Научная статья на тему 'Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания'

Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
338
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Склярова Татьяна Владимировна

Исследована проблема передачи традиции как совокупности социального и культурного наследования и показано ее значение для социальной педагогики. Механизмы социального и культурного наследования традиции соотнесены с процессами социализации и воспитания. Выявлено, что педагогическим потенциалом социального наследования обладают содержание традиции и формы ее трансляции в обществе. Педагогическим потенциалом культурного наследования обладают носители традиции, методы ее передачи и принятые в традиции результаты ее усвоения. Охарактеризован теоретический концепт религиозной педагогики православного христианства в работах В. В. Зеньковского. Показано значение традиции для религиозной педагогики. Выявлены основные положения теории социального воспитания в православной традиции. Ценности и установки рассмотрены в контексте решения проблемы соотношения индивидуального и социального в человеке. Предложен план эмпирического исследования воспитательного потенциала в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания»

вопросы воспитания и обучения

УДК 37.0+316.7

Склярова Татьяна Владимировна

Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, [email protected], Москва

традиции религиозной педагогики

в исследовании социального воспитания

Аннотация. Исследована проблема передачи традиции как совокупности социального и культурного наследования и показано ее значение для социальной педагогики. Механизмы социального и культурного наследования традиции соотнесены с процессами социализации и воспитания. Выявлено, что педагогическим потенциалом социального наследования обладают содержание традиции и формы ее трансляции в обществе. Педагогическим потенциалом культурного наследования обладают носители традиции, методы ее передачи и принятые в традиции результаты ее усвоения. Охарактеризован теоретический концепт религиозной педагогики православного христианства в работах В. В. Зеньковского. Показано значение традиции для религиозной педагогики. Выявлены основные положения теории социального воспитания в православной традиции. Ценности и установки рассмотрены в контексте решения проблемы соотношения индивидуального и социального в человеке. Предложен план эмпирического исследования воспитательного потенциала в современном обществе.

Ключевые слова: традиция, социальное наследование, культурное наследование, религиозная педагогика, социальное воспитание, ценности и установки.

Sklyarova Tatiana Vladimirovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social Pedagogy St. Tikhon s Orthodox University, [email protected], Moscow

the tradition of religious education in the study of social education

Abstract. The problem of transfer of tradition and its significance for social pedagogy is being studying. Mechanisms of social and cultural inheritance of the traditions are associated with the processes of socialization and upbringing. Revealed that the content of traditions and forms of its transmission in the community have the pedagogical potential of social inheritance. Tradition's content, methods of transmission and results of its consumption adopted in the tradition have pedagogical potential of the cultural inheritance. Theory religious pedagogy of Orthodox Christianity in the works of V. Zenkovsky is characterized. Values and attitudes are considered in the context of solving the problem of correlation between individual and social in man. Plan of the empirical research of educational potential in modern society is suggested.

Keywords: tradition, social inheritance, cultural inheritance, religious education, social education, values and attitudes.

Проблема устойчивости и сохранения (энергии, информации, социальных стереотипов) - одна из ведущих проблем в современной науке [8, с. 52]. Для педагогики в целом и социальной педагогики в частности это выражается в поиске баланса между взглядами экстерналистов и интерналистов. В целях развития диалога о сущности соци-

альной педагогики [6; 13] предлагаем такое рабочее определение этой отрасли педагогического знания: поиск соответствия внешних факторов воспитания потребностям и интересам воспитанников.

Религиозная педагогика как наиболее устойчивая по времени из ветвей педагогики может сориентировать исследователя в том,

как сохраняется и видоизменяется процесс передачи сакральной традиции подрастающему поколению.

В качестве механизма передачи традиции исследователи называют социальное наследование [2], а также совокупность социального и культурного наследования [1, с. 673]. Рассмотрение трактовок механизма передачи традиции позволит нам выявить существенные признаки, влияющие на понимание механизма воспитательного взаимодействия в педагогике. «Социальное наследование - восприятие культуры поколением, формирующее его биологическую эволюцию». Материальный носитель социального наследования - мозг человека, в нем строится идеальный образ [2, с. 334]. «Социальное наследование есть целенаправленная деятельность, базирующаяся на опыте предшествующих поколений. Усваивая и осваивая социальное наследие и таким образом формируя свою социальную программу, человек выступает как творческая, обладающая сознанием и волей личность» [Там же. С. 119]. Характеризуя процесс социального наследования как включающий в себя деятельностное освоение культуры каждым поколением, Н. П. Дубинин и Ю. Г. Шевченко отмечают: «Духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания» [3, с. 17]. Таким образом, в данной трактовке ведущим носителем традиции выступает социальная программа. По аналогии с молекулами ДНК, в которых содержится генетическая информация, в исторически созданной социальной программе содержится культурная информация, усваиваемая подрастающим поколением.

Несколько отличающееся понимание механизма трансляции традиции связано с рассмотрением двух типов наследования. В. В. Аверьянов определяет традицию как совокупность социального и культурного наследования, обеспечивающую адекватное возобновление вложенного в нее содержания, а также организацию процесса такого наследования и его инфраструктуру [1, с. 673]. Таким образом, в процессе передачи традиции целесообразно рассматривать механизмы социального и культурного наследования.

Механизм социального наследования ана-

логичен правовому механизму, связанному с завещанием и наследованием имущества, статуса, титулов. Есть принятая официально или имплицитно в обществе программа, согласно которой молодому поколению передается определенное духовное или материальное достояние. По определению

A. В. Мудрика, этот процесс можно отнести к стихийной и относительно направляемой социализации. Педагогическим потенциалом здесь обладают содержание традиции и формы ее трансляции в обществе.

Механизм культурного наследования аналогичен процессу передачи достояния определенным образом, с соответствующим значением «вручения доверенности». Смысловые ориентиры здесь - поручение, вверение, задание. По мнению А. В. Мудри-ка, это и есть воспитание - относительно социально контролируемая социализация [7, с. 44]. Воспитание включает в себя элементы научения и процесс обучения как систематическое преподавание знаний, формирование умений, навыков и способов познания, приобщение к нормам и ценностям. Педагогическим потенциалом здесь обладают носители традиции, методы ее передачи и принятые в традиции результаты ее усвоения.

Исследование религиозной социализации [10] наиболее целесообразно вести в русле изучения механизма социального наследования религиозной традиции. Религиозное воспитание [11] и образование целесообразно изучать в процессе исследования механизма ее культурного наследования. Религиозную педагогику в целом можно представить как совокупность теории и практики образования, воспитания и социализации в религиозной традиции. Религиозная педагогика православного христианства получила теоретическое основание в работах Василия Зеньковского (1881-1962). Его работы «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918), «Психология детства» (1923), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1932) характеризуют применение ведущих идей христианства в современной автору педагогике и психологии.

Определяя традицию как машину борьбы со временем для удержания вечности,

B. В. Зеньковский обращается к рассмотрению ключевых признаков христианской традиции, которые имеют значение для психо-

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS

лого-педагогических исследований:

- наличие в сознании человека сакральной картины мира;

- содержание традиции воплощено в образе конкретного Человека;

- смысловая перспектива бесконечности;

- духовное развитие человека как диалог с Абсолютом;

- отражение духовной жизни человека в психическом развитии, которая ориентирует его в абсолютных категориях (в интеллектуальной сфере «истина-ложь», в эмоциональной сфере «красота-безобразие», в волевой сфере «добро-зло») [4; 5].

Социальное наследование В. В. Зеньков-ский связывает с программой социального воспитания, о чем подробно пишет в работе «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918). Принципиально новым в постановленной им задаче социального воспитания является рассмотрение тесной взаимосвязи духовного и социального развития ребенка. Концепт социального воспитания В. В. Зеньковского включает в себя следующие основные положения.

1. Социальное воспитание опирается на душевные силы ребенка. Детская душа рассматривается в традиции христианского богословия как обладающая эмоциональными, волевыми и разумными силами.

2. Приоритетом в развитии детской социальности обладают эмоциональные переживания. Эмоциональные силы души побуждают волевые процессы, которые порождают возможность для «прояснения и осмысливания чувств». Иерархия душевных переживаний социального взаимодействия ребенком конкретна: от эмоционального переживания - к волевому акту, от воли - к разуму.

3. В детском возрасте душа ребенка осваивает значимое качество, необходимое для дальнейшей жизни - социальное ориентирование. Способность к социальному ориентированию В. В. Зеньковский связывает с переживанием ребенком своей силы и слабости.

4. Два полюса социальной активности отражают взаимодействие индивидуальности и социальной среды в переживании и сознании человека. Переживание ребенком собственной силы исследователь называет первичной формой социальной активности, а переживание слабости - вторичной социальной активностью. Смелость, упрямство,

сила воли, уважение к себе, стремление настоять на своем - первичная социальная активность. Приспособление, послушание, подражание, самоограничение - вторичная форма социальной активности.

Проблема взаимодействия индивидуального и социального в человеке - одна из основных в педагогике, психологии, социологии. В 1918 году, когда в России была опубликована работа В. В. Зеньковского о социальном воспитании, в Америке вышло в свет исследование W.I Thomas., и F. Zna-niecki «Польский крестьянин в Европе и Америке» [14]. Методологическое введение к первому тому этой работы содержало формулировку двух проблем, которые по мнению авторов, следует исследовать прогнозирующим наукам:

- проблема зависимости индивида от социальной организации и культуры;

- проблема зависимости социальной организации и культуры от индивида.

Для обозначения объективных культурных элементов социальной жизни, влияющих на индивида, авторами был введен в научный обиход термин «социальные ценности» или просто ценности. Для определения субъективных характеристик индивида, отражающих его соответствие / несоответствие социальной ценности, был использован термин «установка» [Цит. по: 12; с. 197]. Таким образом, изучение взаимодействия индивидуального и социального в человеке опосредовано исследованием паттернов взаимосвязи ценностей и установок. Ценность есть характеристика культуры и ее традиции; факт, обладающий содержанием и связанный с активностью общества. Установка есть психологическая характеристика человека; процесс оценивания им значения той или иной ценности в его жизнедеятельности. Носитель ценности - общество. Носитель установки - отдельный человек [Там же. С. 197, 517]. Поиск закономерностей, обнаружение траекторий построения взаимосвязи индивидуальных установок личности и ценностей, доминирующих в обществе, является одним из актуальных направлений развития теории социального воспитания. По мнению Т. А. Ромм, результат социального воспитания в русле интерпре-тативно-понимающего подхода (В. Дильтей, Дж. Г. Мид, Э. Гуссерль, А. Шюц) предста-

ет как «сформированная на антропорелиги-озных принципах социальность человека, выраженная в способности личности быть субъектом духовно-нравственной жизни в соответствие с приоритетами ценностей свободы и индивидуальности» [9, с. 42].

Исследование взаимоотношений социальных ценностей и личностных установок в социальном взаимодействии личности есть путь выработки диагностического инструментария для оценки результативности социального воспитания.

Религиозные традиции фиксируют и отражают в общественной жизни определенные ценности. Наряду с этим религиозная традиция может оказывать влияние на формирование определенных мировоззренческих установок конкретного человека. Таким образом, процесс и результат религиозной педагогики имеют достаточные основания для проявления в социальном взаимодействии в целом и социальном воспитании в частности. Исследование проблем взаимной зависимости индивида, социальной организации и культуры в контексте наследования содержания религиозной традиции может стать одним из направлений развития социальной педагогики.

Все вышеназванные теоретические положения могут быть использованы при конструировании эмпирической исследовательской программы по изучению воспитательного потенциала современного общества, которая может быть реализована как кросс-культурное исследование социального воспитания в разных странах. В его программу следует включить такие константы религиозной педагогики, как:

- социальные ценности этических категорий (добро-зло; истина-ложь; красота-безобразие);

- социальные ценности положительного / отрицательного образа человека;

- установка на наличие / отсутствие конкретного человека - носителя положительного / отрицательного образа;

- установка на наличие / отсутствие абсолютных этических категорий: добро-зло (в характеристике волевых процессов), истина-ложь (в интеллектуальной сфере), прекрасное-

безобразное (в эмоциональной сфере);

- социальные ценности, связанные с проявлением первичной социальной активности;

- социальные ценности, связанные с проявлением вторичных форм социальной активности.

Библиографический список:

1. Аверьянов В. В. Традиция и динамический консерватизм - М.: Институт динамического консерватизма, ООО «Центральный издательский дом», 2012. - 696 с.

2. Дубинин Н. П. Что такое человек. - М.: Мысль, 1983. - 883 с.

3. Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. - М.: Наука, 1976. - 235 с

4. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - 224 с.

5. Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.

6. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

7. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 623 с.

8. Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. - М., 2008. - 352 с.

9. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НПГУ, 2013. - 159 с.

10. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. -2009. - № 4 (15). - С. 7-17.

11. Склярова Т. В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. - 2010. - № 2 (17). - С. 15-25.

12. Чеснокова В. Ф. Язык социологии: Курс лекций. - М.: ОГИ, 2010. - 544 с.

13. Hamalainen J. Developing social pedagogy as an academic discipline // Anders Gustavsson, Hans-Erik Hermansson, Juha Hamalainen (eds.). Perspectives and Theory in Social Pedagogy. -Goteborg, Daidalos, 2003. - P. 133-153.

14. Thomas W. I., ZnanieckiF. The Polish peasant in Europe and America. Monograph of Immigrant Group. Vol. I. Primary Group Organization. Boston: Richard G. Badger, The Gorham Press, 1918. ix, 526 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.