УДК 316.356.2-058.8 ББК 60.542.4 А 14
В. А. Абельбейсов,
аспирант кафедры социологии социальной работы Российского государственного
университета, г. Белореченск, тел. 8 (926) 269 17 30, 8 (901) 559 80 01, e-mail
abel85.85@mail. ru
Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной
России
(Рецензирована)
Аннотация: Автор анализирует проблему социализации сирот в период их самостоятельного жизнеустройства, видя основные причины трудностей этого процесса в той гражданской и нравственной позиции, которую занимает педагогический коллектив интернатного учреждения. Недостаток видится в отсутствии надлежащих учебновоспитательных программ, а также нежелании ставить конкретные коррекционноразвивающие задачи в ходе обучения и воспитания. Противопоставляя личность ребенка из благополучной семьи и ребенка из детского дома, автор приходит к выводу, что личность последнего сочетает черты положительные и асоциальные. Именно агрессия в попытке доказать свое право на существование мыслится как единственный выход из положения и единственный жизненный ориентир.
Ключевые слова: социализация, сиротство, опека, дети - сироты, успешность, ценности.
Социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Правительство РФ, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе. Несмотря на попытки создания систем взаимодействия различных структур и органов, работающих с детьми-сиротами, страна все равно сталкивается со значимой проблемой межведомственной разобщенности, связанной с принадлежностью домов ребенка, детских домов, коррекционных школ-интернатов разным министерствам, не обеспечиваются должные условия для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Актуализирует задачу изучения процессов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей в государственных учреждениях продолжающийся рост сиротства.
Между тем по неофициальным данным до 20% выпускников детских домов попадают в места заключения. Одновременно растет число «детей улиц», которых по официальной статистике насчитывается в стране около 600 тыс. [1]. Академик РАН В.И. Жуков отмечает, что массовое распространение социального сиротства, увеличение количества детей, брошенных родителями либо отобранных у них, является одной из важнейших характеристик демографической ситуации в современной России [2]. Однако многие исследователи отмечают заниженность этих данных и считают, что в России проживает около 2,5 млн. беспризорных детей [3]. Показатели, безусловно, выше, чем в целом по популяции подростков. Вопрос о причинах социальной дезадаптации детей-сирот в период самостоятельного жизнеустройства может быть адресован и к педагогам интернатов, к их профессиональной компетенции, и к специалистам, которые в качестве аргументов приводят
данные о тяжелом наследии неблагополучного развития в ранние периоды детства. Объективный ответ потребовал бы долговременных социологических исследований. Считаем, что оптимальное решение находится не в плоскости научных показателей, а в той гражданской и нравственной позиции, которую занимает педагогический коллектив интернатного учреждения. На него (коллектив) государство возложило ответственность за то, какими специалистами становятся выпускники, как складывается их общественная и семейная жизнь, какое воспитание они дадут своим воспитанникам.
Именно работники учреждения становятся первыми свидетелями психофизического и эмоционального неблагополучия ребенка. Правильная квалификация этого состояния, степень его сложности и перспективной длительности предопределяют качество и результат дальнейшей специальной помощи. Вместе с тем в рамках высшего профессионального образования нет специализации «социальная работа, психология и педагогика сиротства». Поэтому педагоги, работающие в интернатах, более ориентированы на образовательные и дисциплинарные задачи. Коррекционно-развивающие задачи остаются вне сферы их профессиональных умений. Более того, из-за отсутствия учебно-воспитательных программ, разработанных специально для детей, проживающих в условиях ограниченных социальных влияний, учреждение вынуждено при их выборе исходить из нормативно-возрастных и нозологических принципов (по типу отклонения). Хотя известно, что в силу объективных причин развитие социальных сирот отличается качественным своеобразием.
В частности, научными исследованиями показано, что у воспитанников детского дома происходит недоразвитие самосознания, произвольности и, как следствие, возникают трудности перехода от ситуационного к активному, свободному поведению. Это недоразвитие компенсируется у сирот защитными образованиями: у младших школьников вместо творческого мышления развивается классификационное, вместо становления произвольного поведения формируется ориентация на внешний контроль, а к подростковому возрасту самостоятельность замещается аффективным реагированием, перекладыванием ответственности на других.
В подростковом возрасте становятся очевидными и допущенные педагогические ошибки, и наследственные пороки, и психологические травмы детства. Подростковый период можно сравнить с магнитной аномалией, где перестают действовать физические законы. В подростковом детстве нарушаются коммуникативные законы. В подростке причудливым образом сочетается ласковый ребенок и асоциальная личность. На государственном и муниципальном уровне специалисты различных ведомств пытаются совместно решить возрастные задачи подросткового периода, которые особенно обострились в последнее десятилетие. В этот «взрывной» период даже самый благополучный ребенок выпадает из-под контроля психологически значимых взрослых. Протестным поведением он инициирует кардинальное изменение своего положения в микросоциуме. Изменения на морфофизиологическом, гормональном и психосоциальном уровне тяжело переживаются подростком. Нередко этот перелом приводит взрослеющего ребенка к асоциальному поведению и даже противоправным действиям.
Исторический парадокс заключается в том, что с развитием цивилизации жизнь человека, особенно душевная, не становится легче. В первую очередь это относится к людям подросткового и пожилого возраста. Приведем лишь некоторые факторы влияния макросоциума на психологическое здоровье современного подростка, например, общественно- политическая неустойчивость в мире. В то же время общество предъявляет к нему совершенно определенные требования: более ранний выбор профессии, выбор идеологических ориентиров.
1. Реальное расслоение общества по экономическим показателям и вслед за этим стремительное размежевание культуры, образования, бытовой сферы на элитарную и массовую. Все чаще звучат высказывания о необходимости сосредоточения государственных средств в тех учреждениях, где дети действительно хотят учиться, т.е. с повышенной учебной мотивацией. Сокращение аудиторных часов в образовательных учреждениях и увеличение
времени на самостоятельную работу может иметь негативные последствия. Дело в том, что «реформы» будут проходить в условиях всеобщего захвата детского сознания соблазнами «массовой культуры», значительная часть продукции которой (боевики, порно, агрессивная реклама, ток-шоу и проч.) становится предпосылкой нарушений в эмоционально-волевой сфере личности.
2. Ограничение доступных для выпускника интерната образовательных маршрутов в связи с изменениями в системе среднего профессионального образования.
3. Сокращение социальных гарантий особым категориям граждан.
Эти факторы предопределяют жизненную траекторию наших воспитанников в строго ограниченной социальной нише. Молодым свойственно стремление к так называемой «красивой жизни». Путь через образование и труд слишком длинный и тяжелый. Гораздо быстрее можно повысить благосостояние, вступив на «криминальный путь». В первую очередь в «группу риска» попадают подростки с неустойчивой психикой, численность которых в детских домах достигает 90%. По данным коллегии МВД, до 80% несовершеннолетних правонарушителей выросли в неблагополучных семьях или вне семьи
[4].
Приведем качественный социологический анализ основных социальных и психологопедагогических особенностей подростков из ряда исследований, выполненных на кафедре социологии социальной работы Российского государственного социального университета. В качестве исследуемых параметров были выделены: временная перспектива,
профессиональная направленность, самооценка, ценностные ориентации, общение и понимание подростками «самостоятельности». Исследуемые параметры можно квалифицировать как социально-психологические компетенции, т.к. они характеризуют способность подростка эффективно взаимодействовать с микро- и макросоциумом. Подростки из семей были заинтересованы в анкетировании не только из-за ожидания конечных результатов, им были интересны сами вопросы. Это проявлялось в просьбах к одноклассникам не шуметь, в задумчивых лицах и достаточно полных ответах. В интернате подростки работали индивидуально, давали краткие ответы, нередко отказывались отвечать, долго не думали над «открытыми» вопросами [5].
«Временная перспектива»: отношение к будущему у подростков из семей
оптимистичное, на вопросы этого параметра отвечают все. Прошлое вспоминается в радужных тонах. Планы на будущее не конкретны, но дети полны свершений, ориентированы на достижения. Страхи о будущем обобщенные: «Боюсь трудностей, связанных с взрослой жизнью», «:.. .что не сложится карьера».
Другая картина у подростков в детских домах. Многие из них вообще не отвечают на вопросы о будущем. Отношение к нему пессимистичное, часто на вопрос о будущем отвечают: «Я умру». Прошлое вспоминают в черных, негативных тонах. Страхи будущего конкретны: «Не поступлю в институт», «Не найду работу». По неоконченному предложению: «Я стремлюсь.» результаты также весьма различаются. Большинство сирот говорят о ближайшей перспективе, их суждения конкретны: «Поступить в училище», «окончить школу». До 12% оставляют вопрос без ответа.
Стремления детей, воспитывающихся в семьях, обобщенные, лаконичные, ориентированы на далекую перспективу, идеал: «Стремлюсь к счастью», «.карьере», «. быть образованным, уважаемым». В целом отношение к будущему положительное, они готовы идти вперед, у них есть идеал. Полученные данные говорят о том, что для воспитанников интерната «будущее» является фрустрированным, т.е. вызывает чувство опасения и даже страха из-за непонимания. Такое состояние типично не только для выпускников интернатных учреждений, но и для выпускников высших учебных заведений. Перед специалистами стоит задача построения такой образовательной среды, которая бы обеспечивала формирование у юношей и девушек необходимых социальных и профессиональных компетенций.
Людей и окружающий мир подростки из семей описывают как добрый, любящий. Их
высказывания характеризует положительный, радужный настрой: «доброжелательные люди», «мои друзья», мир «меня радует», «полон возможностей». В интернате вообще не встречаются суждения об окружающих людях, а мир оценивается положительно: «прекрасен, красив». Отношение к взрослым у подростков обеих групп потребительское. Они хотят, что бы их понимали, любили, помогали, давали денег. По поводу суждений о юношах и девушках ребята из семей дают разнообразные подростковые характеристики сверстников: «красивые», «легкомысленные», «уверены в себе», «стараются выглядеть старше», «думают, что они лучше девчонок». Но общее отношение к сверстникам - положительное.
Большая часть ответов испытуемых в интернате носит ругательный характер: «в нашем интернате - шлюхи, придурки».
Итак, у подростков, воспитывающихся в интернате, складываются сложные отношения со сверстниками. С одной стороны, это практически единственные люди, которым можно довериться и обратиться за помощью. С другой стороны, с ними часто возникают конфликты и отношение к ним в большей степени отрицательное. Обобщая полученные данные, можно сделать выводы об особенностях социально-психологических новообразований у подростков, воспитывающихся в интернате, их жизненных ценностях, а также дать рекомендации по построению коррекционно-развивающих программ. Для подростков, воспитывающихся в интернате, ценность «настоящего» заключается в следующих показателях: уверенность в себе, наличие друзей, широкие возможности для открытого общения, возможность проявлять доброжелательность и жить в доброжелательном окружении. Очевидно, что поведение подростка, лишенного этих ценностей, будет носить негативный характер.
В «будущем» ценностью становятся любовь, дружба, интересная работа и материально обеспеченная жизнь. Понятия носят отвлеченный характер, дети смутно представляют, что ожидает их в будущем, и тем более не понимают, что их будущее зависит от них самих. В философском понимании основополагающие жизненные ценности человека - это ценность общения, ценность труда, ценность любви. Наша задача - дать детям-сиротам возможность обрести эти ценности, а значит, обеспечить их психологическую устойчивость и будущую социальную безопасность. Вместе с тем, мы видим, что специальная работа по профессиональной ориентации в системе интернатных учреждений организована не на должном уровне. Подготовка к семейной жизни как одна из основных составляющих образовательного процесса в детских домах также нередко упускается из педагогического процесса. Это должно стать одним из приоритетных направлений коррекционноразвивающей работы.
Для обеспечения успешной социализации воспитанников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит еще многое сделать, например, привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями и многое другое. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо заложить не работу по преодолению причин самого явления -сиротства, а систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из вышеизложенного, следует:
- усовершенствовать и доработать имеющуюся нормативно-правовую базу (устранить несоответствие между законодательной деятельностью субъектов РФ и Федеральными законами, разработать механизмы реализации законов);
- наладить взаимодействие государственных органов управления с негосударственными организациями, различными службами и специалистами, от которых зависит успешное решение вопросов социализации выпускников детских сиротских учреждений;
- проработать механизмы взаимодействия различных структур и органов, устранить
межведомственную разобщенность для единого подхода к решению вопросов, способствующих успешной социализации детей-сирот, выпускников домов-интернатов;
- стандартизировать профессиональную деятельность специалистов по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- организовать подготовку квалифицированных специалистов, а также разработать предметно - инструментальную основу профессиональной подготовки специалистов по работе с выпускниками интернатных учреждений;
Примечания:
1. Семья, дети: факты и проблемы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2008. № 11.
2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. Т. 1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985-2005). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во РГСУ, 2007.
3. Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 19-22.
4. О деятельности органов опеки и попечительства с выработкой рекомендаций для субъектов Российской Федерации по её эффективному осуществлению // Материалы Министерства образования и науки Российской Федерации.
5. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под ред. В.И. Жукова. М.: Издательство РГСУ, 2009. С. 452.