Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты проблемы безнадзорности в республике Дагестан'

Социально-педагогические аспекты проблемы безнадзорности в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНЫЙ РЕБЕНОК / СКРЫТОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ / ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиханов Закир Ибадулахович

Проблема безнадзорности является актуальной как для Республики Дагестан, так и России в целом. Особенно остро она заявила о себе в так называемый «постсоветский» период. Автор статьи говорит о социальных и педагогических предпосылках данной проблемы и полагает, что она может иметь очень серьезные последствия для страны и, следовательно, должна решаться на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты проблемы безнадзорности в республике Дагестан»

Психолого-педагогические науки

• ••

71

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.061

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

©2о°7 Алиханов З.И

Дагестанский государственный педагогический университет

Проблема безнадзорности является актуальной как для Республики Дагестан, так и России в целом. Особенно остро она заявила о себе в так называемый «постсоветский» период. Автор статьи говорит о социальных и педагогических предпосылках данной проблемы и полагает, что она может иметь очень серьезные последствия для страны и, следовательно, должна решаться на государственном уровне.

The problem of the child-neglect is actual not only for Russia as a whole, but also for our republic. It became particularly urgent in the so-called «post-soviet» period. The author of the article discusses social and pedagogical premises of the given problem and supposes that it can have very serious consequences for our country and therefore must be solved on the state level.

Ключевые слова: безнадзорность, безнадзорный ребенок, скрытое социальное сиротство, виды социализации, факторы социализации детей, школа как институт воспитания.

Keywords: child-neglect, unsupervised child, hidden social orphanhood, the socialization types, the children’s socialization factors, school as an educational institute.

Безнадзорный ребенок - реально существующая социальная проблема, решение которой является на сегодняшний день приоритетным направлением государственной социальной политики. Понятно, что решение данной проблемы не может быть простым и скоротечным.

Каковы же причины все большего распространения явления безнадзорности среди детского населения нашей республики?

Одна из основных причин безнадзорности кроется в недостаточной

реализации современной семьей своих воспитательных функций. В основном это касается бедных семей, т.к. в связи с необходимостью выполнения дополнительной работы для обеспечения материальных потребностей семьи родители меньше времени уделяют детям. Большинство таких семей не имеют достойных жилищных условий. Во многих семьях превалирует атмосфера неуверенности в завтрашнем дне. Чем ниже уровень жизни семьи, тем более сложной становится психологическая

72

Известия ДГПУ, №1, 2007

обстановка внутри нее. Материальные проблемы в значительной степени увеличивают угрозу разводов, семейного неблагополучия, порождая острые конфликты между ребенком и родителями, способствуя уходу детей из семьи и росту числа безнадзорных детей. Подсчитано, что появление в семье ребенка приводит к резкому снижению материального уровня жизни семьи (на 25-30%), увеличению затрат времени на домашнюю работу (на 75-80%). В этих условиях женщина-мать трудится ежедневно по 13-14 часов и только 20-30 минут может уделить непосредственно воспитанию детей.

Растет число неполных семей, что более всего определяется нестабильностью супружеских отношений, а также возрастающей распространенностью внебрачной рождаемости, что негативно сказывается на судьбах многих несовершеннолетних. Чаще всего распадаются семьи в больших городах и расторгаются молодые браки (30% до 4-х лет супружеской жизни). Из-за разводов около трех миллионов несовершеннолетних детей растут без одного родителя. Кроме того, вне зарегистрированного брака ежегодно рождается почти 300 тыс. детей (т.е. примерно 23% от всех новорожденных), большинство из которых воспитываются, как правило, только матерью. Это также является негативным фактором (особенно для мальчиков), так как в семье, затем в школе воспитание ребенка преимущественно осуществляется женщиной. Чрезмерно феминизированный процесс воспитания порождает инфантильность и социальную индифферентность.

В исследовании Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова [2] показано, что причиной включения совершивших корыстные преступления подростков в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а

• • •

в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. В такой группе подросток пытается получить то, что недополучил от отца. Альтернативой такой реализации потребности в общении и самоутверждении подростка должны стать благоприятные условия семьи и групп сверстников в учебном учреждении.

Все чаще в последнее время дает о себе знать и так называемое «скрытое» социальное сиротство. Распространяется оно под влиянием ухудшения условий жизни значительной части населения, падения нравственных устоев семьи. Следствием этого, в свою очередь, становится изменение отношения родителей к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей. Изучение в разные годы причин, побудивших подростков бежать из дома (официально - это около 50 тыс. ежегодно), свидетельствует, что в 40-70% случаев это происходило из-за обид, ссор с родителями (Н.И. Ветров, В.К. Андриенко и др.). В таких условиях они в отличие от сверстников, имеющих нормальную нравственную обстановку жизни и воспитания в семье, вырастают агрессивными, становятся недоверчивыми к окружающим, стараются уклоняться от общественно полезного труда, не проявляют настойчивости в учебе. Значимость семейного воспитания в становлении личности подрастающего человека подчеркивается учеными многих отраслей знания - педагогики, философии, психологии, социологии. «Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом», - отмечает И.С. Кон [6].

Зависимость воспитания ребенка от семейных установок определяется национальными, региональными особенностями жизнедеятельности. Спецификой Дагестана является то, что в регионе около 60% населения

Психолого-педагогические науки

73

• ••

проживает в сельской местности. Общеизвестно, что среднедушевые денежные доходы работников села по всей стране гораздо ниже, чем у горожанина. Особенность дагестанской бедности заключается и в том, что среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума в республике в основном имеют многодетные семьи, неполные семьи и т.п. Обследование уровня жизни семей с детьми, проведенное социологами и экономистами-экспертами, показало прямую зависимость доходного статуса семьи от числа иждивенцев и увеличение среди малообеспеченных доли многодетных семей. За чертой бедности сегодня находятся многие многодетные семьи с несовершеннолетними детьми, в том числе семьи одиноких матерей с малолетними детьми, семьи вдов и одиноких матерей, имеющих детей-инвалидов. В республике насчитывается более 300 тыс. семей, в которых 800 тыс. несовершеннолетних детей. Из них почти 150 тыс., или 20%, проживают в многодетных семьях с пятью или более детьми. При этом фактически семей, имеющих пять и более детей, гораздо больше, чем отражено в статистической отчетности [10].

Безнадзорность - это показатель не только и не столько низкого уровня жизни в государстве, но и отсутствия эмоциональной привязанности и взаимопонимания между родителями и детьми. В такой ситуации возникают трудности в формировании у ребенка адекватной самооценки, поскольку отсутствует объективная оценка его возможностей и способностей со стороны ближайшего окружения. Известно, что самооценка относится к наиболее значимым характеристикам личности, которые в целом определяют мотивы ее поведения. Самооценка также определяет отношение к самому себе, то есть то, как человек оценивает себя в сравнении с окружающими его людьми.

К проблеме адекватной самооценки добавляется негативное воздей-

ствие среды, заключающееся в депривации родственных связей и антисоциальности, а подчас и криминальности самого ближайшего окружения, социальной среды. Прежде чем индивид станет личностью в собственном смысле слова, ему предстоит пройти длительный процесс социализации. Для ранней, или первичной, социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение, у детей чаще всего формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты несиловым путем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях с родителями и близкими могут стать причиной криминального поведения [1]. К числу других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, дурной пример противоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные последствия может иметь преобладание в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.

Сегодня одним из основных институтов воспитания и социализации личности молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, является школа. К сожалению, на практике школа несет ответственность прежде всего за информирование, формирование знаниевой базы ребенка и лишь на второй план выносятся задачи воспитания. Сложившаяся парадигма «обучая воспиты-

74

Известия ДГПУ, №1, 2007

вать - воспитывать обучая» приобрела формальный смысл. И если как институт воспитания школа раньше имела большое значение, сегодня оно катастрофически падает, и это при явном уменьшении воспитательной роли семьи. Изменившиеся в целом условия жизни содействуют тому, что школы, другие учебные заведения перестают быть единоличными обучающими воспитательными центрами. Знания во всевозрастающем объеме стали поступать к несовершеннолетним по многочисленным каналам, притом более «высокого качества», чем их может дать школа, профессионально-технические училища. По своим обучающим возможностям семья, радио, телевидение, досуговая сфера стали заметно обгонять учебные заведения. Значительно возросло влияние телевидения на формирование подрастающего поколения.

Большое значение в становлении личности имеет общение с друзьями. Друзья способствуют пробуждению интереса к искусству (35%), спорту (44%), политическим и научнотехническим проблемам (20% респондентов). Однако они же иногда приобщают к азартным играм, спиртному. наркотикам (19%) (по данным опроса).

Дополнительные и с каждым годом все большие сложности в деятельности различных учебных коллективов по воспитанию подрастающего поколения возникают и как следствие негативных процессов, происходящих в родительской семье. Появление новых, как объективного, так и субъективного характера, трудностей в области семейного воспитания требует оперативного и квалифицированного перераспределения многих воспитательных функций от семьи, особенно неблагополучной, к школе, другим учебным заведениям. Однако педагогические коллективы школ не подготовлены к этому процессу, как не подготовлена и вся система образования страны.

Оценивая эффективность деятельности школы по предупреждению безнадзорности, особенно важно

проанализировать те сложности, которые сопровождали эту деятельность и отрицательно влияли в предшествующие периоды функционирования образовательных учреждений на формирование современного поколения несовершеннолетних, во многом определяя характер и тенденции противоправного поведения проблемных подростков.

Как показывают исследования, наиболее эффективно вопросы социального воспитания проблемных подростков решаются в процессе деятельности, импонирующей ребенку [8]. Большинство опрошенных подростков учебной деятельности предпочитают внеучебную, преимущественно такие ее виды, как спорт, творчество, самоуправленческая и общественно-полезная деятель-

ность. Педагогам школ следует соответственно планировать воспитательную внеучебную деятельность, что на практике не всегда удается.

Наиболее острыми проблемами образования сегодня, на наш взгляд, являются:

- отсев детей из образовательных учреждений;

- возрастающее вовлечение их в противоправную деятельность;

- негативное воздействие образования на состояние здоровья детей;

- снижение качества образования в массовой школе;

- трудоустройство выпускников образовательных учреждений;

- ухудшение условий получения дошкольного, общего среднего, профессионального и дополнительного образования;

- сохранение педагогических кадров, кадрового обеспечения образовательных учреждений;

- защищенность прав детей на образование;

- коммерциализация культурнодосуговых учреждений в республике.

Наряду с педагогическими проблемами актуализировались проблемы социального характера. Социальное воспитание отдельными учеными понимается как планомер-

Психолого-педагогические науки •••

ное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи человеку [8]. По мнению ученых, «существование человека в обществе определяется не столько социальными институтами, сколько совокупностью социальных установок, ценностей, норм, ролей и т.п.» [7].

Следует отметить, что подростки не обладают внутренними самостоятельными силами. Прежде чем индивид станет личностью в собственном смысле слова, ему предстоит пройти длительный процесс социализации.

Понимание процесса социализации связано с идеей развития личности, при этом личность рассматривается как становящийся активный социальный субъект. Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, социальному опыту, с помощью которых он обретает способность участвовать в жизни общества [4]. Учеными выявлены особенности социализации детей в Республике Дагестан, связанные с менталитетом проживающих в республике, показаны оптимальные формы социализации детей на основе прогрессивных народных традиций и обычаев, определены виды социализации:

- полоролевая социализация личности через стили мужского и женского поведения;

- семейно-бытовая социализация через образцы поведения отца-матери, мужа-жены, брата-сестры, старшего, младшего в семье;

- профессионально-трудовая социализация, ориентированная на выработку ответственного отношения к труду, к выбору профессии;

- этносоциализация в форме приобщения детей «группы риска» к традиционным нормам поведения в национальной и многонациональной семье и многокультурной среде;

75

- субкультурно-групповая социализация, учитывающая особенности поведения человека в религиозной, территориальной, возрастной, социально-педагогической общности людей;

- ресоциализация, которая позволяет восстановить прежний тип поведения в обществе, например, после длительной болезни, после выхода из мест заключения; адаптация к новым условиям жизни [3].

Руководитель Департамента по делам детей, женщин и семьи Минтруда России Н. Гордеева считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По мнению руководителя Департамента, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы -экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей [9].

Как было отмечено, социализация осуществляется также в образовательном процессе специально подготовленными специалистами. Они помогают ребенку в освоении социальных ролей, что способствует формированию опыта общественной жизни. Социальные педагоги и пси-

76

Известия ДГПУ, №1, 2007

хологи, школьные специалисты аналогичного профиля оказывают помощь ребенку в самопознании и самореализации, вскрывая глубинную сущность детской натуры, которую самостоятельно ребенок познать не в состоянии. Эти знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе формирования, развития, воспитания личности.

Значительную роль в социализации безнадзорных детей в РД играют такие специфические факторы:

- многодетность в семье;

- тотальная безработица в республике и как следствие низкий уровень жизни большинства населения;

- возрождение и модернизация «отходничества» взрослого населения, порождающего отчуждение родителей от воспитания детей;

- этнокультурные особенности воспитания;

- влияние религии на решение проблемы безнадзорности детей;

- сохранение традиций и традиционных форм воспитания детей;

- влияние внутренней и внешней миграции на социализацию детей;

- сохранение культа народных промыслов.

Решение проблем детской безнадзорности многими видится в целенаправленной государственной политике. Причем реализация такой политики, как показал проведенный опрос, невозможна без активного участия общественности. 36% опрошенных ответили, что вопросами безнадзорности должно заниматься только государство; около четверти респондентов (23%) видят необходимость в создании смешанного об-щественно-государственно-го совета; 11% респондентов считают эффективной мерой создание общественного совета в каждом муниципалитете с наделением его правами административных решений; наблюдательный совет, который бы осуществлял контроль над органами опеки, полагают эффективной формой контроля 8% опрошенных; 8% говорят о необходимости независимого уполномоченного по правам ребенка.

• • •

Именно отсутствие сегодня активной и четкой позиции государства по решению проблем детской беспризорности и социального сиротства формирует достаточно низкие оценки эффективности решения этих проблем отдельными социальными институтами. Россияне ожидают четко сформулированную позицию государства по этим вопросам, введение должности Уполномоченного по правам ребенка, а также создание местных общественно-

государственных советов. На вопрос о том, «может ли улучшить ситуацию с неблагополучными семьями и безнадзорными детьми введение должности независимого Уполномоченного по правам ребенка?», около половины опрошенных (47%) ответили положительно. Введение такой должности считает необходимым 58% среди тех, кто уже усыновил, 66% - среди тех, кто думает об усыновлении ребенка. Половина опрошенных (52%) считают, что создание смешанных общественно-

государственных советов, контролирующих ситуацию с неблагополучными семьями, сможет улучшить положение детей-сирот и несовершеннолетних в неблагополучных семьях1.

В целях преодоления предпосылок детской безнадзорности ежегодно в сентябре Республика Дагестан участвует в проведении Всероссийской акции «Каждого ребенка школьного возраста - за парту» для вовлечения детей и подростков в образовательную среду. С июня по октябрь 2005 года в Рд проходила межведомственная операция «Подросток» для обнаружения подростков, исключенных из образовательных учреждений (общеобразовательные школы, СПТУ и т.п.) и проживающих в неблагополучных семьях. В результате такой профилактической работы выяв-

1 Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 11-12 июня 2005 г. Опрошено 1592 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Психолого-педагогические науки

77

• ••

лено 835 безнадзорных подростков, 556 из которых помещены в реабилитационные центры, приюты. Поставлено на учет 835, снято с учета с исправлением 458 несовершеннолетних. Поставлены на профилактический учет 119 неблагополучных, бедных семей [5].

Многие вопросы материнства и детства, воспитания детей, инвестирование в обучение, создание благоприятных условий для жизнедеятельности, в том числе в досуговой сфере, становятся сегодня объектом государственного внимания.

Решение проблемы детской безнадзорности видится в повышении статуса семьи, укреплении супружеских, родите л ьско-детских отношений на основе нравственных устоев. Конечно, преодоление бедности, как и решение многих других социальных проблем, в том числе проблемы безнадзорности, находится в прямой за-Примечания

висимости от улучшения экономических условий жизни в республике. Не менее важным мы считаем создание единого воспитательного поля вокруг ребенка, которое способствовало бы формированию у него правильной жизненной позиции.

Осознание и изменение своего ролевого значения в процессе социализации подрастающего поколения требуется и от школы. Школа может выступить в качестве объединяющей, интегрирующей усилия государства и семьи среды, в которой созданы были бы все условия для становления полноценной, самодостаточной, уверенной в завтрашнем дне личности. Процесс этот обязательно должен осуществляться с учетом региональных, национальных особенностей Республики Дагестан, связанных, в первую очередь, с менталитетом местных жителей, и на основе прогрессивных народных традиций и обычаев.

1. Аналитический вестник Совета Федерации РФ 20 (176). - С. 35-36. 2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений. - М.: Юрист, 1996. 3. Гусейнов Р.Д. Социально-правовая защита детей как условие их социализации: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Махачкала, 2006. - 20 с. 4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. - С. 229. 5. Информация о мерах по борьбе с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних в Республике Дагестан / Выступление на заседании правительства РД министра образования М. Азизова (сентябрь 2005 г.). 6. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М, 1982. 7. Социальная философия и социология. - М.,

2002. - С. 76. 8. Титова А.А. Социальное воспитание проблемных подростков как органическая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования понятий у студентов и школьников: Материалы научно-практической конференции Челябинского госпедуниверситета. - Челябинск, 2004. - С. 112-114. 9. Ткач Н. Детская безнадзорность и беспризорность как один факторов национальной безопасности России // Социальное обеспечение. 21.01.2002. 001. -С. 18-23. 10. Хидиров Г. Кто за чертой бедности?// Дагестанская правда. 15 ноября 2006 г.

УДК 373.1.02

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

©2007 Астарханова Н.Р., Агаларова П.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.