Научная статья на тему 'Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома'

Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С М. Шабанова, Л П. Погребняк

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения воспитанников детского дома. Раскрываются основные этапы профориентационной работы с детьми-сиротами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENCY OF AN ISSUE OF PROFESSIONAL SELF-IDENTITY OF CHILDREN IN COUNTRY ORPHANAGES

The problem of professional self-identity of children in orphanages is considered in the article. The main stages of working with the children-orphans are revealed,.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома»

Шабанова С.М., Погребняк Л.П.

«Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников...»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА

С.М. Шабанова, Л.П. Погребняк

URGENCY OF AN ISSUE OF PROFESSIONAL SELF-IDENTITY OF CHILDREN IN COUNTRY ORPHANAGES

Shabanova S.M. Pogrebnyak L.P.

The problem of professional self-identity of children in orphanages is considered in the article. The main stages of working with the children-orphans are revealed,.

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения воспитанников детского дома. Раскрываются основные этапы! профориентационной работы с детьми-сиротами.

Одной из самых острых социальных проблем остается проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства. Защитить и сберечь детство - значит проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества. Однако наше общество переживает сегодня период переоценки ценностей: старые постулаты преданы забвению, новые пока четко не сформулированы. Повышенные требования к личности ставят ребенка в тяжелое положение, особенно ребенка, оставшегося без попечения родителей. Конечно, детский дом не может полностью изменить ситуацию в обществе, но в силах воспитать человека, который будет сознательно определять свою жизненную позицию, самостоятельно управлять своим поведением в соответствии с законами и нормами социума. Одной из главных задач в работе детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - создание условий для успешной социализации в этих учреждениях, то есть обеспечить процесс усвоения воспитанниками детского дома социального опыта, системы социальных связей и отношений.

В процессе социализации ребенок формируется как общественное существо. Успешная социализация предполагает решение таких наиболее важных проблем, как:

- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

- Подготовка к самостоятельной жизни.

УДК 371 (075.8)

48/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

- Профессиональное самопределе-

ние.

- Постинтернатная адаптация.

Дети-сироты лишены возможности

иметь опыт решения житейских проблем, который имеют домашние дети, включенные в систему учебных, игровых и трудовых отношений в семье, получающие опыт решения таких проблем взрослыми: родителями, близкими родственниками. Им не хватает позитивного личного опыта жизни в семье. Завышенная или заниженная самооценка, гипервнушаемость - черты, присущие детям-сиротам. Для выпускников детских домов характерно недостаточное осмысление своего жизненного опыта, пассивность, отсутствие жизненных ориентиров и ценностей. Ребенок-сирота, как правило, не самостоятелен и нуждается в групповой поддержке как опоре для принятия решений.

Известно, что выпускники испытывают серьезные трудности после выхода из детского дома. Это не только трудности, связанные с трудоустройством, отсутствием жилья, но и неумение обустраивать свой быт, неготовность создать свою семью, неумение защищать свои права и интересы, составлять свой личный бюджет. Еще до выпуска воспитанниками овладевает страх выхода в самостоятельную жизнь, формируется чувство ненужного человека.

Под подготовкой к самостоятельной жизни понимается воспитание инициативных, юридически грамотных, умеющих найти выход в любой ситуации людей.

Задача изменения подобной ситуации должна стать одной из определяющих в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка. В детском доме воспитанникам необходимо сформировать ключевые компетентности, с помощью которых они успешно адаптируются в новой ситуации, возникающей после выпуска из детского дома. Наиболее важным является умение:

- делать выбор,

- принимать решения,

- планировать,

- быть самостоятельным, настойчивым в решении тех или иных проблем.

Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда в последние годы, показывает, что наибольшие проблемы с трудоустройством испытывают выпускники детских домов, не имеющие профессии или не использующие полученные профессиональные знания. Во многом это объясняется тем, что вопросам профориентации и профессиональному самоопределению, к сожалению, не уделяется должного внимания. Если спросить сегодняшнего школьника, зачем он учится, можно услышать самые разные ответы: «Чтобы поступить в институт», «Чтобы работать», «Все учатся» и т.п. И только некоторые рассматривают процесс обучения как начало своей будущей профессиональной деятельности. А ведь от того, насколько правильно в профориентационном плане сориентированы школьники, будет зависеть ситуация на рынке труда, судьба страны.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами и склонностями, стараясь определить его профессиональную судьбу.

В условиях снижения уровня жизни значительной части населения страны, роста насилия и ухудшения психологического климата в семье и в обществе, проблемы социального сиротства резко обострились. Растет число неблагополучных семей, не исполняющих родительские обязанности; все увеличивается количество детей, лишившихся попечения родителей, т.е. являющимися социальными сиротами.

Правильный выбор профессии во многом определяет социальную активность, практическую подготовленность и информированность человека, образно говоря, его жизненную судьбу. Но чтобы реализовать свое право свободного выбора профессии, представленное каждому, надо хорошо знать, из чего следует выбирать, ориентироваться в мире профессий, их общественно полезной значимости. Иначе говоря, для правильного профессионального самоопределения необходима профориентационная работа.

Ш Шабанова С.М., Погребняк Л.П.

«Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников.»

Профессиональная деятельность не только развивает отдельные функциональные системы человека и влияет на своеобразие его психических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), но и формирует личность в целом: складывающиеся в процессе профессиональной деятельности черты личности проявляются в характере и особенностях общения, влияют даже на моторику и внешний облик работающего.

Наше общество предлагает молодым людям множество вариантов выбора профессии. Однако, как правило, воспитанники детского дома имеют более или менее ясное представление лишь о нескольких специальностях из десятков и даже сотен. Представления их о явлениях общественной жизни также чаще всего ограничены. В этой ситуации на помощь каждому приходит его социальная среда, которая в течение всей его жизни вооружает его стереотипами - упрощенными формулами и образами реальных процессов и явлений, которые помогают ему обобщенно использовать прошлый социальный опыт в сегодняшнем решении. И в основе выбора профессии всегда лежит определенная система ценностей. Осознание себя, своих способностей, специфики той социальной ситуации, в условиях которой принимаются первые решения, - довольно отчетливо отражается в личных планах молодежи. Но и устойчивость этих планов и претворение их в жизнь во многом зависят от целеустремленности выпускника.

Правильность выбора будущей сферы профессиональной деятельности и осуществимость планов в этой области зависят в первую очередь от того, насколько глубоко осознана подростком ситуация выбора профессии, насколько серьезно продуманы и учтены ее реальные компоненты.

Основу для совершенствования процесса профессионального становления молодежи дают исследования, позволяющие выделить и периоды созревания учащихся как субъектов выбора профессии, и этапы профессионального становления, предлагаемые обществом.

В процессе профориентации осуществляется групповая и индивидуальная ориен-

тационная работа, включающая несколько этапов: информационный (профпросвеще-ние), диагностика, консультирование, трудовые пробы, собеседование. Рассмотрим более подробно каждый этап.

Первый этап - информационный. Позволяет получить максимум сведений о профессиях, их содержании, статусе на рынке труда, уровнях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения учебы. Работа на этом этапе предполагает проведение мероприятий для воспитанников детских домов, включающих предоставление подробных ознакомительных материалов о профессиях, обучение по которым ведется в конкретном учреждении профессионального образования, экскурсии в образовательные учреждения и др.

Второй этап - диагностика. Предусматривает выявление мотивов и степени осознанности выбора абитуриентами профессии, их интересов и склонностей (с помощью теста Я. Голланда, Схемы анализа профессий - варианта «формулы» профессий Е.А. Климова, адаптированной Н.С. Пряжниковым).

Третий этап - консультирование. Предполагает индивидуальную консультативную помощь в выборе профессии с использованием данных профессиограмм (общие сведения о профессии: описание рабочего места, содержания и условий труда, положительных и отрицательных аспектов деятельности, степени ответственности, психофизиологических качеств и противопоказаний), психограмм (описание профессионально важных качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности, выявление качеств, препятствующих овладению профессий).

Четвертый этап - трудовые пробы. Осуществляется мастерами производственного обучения или педагогами с подростками, первично определившимися с профессией (специальностью), в лабораториях и учебно-производственных мастерских учреждения профессионального образования. в процессе трудовых проб происходит знакомство будущих учащихся с рабочими мес-

48/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

тами, их техническим оснащением, выявляются состояния крупной и мелкой моторики, значимые психические процессы. Происходит оценка их самими собственных возможностей освоения выбранной профессии.

Пятый этап - собеседование. Проводится администрацией и преподавателями индивидуально с каждым абитуриентом. Цель собеседования - выявление осознанности выбора профессии, степени ответственности за него, определение направленности интересов, желаний и предпочтений.

Комплексный подход к профориента-ционной работе дает возможность каждому поступающему в учреждение профессионального образования осознанно и ответственно подойти к выбору профессии.

У детей-сирот чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Ребенку-сироте в большей степени приходится рассчитывать на свои собственные силы. Помощники и опора детей - те взрослые, которые с ними работают. Эти воспитатели детских домов и интернатов, педагоги, психологи, социальные работники.

Профессиональное и личностное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот.

В процессе изучения трудностей социализации детей-сирот были выделены основные способности, позволяющие ребенку-сироте преодолеть эти трудности. Одной из таких способностей является способность к личностному и профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой, сохраняя собственные границы.

Социальное самоопределение человека - это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего. При этом происходит также выбор видов социальной деятельности и личностно-приемлемых вариантов участия в ней.

Наше общество предлагает молодым людям множество вариантов выбора профессии. Однако, как правило, подростки, а

тем более воспитанники детских домов имеют более или менее ясное представление лишь о нескольких специальностях из десятков и даже сотен. Представления молодых людей о явлениях общественной жизни также чаще всего ограничены. В этой ситуации на помощь каждому приходит его социальная среда, которая в течение всей его жизни вооружает его стереотипами - упрощенными формулами и образами реальных процессов и явлений, которые помогают ему обобщенно использовать прошлый социальный опыт в сегодняшнем решении. И в основе выбора профессии всегда лежит определенная система ценностей. Осознание себя, своих способностей, специфики той социальной ситуации, в условиях которой принимаются первые решения, - довольно отчетливо отражается в личных планах молодежи. Но и устойчивость этих планов и претворение их в жизнь во многом зависят от целеустремленности молодого человека.

Правильность выбора будущей сферы профессиональной деятельности и осуществимость планов в этой области зависят в первую очередь от того, насколько глубоко осознана подростком ситуация выбора профессии, насколько серьезно продуманы и учтены ее реальные компоненты.

Осуществление успешной социализации с помощью правильно построенной работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит сформировать поколение, способное адаптироваться в современном обществе, которое не будет порождать новых социальных сирот, что является одним из основных составляющих в процессе социального сиротства.

Об авторах

Шабанова Светлана Михайловна, соискатель кафедры теории и практики управления образованием, директор ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» с. Надежда, Шпаковско-го района, автор 10 научных трудов. Занимается проблемой формирования профессионального самоопределения воспитанников детского дома.

ы

Ш Шабанова С.М., Погребняк Л.П.

«Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников.»

Погребняк Любовь Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики управления образованием, юрист, отличник просвещения РФ, член-корреспондент МАНПО, автор более 120 научных трудов, в том

числе 3 монографий и 7 учебных пособий. Область научных интересов - управление образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.