Шабанова С.М., Погребняк Л.П.
«Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников...»
ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА
С.М. Шабанова, Л.П. Погребняк
URGENCY OF AN ISSUE OF PROFESSIONAL SELF-IDENTITY OF CHILDREN IN COUNTRY ORPHANAGES
Shabanova S.M. Pogrebnyak L.P.
The problem of professional self-identity of children in orphanages is considered in the article. The main stages of working with the children-orphans are revealed,.
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения воспитанников детского дома. Раскрываются основные этапы! профориентационной работы с детьми-сиротами.
Одной из самых острых социальных проблем остается проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства. Защитить и сберечь детство - значит проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества. Однако наше общество переживает сегодня период переоценки ценностей: старые постулаты преданы забвению, новые пока четко не сформулированы. Повышенные требования к личности ставят ребенка в тяжелое положение, особенно ребенка, оставшегося без попечения родителей. Конечно, детский дом не может полностью изменить ситуацию в обществе, но в силах воспитать человека, который будет сознательно определять свою жизненную позицию, самостоятельно управлять своим поведением в соответствии с законами и нормами социума. Одной из главных задач в работе детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - создание условий для успешной социализации в этих учреждениях, то есть обеспечить процесс усвоения воспитанниками детского дома социального опыта, системы социальных связей и отношений.
В процессе социализации ребенок формируется как общественное существо. Успешная социализация предполагает решение таких наиболее важных проблем, как:
- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
- Подготовка к самостоятельной жизни.
УДК 371 (075.8)
48/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
- Профессиональное самопределе-
ние.
- Постинтернатная адаптация.
Дети-сироты лишены возможности
иметь опыт решения житейских проблем, который имеют домашние дети, включенные в систему учебных, игровых и трудовых отношений в семье, получающие опыт решения таких проблем взрослыми: родителями, близкими родственниками. Им не хватает позитивного личного опыта жизни в семье. Завышенная или заниженная самооценка, гипервнушаемость - черты, присущие детям-сиротам. Для выпускников детских домов характерно недостаточное осмысление своего жизненного опыта, пассивность, отсутствие жизненных ориентиров и ценностей. Ребенок-сирота, как правило, не самостоятелен и нуждается в групповой поддержке как опоре для принятия решений.
Известно, что выпускники испытывают серьезные трудности после выхода из детского дома. Это не только трудности, связанные с трудоустройством, отсутствием жилья, но и неумение обустраивать свой быт, неготовность создать свою семью, неумение защищать свои права и интересы, составлять свой личный бюджет. Еще до выпуска воспитанниками овладевает страх выхода в самостоятельную жизнь, формируется чувство ненужного человека.
Под подготовкой к самостоятельной жизни понимается воспитание инициативных, юридически грамотных, умеющих найти выход в любой ситуации людей.
Задача изменения подобной ситуации должна стать одной из определяющих в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка. В детском доме воспитанникам необходимо сформировать ключевые компетентности, с помощью которых они успешно адаптируются в новой ситуации, возникающей после выпуска из детского дома. Наиболее важным является умение:
- делать выбор,
- принимать решения,
- планировать,
- быть самостоятельным, настойчивым в решении тех или иных проблем.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда в последние годы, показывает, что наибольшие проблемы с трудоустройством испытывают выпускники детских домов, не имеющие профессии или не использующие полученные профессиональные знания. Во многом это объясняется тем, что вопросам профориентации и профессиональному самоопределению, к сожалению, не уделяется должного внимания. Если спросить сегодняшнего школьника, зачем он учится, можно услышать самые разные ответы: «Чтобы поступить в институт», «Чтобы работать», «Все учатся» и т.п. И только некоторые рассматривают процесс обучения как начало своей будущей профессиональной деятельности. А ведь от того, насколько правильно в профориентационном плане сориентированы школьники, будет зависеть ситуация на рынке труда, судьба страны.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами и склонностями, стараясь определить его профессиональную судьбу.
В условиях снижения уровня жизни значительной части населения страны, роста насилия и ухудшения психологического климата в семье и в обществе, проблемы социального сиротства резко обострились. Растет число неблагополучных семей, не исполняющих родительские обязанности; все увеличивается количество детей, лишившихся попечения родителей, т.е. являющимися социальными сиротами.
Правильный выбор профессии во многом определяет социальную активность, практическую подготовленность и информированность человека, образно говоря, его жизненную судьбу. Но чтобы реализовать свое право свободного выбора профессии, представленное каждому, надо хорошо знать, из чего следует выбирать, ориентироваться в мире профессий, их общественно полезной значимости. Иначе говоря, для правильного профессионального самоопределения необходима профориентационная работа.
Ш Шабанова С.М., Погребняк Л.П.
«Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников.»
Профессиональная деятельность не только развивает отдельные функциональные системы человека и влияет на своеобразие его психических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), но и формирует личность в целом: складывающиеся в процессе профессиональной деятельности черты личности проявляются в характере и особенностях общения, влияют даже на моторику и внешний облик работающего.
Наше общество предлагает молодым людям множество вариантов выбора профессии. Однако, как правило, воспитанники детского дома имеют более или менее ясное представление лишь о нескольких специальностях из десятков и даже сотен. Представления их о явлениях общественной жизни также чаще всего ограничены. В этой ситуации на помощь каждому приходит его социальная среда, которая в течение всей его жизни вооружает его стереотипами - упрощенными формулами и образами реальных процессов и явлений, которые помогают ему обобщенно использовать прошлый социальный опыт в сегодняшнем решении. И в основе выбора профессии всегда лежит определенная система ценностей. Осознание себя, своих способностей, специфики той социальной ситуации, в условиях которой принимаются первые решения, - довольно отчетливо отражается в личных планах молодежи. Но и устойчивость этих планов и претворение их в жизнь во многом зависят от целеустремленности выпускника.
Правильность выбора будущей сферы профессиональной деятельности и осуществимость планов в этой области зависят в первую очередь от того, насколько глубоко осознана подростком ситуация выбора профессии, насколько серьезно продуманы и учтены ее реальные компоненты.
Основу для совершенствования процесса профессионального становления молодежи дают исследования, позволяющие выделить и периоды созревания учащихся как субъектов выбора профессии, и этапы профессионального становления, предлагаемые обществом.
В процессе профориентации осуществляется групповая и индивидуальная ориен-
тационная работа, включающая несколько этапов: информационный (профпросвеще-ние), диагностика, консультирование, трудовые пробы, собеседование. Рассмотрим более подробно каждый этап.
Первый этап - информационный. Позволяет получить максимум сведений о профессиях, их содержании, статусе на рынке труда, уровнях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения учебы. Работа на этом этапе предполагает проведение мероприятий для воспитанников детских домов, включающих предоставление подробных ознакомительных материалов о профессиях, обучение по которым ведется в конкретном учреждении профессионального образования, экскурсии в образовательные учреждения и др.
Второй этап - диагностика. Предусматривает выявление мотивов и степени осознанности выбора абитуриентами профессии, их интересов и склонностей (с помощью теста Я. Голланда, Схемы анализа профессий - варианта «формулы» профессий Е.А. Климова, адаптированной Н.С. Пряжниковым).
Третий этап - консультирование. Предполагает индивидуальную консультативную помощь в выборе профессии с использованием данных профессиограмм (общие сведения о профессии: описание рабочего места, содержания и условий труда, положительных и отрицательных аспектов деятельности, степени ответственности, психофизиологических качеств и противопоказаний), психограмм (описание профессионально важных качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности, выявление качеств, препятствующих овладению профессий).
Четвертый этап - трудовые пробы. Осуществляется мастерами производственного обучения или педагогами с подростками, первично определившимися с профессией (специальностью), в лабораториях и учебно-производственных мастерских учреждения профессионального образования. в процессе трудовых проб происходит знакомство будущих учащихся с рабочими мес-
48/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
тами, их техническим оснащением, выявляются состояния крупной и мелкой моторики, значимые психические процессы. Происходит оценка их самими собственных возможностей освоения выбранной профессии.
Пятый этап - собеседование. Проводится администрацией и преподавателями индивидуально с каждым абитуриентом. Цель собеседования - выявление осознанности выбора профессии, степени ответственности за него, определение направленности интересов, желаний и предпочтений.
Комплексный подход к профориента-ционной работе дает возможность каждому поступающему в учреждение профессионального образования осознанно и ответственно подойти к выбору профессии.
У детей-сирот чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Ребенку-сироте в большей степени приходится рассчитывать на свои собственные силы. Помощники и опора детей - те взрослые, которые с ними работают. Эти воспитатели детских домов и интернатов, педагоги, психологи, социальные работники.
Профессиональное и личностное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот.
В процессе изучения трудностей социализации детей-сирот были выделены основные способности, позволяющие ребенку-сироте преодолеть эти трудности. Одной из таких способностей является способность к личностному и профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой, сохраняя собственные границы.
Социальное самоопределение человека - это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего. При этом происходит также выбор видов социальной деятельности и личностно-приемлемых вариантов участия в ней.
Наше общество предлагает молодым людям множество вариантов выбора профессии. Однако, как правило, подростки, а
тем более воспитанники детских домов имеют более или менее ясное представление лишь о нескольких специальностях из десятков и даже сотен. Представления молодых людей о явлениях общественной жизни также чаще всего ограничены. В этой ситуации на помощь каждому приходит его социальная среда, которая в течение всей его жизни вооружает его стереотипами - упрощенными формулами и образами реальных процессов и явлений, которые помогают ему обобщенно использовать прошлый социальный опыт в сегодняшнем решении. И в основе выбора профессии всегда лежит определенная система ценностей. Осознание себя, своих способностей, специфики той социальной ситуации, в условиях которой принимаются первые решения, - довольно отчетливо отражается в личных планах молодежи. Но и устойчивость этих планов и претворение их в жизнь во многом зависят от целеустремленности молодого человека.
Правильность выбора будущей сферы профессиональной деятельности и осуществимость планов в этой области зависят в первую очередь от того, насколько глубоко осознана подростком ситуация выбора профессии, насколько серьезно продуманы и учтены ее реальные компоненты.
Осуществление успешной социализации с помощью правильно построенной работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит сформировать поколение, способное адаптироваться в современном обществе, которое не будет порождать новых социальных сирот, что является одним из основных составляющих в процессе социального сиротства.
Об авторах
Шабанова Светлана Михайловна, соискатель кафедры теории и практики управления образованием, директор ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» с. Надежда, Шпаковско-го района, автор 10 научных трудов. Занимается проблемой формирования профессионального самоопределения воспитанников детского дома.
ы
Ш Шабанова С.М., Погребняк Л.П.
«Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников.»
Погребняк Любовь Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики управления образованием, юрист, отличник просвещения РФ, член-корреспондент МАНПО, автор более 120 научных трудов, в том
числе 3 монографий и 7 учебных пособий. Область научных интересов - управление образовательным учреждением.