ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
удк 37.018.262
А. н. острогорский ОБ ОСНОВНЫХ ПРИОРИТЕТАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
© л. А. гриЦАЙ
Московский государственный университет культуры и искусств (Рязанский заочный институт), кафедра философии и психологии e-mail: [email protected]
Грицай Л. А. - А. Н. Острогорский об основных приоритетах родительского воспитания детей в семье // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 742-748. - В статье рассматривается родительское воспитание как философско-исторический феномен в трудах известного педагога конца XIX начала XX веков А. Н. Острогорского. Выявлены и описаны ключевые идеи родительского воспитания ученого, соотносящиеся с сутью антропологического подхода в педагогике семейного воспитания указанного исторического периода.
ключевые слова: родительское воспитание; антропологический подход; приоритеты родительского воспитания.
Grisay L. A. - Understanding A. N. Ostrogorsky key priorities parental guidance of children in the family // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 742-748. - This article deals with parental education as a philosophical phenomenon in the writings of a famous teacher of the end of XIX - early XX centuries A. N. Ostrogorsky. Essential ideas of parenting reflecting the personal position of the scholar and corresponding to the essence of anthropological approach in family education existing in the described period have been presented and analyzed in the article.
Keywords: parenting, anthropological approach, priorities of parenting.
Безусловно, конец XIX начало XX столетия является уникальным периодом в истории нашего Отечества. Это время характеризуется глубоким интересом общества к вопросам образования и воспитания личности в семье и социуме, поиском новых идеалов бытия, вниманием к проблемам национального воспитания.
именно в этот исторический период получили свое окончательное научное обоснование идеи антропологического подхода, возникшие еще в педагогике к. д. ушинского. Вслед за ушинским, рассматривающим человека в качестве главного предмета воспитания [8, с. 15], представители данного направления (В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, М. и. демков, В. В. Зеньковский, П. Ф. каптерев, П. Ф. лесгафт, М. М. Манасеина, А. н. Острогорский, н. и. Пирогов, д. д. Семенов, и. а. Сикорский и многие другие) понимали процесс формирования личности как философский феномен, направленный на изучение человека в его биологическом, социальном, психологическом, общественно-историческом и духовном развитии и целостности.
Следовательно, антропологический подход основывался как на философских, так и на педагогических теориях развития «человеческого» в человеке, поэтому главным объектом его изучения становился
сам человек, рассматриваемый в контексте образования и воспитания.
Представители антропологического направления во многом способствовали тому, что развитие отечественной педагогической науки приобрело активный характер, заключающийся в постоянном приращении теоретических и практических знаний, включающих концептуальные основы (центральные идеи, принципы, закономерности и понятия), содержание и методику воспитания и обучения.
Так, в работах В. М. Бехтерева, В. В. Горинев-ского, В. П. Ватерова подробно изучалось влияние наследственных и биологических факторов на развитие человеческой личности, анатомо-физиологическое обоснование процесс воспитания получил в трудах П. Ф. лесгафта. П. П. Блонский, разрабатывая проблему соотношения биологического и социального, отстаивал целостный процесс воспитания детей с учетом особенностей детского периода. Значительный вклад в разработку антропологического подхода внес П. Ф. каптерев, разрабатывающий проблемы физического, умственного и нравственного развития личности. и. А. Сикорский в своих статьях раскрыл процесс взаимосвязи умственного и нравственного воспитания детей. В трудах М. М. Манасеиной с учетом возрастной периодизации развития человеческой личности
были сформулированы теоретические аспекты все сторон воспитания ребенка. О необходимости построения воспитании и обучения в русле национальных традиций и воспитании человечности в детях как главнейшей задаче, стоящей перед педагогами родителями, писали Н. и. Пирогов, М. и. демков, д. д. Семенов. В. В. Зеньковский - подходил к проблеме семейного воспитания с позиций христианской антропологии.
немаловажно, что представители данного антропологического направления уделяли значительное внимание не только общественному, но и семейному воспитанию. именно в их работах были обоснованы основные принципы и закономерности такого воспитания, определяющим образом влияющие на все дальнейшее развитие личности ребенка. Так, в конце XIX века П. Ф. Каптерев справедливо отмечал, что «семейное воспитание можно, до известной степени, назвать новооткрытой областью научной педагогики» [Цит. по: 3, с. 3].
Как полагает К. Н. Воробьева, антропологический подход к семейному воспитанию в России во второй половине XIX начале ХХ веков «выступал в качестве методологической основы семейной педагогики, центральная идея которой заключалась в естественнонаучном обосновании процесса воспитания» [2, с. 12]. При этом воспитание толковалось «как формирование личности ребенка в определенных условиях среды, под влиянием семейного уклада жизни», поэтому семья была призвана «оказать помощь формированию человеческой личности путем создания условий для развития его индивидуальности; во “взращивании” человека, стремящегося к духовно-нравственному совершенствованию» [2, с. 23].
немаловажно, что многие исследователи рубежа Х1Х-ХХ веков объясняли свой интерес к проблемам семейного воспитания еще и тем обстоятельством, что сама семья в те годы переживала значительные внутренние изменения, которое характеризовались учеными как «упадок» семейных отношений (П. Ф. кап-терев, В. В. Зеньковский, А. н. Острогорский и др.). Фактически, разрабатывая вопросы воспитания детей в семье, ученые предлагали своим соотечественникам пути выхода из сложившейся «кризисной ситуации».
Поэтому их работы как никогда актуальны и для наших современников, так как «кризис семьи» сегодня только усугубился и также требует максимально разумного преодоления, основанного на педагогическом опыте прошлого.
исходя из этого, мы определили следующую цель данного исследования: на основе ретроспективного анализа работ А. н. Острогорского определить значимые для него приоритеты родительского воспитания как способа познания и совершенствования личности ребенка в рамках антропологического подхода.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и взгляды отечественной педагогической антропологии о человеке как субъекте деятельности, познания, саморазвития и самореализации
(к. д. ушинский и др.); философско-педагогические положения, понимающие историко-педагогический процесс как составную часть культурного развития общества (М. В. Богуславский, А. и. джуринский и др.); а также идеи научного обоснования воспитательного потенциала родительства (А. и. Антонов, Р. В. Овчарова).
В ходе работе были использованы теоретические методы общенаучного и педагогического исследования: изучение первоисточников, сравнительносопоставительный и ретроспективный анализ, систематизация идей и теорий по вопросу родительского воспитания детей, обобщение теоретических положений.
Научное наследие Алексея Николаевича Острогорского (1840-1917), педагога, редактора журналов «детское чтение» и «Педагогический сборник», издателя «Педагогической хрестоматии», велико и многообразно. Его перу принадлежат такие работы, как «Справедливость в школьной жизни», «По вопросу о нравственности» «Педагогические экскурсы в области литературы», «Образование и воспитание», «Семейные отношения и их воспитательное значение», «Образцовый учитель», «Личность воспитателя в деле воспитания» и другие.
В центре исследований ученого лежали проблемы нравственного воспитания детей в семье и школе, обоснования процесса естественного становления личности ребенка, значения учителя в процессе обучения и многие другие.
известен Острогорский и как один из создателей педагогической концепции воспитания детей в семье. Этот вопрос нашел полное и целостное освящение в статье педагога «Семейные отношения и их воспитательное значение», опубликованной в «Энциклопедии семейного воспитания и обучения» (№ 2, 1898 год) под редакцией П. Ф. каптерева, и частичное - в его статьях «Образование и воспитание» (1897) и «Об отношениях семьи к школе» (1900).
Размышляя над значением родительского воспитания детей, Острогорский подчеркивает его определяющее влияние на всю последующую жизнь человека, так как «семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей» в детстве, когда ребенок «наиболее восприимчив», поэтому родительское воспитание и вся атмосфера семьи есть «самая ранняя и самая влиятельная пища, которой питается дух человеческий» [6, с. 142]. При этом наиболее важным периодом воспитания ученый справедливо называет ранее детство, полагая, что родители в этом возрасте «сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юности и начала зрелости» [6, с. 163].
Понимание ученым сущности родительского воспитания исходит из обоснованного им тезиса, согласно которому становление личности человека -это, в первую очередь, ее саморазвитие, начинающееся еще в утробе матери и продолжающееся в течение всей жизни. Так, Острогорский полагает, что «в натуре ребенка лежат силы, благодаря действию которых он растет не только физически, но и духовно. <...> Воспитывается он сам, своими силами, воспитывается неиз-
бежно, шаг за шагом приобретая и копя содержание своего «я»» [6, с. 157].
Однако родители также несут огромную ответственность за развитие своего ребенка, за то, какие примеры он увидит перед собой, что узнает от отца и матери. Но родителях лежит очень ответственное дело -дело «воспитания живой души», когда «из маленького эгоиста, каким рождается ребенок, он силой обстоятельств, своей беспомощности, ухода за ним, удовлетворения его любознательности и рождающихся духовных потребностей вырастает в любящего и по-детски уважающего тех, кто пестовал его и согревал его детство» [6, с. 169].
Наблюдая современные ему семьи, Острогорский разделяет воспитание детей в них на «естественное» и «искусственное». и если первое печется о бережном сопровождении естественного хода развития ребенка, «когда семья сильна своим естественным влиянием, когда она хорошо настроена и живет разумной, сердечной жизнью», дети окружены «и заботой, и контролем» любящих родителей, соединяющих «в своих сердцах и любовь, и нравственную требовательность», то второе - стремится (особенно, если приобретает крайний «боевой» характер) «к борьбе с натурой ребенка», к необходимости его «дрессировки», подведения к определенному образцу, который бы хотели видеть родители «в силу стремления склонить или заставить ребенка поступать так, а не иначе, усвоить известные привычки и воззрения» [6, с. 143]. для того чтобы добиться своей цели родители в таких семьях прибегают и многочисленным искусственным мерам: страху, стыду, боли и прочее. Однако им редко удается добиться желаемого в полном объеме, потому что, как подчеркивает Острогорский, «натура человека намечается весьма рано», и «благие меры» родителей, направленные на то, чтобы «переломить натуру» ребенка, «ни к чему не приводят» [6, с. 142].
Отсюда и одно из главных требований к родителям - знать об особенностях возрастных этапов развития ребенка, его физических и душевных свойствах и руководствоваться этими знаниями в процессе воспитания. Поэтому Острогорский неоднократно повторяет совет о необходимости в родительском воспитании «доверять натуре» ребенка и, «наблюдая, изучая ее, помогать естественному росту ее сил» [6, с. 142]. Ведь даже самое умелое воспитание не может превратить бесталанного человека в музыканта, «не переработает сангвиника в меланхолика или Чичикова в Фауста» [6, с. 142]. исходя из этого положения, Острогорский обосновывает двуединство природной и социокультурной составляющей процесса формирования личности: «натура и опыт жизни» - вот что, по его мнению, способствует становлению человека таким, каков он есть.
Еще одним важным требованием к процессу осуществления «естественного» родительского воспитания ученый называет высокий уровень нравственности членов семьи, и особенно матери и отца. «Твердые нравственные убеждения в родителях весьма жела-
тельны», - пишет он, - «нравственно убежденный человек оставляет и ребенку право быть самим собой, но своим словом побуждает вносить в свои решения еще лишний мотив оценки своих душевных движений» [6, с. 173].
Безусловно, нравственный мир ребенка формируется под влиянием не только родителей, но и других членов семьи, сверстников, учителей, но все-таки «роль родителей в этой сфере иная, чем других: от них по преимуществу можно требовать благого назидания» [6, с. 158].
Поэтому родителям ради блага своих детей необходимо постоянно наблюдать за собою, «быть строже к самому себе», то есть стремиться к самовоспитанию: укрощению в себе дурных мыслей и свойств и созиданию добрых, и «дети <...> заметят <...> эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут <...> управлять собой, сдерживать себя» [6, с. 170].
Очень важен для детей положительный пример жизни родителей, поэтому и отцу, и матери стоит помнить о том, что «воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески» [6, с. 170]. Поэтому Острогорский дает родителям такой совет: «кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя» [6, с. 170].
Более того, как подчеркивает ученый, «в детях и юношах сказывается весьма сильная потребность видеть родителей существами нравственно чистыми» [6, с. 147]. Поэтому так опасны для детей семейные раздоры родителей. В своей работе он приводит воспоминания многих людей, которые, вспоминая свое детство, «не добром поминают семейные дрязги и ссоры, властолюбие, тщеславие того или другого из родителей». При этом люди, ранние годы которых прошли в нужде, но родители их жили в согласии друг с другом, «никогда не жалуются на лишения, испытанные в детстве» [6, с. 160]. Отсюда Острогорский делает вывод о том, что для ребенка приоритетное значение имеют не материальные, а духовные ценности семьи, ее внутренний строй и атмосфера. При этом «нравственная связь семьи» поддерживается, как правило, общими интересами будничной жизни: трудом отца и матери, заботой членом семьи друг о друге, совместными делами в домашнем кругу.
Анализируя состояние современной ему российской семьи, Острогорский не без тревоги замечает, что она переживает серьезную трансформацию, так как «склад семейной жизни» за последние 40-50 лет значительно изменился. Патриархальность, домоседство, все это уходит в прошлое, равно как и прежняя «замкнутость» семейного круга. Жизнь стремительно обновляется, «поколения, разнящиеся всего на десятилетия», становятся «не схожи между собой». «При этих условиях у каждого члена семьи - и, прежде всего, у отца с матерью - являются свои интересы, свое общество, свои избранники и друзья <...> и в результате общение родителей с детьми стало меньше, оно осталось воз-
можно главным образом в ранние годы детства, <...> уже с 10-12 лет дети подвергаются обильным внешним, внесемейным влияниям» [6, с. 144-145].
В подобной ситуации, по суждению ученого, еще большее значение приобретает период раннего детства ребенка, представляясь единственным временем, когда отношения родителей к детям «являются ближе и полнее всего воспитывают их», когда «влияние на них оказывается цельнее» [6, с. 145].
Важным критерием родительского воспитания детей является, по мнению Острогорского, понимание родителями нормы взаимоотношений людей в семье. Такое «нормальное воспитание может быть только в нормально сложившейся и живущей семье» [6, с. 171]. ученый характеризует «нормальную семью» как союз мужа, жены и детей, в котором «царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразде-лимость радостей и горестей <...> совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче. Семейная жизнь создает общие интересы, в понимании которых нет розни, хотя и могут быть разногласия. <...> Горести и радости делятся, невзгоды бодро переносятся, труд чередуется отдыхом, беседой, общими развлечениями. <...> дети - радость и надежда семьи. У них есть права, и первее всего - право быть детьми. их заблуждения и ошибки осуждаются твердо, но без сердца. жизнь течет мирно и дружно. детство уважается и со своей стороны признает права взрослых, за любовь платит любовью, за уважение - уважением. <...> к искусственным мерам здесь приходится прибегать редко. <...> дети живут хорошо и привыкают к хорошей жизни» [6, с. 171].
Острогорский отмечает и некоторые негативные стороны родительского воспитания: «искусственность» и «эгоистичность», препятствующие созданию «нормальной семьи». Однако он же добавляет, что преодолеть их (особенно родительский эгоизм) достаточно трудно. Крайние формы такого эгоизма, по мнению ученого, безусловно, осуждаются обществом, но более мягкие формы «пройдут незаметными, потому что родительский эгоизм есть явление довольно распространенное» [6, с. 171]. Суть такого эгоизма заключается в стремлении родителей «переделать детей по своему образу и подобию». Причем педагог справедливо замечает, что такие родители искренно желают своим детям счастья, но забывают, что «счастье - вещь в высшей степени индивидуальная, и оно возможно только при условии, что человек остается самим собой» [6, с. 172].
Описывая негативные стороны родительского воспитания, Острогорский, безусловно, подчеркивает в нем и сугубо положительные черты, в частности, широкое развитие эмоционально-нравственной сферы личностей детей. именно в семье ребенок учится и проявлениям своих чувств, учится любить, ощущая любовь к себе со стороны матери и отца. дети «чувствуют потребность любить своих родителей», гордиться ими. ученый справедливо отмечает, что дети очень чувствительны к проявлениям чувств, они всегда понимают, как к ним относятся взрослые: с любовью
и лаской или с холодным пренебрежением [6, с. 152]. Поэтому и родителям следует помнить о том, что они воспитывают детей не только назиданием, но и своей любовью к ним.
уделяет внимание Острогорский и вопросу, который до него в отечественной педагогической мысли был разработан мало, а именно соотношению материнского и отцовского воспитания детей и влиянию этого воспитания на развитие ребенка.
Так, ученый полагает, что оба родителя в равной степени несут ответственность за то, каким вырастет их чадо. Безусловно, важнейшие заботы по уходу за детьми и их первоначальному воспитанию ложатся на мать потому, что она в состоянии отдать им больше времени, чем отец, потому, что по традициям она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. именно положительное нравственное влияние матери в первые годы жизни так важно для ребенка. Однако отец при этом не должен превращаться «в простого кормильца, добытчика средств для семьи» [6, с. 156]. Он также должен нравственно поддерживать своих детей, заниматься с ними и быть тем авторитетом, к мнению которого дети должны прислушиваться.
Острогорский отмечает, «детское сердце вполне способно вместить любовь и к отцу, и к матери», поэтому очень важно, чтобы взаимные отношения обоих родителей «не заключали в себе ничего, что оскорбляло бы чувства детей». ученый подчеркивает, что в глазах детей «родители должны быть равны, оба хороши, каждый по-своему. Пусть дети знают, что родители <...> оба интересуются детьми, любят их и желают им добра» [6, с. 154]. При этом педагог не исключает необходимости следованию сыновей примеру и совету отца, а дочерей - матери. Это также естественно, как различия между мужскими и женскими обязанностями, существующими в обществе.
Таким образом, педагог обосновывает мысль о том, что идеалом должна стать совместная работа обоих родителей по воспитанию детей.
Однако он же с некоторым прискорбием отмечает, что современные ему отцы, как правило, стремятся сбросить с себя бремя по воспитанию детей на своих жен, ссылаясь на профессиональную занятость и необходимость проведения досуга вне семьи. Такую позицию Острогорский считает весьма опасной, так как она «лишает детей влияния отца, на которое они имеют право» [6, с. 155], и может в будущем весьма пагубно сказаться на их судьбе.
Также педагог уделяет большое внимание вопросу взаимодействия родителей и учителей в деле воспитания детей.
В частности, Острогорский с сожалением отмечает, что в современном ему обществе сформировалось ошибочное представление о том, что родительский долг по воспитанию своих детей исчерпывается с поступлением ребенка в то или иное учебное заведение [4, с. 371]. Безусловно, школа, по мнению ученого, призвана воспитывать молодое поколение, вести «к свету и к просвещению», однако и с родителей их
воспитательных задач школа снять не может [5, с. 263]. Поэтому, по суждению педагога, семья и школа должны стать «двумя союзными силами», стремящимися «к одной цели» [4, с. 370]. Следовательно, школа призвана стать «пособницей семье в воспитании детей», а не ее противницей [5, с. 271].
исходя из этого, Острогорский выступает за активное участие родителей в школьной жизни своих чад. Он призывает к устроению особых родительских собраний, созданию попечительских родительских советов при школах, которые способствовали бы, с одной стороны, вовлечению родителей во внутреннюю жизнь и нужды школы, а с другой, - позволяли бы родителям высказывать свои пожелания педагогам, помогая им в выборе средств воспитательного воздействия на их детей.
Однако сам педагог отмечает, что при избрании таких форм сотрудничества педагогам нужно быть крайне осторожными, так как «часто желания родителей истекают из эгоистических побуждений, из стремления поставить своего ребенка в исключительное положение, добиться для него каких-либо льгот» [4, с. 372].
гуманистический характер педагогической концепции родительского воспитания Острогорского проявляется и в его отношении к положению детей в семье. Так, ученый полагает, что дети должны быть «равноправными членами семьи». Равноправие это заключается в том, что у детей, как и у взрослых, есть свои права и посильные, соответствующие их возрасту обязанности. При этом ученый предостерегает от двух крайностей родительского воспитания: детоцент-ризма или, наоборот, полного равнодушия к ребенку. и балующее, и пренебрегающее виды воспитания одинаково опасны для взрослеющей личности, так как первое приучает ее к крайнему эгоизму, а второе -к такому же крайнему отчуждению. Заметим, что подобная типология способов родительского воспитания Острогорского нашла свое отражение и в современной науке, в частности, она перекликается с классической типологией стилей семейного воспитания, предложенной д. Баумринд, в которой содержательно описываются три основных стиля: авторитарный, попустительский и, как наиболее приемлемый, авторитетный [7].
Поэтому, по мнению Острогорского, стиль общения с ребенком должен согласовываться с идеями естественного воспитания, то есть уважения к его личности и признания его равноправия. Только такой стиль общения, принятый родителями в детстве ребенка, позволить им стать ему настоящими друзьями, позволит сохранить близкие отношения с ним и в его юношеские и зрелые годы.
При этом Острогорский призывает родителей «жить так, чтоб нечего было прятать от детей, нечего было бояться, что они осудят», перестать являться перед ними только «в роли назидателя, устроителя специально для детей праздников вроде елки», только тогда будут возможны «простые и откровенные отношения между детьми и родителями, которых многие из нас так желают, но не достигают», потому, что зачастую родители живут со своими детьми «вместе
только внешним образом, не зная большей частью, что у них творится в душе, чем они интересуются, чем живут». Тогда получается, что у родителей и детей -«у каждого есть своя жизнь, корни которой вне семьи». и дети уходят из семьи, «унося на дне своей души горький осадок детских воспоминаний, и, формируясь вне семьи, появляются в ней гостями, чуждыми ее интересам» [6, с. 165].
Поэтому достойное родительское воспитание детей представляется ученому делом величайшей важности. Кроме того, такое воспитание изменяет в лучшую сторону не только самих детей, но и служит источником духовного возрастания для родителей. Потому как «дети вносят в их жизнь альтруистический элемент, который суживает рамки эгоистического счастья». «дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, не доступных бездетным супругам. В настоящем месте следует указать, что дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своим отношениям к детям, к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что, воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда» [6, с. 167-168].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Таким образом, изучив работу А. Н. Острогорского, мы можем выделить ключевые приоритеты его концепции родительского воспитания детей. На наш взгляд, такими приоритетами являются:
- обоснование процесса «естественного» родительского воспитание детей в семье;
- представления о «нормальной семье» как источнике благополучия детей и родителей;
- идея сочетания в процессе развития личности ребенка его самовоспитания и влияния личностей родителей;
- двуединство природной и социокультурной составляющей процесса формирования личности («натуры» и «опыта»);
- нравственное воспитание как основа становления личности ребенка;
- значение примера родителей, необходимость постоянного нравственного самоусовершенствования отца и матери;
- необходимость совместной работы обоих родителей в деле воспитания детей;
- приоритет духовных ценностей над материальными в воспитании детей;
- период раннего детства как наиважнейший этап воспитательных воздействий родителей;
- обоснование идеи «равноправия» детей с другими членами семьи;
- созидание в семье атмосферы взаимной любви, понимания и уважения, умение родителей «жить жизнью» каждого своего ребенка, быть ему другом и мудрым наставником;
- выявление пороков родительского воспитания («искусственность», «эгоизм») и обоснование способов их преодоления;
- обоснование необходимости взаимодействия семьи и школы в деле воспитания детей.
Следовательно, стержневой идеей, составляющей концепцию родительского воспитания детей А. Н. Острогорского, является признание ребенка личностью, имеющей свои природные задатки, индивидуальный творческий потенциал, уникальное сочетание черт характера и способностей. Поэтому основная задача родительского воспитания заключается в том, чтобы бережно раскрыть этот потенциал, сохраняя его своеобразие, и дать растущему человеку возможность воплотить в своей жизни лучшие свои дарования, помочь найти свое предназначение в мире. А для этого необходимо с самого раненного детства окружить ребенка любовью и заботой, дать ему твердые нравственные убеждения и пример достойного поведения. именно в этом и заключается «естественное» воспитание детей в «нормальной» семье.
ОБСУЖДЕНИЕ
Педагогические взгляды Острогорского на родительское воспитание полностью соотносимы с сутью антропологического подхода, последователи которого, как полагает Б. М. Бим-Бад, «стремились к синтезу всех знаний о человеке, чтобы сделать его воспитание эффективным и гуманным» [1, с. 9].
Современные исследователи (в частности, Б. М. Бим-Бад, Е. г. ильяшенко) выделяют несколько направлений, определивших развитие педагогической антропологии в России на рубеже Х1Х-ХХ веков: естественнонаучное, социологическое, опытническое, теологическое и синтетически-антропологическое.
данные течения российской педагогики, по мнению Бим-Бада, в качестве своей идейной основы использовали различные антропологические представления. «По преимуществу механическое и биологическое понимание человека лежало в основе естественнонаучного течения; “опытники” исходили из руссоистско-толстовского понимания человека; социологическое течение природу человека считало целиком производной от природы общества; теологическая педагогика провозгласила базой воспитания учение о человеке как об образе Божьем» [1, с. 10], - пишет ученый.
Наиболее оптимальным Бим-Бад определяет синтетически-антропологическое течение, последователи которого (К. К. Сент-илер, П. Ф. Капте-рев, В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, М. и. демков, М. М. Рубинштейн, П. П. Блонский, л. С. Выготский и др.) «разделяли программу создания теории воспитания, основанной на знании обо всей широте человеческой жизни, признавали силу и биологических и социальных факторов развития личности, стремились к установлению законов педагогического процесса, основанных на человекознании» [1, с. 9].
и хотя Бим-Бад не называет Острогорского в числе представителей ни одного из этих течений, на наш взгляд, педагогическая позиция ученого может быть отнесена к синтетически-антропологическому направлению. и подтверждает это суждение сопоставление взглядов Острогорского и представителей этого направления. Также, как и «педагоги-синтетисты»,
Острогорский понимал процесс родительского воспитания «как организацию самодеятельности детей, в ходе которой воспитание превращается в естественный продукт их собственного творческого усилия» [1, с. 24], ему была близка идея «воспитывающей среды» семьи [1, с. 24], в содержании воспитания педагог отводил огромное значение нравственному становлению личности, призывал безусловному уважению ребенка, равноправию детей и родителей, говорил о значении как природным задатков, так и социокультурного влияния в процессе формирования личности ребенка в семье и т. п.
ВЫВОДЫ
Во-первых, педагогическая концепция родительского воспитания детей Острогорского основывается на признании человека в качестве главной ценности воспитательного процесса, что соответствует сути синтетически-антропологического направления антропологического подхода, обоснованного в педагогике конца XIX начала XX веков. Это позволяет рассматривать семью как источник важнейших воспитательных воздействий на ребенка, а родителей как первых и главных воспитателей, ответственных за весь дальнейший жизненней путь своих детей.
Во-вторых, родительское воспитание понимается Острогорским как содействие формированию нравственно-волевой сферы личности, то есть становлению «внутреннего человека», способного стремиться к добру и преодолевать зло, в первую очередь, в самом себе. При этом ученый обосновывает приоритет духовных ценностей воспитания (родительской любви, заботы, уважения к ребенку) над материальными ценностями (обеспечение потребностей детей в полноценной пище, одежде, досуге) и предъявляет родителям требования этического характера, а именно соответствия их поведения общечеловеческим нравственным нормам.
В-третьих, наследие ученого, по нашему суждению, как никогда актуально для наших современников, так как вопросы родительского воспитания детей в семье сегодня стоят очень остро перед российским обществом. Можно говорить, что мы сегодня переживаем не только кризис семьи, но и кризис родительства, истоки которого лежат не только в трудном социально-экономическом положении большинства населения страны, но и в духовно-нравственном оскудении людей.
Поэтому научно обоснованная взвешенная система приоритетов родительского воспитания детей необходима для многих наших соотечественников.
именно такую систему предлагает нам замечательный педагог XIX-XX веков Алексей Николаевич Острогорский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М.: изд-во Российского открытого университета, 1994. 116 с.
2. Воробьева К. Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX - начале XX вв. Автореф. ... канд. пед. наук. М.: Московский гуманитарный университет, 2007. 34 с.
3. Лебедев П. А. Предисловие составителя // Семейное воспитание: хрестоматия. М.: Академия, 2001. 408 с.
4. Острогорский А. Н. Об отношении семьи к школе // Семейное воспитание: хрестоматия. М.: Академия, 2001. С. 369-373.
5. Острогорский А. Н. Образование и воспитание // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. С. 205-271.
6. Острогорский А. Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Семейное воспитание: хрестоматия. М.: Академия, 2001. С. 139-175.
7. Стили семейного воспитания Д. Баумринд [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //psyhelp.rodim.ru/ posle-rodi/rod-stil.html.
8. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.