Научная статья на тему 'И. Я. Яковлев о семейном воспитании'

И. Я. Яковлев о семейном воспитании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
833
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / ЯКОВЛЕВСКИЕ ЗАВЕТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Земляков Александр Егорович

В статье поднимается проблема семейного воспитания на традициях чувашской народной педагогики и на заветах великого чувашского педагога-просветителя И. Я. Яковлева. Подчеркивается возможность творческого использования его идей в современном педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. Я. Яковлев о семейном воспитании»

ей. «Гаврила Иванович Мушкеев был человек суровый, строгий к себе и другим, только изредка улыбавшийся, с особенным сыновним почтением относившийся к своей престарелой матери, ...представлял собой во всех отношениях замечательную личность. Он остался в моей памяти как необыкновенно трудолюбивый, энергичный, не привыкший, не умевший даже жить без дела, быстро работавший, с разносторонними талантами, русский крестьянин. Казалось, не существовало какой-либо отрасли труда, которая оказалась бы не по силам, не по способностям этого человека. ...Мушкеев относился ко мне ласково, по-отечески, как к ребенку. Никогда не наказывал. Щадил мои слабые силы. Но всячески приучал к работе. ...Основой его жизни был труд. Счастья вне труда для Мушкеева не существовало» [2; 90-92].

Главное оружие воспитания в семье - это улыбка. К этому оружию И. Я. Яковлев прибегал часто в работе со своими учениками. «Говорят, что я был пастухом, преувеличивают они, я был только подпаском», - шутил он. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым, доброе слово - хорошо, но доброе дело все же лучше. Хозяйственные дела - один из главных фундаментов семьи, и от того, как они делаются и как делятся, зависит многое в домашней атмосфере, в душевных отношениях жены и мужа. По данным социологов, там, где деление трудов между супругами справедливо, 60% браков удачны и только 6% несчастны (остальные полуудачны или полу неудачны). Там, где мужья помогают мало, счастливых судеб втрое меньше - 21%, а несчастных в семь раз больше - 40%. Как видим, быт куда чаще убивает любовь у врагов равенства, чем у друзей.

Не проси о том, что можешь сделать сам, счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу. Сам просветитель был образцом выполнения своих обязанностей. Не зря В. И. Ленин назвал его просветительную работу «делом его жизни».

Не забывайте хвалить и благодарить друг друга, не ссорьтесь по пустякам, всякие ссоры супругов ведут к болезням и страданиям детей.

Помните, не ошибается только тот, кто ничего не делает, терпимость к недостаткам друг друга — основа долгой любви, среди людей нет ангелов.

Если мужчина - глава семьи, то женщина ее шея; не задевайте мужское самолюбие. Концепция семьи, в чувашской народной педагогике подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается как страшное бедствие. А отсюда вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью, личностному развитию.

Относитесь к странностям женского (мужского) характера философски: ты - это ты! Я - это я! Если между близкими людьми есть единство в

главном, то их близость только укрепляется от уважения к своеобразию, непохожести, автономным областям другого человека.

Поделитесь домашними обязанностями, не забывайте поручать детям домашние дела.

Взаимопомощь - важное условие семейного счастья, относитесь с уважением к родственникам своего супруга (супруги). Ведь издавна на чувашское ниме (помощь, оказываемая бесплатно) первыми приходили родственники и соседи, а затем только односельчане.

Чувствуя гнев, не надо ни действовать, ни говорить... лучше куда-то отойти на время. Недаром в чувашской народной педагогике мудрецы часто использовали намеки, а не прямые указания на успехи или недостатки детей и молодежи.

Избавьтесь от вредных привычек, бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, - успехи непрочные и временные.

Отец сделает больше для своего ребенка, если искренне любит его мать, и ему от этой любви достанется немало. Частые ссоры разъедают жизнь семей. Ссора - главный загрязнитель домашней атмосферы, главный убийца домашнего счастья. Причем во многих случаях ссор могло бы не быть, если бы молодые супруги знали о подводных камнях психологических отношений в семье. Помните о великом завете Спасителя, любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.

Об интимной стороне брака лучше прочитать хорошую книгу, так как до сих пор в школах этому не учат, а зря. Любовь в современном мире - это не просто осуществление «инстинкта размножения». Любовь стала богатейшим источником развития личности, внутренних переживаний, стремлением к духовному обогащению, единству духа и тела с любимым человеком.

Лучшее средство воспитания личности - свобода выбора, свобода быть самому ответственным за свои поступки и дела. В народной педагогике детские ссоры считаются важными для развития личной инициативы. Вмешиваться в ссоры детей - значит, мешать развитию инстинкта коллективной жизни. Воспитание - это пример и любовь.

Семья - это место, где человек учится жить, а родители являются помощниками в этой школе жизни. Что семья может дать детям? Прежде всего, золотой век младенчества, видимо, самый счастливый из всех возрастов жизни. Семья играет уникальную роль в развитии малышей. Дети, у которых нет родителей, резко отстают в развитии, растут замкнутыми, недоверчивыми. Именно в семье в школьные годы создается сердцевина человеческой личности, ее самые глубокие фундаменты. Семья может быть главным месторождением счастья в нашей жизни, но при одном условии: если мы будем относиться к другим, как к себе, если мы будем из дня в день стараться давать себе и другим это настоящее счастье.

Ребенок использует взрослую личность для создания своей, если эта личность ему близка, если этот взрослый любит и уважает его. Для И. Я. Яковлева первым примером был его дед Пахом, георгиевский кавалер, участник Крымской войны, затем священник А. И. Баратынский, его учитель в Бурундуковском училище.

Не ограничивайте стремление ребенка к творчеству всякими стандартами, запретами. Семья - одна из необходимых условий для начала и поддержания воспитания в настоящем, для продолжения его в будущем. Этот длительный и непрерывный социальный процесс возлагает не только на родителей, но и на каждого взрослого члена семьи большую ответственность, необходимость и обязанность воспитывать детей. О семье судят по тому, как в ней воспитываются дети, как дружны они между собой, верны ли своим родителям.

Создание здоровой и культурной семьи, по мнению И. Я. Яковлева, будет способствовать общему подъему культуры сельского населения. Он старался всемерно пропагандировать среди населения идею создания крепкой, здоровой во всех отношениях семьи, используя различные средства - книги, беседы и т. д. По его рекомендацию учительница из Цивильского уезда

Н. Пынженкова в 1907 г. перевела на чувашский язык брошюру Наумовича «Добрая семья» для распространения среди чувашского населения.

Информация, полученная сразу же после рождения, создает мощнейший потенциал для дальнейшего развития ребенка. Читайте, говорите с ребенком с первых дней его жизни, хотя сознание может еще не воспринимает, но подсознание запоминает.

Помните, что воспитьюать ребенка - значит и воспитывать себя. Есть старая пословица: конь везет не кнутом, а овсом. В ней заложен важный принцип отношений между людьми. Именно лаской, а не таской можно добиться в воспитании больше всего, и поэтому теплая атмосфера семьи нужна для нормального роста и развития детей.

Таким образом, семья - это демографический фундамент общества, источник тех людских масс, из которых состоит общество, это и главная ячейка отдыха и восстановления сил человека, в ней идет подзарядка истраченной на работе энергии. Самое главное, семья - это центр воспитательной деятельности: именно в ней складываются двигатели нашего повседневного поведения - подсознательные, осознанные, именно в ней закладываются основы настоящего Человека. Наконец, семья — это главная психологическая ячейка, надежное убежище от бурь жизни, жизненных невзгод, главная здравница души человека.

Семейное воспитание - одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные педагогические действия родителей с объективным повседневным влиянием семейного быта. Семья оказывает воспитательное воздействие на ребенка с первого дня его рожде-

ния. Воспитателями малыша наряду с матерью являются все члены семьи, независимо от того, осознают они это или нет. Поведение каждого из них постоянно привлекает внимание маленького ребенка и влияет на его развитие. Главное, установить единый подход к ребенку. Разнобой в педагогических требованиях взрослых (один родитель чрезмерно строг, другой излишне снисходителен, один назначает наказание, другой отменяет его) выбивает ребенка из колеи, а порой приучает его добиваться своего, используя противоречия между взрослыми. Когда же старшие во всем поступают разумно и согласованно, их единым требованиям дети легко подчиняются.

Продуманный режим воспитывает у ребенка привычку к порядку, формирует навыки управления собственным поведением. Большое значение имеет игра. При умелом и правильном руководстве со стороны взрослых детские игры становятся действенным средством умственного и физического развития детей, их нравственного и эстетического воспитания.

Широкими возможностями располагает семья в области физического воспитания детей. Уже с ранних лет надо приучать ребенка четкому и повседневному выполнению гигиенических процедур и физической зарядки.

Мало обучать ученика грамоте, нужно научить его любить чистую комнату, чистую постель, чистое белье, быть аккуратным, вежливым.

Часто ребенок проявляет разумную активность. В подобных случаях родителям надо поощрять ребенка, а не подавлять его активность, как делают иногда неразумные, нетерпеливые матери. Есть хороший педагогический прием: играя учить детей. Всякий ребенок в любой игре чему-нибудь да учится. Развивает в себе физическую ловкость и сообразительность. Между прочим, немцы так увлеклись этой идеей, что доводят детей до отупения обучающей игрой. Иной раз малыш начинает жалобно просить своих воспитательниц: «Фрау, пожалуйста, перестанемте же играть, займемся каким-нибудь делом».

Тяжелая рука неумелого педагога любую самую веселую, радостью дышащую детскую игру может превратить в нудную обязанность. Педагогика имеет экспериментальный характер, а потому ее выводы являются правилами для приложения на практике.

Воспитательная работа с чувашскими девочками должна вестись таким образом, чтобы выработать у них навыки европейской семьи с сохранением исторически национальных качеств, таких, как скромность, трудолюбие, природная чуткость, простота, забота о ближних. Женщина является верным проводником культурных начал в семье, сокровенные уголки народной жизни часто доступны только ей одной.

Родители, в особенности мать, обязанные воспитать детей до школьного возраста, должны изучать педагогические сведения, хорошо знать «Материнскую школу» Я. А. Коменского. Незнание матерью основ педагогики принесет вред здоровью, счастью в жизни человека. Матери надо знать

основы анатомии, физиологии, гимнастики, гигиены. Просвещать женщин необходимо как в интересах дальнейшего укрепления семьи, так и в интересах дальнейшего улучшения жизни народа. Для приучения к хозяйству нужно, чтобы чувашские девочки под руководством опытных хозяек и рукодельниц исполняли все домашние обязанности.

Семье принадлежит ответственная роль в нравственном воспитании детей. Такие качества, как честность и доброта, ответственность и чувство товарищества, любовь к родине и уважение к людям любой национальности, закладываются уже в раннем детстве. При этом важны реальные жизненные отношения. Как в собственной семье, так и с другими детьми, взрослыми, окружающим миром.

Поступление в школу - большое событие в жизни ребенка. Теперь воспитание одновременно будет происходить в семье и школьном коллективе. Это не умаляет воспитательной роли семьи, но теперь ее влияние постоянно должно согласовываться с влиянием школы. Родители обязаны помогать детям разбираться в событиях школьной жизни, правильно оценивать свои и чужие поступки, учить их жить в коллективе.

В качестве примера приведем семью просветителя. Семья Яковлевых была дружной, целеустремленной. Вот как вспоминает отец о своих детях: «Неудивительно, что я делал наблюдения над моим первенцем Алексеем, изучив его наклонности и характер, решил дать ему блестящее по мере возможности классическое образование. Параллельно с основательным изучением древних языков сын мой хорошо изучил языки новейшие - французский, немецкий, английский (последний по собственной его инициативе). К слову сказать, я не жалел вообще для детей средств, когда дело шло об их образовании, воспитании. Я не мешал моим детям играть вместе с воспитанниками чувашской школы. С младшим братом Николаем и с сестрой Алексей жил дружно. К сестре братья относились несколько свысока, как к «девочке». Изучив способности Алексея, я решил направить его по историко-филологическому пути, тем более что это совпадало и с личными его намерениями. Но я не производил на сына никакого давления, а действовал осторожно, стараясь дать ему, возможность испробовать свои силы на других областях знания и убедиться самому в том, что он тут успехами пользоваться не может. В конце концов, он при окончании гимназии самостоятельно избрал для себя историко-филологический факультет университета» [2, с. 388-389].

«С детства у Николая проявилась склонность к изучению музыки. Будучи в 6-м классе Симбирской гимназии, на собственные средства он купил рояль» [2, с. 398]. И. Я. Яковлев купил детские билеты для поездки воспитанников на пароходе. Когда воспитанники пришли на дебаркадер, кассир заметил: «Какие лее это дети?» (У некоторых из «детей» пробивались усы). Иван Яковлевич, шутя, возразил: «Растут разбойники!» [3, с. 60-61].

Эти небольшие отрывки из воспоминаний великого чувашского педаго-га-про светите ля говорят о чутком отце, о его умении подходить к своим и чужим детям внимательно и тактично.

Думая о будущем своих детей, родители следят за их интересами и склонностями, создают условия для полноценного развития их способностей. Особый такт и чуткость должны проявлять родители к интимным чувствам детей. Понимая естественность пробуждения половых чувств, связанных с взаимоотношениями полов, родители должны не подавлять, «запрещать» их, а стремиться облагородить эти чувства, связать их со всем вопросом духовно-нравственного формирования личности.

У юношей и девушек важно развить чувство достоинства, ответственное отношение к браку и семье. Особенно важно помогать им выработать твердый характер, всячески поощряя стремление к самовоспитанию, последовательно расширяя их права и самостоятельность, повышая их роль в домашней жизни, воспитывая чувство ответственности за общее благополучие в семье.

Огромную роль в воспитании детей в семье играет пример самих родителей. Но если маленькие дети подражают в основном внешним сторонам их поведения, то старших привлекает сама личность родителя: духовные и нравственные качества, искренность, богатство внутреннего мира, гражданский облик, душевность и отзывчивость.

Авторитет родителей, основой которого являются духовно-нравственные качества личности отца, (матери), сохраняет свою силу независимо от возраста детей, их образования, общественного положения.

Таким образом, семья и семейное воспитание - это неотъемлемая часть воспитательной работы общества. И. Я. Яковлев считал семью опорой народа и государства, призывал беречь это сокровище. Осознание неразрывной связи воздействия школы с влиянием семьи и среды в широком смысле слова привели к идее народности воспитания, которая была разработана К. Д. Ушинским, и нашла отражение в педагогических трудах Л. Н. Толстого и И. Я. Яковлева.

Библиографический список

1. Яковлев, И. Я. Духовное завещание чувашскому народу [Текст] / И. Я. Яковлев - Чебоксары: Чувашия, 1992. - 30 с.

2. Яковлев, И. Я. Моя жизнь: Воспоминания [Текст] / И. Я. Яковлев - М.: Республика, 1997. - 696 с.

3. Яковлев, И. Я. В воспоминаниях современников. - Чебоксары: Чувашкни-гоиздат, 1968. - 150 с.

РАЗДЕЛ IX

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.0

И. В. Бакова, Н. А. Фомина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

Чрезвычайно широкий и применяемый в различных областях науки термин «адаптация», который происходит от лат. ас1ар№ - «приспособляю», заимствован из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде [1].

Социально-психологическая адаптация - процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Социально-психологическая адаптация выступает как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другим людьми, обществом в целом [4].

В последнее время в связи с чрезвычайным ускорением, нестабильностью и напряженностью общественной жизни в нашей стране, требующей от современного человека социальной мобильности и гибкости, исследования социальной адаптации человека приобретают особую актуальность.

Адаптация человека к новым условиям жизни и деятельности всегда, независимо от возраста человека, проходит очень сложно. Для адаптации к новой социальной среде необходимо быстро найти свое место в совместной деятельности, определить свою роль в новом коллективе, выработать образцы мышления и поведения, отражающие систему ценностей и норм этого коллектива, сформировать навыки и умения межличностного общения в этом коллективе [5].

Период окончания школы и поступления в вуз является одним из особенно ответственных и критических в психологическом плане этапов в развитии личности, поскольку вхождение в новую социальную ситуацию развития приводит к трансформации прежних и возникновению новых форм взаимодействия с окружающим миром. Адаптация бывших школьников, нынешних первокурсников, является динамически сложным многоплановым процессом, включающим в себя адаптацию к учебной деятельности (к новым формам и методам обучения, усложнению содержания

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ... учебных предметов и др.) и к новой социальной среде — учебной группе (В. Т. Лисовский).

Проблема адаптации как один из важнейших факторов развития личности студента в той или иной мере исследовалась как в отечественной (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина И. А. Зимняя, В. Т. Лисовский, В. А. Сластенин, А. А. Налчжанян и др.), так и в зарубежной психологии (Дж. Брунер, Дж Дьюи, Р. Мэй, К. Роджерс и др.).

Очень большой ежегодный отсев первокурсников показывает, что со-циально-психологическая адаптация вчерашних старшеклассников, а нынешних студентов к условиям обучения в вузе проходит со значительными трудностями [2], которые проявляются в нарушении учебной деятельности, что препятствует формированию квалифицированных специалистов, а также в нарушениях поведения вплоть до обострения нервно-психических заболеваний [6].

В связи с этим перед психологической наукой и практикой, и в частности перед вузовскими преподавателями и психологами, стоит серьезная задача социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к новым условиям обучения, т. е. оптимизации процесса вхождения юношей и девушек в вузовскую жизнь путем отбора наиболее эффективных подходов, методов и приемов учебно-воспитательной работы с ними.

Тем более что успешная адаптация студентов в учебной группе выступает как необходимое условие их продуктивной социальной активности, профессионального самоопределения и развития индивидуальности.

Нами было проведено исследование особенностей социально- психологической адаптации 120 студентов-первокурсников Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда, которая позволяла выявить, как соотносятся жизненные цели, образ жизни, стиль поведения, мысли, привычки студентов с новой для них социальной ситуацией.

Результаты исследования социально-психологической адаптации всей выборки студентов показали, что у студентов первого курса высокий уровень адаптивности, приятия себя и других и внутреннего контроля при низком эмоциональном дискомфорте и внешнем контроле. На среднем уровне у них выражены эмоциональный комфорт, доминирование, ведомость и эскапизм (табл. 1).

Это свидетельствует о том, что в целом студенты-первокурсники достаточно быстро адаптируются к условиям вуза, дружественно настроены по отношению к миру и окружающим людям. Они положительно относятся к себе в целом и в существенных частностях, доверяют себе, имеют позитивную самооценку, у них редко обнаруживаются выраженные отрицательные эмоциональные состояния. Они принимают окружающих людей, одобряют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.