013. № 12. С. 437-442.
7. Дегтерев В.А. Компетентностный подход - новая парадигма в образовании. [Текст] / В.А. Дегтерев, В.А. Трибунская // Вестник социально-гуманитарного образования и науки, 2014. № 4. С. 35-47.
8. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании. [Текст]: учебно-методическое пособие / О.И. Истрофилова. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. ун-та, 2014. 133 с.
9. Князева А.А. Инновационные технологии в преподавании общегуманитарных дисциплин в СПО. [Текст] / А.А. Князева // Материалы Всероссийской научно-методической конференции от 2-4 февраля 2011 г. в Оренбурге. Секция № 27 «Проблема реализации ФГОС в системе «колледж-университет». Оренбург, 2011. С. 2196-2199.
10. Кузьминская А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях. [Текст] / А.В. Кузьминская // Молодой ученый, 2014. № 16. С. 349-351.
11. Сластенин В.А. Педагогика. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Слестенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под общ. ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2014. 608 с.
12. Масленникова А.В. Инновационные педагогические и образовательные технологии: определение и классификация. [Электронный ресурс]: А.В. Масленникова // Электронный журнал «Директор школы», 2012. № 4. Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/20683.html/ (дата обращения: 19.07.2016).
13. Пономарева Л.Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в ссузе и вузе. [Электронный ресурс]: Л.Н. Пономарева. Режим доступа: http: //science.ncstu.ru/articles/hs/09/ (дата обращения: 05.07.2016).
14. Ямолова С.П. Внедрение модульно-компетентностного подхода в педагогическое образование: возможности и проблемы. [Текст] / С.П. Ямолова // Вектор науки ТГУ, 2012. № 1 (8). С. 338-341.
ОБЩЕНИЕ КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Макарова Г.Д.
Макарова Галина Денисовна - доцент, кафедра иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается обучение по различным аспектам общения (устное, письменное, деловое) на английском языке студентов неязыковых специальностей, что является актуальным вопросом при подготовке высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: общение, средства общения, деловое общение, ситуация, конкурентоспособный специалист.
Язык используется в ситуациях повседневного общения в различных сферах жизнедеятельности общества. Следовательно, человек, который пытается овладеть новым для него языком, располагает достаточно большим временем для языковой практики, при этом социальная потребность в этом языке чрезвычайно высока: знание языка может обеспечить человеку полноценное пребывание и проживание в стране, где этот язык является единственным (или основным) средством общения [1, с. 8].
В самом процессе общения, внимание акцентируется преимущественно на содержании (предмете общения), а не на осмыслении языковой формы и системы языка [1, с. 9].
Главной задачей урока на старших курсах неязыковых специальностей является общение на английском языке. Цели обучения английского языка в школе и в вузе