Научная статья на тему 'Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка'

Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ДЕВИАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / СЕПАРАЦИЯ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / ASSIMILATION / TEENAGER / ACCULTURATION / DEVIATION / SEPARATION / MARGINALIZATION / PSYCHOLOGICAL BORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповал Ирина Анатольевна

Статья представляет содержание девиантной аккультурации как контрпроект общества, дезинтеграцию и деформацию внутренних и внешних отношений личности и следствие дисфункций психологических границ личности. Радикальное обновление культурной позиции требует изменения границ Я и серьезной трансформации существующих связей, моделей поведения и ценностных установок. Девиантное преобразование культурных форм социальной жизни описано в формах патологической ассимиляции, сепарации или маргинализации. Аккультурация подростка в ситуации «расходящихся миров» включает десоциализацию и декультурацию. Аккультурационный стресс повышает риск выбора девиантных аккультурационных опций и обращения к контркультурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

ART 172010 УДК 159.923.2

Шаповал Ирина Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург irinashapoval@yandex.ru

Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка

Аннотация. Статья представляет содержание девиантной аккультурации как контрпроект общества, дезинтеграцию и деформацию внутренних и внешних отношений личности и следствие дисфункций психологических границ личности. Радикальное обновление культурной позиции требует изменения границ Я и серьезной трансформации существующих связей, моделей поведения и ценностных установок. Девиантное преобразование культурных форм социальной жизни описано в формах патологической ассимиляции, сепарации или маргинализации. Аккультурация подростка в ситуации «расходящихся миров» включает десоциализа-цию и декультурацию. Аккультурационный стресс повышает риск выбора девиа-нтных аккультурационных опций и обращения к контркультурам. Ключевые слова: аккультурация, девиация, ассимиляция, сепарация, маргинализация, психологические границы, подросток.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В современном «обществе риска» в условиях новых, неизвестных и неконтролируемых событий, роста миграционных процессов и электронной коммуникации, изменений культурного контекста всё больше людей разочаровывается в социальных институтах и культурных контекстах, что ведет к нарастанию и распространению индивидуализма. Девиантное поведение и маргинальность, традиционно считавшиеся неуспехом социализации, в процессах аккультурации к новым реальностям и поиска новой идентичности начинают символизировать контрпроект общества.

Аккультурация как реагирование человека в ответ на изменение культуры в ряде случаев отражает просоциальные интеграционные тенденции, но достаточно часто мешает индивидуализации личности и ее взаимодействию с более широким социумом. Аккультурация подростка в условиях диссонирующих и во многом оппозиционных друг другу окружающей культуры и субкультур взрослых и сверстников имеет характер «расходящихся миров» [1]. Наличие альтернатив аккультурации повышает риск формирования девиантного поведения.

Сложность феномена девиантности - в двусмысленности значения девиации в целом: без отклонений нет развития, и любое инакомыслие представляет собой по существу отклонение от принятых в обществе норм. Но, во-первых, девиации всегда культурно интердетерминированы: имеют определенное культурное содержание и культурное окружение, в котором они растятся либо преодолеваются; во-вторых, будучи продуктом культуры, нормы межкультурно, субкультурно и исторически вариативны и изменчивы. В этом контексте, подчеркивает В. А. Янчук [2], запретительные средства девиаций бесперспективны и внимание должно акцентироваться на путях и средствах интеграции девиаций в общество или в их рекультурации.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

В аккультурации как переходе между культурами феномен границы приобретает проблемы культуры границ. Культура «вся расположена на границах», подчеркивал М. М. Бахтин [3]: каждый культурный акт существенно живет на границах и, отвлекаясь от них, теряет почву, опустошается, вырождается и умирает. Диссонанс культур порождает вызов просоциальности индивидов и групп - девиации поведения и стиля жизни; затем они институциализируются и поддерживаются уже как культурный феномен. Образовательные, воспитательные, идеологические, религиозные институты остаются беспомощными и бессильными перед «инаковостью» в формах деликта, суицида, проституции, аддикций, модернизирующихся в соответствии с духом эпох.

Сказанное определяет актуальность и цель нашего исследования: раскрыть содержание девиантной аккультурации как следствия дисфункций психологических границ личности и специфику подросткового возраста в отношении девиантной аккультурации.

Социально-психологический смысл культуры - в совокупности установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей (но по-разному каждым индивидом) и передаваемых от поколения к поколению. В интенциональном, выдуманном, сконструированном людьми мире культуры на ее «социэтальном» (разного рода взаимодействия и взаимозависимости) и «витальном» (независимые формы социальной жизни) уровнях рождаются и сталкиваются между собой разнообразные фундаментальные дискурсы и практики [4]. По отношению к этим уровням в реальных взаимодействиях людей и общностей и процессах аккультурации и декультурации человек идентифицируется и реализует себя как свободная личность, социальный индивид и субъект культуры.

Современную социальную среду характеризуют [5]:

- повышенная нестабильность и непрогнозируемость, неблагоприятные для социального самочувствия личности и закономерно обусловливающие рост числа фрустрированных и невротизированных субъектов;

- обесценивание внутренних регуляторов поведения в виде традиционных моральных и правовых норм;

- резкое расширение степени свободы личности при одновременном ослаблении социального контроля, восприятие чего многими как вседозволенности приводит к негативной самореализации через насилие, агрессию, деликты;

- широкомасштабная ломка стереотипов социального мышления и взаимодействия человека со средой;

- повышение требований к гибкости мышления и поведения в целом;

- широкое распространение мифологичности мышления и различных форм мифологии в обществе;

- доминирование борьбы над консенсусом;

- выраженно альтернативный характер социума: наличие противоположных точек зрения, взаимоисключающих требований к человеку и т. д.

Изменения в социальном окружении порождают изменения в личности и в ее активности, и наоборот. Человек и его социокультурное окружение взаимно проникают друг в друга и оказываются в отношениях реципрокной детерминации или интердетерминации качественных особенностей, характера и содержания активности, с одной стороны, личности, с другой - ее социального окружения [6]. Взаимодействия человека и культуры приводят к тому, что она начинает существовать как культура конкретного субъекта в его потенциально бесконечных интерпретациях своей освоенной и осваиваемой культуры и переосмыслениях ранее сложившихся смыслов.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

Культура в равной степени индивидуальный психологический и социальный конструкт: собственная жизнь культуры обратной связью усиливает то наше поведение, которое она программирует; с другой стороны, любой из нас ежесекундно пытается приспособиться к постоянно изменяющимся условиям, средствам и целям культуры, к своему личностному культурному богатству или нищете. А. Г. Асмолов [7] отмечает важнейшую закономерность развития личности: переход от режима употребления, усвоения культуры к конструированию собственных социальных миров. Всё более индивидуализируясь, личность сама выбирает ту деятельность, а порой и образ жизни, которые определяют ее развитие. Организуя жизнь в соответствии с полем значений образа мира, человек тем самым подтверждает реальность его существования, и социальное пространство начинает казаться естественным, собственным: «Это мое».

Формирование психологических границ - это проблема самоопределения и соотнесенности мира Я с миром не-Я и, по сути, история личности. В диалектике границ рождается внутренний мир человека, его субъективность и субъектность (В. А. Петровский; В. И. Слободчиков). Согласно Г. Аммону [8], сама цель развития Я заключается в формировании его гибкой границы и ее постоянном расширении: благодаря этому деятельность Я становится свободной от конфликтов и относительно автономной от внутренних потребностей и окружающего мира. В этих условиях различение Я и не-Я выступает решающей фазой развития Я и идентичности, а функция идентификации Я делает его неповторимым, последовательно поддерживая формирование и расширение границ в межличностных отношениях.

Возрастные кризисы, возникающие в связи со сменой «задач развития», детерминируют необходимость аккультурации, изменения координат индивидуальной картины мира на социокультурном и личностном уровнях. На их пересечении феномен границы прямо связывается с проблемой целостности человеческого бытия. Граница становится проблемой в нашем отношении к миру и к самим себе, и крайностью здесь предстает либо размывание границ вплоть до их исчезновения, либо их неадекватная, вопреки всякому здравому смыслу, жесткость. В обоих случаях имеет место дефицит «культуры границ» [9], приводящий к неопределенности в отношении культурных норм, меры дозволенного и недопустимого либо к непродуктивному ограничению.

Сложнейший феномен психологической аккультурации раскрывается в ряде ракурсов:

1) как смена культуры он выступает в виде субъективации личности: степень рефлексивности и активности, самодеятельности и саморегуляции поведения человека определяет степень целостности его внутренних и внешних отношений как открытой развивающейся системы;

2) в процессе преодоления смысловых барьеров между культурами одна из сторон принимает органичную для изначального оппонента шкалу жизненных ценностей, норм и правил жизнедеятельности. Результатом становится разрушение деструктивной оппозиции по принципу «мы - они» и выстраивание общего «мы» как лич-ностно значимого для всех единства целей, задач и принципиальных способов их достижения и решения. Реконструкция координат субъективной картины мира человека, переживающего аккультурацию, означает изменение иерархии его ценностей, смыслов, нравственных ориентиров, всего определяющего его индивидуальность и одновременно социальную идентичность;

3) как решение жизненных проблем психологической аккультурации начинается с предъявляемых к человеку требований необходимости общения с двумя контактирующими культурами и принятия в разной степени участия в них. Эта ситуация может рассматриваться и оцениваться как расширение возможностей или их утрата, как ис-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

точник затруднений или как достижение, как проблема, задача или вызов. Переживание этой ситуации как проблемной и конфликтной рождает аккультурационный стресс, реакцией на который могут быть психологические защиты или копинг - ориентированный на решение проблемы, на эмоции в ее отношении (Лазарус и Фолькман) или на уклонение (Эндлер и Паркер), на изменение ситуации или на терпение и изменение себя (ассимиляционная аккультурация).

Радикальное обновление культурной позиции требует серьезной трансформации существующих связей, моделей поведения и ценностных установок - изменения границ Я, чему неизбежно предшествуют десоциализация и декультурация в формах поведенческих сдвигов и аккультурационного стресса или культурного шока в поле взаимодействия между культурами. Переживание и опыт культурной утраты, беспокойство из-за социальной дезориентированности в новой культуре, конфликт несовместимых ценностей доминирующей и недоминирующей групп - всё это можно назвать источниками стресса или усугубляющими его условиями.

Проблему дефицита ресурсов личности подростка в его аккультурации можно видеть в ключевых проблемах его развития [10]. В силу «искривления» линии деятельност-ного освоения социального опыта отношений и действий, недостаточной для данного возраста «обученности» или неготовности к адекватному возрасту способу взаимодействия с окружающими подросток не может вести себя в соответствии с обращенными к нему ожиданиями социума. Он просто не располагает ни необходимыми для этого опе-рационно-техническими возможностями, ни достаточной ориентацией в задачах и нормах человеческих взаимоотношений. В этих случаях механизмы интерпретации развивающейся личностью социокультурной реальности искажаются, а неприятие требований доминирующей группы и оценка ситуации как субъективно непереносимой приводят к дезадаптации, девиантной или патологической адаптации и аккультурации.

На основании сказанного девиантную аккультурацию можно определить как дезинтеграцию и деформацию внутренних и внешних отношений личности и девиантное преобразование личностью культурных форм социальной жизни. Ее варианты можно дифференцировать в соответствии с перечнем стратегий аккультурации (Дж. Бери [11]) и типов приспособления к общественной системе в зависимости от отношения к общественным целям и средствам их достижения (Р. Мертон).

Варианты девиантной аккультурации

Стратегии аккультурации Девиантная аккультурация

Патологическая ассимиляция как эффект смены культур Конформизм, снижение рефлексивности и активности, самодетерминированности и саморегуляции, деиндивидуация (растворение в аффектах и действиях толпы), ритуализм как снижение слишком высоких культурных целей для удовлетворения их существующими средствами

Сепарация или маргинализация в результате неуспешности преодоления смысловых барьеров между прежней и новой культурами из-за непринятия последней (возможно, обоюдно) Кризис идентичности, экзистенциальный кризис, фрагментация социального мира, его несвязанность и конфликтность, «кристаллизация недовольства» (Р. Баумайстер), состояние психологического «тупика», потеря социально направленных чувств, самоизоляция, псевдоаутизация, социальная неконтактность и эксклюзия

Сепарация или маргинализация как обрыв связей с обществом вследствие восприятия аккультурации как утраты возможностей, источника жизненных проблем Инновация в виде принятия культурных целей с использованием институционально запрещаемых средств их достижения, недоверие к близкому социальному кругу и нормам. Ретритизм (отторжение социальных целей и избегание социальной системы) или мятеж и обращение к контркультуре

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

Я существует на границе контакта, а границы контакта и есть границы Я. Девиа-нтный паттерн искажения процессов контакта и ухода, как правило, имеет место в психологических защитах в ответ на внедрение общества, столкновение со средой или хронические, повседневные интервенции в процессы развития, познания и принятия человеком себя [12]. Девиантные действия и поступки выступают, по мнению Ю. А. Клейберга [13], специфическими способами изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним на фоне внутриличностной деформации ценностных ориентаций, ценностно-нормативных представлений и системы личностной регуляции.

Рассмотрим детальнее представленные в таблице варианты девиантной аккультурации.

1. Стратегия ассимиляции характерна для девиантов - жертв социальной некомпетентности, деформирующего влияния культурной среды и стресса психологической аккультурации, для избавления от которого используются психологические защиты. Неудовлетворение базовых социогенных потребностей формирует тенденции жизни как дефицитарной компенсации несоответствия человека культурному эталону идентификации [14]. Девиантность возникает как механизм реализации или компенсации личностной виктимности гиперсоциальным, зависимым, беспомощным, некритичным поведением. Это так называемые «жертвы социализации» (А. В. Мудрик).

2. Сепарация или маргинализация как «бегство от реальности» в результате неуспешности преодоления смысловых барьеров между прежней и новой культурами из-за непринятия последней (возможно, обоюдно) типична для невротической или шизоидной личности. «Бегство от социума» - маргинальная и аутсайдерская разновидность социальной практики - на самом деле не противоречит социальным нормам, но заполняет собой определенную нишу социального.

Социальная граница и граница среды невротика сдвигается слишком далеко в его сторону, и он всё больше допускает преувеличенные посягательства общества, позволяя ему побуждать и формировать себя. Он не способен ясно видеть собственные потребности и из-за этого не может их удовлетворять; не умеет достаточно определенно отличать себя от остального мира и ставит общество выше самой жизни, а себя - ниже. Результатом характерной неспособности к автономии является зависимость, симбиоз, в которых человек мало осведомлен о том, что поступает в соответствии с чьими-то ожиданиями, надеждами, реализует чужие сценарии и в целом проживает не свою жизнь [15, 16]. У шизоидной личности границы Я сдвинуты вовнутрь, крайне жестки, ригидны и слабопроницаемы, результатом чего становится неспособность человека к контакту, бегство из реального мира в идеальный, воображаемый мир.

3. Сепарация или маргинализация как нонконформизм знаменуют обрыв связей с обществом из-за отказа личности от приспособительного поведения и безоговорочного подчинения внешним принудительным обстоятельствам. В этих стратегиях аккультурации отражаются, с одной стороны, несовместимость разных социальных порядков и ценностей, с другой - оппозиция нормативности, просоциальности и стремление к пересмотру культурных моделей. Нарушения моральных и правовых норм, принцип «вседозволенности» и применение любых средств, включая разрушение ближайшей социокультурной среды, нарушение ее границ, ее подчинение или оккупацию, характерны для злокачественного нарциссизма. Если здоровая личность переживает свое Я как средство для организации отношений с миром, то для нарцисса центр собственных переживаний - Я идеальное, дважды отчужденное: от реального Я и от реального мира. Отношения с другими людьми оценивающие и обесценивающие [17]. Ф. Перлз в этом контексте дает образ преступника, переступающего через контактную границу и заходящего на сторону общества так, что оказывается с ним в

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

остром конфликте. Не умея отличать себя от остального мира, преступник не видит потребности других и пренебрегает ими, ставит себя выше жизни и общества [18].

Итак, неправильное функционирование контактной границы и определение необходимого равновесия между собой и остальным миром - внутриличностный источник девиантной аккультурации. Неконструктивность границ лежит в основе двух типов личности: Я-типа со свойственным ему чувством стыда и демонстрацией самодостаточности и агрессивного, дерзкого, заносчивого поведения и Мы-типа с доминантными эмоциональными состояниями беспомощности и подчиненности, постоянного чувства вины [19]. Оба типа обладают «слабыми» границами, обусловливающими чрезмерную уязвимость в контактах, уход в фантазии, настороженность и подозрительность, неспособность эффективно контролировать и защищать свое психологическое пространство. В любом случае чрезмерная поляризация «поиска себя и самоопределения» или «слитности с другими людьми» отражает дезадаптирующий процесс и неконструктивный способ организации психологического пространства.

Если в отношении аккультурации речь идет о взаимоотношениях в пограничной области культур и человека, то девиантная аккультурация указывает на неблагополучие границ этой области: разграничивания ее содержания, ограничивания его форм, выделения значимых характеристик ее объектов, дифференциации и полагания ее смыслов. При неуспешной социализации возникает социально умалчиваемая асимметрия между «публичной» и «приватной» биографиями [20]: неуспешность в одном социальном мире становится непринципиальной в условиях возможности компенсировать ее формированием контрреальности и превращением отношений в манипуляции. Согласно социально-психологическим исследованиям, люди приспосабливают свои ве^-представления к изменяющимся обстоятельствам жизни и надевают различные социальные маски в разных ситуациях. Под социальным давлением человеку часто проще и легче создать новый имидж, надеть маску, сыграть роль для манипуляции окружающими и адаптации к их ожиданиям, нежели изменить свое Я без внутренней потребности в самоизменении.

В качестве действенного начала границы наиболее активно обозначают поле возможностей, потребностей, необходимости определенного поведения человека. В то же время нарушения границ пространства личности когнитивно оцениваются по критериям утраты безопасности, ценности и статуса, личностной уязвимости, трудностей выбора, неопределённости ситуации, утраты контроля границ, дискомфорта, невозможности прогнозировать дальнейшие события, оценки собственных ресурсов для восстановления границ [21]. В целом нарушения границ порождают несоответствия между потребностью самоопределения личности и трудностью ее реализации в культуре, между жаждой самовыражения и суррогатной практикой ее утоления.

Любые - внутренние или внешние - перемены предполагают отказ от сложившейся реальности, от привычного, надежного и ограничивающего, антипатию к нему и его дискриминацию. Аккультурация подростка требует разрушения предшествующей субъективной реальности и ее радикальной трансформации. Старая реальность и группы и значимые другие, ранее бывшие ее посредниками для индивида, должны быть переинтерпретированы, что предполагает сегрегацию, телесное и/или ментальное отделение индивида от «сожителей» по оставленному им миру [22].

Девиантность - имманентная психологическая характеристика подросткового социума, доказывает Ю. А. Клейберг [23], атрибутивный механизм социализации и адаптации личности подростка, осуществляющийся как во внешнем, так и во внутреннем взаимодействии. Подростковый стресс аккультурации, связанный с утратой культуры детства и дефицитом культурных и психологических потенциалов, необходимых для овладения

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

требованиями культуры взрослых, угрожает личности психокультурной деформацией -негативными изменениями ее качеств и свойств. Когнитивно-аффективное искажение реальности и психологическая дезориентация как атрибуты деформаций личности становятся основой дезадаптивного стиля жизни [24]. У подростков, считает Е. В. Руденский [25], агрессивная делинквентность, социальные девиации, деструкции межличностных отношений, аддиктивное поведение на фоне прогрессирующей экзистенциальной фрустрации и ноогенного невроза являются дебютами деформаций личности.

Аккультурация означает поиск и конструирование новой социальной и личностной идентичности, а в ситуации социальной нестабильности это необходимость постоянного «достраивания» человеком своего Я [26]. В этом контексте идентичность понимается сегодня как «открытая», «проектная», принципиально множественная и потенциальная, а понимание субъекта как постоянно выходящего «за пределы» своего Я в аккультурационных процессах с позиции функционирования границ Я может рассматриваться как баланс изменчивости/устойчивости различных Я-структур.

По мнению Н. У. Браун [27], целостность представления личности о себе прямо связана со сформированностью границ Я, отсутствие же связи с внешним и интенсивное погружение личности «вовнутрь» или «вовне» нарушает представления о границах Я, приводя к отчуждению от других людей и/или от самого себя. Основная особенность кризисной социальной идентичности - ее неустойчивость - представляет собой веер многообразных тенденций [28]: ослабление социальной идентичности и разрушение ее иерархии, утверждение категоризации «свои - чужие», преобладание идентификаций с ближайшим социальным окружением, увеличение числа «негативных идентичностей». Субъективная сторона кризиса идентичности выражается в утрате позитивных социальных идентичностей в силу объективного исчезновения некоторых оснований для солидаризации или изменения их оценки.

Сталкиваясь с необходимостью аккультурации, подросток должен решить для себя: 1) является ли собственная идентичность ценностью для него и нужно ли ее сохранять (хочу ли я приспосабливаться?); 2) являются ли отношения с доминирующими группами ценными и следует ли их налаживать? Дефициты информационно-энергетического обмена внутренней и внешней реальностей подростка, дисгармония внешних и внутренних условий его жизни, утрата им целесмысловой ориентации, искажения отражения и интерпретаций самого себя и мира выступают источником дисфункций границ Я и нарушений их регуляции [29]. Отсюда объясним выбор из набора аккультурацион-ных опций сепарации, маргинализации, девиантных стратегий, сопровождающихся стрессами, чувством отчуждения, спутанностью идентичности [30]. Патогенная и деструктивная аккультурация в виде поведения риска, социальной инфантильности, со-циофобии смешивается с агрессивно компенсирующим самоутверждением, высокой конфликтностью в интеракциях, конфронтацией в жизненно значимых сферах. Искажение внутренней реальности сочетается с подавлением Я апатией, нарциссизмом и эгоцентризмом, с преклонением перед внешней реальностью либо ее эксплуатацией. «Бегство» от Я и от мира в аддикции или в невротическую тревогу, агрессию, виктим-ность, самоповреждающее поведение, деиндивидуацию, нигилизм и т. д. может сопровождаться созданием или выбором оппозиционной контркультуры, ставящей под сомнение культурные ценности, нормы и моральные устои доминирующей культуры.

Все пространство социальных отношений расчерчено на локусы допустимого, поощряемого и запретного; своеобразные смысловые сети культуры задают параметры отграничения «хороших», «плохих» и запретных событий, отношений, действий с определенными смыслами для определенных субъектов. В то же время запреты культуры условны и либеральны: она постоянно формирует основания как просоциальных, так и

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

контрсоциальных, «запрещенных» и нежизнеспособных отношений, вплоть до игнорирования социальных законов, манипулируя тем самым социальными отношениями.

Среда может и способствовать девиации, и активно противодействовать ее коррекции. Для позитивных изменений необходима поддерживающая социальная среда, но адаптация и к этой среде требует соответствующих способов активности. Благодаря молчаливому неучастию общества в происходящем и происходит формирование девиации [31]. Так, например, появляется новый тип личности людей 1980-1990 г. р., выросших в ситуации нравственной деградации общества [32]: демонстративно грубых, наглых и агрессивных, «принципиально беспринципных», презирающих общепринятые нормы, в первую очередь морали, ориентирующихся на законы криминального мира, публично употребляющих нецензурную лексику и т. п.

Резюмируем сказанное.

Диссонанс культур порождает вызов просоциальности индивидов и групп -контрпроект общества, девиантную аккультурацию: дезинтеграцию и деформацию внутренних и внешних отношений личности и девиантное преобразование ею культурных форм социальной жизни в формах патологической ассимиляции, сепарации или маргинализации.

Психологические границы личности в процессах аккультурации выступают инструментом и функцией самоопределения и соотнесения мира Я с миром не-Я. Радикальное обновление культурной позиции требует изменения границ Я и серьезной трансформации существующих связей, моделей поведения и ценностных установок, чему неизбежно предшествуют десоциализация и декультурация в формах поведенческих сдвигов и аккультурационного стресса.

Девиантный паттерн искажения процессов контакта и ухода на границах Я возникает в условиях дефицита «культуры границ» как ответ на столкновение со средой или ее хронические интервенции в пространство Я. Дисфункции контактной границы и определения необходимого равновесия между собой и миром - внутриличностный источник девиантной аккультурации: девиаций в отношении культурных норм, меры дозволенного и недопустимого и несоответствия между потребностью самоопределения личности и трудностью ее реализации в культуре, между жаждой самовыражения и суррогатной практикой ее утоления.

Аккультурация подростка в условиях диссонирующих и во многом оппозиционных культур и субкультур взрослых и сверстников имеет характер «расходящихся миров», что повышает риск ее девиаций. Утраты подростком позитивных социальных идентич-ностей и целесмысловой ориентации сопровождаются внутриличностной деформацией ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, искажениями отражения и интерпретаций себя и мира, отчуждением, спутанностью идентичности. Этим и объясняется выбор из набора аккультурационных опций патологической ассимиляции, сепарации, маргинализации, обращения к контркультурам, оппозиционным культурным ценностям, нормам, морали доминирующей культуры.

Ссылки на источники

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование личности. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

2. Янчук В. А. Концептуальные основания проблемы отклоняющегося поведения: социокультурно-индетерминистская диалогическая перспектива // Междунар. заочн. научно-практ. конф. «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения». - Владимир: ВлГУ, 2011. - иРЬ: http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=186.

3. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.

4. Бенхабиб С. Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру. - М.: Логос, 2005. - 350 с.

5. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - С. 10.

ISSN 2304-120X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

6. Петухова Л. И. Личностно-смысловые детерминанты когнитивной оценки ситуаций нарушения границ бытийного пространства личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2014.

7. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.

8. Ammon G. Handbuch der Dynamischen Psychiatric. Bd. 2. - München: Er. Reinhardt Verlag, 1982. - 967 S.

9. Куликова Т. В. Философия границы: феноменологический и эпистемологический подходы: дис. ... д-ра филос. наук. - Н. Новгород, 2011. - 334 с.

10. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

11. Бери Дж. У. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы // Развитие личности. -2001. - № 3-4. - С. 183-193.

12. Перлз Ф. С. Гештальт-подход. Свидетель терапии. - М.: ИИП, 2001. - 224 с.

13. Клейберг Ю. А. Психологические основы девиантного поведения подростков: дис. ... д-ра психол. наук. - Тверь: Чу До, 1999. - 65 с.

14. Shapoval I. A. The deviation of the individual as a result of programming and selection of alternatives on the path of life // 1st International Scientific Conference «Science Progress in European Countries: New Concepts and Modern Solutions». March 28, 2013. - Stuttgart, 2013. - P. 151-152.

15. Перлз Ф. С. Гештальт-подход. Свидетель терапии. - М.: ИИП, 2001. - 224 с.

16. Хломов Д. Динамический цикл контакта в гештальт-терапии // Гештальт-2003: сб. материалов Московского гештальт института. - М.: Московский гештальт институт, 2003. - 105 с.

17. Там же.

18. Перлз Ф. С. Указ. соч.

19. Шамшикова Е. О. Детерминация нарциссизма в организации психологического пространства личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. -С. 24-35. - URL: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.

20. Бергер П., Лукман Т. Указ. соч.

21. Петухова Л. И. Указ. соч.

22. Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. - С. 259.

23. Клейберг Ю. А. Указ. соч.

24. Шаповал И. А. Деформации личности как эффект взаимодействия субъективных и социальных миров // Клиническая и специальная психология. - 2014. - Т. 3. - № 4. - URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n4/Shapoval.shtml.

25. Руденский Е. В. Психология ненормативного развития личности: виктимологические основания психологической теории дефицитарной патологии развития личности. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. - 180 с.

26. Белинская Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-identichnost-lichnosti-v-usloviyah-sotsialnyh-izmeneniy.

27. Brown N. W. (ed.). Coping with infuriating, mean, critical people: the destructive narcissistic pattern. -Westport, CT, Praeger, 2006. - 191 p.

28. Белинская Е. П. Указ. соч.

29. Шаповал И. А. Функции и дисфункции границ Я: эффекты самоорганизации и самодезорганизации системы // Клиническая и специальная психология. - 2016. - Т. 5. - № 1. - С. 19-32. - URL: 10.17759/cpse.2016050102.

30. Бери Дж. У. Указ. соч.

31. Янчук В. А. Указ. соч.

32. Юревич А. В. Антисоциальная социализация // Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 233-250.

Irina Shapoval,

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Special Psychology Chair, Orenburg Sate Pedagogical University, Orenburg

irinashapoval@yandex.ru

Psychological borders dysfunctions as a factor of teenager deviant acculturation Abstract. The article presents the contents of deviant acculturation as a counter-project for the society, disintegration and deformation of personality internal and external relationships and the consequence of psychological borders dysfunctions. Radical renewal of cultural position requires the change of "ME"- borders and serious transformation of existing relationships, behavior models and values. Deviant transformation of social

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

life cultural forms is described in forms of pathological assimilation, separation or marginalization. Acculturation of a teenager in a situation of "divergent worlds" includes desocialization and deculturation. Acculturation stress increases the risk of acculturation options deviant choice and becoming the counterculture follower. Key words: acculturation, deviation, assimilation, separation, marginalization, psychological borders, teenager.

References

1. Berger, P. & Lukman, T. (1995). Social'noe konstruirovanie lichnosti, Medium, Moscow, 323 p. (in Russian).

2. Janchuk, V. A. (2011). "Konceptual'nye osnovanija problemy otklonjajushhegosja povedenija: soci-okul'turno-indeterministskaja dialogicheskaja perspektiva", Mezhdunar. zaochn. nauchno-prakt. konf. "Ot-klonjajushheesja povedenie cheloveka vsovremennom mire: problemy ireshenija", VlGU, Vladimir. Available at: http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=186 (in Russian).

3. Bahtin, M. M. (1975). "Formy vremeni i hronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoj pojetike", Voprosy literatury ijestetiki, Moscow., Hudozh. lit, pp. 234-407 (in Russian).

4. Benhabib, S. (2005). Pritjazanija kul'tury: ravenstvo i raznoobrazie v global'nuju jeru, Logos, Moscow, 350 p. (in Russian).

5. Zobov, R. A. & Kelas'ev, V. N. (1997). Social'naja mifologija Rossii iproblemy adaptacii, lzd-vo S.-Peterb. un-ta, St. Peterburg, p. 10 (in Russian).

6. Petuhova, L. l. (2014). Lichnostno-smyslovye determinanty kognitivnoj ocenki situacij narushenija granic bytijnogo prostranstva lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk, Moscow (in Russian).

7. Asmolov, A. G. (2002). Psihologija lichnosti: principy obshhepsihologicheskogo analiza, "Smysl", IC "Akademija", Moscow, 416 p. (in Russian).

8. Ammon, G. (1982). Handbuch der Dynamischen Psychiatric. Bd. 2, Er. Reinhardt Verlag, Munchen, 967 S (in German).

9. Kulikova, T. V. (2011). Filosofija granicy: fenomenologicheskij ijepistemologicheskijpodhody: dis.... d-ra filos. nauk, N. Novgorod, 334 p. (in Russian).

10. Kondrat'ev, M. Ju. (2005). Social'naja psihologija zakrytyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij, Piter, St. Peterburg, 304 p. (in Russian).

11. Beri, Dzh. U. (2001). "Akkul'turacija i psihologicheskaja adaptacija: obzor problemy", Razvitie lichnosti, № 3-4, pp. 183-193 (in Russian).

12. Perlz, F. S. (2001). Geshtal't-podhod. Svidetel'terapii, IIP, Moscow, 224 p. (in Russian).

13. Klejberg, Ju. A. (1999). Psihologicheskie osnovy deviantnogo povedenija podrostkov: dis. ... d-ra psihol. nauk, Chu Do, Tver', 65 p. (in Russian).

14. Shapoval, I. A. (2013). "The deviation of the individual as a result of programming and selection of alternatives on the path of life", 1st International Scientific Conference "Science Progress in European Countries: New Concepts and Modern Solutions". March 28, 2013, Stuttgart, pp. 151-152 (in English).

15. Perlz, F. S. (2001). Geshtal't-podhod. Svidetel'terapii, IIP, Moscow, 224 p. (in Russian).

16. Hlomov, D. (2003). "Dinamicheskij cikl kontakta v geshtal't-terapii", Geshtal't-2003: sb. materialov Mos-kovskogo geshtal't instituta, Moskovskij geshtal't institut, Moscow, 105 p. (in Russian).

17. Ibid.

18. Perlz, F. S. (2001). Op. cit.

19. Shamshikova, E. O. (2013). "Determinacija narcissizma v organizacii psihologicheskogo prostranstva lichnosti ", Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3, pp. 24-35. Available at: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365 (in Russian).

20. Berger, P. & Lukman, T. (1995). Op. cit.

21. Petuhova, L. I. (2014). Op. cit.

22. Berger, P. & Lukman, T. (1995). Op. cit, p. 259.

23. Klejberg, Ju. A. (1999). Op. cit.

24. Shapoval, I. A. (2014). "Deformacii lichnosti kak jeffekt vzaimodejstvija sub#ektivnyh i social'nyh mirov ", Klinicheskaja i special'naja psihologija, t. 3, № 4. Available at: http://psyjournals.ru/psy-clin/2014/n4/Shapoval.shtml (in Russian).

25. Rudenskij, E. V. (2000). Psihologija nenormativnogo razvitija lichnosti: viktimologicheskie osnovanija psi-hologicheskoj teorii deficitarnojpatologiirazvitija lichnosti, GCRO, Novosibirsk, 180 p. (in Russian).

26. Belinskaja, E. P. (2006). Identichnost' lichnosti v uslovijah social'nyh izmenenij: dis. ... d-ra psihol. nauk, Moscow. Available at: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-identichnost-lich-nosti-v-usloviyah-sotsialnyh-izmeneniy (in Russian).

27. Brown, N. W. (ed.) (2006). Coping with infuriating, mean, critical people: the destructive narcissistic pattern, CT, Praeger, Westport, 191 p. (in English).

28. Belinskaja, E. P. (2006). Op. cit.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 11 (ноябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/172010. htm.

29.

30.

31.

32.

Shapova,l I. A. (2016). "Funkcii i disfunkcii granic Ja: jeffekty samoorganizacii i samodezorganizacii sis-temy", Klinicheskaja i special'naja psihologija, t. 5, № 1, pp. 19-32. Available at: 10.17759/cpse.2016050102 (in Russian). Beri, Dzh. U. (2001). Op. cit. Janchuk, V. A. (2011). Op. cit.

Jurevich, A. V. (2011). "Antisocial'naja socializacija", Psihologicheskie issledovanija duhovno-nravstven-nyh problem, otv. red. A. L. Zhuravlev, A. V. Jurevich, Izd-vo "Institut psihologii RAN", Moscow, pp. 233250 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 01.11.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.11.17

Принята к публикации Accepted for publication 15.11.17 Опубликована Published 18.11.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Шаповал И. А., 2017

577234312018311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.