СОиИАЛЬНО-ПЕААГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ГЕНДЕРНЫХ КАЧЕСТВ V ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Социально-педагогическая деятельность, гендерная идентичность, гендерные качества.
В статье обозначена проблема формирования гендерной идентичности детей и ее содержательное, методическое и практическое решение через разработанную на основе русских народных игр программу социально-педагогической деятельности по развитию гендерных качеств младших школьников. Представлены результаты реализации данной программы.
D.N. Simonov, T.V. Nosakova
Social and pedagogical activities for development
OF GENDER QUALITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE
Social and pedagogical activity, gender identity, gender qualities.
The article describes the problem of formation of gender identity of children and its substantial, methodical and practical solution through the program of social and pedagogical activity developed on the basis of Russian national games and aimed at the development of gender qualities of pupils of younger school. The results of implementation of this program are presented.
В современной системе основного и дополнительного образования детей главной задачей является интеллектуальное развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания детей практически не учитываются особенности их гендерного развития. Многие родители и педагоги не видят различий в формировании будущих мужчин и женщин (а если и видят, зачастую, не могут правильно применить в воспитательном процессе).
Возникает противоречие между объективной необходимостью формирования гендерной идентичности (через развитие гендерных качеств) у детей и отсутствием данной деятельности в образовательных учреждениях. Решение этой проблемы возможно в рамках специально организованной социально-педагогической деятельности с помощью разработки и реализации дополнительных образовательных программ.
Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации [Галагузова, 2007, с. 45]. Программа со-циально-педагогической деятельности по развитию гендерных качеств должна строиться с опорой на основные понятия «гендерная идентичность», «гендерные качества».
Гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе; при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.
Гендерные качества— отдельные социальные, физические, психологические, нравственные качества, влияющие на формирование гендерной идентичности, с помощью которых человек характеризует свою принадлежность к тому или иному полу [Белинская, Тихомандрицкая, 1999, с. 252].
Исследования Л.Ф. Обуховой, А.В. Меренкова и О. Вейнингер позволили нам определить младший школьный возраст как сензитивный для формирования гендерной идентичности, а также выделить особенности данного процесса в заданных временных рамках.
Первичная половая идентичность складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания ребенка. К 6—7 годам ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности и установок. Первичным объектом познания ребёнка младшего школьного возраста является взрослый, что определяет решающее влияние человека, занимающегося обучением и воспитанием, на формирование гендерной идентичности [Меренков, 2001, с. 96]. Гендерное развитие в младшем школьном возрасте имеет свои особенности:
— осознание необратимости своей половой принадлежности;
— усиление половой дифференциации деятельности и установок;
— стихийное объединение в однополые компании [Вейнингер, 2007, с. 78].
Программа социально-педагогической деятельности по развитию гендерных качеств младших школьников опирается на принципы: общественноценной целевой направленности учебно-воспитательного процесса, осуществление комплексного подхода, организации учебно-воспитательного прогресса, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, последовательности и систематичности, наглядности, доступности.
Цель программы — развитие гендерных качеств у мальчиков младшего школьного возраста через русскую традиционную культуру.
Ожидаемый результат — приобретение гендерных качеств младшими школьниками, формирование представлений о гендерных качествах характера мужчины в русской традиционной культуре, формирование представлений об актуальности развития этих качеств в наши дни.
Методами реализации программы являются: беседа, убеждение, обсуждение, педагогическое требование, метод конфликтных ситуаций.
Основным методом выступают игры на основе русских национальных традиций. Исследования М.В. Осориной и А. Андреева показывают огромную значимость и эффективность народных игр в процессе становления личности человека и формирования у него гендерной идентичности. Русские игры являются мощным фактором развития гендерных качеств у детей, так как в данной традиционной системе воспитания ребёнок уже с младенчества воспитывался в условиях, способствующих развитию мужских или женских качеств [Андреев, 2006, с. 132].
Мужчина всегда олицетворял собой воина, защитника, добытчика, неважно, к какому социальному классу или сословию он принадлежал. Как традиционная русская боевая система строилась на простейших движениях пахаря, сеятеля, так и несгибаемая воля русских воинов оттачивалась в неприметных и простых детских играх. Русские народные игры позволяли мальчикам развить такие качества, как вера в себя, напористость, мужественность, склонность вести за собой и др. Женщина же, прежде всего, оставалась хозяйкой, хранительницей домашнего очага, поэтому в играх девочки приобретали такие качества, как любовь к детям, доброта, теплота, сердечность, жертвенность и др. [Осорина, 2006, с. 10-12].
Содержание разработанной программы социально-педагогической деятельности предполагает развитие у мальчиков младшего школьного возраста социально одобряемых качеств личности, присущих их полу. Это достигается путём включения детей в активную игровую деятельность с постепенным усложнением игрового действия и увеличением задействованных моделей поведения, присущих мужчинам.
Психолого-педагогические механизмы реализации программы: формирование мужских качеств характера возможно благодаря активному проявлению этих качеств в русских играх, а также благодаря действиям социального педагога, выступающего непосредственным примером.
Содержание программы включает в себя выявление, формирование и закрепление на практике мужских качеств личности:
— напористость, уравновешенность, быстрота принятия решений через формирование общих представлений о системе русского рукопашного боя и игры «Буза», «Яша»;
— быстрота принятия решений, напористость с помощью приобщения к культуре русского рукопашного боя через беседу «Связь традиционной культуры и воинской традиции на Руси», игру «Жмурки»;
— целеустремлённость, уравновешенность, предприимчивость, смелость, способность оценить соперника и ситуацию, адекватно реагировать на успехи и поражения через формирование интереса к русской культуре рукопашного боя, раскрытие ее связи с традиционным мужским плясом; через беседу «Традиции боевого пляса», игру «Колпак»;
— физические навыки передвижения, работы и соревнования в необычных условиях, самообладание, вера в себя, напористость, быстрота принятия решения через беседу «Традиции кулачного боя», игру «Бой с мешками»;
— мужественность, уравновешенность, целеустремлённость (как способность не отступать перед трудностями), навыки командного взаимодействия и работы «один против группы» через беседу «Воинские традиции в каждом доме», игру «Безумный казак».
Программа по развитию гендерных качеств у младших школьников была реализована в Центре культуры «Молодёжный» г. Екатеринбурга. Работа велась в двух группах, состоящих из 10 человек каждая.
В качестве диагностики использовался вопросник Сандры Бэм «Исследование уровня маскулинности-фемининности», позволяющий определить степень проявления гендерных качеств школьников.
Результаты входящей диагностики показали, что в обеих группах присутствуют дети с андрогинными, маскулинными и фемининными качествами (табл. 1).
Таблица 1
Результаты входящей диагностики
Уровень маскулинности-фемининности Количество (общее количество — 20) Процент
Ярко выраженная маскулинность 1 5
Маскулинность 6 30
Андрогинность 11 55
Фемининное ть 2 10
Ярко выраженная фемининность - -
Из бесед с родителями выяснилось, что специальной социально-педагогической деятельности по развитию гендерных качеств не ведется. Потребность в такой деятельности существует, потому что у детей не до конца сформированы представления о тех или иных чертах характера, образе действий и поведения, присущих их полу. Родители отмечали такие проблемы у детей, как нерешительность, застенчивость, трусость, ябедничество, которые они готовы исправлять самостоятельно, но признают необходимость и эффективность помощи социального педагога.
В группах была реализована программа, включающая беседы и игровые упражнения, направленные на формирование и развитие представлений о чертах характера, присущих мужчинам, а также на развитие гендерных качеств, формирующих гендерную идентичность. На игровых занятиях детям обязательно давались эмоциональные подкрепления. Сочетание игры (со стороны ребёнка) и формирующей деятельности (со стороны социального педагога) позволило, не оказывая давления, прививать детям базовые навыки общения с представителями своего пола, выстраивать иерархию качеств личности относительно своего пола.
После реализации программы была проведена заключительная диагностика. Результаты показали позитивные изменения в развитии маскулинных качеств мальчиков (табл. 2).
Таблица 2
Результаты итоговой диагностики
Уровень маскулинности — фемининности Количество (общее количество — 20) Процент
Ярко выраженная маскулинность 2 10
Маскулинность 10 50
Андрогинность 7 35
Фемининное ть 1 5
Ярко выраженная фемининность - -
Результаты реализации программы показали ее эффективность, произошла положительная динамика в развитии гендерных качеств младших школьников (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики
Ярко выра- Ярко выра-
женная мас- Маскулин- Андрогин- Феминин- женная фе-
кулинность, ность, % ность, % ность, % мининность,
% %
Входящая диагностика 5 30 55 10 0
Итоговая диагностика 10 50 35 5 0
% изменений 5 20 -20 -5 0
Таким образом, составленный комплекс русских народных игр и тематических бесед с детьми и их родителями позволяет мальчикам младшего школьного возраста не только развить, но и на практике закрепить мужские качества. Гендерное воспитание, опирающееся на многовековые национальные традиции, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Разработанную нами программу по развитию гендерных качеств младших школьников можно рекомендовать социальным педагогам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, воспитателям использовать в практической деятельности.
Однако необходимо отметить, что реализация одной только программы не позволит решить проблему развития гендерных качеств и формирования гендерной идентичности детей в целом. Наша работа является определённым этапом на этом пути. В качестве следующей стадии нашего научного исследования может выступить разработка комплексной программы по формированию гендерной идентичности не только у мальчиков, но и у девочек, и на всех возрастных этапах.
Библиографический список
1. Андреев А. Мир тропы. Очерки русской этнопсихологии. СПб., 2006. 376 с.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. М., 1999. 520 с.
3. Вейнингер О. Пол и характер. М., 2007. 138 с.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М., 2007. 416 с.
5. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. 290 с.
6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000. 328 с.