komp'juternoj prezentacii //Vestnik ро pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - №3. - 2013. - S. 7-24.
— • —
УДК 37.013
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЮГА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
Л.А.Корецкая, Межрегиональная академия управления персоналом (Херсон, Украина). Koretskaya.Lyuba@mail.ru
Резюме. Главные пункты семейного института показывают в исследовании диссертации «формирование и функционирование социальных учреждений в условиях области юга Украины во второй половине 19-го - начала 20-го столетия» (L.Koretskaya).
Теоретический материал семейного воспитания в условиях, относящихся к разным культурам области юга Украины проанализирован в этой статье. Главная цель, действительность и степень разработанности проблем готовности в современной научной литературе сформулированы. Главный акцент находится на национальности воспитания, роли матери в детях, образование.
Положительны акценты, которые обращают особое внимание на образование мальчиков и девочек на общих и отличительных особенностях семейного образования в соответствии с их религиозным присоединением и социальным статусом.
Но по нашему мнению это было бы необходимо, чтобы проанализировать особенности воспитания в каждой национальной группе, которая это представило южную область Украины в этот период.
Вообще, статья написана в содержании, правильно, в согласии со всеми требованиями и может быть рекомендована для публикации.
Ключевые слова: социальный институт, семья, практические навыки и способности, формирование человека, образовательной системы, национальные традиции и инструкции, моральные нормы, опыт родителей.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем [2; 8]. Поэтому вопрос семейного воспитания всегда остается актуальным и животрепещущим, так как демонстрирует важность семейного воспитания для жизни общества. Именно благодаря семейному воспитанию, которое лежит в основе формирования личности и успешной социализации индивида, усвоения им норм и правил конкретного общества, достигается повышение человеческого потенциала нации и, тем самым, обеспечивается успешное социальное развитие.
Как показывает практика, невнимание к семейному воспитанию и проблемам семьи в целом ведет к широкому распространению девиаций в обществе и, в конечном счете - к духовно-нравственной деградации нации. Детство и семья, семейное воспитание должны выступать в качестве гуманитарной основы и, одновременно, основополагающей цели государственной социальной политики. Только такой подход позволит добиться успешного решения задач повышения конкурентоспособности государства и укрепления его позиций на международной арене.
В теоретическом аспекте исследование фокусируется на ретроспективном анализе становления и развития социальных институтов в образовательно-воспитательном пространстве Юга Украины второй половины Х1Х - начала ХХ веков. Исследование направлено на изучение социально-педагогических условий функционирования семьи в числе других институтов - церкви,
образования, опеки и попечительства.
Поэтому рассмотрение социальных институтов Юга Украины второй половины XIX - начала ХХ веков мы начинаем с института семьи, ведь именно ему принадлежит приоритетное место в процессе формирования и развития личности с момента ее рождения. Семья является первой инстанцией, которая прививает ребенку определенные нормы и правила поведения и регламентирует его жизнь. Она является проводником духовного богатства и национального наследия, культурных традиций, чем существенно влияет на формирование личности, ее практических умений и навыков. Как мы уже отмечали в предыдущей статье, именно недостаток семейного воспитания приводит к условиям лишения свободы. Поэтому целью нашей статьи является анализ социально-педагогического содержания семейного воспитания в условиях образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины Х1Х - начала ХХ веков.
С позиций поликультурного образовательно-воспитательного пространства Юга Украины указанного периода в каждой семье существовала своя, индивидуальная воспитательная система, которая включала полученный опыт родителей, национальные традиции и порядки, моральные нормы. Семья второй половины XIX - начала ХХ веков определяла социальный ориентир воспитательного идеала. Ценности порядочного семьянина в регионе обычно «...подкреплялись семейными традициями поколений: культом рода и матери, честью рода, родословной, семейным согласием, сохранением семейных реликвий, семейного единства, этикой отношений между членами семьи, любовью и уважением к родителям, их культуре, заботой родителей о детях, гостеприимстве» [4 с. 67]. Отец всегда олицетворял достоинство, стойкость духа своего рода и своей семьи, выступал защитником своих потомков, воспитывал у своих детей волевые качества -выносливость, ответственность; мать всегда была носителем любви, гуманизма, благотворительности, хранительницей своей семьи. В семье детей учили «... делать так, чтобы отцу-матери не было стыдно перед людьми». Традиции добрососедства
способствовали воспитанию человечности, доброты, сочувствия, взаимопомощи [4, с. 80]. В.В.Зеньковский чрезвычайно большую роль в воспитательном воздействии на ребенка отводил семье, по его утверждению, «семья подобна цветку, который производит аромат, необходимый для ребенка» [6, с. 64].
Семья имела широкие и разнообразные возможности воздействия на детей, будущих отца или мать, формируя у них определенные представления о брачно-семейных отношениях. Общественно-воспитательная деятельность родителей
предусматривала решение различных задач. Эти задачи условно разделялись на стратегические, направленные на отдаленные цели и рассчитанные на длительные усилия, и оперативные, направленные на решение наболевших вопросов повседневности [11]. Однако круг влияния семьи на ребенка не ограничивался только воспитательной деятельностью родителей, на формирование личности ребенка большое влияние оказывали в целом образ жизни семьи и сообщества. Наличие в семье отца и матери, определенного количества детей в ее составе, численность и соотношение поколений влияли не только на жизнь конкретной семьи, но и на определенные аспекты жизни общества. А именно: соблюдение требований общества и выполнения его правил, принятие власти, умение добровольного подчинения старшему, умения социального взаимодействия, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную заботу, толерантность, доверие и, в конце концов, любовь, - которые создавали органическое единство народов, проживавших на Юге Украины второй половины XIX - начала ХХ веков.
По мнению философа И.А.Ильина, именно в семье ребенок учится правильному восприятию авторитета в лице отца и матери. То есть ребенок впервые встречается с идеей ранга и учится воспринимать высший ранг другого лица с благоговением, но, не унижаясь, учится мириться со своим низким рангом, не впадая ни в злость, ни в зависть, ни в ненависть, ни в злобность. Ребенок учится находить из начал ранга и начал авторитета всю их творческую и организующую силу, в то же время, освобождая себя духовно от «
ига » через любовь и уважение [7].
Следует отметить, что особая роль в воспитании ребенка всегда отводилась и отводится матери. Она является источником морально-духовных отношений в семье: «Мама для ребенка - это Вселенная. Как ребенок воспринимает мать, так он воспринимает и мир. С этой информацией ребенок будет расти, развиваться и приумножать добродетели» [2, с.189]. Атмосфера доброжелательности в семье создавала моральный комфорт, стимулировала духовный рост. Именно семья была источником хранения традиций своего народа.
В исследуемый период воспитание основывалось на принципах народности. И как отмечает В.С.Безрукова, организация и функционирование системы образования зиждилось на взаимоотношениях народа и образования, которые предусматривали доступность образования народа, признание за народом права участвовать в образовательной системе в качестве субъекта и наравне с государством, соблюдение интересов, обычаев, традиций и национальных особенностей народа, соответствие образования образовательным потребностям [3].
Ведущее место в воспитании личности на принципах народности занимает менталитет народа как значимый источник развития идеи народности, поскольку он включает в себя осознаваемые особенности, стереотипы, архетипы социального поведения. Уместными для нашего исследования являются слова К.Д.Ушинского: «Посмотрите на людей, которые поселились на чужбине, и вы убедитесь вполне, как живуча народность в человеке. Поколения сменяют друг друга, десятые из них не могут войти в живой организм народа, оставаясь в нем мертвой вставкой. Можно забыть имя своей родины, но носить в себе ее характер, пока непрерывные приливы новой крови не сведут ее на нет» [14, с. 117].
Особенно это касается Юга Украины второй половины XIX -начала ХХ веков, поскольку элементы народности четко прослеживаются в воспитании в поселениях колонистов - немцев, евреев, шведов, греков, болгар. Народность воспитания является
источником национального воспитания, которую В.Н.Сорока-Росинский определяет «... не правом, а обязанностью, небрежное выполнение которых, есть грех; ибо кто не подготовил себя к служению народности, так же вреден, как беглец с поля битвы, как отступник, который спокойно уходит в сторону в то время, когда родному народу грозит опасность, как злостный банкрот, не хотящий выплатить своей стране то, что он получил от ее культуры еще с молоком матери. Так же и школа, и педагог, и государство, которые мало или плохо воспитывают и учат подрастающие поколения, совершая такое же преступление, если бы они во время войны задерживали боеприпасы, изготавливали бы некачественные снаряды и давали бы армии плохих, недоучившихся, недисциплинированных и трусливых солдат. Национальное воспитание - строгий долг перед народностью» [13, с. 121].
Ввиду того, что Юг Украины второй половины XIX - начала ХХ веков был поликультурным, его особенностью было то, что все народы имели желание совместно работать в тяжелых природно-климатических условиях, вместе праздновать общие праздники, однако с соблюдением своих собственных национальных традиций, обычаев. Можно утверждать, что основой воспитания детей в семье Юга Украины было единство национального и общечеловеческого идеалов, поскольку было поликультурное окружение. В условиях поликультурного региона ценными были следующие характеристики общечеловеческих добродетелей и ценностей: семейственность, уважение к старшим, трудолюбие, настойчивость, храбрость, мужество, находчивость, сила воли. В соответствии с воспитательным идеалом населения у детей формировались такие черты, как любовь к родной земле, религиозность, соборность, труд на благо Отечества и ближнего, уважение к семье и женщине, чувство национального достоинства, чистоты рода, языка и культуры [1, с. 21-31]. Базисом общественно значимых основ воспитания детей в семьях были труд и культура быта. Экономические, этнические, религиозные особенности образа жизни поликультурного образовательного пространства
региона (русских, украинцев, евреев, немцев, греков, болгар, шведов и др.) определялись через ценностное отношение к труду, к старшим, к отцу и матери.
С давних времен образцовой считалась многодетная семья, а идеалом женщины - мать в окружении большого количества детей. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство - основной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни; бесплодие рассматривалось как большое несчастье. Прерывание беременности было большим грехом, который приравнивался к детоубийству, нарушением моральных норм. То есть, эти требования были обусловлены высоким уровнем ответственности, нравственности и подкреплены религиозностью.
Ребенок до семи лет не воспитывался в современном понимании, считалось, что ребенок на «стадии младенца» -существо неразумное и целенаправленно чего-то его учить не имеет смысла» [5]. Дети до семи лет не имели домашних и хозяйственных обязанностей. Следует обратить внимание на различия в вопросах воспитания в крестьянской семье, в которой ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что ему придется много работать, и работа может быть с радостью и удовольствием. Маленьким детям разрешалось делать все: кричать, чего-то требовать. Это не вызвало у родителей ни раздражения, ни гнева, ни злобы, ни желания наказать непослушного. Родители вообще редко наказывали детей, поскольку считали, что наказание сделает их робкими. Отношения между детьми и взрослыми строились на взаимной любви и ласке [5]. Понятие чести у крестьян сочеталось с честным выполнением своего долга и взятых на себя обязательств. Для мужчин оно заключалось в умении ответить за безосновательные оскорбления, для девушек оно заключалось в сохранении чистоты, для женщин - в сохранении верности мужу.
Начиная с семи лет, родители приучали детей к системной работе, передавая им все свои знания и умения. В семьях независимо от социального статуса девочкам поручалась работа, которая готовила их к женской роли, а мальчикам передавались знания и умения, которые необходимы мужчине. Исходя из этого,
девочки более были на попечении матери, а мальчики - на попечении отца. Во всех семьях поликультурного образовательно-воспитательного пространства Юга Украины второй половины Х1Х -начала ХХ веков мать должна была не только произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умела дитя родить, умей и научить». На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани. Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей - считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них.
В отношении воспитания мальчиков, причем у всех представителей Юга Украины, основная задача ложилась на отца, так как сын считался «продолжателем рода», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Сыну полагалось перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».
В крестьянских семьях родители стимулировали у ребенка желание работать, заработать своим трудом небольшие средства. Они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, чтобы он видел, что его труд необходим и нужен семье. Таким образом, дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку. А в семьях горожан, купцов, дворян установкой являлось - сохранить и приумножить то, что имели родители и оставили своим детям. В случае потери родителей назначались опекуны, которые следили, чтобы дети не встали на ложный путь и не растратили отцовское
имущество, не превратились в нищих [4, с. 92].
Следует отметить, что воспитывая детей на народных традициях, а именно: песнях, сказках, на святом писании, на рассказах о прошлом - родители старались привить любовь к Родине, к родной земле, которая начинается с любви к родителям и уважения к старшим. Родители стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами. Но, требуя от детей любви, послушания и заботы, родители должны были сами проявлять одинаковые чувства к своим, как малым, так и взрослым детям.
Одна из основных задач, которая возникала перед родителями, - задача постепенного введения их в религиозно-обрядовую жизнь согласно религиозной принадлежности. Представители разных конфессий Юга Украины второй половины XIX - начала ХХ веков считали веру в Бога бесспорной чертой нравственной личности, а ее поведение сочеталось непосредственно с ее религиозностью. Детей привлекали к вере через изучение молитв, чтение Псалтири, Часослова, Торы, Корана, Евангелия, через первую исповедь и причастие .
Материалы научных исследований А.В.Коротяева, А.П.Орловой, М.М.Прокопевой, И.М.Трубавиной,
Т.Д.Тхоржевськой, В.Л.Федяевой свидетельствуют о глубине влияния семейного воспитания на личность, при котором лучше обычаи народа познаются через изучение семейных укладов, восстановление истории родов и семей. Именно семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества и первоосновой социализации личности. А.П.Орлова указывает, что нравственный идеал народа включает в себя такие качества, как трудолюбие, патриотизм, честность, правдивость, уважение к людям, совесть, доброту, честь, достоинство, которые формируются за счет определенных средств и методов нравственного воспитания [10 , с. 17].
Процесс трудовой подготовки детей на Юге Украины второй половины Х1Х - начала ХХ веков осуществлялся постепенно, с
учетом их физических и психических особенностей и возможностей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми в семьях пользовались для привлечения детей к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как к тяжелой повинности. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к попыткам детей научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать.
По утверждениям многих современных исследователей, семья всегда была основой нравственной и хозяйственной деятельности народа, смыслом его существования. По мнению М.М.Прокопевой, изъятие хотя бы одного звена из этой схемы системы воспитания на семейных традициях «Я - Семья - Род -Народ - Родина - Земля - Вселенная» приводит к деформации сознания личности [12, с. 12]. Вышеуказанные показатели основывались на религиозности сообщества исследуемого периода.
Итак, подытоживая выше сказанное, можно сделать вывод, что семья закладывала фундамент формирования общественных общечеловеческих ценностей и социальных добродетелей и была главенствующим институтом в процессе воспитания, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества.
Литература:
1. Арсеньев Н. Дело любви. О духовной и религиозной традиции русской семьи / Н.Арсеньев. // Социум. - 1995. - № 6. - С. 21-31;
2. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. - М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С. 2753. - ISBN 978-5-94881-139-0;
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С.Безрукова. - Екатеринбург: [б.и.], 2000. - 936 с.;
4. Беленька Г.В., Бопшч О.Л., Машовець М.А. Здоров'я дитини - вщ родини / Г.В.Беленька, О.Л.Бопыч, М.А.Машовець. - К.: СПД Богданова А.М., 2006. - 220 с.;
5. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: [науч.- метод. разработка] / Е.В.Бондаревская. - Ростов-н/Дону: Изд-во РГПИ, 1991. - 22 с.;
6. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути: Психология детства / В.В.Зеньковский.- М.: [б.и.], 1995. - С. 295-344;
7. Ильин И.А. Собрание сочинений / И.А.Ильин. - Т. 3. - М.: [б.и.], 1994. - 592 с.;
8. Коротаев А.В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и средневекового Востока / Отв. ред. Васильев Д.Д., Волков С.В. - М.: Наука, 1987. - С.3-11;
9. Материнская вера в ребенка // Педагогический листок. -1874. - № 3. - С.159-163;
10. Орлова А.П. Преемственность народной и научной педагогики в развитии нравственного воспитания (на материале русской, украинской и белорусской народной педагогики): дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - теория и история педагогики, общая педагогика / А.П.Орлова. - М., 1996. - 176 с.;
11. Педагогическая энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т. 1. - 831 с.;
12. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика / М.М.Прокопьева. - Якутск: [б.и.], 1999.- 172 с.;
13. Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения [Сост. А.Т. Губко]. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.;
14. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д.Ушинский. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 51-122.
© Л.А.Корецкая, 2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. Тга^1Кегасиа:
Koreckaja, L.A. Social'no-pedagogicheskie aspekty semejnogo vospitanija V uslovijah obrazovatel'no-vospitatel'nogo prostranstva Juga икгату vtoroj ро^ту XIX — па^а!а XX vekov //Vestnik ро
pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - №3. - 2013. - S. 24-35.
— • —
Краткие сообщения
УДК: 378
К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
А.К. Смирнова. Государственный университет управления (Москва). zhr@yandex.ru
«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
Л.Н.Толстой