Научная статья на тему 'Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности'

Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА / ФУНКЦИИ / МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЕ / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL PEDAGOGY / THE ORTHODOX COMMUNITY / FUNCTIONS / METHODS / AND TECHNOLOGIES OF THE WORK OF A SOCIAL PEDAGOGUE IN THE RELIGIOUS COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Татьяна Владимировна

В статье охарактеризованы два теоретических подхода к исследованию практики социального воспитания. Первый подход рассматривает интеграцию воспитательных сил общества, второй связан с выявлением проблемных зон педагогической деятельности общества. В русле первого подхода православная педагогическая традиция рассматривает единство и взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Социальная педагогика в православной общине изучает пути и возможности интеграции воспитательных сил семьи, религиозной общины и общества. Автором статьи выявлена и названа главная цель деятельности социального педагога в общине — введение членов общины в церковный уклад жизни. Взаимодействие социального педагога с различными по возрасту, социальному и семейному статусу категориями верующих граждан, помощь в эффективной социализации членов общины, их социальная поддержка, религиозное воспитание и социализация помогают достижению названной цели. Классификация форм и методов деятельности социального педагога в православной общине отражает его общие и особенные функции. К общим относятся все функции социального педагога — организаторская, посредническая, коммуникативная, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, диагностическая, прогностическая, коррекционно-реабилитационная, воспитательная. К особенным относятся такие функции социального педагога в православной общине, как социальнокаритативная (милосердная) и миссионерско-катехизаторская. Названные функции определяют совокупность методов и технологий профессиональной деятельности социального педагога в православном приходе, на усвоение которых должна быть направлена его профессиональная подготовка. Все многообразие методов и технологий распределено на пять направлений — коммуникативное, юридическое, исследовательское, социальнопедагогическое и конфессиональное. Названные направления дают ориентиры для привлечения специалистов из разных отраслей научной и профессиональной деятельности к подготовке социальных педагогов к работе в православной общине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIAL PEDAGOGUE IN THE ORTHODOX COMMUNITY: METHODS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The article outlines two theoretical approach to the study of the practice of social education. The first approach considers the integration of the educational forces of society, the second is the identification of problem areas pedagogical activity of the company. In the first approach the Orthodox teaching tradition considers the unity and interrelation of social, family and religious education. Social pedagogy in the Orthodox community is exploring ways and possibilities of integration of the educational forces of family, religious community and society. The author of the article identified and named the main goal of activity of a social pedagogue in the community — the introduction of community members in the Church way of life. Interaction of a social pedagogue with different age, social and marital status categories of believing citizens, assistance in effective socialization of the members of the communities, their social support, religious upbringing and socialization help to achieve the mentioned goals. Classification of forms and methods of activity of a social pedagogue in the Orthodox community reflects its General and specific functions. The total includes all the features of activity of a social pedagogue — organizational, intermediary, communicative, precautionary-preventive, protective, protective, diagnostic, prognostic, correctional and rehabilitation, educational. The special functions are functions of activity of a social pedagogue in the Orthodox community — social-charitable (the merciful) and missionarycatechism. The aforementioned functions define a set of methods and technologies of the professional activity of a social pedagogue in the Orthodox parish, the mastering of which should be aimed his professional training. All the variety of methods and technologies of distributed on five directions — communicative, legal, research, socio-pedagogical and confessional. The mentioned directions give guidelines for attracting specialists from various fields of research and professional activities for training social workers to work in the Orthodox community.

Текст научной работы на тему «Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 4 (31). С. 61-66

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. В. СКЛЯРОВА

В статье охарактеризованы два теоретических подхода к исследованию практики социального воспитания. Первый подход рассматривает интеграцию воспитательных сил общества, второй связан с выявлением проблемных зон педагогической деятельности общества. В русле первого подхода православная педагогическая традиция рассматривает единство и взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Социальная педагогика в православной общине изучает пути и возможности интеграции воспитательных сил семьи, религиозной общины и общества. Автором статьи выявлена и названа главная цель деятельности социального педагога в общине — введение членов общины в церковный уклад жизни. Взаимодействие социального педагога с различными по возрасту, социальному и семейному статусу категориями верующих граждан, помощь в эффективной социализации членов общины, их социальная поддержка, религиозное воспитание и социализация помогают достижению названной цели. Классификация форм и методов деятельности социального педагога в православной общине отражает его общие и особенные функции. К общим относятся все функции социального педагога — организаторская, посредническая, коммуникативная, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, диагностическая, прогностическая, коррекционно-реабилитационная, воспитательная. К особенным относятся такие функции социального педагога в православной общине, как социально-каритативная (милосердная) и миссионерско-катехизаторская. Названные функции определяют совокупность методов и технологий профессиональной деятельности социального педагога в православном приходе, на усвоение которых должна быть направлена его профессиональная подготовка. Все многообразие методов и технологий распределено на пять направлений — коммуникативное, юридическое, исследовательское, социальнопедагогическое и конфессиональное. Названные направления дают ориентиры для привлечения специалистов из разных отраслей научной и профессиональной деятельности к подготовке социальных педагогов к работе в православной общине.

Любая социальная практика опирается на корпус имплицитных теоретических представлений. Профессиональная деятельность социальных педагогов в современной России не является исключением из этого правила. Ответ на вопрос: «Чему и как учить социального педагога для его профессиональной деятельности в условиях православного прихода?», — также зависит от научных представлений о сути и содержании социальной и приходской педагогики.

Социальная педагогика — это отрасль педагогики, которая изучает социальное воспитание человека на протяжении всей его жизни1. В зависимости от того, как трактовать социальное воспитание: как воспитание общества или воспитание обществом, мы получаем различные теории для развития социальной педагогики. В свою очередь эти теории рождают различные взгляды на практику социального воспитания. Поэтому один учебник по социальной педагогике повествует студентам о таких типах социальных девиаций, как алкоголизм, проституция, наркомания, бродяжничество у детей в современной России2, а другой — учит тому, как исследовать социализацию человека и как организовывать

3

методику социального воспитания .

Этой дискуссии уже больше 100 лет. На рубеже XIX—XX вв. педагоги теоретизировали о том, на что должны быть нацелены воспитательные усилия общества. Немецкий ученый Пауль Наторп в книге «Социальная педагогика»4 писал об интеграции воспитательной деятельности общественных институтов — таких, как школа, семья, Церковь, исправительные учреждения — с тем, чтобы минимизировать «брак» в процессе воспитания. Подобные идеи были и у отечественных педагогов К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского. А немецкий философ и теоретик педагогики Герман Ноль уже после публикаций П. Наторпа заявил, что в любом обществе в любое время всегда будут находиться те, с кем не справляются семья, школа и Церковь. И этот «брак» в процессе воспитания и есть объект попечения социальной педагогики5.

В православной вероучительной традиции семейное, социальное и религиозное воспитание рассматриваются в непосредственной связи и взаимообус-ловленности6. Профессиональная подготовка социального педагога для работы в православной общине или приходе призвана научить будущего специалиста тому, как выстраивать взаимодействие воспитательных институтов общества в сотрудничестве с Церковью.

Сфера профессиональной деятельности социального педагога в приходе может быть определена в соотношении со спектром работы социальных педагогов в различных других отраслях и учреждениях. Люди этой специальности работают в системе образования, в здравоохранении, в дополнительном образовании, в сфере досуга. В зависимости от того, где специалист работает, различается круг его обязанностей. Если это детский дом или приют, например, то социальный педагог занимается оформлением документов их воспитанников, отстаиванием их прав в суде и т. д. Если социальный педагог работает в школе, то в зависимости от позиции руководства он может заниматься оформлением различных социальных льгот и субсидий для семей школьников или конкретного ребен-

1 МудрикА. В. Введение в социальную педагогику. М.-Воронеж, 1997.

2 Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М., 2003.

3 Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.

4 Наторп Пауль. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. С.-Петербург, 1911.

5 Цит. по: Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.

6 Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессиональноориентированных высших учебных заведениях. М., 2008.

ка, а может организовывать досуг или дополнительные социальные программы, взаимодействуя с различными общественными структурами, в том числе и церковными. Социально-педагогическая подготовка в системе дополнительного образования способствует координации работы различных направлений этой сферы: кружков, секций, студий, организации детского отдыха. Можно утверждать, что социальный педагог — это менеджер общественного воспитания с широким функционалом.

Чем может заниматься социальный педагог в православном приходе? На Западе, в том числе и в бывших соцстранах, где профессия социального педагога существовала на протяжении всего XX в., такая деятельность была организована в приходах и церковных общинах. Подготовка специалистов осуществлялась в том числе и в конфессиональных учебных заведениях. Например, в Германии в лютеранской общине могут одновременно трудиться общинный педагог и социальный педагог. Первый помогает людям интегрироваться в жизнь общины, в том числе и в богослужебную. А социальный педагог общины адресует свою деятельность людям, которые находятся вне общины, но в сфере ее жизнедеятельности: родителям, которые обращаются за помощью относительно своего проблемного ребенка, нуждающимся в поддержке и социальной адаптации семьям иммигрантов, семьям с инвалидами, представителям других проблемных категорий, например, освободившимся из мест заключения согражданам.

В современных российских условиях существования прихода или общины в лучшем случае обе названные должности выполняет один человек. Его профессиональная подготовка далеко не всегда соответствует тому корпусу задач, которые он призван решать в условиях прихода. Традиционно социальный педагог работает в любом учреждении с тремя социальными категориями: отдельный человек, семья и община, понимаемая в широком смысле слова: как группа людей, объединенная по какому-либо признаку.

Российская практика организации деятельности социальных педагогов в православных приходах начала складываться с 2010 г. в ответ на призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что каждый приход должен стать центром социальной, миссионерской и педагогической деятель-ности7. Если сегодня Церковь ставит перед собой цель заниматься широкомасштабной социальной, образовательной и воспитательной деятельностью, то, естественно, для ее реализации нужно готовить кадры. Причем эти специалисты должны иметь двойную компетенцию и двойной мандат: с одной стороны, быть людьми, знакомыми с основами психологии, педагогики, дидактики, частных методик преподавания, организации досуга и отдыха детей, а с другой — понимать основы богословия, знать историю и жизнь Церкви, иерархию, богослужебную практику. То есть эти специалисты должны иметь допуск к профессии как от профессионального сообщества, так и от Церкви как работодателя.

7 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный приход вновь должен стать центром социальной жизни. Речь на закрытии Олимпиады школьников по Основам православной культуры 15.04.2010 // [Электронный ресурс.] ИЯЬ: http://www.otechestvo.org.ua/ шат/20104/1540.Мш

Социальная практика православных приходов подтверждает необходимость профессионального подхода к организации в них деятельности социальных педагогов. Большинство городских приходов с каждым годом все острее испытывают растущие в геометрической прогрессии проблемы социально-педагогического характера, обусловленные в первую очередь большим количеством детей. Многодетные семьи очень нуждаются в квалифицированной помощи социальных педагогов. Социальный педагог в состоянии диагностировать суть проблемы, определить, к какому специалисту нужно обратиться — логопеду, коррекционному психологу, юристу или врачу, организовать это взаимодействие с тем, чтобы облегчить многодетным родителям процесс семейного воспитания. Особые проблемы в православной социальной педагогике — дети на богослужении, организация летнего детского и семейного отдыха, церковные формы устройства детей, лишенных родительского попечения. Эти вопросы могут решить эффективно только квалифицированные кадры.

Для решения кадровой проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов в приходах есть два основных источника. Первый — это педагогически одаренные выпускники православных гимназий и школ, дети, выросшие в православных семьях. Детство, проведенное в церковной среде, опытное знание уклада жизни прихода — есть тот социальный капитал, который может способствовать качественному усвоению столь нужной в приходе профессии. Если такие выпускники имеют стремление к деятельности социального педагога (немаловажное обстоятельство!) и получают специальное образование, то более эффективного специалиста для работы в приходе найти будет трудно. Второй источник кадров — это состоявшиеся педагоги, которые в зрелом возрасте приходят в Церковь. Их педагогический опыт и потенциал в организационных и методических вопросах может очень хорошо сработать в условиях, когда люди будут хорошо понимать внутреннюю жизнь Церкви: уклад, иерархию, внутренние требования. Но и этим специалистам также необходимо дополнительное образование для работы в условиях прихода, как социально-педагогическое, так и богословское.

Проведенное нами в 2004—2008 гг. исследование специфики профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах позволило определить в качестве ее основной цели введение членов общины в церковный уклад жизни. Активное взаимодействие социального педагога с различными по возрасту, социальному и семейному статусу категориями верующих граждан, осуществление помощи в эффективной социализации членов общины, способствование их социально-психологической поддержке в общине, религиозное воспитание и социализация помогают достижению названной цели. Указанный процесс был исследован нами как система взаимообусловленных компонентов, во взаимодействии которых осуществляется профессиональная деятельность социального педагога.

Следует отметить, что к общим функциям профессиональной деятельности социального педагога (организаторской, посреднической, коммуникативной, предупредительно-профилактической, охранно-защитной, диагностической, прогностической, коррекционно-реабилитационной, воспитательной) в ре-

лигиозной общине добавляются — социально-каритативная (милосердная) и миссионерско-катехизаторская. Названные функции определяют совокупность методов и технологий профессиональной деятельности социального педагога в православном приходе, на усвоение которых должна быть направлена его профессиональная подготовка.

Все многообразие методов и технологий может быть распределено на пять следующих направлений деятельности социального педагога в приходе — коммуникативное, юридическое, исследовательское, социально-педагогическое и конфессиональное. Названные направления дают ориентиры для привлечения специалистов из разных отраслей научной и профессиональной деятельности к подготовке социальных педагогов к работе в православной общине.

Предложенная нами классификация функций, методов и технологий деятельности социального педагога в православном приходе позволяет структурировать процесс профессиональной подготовки названного специалиста, разводя сферы его профессиональной и конфессиональной подготовки.

Ключевые слова: социальное воспитание, социальная педагогика, православная община; функции, методы и технологии работы социального педагога в религиозной общине.

A SOCIAL PEDAGOGUE IN THE ORTHODOX COMMUNITY: METHODS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

T. V. SKLYAROVA

The article outlines two theoretical approach to the study of the practice of social education. The first approach considers the integration of the educational forces of society, the second is the identification of problem areas pedagogical activity of the company. In the first approach the Orthodox teaching tradition considers the unity and interrelation of social, family and religious education. Social pedagogy in the Orthodox community is exploring ways and possibilities of integration of the educational forces of family, religious community and society. The author of the article identified and named the main goal of activity of a social pedagogue in the community — the introduction of community members in the Church way of life. Interaction of a social pedagogue with different age, social and marital status categories ofbelieving citizens, assistance in effective socialization of the members of the communities, their social support, religious upbringing and socialization help to achieve the mentioned goals. Classification of forms and methods of activity of a social pedagogue in the Orthodox community reflects its General and specific functions. The total includes all the features of activity of a social pedagogue — organizational, intermediary, communicative, precautionary-preventive, protective, protective, diagnostic, prognostic, correctional and rehabilitation,

educational. The special functions are functions of activity of a social pedagogue in the Orthodox community — social-charitable (the merciful) and missionary- catechism. The aforementioned functions define a set of methods and technologies of the professional activity of a social pedagogue in the Orthodox parish, the mastering of which should be aimed his professional training. All the variety of methods and technologies of distributed on five directions — communicative, legal, research, socio-pedagogical and confessional. The mentioned directions give guidelines for attracting specialists from various fields of research and professional activities for training social workers to work in the Orthodox community.

Keywords: social education, social pedagogy, the Orthodox community; functions, methods, and technologies of the work of a social pedagogue in the religious community.

Список литературы

1. МудрикА. В. Введение в социальную педагогику. М.-Воронеж, 1997.

2. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.

3. Наторп Пауль. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. С.-Петербург, 1911.

4. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный приход вновь должен стать центром социальной жизни. Речь на закрытии Олимпиады школьников по Основам православной культуры 15.04.2010 // [Электронный ресурс.] ИЯЬ: http://www. otechestvo.org.ua/main/20104/1540.htm

5. Склярова Т. В. Идеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей. [Электронный ресурс.] иЯЬ: http://www.vemv.ru/common/mpublic.php?num=33

6. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.