Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1485
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никитин Сергей Викторович

Проведен анализ основных проблем, связанных с социально-педагогической адаптацией личности, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Рассмотрены три проблемы, стоящие перед социальной педагогикой как теоретической частью социологии. Раскрыто содержание первой проблемы, связанной с анализом понятий «социальная адаптация», «социально-психологическая адаптация» и «социально-педагогическая адаптация», что важно для теории социальной адаптации в целом, а также для разработки научных основ социально-педагогических технологий, адекватных целям и задачам социальной адаптации, реабилитации и повышения уровня адаптивности личности ребенка. Раскрыто содержание второй проблемы, связанной с необходимостью профессиональной подготовки и переподготовки социального педагога, способного ситуативно и эффективно решать на практике проблемы по социальной адаптации детей и учащихся разных возрастных групп. Раскрыто содержание третьей проблемы, предполагающей формирование у социального педагога ключевых компетенций, позволяющих ему не только быстро ориентироваться и грамотно выбирать из современного научно-психологического банка данных новейшие теории и концепции, которые могут полагаться в основание социально-педагогических технологий по социальной адаптации личности, но и разрабатывать соответствующие технологии, отвечающие критериям концептуальности, системности, воспроизводимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никитин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION AS A PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE

The analysis of the main problems associated with the socio-pedagogical adaptation of the individual, both in theoretical and practical aspects, was carried out. Three problems facing social pedagogy as a theoretical part of sociology are considered. The content of the first problem related to the analysis of the concepts of “social adaptation”, “social-psychological adaptation” and “social-pedagogical adaptation”, which is important for the theory of social adaptation in general, as well as for the development of the scientific foundations of socio-pedagogical technologies that are adequate to the goals, is disclosed and the tasks of social adaptation, rehabilitation and increasing the level of adaptability of the child's personality. The content of the second problem related to the need for professional training and retraining of a social teacher, who is able to situationally and effectively solve in practice the problems of social adaptation of children and students of different age groups, is revealed. The content of the third problem is revealed, which involves the formation of key competencies in a social teacher, allowing him not only to quickly navigate and correctly select the latest theories and concepts from a modern scientific and psychological data bank that can be used as the basis of socio-pedagogical technologies for the social adaptation of a person, but also develop appropriate technologies that meet the criteria of conceptuality, consistency, reproducibility.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 37.013.42

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-3-646-654

Социально-педагогическая адаптация как проблема психолого-педагогической науки

Сергей Викторович НИКИТИН

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Максима Горького, 3 serz4868@mail.ru

Аннотация. Проведен анализ основных проблем, связанных с социально-педагогической адаптацией личности, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Рассмотрены три проблемы, стоящие перед социальной педагогикой как теоретической частью социологии. Раскрыто содержание первой проблемы, связанной с анализом понятий «социальная адаптация», «социально-психологическая адаптация» и «социально-педагогическая адаптация», что важно для теории социальной адаптации в целом, а также для разработки научных основ социально-педагогических технологий, адекватных целям и задачам социальной адаптации, реабилитации и повышения уровня адаптивности личности ребенка. Раскрыто содержание второй проблемы, связанной с необходимостью профессиональной подготовки и переподготовки социального педагога, способного ситуативно и эффективно решать на практике проблемы по социальной адаптации детей и учащихся разных возрастных групп. Раскрыто содержание третьей проблемы, предполагающей формирование у социального педагога ключевых компетенций, позволяющих ему не только быстро ориентироваться и грамотно выбирать из современного научно-психологического банка данных новейшие теории и концепции, которые могут полагаться в основание социально-педагогических технологий по социальной адаптации личности, но и разрабатывать соответствующие технологии, отвечающие критериям концептуальности, системности, воспроизводимости.

Ключевые слова: социальная педагогика, адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, социально-педагогическая адаптация, социально-педагогическая деятельность

Для цитирования: Никитин С.В. Социально-педагогическая адаптация как проблема психолого-педагогической науки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 3. С. 646-654. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-646-654

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-3-646-654

Socio-pedagogical adaptation as a problem of psychological and pedagogical science

Sergey V. NIKITIN

Tambov Theological Seminary of Tambov Eparchy of the Russian Orthodox Church 3 M. Gorkiy St., Tambov 392000, Russian Federation serz4868@mail.ru

'3'

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Никитин С.В., 2022

Abstract. The analysis of the main problems associated with the socio-pedagogical adaptation of the individual, both in theoretical and practical aspects, was carried out. Three problems facing social pedagogy as a theoretical part of sociology are considered. The content of the first problem related to the analysis of the concepts of "social adaptation", "social-psychological adaptation" and "social-pedagogical adaptation", which is important for the theory of social adaptation in general, as well as for the development of the scientific foundations of socio-pedagogical technologies that are adequate to the goals, is disclosed and the tasks of social adaptation, rehabilitation and increasing the level of adaptability of the child's personality. The content of the second problem related to the need for professional training and retraining of a social teacher, who is able to situationally and effectively solve in practice the problems of social adaptation of children and students of different age groups, is revealed. The content of the third problem is revealed, which involves the formation of key competencies in a social teacher, allowing him not only to quickly navigate and correctly select the latest theories and concepts from a modern scientific and psychological data bank that can be used as the basis of socio-pedagogical technologies for the social adaptation of a person, but also develop appropriate technologies that meet the criteria of conceptuality, consistency, re-producibility.

Keywords: social pedagogy, adaptation, social adaptation, socio-psychological adaptation, socio-pedagogical adaptation, socio-pedagogical activity

For citation: Nikitin S.V. Sotsial'no-pedagogicheskaya adaptatsiya kak problema psikhologo-pedagogicheskoy nauki [Socio-pedagogical adaptation as a problem of psychological and pedagogical science]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 3, pp. 646-654. https://doi.org/10.20310/ 1810-0201-2022-27-3-646-654 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность предлагаемой темы исследования обусловливается рядом разноуровневых макро-, мезо- и микропричин.

К макроуровневым причинам \ несомненно, относится тот комплекс задач, кото-

1 Так, С.И. Григорьев пишет, что в социальной педагогике «не могут не учитываться и некоторые универсальные, общепризнанные глобальные тенденции миро-

рые связаны с необходимостью разработки основ государственной идеологии, в результате чего перед любой личностью возникнут новые проблемы выбора социальных ролей (с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов) в пяти базовых сферах жизнедеятельности: быту, труде, обществе, науке и досуговой сфере. Этот выбор

вого развития, эволюции современной цивилизации, общечеловеческие ценности и законы их изменения» [1].

будет сопряжен и с необходимостью соответствующей социальной адаптации: психической, психологической, культурной, коммуникативной и т. д.

К мезоуровневым причинам относятся проблемы взаимодействия педагогики, как менее статусной науки, с более статусными, к которым относятся социология и психология, именно эти проблемы станут предметом анализа.

К микроуровневым причинам мы относим конкретные проблемы, связанные с разработкой и внедрением новых социально-педагогических технологий, которые призваны обеспечить успешность социально-педагогической адаптации воспитанников и учащихся самых разных возрастных групп.

Цель проводимого исследования: анализ категориального аппарата социальной педагогики, что важно для разработки концептуальных социально-педагогических технологий, адекватных целям и задачам социальной адаптации, а также для профессиональной подготовки социального педагога, предполагающую формирование у него ключевых компетенций, связанных со способностью оперативно выбирать из банка научно-методических материалов необходимую информацию для разработки технологий социально-педагогической адаптации личности.

Методологической основой исследования являются труды по психологии (А.Г. Маклаков), социальной педагогике (С.И. Григорьев, И.С. Кон), детской реабилитологии (Д.И. Зелинская), социальной адаптации (О.В. Лунева, М.Ю. Смелков, М.В. Ромм), социально-психологической адаптации (А.А. Начаджян, Л.С. Эверт и др.), социально-педагогической деятельности (А.Е. Федотов).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы исходим из того, что содержание понятия «социально-педагогическая адаптация» выводится из понятий «социальная адаптация» и «социально-психологическая адаптация» как видовых по отношению к ро-

довому2 понятию «адаптация». В качестве теоретической научной основы в основании социальной адаптации лежит социология, соответственно, в основе социально-психологической адаптации3 - социальная психология, а фундаментом социально-педагогической адаптации является социальная педагогика. Все эти науки имеют иерархическую соподчиненность, и в этой иерархии социальная педагогика является самой молодой, оформившейся только в XX веке4.

Наличие подобной иерархии подтверждает очевидное: социальная адаптация, основанная на социологии, включающая в себя науки не только менее статусные, но и более статусные (философские), есть «предмет междисциплинарного изучения» [3, с. 241]. Кроме того, появляются новые научные дисциплины, которые «дополняют или заменяют социальную адаптацию содержанием своих основных предметов» [3, с. 240]. К таковым, например, относится социология детства5, детская реабилитология и др. Такое обогащение новым знанием теории социальной адаптации и «сверху», и «снизу» образует первое проблемное поле, в которое входит социально-педагогическая адаптация и социальная педагогика как ее методологическая база. Основным здесь является вопрос о том,

2 Родовое в том смысле, что термином «адаптация» маркируются не только процессы приспособления к социуму, но и те процессы, которые с социумом не связаны.

3 «Социально-психологическая адаптация - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформиро-ванность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе» [2, с. 14-15].

4 Официально профессия «социальный педагог» регистрируется государством в 90-х гг. ХХ века.

5 Например, И.С. Кон является видным специали-

стом в области социологии детства. Его концепция чрезвычайно актуальная для воспитателей дошкольных учреждений, использующих в качестве универсального средства социально-психологической адаптации игру.

как создать механизм, обеспечивающий процесс удлинения линейки новых видов социальных наук, связанных с социальной адаптацией, а также «встраивание» новых социально-научных дисциплин в существующую иерархию наук. Из этого вытекает проблема выработки конвенционального методологического категориального аппарата. В данном контексте нельзя не согласиться с О.В. Луневой, которая считает, что «одной из базовых проблем является проблема словесного обозначения содержания социальной адаптации» [3, с. 243]. Таким образом, возникает актуальная терминоведческая проблема, с одной стороны, для теории социальной адаптации в целом, связанная с различием в трактовке ключевых понятий. С другой стороны, практика социальной адаптации, включающая в себя социально-психологическую и социально-педагогическую адаптации, сталкивается с трудностями в разработке новых методик. По этому поводу О.В. Лунева справедливо отмечает: «Каждая из гуманитарных наук представляет и развивает свой взгляд на природу социальной адаптации. И в результате получается объемная и пестрая картина, отражающая все больше сторон и компонентов реального взаимодействия человека с социумом» [3, с. 241].

Вторая проблема связана с тем, что само явление «социально-педагогическая адаптация» необходимо рассматривать в содержательном поле понятий «деятельность» и «педагогическая деятельность», что не всегда учитывается в научных исследованиях по теории социальной адаптации.

Адаптация - это буквально процесс приспособления. Социальная адаптация - это всегда процесс активного, а следовательно, целенаправленного и сознательного приспособления человека к условиям конкретной социальной среды, то есть к обществу6. В этом контексте процесс приспособления ин-

6 «Социальная адаптация - процесс и результат включения личности и группы в социальную среду через решение проблем взаимодействия с другими людьми, группами и обществом, ведущих как к развитию личности и группы, так и к изменениям самой среды» [3, с. 240].

дивида к социуму - это целенаправленная деятельность, а в структуру любой деятельности входит не только цель, но, прежде всего, мотив, средства деятельности и действие, то есть процесс или процессы. Таким образом, обобщенно социально-педагогическая адаптация - это педагогический процесс, который входит в структуру целостного процесса социально-педагогической деятельности в качестве общей системы педагогических действий, ориентированных на конечную цель - успешную социализацию ребенка. Однако общий процесс социально-педагогической адаптации внутренне структурирован: в нем выделяются три основных направления, которые требуют пояснения: 1) профилактика дезадаптации7, 2) реабилитация детей8, «имеющих те или иные отклонения от нормы»9, 3) «повышение уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития»10.

Нас интересует только третье направление социально-педагогической деятельности по следующей причине. Из сказанного выше следует, что социально-педагогическая деятельность ориентирована на две цели: прикладную (оказание психологической помощи ребенку) и стратегическую цель, связанную с «социализацией как конечным значимым результатом социально-педагогической деятельности и как социально-педагогическим явлением» [5].

Очевидно, что все три направления социально-педагогической адаптации, рассматриваемые в единстве, образуют внутреннюю структуру социально-педагогической деятельности. Каждое из них ориентировано на свою конкретную локальную цель. Педагогические инструменты, то есть дидактические

7 Здесь в качестве теоретической основы выступает конфликтология, изучающая все стадии возникновения и разрешения конфликта.

8 «Самостоятельное направление в реабилитоло-гии - это самостоятельное направление помощи лицам с особыми потребностями» (см.: [4]).

9 Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязин-ского, А.Ф. Закировой. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 281.

10 Там же.

(наглядные пособия, учебники и т. п.) и воспитательные (общение, учение, труд, игра) средства, используемые здесь, будут в целом одинаковы, но будут представлены разными технологиями и методиками. Иными словами, содержанием социально-педагогической деятельности являются три процесса социально-педагогической адаптации, ориентированные на разные цели.

На наш взгляд, понятие «социально-педагогическая адаптация» уместно рассматривать только в содержательном поле понятия «социально-педагогическая деятельность». Эта деятельность профессиональная, имеющая сходство и различия с педагогической деятельностью по объекту: она всегда ад-ресна, «направлена на конкретного человека и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, посредством составления индивидуальной программы помощи»11.

Социально-педагогическая деятельность реализуется через три вида деятельности:

1) личностное развитие ребенка (группы детей) с целью повышения уровня социокультурной адаптации;

2) профилактику явлений дезаптации у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

3) оказание коммутационной помощи ребенку со средой.

По объекту социально-педагогическая деятельность классифицируется следующим образом:

- социально-педагогическая деятельность семьи;

- работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- социально-педагогическая деятельность с детьми с девиантным поведением.

По характеру социально-педагогическая деятельность отличается тем, что в центре внимания социального педагога находится не уровень успеха ребенка в учении, а пробле-

11 Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязин-ского, А.Ф. Закировой. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 281.

мы, которые выступают препятствием в его общении внутри группы (класса, школьного коллектива, в семье и др.). В этой связи социально-педагогическая деятельность решает специфические задачи:

- «профилактика негативных влияний микросоциума на развитие ребенка;

- конструирование благоприятных условий социума для развития способностей и реализации возможностей ребенка;

- реализация комплекса профилактических, коррекционных и восстановительных мероприятий, направленных на совершенствование процесса социализации ребенка» [5] и др.

Педагогическая и социально-педагогическая деятельность различаются и по временному критерию. Педагогическая деятельность носит непрерывный характер, а социально-педагогическая - прерывистый: если цель реабилитации или дезаптации достигнута, работа социального педагога заканчивается или приостанавливается.

Различие обнаруживается и в сфере деятельности: социально-педагогическая адаптация с разными целевыми установками (повышение уровня социальной адаптации, де-заптации и т. п.) осуществляется не только в школе, но «и в других общественных организациях, в которых может находиться субъект данной деятельности» [5].

Важно учитывать масштаб понимания функций социально-педагогической деятельности: а) теоретико-познавательную, б) прикладную и в) гуманистическую. Реализация гуманистической функции преследует цель оптимизации социально-педагогических процессов (в нашем случае - социально-педагогической адаптации по реабилитации, дезадаптации и повышения уровня социальной адаптации детей), направленных на развитие личности ребенка. Теоретико-познавательная функция «состоит в аккумуляции и объединении знаний для составления целостной картины12 изучаемых социально-педагоги-

12 Реализация этой функции особенно важна для современной ситуации, что было отмечено в обоснова-

ческих явлений, происходящих в обществе» [5]. Прикладная функция призвана обеспечить разработку эффективных технологий и методов, а также организацию условий и способов, обеспечивающих эффективность процессов социализации ребенка. Сложности в реализации прикладной функции социально-педагогической деятельности связаны с третьей проблемой.

Сказанное выше позволяет конкретизировать содержание второй проблемы следующим образом. Социально-педагогическая деятельность внутренне структурирована на три направления социально-педагогической адаптации: дезаптацию, реабилитацию и повышение уровня адаптивности ребенка. Практическая реализация каждого направления ориентирована на единую цель - социализацию, но достигается с помощью использования разных социально-педагогических технологий и методик.

Отсюда основная проблема формулируется так: социальный педагог должен, в идеале, владеть такими социально-педагогическими технологиями, которые позволяют гарантированно (или относительно гарантированно) достигать локальные цели социально-педагогической адаптации детей с деза-дапционными, реабилитационными и иными проблемами. Это связано с тем, что, работая в школе, социальный педагог не может заранее предсказать, с какими проблемами учащихся он столкнется. Однако он должен быть готов к решению этих проблем, то есть должен владеть целостной социально-педагогической деятельностью. При этом социальный педагог должен не просто обладать соответствующими социально-педагогическими компетенциями, позволяющими практически использовать некоторые методики или способы работы, но и реально владеть социально-педагогическими технологиями, которые, как известно, обладают следующими признаками:

- концептуальностью - опорой на определенную научную теорию или концепцию;

нии актуальности выбранной темы, а также в раскрытии макроуровневых причин.

- системностью - технологией, отвечающей всем признакам системы: целостностью, логикой развития процесса социально-педагогической адаптации и т. д.;

- воспроизводимостью, требующей от социальной педагогики тесного взаимодействия с гуманитарными науками, из которых они могут быть «перенесены» в область социально-педагогической деятельности;

- гарантированностью достижения локальной цели.

Последнего чрезвычайно трудно достигнуть из-за большого количества воздействующих факторов: внешних (социальная макро- и микросреда, семья и т. п.) и внутренних, начиная от факторов, связанных с биологической природой человека и кончая его душевным и духовным миром.

Третья проблема, встающая перед социально-педагогической адаптацией, связана с выбором методологической основы13 для разработки технологий и методик, применимых для социально-педагогической адаптации. В качестве таковой основы выступает большой банк психологических концепций и теорий, которые активно адаптируются и используются в области социально-психологической адаптации.

Выше было отмечено, что социальная психология занимает более статусное положение в научной иерархии по отношению к социальной педагогике хотя бы потому, что раньше сформировалась благодаря наличию общей психологии. Раскрыв содержание трех направлений, образующих структуру социально-педагогической деятельности, мы подчеркнули, что конфликтология и реабилита-логия, как особые отрасли социальной психологии, возникли несколько позже, чем социальная психология. Сама социальная психология при решении своих задач опиралась и опирается на многие психологические кон-цепции14, которые полагались в основание

13 Концептуальный признак социально-педагогической технологии.

14 Теории деятельности и личности А.Н. Леонтье-

ва, культурно-историческую теорию Л.С. Выготского,

концепцию личности С.Л. Рубинштейна и др.

отраслевых педагогик. Последние адаптировали психологическое знание, в результате чего создавались условия для разработки весьма эффективных педагогических технологий, обеспечивающих гарантированное достижение результата15. Важно, что одна и та же психологическая теория (концепция) могла использоваться в разных отраслевых педагогиках, обеспечивая при этом высокую результативность16 и гарантированность достижения цели.

Повышение уровня социальной адаптации детей связано с адаптивностью, то есть со способностью человека к адаптации (А.А. Налчаджян) [6]. Целенаправленное развитие этой способности в контексте социально-педагогической деятельности требует от социального педагога выбора той или иной теории (концепции) социально-психологической адаптации личности. В этой связи сошлемся на М.Ю. Смелкова, который провел анализ научной литературы, посвященной проблеме социально-психологической адаптации личности, и пришел к выводу о том, что к настоящему моменту сложились два основных подхода к определению адаптивности:

1) «через отдельные характеристики личности или их взаимосвязь и через способность к выбору индивидуальных стратегий адаптации» [7, с. 169];

2) через понимание адаптивности «как способности человека выбирать наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации» [7, с. 169].

Первый подход представлен психологической концепцией адаптационного потенциала А.Г. Маклакова, второй - несколькими концепциями, среди которых отметим

15 Достаточно вспомнить теорию развивающего обучения В.В. Давыдова.

16 Речь идет о теории поэтапного формирования умственного действия П.Я. Гальперина, которая дала одинаково блестящие результаты и в области формирования двигательного навыка письма у младших школьников (см.: Пантина Н.С. Зависимость формирования действия от типа ориентировки в задании: дис. ... канд. психол. наук. М., 1958. 232 с.), и в раннем развитии музыкального мышления С.М. Мальцева.

философскую концепцию развития адаптационных способностей М.В. Ромма. Этот ученый рассматривает «адаптивность, как способность человека выбирать наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации» [7, с. 169]. М.В. Ромм считает, что «адаптационная стратегия - это осознанные и неосознанные действия, обеспечивающие личности состояние адаптированно-сти» [8, с. 84]. Отметим также концепцию социальной роли И.С. Кона, который считает, что «социальная роль - это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» [9].

Наиболее перспективной в плане универ-сальности17 является концепция А.Г. Маклакова. На наш взгляд, ее с успехом можно полагать в основание методик, а лучше социально-педагогических технологий, направленных на «повышение уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития»18. Наиболее значимыми для процесса социально-психологической адаптации А.Г. Маклаков считает следующую группу психологических свойств личности: 1) самооценку личности; 2) уровень нервно-психической устойчивости; 3) уровень конфликтности; 4) уровень социальной поддержки; 5) степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива; 6) наличие опыта общения [10]. Предложенная А.Г. Маклаковым группа психологических свойств личности, по сути, может рассматриваться как система критериев социально-психологической адаптации. Во-первых, опираясь на нее, можно, измерять наличный уровень социальной адаптивности ребенка (группы детей); во-вторых, эта система позволяет на этапе диагностики выстроить индивидуальную стратегию адапта-

17 Мы имеем в виду возможность использования этой концепции в качестве методологической основы для разработки технологий социально-педагогической адаптации для самых разных возрастных групп.

18 Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязин-ского, А.Ф. Закировой. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 281.

ции ребенка, у которого одни психологические характеристики личности могут быть развиты, а другие - нет. Эта система позволяет, на наш взгляд, не только определиться в количестве развитых или не развитых психологических характеристик личности, но и в уровне развития тех или иных психологических свойств. В этом контексте требуется детальная разработка показателей социально-психологической адаптации конкретного индивида.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сказанное выше позволяет констатировать: концепция А.Г. Маклакова не единственная. Банк психологических теорий располагает многочисленными концепциями, которые могут быть использованы для разработки как индивидуальных методик, приемов, способов социально-педагогической адаптации ребенка, так и групповых технологий.

В этом контексте социальная педагогика, как теория и практика социально-педагогической деятельности, располагает достаточной информационной базой для разработки способов применения теоретических выводов психологии в решении конкретных и общих задач по социализации личности, однако эта база используется не в полной мере.

ВЫВОДЫ

1. Проблема социально-педагогической адаптации человека никогда не утратит своей актуальности в связи с тем, что социум, как человеческая общность, постоянно находится в динамическом развитии.

2. Социально-педагогическая адаптация личности может рассматриваться только в

контексте социально-педагогической деятельности, структуру которой образует три направления адаптации: дезадаптация, реабилитация личности и повышение уровня адаптивности личности (группы).

3. Результативность разработки технологий социально-педагогической адаптации личности зависит от:

а) решения терминоведческих проблем, которые касаются теории социальной адаптации в целом и связанным с этим разным пониманием ключевых понятий, которыми описываются социально-психологические явления;

б) решения профессиональной подготовки социального педагога, способного решать на практике сложные проблемы по дезадаптации, социальной реабилитации индивида (группы), а также по повышению уровня адаптивности детей посредством их личностного развития.

4. Современный социальный педагог должен обладать профессиональными компетенциями, позволяющими ему правильно выбирать из современного банка психологических теорий развития личности конкретную концепцию, которую можно положить в основание разработки соответствующей адаптационной социально-педагогической технологии. Кроме того, ему необходимо предусмотреть и возможность ее воспроизводимости, что обеспечит перспективу (преемственную связь) для развития как теории социальной педагогики, так и для практики социально-педагогической деятельности.

Список источников

1. Григорьев С.И. Социальная педагогика как часть современного гуманитарного знания // Медицина и образование в Сибири. 2007. № 3. Ст. 17.

2. Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Зайцева О.И., Паничева Е.С. и др. Социально-психологическая адаптация подростков в современной образовательной среде // Российский педиатрический журнал. 2015. Т. 18. № 6. С. 14-19.

3. Лунева О.В. Адаптация социальная // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 240-247. https://doi.Org/10.17805/zpu.2018.3.22

4. Зелинская Д.И. Основы детской реабилитологии // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. Т. 91. № 3. С. 15-20.

5. Федотова А.Е. Основные подходы к определению сущности и структуры социально-педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27693 (дата обращения: 26.11.2021).

6. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

7. Смелков М.Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 3. № 4. С. 167-175.

8. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 272 с.

9. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1966. 48 с.

10. МаклаковА.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 583 с.

1. Grigoryev S.I. Sotsial'naya pedagogika kak chast' sovremennogo gumanitarnogo znaniya [Social pedagogy as a part of modern humanitarian knowledge]. Meditsina i obrazovaniye v Sibiri [Medicine and Education in Siberia], 2007, no. 3, art. 17. (In Russian).

2. Evert L.S., Potupchik T.V., Zaytseva O.I., Panicheva E.S. et al. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya podrostkov v sovremennoy obrazovatel'noy srede [Socio-psychological adaptation of adolescents in the modern educational environment]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal - Russian Pediatric Journal, 2015, vol. 18, no. 6, pp. 14-19. (In Russian).

3. Luneva O.V. Adaptatsiya sotsial'naya [Social adaptation]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2018, no. 3, pp. 240-247. https://doi.org/10.17805/zpu.2018.3.22. (In Russian).

4. Zelinskaya D.I. Osnovy detskoy reabilitologii [Fundamentals of children's rehabilitation]. Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo - Pediatria. Journal named after G.N. Speransky, 2012, vol. 91, no. 3, pp. 15-20. (In Russian).

5. Fedotova A.E. Osnovnyye podkhody k opredeleniyu sushchnosti i struktury sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Main approaches to the determination of the essence and structure of social and pedagogical activity]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2018, no. 3. (In Russian). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27693 (accessed 26.11.2021).

6. Nalchadzhyan A.A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological Adaptation: Mechanisms and Strategies]. Moscow, Eksmo Publ., 2010, 368 p. (In Russian).

7. Smelkov M.Y. Teoreticheskiy analiz problemy sotsial'noy adaptatsii v kontekste sotsializatsii lichnosti [Theoretical analysis of the problem of social adaptation in the context of personality socialization]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal, 2011, vol. 3, no. 4, pp. 167-175. (In Russian).

8. Romm M.V. Adaptatsiya lichnosti v sotsiume: Teoretiko-metodologicheskiy aspect [Personal Adaptation in Society: Theoretical and Methodological Aspect]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2002, 272 p. (In Russian).

9. Kon I.S. Lichnost' kaksub"yekt obshchestvennykh otnosheniy [Personality as a Subject of Social Relations]. Moscow, Znaniye Publ., 1966, 48 p. (In Russian).

10. Maklakov A.G. Obshchayapsikhologiya [General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 583 p. (In Russian).

References

Информация об авторе

Information about the author

Никитин Сергей Викторович, проректор, Там- Sergey V. Nikitin, Vice-Rector, Tambov Theological

бовская духовная семинария Тамбовской епархии Рус- Seminary, Tambov Eparchy of the Russian Orthodox

ской православной церкви, г. Тамбов, Российская Феде- Church, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-

рация, ORCID: 0000-0001-7616-1263, serz4868@mail.ru 7616-1263, serz4868@mail.ru

25.03.2022

Принята к публикации 04.04.2022

Статья поступила в редакцию 24.12.2021 Одобрена после рецензирования и доработки

The article was submitted 24.12.2021 Approved after reviewing and revision 25.03.2022 Accepted for publication 04.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.