УДК 37.013.42:37.018.324:364
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Куулар С.В.
Кызылский педагогический институт ТувГУ, г. Кызыл
SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY ON PREPARATION OF GRADUATES OF ORPHANAGES FOR INDEPENDENT LIVING
Kuular S.V.
Pedagogical Institute of TuvSU, Kyzyl
В данной статье рассматриваются проблемы по подготовке выпускников детских домов к самостоятельной жизни. Представлены результаты педагогических исследований по выявлению ценностных ориентаций у воспитанников детских домов.
Ключевые слова: воспитанники, детские дома, самостоятельная жизнь, подготовка, подготовка к самостоятельной жизни.
This article reveals the problems of preparing graduates of orphanages for independent life. The article presents the results of pedagogical research to identify value orientations in children's homes.
Keywords: pupils, orphanages, independent life, preparation, preparing for independent living.
Проблема адаптации к самостоятельной жизни выпускников учреждений интернатного типа волновала всех всегда, на сегодняшний день данная тема приобретает все большие масштабы, и ее значение для общества и государства в последнее время становится исключительно значимым. Решением проблемы сиротства занимаются почти все структурные ведомства (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики). Несмотря на значительное число психолого-педагогических исследований на разных этапах развития детей-сирот, до сих пор теоретических и практических разработок в области психологической подготовки сирот к самостоятельной жизни недостаточно, а имеющие социально-педагогические технологии не находят должного распространения в педагогической практике.
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные учреждения является в нашей стране наиболее распространенной формой их жизнеустройства. Но, несмотря на то, что дома-интернаты являются почти единственной формой устройства детей-сирот, по результатам многих научных исследований, они не отвечают потребностям развития ребенка, считается, что у детей, живущих в домах-интернатах, наблюдается проявление «психологической депривации».
Целью данной работы является изучение социально-психологической готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни.
Исследование основывалось на фундаментальных работах по проблеме личностного и профессионального самоопределения подростков Л.И. Божовича, И.С. Кона, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. В области изучения и развития детей,
воспитывающихся без попечения родителей, использованы работы И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной.
Методами исследования были такие методы, как непосредственное и опосредованное наблюдение, социальный опросник, методика ценностных ориентаций Рокича, тест незаконченных предложений, методика самооценки Дембо-Рубинштейна.
Вначале исследования предполагалось, что ко времени выпуска из интерната у подростков психологическая готовность к самостоятельной жизни не сформирована или сформирована не полностью, или имеет некоторые особенности формирования, мало развита временная перспектива, самооценка занижена, сфера общения имеет свои особенности развития.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у подростка, воспитывающегося в интернате, особая жизненная позиция, определяющаяся со слабой ориентированностью на будущее, связанной с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; в отношении к себе ориентирован на оценку окружающих, а не на собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); ценность контроля со стороны; низкий уровень общения; отсутствуют навыки самостоятельной жизни и склонен к материальному иждивенчеству.
Таким образом, применение различных социально-психологических тренингов и бесед, направленных на адаптацию подростков к самостоятельной жизни, помогут повысить их самооценку, принимать важные решения самостоятельно.
Под понятием «самостоятельная жизнь» понимают активную жизненную позицию человека; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и ценности. Таким образом, быть готовым к самостоятельной жизни - это стать субъектом жизни, действовать самостоятельно, следуя собственным целям и намерениям, но в соответствии с нормами окружающего мира.
Для подтверждения гипотезы и устранения выявленных проблем, на базе Республиканской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также средней общеобразовательной школы №12 г. Кызыла были проведены сравнительные и экспериментальные методики.
В исследовании принимали участие 18 учащихся 11 класса школы-интерната и 24 учащихся 11 класса из школы №12.
В результате исследования полученные данные отобразили по следующим шкалам:
Шкала «временная перспектива»: отношение к будущему у подростков из семей яркое, на вопросы этого пункта все ответили. Детство вспоминают с радостью. По неоконченному предложению «Я стремлюсь...» тоже ответы отличаются по содержанию. Воспитанники дома интерната говорят о ближайшей конкретной перспективе, о дальнейшем будущем пока что не задумываются: «поступить в техникум», «окончить школу», большинство воспитанников интерната неохотно отвечают на данный вопрос, или отвечают как «Я стремлюсь - ни к чему». Учащиеся, живущие в семьях, отвечают конкретными суждениями о будущем: «к счастью», «к карьере», «быть образованным, уважаемым».
Шкала «самооценка, способности». На вопросы этого параметра ответили не все воспитанники школы-интерната, а те, кто ответили, оценивают свои способности положительно. Они много пишут о себе, но ответы получаются хмурые, пессимистические, или отвечают «я о себе не думаю». Учащиеся, живущие в семьях, все отвечают на вопросы этой шкалы. Наблюдается рассудительное положительное восприятие самого себя, положительно оценивают свои способности.
Шкала «ценностные ориентации». Ценностные выборы двух групп в основном похожи. Отличие заключается лишь в том, что ребятам из дома-интерната трудно отобразить свои идеалы женщины и мужчины, поэтому многие пропустили вопросы по этой шкале. Дети из семей все ответили на вопросы об идеалах, многие видят в качестве идеала женщины - маму, а идеала мужчины - папу.
По шкале «профессиональная направленность» дети из семей выбирают профессии управленческие, престижные на данный момент, воспитанники интерната -рабочие профессии (швея, электрик и т.п.). Интерпретируя свой выбор профессии, подростки из семей ориентируются на свои возможности, интересы: «люблю расчеты делать», «люблю создавать новое».
О самостоятельности дети из семей поясняют обобщенно: «зарабатывать самостоятельно», «быть независимым», «самостоятельное принятие решений». Ребята, воспитывающиеся в интернате, в своих суждениях отличаются: некоторые дают более менее конкретные объяснения: «становишься ответственным», «сам отвечаешь за свои действия», другие понимают самостоятельность как совсем конкретные действия: «покупать вещи», «платить за квартиру».
По неоконченному предложению «Когда у меня что-то не получается, я...» также получены несхожие результаты: дети из интерната деструктивно реагируют на неудачи, не стремятся исправлять ошибки, отпускают руки: «не знаю что делать», «плачу». А ребята из семей дают конструктивные ответы: «попытаюсь заново», «работаю над ошибками и добиваюсь своей цели».
По шкале межличностного общения, подростки из семей отмечают, что будут обращаться в сложных ситуациях за помощью к родителям, а из интерната - к другу. Враждебность со стороны взрослых дети из семей оценивают как редкое явление, а из интерната как постоянное, привычное. Враждебность со стороны подростков к взрослым обе группы оценивают как частое явление. Основными причинами конфликтов в жизни детей из семей является неуспеваемость в школе и непонимание их взрослыми. А у детей, воспитывающихся в интернате, - непонимание их взрослыми, взаимоотношения с ребятами в группе.
Таким образом, экспериментальные данные свидетельствуют об общем отставании по всем изучаемым параметрам детей-сирот от детей из семей. Наибольшие разрывы показателей наблюдаются по шкалам «профессиональная направленность», «общение», «самооценка», наименьшие - по ценностным ориентациям. Предположение о неадекватности самооценки подтверждается не полностью: воспитанники из интерната демонстрируют адекватную самооценку, кроме шкалы «самостоятельность», по которой они завышают показатели.
По данным исследования выявилось, что причиной отставания воспитанников школы-интерната в основном является недоверие к взрослым и сверстникам, неуверенность, отсутствие идеала для подражания, стремление повторить поведение других, отсутствие собственного мнения и т.п. Для сглаживания этих недостатков были разработаны коррекционно-развивающиеся занятия. Сюда входили социально-педагогические тренинги, ролевые игры, дискуссии. Для контрольного эксперимента были выбраны методы наблюдения и беседы. Результаты показали, что в целом, занятия дали учащимся из интерната представление о ситуации собеседования при приеме на работу, опыт презентации себя, беседы с работодателем, возможность побывать в разных ролях, посмотреть на ситуацию приема на работу с разных точек зрения. Этот опыт снял страх неизвестности, непредсказуемости вопросов, связанных с профессиональным общением (т.к. эта ситуация разыгрывалась с менеджером по персоналу). Составление резюме («я идеальный в 30 лет») дало ребятам стимул задуматься над своим будущим, какими они хотят видеть себя.
Таким образом, подготовка воспитанника интернатного учреждения представляет собой определенную систему, позволяющую сформировать у него адаптивность, необходимые представления о себе и своем месте в среде жизнедеятельности, способности реализовать себя в интересах личностного роста. Такая подготовка включает не только передачу определенных знаний и формирование комплекса умений самообслуживания и самореализации, а также и готовности к целесообразной самореализации в профессиональном выборе, получении профессии и адаптации в профессии.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980
2. Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей-сирот // Воспитание школьников.2005.№7. С.41-47.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004.
4. Басов Н.Ф. Социальный педагог: введение в профессию. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 256 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М. Воронеж, 1997.
6. Василькова Е.В., Рындина Е.Н., Карпалова М.А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. Вологда: 2003.
7. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1999. 54 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М.: Академия, 2001.
253с.
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2002. 231 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Deyatelnost i psikhologiya lichnosti. M.: Nauka, 1980
2. Azhnina O. Psikhologicheskaya podderzhka professionalnogo samoopredeleniya detej-sirot // Vospitanie shkolnikov.2005. 7. S.41-47.
3. Andreevag. M. Sotsialnaya psikhologiya. M.: Aspekt Press, 2004.
4. Basovn. F. Sotsialnyj pedagog: vvedenie v professiyu. M.: Izdat. tsentr "Akademiya", 2006.
256 s.
5. Bozhovichl. I. Problemy formirovaniya lichnosti. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M. Voronezh, 1997.
6. Vasilkovae. V., Ryndinae. N., Karpalovam. A. Formirovanie pozitivnogo obraza semi u vospitannikov detskogo doma. Vologda: 2003.
7. Vozrastnye standarty sotsializatsii detej-sirot. M.: Ispolnitelnaya direktsiya po prezidentskoj programme "Deti Rossii", 1999. 54 s.
8. Kodzhaspirovag. M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar. M.: Akademiya,2001.
253s.
9. Mudrik A. V. Sotsialnaya pedagogika. M.: Akademiya, 2002. 231 s.
Куулар Сай-Суу Васильевна - ассистент кафедры педагогики Кызылского педагогического института ТувГУ, г.Кызыл, E-mail: [email protected]
Kuular Say-Suu Vasilevna - assistant teaching, Department of pedagogy Pedagogical Institute Kyzyl TuvSU, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 378.178: 37.025: 37.03 (571.52)
КОПИНГ-РЕПЕРТУАР СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Момбей-оол С.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
COPYING-REPERTOUR OF STUDENT YOUTH OF THE REPUBLIC OF TUVA (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF DIFFERENT FACULTIES OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY)
Mombei-ool S.M.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье описаны результаты исследования преобладающих копинг-стратегий студенческой молодежи Республики Тыва.
Ключевые слова: молодежь, копинг-стратегии, копинг-репертуар, совладающее поведение, жизнестойкость, тувинцы, студенчество.
The article describes the results of the study of the prevailing coping strategies of student youth in the Republic of Tuva.
Keywords: youth, coping strategies, coping repertoire, coping behavior, resilience, Tuvans, students.
В XXI веке, в период четвертой научной революции, развития технологий и все явного вхождения виртуального общения в быт людей, как никогда актуально изучать и развивать вопросы взаимоотношений и взаимопонимания людей. Транзитивное общество, в связи с переходным, модернизирующимся, трансформирующимся состоянием