Научная статья на тему 'Социально-педагогическая поддержка семьи: опыт взаимодействия Русской православной Церкви и государства'

Социально-педагогическая поддержка семьи: опыт взаимодействия Русской православной Церкви и государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Татьяна Владимировна

Анализ взаимосвязи семейного, социального и религиозного воспитания позволяет выявить сферу соработничества государственных и религиозных институтов воспитания. Наиболее востребовано названное взаимодействие в социально-педагогической поддержке современной российской семьи. В статье рассматриваются духовные основания семейного союза в православной богословской традиции и анализируются специфические семейные проблемы, обусловленные игнорированием нравственных устоев семьи. Профессиональная подготовка специалистов для осуществления социально-педагогической поддержки и сопровождения проблемных семей, с использованием потенциала православной традиции обладает отличительными особенностями, охарактеризованными в работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая поддержка семьи: опыт взаимодействия Русской православной Церкви и государства»

[ воспитание и образование

Т. В. Склярова

социально-педагогическая поддержка семьи: опыт взаимодействия русской православной церкви и государства

Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделять три его типа, отличающиеся характером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это семейное воспитание (Family Education), религиозное воспитание (Religious Education) и социальное воспитание (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме (Community Education) [2].

Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:

• иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание),

• обретать смысл в постижении окружающего мира и самого себя (религиозное воспитание),

• осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправных и иерархических взаимоотношениях (социальное воспитание).

Нарушение взаимосвязи трех названных компонентов единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности. Продолжительный период отечественной истории, когда материнство было объявлено социальной функцией женщины [1], породил нынешнюю трагическую демографическую ситуацию. Пренебрежение и зачастую сознательное разрушение в течение нескольких поколений психологической и духовной потребности женщины быть матерью и посвящать себя ребенку, привело к деформации общественного сознания в отношении ценности феномена материнства. В настоящее время уже очевидно, что разрушение института семейного воспитания детей в конечном итоге приводит к разрушению самого института семьи. Дети, выросшие в интернатных заведениях, как правило, не в состоянии создать свою собственную семью. Почти 80% детей, лишенных родительского попечения в современной России, - это дети, рожденные теми, кто не имел собственного опыта возрастания в семье. В связи с этим, социально-педагогическая поддержка семьи в современных условиях немыслима без соединения усилий Русской Православной Церкви и государства.

Духовные основы семейного союза, отцовство и материнство не только как социальные функции, но и как процесс духовно-нравственного возрастания зрелой личности, исполнение заповеди о почитании родителей детьми - это тот базис, та почва, на которой возрастало не одно поколение россиян. Христианские традиции домостроительства, создания семейного союза в настоящее время практически не имеют себе альтернативы для логического объяснения молодому человеку или девушке того, почему муж или жена у человека может быть только один (или одна), и пробной семьи не может быть также как и не может быть чернового варианта собственной жизни... Почему каждый зачатый ребенок должен быть рожден, почему семья не может быть одно-полой, почему мужчина является главой семьи... Ответы на все эти, и многие другие вопросы коренятся в Православном учении о семье, как малой Церкви. Все вышеназванное определяет и направления взаимного сотрудничества Церкви и государства в деле попечения о современной российской семье.

Социальная деятельность Церкви в этом отношении имеет два ключевых направления:

1. Просвещение и катехизация специалистов, уже работающих в сфере социально-педагогической поддержки семьи. Люди, которые самоотверженно трудятся в столь непростой

области человеческих взаимоотношений и стремятся поддерживать семейные союзы в своей профессиональной деятельности в ЗАГСах, органах опеки и попечительства, в социальной сфере, здравоохранении и т. п., как никто нуждаются в духовной поддержке и руководстве. Синдром эмоционального сгорания не позволяет психически здоровому человеку долгое время видеть детское горе, иные трагедии. Обретение духовного стержня в осмыслении происходящего позволяет профессионалу сохранять нормальные человеческие чувства и эмоции для дальнейшей жизни и работы. Более того, церковное учение о семье дает устойчивый ориентир в решении сложных профессиональных проблем, обогащая специалиста качественно иным видением и пониманием ситуации.

2. Профессиональная подготовка и переподготовка церковных специалистов для работы в области семейных взаимоотношений и решения проблем семьи.

Необходимость специальной профессиональной подготовки священнослужителя к работе со специфическими проблемами семейных конфликтов, алкоголизма, наркомании, детей-сирот, жертв тоталитарных сект или террористических актов, людей, переживших иные виды насилия, - осознается всеми. Решить эту проблему можно, как минимум, двумя путями. Первый - учеба клириков в государственной системе профессиональной подготовки специалистов, второй - создание собственной базы профессиональной специализации, основанной на обобщении и систематизации накопившегося за последние годы опыта эффективного решения многих социально-педагогических проблем в лоне Русской Православной Церкви.

Опыт реальной помощи Церкви в реабилитации алкоголиков, наркоманов, жертв тоталитарных сект, работы с проблемами суицида, попечения о детях, лишенных родительского попечения и о безнадежно больных людях конструктивно обогащает профессиональную социальную сферу в современной России. Для многих специалистов, трудящихся в сфере социальной работы и педагогики, сотрудничество с церковными структурами становится неотъемлемой составляющей решения профессиональных задач.

Таким образом, профессиональная подготовка специалистов для работы в сфере социаль-но-недагогической поддержки семьи будет значительно обогащена изучением опыта деятельности общин реабилитации алкоголе- и наркозависимых, душепопечительских центров, помогающих семьям вернуть своих детей их тоталитарных сект и подобных контркультурных обь-единений, а также реабилитировать их не только психофизиологически, но и духовно. Принципиально иначе выстраивается система социально-педагогической поддержки семьи в дел-1 тельности таких церковных служб, как:

• семейная община преодоления недуга алкоголизма;

• служба психологической помощи и консультирования на приходе;

• монастырский опыт реабилитации наркозависимых;

• создание специфических методов реабилитации последствий пребывания человека * | тоталитарных сектах, зоне военных конфликтов и других экстремальных ситуациях;

• опыты создания групп поддержки заключенных;

• работа с социально-дезадаптированными личностями (бомжами);

• попечение о сиротах.

Большинство перечисленных проблем имеет под собой разрушенную основу семейных I

связей. И подчас решение этих, нерешаемых иначе, проблем начинается с восстановления I семейного статуса человека. Так, теоретический анализ эффективности методов реабилитации социально-дезадаптированных людей (в просторечии называемых бомжами) позволил нашему студенту-дипломнику в 2002 году сделать вывод о том, что процесс реабилитации таких людей начинается с воспоминания о своей семье. Восстановление в психике человека осознания | того, что он - сын, муж, племянник или брат кладут начало процессу его психоэмоционально-1 го выздоровления. Духовное возрождение человеческой личности начинается с осознания ответственности за свою семью. Для секулярного сознания ценность семейного союза ограничивается рамками так называемого «здравого смысла». Этим и обусловливается относительность и определенная легкость подходов к семейному статусу человека. В православном понимании семьи как малой Церкви кроется глубииная тайна постижения сущности самого человека. «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2;18). Для православного человека семья также незыблема, как и Церковь. Только два типа объединений людей были созданы Богом, а не человеком - семья и церковь. Все осталь-

ные социальные институты претерпевают в истории человечества кардинальные изменения, вплоть до полного распада. И нетрудно понять, почему это происходит.

Семейное воспитание, игнорирующее религиозное воспитание, лишает процесс подготовки растущего человека к самостоятельной жизни важнейшей составляющей - смыслового стержня. Изъятие духовного измерения существования человека в семье делает практически бессмысленными всяческие попытки сохранения семейного статуса. Вне религиозного понимания существования семьи невозможно эффективное решение большинства проблем современной семьи. И в этой сфере соединение усилий Церкви с общественными и государственными объединениями может принести достойные плоды при условии совместно организованной профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля.

Профессия «социальный педагог» в России относительно молодая, законодательно она была введена только в 1990 году. Профессиональная подготовка специалистов в этой области началась в 1991-92 годах, в то же самое время, когда стало возможным религиозное образование и воспитание. В настоящее время педагогический факультет Г1СТГУ единственный, который готовит социальных педагогов, обеспечивая их одновременно высшим педагогическим и богословским образованием. Тот факт, что становление системы профессиональной подготовки социальных педагогов идет параллельно со становлением системы высшего теологического образования, на наш взгляд, имеет несомненную значимость как в научном, так и в методическом аспектах.

Анализ проблем профессиональной подготовки социальных педагогов в православном высшем учебном заведении оказывается востребованным как в светской высшей школе, так и в системе духовного образования.

Конфессиональный анализ современной системы высшей школы позволяет обозначить три типа учебных заведений - это светские, духовные и гак называемые конфессионально ориентированные высшие учебные заведения. Система светского высшего образования в представлении не нуждается. Духовные учебные заведения, православные духовные семинарии и академии, также имеют богатые традиции, сложившиеся системы профессиональной подготовки церковного клира, в первую очередь священников. Конфессионально ориентированное образование относительно молодое направление, которое находится в стадии формирования. В настоящее время существует следующая классификация конфессионально ориентированного светского образования - это религиоведческое и теологическое образование. Разница заключается в том, что религиоведческое образование связано с анализом проявления религии в определенных областях знаний, по не предполагает наличия у религиоведа собственного опыта пребывания в конфессии (или пользуясь православной терминологией собственного опыта духовной жизни), а специалист-теолог опирается на собственный положительный религиозный опыт, исследует некие области человеческого знания, находясь «внутри» определенной конфессии. Так может обстоять дело в филологии, истории, искусствоведении, праве. Именно пребывание специалиста, занимающегося светской профессиональной деятельностью (то есть не относящейся к Церкви, а направленной на общество, отдельных людей или определенные сферы человеческой деятельности), «внутри» исповедуемой им религии, позволяет говорить о том, что в настоящее время в высшей школе становится все более актуальной проблема становления конфессионально ориентированного образования. Оно носит светский характер, но в то же время важнейшей составляющей в этом образовательном процессе становится воспитание студента в религиозной традиции. На наш взгляд, все более востребованной становится конфессионально ориентированное образование в профессиональной подготовке специалистов так называемых «помогающих профессий». Это врач, социальный работник, педагог, психолог, то есть представители профессий класса «человек-человек». Для специалиста любой профессии, работающего с людьми, рано или поздно становится актуальной проблема определения сущности человека. Для этого необходимо уметь выразить свою мировоззренческую и философскую позицию, в которой раскрывался бы смысл жизни человека. Мировоззренческая позиция специалиста определяет и стиль его профессиональной деятельности, те подходы, приемы и методы, которые он использует в своей работе. В этой связи первостепенное значение приобретают именно ценностные ориен тации человека что для него является смыслом жизни, к чему он стремится сам и в первую очередь желает своему ближнему. Специалист, получивший конфессионально ориентированное образование, не только образован, но и воспитан. Российские традиции воспитания несут в себе духовный потенциал хри-

стианства. В Православии были воспитаны лучшие люди, ставшие гордостью России - полководцы и солдаты, писатели и художники, ученые, естествоиспытатели, врачи, подвижники благочестия. Этот потенциал православного воспитания и является существенным компонентом образовательного процесса в конфессионально ориентированном учебном заведении.

Обозначив обязательность включения в конфессионально ориентированный процесс профессиональной подготовки специалистов такого фактора, как религиозное воспитание, проанализируем те проблемы, с которыми приходится сталкиваться в подготовке социальных педагогов в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете.

Первая проблема, которая свойственна всей педагогике - это отставание теории от практики. Востребованность наших выпускников, наших учебных программ, пособий, методических разработок превышает наши возможности. Мы не успеваем соответствовать запросам педагогического сообщества. Выпускники ПСТГУ, получившие диплом социального педагога, трудятся в светских и православных учебных заведениях, в сфере попечения о детях-сиротах, в системе реабилитации алкоголе- и наркозависимых, в сфере детского и семейного досуга и рекреационных учреждениях, в учреждениях здравоохранения, центрах социального обеспечения, сфере попечения о престарелых. Руководители названных предприятий, независимо от их собственной конфессиональной принадлежности, отмечают существенное отличие профессиональной деятельности выпускников православного вуза от деятельности светских специалистов. Эта разница заключается в том, что православный специалист стремится осуществлять посредством своей профессиональной деятельности свое христианское служение.

Вторая проблема связана с отсроченностью проверки результатов того, что мы делаем сегодня. И хотя отделение социальной педагогики является вечерним, и большая часть нынешних студентов уже трудится в образовательной сфере, статусы работающего студента и специалиста-выпускника очень отличаются. Поэтому актуальным становится поддержание «обратной связи» с выпускниками.

Третья проблема — это проблема методов образовательной деятельности. Взяв за основу образовательные традиции русских духовных школ - семинарий и академий, мы также имеем в нашем учебно-воспитательном процессе целый комплекс воспитательных мер. Именно организация православного воспитания обусловливает включение в учебно-воспитательный процесс традиционных для православия воспитательных методов. По благословению ректора Университета на факультете организуются факультетские молебны и раз в месяц студенты собираются в университетском храме на литургию. Названная особенность является общим признаком для духовных школ РПЦ и православного педагогического факультета. Специфичным является преобладание у нас методов образовательной деятельности, связанных с развитием мотивации к учебе, осознанием личностного смысла профессиональных действий. Возникают проблемы, когда начинается прямое калькирование образовательной системы духовных школ в православном высшем учебном заведении. Основные методы обучения и воспитания в духовных школах базируются на управлении волевыми процессами студентов. Это нормально, когда речь идет о духовном становлении человека. Но в профессиональном становлении необходимо осознание смысла деятельности. Недопонимание или игнорирование этого аспекта приводит к ухудшению профессиональной подготовки. Проблема смешения акцента с управления волевыми процессами учащихся в сторону осознания смысла своего обучения является краеугольной в конфессионально ориентированном образовании.

Следующей проблемой подготовки специалистов в конфессионально ориентированном учебном заведении, становится проблема сочетания светских профессиональных курсов и того блока богословских дисциплин, которые обязательны в учебном процессе. Если говорить о подготовке социальных педагогов, то можно вычленить четыре информационных блока. Первый - это собственной вузовский компонент, который включает в себя историю Церкви, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Литургику, Основное богословие, Религиоведение, Сектоведение и еще ряд дисциплин. Следующий блок - это тот объем знаний, который обладает универсальностью и обязательностью для будущего социального педагога - педагогика и история педагогики, основы медицинских знаний, общая и возрастная психология, социальная, коррекционная педагогика, методология педагогических исследований. Третий блок дисциплин имеет явно выраженную мировоззренческую направленность. В зависимости от того, кем они преподаются, эти дисциплины могут идти в унисон с учебно-воспитательным процессом, а могут и значительно осложнить весь учебно-воспитательный процесс. В качестве

В

'оссии - полко-я. подвижники 1ым компонен-1ведении. й процесс пропитание, просе социальных

гории от прак->ий, методиче-вать запросам кого педагога, аетях-сиротах, шого досуга и 1ьного обеспе-независимо от личие профес-иских специа-осуществлять

мы делаем се-часть нынеш-гудента и спе-(ержапис «об-

зяв за основу I также имеем Именно орга-тсльный про-шию ректора сяц студенты тяется общим "а. Специфичных с разви-йствий. Воз-стемы духов-ия и воспита-удентов. Это иальном ста-•норирование смешения ак-а своего обу-

нтированном сурсов и того и говорить о ; блока. Пер-Церкви, Свя-религиоведе-(ий, который )га - педаго-1Х0Л0ГИЯ, со-

ний. Третий зависимости питательным В качестве

примеров можно назвать педагогическую антропологию, социальную психологию, курсы семьеведения, профориентологии, теории воспитания и педагогических технологий. В четвертый блок входят те учебные курсы, которые абсолютно не свойственны для подготовки православного социального педагога и социального работника - такие, например, как валеология, а также обучение методикам вальдорфской педагогики, антропософии и прочих дисциплин, имеющих оккультную подоплеку.

Важной проблемой в процессе профессиональной подготовки является организация педагогической практики. Мы стремимся посылать наших студентов не только в православные учебно-воспитательные заведения на учебную практику. Если какое-либо педагогическое заведение имеет положительную репутацию в образовательной среде и его работники настроены благожелательно в отношении к Церкви и готовы к сотрудничеству, посылаем студентов на практику. Верующие студенты привносят в такие учреждения некоторый «богословский потенциал», являясь катехизаторами и миссионерами одновременно.

Специфической проблемой профессиональной подготовки социальных педагогов является проблема сочетания традиций христианского милосердия, сострадания и благотворительности с требованиями профессиональной этики. С одной стороны появление профессий социальной сферы обусловлено реальностью духовной жизни человека, его потребностью служить ближним. С другой стороны, эти качества становятся профессиональной обязанностью, за исполнение которой человек должен получать деньги.

Конфессионально ориентированное образование в современной России нацелено на подготовку специалистов, исполняющих профессиональное социальное служение в соответствии со своим религиозным мировоззрением, и в первую очередь на сохранение и поддержку семьи.

Литература

1. Декрет об охране здоровья матери и ребенка от 31 января 1918г.

2. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М,, 1997.

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

©Склярова Т.В.,2007

K.M. Романов, C.B. Борисова

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

В современных условиях модернизации образования одним из направлений работы школьной психологической службы является система деятельности по диагностике и формированию психологической культуры участников учебно-воспитательного процесса. Психологическая культура человека - это системное личностное образование, позволяющее решать задачи самоопределения, саморазвития, саморегуляции, а также социального взаимодействия. Она включает в себя интеллектуальный, ценностно-смысловой и практический компоненты.

С.П. Иванова называет психологическую культуру главным условием реализации новой культуросообразной и гуманистической парадигмы образования [5]. В работах JI.C. Колмогоровой и В.В. Семикина повышение уровня психологической культуры рассматривается в качестве целевого ориентира общего среднего образования [7, 12]. Психологическая культура является одним из условий социального успеха личности.

Однако имеются противоречия: между ориентиром современного общего среднего образования на формирование психологической культуры детей и конкретным содержанием обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.