Научная статья на тему 'Интеграция образования и воспитания'

Интеграция образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING / ORTHODOX CHRISTIAN PEDAGOGICS / VALUES OF FAMILY UPBRINGING / AIMS OF UPBRINGING IN THE ORTHODOX CHRISTIAN PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Татьяна Витальевна

Статья посвящена актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития российского общества. В ней содержится ценностно-смысловой анализ православной педагогики относительно семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the Orthodox Christian Values of Family Upbringing into the School Practice

The article is devoted to issues of spiritual and moral upbringing of the younger generation in the current state of the Russian society development. It provides a value oriented analysis of the orthodox pedagogics in terms of family upbringing.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования и воспитания»

шшшшшшшшшшшм №3,2010 даидадди^ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СО ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКОЙ

Т. В. Сафонова (Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко)

Статья посвящена актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития российского общества. В ней содержится ценностно-смысловой анализ православной педагогики относительно семейного воспитания.

Ключевыге слова: духовно-нравственное воспитание; православная педагогика; ценности семейного воспитания; цели воспитания в православной педагогике.

Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что безрелиги-озная педагогика господствовала в России почти век, и только в последние годы в государственных законах, образовательных программах, научных концепциях отдельных учителей и коллективов, вузовских курсах появляются разделы, связанные с духовно-нравственными аспектами педагогики.

Сегодня приходится открыто признать, что значительному числу работников образования чуждо понимание религиозного обоснования педагогики. С одной стороны, это связано с общей реакцией в культурном сознании на тотальное засилье религии во всех сферах государственной и общественной жизни в средневековую эпоху, в силу чего педагоги боятся возможности фанатичного насилия над личностью. У сторонников такой точки зрения есть мотивы видеть в принципе свободы нечто священное и дорогое: они сознают, что их первое призвание — охранять свободу ребенка, свободу раскрытия им своей индивидуальности. Признание за ребенком права быть самим собой, отвращение ко всякому насилию над детской личностью вызывают особо ревнивое отношение к религиозно ориентированной педагогике. С другой стороны, по данным проведенного нами среди педагогов опроса, они в большинстве своем далеки от Бога, т. е. являются атеистами. Однако те морально-нравственные проблемы, с которыми столкнулась Россия в XXI в. (распространение среди молодежи алкоголизации,

наркомании, токсикомании, проституции, детской преступности и др.), остро поставили вопрос: почему светская школа не стала надежным заслоном на пути распространения этих негативных тенденций?

Сегодня в ряде высших учебных заведений, например на филологическом факультете Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета, начинают действовать кафедры православной педагогики; кафедры теологии созданы в РГСУ (г. Москва), РГППУ (г. Екатеринбург), Тульском государственном университете и др. В 2009 г. в МПГУ (г. Москва) прошли курсы повышения квалификации работников образования по программе «Духовная культура и педагогический ресурс образования». Для преподавания основ православия в последние годы были созданы учебники, в том числе «Основы православной культуры» А. И. Бородиной, «Русская православная культура» И. Г. Минераловой, «Я иду на урок православной культуры» и др. Следует заметить, что государственная политика делает ставку на «знаниевый подход» в приобщении детей к традиционным нормам, в том числе православным. Усилия ученых, педагогов, школьных практиков в основном направлены на процесс обучения, однако проблемы воспитания и развития требуют более пристального внимания к себе, так как именно в этой сфере следует искать ответы на вопросы: какие методы, формы, приемы воспитательной работы надо усовершен-

© Сафонова Т. В., 2010

ствовать, на развитие каких качеств личности обратить внимание при приобщении подрастающего поколения к традиционной культуре, чтобы добиться формирования высоких духовно-нравственных ценностей? Предположим, что если в контекст образовательной деятельности школы ввести компонент православной педагогики, а не только изучение основ религиозных культур, то это позволит заострить внимание на ответственности личности перед своим будущим.

Предметом православной педагогики является «процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта» [5]. В отличие от светской она включает в себя такие понятия, как вечность и бессмертие. «Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти», — эти слова В. В. Зеньковского точно выражают смысл христианской педагогики [4]. Такой подход помогает уйти от установки «все в этой жизни надо испробовать», «все в этой жизни позволено». Воспитание понимается как спасение, подготовка к вечности, что в корне меняет смысл педагогического процесса. Учитель должен воспитать ученика не как временного потребителя мирских благ, а как личность, сознающую ответственность за себя, своих близких, за свое и их будущее. Это совсем не означает, что ребенок должен с младенческих лет думать только о вечном: задача педагогики заключается в воспитании человека в христианском духе для земной жизни, но с мыслью о вечности.

Сегодня опубликовано значительное количество работ по вопросам православного воспитания (С. Ю. Дивногорце-ва, В. В. Зеньковский, В. М. Екименкова, Б. К. Коломиец и др.), философских, религиозных, педагогических трудов святых отцов и учителей Русской православной церкви (святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Филарета, епископа Феофана Затворника, святителя Иоанна Кронштадтского, архиепископа Фаддея, старца Паиссия Святогорца и др.); для определения истоков православной педагогики используются книги

Ветхого и Нового Завета. Эти труды и источники помогают находить ответы на вопрос о том, как влияют христианские идеи на духовно-нравственное поведение детей.

Отметим вклад в православную педагогику К. Д. Ушинского. Его «Педагогическая антропология», в которой разбираются проблемы формирования личности ребенка, является настольной книгой православного учителя. Важны также работы Н. И. Пирогова, горячо радеющего о целостном воспитании; представляется ценным опыт С. А. Ра-чинского, который создал свою сельскую школу-общину; крайне полезны современному учителю педагогические интуиции и установки протоиерея В. В. Зеньковского. Известный славянофил И. В. Киреевский не случайно говорил: «Человек— это его вера» [1]. Весьма значима для понимания глубокой сущности православной педагогической школы деятельность ведущих теоретиков сельской школы: Н. И. Ильминского, С. А. Рачин-ского и К. П. Победоносцева.

Для России возврат к идеям православной педагогики связан с духовнонравственным кризисом, который переживает наше общество. Поэтому введение в образовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно рассматривать как попытку выхода из него. В течение 2010—2011 гг. будет осуществляться эксперимент по преподаванию курса в 4-й четверти 4 класса и 1-й четверти 5 класса. Учебный курс включает шесть вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из них изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Обращение к православной педагогике представляется весьма актуальным. В ней нет жесткого свода нормативов и примеров, под которые нужно подогнать ребенка, жизнь каждого ценна именно своим личным путем и личным трудом, на это педагог и должен ориентироваться.

Заметим, что многие учителя и родители высказываются против введения в школьное образование религиозных контекстов. Однако существует и противоположное мнение, сторонники которого считают, что можно интегрировать ценностную основу христианского воспитания в систему ценностей современной педагогики. Наиболее концентрированно такая интеграция возможна в семейном воспитании и в процессе реализации взаимодействия семьи и школы. Общеизвестно, что семья является уникальным оазисом развития духовности в личности ребенка. Сила ее воздействия не сравнима ни с какими усилиями отдельных учителей или целых педагогических коллективов. Полагаем, что в работе классного руководителя, при проведении родительских собраний, должно найтись место и для знакомства отцов и матерей с христианскими идеями воспитания детей в семье, которые отражены в православной педагогике.

Представим некоторые теоретические материалы по основным положениям православной системы семейного воспитания для проведения подобных бесед. В поле данной системы сегодня находятся такие проблемы, как духовная связь родителей и детей; условия успеха в деле воспитания; факторы духовного возрастания личности ребенка; соблюдение детей от лихих соблазнов мира; повиновение и наказание; правила и обстановка воспитания. Не менее актуальны и такие вопросы, как работа над словом; порядок жизни; забота о чистоте души; образование и трудовые навыки; самоопределение детей по профессии и многие другие. В православной педагогике широко обсуждается роль родителей в воспитании детей. В светской жизни, как правило, мать и отец главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми; другие родители стараются дать детям хорошее образование; третьи — прилагают особые усилия, чтобы развить в детях природные дарования и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых. У родителей-

христиан основные цели воспитания иные. Дадим их краткую характеристику.

1. Главная цель родителей-христиан состоит в том, чтобы их дети более всего в мире возлюбили Бога и «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37— 40). По мнению православных педагогов, если родители этого достигнут, то все остальное — и образование, и развитие дарований, и здоровье — приложится само собой. Святитель Тихон Задонский писал: «Многие обучают детей своих иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском обучении и воспитании небрегут: таковые родители к временной жизни рождают детей, но к вечной жизни их не допускают» [6]. Между тем к указанной цели можно подойти путем систематического подбора материала по этому вопросу, взятого из текста Священного Писания, творений отцов церкви, жизнеописаний святых и подвижников благочестия, опыта благочестивых педагогов и мирян. Такая попытка предпринята авторами учебников по основам православной культуры, рекомендованных для использования в школе. При решении всякой задачи следует, как говорят мудрецы, искать идеал. «Поставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», — советуют они. Православная педагогика определила эти идеалы и целенаправленно стремится к их достижению.

2. Вторая цель — неустанная забота родителей о своих детях. Согласно канонам православной педагогики на первом месте из ближних задач для родителей стоят дети и забота об их воспитании. Иначе говоря, нет у родителей более высокой задачи, как воспитать детей так, чтобы они стали истинными христианами и могли всю свою жизнь посвятить Господу и ревностно послужить ему на тех путях, куда он их поставит. Великая благодать будет изливаться на тех родителей, которые сумеют так воспитать своих детей, считают православные учителя. Св. Иоанн Златоуст говорил: «Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за

этот грех»; «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» [цит. по: 2]. Небрежение к детям, которое мы часто проявляем в нашей обыденной жизни, резко осуждает апостол Павел: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). По заповедям апостола Павла на родителях лежит и материальная забота о детях (2 Кор. 12, 14), и духовная.

3. Важнейшей заповедью для замужней женщины православная педагогика определяет рождение чад, ее обязанностью — всю свою жизнь посвятить их воспитанию. Такие утверждения актуальны сегодня, как никогда, поскольку современная практика знает многочисленные случаи отказа молодых матерей от своих детей в роддоме, невыполнения обязанностей по их воспитанию, соблюдению мира и покоя в семье. Чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины — как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — говорит в псалмах пророк Давид (Пс. 126, 3). Первыми заповедями для молодых жен апостол Павел ставит «любить мужей, любить детей... быть... попечительными о доме» (Тит. 2, 4—5). Условие для спасения замужней женщины он формулирует так: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). Вдова, имеющая детей или внучат, прежде всего должна заниматься их воспитанием (1 Тим. 5, 4).

4. Следующая цель христианского воспитания — установить в браке благодатные взаимоотношения между родителями и детьми. Родители, которые тяготятся детьми или ропщут на них, тяжело грешат перед Господом. Оставление детей, очевидно, возможно лишь в том случае, когда дети взрослые или находятся на надежном попечении. Оставление же детей на произвол судьбы, без материального обеспечения и надлежащего воспитания, не может быть угодно

Господу. Православные педагоги отмечают, что между родителями и детьми имеется та же зависимость, что между духовными отцами и их духовными детьми. В том же контексте православной педагогикой рассматривается и брак. Основная задача христианского брака — иметь детей и непременно воспитать их как истинных христиан, целью жизни которых было бы служение от всего сердца Господу. «...Всякое древо познается по плоду своему...» (Лк. 6, 44). Чем жертвуют родители для детей? По мнению православных педагогов, ради заботы о детях родителям необходимо оставить так называемую личную жизнь и личные интересы: развлечения, театры, праздные знакомства, вечера «в гостях», светскую, не питающую духа, литературу. Все это крадет силы и время, которого мало, которое драгоценно, как вверенные нам от Господа «таланты»; которого не достает для спасения и себя, и детей.

5. Целью православной педагогики является также подготовка юношей и девушек к ответственному родительству. Особое внимание уделяется тому, что формирование характера и склонностей ребенка зависит от поведения и поступков самих родителей. Дух семьи — это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Становится очевидной теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник писал о том, что есть непостижимая для нас связь души родителей с душой детей. «Яблочко от яблони недалеко падает», — гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид молодежи при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте — по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены те склонности, которые еще недостаточно ясны в детях. О глубокой связи между родителями и детьми говорится в Библии. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его — и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе» (30, 4), и далее: «Человек познается в детях своих» (11, 28).

6. Важное значение православная педагогика придает духовному воспитанию ребенка. Когда должен начинаться труд родителей над душой ребенка? С самого раннего детства. О. Александр Ель-чанинов так пишет об этом: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве — сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к церкви, это напитает их на всю жизнь» [цит. по: 3].

7. Едва ли не краеугольным камнем православной педагогики является учение о любви. «Любовь... есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14), — говорит апостол Павел, написавший гимн любви, — тринадцатую главу 1-го Послания к Коринфянам. По ней определяется состояние в отношении любви — основы всех добродетелей. Все мы думаем, что любим наших детей. Это — благодатный закон природы, из которого мы не считаем себя исключением. Однако апостол Павел глубоким анализом свойств любви обличает нас: «Любовь не раздражается», — утверждает он. Проверим себя — так ли мы любим своих детей, чтобы никогда не раздражаться на них? «Любовь не ищет своего». Но не ставим ли мы наши запросы на свою личную жизнь, личные интересы, развлечения выше своих родительских обязанностей? Православная педагогика стремится к открытию сердца ребенка для его родителей в полной мере. Надо самих себя всецело отдать детям, сделаться не только их наставниками и воспитателями, но и ближайшими друзьями, сродниться с их интересами и запросами. Проявление нежной, самоотверженной материнской любви к своим детям преподобным Серафимом характеризуется так: «Чадолюбивая матерь не в свое угождение живет, но в угождение

детей. Немощи немощных чад сносит с любовью; в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей» [7].

Итак, в соответствии с постулатами православной педагогики надо окружить детей мудрой заботой, вниманием: либо лаской и нежностью, либо увещеванием и взыскательностью. Ребенок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они ни проявлялись, если только все у родителей будет с любовью, если во всех словах он будет слышать и чувствовать любовь. По установленному для человечества Богом закону муж — это питатель семьи, поэтому он не может все свое время проводить в семье, но мать должна принадлежать семье и детям. В их воспитании, в заботе о семье заключается ее долг перед Богом, государством, обществом и мужем. Семья — это крепость, на которую «враг человеков» не устает нападать. Разделение семьи страшно. Спаситель говорит: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 25). Главным условием целости семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная связь, любовь членов семьи друг к другу. Православные педагоги утверждают необходимость сохранения любовного единства семьи, так как в семье исполняется первая по значению и последняя по времени заповедь Господа: «любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13, 34). К сожалению, любовь к ближнему своему постепенно уходит из нашей жизни, уходят и слова, содержащие корень «люб-». Если раньше их число превышало 150, то сегодня в нашем лексиконе, по мнению филологов, едва ли наберется около 45.

Очевидно, что в идеях православной педагогики о воспитании детей не содержится противоречия со светской педагогикой, она включает в себя те же незыблемые истины, которые пытается реализовать в подрастающем поколении чело-

вечество на всем протяжении своего развития. Сегодня наступила пора диалога между православными и светскими педагогами, пора сотрудничества и совместных усилий, направленных на совершенствование нашей общественной и духовно-нравственной жизни. Этот синтез должен быть органическим, а не искусственным, подлинным, а не словесным. Религиозное направление в отличие от светского стремится к систематической связи педагогического мышления с христианскими идеями. Однако оно не отрицает свободу педагогической мысли или практики, значение эксперимента и исканий в школьном деле, не отодвигает на задний план богатейшие данные отдельных наук или философских дисциплин, которыми пользуется педагогика.

Востребованными направлениями духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня следует признать создание системы духовнонравственного образования (обучение, развитие, воспитание) учащихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей; возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи. Актуальной остается задача разработки и внедрения программ по духовно-нравственному воспитанию в содержание образовательной деятельности дошкольных, школьных и вузовских учебных заведений. Програм-

мы духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время по-прежнему ждут своих разработчиков, так как только обучением в этом деле обойтись нельзя.

Подобные меры позволили бы решить задачу сохранения духовного здоровья общества, и в первую очередь семьи, что уже само по себе является одним из главных национальных интересов Российского государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бездухов, В. П. И. В. Киреевский, А. С. Хомяков: принцип соборности в воспитании /

B. П. Бездухов // Педагогика. — 1998. — № 7. —

C. 78—82.

2. Гребнев, Л. Светское образование и религиозные ценности / Л. Гребнев // А1та mater. — 2004.— № 2. — С. 3—5.

3. Дивногорцева, С. Ю. Теоретическая педагогика. Теория и методика воспитания в свете православного педагогического мышления / С. Ю. Дивногорцева. — М. : Изд-во Православного СвятоТихоновского Богословского института, 2003. — 382 с.

4. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. — М. : Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993.— 222 с.

5. Мальцева, В. Н. К вопросу о христианских основах воспитания / В. Н. Мальцева // Сборник докладов Международных Рождественских образовательных чтений. — М. : Изд-во Московского патриархата, 1997. — С. 211—216.

6. Православное воспитание мальчиков (советы священника). — СПб. : Сатисъ ; Держава, 2006.— 56 с.

7. Шестун, Е. Православная педагогика / Е. Шестун. — М. : Про-пресс: Православная педагогика, 2001.— 559 с.

Поступила 25.01.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.