Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты семейного воспитания в условиях образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины XIX - начала XX веков'

Социально-педагогические аспекты семейного воспитания в условиях образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины XIX - начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты семейного воспитания в условиях образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины XIX - начала XX веков»

Социально-педагогические аспекты семейного воспитания в условиях образо вател ьно-воспитател ьного пространства Юга Украины второй половины XIX - начала XX веков

Л. А. Корецкая

Межрегиональная академия управления персоналом, Херсон, Украина, Koretskaya.Lyuba@mail.ru

Анализ деятельности социальных институтов Юга Украины второй половины XIX - начала ХХ веков необходимо начать с исследования семьи, поскольку именно ему принадлежит приоритетное место в процессе формирования и развития личности с момента ее рождения. Семья является первой инстанцией, которая прививает ребенку социальные нормы и правила поведения и регламентирует ее жизнь. Она является проводником национального духовного наследия, культурных традиций, и этим существенно влияет на формирование личности, ее практических умений и навыков. Недостатки семейного воспитания способствуют формированию противоправного поведения и могут привести к лишению свободы.

Поликультурное образовательно-воспитательного пространство Юга Украины второй половины XIX - начала XX веков предполагало существование в каждой семье индивидуальной воспитательной системы, которая включала опыт родителей, национальные традиции и порядки, морально-этические нормы. Семья второй половины XIX - начала ХХ веков определяла социальные ориентиры воспитательного идеала.

Отец всегда олицетворял достоинство, стойкость духа своей семьи и рода, выступал защитником потомков, воспитывал у детей волевые

качества - выносливость, ответственность; мать всегда была носителем любви, гуманизма, благотворительности, хранительницей семьи. Детей учили «... делать так, чтобы отцу-матери не было стыдно перед людьми». Традиции добрососедства способствовали воспитанию человечности, доброты, сочувствия, взаимопомощи.

Семья имела широкие разнообразные возможности воздействия на детей, будущих отца или мать, формируя у них определенные представления о брачно-семейных отношениях. Воздействие семьи на ребенка не ограничивалось только воспитательной деятельностью родителей, на формирование его личности большое влияние оказывали образ жизни семьи и сообщества в целом. Наличие в семье отца и матери, определенного количества детей в ее составе, численность и соотношение поколений определяли не только жизнь конкретной семьи, но многие аспекты общественного функционирования: соблюдение требований общества и выполнение его правил, принятие власти, умение добровольно подчиняться старшим, навык социального взаимодействия, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимная забота, толерантность, доверие и любовь, которые создавали органическое единство народов, проживавших на Юге Украины второй половины XIX - начала ХХ веков.

В семье ребенок учится правильному восприятию авторитета в лице отца и матери. Он впервые встречается с идеей ранга и учится воспринимать высший ранг другого человека с благоговением, но не унижаясь, учится мириться со своим подчиненным рангом, не проявляя при этом ни злости, ни зависти, ни ненависти. Ребенок учится находить в иерархии авторитетов творческую и организующую силу, в то же время, освобождая себя от «духовного ига » с помощью любви и уважения.

Ведущее место в воспитании личности на этих принципах занимает менталитет как основной источник развития идеи народности, поскольку он включает в себя осознаваемые стереотипы и бессознательные архетипы социального поведения.

Элементы народности особенно четко прослеживаются в системе воспитания поселениях колонистов Юга Украины второй половины XIX -начала ХХ веков - немцев, евреев, шведов, греков, болгар, где народность

воспитания являлась источником национального воспитания.

Юг Украины второй половины XIX - начала ХХ веков был поликультурным, поэтому его особенностью было то, что все народы имели желание совместно работать в тяжелых природно-климатических условиях, вместе радоваться общим праздникам, но с соблюдением своих этнических традиций и обычаев. Можно утверждать, что основой воспитания детей в семьях Юга Украины было единство национального и общечеловеческого идеалов. В условиях поликультурного региона самыми ценными считались общечеловеческие добродетели и ценности: семейственность, уважение к старшим, трудолюбие, настойчивость, храбрость, мужество, находчивость, сила воли. В соответствии с воспитательным идеалом у детей формировались такие черты, как любовь к родной земле, религиозность, соборность, труд на благо Отечества и ближнего, уважение к семье и женщине, чувство национального достоинства, чистоты рода, языка и культуры. Основой воспитания детей в семьях были труд и культура быта. Экономические, этнические, религиозные особенности образа жизни поликультурного образовательного пространства региона (русских, украинцев, евреев, немцев, греков, болгар, шведов и др.) определялись через ценностное отношение к труду.

Образцовой считалась многодетная семья, а идеалом женщины -мать в окружении большого количества детей. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство - основной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни; бесплодие рассматривалось как большое несчастье. Прерывание беременности считалось нарушением моральных норм, большим грехом, который приравнивался к детоубийству.

Ребенок до семи лет не воспитывался в современном понимании этого термина; считалось, что на «стадии младенца» он - существо неразумное и целенаправленно учить его чему-либо не имеет смысла. До семи лет дети не имели домашних и хозяйственных обязанностей. В крестьянской семье ребенка постепенно и ненавязчиво приучали к мысли о том, что ему придется много работать, и работа может доставлять

радость и удовольствие. Маленьким детям разрешалось делать все: кричать, чего-то требовать. Это не вызывало у родителей ни раздражения, ни гнева, ни злобы, ни желания наказать непослушного. Родители вообще редко наказывали детей, поскольку считали, что наказание сделает их робкими. Отношения между детьми и взрослыми строились на взаимной любви и ласке. Понятие чести у крестьян сочеталось с честным выполнением своего долга и взятых на себя обязательств. Для мужчин оно заключалось в умении ответить за безосновательные оскорбления, для девушек оно заключалось в сохранении чистоты, для женщин - в сохранении верности мужу.

Начиная с семи лет, родители приучали детей к систематической работе, передавая им все свои знания и умения. Независимо от социального статуса девочкам в семье поручалась работа, которая готовила их к женской роли, а мальчикам передавались знания и умения, которые необходимы мужчине. Девочки, таким образом, были на попечении матери, мальчики - на попечении отца. В крестьянских семьях родители стимулировали у ребенка желание зарабатыватьь своим трудом небольшие средства. Они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, чтобы он видел, что его труд нужен семье. В семьях горожан, купцов, дворян приветствовалось стремление сохранить и приумножить то, что имели и оставили родители своим детям. В случае потери родителей назначались опекуны, которые следили, чтобы дети не становились на ложный путь, не растрачивали отцовское имущество, не превращались в нищих.

Воспитывая на народных традициях: песнях, сказках, Священном Писании, на рассказах о прошлом, родители старались привить своим детям любовь к родной земле, которая начинается с любви к родителям и уважения к старшим. Но, требуя от них любви, послушания и заботы, родители должны были сами проявлять по отношению к ним такие же чувства.

Одной из основных обязанностей родителей этого периода была задача постепенного приобщения детей к религиозно-обрядовой жизни. Представители разных конфессий Юга Украины второй половины XIX -

начала ХХ веков считали веру в Бога главной чертой нравственной личности, ее поведение непосредственно связывалось с религиозностью. Детей привлекали к вере через молитву, чтение Псалтыря, Часослова, Торы, Корана, Евангелий, через первую исповедь и причастие.

Социально-педагогические исследования свидетельствуют о глубине влияния семейного воспитания на личность, при котором лучшие обычаи народа познаются через изучение семейных укладов, восстановление истории родов и семей. Именно семья является фундаментальным институтом, важнейшей общественной ценностью, первоосновой общества и главным фактором социализации личности.

Семья всегда была основой нравственного поведения и хозяйственной деятельности народа, смыслом его существования, поэтому изъятие хотя бы одного звена из системы воспитания, основанной на семейных традициях «Я - Семья - Род - Народ - Родина - Земля - Вселенная», приводит к деформации сознания личности. Кроме того, все воспитательные элементы этой системы базировались на религиозных предпочтениях сообщества исследуемого периода. Семья закладывала фундамент для формирования содержания общечеловеческих ценностей и добродетелей и являлась базовым институтом, важнейшей социальной ценностью и первоосновой общества.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.