Научная статья на тему 'К вопросу о детской беспризорности как о наиболее острой проблеме, характеризующей неблагополучие российского общества'

К вопросу о детской беспризорности как о наиболее острой проблеме, характеризующей неблагополучие российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1212
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ / ABANDONMENT / NEGLECT / JUVENILE DELINQUENCY / PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY / CHILD ABUSE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жиляева С. К.

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся частичного искоренения явлений беспризор- ности и безнадзорности, защиты детей и подростков, оказавшихся без попечения родителей. Отмечается, что до настоящего времени реализация государственных программ по снижению уровня детской беспризорности и безнадзорности действенного результата пока не приносит. В статье обозначены проблемы семейного неблагополучия, неисполнения родителями своих обязанно- стей по воспитанию детей. Обосновывается вывод о том, что родители, злоупотребляющие алкоголем, не способны обеспечить своему ребенку даже минимальное материальное благополучие, не говоря о моральной поддержке и воспитании. Автор предлагает ужесточить ответственность родителей за ненадлежащее выполнение родитель- ских обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жиляева С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CHILD ABANDONMENT, AS THE MOST ACUTE PROBLEM, CHARACTERIZE THE WELL-BEING OF RUSSIAN SOCIETY

This article deals with the partial eradication of the phenomena of homelessness and neglect, the protection of children and adolescents without parental care. It is noted that, to date, implementation of State programmes to reduce child abandonment and neglect the effective result yet. This article outlines the problem of family tribulation, failure by parents of their child-rearing responsibilities. Conclusion that parents who abuse alcohol cannot provide her child even minimal material welfare, not to mention moral support and upbringing. The author proposes to tighten responsibility of parents for inappropriate parenting.

Текст научной работы на тему «К вопросу о детской беспризорности как о наиболее острой проблеме, характеризующей неблагополучие российского общества»

С.К. ЖИЛЯЕВА

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Орловского юридического института МВД России, полковник полиции Тел. 8 910 301 28 18

К ВОПРОСУ О ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ КАК О НАИБОЛЕЕ ОСТРОЙ ПРОБЛЕМЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся частичного искоренения явлений беспризорности и безнадзорности, защиты детей и подростков, оказавшихся без попечения родителей.

Отмечается, что до настоящего времени реализация государственных программ по снижению уровня детской беспризорности и безнадзорности действенного результата пока не приносит.

В статье обозначены проблемы семейного неблагополучия, неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей. Обосновывается вывод о том, что родители, злоупотребляющие алкоголем, не способны обеспечить своему ребенку даже минимальное материальное благополучие, не говоря о моральной поддержке и воспитании.

Автор предлагает ужесточить ответственность родителей за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей.

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми.

В Российской Федерации свыше четверти всего населения составляют дети. В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения проблем по снижению уровня детской беспризорности и безнадзорности, например:

- сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;

- создаются специальные программы по профилактике детской беспризорности и безнадзорности.

Однако действенного результата реализация государственных программ, по снижению уровня детской беспризорности и безнадзорности пока не приносит.

Основные причины этого сводятся к следующему:

- межведомственная разобщенность в организации деятельности по борьбе с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних;

- отсутствие единых организационно-методических подходов в реализации взаимодействия как в деятельности самих учреждений, так и в подготовке кадров;

- отсутствие эффективно действующей реабилитационной системы для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- отсутствие поддержки со стороны государства в деятельности общественных организаций;

- отсутствие профилактической направленности в работе с семьей.

Семья как древнейший социальный институт является базисом общества, начальной ступенью социализации человека, той первичной формой, которая качественно отличает социум от стаи животных [1, с. 209-210]. Она развивается и видоизменяется с обществом, по-своему реагируя на вызов времени, отвечая на антиобщественные потребности и оказывая на них свое особое, только ей присущее влияние [5, с. 90]. И прав австралийский криминолог А. Моррис, когда говорит: «Поведение родителей представляется наиболее мощным фактором, определяющим поведение человека» [6,с. 28].

Однако, в настоящее время многие родители, если не большинство, не умеют воспитывать своих детей, и никто их этому не учит, в результате чего дети не воспринимают ни моральных правил, ни норм поведения в обществе. Некоторые ученые подчеркивают, что родители оскорбляют друг друга и детей, подвергают их насилию, после чего нужно ждать лишь ответной реакции со стороны подростков. Между прочим, до недавнего времени в России закрывали глаза на то, что насилие над детьми (и по отношению друг к другу) в российских семьях - печальная реальность. В результате дети замыкаются в себе, становятся раздражительными и отчужденными, и для самоутверждения сами совершают жестокие преступления. Исследования показывают, что насилие, как бы обращенное вовне, на самом деле есть «перевернутое» насилие по отношению к родителям [4,с. 107]. Уход детей из семьи и риск совершения подростками преступлений в семьях, где

© С.К. Жиляева

царит агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем в нормальных. Жестокое обращение с ребенком есть не что иное, как отвергание его в явной и грубой форме. Многие из таких детей в дальнейшем начинают совершать преступления, при этом некоторые прямо указывают на то, что причиной их ухода из семьи и преступных действий были наказания и побои, перенесенные ими в родительской семье [4, с.107]. Результаты изучения поведения таких родителей, как правило, показывают, что лишь небольшой процент из их числа психически здоровы, остальные страдают алкоголизмом, имеют психические заболевания, являются неустойчивыми и антисоциальными личностями.

Отвергнутые родителями дети ищут себе замену в обществе в целом и в неформальных организациях (школа им, к сожалению, мало чем помогает), в том числе с преступной основой, где подросток может «доказать», что он - «герой».

Беспризорность и преступность несовершеннолетних росла несмотря на то, что в отдельные периоды карательная практика в отношении них (применение лишения свободы) была чрезвычайно суровой. В 1981-1986 гг. среднегодовое число осужденных несовершеннолетних было самым большим не только за весь послевоенный период (106024 человека против 78847 в 1946-1950 гг.), но и за все послеоктябрьские годы (в 1923 году было осуждено 18,5 тыс. несовершеннолетних, в 1925 году-27,3 тыс., в 1935 году-41,5 тыс.) [4,с.289-299]. Эти данные свидетельствуют о серьезных провалах в социальной политике и воспитательной работе с несовершеннолетними.

На сегодняшний день требуется целенаправленная работа по совершенствованию деятельности государственных и общественных организаций, занимающихся детской беспризорностью.

Органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей. На самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание.

Для этого необходимо менять механизм распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать системы экономических гарантий органам местного самоуправления и семьям, которые приняли детей на воспитание.

Необходимо внести изменения и дополнения в

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части усовершенствования порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории жилой площадью. И это необходимо сделать в кратчайшие сроки, потому что, действительно, это самая сложная проблема для выпускников детских домов, интернатных учреждений.

Несовершеннолетние оказались в очень сложном положении, утратив прежние социальные связи, многие из них не приспособились к новым условиям жизни.

Министерство образования России в 2010 году провело разовый обсчет неучащихся детей в возрасте от 7 до 15 лет и подростков, не имеющих постоянного места жительства. Выяснилась плачевная картина. Свыше 68 тысяч детей на тот период не учились, из них 2,5 тыс. детей не имели даже начального образования, а более 3 тыс. никогда не ходили в школу [7].

Проблемы детской безнадзорности и беспризорности должны решаться незамедлительно, они требуют глубокого осмысления причин возникновения и серьезного отношения всех субъектов общества - государственных структур, социальных работников, ученых и общественных организаций. Дети - это будущее общества, его богатство, поэтому необходимо и очень важно уделять повышенное внимание проблемам беспризорности, ведь именно в семье растет и развивается ребенок, получает первые необходимые социальные навыки, в семье закладываются жизненные ценности и ориентации. И немаловажно, как и в каком ключе происходят данные процессы. Поэтому создание благоприятных условий для детей - наиболее важное направление государственной и общественной политики.

Проблема беспризорных и безнадзорных детей находит отражение в различных научных дисциплинах: социологии, педагогики, психологии, культурологи и др. Это говорит о высокой актуальности проблемы, о том, что ее пробуют решить. Также с этим связано множество разносторонних исследовательских подходов к данной теме.

«Изучением дореволюционного опыта работы с беспризорными и безнадзорными детьми занимались: Н.В. Елфимова, Т.П. Папкова, М.В. Фирсов и другие» [2].

В работах М.Н. Гернера, М.И. Маро (Левитиной), Е.Лившиц в начале 1920-х годов рассматривались причины беспризорности, анализировались варианты ликвидации данного явления. После Великой Отечественной войны начинается всплеск исследо-

вательских работ, посвященных беспризорности. Это в большей степени обуславливается огромным количеством потерявшихся детей и детей, оставшихся без родителей. Распад СССР, экономические и политические преобразования в конце 1980-х - начале 1990-х годов способствовало актуализации проблем безнадзорности и беспризорности, появляется большое число публикаций, посвященных современным проблемам беспризорности. Среди авторов данного периода можно отметить: А. Бланкова, А.М. Нечаеву, И.Ф. Кривоноса, Е.Г. Слуцкого и др. Характерной чертой научной литературы является отсутствие четких границ между дефинициями «беспризорность» и «безнадзорность». Такая позиция сохраняется у А.М. Нечаевой, И.Ф. Дементьевой, Э.Б. Мельниковой, Л.Я. Олифренко. Изучению образа жизни, социальной организации беспризорных в городских условиях было посвящено исследование А. Стивенсон [2].

Сегодня, анализируя действия органов власти, касающиеся защиты детей и подростков; помощи в социализации; частичного искоренения явлений беспризорности и безнадзорности, а в случае невозможности этого, создание более-менее комфортных условий жизни для таких детей, можно сказать, что эти действия не являются в полной мере достаточными и эффективными. Конечно, не стоит забывать, что полностью решить проблемы беспризорности и безнадзорности, - скорее всего задача невозможная. Именно поэтому необходимо разрабатывать специальные программы профилактики данных негативных явлений, усовершенствовать систему социальной защиты детей, оказывать поддержку многодетным и неблагополучным семьям, а также семьям с маленьким достатком.

Проблема преступности подростков не имеет сегодня высокой степени актуализации в массовом сознании населения, в ряду событий и процессов, которые вызывают тревогу и озабоченность опрошенных, ее отмечают только 14,4% респондентов, в общем рейтинге проблем она занимает только 14-ое место. Безотносительно других социальных проблем в той или иной степени острой проблему беспризорности и безнадзорности считают 32,2% опрошенных, в том числе 11,4% охарактеризовали ее как очень острую . Представляется, что данный уровень осознания населением действительного масштаба проблемы недостаточен, необходимы меры по его повышению, донесению до жителей информации о состоянии дел в этой сфере (в том числе о количестве детей, оставшихся без надзора и опеки родителей, причинах попадания в социально опасную ситуацию и т.д.) [3].

Проблема беспризорности - это долговремен-ная

проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных в работе потребностей все-таки основным направлением решения проблемы уличных детей является система профилактических и предупреждающих мероприятий. При таком подходе главный центр воздействия должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Люди же, берущие на себя миссию работы с уличными детьми и детьми «группы риска», должны в полной мере отвечать совокупности качеств зрелой личности. И качества эти - любовь, ответственность и забота. А также - профессионализм.

Государство обязано обеспечить всем детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение такого негативного социального явления, как детская беспризорность, содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства.

Опасность беспризорности видится в том, что такая среда способствует формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная

часть молодого поколения совершает преступления и будет считать это нормой и в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время в беспризорной криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.

Несмотря на всю доброту и чуткость воспитателей в интернатах, детских домах, домах ребенка, приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша - будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, что отвращение, ненависть к собственному ребенку - это такое явление, которое имело место в прошлом, есть и настоящем и, вероятно, будет и в будущем.

В сложившейся ситуации помимо государства попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации, негосударственные учреждения, различные фонды и православная церковь.

Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа, детские деревни. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

Детские деревни - это особый гуманный тип детского дома с семейным воспитанием [7]. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии.

Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:

- мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение;

- в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской де-

ревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до определения его дальнейшей судьбы [7]. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовки; оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном доме.

Таким образом, среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых - детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, - социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.

Рассматривая проблему детской беспризорности и преступности, следует сказать о том, что на сегодняшний день государству необходимо решить следующие задачи:

1. Совершенствовать государственную политику в отношении семьи, так как именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях - государственном, местном является главным условием профилактики социального сиротства. Необходимо

развивать систему комплексной помощи молодым семьям (кредитование, информационная, консультативная и прочие.).

2. Скоординировать действия всех заинтересованных российских ведомств по борьбе с причинами детской беспризорности.

3. СМИ организовать регулярное освещение данной проблемы в периодических изданиях, на телевидении и радио, формируя соответствующее общественное мнение.

4. Привлечь к обсуждению проблемы гражданских активистов, общественные организации, деятелей культуры и религии.

5. Ужесточить ответственность родителей за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей.

6. Проанализировать и обобщить положительный опыт регионов по профилактике детской беспризорности и безнадзорности и направить соответствующие рекомендации в регионы с неблагополучной ситуацией.

7. Улучшить систему досуга несовершеннолетних, увеличить количество оздоровительных учреждений для детей.

8. Организовать трудовые и военно-патриотические лагеря для неблагополучных подростков,

развивать систему детских общественных организаций типа скаутского движения и ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы).

9. Развивать сеть реабилитационных учреждений для несовершеннолетних.

10. Искать и апробировать новые формы работы в плане профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних.

Именно выполнение этих мероприятий сможет снизить рост беспризорных детей на улицах города, потому что растущая из года в год беспризорность детей - следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М. 1990. С. 209-210.

2. ДевятоваЕ.В. Беспризорность в контексте российской культуры/ Дис. на соискание ученой степени канд. культур. наук. Челябинск, 2009.

3. Демина В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 14 (207).

4. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М. Российское право. 1992. С.107

5. Костыря Е.А. Внутрисемейное преступное поведение женщин в контексте проблем семейной криминологии. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб. 1999. С. 90.

6. Моррис А. Преступность и общество. Москва. 1953. С.28.

7. Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление. Государство и право. 2001. № 6.

8. http://www.pravda.ru/.

S.K. ZHILJAEVA

TO THE QUESTION OF CHILD ABANDONMENT, AS THE MOST ACUTE PROBLEM, CHARACTERIZE THE WELL-BEING OF RUSSIAN SOCIETY

This article deals with the partial eradication of the phenomena of homelessness and neglect, the protection of children and adolescents without parental care.

It is noted that, to date, implementation of State programmes to reduce child abandonment and neglect the effective result yet.

This article outlines the problem of family tribulation, failure by parents of their child-rearing responsibilities. Conclusion that parents who abuse alcohol cannot provide her child even minimal material welfare, not to mention moral support and upbringing.

The author proposes to tighten responsibility ofparents for inappropriate parenting.

Key words: abandonment, neglect, juvenile delinquency, prevention of juvenile delinquency, child abuse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.