Научная статья на тему 'Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами кружковой деятельности'

Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами кружковой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУЛЛИНГ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / DEVIANT BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION / BULLYING / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL CORRECTION / CIRCLE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новопашина Виктория Леонидовна, Конанова Евгения Игоревна

Проблема девиантного поведения подростков относится к актуальным в настоящее время. Примечательно, что за последние два года отмечен рост случаев девиантного поведения, например буллинга (травли), в коллективе учащихся от вербальной до физической форм агрессии. Цель исследования предложить эффективные способы психолого-педагогической, психолого-воспитательной коррекции средствами дополнительного образования кружковой деятельности. Будут рассмотрены основные методы и результаты коррекции девиантного поведения, предложены наиболее целесообразные варианты с точки зрения возраста, личностных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical correction of deviant behavior of adolescents by means of circle activities

The problem of deviant behavior of adolescents is rather relevant now. It is noteworthy that over the past two years there has been an increase in cases of deviant behavior, for example bullying (unfair treatment) in the student collective, from verbal to physical forms of aggression. The purpose of the study is to offer effective methods of psychological, pedagogical and educational correction by means of additional education circle activities. The authors examine the main methods and results of the of deviant behavior correction, and propose the most appropriate methods from the point of view of age and personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами кружковой деятельности»

Новопашина В. Л., Конанова Е. И. Социально-педагогическая коррекция де-виантного поведения подростков средствами кружковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 01 (январь). -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/202002.htm.

ART 202002 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12002 УДК 316.6

Новопашина Виктория Леонидовна,

студентка ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь [email protected]

Конанова Евгения Игоревна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики ФГОАУ ВО «<Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону [email protected]

Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков

средствами кружковой деятельности

Аннотация. Проблема девиантного поведения подростков относится к актуальным в настоящее время. Примечательно, что за последние два года отмечен рост случаев девиантного поведения, например буллинга (травли), в коллективе учащихся от вербальной до физической форм агрессии. Цель исследования - предложить эффективные способы психолого-педагогической, психолого-воспитательной коррекции средствами дополнительного образования - кружковой деятельности. Будут рассмотрены основные методы и результаты коррекции девиантного поведения, предложены наиболее целесообразные варианты с точки зрения возраста, личностных особенностей.

Ключевые слова: девиантное поведение, буллинг, психолого-педагогическая коррекция, психолого-воспитательная коррекция, кружковая деятельность. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

В современном обществе проблема девиантного поведения одна из наиболее остросоциальных. Причины этого явления во многом связаны с культурно-историческими процессами, которые формируют стереотипы взаимоотношений в обществе, не соответствующие этическими ценностям. Модели поведения во многом заимствуются молодежью из кинофильмов, шоу-программ, интернет-пространства, в частности от блогеров, которые транслируют свое видение и понимание явлений и процессов на основе личного восприятия. Как следствие - отсутствие конструктивных методов, формирующих вектор развития личности, основанный на идеях гуманизма и инклюзии.

В подростковой школьной среде девиантное поведение приобретает самые крайние формы, например буллинг. Термин «буллинг» был впервые применен в 1993 г. в работе норвежского психолога Д. Ольвеуса как определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы, зачастую приводящее к тяжелым психологическим последствиям, вплоть до суицида [1]. Актуальность проблемы буллинга за период с 1993 по 2019 г. возросла.

Предметное исследование буллинга с позиции девиантного поведения подростков с анализом предпосылок, форм и способов реализации в школьной среде производилось А. А. Бочавер, К. Д. Хломовым [2], о профилактике буллинга с использованием эффективных методов предотвращения развития в коллективе подростков говорил Д. Н. Соловьев [3]. С распространением Интернета появилась новая форма

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новопашина В. Л., Конанова Е. И. Социально-педагогическая коррекция де-виантного поведения подростков средствами кружковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 01 (январь). -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/202002.htm.

травли, «кибербуллинг» - травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и т. п. [4]

Причины буллинга формируются условиями жизни в семье: родители - дети; школе: учитель - учащиеся. В семье жертв травли часто практикуются крайности: домашнее насилие или гиперопека, подкрепляющая беспомощность ребенка. Дети -инициаторы травли - тоже часто подвергаются жестокому обращению в семье. Поведение учителя обусловливает субъективное ощущение безопасности ребенка в классе; учитель - это фигура, способная остановить или поддержать насилие.

Буллинг как проявление девиантности подростков выражается в разных формах: прямая травля, когда ребенка (подростка) бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, косвенная - распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней - мы с тобой не друзья»). Могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу.

Роли участников ситуации буллинга (жертва, преследователь, свидетель) не жестко закреплены и способны меняться от ситуации к ситуации и от сообщества к сообществу. Около 3% детей совмещают обе роли: так называемые «преследователи/жертвы» ("bully/victims") или «провоцирующие жертвы»: гиперактивны, импульсивны, неуклюжи, вспыльчивы. Позицию свидетелей ("bystanders") занимают большинство участников ситуаций буллинга [5].

К сожалению, буллинг становится тенденцией девиантного поведения в современном обществе. В средствах массовой информации за последний год было несколько случаев в регионах России, которые получили общественный резонанс. Например, связанные с избиением одного подростка, что особенно показательно, девушки, группой одноклассниц, с особой жесткостью.

В рамках исследования был проведен опрос учащихся Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова, количество респондентов - 30 человек, количество вопросов - 71. Методика анализа: «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева). Результаты опроса позволили сделать следующие выводы: высокая вероятность участия в буллинге с позиции преследователя - 12 человек, позиция потенциального преследователя, индифферентного наблюдателя -13 человек; низкая вероятность включенности в буллинг - 5 человек. Вместе с тем была выявлена склонность к вербальной - 25 человек - и физической - 17 человек -агрессии. Таким образом, больше половины респондентов способны унизить человека, не задумываясь о чувствах и переживаниях другого. Таким образом, независимо от выполняемых ролей буллинг ухудшает социальный климат в любом сообществе, способствуя росту «молчаливого большинства» (silent majority) - конформистов, лишенных гуманистических ценностей.

В данном исследовании, предлагается рассмотреть варианты решения проблем девиантного поведения доступными методами системы дополнительного образования, а именно кружковой деятельности.

Методология и результаты исследования

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 (от 29 декабря 2012 г., с изменениями 2018 г.), назначение учреждений дополнительного образования состоит в развитии мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализации дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [6]. Таким

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новопашина В. Л., Конанова Е. И. Социально-педагогическая коррекция де-виантного поведения подростков средствами кружковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 01 (январь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202002.htm.

образом, система дополнительного образования, особенно кружковая деятельность, обладает мощным потенциалом коррекционного воздействия на личность и поведение подростка.

Одним из направлений социально-педагогической работы с трудными подростками является коррекция (от лат. соггес^о - исправление), которая предполагает деятельность социального педагога по исправлению социально-психологических особенностей, не соответствующих общепринятым моделям и нормам поведения школьника. Необходимо выделить основные направления коррекции девиантного поведения:

- постановка задач, соответствующих возрасту;

- сообщение информации, интересной подросткам;

- предложение альтернатив, соответствующих интересам учащихся;

- доверительный характер взаимоотношений педагога и подростка.

Система дополнительного образования дает возможность подростку развиваться и самореализовываться в свободное от основной учебы время, формируя опыт социализации, с пониманием ценности взаимодействия природы, общества, семьи, человека.

В подростковом возрасте часто наблюдается личностный конфликт, который проявляется, с одной стороны, в потребности самостоятельной деятельности, развитии и самоопределении, с другой - необходимости поддержки взрослых в реализации социальных амбиций и поиске себя. Именно эти факторы во многом формируют ситуации девиантного поведения как протест тотального контроля и внимания взрослых, зачастую родственников, либо игнорирования интересов и потребностей подростка. Обе крайности - императив агрессии или социального инфантилизма.

Таким образом, условиями эффективной коррекции девиантного поведения являются: соответствие коррекции возрастным особенностям общения подростков; включение средств творческой, кружковой деятельности в содержание и формы организации; инклюзия каждого подростка в жизнь коллектива школьников; демократичный стиль взаимоотношений, ценность и значимость личности в коллективе; акцент на саморазвитии и самоактуализации.

Соблюдение комплекса условий повышает качество дифференцированного и индивидуального подходов в воспитании и развитии подростков и способствует повышению эффективности системы коррекционно-воспитательной работы дополнительного образования.

Оптимальным примером решения ситуации девиантного поведения является социально-педагогическая деятельность в сфере досуга молодежи: библиотеки, музеи, клубы, кружки, дома творчества, спортивные секции, клубы по интересам и др.

В системе культурно-досуговой социальной работы в современных условиях выделяются несколько методов и методик этой работы:

1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение, нацелен на формирование у подростков императивов к участию в определенной позитивной деятельности. В качестве приемов используются рассказ, беседа, показ, чтение, игра и др. Активизируются внимание, восприятие, эмоциональная сфера, мышление, формируется мотивация к социально приемлемым видам деятельности.

2. Метод репродуцирования взаимосвязан с методом стимулирования интереса и приобщения. Целесообразность применения - в выполнении действий определенным способом, на установление определенных межличностных отношений. Приемами данного метода являются упражнения «Поручение», «Взрыв», «Режим и традиция», взаимопомощь, рефлексия и др.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новопашина В. Л., Конанова Е. И. Социально-педагогическая коррекция де-виантного поведения подростков средствами кружковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 01 (январь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202002.htm.

3. Метод закрепления и обогащения, направленный на активизацию самостоятельности и самоорганизации у подростков на основе формирования коллективной общности, команды. Основные приемы: личный пример, критика и самокритика, дискуссия, определение перспективы, анализ общественного мнения и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальном пространстве: трудовом, учебном, семейном и т. п.; применяются разнообразные формы и способы деятельности; реализуется творческий подход в удовлетворении личных потребностей.

4. Метод содействия и творчества. Приемы, реализуемые социальным педагогом: проблемные ситуации, рефлексия, изучение потребностей и состояний, личные комплексные планы, автохарактеристика и взаимные характеристики, критика, самокритика и др. [7]

Таким образом, в вышеперечисленных методах, один и тот же прием может применяться и видоизменяться в зависимости от рода деятельности, возраста, социального опыта подростков.

Рассмотрим методы коррекции девиантного поведения, применяемые в кружковой деятельности. Например, игровой социально-психологический тренинг осуществляется в системе «подросток - группа», где социальный педагог включен в групповой процесс взаимодействия как один из его участников.

Тренинг относится к методам коррекции не только поведения, но и личностных социально значимых качеств подростка, где средой и одновременно средством воздействия служит референтная для подростка группа.

В процессе тренинга необходимо реализовать несколько уровней (стадий) социальных взаимоотношений:

1. Поверхностный, на котором происходит ориентировка в группе, возникают чувства симпатии и антипатии, взаимодействие осуществляется в соответствии с нормами групп, к которым принадлежит каждый участник.

2. Уровень первичной межличностной откровенности, происходит частичное самораскрытие, ослабление защитных барьеров, формируется готовность к восприятию критики, появляется социальная чувствительность, ориентирование в ситуации, устанавливаются сходства и различия мнений, выстраивается общая позиция.

3. Уровень глубокого личностного раскрытия с включением механизмов самозащиты, чувствительности к реакциям участников, ситуации критики в отклонении от норм поведения в морально-этическом плане. Раскрывается Я-концепция каждого участника тренинга.

С позиции реализации индивидуальных и групповых психических процессов необходимо отметить следующие результаты:

1. Снижение эгоцентрических тенденций в поведении участников и смещение центра коммуникативных ориентации в сторону партнера, усиливается обратная связь, повышается понимание партнера и взаимопонимание и др.

2. Обострение социальной чувствительности в распознавании эмоций, чувств, переживаний, состояний, мотивов, прогнозирование поведения участников группы.

3. Растормаживание в ослаблении действия защитных механизмов, ослабление нормативного самоконтроля, появляется чувство защищенности и безопасности в группе, усиливается естественность поведения, открытость выражения чувств, мнений, отношений, активизируются личностные потенциалы.

4. Актуализация творческого потенциала подростка.

5. Повышается чувство ответственности за свои слова, поступки, поведение.

6. Развитие самодостаточности группы. У участников тренинга появляется чувство локтя, взаимной поддержки, необходимости друг в друге.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новопашина В. Л., Конанова Е. И. Социально-педагогическая коррекция де-виантного поведения подростков средствами кружковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 01 (январь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202002.htm.

7. Повышение эффективности индивидуальной и групповой работы. Ценность игрового социально-психологического тренинга как метода коррекции состоит в том, по нашему мнению, что в нем используется прием имитации конкретных социальных ситуаций, в которых находились или находятся подростки.

Коррекционная работа проходит в зоне повседневных потребностей подростка во взаимодействии и общении, одновременно и незаметно. При таком построении технологии игрового тренинга за короткое время каждый подросток с девиантным поведением осознает свои достоинства и недостатки, осваивает пути совершенствования первых и компенсации и коррекции вторых.

Присвоенный опыт распространяется на внешний мир. Более того, члены группы должны опробовать новые действия, встать на позицию группы и руководителя и применить полученные навыки к специфическим ситуациям реальной жизни. На этих последних стадиях социальный педагог служит ролевой моделью, устанавливает нормы и руководит, а члены группы поддерживают процесс и образуют репрезентативный микрокосм общества.

Заключение

Таким образом, пути решения актуальной проблемы девиантного поведения в современной подростковой среде заключаются прежде всего в активной позиции со стороны старших наставников - родителей и педагогов. Требуется согласованное взаимодействие и мотивация школьников, когда они смогут, во-первых, выйти из виртуального пространства в реальный мир социума, во-вторых, через положительные нравственные носители - фильмы, книги, примеры реальных людей, тренинги (деловые и командные) - перераспределить ролевые статусы, осознать себя частью коллектива в решении общих задач и индивидуальностью, личностью в формировании самостоятельной траектории успеха в обществе. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения средствами кружковой деятельности - один из наиболее эффективных способов решения личностных проблем подростков и инклюзии в пространство межличностных связей и взаимодействий, а также создание и развитие истории отдельно взятого человека, будущее которого во многом зависит от благоприятной атмосферы коллектива в период взросления и становления личности в современном обществе.

Ссылки на источники

1. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурынй феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 149.

2. Соловьев Д. Н. Профилактика буллинга в первичном коллективе подростков // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. № 9. Педагогика. Психология. - С. 136-146.

3. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 3. - С. 177-191.

4. Там же.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Глава 10. Дополнительное образование. Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых. - С. 150. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. и практикум для вузов. - 5-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 290 с. - URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/252/2512478.pdf.

7. Там же. - С. 17-18.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новопашина В. Л., Конанова Е. И. Социально-педагогическая коррекция де-виантного поведения подростков средствами кружковой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 01 (январь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202002.htm.

Viktoria Novopashina,

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

[email protected]

Evgenia Konanova,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Inclusive Education and Social and Pedagogical Rehabitation Chair, Southern Federal University, Rostov-on-Don [email protected]

Socio-pedagogical correction of deviant behavior of adolescents by means of circle activities Abstract. The problem of deviant behavior of adolescents is rather relevant now. It is noteworthy that over the past two years there has been an increase in cases of deviant behavior, for example bullying (unfair treatment) in the student collective, from verbal to physical forms of aggression. The purpose of the study is to offer effective methods of psychological, pedagogical and educational correction by means of additional education -circle activities. The authors examine the main methods and results of the of deviant behavior correction, and propose the most appropriate methods from the point of view of age and personal characteristics. Key words: deviant behavior, bullying, psychological and pedagogical correction, psychological and educational correction, circle activities. References

1. Bochaver, A. A. & Hlomov, K. D. (2013). "Bulling kak ob"ekt issledovanij i kul'turynj fenomen", Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki, t. 10, № 3, p. 149 (in Russian).

2. Solov'ev, D. N. (2014). "Profilaktika bullinga v pervichnom kollektive podrostkov", Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, № 9. Pedagogika. Psihologiya, pp. 136-146 (in Russian).

3. Bochaver, A. A. & Hlomov, K. D. (2014). "Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennyh tekhnologij", Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki, t. 11, № 3, pp. 177-191 (in Russian).

4. Ibid.

5. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redakciya). Glava 10. Dopolnitel'noe obrazovanie. Stat'ya 75. Dopolnitel'noe obrazovanie detej i vzroslyh, p. 150. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

6. Klejberg, Yu. A. (2018). Psihologiya deviantnogo povedeniya: ucheb. i praktikum dlya vuzov, 5-e izd., pererab. i dop., Izdatel'stvo Yurajt, Moscow, 290 p. Available at: https://static.my-shop.ru/prod-uct/pdf/252/2512478.pdf (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ibid., pp. 17-18.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.11.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.12.19

Принята к публикации Accepted for publication 27.12.19 Опубликована Published 31.01.20

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Новопашина В. Л., Конанова Е. И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.