Научная статья на тему 'Cоциально-педагогические аспекты семейного воспитания в условиях образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины ХІХ - начала ХХ веков'

Cоциально-педагогические аспекты семейного воспитания в условиях образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины ХІХ - начала ХХ веков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUT / СЕМЬЯ / FAMILY / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И СПОСОБНОСТИ / PRACTICAL SKILLS AND ABILITIES / ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / THE FORMATION OF THE INDIVIDUAL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / AN EDUCATIONAL SYSTEM / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИНСТРУКЦИИ / THE NATIONAL TRADITIONS AND REGULATIONS / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / MORAL NORMS / ОПЫТ РОДИТЕЛЕЙ / EXPERIENCE OF PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корецкая Л.А.

Главные пункты семейного института показывают в исследовании диссертации «формирование и функционирование социальных учреждений в условиях области юга Украины во второй половине 19-го начала 20-го столетия» (L.Koretskaya). Теоретический материал семейного воспитания в условиях, относящихся к разным культурам области юга Украины проанализирован в этой статье. Главная цель, действительность и степень разработанности проблем готовности в современной научной литературе сформулированы. Главный акцент находится на национальности воспитания, роли матери в детях, образование. Положительны акценты, которые обращают особое внимание на образование мальчиков и девочек на общих и отличительных особенностях семейного образования в соответствии с их религиозным присоединением и социальным статусом. Но по нашему мнению это было бы необходимо, чтобы проанализировать особенности воспитания в каждой национальной группе, которая это представило южную область Украины в этот период. Вообще, статья написана в содержании, правильно, в согласии со всеми требованиями и может быть рекомендована для публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social-pedagogical aspects of the family education in education-upbringing conditions of the Ukraine south region in the second half of the 19 th century - the beginning of the 20 th century space

The main points of the family institute are shown in dissertation research «The formation and functioning of the social institutions in educationally-upbringing conditions of the Ukraine south region in the second half of the 19 th century the beginning of the 20 th century space» by L.Koretskaya. The theoretical material of the family upbringing in conditions of the multicultural region of the Ukraine south region is analyzed in this article. The main aim, actuality, the problems’ degree of readiness in the modern scientific literature are formulated. The main accent is on the upbringing nationality, the mother’s role in the children’ education. The positive is that paid particular attention to the education of boys and girls on the common and distinctive features of the family education in accordance with their religious affiliation and social status. But, in our opinion, it would be necessary to analyze the features of the upbringing in every national group, which it’s presented the south region of Ukraine in this period. In general, the article is written in content, correctly, in compliance with all the requirements and can be recommended for publication.

Текст научной работы на тему «Cоциально-педагогические аспекты семейного воспитания в условиях образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины ХІХ - начала ХХ веков»

komp'juternoj prezentacii //Vestnik ро pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - №3. - 2013. - S. 7-24.

— • —

УДК 37.013

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЮГА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

Л.А.Корецкая, Межрегиональная академия управления персоналом (Херсон, Украина). Koretskaya.Lyuba@mail.ru

Резюме. Главные пункты семейного института показывают в исследовании диссертации «формирование и функционирование социальных учреждений в условиях области юга Украины во второй половине 19-го - начала 20-го столетия» (L.Koretskaya).

Теоретический материал семейного воспитания в условиях, относящихся к разным культурам области юга Украины проанализирован в этой статье. Главная цель, действительность и степень разработанности проблем готовности в современной научной литературе сформулированы. Главный акцент находится на национальности воспитания, роли матери в детях, образование.

Положительны акценты, которые обращают особое внимание на образование мальчиков и девочек на общих и отличительных особенностях семейного образования в соответствии с их религиозным присоединением и социальным статусом.

Но по нашему мнению это было бы необходимо, чтобы проанализировать особенности воспитания в каждой национальной группе, которая это представило южную область Украины в этот период.

Вообще, статья написана в содержании, правильно, в согласии со всеми требованиями и может быть рекомендована для публикации.

Ключевые слова: социальный институт, семья, практические навыки и способности, формирование человека, образовательной системы, национальные традиции и инструкции, моральные нормы, опыт родителей.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем [2; 8]. Поэтому вопрос семейного воспитания всегда остается актуальным и животрепещущим, так как демонстрирует важность семейного воспитания для жизни общества. Именно благодаря семейному воспитанию, которое лежит в основе формирования личности и успешной социализации индивида, усвоения им норм и правил конкретного общества, достигается повышение человеческого потенциала нации и, тем самым, обеспечивается успешное социальное развитие.

Как показывает практика, невнимание к семейному воспитанию и проблемам семьи в целом ведет к широкому распространению девиаций в обществе и, в конечном счете - к духовно-нравственной деградации нации. Детство и семья, семейное воспитание должны выступать в качестве гуманитарной основы и, одновременно, основополагающей цели государственной социальной политики. Только такой подход позволит добиться успешного решения задач повышения конкурентоспособности государства и укрепления его позиций на международной арене.

В теоретическом аспекте исследование фокусируется на ретроспективном анализе становления и развития социальных институтов в образовательно-воспитательном пространстве Юга Украины второй половины Х1Х - начала ХХ веков. Исследование направлено на изучение социально-педагогических условий функционирования семьи в числе других институтов - церкви,

образования, опеки и попечительства.

Поэтому рассмотрение социальных институтов Юга Украины второй половины XIX - начала ХХ веков мы начинаем с института семьи, ведь именно ему принадлежит приоритетное место в процессе формирования и развития личности с момента ее рождения. Семья является первой инстанцией, которая прививает ребенку определенные нормы и правила поведения и регламентирует его жизнь. Она является проводником духовного богатства и национального наследия, культурных традиций, чем существенно влияет на формирование личности, ее практических умений и навыков. Как мы уже отмечали в предыдущей статье, именно недостаток семейного воспитания приводит к условиям лишения свободы. Поэтому целью нашей статьи является анализ социально-педагогического содержания семейного воспитания в условиях образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины Х1Х - начала ХХ веков.

С позиций поликультурного образовательно-воспитательного пространства Юга Украины указанного периода в каждой семье существовала своя, индивидуальная воспитательная система, которая включала полученный опыт родителей, национальные традиции и порядки, моральные нормы. Семья второй половины XIX - начала ХХ веков определяла социальный ориентир воспитательного идеала. Ценности порядочного семьянина в регионе обычно «...подкреплялись семейными традициями поколений: культом рода и матери, честью рода, родословной, семейным согласием, сохранением семейных реликвий, семейного единства, этикой отношений между членами семьи, любовью и уважением к родителям, их культуре, заботой родителей о детях, гостеприимстве» [4 с. 67]. Отец всегда олицетворял достоинство, стойкость духа своего рода и своей семьи, выступал защитником своих потомков, воспитывал у своих детей волевые качества -выносливость, ответственность; мать всегда была носителем любви, гуманизма, благотворительности, хранительницей своей семьи. В семье детей учили «... делать так, чтобы отцу-матери не было стыдно перед людьми». Традиции добрососедства

способствовали воспитанию человечности, доброты, сочувствия, взаимопомощи [4, с. 80]. В.В.Зеньковский чрезвычайно большую роль в воспитательном воздействии на ребенка отводил семье, по его утверждению, «семья подобна цветку, который производит аромат, необходимый для ребенка» [6, с. 64].

Семья имела широкие и разнообразные возможности воздействия на детей, будущих отца или мать, формируя у них определенные представления о брачно-семейных отношениях. Общественно-воспитательная деятельность родителей

предусматривала решение различных задач. Эти задачи условно разделялись на стратегические, направленные на отдаленные цели и рассчитанные на длительные усилия, и оперативные, направленные на решение наболевших вопросов повседневности [11]. Однако круг влияния семьи на ребенка не ограничивался только воспитательной деятельностью родителей, на формирование личности ребенка большое влияние оказывали в целом образ жизни семьи и сообщества. Наличие в семье отца и матери, определенного количества детей в ее составе, численность и соотношение поколений влияли не только на жизнь конкретной семьи, но и на определенные аспекты жизни общества. А именно: соблюдение требований общества и выполнения его правил, принятие власти, умение добровольного подчинения старшему, умения социального взаимодействия, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную заботу, толерантность, доверие и, в конце концов, любовь, - которые создавали органическое единство народов, проживавших на Юге Украины второй половины XIX - начала ХХ веков.

По мнению философа И.А.Ильина, именно в семье ребенок учится правильному восприятию авторитета в лице отца и матери. То есть ребенок впервые встречается с идеей ранга и учится воспринимать высший ранг другого лица с благоговением, но, не унижаясь, учится мириться со своим низким рангом, не впадая ни в злость, ни в зависть, ни в ненависть, ни в злобность. Ребенок учится находить из начал ранга и начал авторитета всю их творческую и организующую силу, в то же время, освобождая себя духовно от «

ига » через любовь и уважение [7].

Следует отметить, что особая роль в воспитании ребенка всегда отводилась и отводится матери. Она является источником морально-духовных отношений в семье: «Мама для ребенка - это Вселенная. Как ребенок воспринимает мать, так он воспринимает и мир. С этой информацией ребенок будет расти, развиваться и приумножать добродетели» [2, с.189]. Атмосфера доброжелательности в семье создавала моральный комфорт, стимулировала духовный рост. Именно семья была источником хранения традиций своего народа.

В исследуемый период воспитание основывалось на принципах народности. И как отмечает В.С.Безрукова, организация и функционирование системы образования зиждилось на взаимоотношениях народа и образования, которые предусматривали доступность образования народа, признание за народом права участвовать в образовательной системе в качестве субъекта и наравне с государством, соблюдение интересов, обычаев, традиций и национальных особенностей народа, соответствие образования образовательным потребностям [3].

Ведущее место в воспитании личности на принципах народности занимает менталитет народа как значимый источник развития идеи народности, поскольку он включает в себя осознаваемые особенности, стереотипы, архетипы социального поведения. Уместными для нашего исследования являются слова К.Д.Ушинского: «Посмотрите на людей, которые поселились на чужбине, и вы убедитесь вполне, как живуча народность в человеке. Поколения сменяют друг друга, десятые из них не могут войти в живой организм народа, оставаясь в нем мертвой вставкой. Можно забыть имя своей родины, но носить в себе ее характер, пока непрерывные приливы новой крови не сведут ее на нет» [14, с. 117].

Особенно это касается Юга Украины второй половины XIX -начала ХХ веков, поскольку элементы народности четко прослеживаются в воспитании в поселениях колонистов - немцев, евреев, шведов, греков, болгар. Народность воспитания является

источником национального воспитания, которую В.Н.Сорока-Росинский определяет «... не правом, а обязанностью, небрежное выполнение которых, есть грех; ибо кто не подготовил себя к служению народности, так же вреден, как беглец с поля битвы, как отступник, который спокойно уходит в сторону в то время, когда родному народу грозит опасность, как злостный банкрот, не хотящий выплатить своей стране то, что он получил от ее культуры еще с молоком матери. Так же и школа, и педагог, и государство, которые мало или плохо воспитывают и учат подрастающие поколения, совершая такое же преступление, если бы они во время войны задерживали боеприпасы, изготавливали бы некачественные снаряды и давали бы армии плохих, недоучившихся, недисциплинированных и трусливых солдат. Национальное воспитание - строгий долг перед народностью» [13, с. 121].

Ввиду того, что Юг Украины второй половины XIX - начала ХХ веков был поликультурным, его особенностью было то, что все народы имели желание совместно работать в тяжелых природно-климатических условиях, вместе праздновать общие праздники, однако с соблюдением своих собственных национальных традиций, обычаев. Можно утверждать, что основой воспитания детей в семье Юга Украины было единство национального и общечеловеческого идеалов, поскольку было поликультурное окружение. В условиях поликультурного региона ценными были следующие характеристики общечеловеческих добродетелей и ценностей: семейственность, уважение к старшим, трудолюбие, настойчивость, храбрость, мужество, находчивость, сила воли. В соответствии с воспитательным идеалом населения у детей формировались такие черты, как любовь к родной земле, религиозность, соборность, труд на благо Отечества и ближнего, уважение к семье и женщине, чувство национального достоинства, чистоты рода, языка и культуры [1, с. 21-31]. Базисом общественно значимых основ воспитания детей в семьях были труд и культура быта. Экономические, этнические, религиозные особенности образа жизни поликультурного образовательного пространства

региона (русских, украинцев, евреев, немцев, греков, болгар, шведов и др.) определялись через ценностное отношение к труду, к старшим, к отцу и матери.

С давних времен образцовой считалась многодетная семья, а идеалом женщины - мать в окружении большого количества детей. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство - основной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни; бесплодие рассматривалось как большое несчастье. Прерывание беременности было большим грехом, который приравнивался к детоубийству, нарушением моральных норм. То есть, эти требования были обусловлены высоким уровнем ответственности, нравственности и подкреплены религиозностью.

Ребенок до семи лет не воспитывался в современном понимании, считалось, что ребенок на «стадии младенца» -существо неразумное и целенаправленно чего-то его учить не имеет смысла» [5]. Дети до семи лет не имели домашних и хозяйственных обязанностей. Следует обратить внимание на различия в вопросах воспитания в крестьянской семье, в которой ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что ему придется много работать, и работа может быть с радостью и удовольствием. Маленьким детям разрешалось делать все: кричать, чего-то требовать. Это не вызвало у родителей ни раздражения, ни гнева, ни злобы, ни желания наказать непослушного. Родители вообще редко наказывали детей, поскольку считали, что наказание сделает их робкими. Отношения между детьми и взрослыми строились на взаимной любви и ласке [5]. Понятие чести у крестьян сочеталось с честным выполнением своего долга и взятых на себя обязательств. Для мужчин оно заключалось в умении ответить за безосновательные оскорбления, для девушек оно заключалось в сохранении чистоты, для женщин - в сохранении верности мужу.

Начиная с семи лет, родители приучали детей к системной работе, передавая им все свои знания и умения. В семьях независимо от социального статуса девочкам поручалась работа, которая готовила их к женской роли, а мальчикам передавались знания и умения, которые необходимы мужчине. Исходя из этого,

девочки более были на попечении матери, а мальчики - на попечении отца. Во всех семьях поликультурного образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины Х1Х -начала ХХ веков мать должна была не только произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умела дитя родить, умей и научить». На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани. Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей - считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них.

В отношении воспитания мальчиков, причем у всех представителей Юга Украины, основная задача ложилась на отца, так как сын считался «продолжателем рода», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Сыну полагалось перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».

В крестьянских семьях родители стимулировали у ребенка желание работать, заработать своим трудом небольшие средства. Они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, чтобы он видел, что его труд необходим и нужен семье. Таким образом, дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку. А в семьях горожан, купцов, дворян установкой являлось - сохранить и приумножить то, что имели родители и оставили своим детям. В случае потери родителей назначались опекуны, которые следили, чтобы дети не встали на ложный путь и не растратили отцовское

имущество, не превратились в нищих [4, с. 92].

Следует отметить, что воспитывая детей на народных традициях, а именно: песнях, сказках, на святом писании, на рассказах о прошлом - родители старались привить любовь к Родине, к родной земле, которая начинается с любви к родителям и уважения к старшим. Родители стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами. Но, требуя от детей любви, послушания и заботы, родители должны были сами проявлять одинаковые чувства к своим, как малым, так и взрослым детям.

Одна из основных задач, которая возникала перед родителями, - задача постепенного введения их в религиозно-обрядовую жизнь согласно религиозной принадлежности. Представители разных конфессий Юга Украины второй половины XIX - начала ХХ веков считали веру в Бога бесспорной чертой нравственной личности, а ее поведение сочеталось непосредственно с ее религиозностью. Детей привлекали к вере через изучение молитв, чтение Псалтири, Часослова, Торы, Корана, Евангелия, через первую исповедь и причастие .

Материалы научных исследований А.В.Коротяева, А.П.Орловой, М.М.Прокопевой, И.М.Трубавиной,

Т.Д.Тхоржевськой, В.Л.Федяевой свидетельствуют о глубине влияния семейного воспитания на личность, при котором лучше обычаи народа познаются через изучение семейных укладов, восстановление истории родов и семей. Именно семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества и первоосновой социализации личности. А.П.Орлова указывает, что нравственный идеал народа включает в себя такие качества, как трудолюбие, патриотизм, честность, правдивость, уважение к людям, совесть, доброту, честь, достоинство, которые формируются за счет определенных средств и методов нравственного воспитания [10 , с. 17].

Процесс трудовой подготовки детей на Юге Украины второй половины Х1Х - начала ХХ веков осуществлялся постепенно, с

учетом их физических и психических особенностей и возможностей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми в семьях пользовались для привлечения детей к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как к тяжелой повинности. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к попыткам детей научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать.

По утверждениям многих современных исследователей, семья всегда была основой нравственной и хозяйственной деятельности народа, смыслом его существования. По мнению М.М.Прокопевой, изъятие хотя бы одного звена из этой схемы системы воспитания на семейных традициях «Я - Семья - Род -Народ - Родина - Земля - Вселенная» приводит к деформации сознания личности [12, с. 12]. Вышеуказанные показатели основывались на религиозности сообщества исследуемого периода.

Итак, подытоживая выше сказанное, можно сделать вывод, что семья закладывала фундамент формирования общественных общечеловеческих ценностей и социальных добродетелей и была главенствующим институтом в процессе воспитания, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества.

Литература:

1. Арсеньев Н. Дело любви. О духовной и религиозной традиции русской семьи / Н.Арсеньев. // Социум. - 1995. - № 6. - С. 21-31;

2. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. - М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С. 2753. - ISBN 978-5-94881-139-0;

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С.Безрукова. - Екатеринбург: [б.и.], 2000. - 936 с.;

4. Беленька Г.В., Бопшч О.Л., Машовець М.А. Здоров'я дитини - вщ родини / Г.В.Беленька, О.Л.Бопыч, М.А.Машовець. - К.: СПД Богданова А.М., 2006. - 220 с.;

5. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: [науч.- метод. разработка] / Е.В.Бондаревская. - Ростов-н/Дону: Изд-во РГПИ, 1991. - 22 с.;

6. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути: Психология детства / В.В.Зеньковский.- М.: [б.и.], 1995. - С. 295-344;

7. Ильин И.А. Собрание сочинений / И.А.Ильин. - Т. 3. - М.: [б.и.], 1994. - 592 с.;

8. Коротаев А.В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и средневекового Востока / Отв. ред. Васильев Д.Д., Волков С.В. - М.: Наука, 1987. - С.3-11;

9. Материнская вера в ребенка // Педагогический листок. -1874. - № 3. - С.159-163;

10. Орлова А.П. Преемственность народной и научной педагогики в развитии нравственного воспитания (на материале русской, украинской и белорусской народной педагогики): дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - теория и история педагогики, общая педагогика / А.П.Орлова. - М., 1996. - 176 с.;

11. Педагогическая энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т. 1. - 831 с.;

12. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика / М.М.Прокопьева. - Якутск: [б.и.], 1999.- 172 с.;

13. Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения [Сост. А.Т. Губко]. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.;

14. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д.Ушинский. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 51-122.

© Л.А.Корецкая, 2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. Тга^1Кегасиа:

Koreckaja, L.A. Social'no-pedagogicheskie aspekty semejnogo vospitanija V uslovijah obrazovatel'no-vospitatel'nogo prostranstva Juga икгату vtoroj ро^ту XIX — па^а!а XX vekov //Vestnik ро

pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - №3. - 2013. - S. 24-35.

— • —

Краткие сообщения

УДК: 378

К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

А.К. Смирнова. Государственный университет управления (Москва). zhr@yandex.ru

«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».

Л.Н.Толстой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.