Сведения об авторе
Маскина Мария Сергеевна: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), доцент кафедры математики и информационных технологий управления, кандидат педагогических наук, доцент. Е-mail: [email protected]
Information about the author
Maskina Maria Sergeevna: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), assistant professor of the Chair of Mathematics and Information Technologies of Management, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Е-mail: [email protected]
УДК 316.624
© Мишин А. А., 2018 ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
В статье рассматриваются проблема профилактики девиантного поведения. Представлены некоторые особенности психологической помощи осуждённым. Рассмотрены формы психологической профилактики девиантного поведения.
Ключевые слова: поведение, девиантное поведение, психологическая коррекция, осужденные, исправительное учреждение.
© Mishin A. A., 2018 PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR OF CONVICTS
In article are considered a problem of prevention of deviant behavior. Some features of psychological assistance by the convict are presented. Forms of psychological prevention of deviant behavior are considered.
Keywords: behavior, deviant behavior, psychological correction, convicts, correctional facility.
Девиантное поведение осужденных регулируется различными социальными институтами общества. Воздействие на данное поведение может носить различный характер: правовые санкции, медицинское лечение, психолого-педагогическое влияние, воспитательное воздействие, оказание социальной и психологической поддержки и др.
В виду того, что девиантное поведение представляет сложный комплекс поведенческих нарушений, то его профилактика требует сложного, системного подхода.
Одной из наиболее актуальных форм профилактики девиантного поведения может выступать психологическая помощь. Психологическая помощь при преодолении негативных последствий отклоняющегося поведения выступает в двух основных аспектах.
1. Превенция девиантного поведения (предупреждение);
2. Психологическая коррекция или интервенция.
Превенция девиантного поведения подразумевает под собой использование
системы специальных и общих мероприятий на различных уровнях социальной организации личности осужденного. К данным уровням можно отнести следующие: правовой, экономический, общественный, медицинский, педагогический, социально-психологический.
Атрибутом эффективности превенции девиантного поведения осужденных будет выполнение следующих условий:
- комплексность выполнения мероприятий;
- последовательность;
- дифференцированность;
- своевременность.
Особенную роль необходимо отвести своевременности. Данное условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на примерах именно подросткового возраста.
Всемирная организация здравоохранения выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику отклоняющегося поведения [1].
Первичная профилактика — устранение неблагоприятных факторов, которые вызвали те или иные девиантные проявления в поведении осужденного, а также на повышение устойчивости личности осужденного к возможному влиянию данных факторов в дальнейшем.
Вторичная профилактика — выявление и реабилитация нервно-психических отклонений на ранних стадиях и работа с «группами риска» осужденных.
Группа риска девиантного поведения — группа лиц (чаще всего подростков), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни, личностных и характерологических особенностей более других подвержены проявлениям отклоняющегося поведения.
Третичная профилактика — к данному виду профилактики относят лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Как правило, именно данный вид профилактики направлен на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным отклоняющимся поведением.
В состав профилактической работы может входить комплекс мероприятий, действующий на всех трёх уровнях. Общепринятым является тот факт, что наиболее эффективным является воздействие на девиантное поведение на осужденных на ранних этапах появления данной проблемы.
В современной научной литературе выделяют несколько форм психологической профилактики девиантного поведения.
К первой форме относится организация социальной среды. В основе данной формы находятся представления о ведущей роли окружающей среды в формировании девиантного поведения у осужденного. Исходя из данного постулата, следует, что организуя воздействие на окружающие социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение. Воздействие может быть направлено на общество в целом (создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведе-
нию). Объектом воздействия может определенная социальная общность (отряд осужденных) или конкретный осужденный.
В рамках данной формы профилактика девиантного поведения осужденных включает формирование установок на здоровый образ жизни и трезвость и т.д.
Второй формой профилактики де-виантного поведения осужденных является информирование. Это традиционная для большинства из нас форма работы, которая включает в себя проведение лекций, бесед, изучение специальной литературы, раздача информационных буклетов или просмотр видеосюжетов и фильмов. Данная форма призвана воздействовать на когнитивные процессы личности осужденного с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
К третьей форме психопрофилактики девиантного поведения осужденных относят активное социальное обучение социально-важным навыкам или тренинг. В настоящее время распространены следующие формы [1]:
- тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, форми-
руются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления окружающих, дается информация о возможном негативном влиянии родителе;
- тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы осужденных необходимо обучать распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей;
- тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Четвертая форма — организация деятельности, альтернативной девиа-нтному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важ-
ную роль в личностной динамике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности осужденного за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
К шестой форме относится активизация личностных ресурсов. Активные занятия осужденных трудом, спортом, вовлечение их в занятие творчеством, участие в тренингах — все это активизирует личностные ресурсы, что обеспечивает активность личности и повышает её устойчивость к негативному внешнему воздействию внешних факторов.
Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформирован-
ного девиантного поведения осужденных. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Зависимые осужденные могут получать медицинскую помощь в преодолении девиантного поведения.
В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
В соответствии со спецификой де-виантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:
- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства личности осужденного);
- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
- массовость (приоритет групповых форм работы);
- позитивность информации;
- минимизация негативных последствий;
- личная заинтересованность и ответственность участников;
- максимальная активность личности;
- устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профилактика девиантно-го поведения как в целом в обществе, так
и в учреждениях исполняющих наказа- лактики девиантного поведения, с нашей ние является важной и актуальной про- точки зрения, является психологическая блемой, требующей повышенного вни- работа с осужденными. мания. Одной из главных форм профи-
Литература
1. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
2. Ивашко, Н. Н. Особенности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях. — Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2015. — № 1 (29). — С. 21-24.
Сведения об авторе
Мишин Алексей Андреевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: mi shin87@mail .ru
Information about the author
Mishin Aleksey Andreevich: KI of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]