Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КАНИСТЕРАПИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КАНИСТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ С ОВЗ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КАНИСТЕРАПИИ / СОЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ ЦЕНТРА / КАНИСТЕРАПЕВТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Оксана Вагизовна, Целевич Татьяна Ивановна

Введение. В статье рассмотрены проблемы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ. Проанализирована значимость технологии канистерапии, связанная с решением обозначенной проблемы. В статье обосновывается применение канистерапии в качестве технологии социальнопедагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в учреждениях социальной сферы, обозначены основные направления канистерапии. Представлена опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в условиях социального учреждения. В ходе её реализации специалисты применяли недирективный подход, индивидуальные и групповые формы работы, а также элементы альтернативной коммуникации. Материалы и методы. Авторы исследовали личностные качества несовершеннолетних с ОВЗ, которые были выявлены с помощью диагностических методов и методик, ориентированных на личность ребенка, с учетом психофизических особенностей несовершеннолетнего с ограниченными возможностями здоровья. Для первичной и контрольной диагностики были использованы следующие методы и методики: тест тревожности (авторы: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); тест на самооценку ребенка «Лесенка» (автор: Т.Д. Марцинковская); методика «Шкала совестливости» (авторы: В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский); методика изучения социализированности личности учащегося (автор: М.И.Рожков). Результаты исследования. Доказывается необходимость научнообоснованного применения технологии канистерапии при организации и проведении социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в социальных учреждениях. Результаты диагностики свидетельствуют о развитии эмоционально-волевой сферы, снижении уровня тревожности; о возросшем уровне социальной активности и адаптированности несовершеннолетних с ОВЗ; о позитивном изменении их эмоционального состояния. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблемы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в учреждениях социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Оксана Вагизовна, Целевич Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF MINORS WITH DISABILITIES THROUGH CANISTER THERAPY

Introduction. The article discusses the problems of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities. The significance of canister therapy technology associated with the solution of the indicated problem is analyzed. The article substantiates the use of canister therapy as a technology of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in social institutions, identifies the main directions of canister therapy. Experimental work on the implementation of the program of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in a social institution is presented. During its implementation, specialists applied a non-directive approach, individual and group forms of work, as well as elements of alternative communication. Materials and methods. The authors investigated the personal qualities of minors with disabilities, which were identified using diagnostic methods and techniques focused on the personality of the child, taking into account the psychophysical characteristics of a minor with disabilities of the above problem. The article substantiates the use of canister therapy as a technology of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in social institutions, identifies the main directions of canister therapy. Experimental work on the implementation of the program of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in a social Results of the study. The necessity of scientifically-based application of canister therapy technology in the organization and conduct of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in social institutions is proved. The diagnostic results indicate the development of the emotional-volitional sphere, a decrease in the level of anxiety; an increased level of social activity and adaptability of minors with disabilities; a positive change in their emotional state. The results of the study can serve as a theoretical basis for solving the problem of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in social institutions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КАНИСТЕРАПИИ»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КАНИСТЕРАПИИ

Морозова Оксана Вагизовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), e-mail: [email protected]

Целевич Татьяна Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), e-mail:[email protected]

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-104-113

Аннотация:

Введение. В статье рассмотрены проблемы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ. Проанализирована значимость технологии канистерапии, связанная с решением обозначенной проблемы. В статье обосновывается применение канистерапии в качестве технологии социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в учреждениях социальной сферы, обозначены основные направления канистерапии. Представлена опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в условиях социального учреждения. В ходе её реализации специалисты применяли недирективный подход, индивидуальные и групповые формы работы, а также элементы альтернативной коммуникации.

Материалы и методы. Авторы исследовали личностные качества несовершеннолетних с ОВЗ, которые были выявлены с помощью диагностических методов и методик, ориентированных на личность ребенка, с учетом психофизических особенностей несовершеннолетнего с ограниченными возможностями здоровья. Для первичной и контрольной диагностики были использованы следующие методы и методики: тест тревожности (авторы: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); тест на самооценку ребенка «Лесенка» (автор: Т.Д. Марцинковская); методика «Шкала совестливости» (авторы: В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский); методика изучения социализированности личности учащегося (автор: М.И.Рожков).

Результаты исследования. Доказывается необходимость научно-обоснованного применения технологии канистерапии при организации и проведении социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в социальных учреждениях. Результаты диагностики свидетельствуют о развитии

эмоционально-волевой сферы, снижении уровня тревожности; о возросшем уровне социальной активности и адаптированности несовершеннолетних с ОВЗ; о позитивном изменении их эмоционального состояния.

Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблемы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в учреждениях социальной сферы.

Ключевые слова: несовершеннолетние с ОВЗ, социально-педагогическая реабилитация, технология канистерапии, социальное учреждение, специалисты центра, канистерапевт.

SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF MINORS WITH DISABILITIES THROUGH CANISTER THERAPY

Morozova Oksana Vagidovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk),e-mail:[email protected]

Tselevich Tatiana Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk), e-mail:[email protected]

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-104-113

Abstract:

Introduction. The article discusses the problems of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities. The significance of canister therapy technology associated with the solution of the indicated problem is analyzed. The article substantiates the use of canister therapy as a technology of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in social institutions, identifies the main directions of canister therapy. Experimental work on the implementation of the program of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in a social institution is presented. During its implementation, specialists applied a non-directive approach, individual and group forms of work, as well as elements of alternative communication.

Materials and methods. The authors investigated the personal qualities of minors with disabilities, which were identified using diagnostic methods and techniques focused on the personality of the child, taking into account the psychophysical characteristics of a minor with disabilities of the above problem. The article substantiates the use of canister therapy as a technology of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in social institutions, identifies the main directions of canister therapy. Experimental work on the implementation of the program of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in a social

Results of the study. The necessity of scientifically-based application of canister therapy technology in the organization and conduct of socio-pedagogical rehabilitation

of minors with disabilities in social institutions is proved. The diagnostic results indicate the development of the emotional-volitional sphere, a decrease in the level of anxiety; an increased level of social activity and adaptability of minors with disabilities; a positive change in their emotional state. The results of the study can serve as a theoretical basis for solving the problem of socio-pedagogical rehabilitation of minors with disabilities in social institutions.

Keywords: minors with disabilities, socio-pedagogical rehabilitation, canister therapy technology, social institution, specialists of the center, canister therapist.

Социальные центры оказывают комплексную помощь детям с ОВЗ. Специалисты разрабатывают и реализуют программы и проекты социальной реабилитации несовершеннолетних.

«Социально-педагогическая реабилитация - это целостный процесс целенаправленных, взаимосвязанных педагогических и социальных воздействий всех субъектов реабилитации, ориентированных на актуализацию внутренних ресурсов, способствующих развитию способности подростка сопротивляться воздействию факторов социального риска дезадаптации»[5].

Для успешной реабилитации ребенка в социальных учреждениях начали использовать, помимо традиционных методов, метод анималотерапии. Специалисты организуют взаимодействие ребенка с ОВЗ со специально обученным животным. В результате происходит успешная адаптация и реабилитация ребенка с ОВЗ. Для терапии чаще всего используются собаки, лошади и дельфины.

«Канистерапия - разновидность анималотерапии - метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и подготовленных собак-терапевтов» [2].

В современной России это одна из самых распространенных реабилитационных методик, т.к. используются собаки, которых легче содержать в отличии от лошадей или дельфинов. Уже во многих реабилитационных и социальных центрах можно встретить данную социально-реабилитационную и социально-медицинскую услугу. Хотя канистерапия применяется в различных направлениях. Наиболее распространенным направлением является работа канистерапев-та, направленная на взаимодействие ребенка с собакой. В настоящее время всё чаще эта работа проводится в социальных центрах. Канистерапевты применяют адаптивную физическую культуру с собакой. Также используется такое направление канистерапии как специальное обучение с собакой.

Канистерапия используется в работе с детьми с задержкой психоречевого развития, с РАС, сенсорными и ментальными нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с ДЦП и др. Этот метод «стимулирует развитие когнитивных, речевых, моторных функций, помогает снизить психоэмоциональное напряжение и стабилизировать эмоциональное состояние, оказывает положительное воздействие на коммуникативную сферу и навыки социального взаимодействия» [3, С. 23-24].

Итак, канистерапия решает широкий круг задач по реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ. Однако данный метод необходимо дополнять профессионализмом других специалистов. Важно выстраивать сотрудничество всех специалистов центра [1].

Специалистам, работающим по данной методике с несовершеннолетними с ОВЗ, важно системно проводить диагностику, учитывать анамнез, возрастные и физиологические особенности, а также особенности семейного воспитания. Канистерапевт и специалисты центра обмениваются наблюдениями и информацией по каждому ребенку с ОВЗ. Во время реабилитационной работы специа-лист-канистерапевт тщательно, учитывая особые характеристики ребенка с ОВЗ, подбирает задания и обучает собаку для работы с таким ребенком.

В опытно-экспериментальную работу были включены следующие специалисты:

- профессиональный канистерапевт (наставник программы);

- психолог,

- социальный педагог,

- специалист по социальной работе,

- 2 собаки, прошедшие специальную подготовку по канистерапии.

В исследовании приняли участие 12 несовершеннолетних с ОВЗ, из них 7 мальчиков и 5 девочек в возрасте 7 - 11 лет.

Исследование проводилось в три этапа (таблица1):

Таблица 1.

Содержательная характеристика этапов опытно-экспериментальной работы

Этапы Содержание

1. Констатирующий этап Выявление у несовершеннолетних трудностей в социализации, адаптации, а также выявление поведенческих проблем.

2. Формирующий этап Разработка и реализация проекта программы по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ с использованием канистерапии

3. Контрольный этап Определение эффективности разработанной программы

Для первичной и контрольной диагностики были использованы следующие методы и методики: тест тревожности (авторы: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); тест на самооценку ребенка «Лесенка» Т.Д. Марцинковской; методика «Шкала совестливости» (авторы: В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский); методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков).

Результаты констатирующего этапа показали необходимость в проектировании программы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ в условиях социального учреждения. Реализация программы осуществлялась на базе социального центра.

Программа является личностно-ориентированной, т.к. строится исходя из личностных качеств несовершеннолетних с ОВЗ, которые были выявлены с помощью диагностики и ориентирована на личность ребенка. В программе учтены особенности как возрастные, так и индивидуальные каждого несовершеннолетнего.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет от 30 до 45 мин в зависимости от психофизических возможностей ребенка.

Цель и задачи программы: коррекция и стабилизация эмоционального состояния ребенка с ОВЗ, развитие способностей к взаимодействию с окружающими.

В ходе проведения занятий специалистами использовался недирективный подход, а также индивидуальные и групповые формы работы.

Первые занятия были направлены на взаимодействие животного и ребенка, а последующие на развитие взаимодействия, коммуникации, волевых качеств, умений управлять свои эмоциями, познавательной сферы.

Для того, чтобы сформировать у детей практические умения и навыки работы с собакой-терапевтом, использовался комплекс методов обучения:словес-ные, наглядные, практические и игровые.

Во время занятий канистерапевт, совместно с собакой-терапевтом, создавал альтернативную коммуникацию для ребенка, т.е. выстраивал невербальное общение без помощи речи. Ребенок мог видеть эмоциональную радость собаки от общения с ним, тактильно ощутить размер собаки, мягкость ее шерсти, ее запах. Все это помогало ребенку развивать свои эмоции, чувствовать настроение как собаки так и свое. Во время такого эмоционального взаимодействия у ребенка снижаются барьеры общения, преодолевается закрытость, стеснительность, неуверенность.

Помимо альтернативной коммуникации канистерапевт совместно с ребенком отрабатывал на занятиях речевые формы взаимодействия. Именно обучение командам, выработка командного голоса помогает многим детям преодолеть свои комплексы, положительно влияет на самооценку [4].

В результате реализации программы, несовершеннолетние с ОВЗ узнали правила безопасного и гуманного обращения с собакой, правила кормления и ухода за собакой, режим дня собаки, а также правила игры с ней.

На занятиях были сформированы следующие умения и навыки: взаимодействие с собакой, умение ухаживать за животным, понимать «язык собак», умение давать команды, играть с собакой.

Специалисты, реализуя данную программу, должны учитывать риски ее реализации: возможна аллергия у детей на собачью шерсть.

В ходе реализации программы специалистами были сформулированы ожидаемые результаты:

- Развитие эмоционально-волевой сферы.

- Появление новых моторных навыков и более качественное выполнение

имеющихся.

- Появление познавательной мотивации.

- Развитие игровой деятельности.

- Способность к взаимодействию с окружающими (развитие коммуникативных навыков)

Эффективность работы по программе оценивается путём сравнения результатов диагностики на начальном и заключительном этапе программы, с помощью подобранных методик, метода наблюдения за ребенком на каждом занятии, а также беседы с детьми и специалистами.

Для проверки эффективности проведённой работы на контрольном этапе мы провели повторную диагностику, используя те же методы и методики, что и на констатирующем этапе. Представляем сравнительный анализ результатов уровня тревожности на констатирующем и контрольном этапах (таблица 2).

Таблица 2.

Сравнительный анализ результатов уровня тревожности на констатирующем и контрольном этапах: %, (чел.)

Шкалы по уровням Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень 58,3% (7) 33,3 % (4)

Средний уровень 25,0 % (3) 50,0 % (6)

Низкий уровень 16,7 % (2) 16,7 % (2)

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, следует заметить, что высокие показатели уровня тревожности снизились с 58,3% до 33,3% . Показатели среднего уровня повысились (25% против 50%). Низкий уровень тревожности не изменился.

Рассматривая результаты теста на определение самооценки у несовершеннолетних с ОВЗ, можно сказать, что в результате участия в социально-педагогической реабилитации с включением технологии канистерапии у детей повысился показатель адекватной самооценки (с 50,0% до 66,7%), заниженная самооценка также изменилась в положительную сторону (41,6% против 25,0%). Показатели завышенной самооценки не изменились (8,3%).

Результаты контрольной диагностики по методике «Шкала совестливости» отображены на рисунке 1.

Проведенное исследование по данной методике на контрольном этапе показало, что совестливость, чувство ответственности у 50,0% несовершеннолетних с ОВЗ выражены на высоком уровне, у 33,3 % на среднем, и у 16,7% на низком, что свидетельствует о положительной динамике.

Диагностика социализированности учащихся ориентирована на определение разных уровней: уровня нравственной воспитанности учащихся (показатель «Нравственность»); уровня социальной активности (показатель «Социальная ак-

тивность»); уровня сформированности нравственности как показателя личности (показатель «Социальная адаптированность»).

Рис.1 Сравнительные результаты проведенной диагностики по методике«Шкала совестливости», %

Сравнительные результаты по названным показателям на констатирующем и контрольном этапе диагностики мы отобразили в таблицах 3-5.

Таблица 3.

Сравнительный анализ результатов показателя «Нравственность» на констатирующем и контрольном этапах: %, (чел.)

Шкалы по уровням Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень 25,0 % (3) 25,0 % (3)

Средний уровень 33,3 % (4) 50,0 % (6)

Низкий уровень 41,6 % (5) 25,0 % (3)

Уровень нравственной воспитанности у несовершеннолетних с ОВЗ изменился в положительную сторону. Так показатели среднего уровня увеличились с 33,3% до 50,0%, низкий уровень стал ещё ниже, с 41,6% опустился до 25,0%.

Таким образом, диагностика показала, что у большинства несовершеннолетних с ОВЗ показатель нравственности переместился с низкого на средний уровень, у части детей проявляется средняя адаптированность, в большинстве показатели социальной активности находятся на высоком уровне. Это свидетельствует о том, что если на констатирующем этапе несовершеннолетние в

своем большинстве не принимали новые сложившиеся социальные условия, то после формирующего этапа, на котором была разработана и реализована программа социально-педагогической реабилитации посредством канистерапии, произошли позитивные изменения. В ходе выполнения упражнений и заданий дети развивали мелкую и крупную моторику, тактильную чувствительность, совершенствовали знания о форме, размерах предметов.

Таблица 4.

Сравнительный анализ результатов показателя «Социальная активность» на констатирующем и контрольном этапах: %, (чел.)

Шкалы по уровням Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень 33,3 % (4) 50,0 % (6)

Средний уровень 41,6 % (5) 25,0 % (3)

Низкий уровень 25,0 % (3) 25,0 % (3)

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы показатели социальной активности изменились: так высокий уровень социальной активности увеличился с 33,3% до 50,0%, средний уровень снизился с 41,6% до 25,0% и низкий уровень остался прежним.

Показатели социальной адаптированности несовершеннолетних с ОВЗ, принимавших участие в исследовании, также изменились в положительную сторону.

Таблица 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительный анализ результатов показателя «Социальная адаптированность» на констатирующем и контрольном этапах: %, (чел.)

Шкалы по уровням Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень 25,0 % (3) 33,3 % (4)

Средний уровень 41,6 % (5) 41,6 % (5)

Низкий уровень 33,3 % (4) 25,0 % (3)

У них произошли положительные изменения в игровой деятельности, способность к взаимодействию с окружающими, через развитие коммуникативных навыков. Результаты диагностики свидетельствуют о развитии эмоционально-волевой сферы, снижении уровня тревожности; о возросшем уровне социальной активности и адаптированности несовершеннолетних с ОВЗ; о позитивном изменении их эмоционального состояния.

Таким образом, сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов свидетельствует об эффективности применения технологии

канистерапии для несовершеннолетних, имеющих статус ОВЗ.

Опрос родителей и специалистов центра также показал, что реализация программы выявила у несовершеннолетних с ОВЗ личностные изменения в лучшую сторону. По словам психологов и специалистов во время проведения цикла занятий по канистерапии у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдался интерес к посещению занятий, дети стали ощущать себя комфортнее и увереннее в незнакомой обстановке, охотнее идти на контакт.

В целом, анализ результатов проведенного исследования свидетельствует об эффективности социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья посредством канистерапии и позволяет сделать вывод о необходимости ее дальнейшего внедрения в деятельность учреждений социальной сферы.

Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблемы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ.

Литература

1. Дюкова Е.А. Об опыте работы по реабилитации воспитанников СРЦН методом канистерапии»/Е.А. Дюкова//сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ). Пермь, 2017. С.18-19.

2. Канис-терапия России. Сообщество поддержки и развития Канис-тера-пии [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://canistherapy.org/?page_id=20;

3. Кобялковская Е.А. Использование метода канистерапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках проекта «Школа особых знаний»/Е.А. Кобялковская//сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ). Пермь, 2017. С. 23-24.

4. Коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на канистерапии. РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://contact-autism.ru.

5. Файзуллина К.А. Социально-педагогическая реабилитация в психолого-педагогических исследованиях // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3.URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=29815 (дата обращения: 07.11.2022).

References

1. Dyukova E.A. Ob opyte raboty po reabilitacii vospitannikov SRCN metodom kanisterapii». E.A. Dyukova. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-

prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem dlya studentov, magistrantov, prepodavatelej, specialistov, semej (roditelej i detej s OVZ). Perm', 2017. S.18-19.

2. Kanis-terapiya Rossii. Soobshchestvo podderzhki i razvitiya Kanis-terapii [elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://canistherapy.org/?page_id=20;

3. Kobyalkovskaya E.A. Ispol'zovanie metoda kanisterapii v rabote s det'mi s OVZ v ramkah proekta «SHkola osobyh znanij». E.A. Kobyalkovskaya. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno- prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem dlya studentov, magistrantov, prepodavatelej, specialistov, semej (roditelej i detej s OVZ). Perm', 2017. S. 23-24.

4. Korrekcionno-razvivayushchaya programma dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, osnovannaya na kanisterapii. ROO pomoshchi detyam s rasstrojstvami autisticheskogo spektra «Kontakt» [elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://contact-autism.ru.

5. Fajzullina K.A. Social'no-pedagogicheskaya reabilitaciya v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. № 3.URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=29815 (data obrashcheniya: 07.11.2022).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ1

Китова Джульетта Альбертовна

Доктор психологических наук, профессор Институт психологии РАН (г.Москва), e-mail: [email protected]

Семенова Файзура Ореловна

Доктор психологических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск), e-mail: [email protected]

Эбзеев Мурат Магометович

Доктор педагогических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-113-122 Аннотация:

Семья сохраняется значимой терминальной ценностью для большинства современных россиян, а создание семьи выступает одной из ведущих потребностей молодых людей. Цель исследования - выявление структурных и содержательных

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 21-18-00541

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.