Научная статья на тему 'Особенности социальной адаптации и социализации творчески одаренных школьников'

Особенности социальной адаптации и социализации творчески одаренных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1495
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / SOCIAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / CAPABLE CHILD / CREATIVITY / PEDAGOGICAL SUPPORT / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякотина Лилия Владимировна

Социальная адаптация способствует усвоение ребенком диктуемых и негласных правил социального взаимодействия, формированию личностных качеств, развитию коммуникативных навыков. Главной задачей школы остается создание необходимых условий для успешной адаптации учеников, поскольку социальная адаптация является начальным этом социализации, способствующей приспособлению личности и за пределами образовательного учреждения и в ее дальнейшей жизни. Социализация напрямую зависит от социального заказа. Особенно это касается творчески одаренных детей, поскольку социальная среда заинтересована в формировании новой интеллектуальной элиты. Новый образовательный стандарт третьего поколения как раз-таки, направлен на формирование этой элиты, развитие творческих способностей учащихся. Он также предполагает использование в воспитательном процессе конкретных педагогических приемов, например, педагогической поддержки. Настоящая статья посвящена актуальным вопросам изучения социальной адаптации творчески одаренных школьников и их последующей социализации. Целью работы является рассмотрение теоретико-методологических основ социальной адаптации и социализации, выявление основных проблем социальной адаптации и их последовательное решение с помощью технологии педагогической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мякотина Лилия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL ADAPTATION AND SOCIALIZATION OF CREATIVELY GIFTED SCHOOLCHILDREN

Social adaptation promotes the adoption of dictated and unspoken rules of social interaction by the child, the formation of personal qualities, the development of communication skills. The main task of school is to remain conscious of the necessary conditions for the successful adaptation of students since social adaptation is the first step of this socialization. Socialization favors the adaptation of the individual both outside the educational institution and in his future life. It depends largely on social conditions and its focus is on creatively gifted children, as the society is interested in the formation of new brilliant elite. The educational standards of Russian Federation of the third generation are directed towards the formation of the elite, as well as the development of pupils’ creative abilities. They also recommend using specific pedagogical methods in the educational process, for example, pedagogical support. This article studies the social adaptation of creatively gifted schoolchildren and their subsequent socialization. The paper examines the theoretical and methodological foundations of social adaptation and socialization, to identify the main problems of social adaptation and to solve them consistently with the help of pedagogical support technology.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной адаптации и социализации творчески одаренных школьников»

Вопросы общего образования

УДК 376.5 DOI: 10.14529^170404

ББК Ч420.026.4 + Ч420.242

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Л.М. Мякотина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ), г. Челябинск, Россия

Социальная адаптация способствует усвоение ребенком диктуемых и негласных правил социального взаимодействия, формированию личностных качеств, развитию коммуникативных навыков. Главной задачей школы остается создание необходимых условий для успешной адаптации учеников, поскольку социальная адаптация является начальным этом социализации, способствующей приспособлению личности и за пределами образовательного учреждения и в ее дальнейшей жизни. Социализация напрямую зависит от социального заказа. Особенно это касается творчески одаренных детей, поскольку социальная среда заинтересована в формировании новой интеллектуальной элиты.

Новый образовательный стандарт третьего поколения как раз-таки, направлен на формирование этой элиты, развитие творческих способностей учащихся. Он также предполагает использование в воспитательном процессе конкретных педагогических приемов, например, педагогической поддержки.

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам изучения социальной адаптации творчески одаренных школьников и их последующей социализации. Целью работы является рассмотрение теоретико-методологических основ социальной адаптации и социализации, выявление основных проблем социальной адаптации и их последовательное решение с помощью технологии педагогической поддержки.

Ключевые слова: социальная адаптация, социализация, одаренный ребенок, творчество, педагогическая поддержка, сотрудничество.

Сущность понятий «социальная адаптация» и «социализация». Важнейшим и необходимым аспектом для обеспечения условий, способствующих успешному учебному процессу и развитию способностей одаренного ребенка, является его социальная адаптация с последующей социализацией в том образовательном учреждении, где он обучается [8]. Адаптация играет существенную роль на протяжении всей жизни человека, и насколько успешно ее будет проходить конкретный индивид в дальнейшей жизни, зависит от того, насколько успешной она была в детском возрасте. Разберемся с сущностью этого понятия.

Согласно философскому словарю, социальная адаптация представляет собой определенный вид взаимодействия отдельной личности или общественной группы с социальной средой [22]. Идею этой точки зрения можно понимать как непрерывный процесс, ведь взаимодействовать с социальной средой любому человеку приходит постоянно [5].

Похожей точки зрения придерживается российский психолог А. А. Реан, который понимал социальную адаптацию как активный процесс воздействия на социальную среду, включая самокоррекцию, направленную на социальный заказ [18]. В данном случае важную роль должен играть потенциал личности в плане изменения или приспособления к себе социальной среды [16]. Но, в таком случае, получается, что дети с ярко выраженной индивидуальностью практически не способны адаптироваться?

А.В. Петровский давал более конкретное определение, считая адаптацию этапом развития личности, на котором происходит процесс овладения общественными нормами и ценностной ориентацией [13]. Подробным анализом адаптации также занималась и Н.Н. Мельникова [10], которая выделила несколько определений:

- процесс адаптации является двусторонним по схеме «индивид - социум»;

- в этих двух системах периодически происходит дисбаланс;

- главной целью взаимодействия систем является их координация за счет определенных изменений внутри этих двух систем.

Немало времени этому аспекту уделил В.Н. Судаков, который, опираясь на исследования зарубежных авторов и сопоставив их с исследованиями российских педагогов, составил целую схему социальной адаптации. По его мнению, каждый человек проходит социальную адаптацию при любых изменениях социальной среды, именно эти изменения задают направление процессу адаптации. Именно таким образом возникает адаптивная ситуация референтной (объединяющей) среды, за которой следуют адаптивные потребности. Впоследствии возникают потребности изменения личных качеств, а именно - коммуникативных, познавательных и ценностно-ориентационных. Это ведет за собой изменение качеств личности, которые формируют и развивают адаптивные способности. В конечном итоге происходят изменения и в социальной среде и сфере включенности личности в нее [21]. Другими словами, социальная адаптация - это включение личности в социальную среду [17].

Согласно современной трактовке, например, словарю Е.А. Коняевой и Л.Н. Павловой, социальная адаптация представляет собой одновременно и процесс, и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Основным и главным содержанием социальной адаптации является совокупность целей и ценностных ори-ентаций определенной группы, а также соблюдение ее гласных и негласных правил, например, традиций и социальных установок, с принятием конкретных социальных ролей [9].

Многие исследователи склоняются к тому, что адаптация является частью социализации, например, И.А. Милославова [11], А.В. Петровский [13], и др. Однако понятие социализации значительно шире, поскольку она является глобальным процессом [14, 15]. Социализация включает в себя три основных критерия: когнитивный, мотивационный и деятельный [18]. Первый представляет собой обретение индивидуумом необходимых знаний и умений для приспособления к социальной среде, второй включает разнообразие вариантов социальной деятельности, форм общения и социального взаимодействия, а также

адекватную оценку своего участия в этой деятельности. Последняя раскрывает возможность для самореализации личности, освоения различных социальных ролей [21].

Представители гуманистической психологии, в частности, А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс определяют социализацию как процесс «самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению» [20].

Главная задача школы - помочь ребенку осознать свой потенциал, создать для него ситуацию успешной учебной, творческой и трудовой деятельности, а также содействовать вхождению ребенка в коллектив [21]. В данном случае будет уместно упомянуть о социально-педагогической адаптации. Ее определяют так: «Социально-педагогическая адаптация - вид социально-культурной адаптации, под которой мы понимаем процесс взаимодействия педагога и ребенка в процессе образования, результатом которого является освоение социальных ценностей, норм, установок социальной жизни, познание социальных ролей, развития личностного потенциала ребенка и педагога» [10].

Успешному прохождению адаптации способствует такое качество, как адаптивность. Вот как ее определил В. А. Петровский: «...это тенденция функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием между ее целями и достигаемыми в ходе процесса результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов» [13].

Основные критерии адаптивности делятся на внутренние, внешние и системные. Внешние критерии предполагают успешность ребенка в учебной среде, активе класса, внутренние - психоэмоциональное состояние ребенка в данном коллективе и в школьной среде в целом. Что касается системного критерия, он включает в себя самореализацию ребенка и его одобрение со стороны сверстников, родителей и учителей [19].

Основные проблемы, препятствующие социально-педагогической адаптации. В МОУ «Канашевской» СОШ, где был проведен подготовительный этап исследования по выявлению факторов препятствующих социальной адаптации детей, из начальной школы было переведено в 5-й класс три параллели.

Селектирование этих детей в первый класс было произведено по их интеллектуальным показателям. 1 «А» класс обучался по программе третьего поколения, так называемому ФГОС, 1 «Б» по ФКГОС, предусматривающая традиционные технологии, что касается 1 «В» -в нем обучались по программе СКО (в то время 7-й и 8-й вид). По решению администрации и ряду других причин параллель «Б» и «В» были объединены в один класс. В итоге, в мониторинге участвовали 2 параллели: 5 «А», сформированный по высоким интеллектуальным показателям, и 5 «Б», обучающийся согласно интегрированному подходу. Но успеваемость резко упала в обоих классах. Для выяснения этих причин было принято решение провести анкетирование. По результатам анкетирования было выявлено три основные причины низкой успеваемости:

1. Неадекватная учебная нагрузка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дети должны на каждом уроке формулировать тему урока, определять основные цели и задачи, предлагать возможные решения разного рода заданий и делать выводы. К требованиям ФГОС также относится технология проблемного обучения и рефлексия, т. е. ученик еще оценивает, как он освоил урок, было ли ему комфортно, что он понял. Безусловно, такие формы обучения формируют критическое мышление, самостоятельность, благодаря рефлексии исчезает «пропасть», психологические барьеры между учителем и учащимися, ребенок учится оценивать себя. Есть и много других положительных аспектов, которые не просто способствуют улучшению образовательного процесса, но и находят свое применение в дальнейшей жизни, вне школы.

Однако все хорошо в меру. Ребенок словно проводит все эти уроки сам под строгим надзором учителя, причем без какой-либо подготовки, домашней или профессиональной. Более того, образовательный стандарт третьего поколения требует не только организации обучения, но и внеурочного времени. Дети заняты в различных кружках, секциях, чему тоже уделяют немало времени и усилий. Кроме того, дети были задействованы на различных школьных, внешкольных, районных мероприятиях, олимпиадах, конференциях и т. п. Также стоит отметить, что класс был экспериментальный и не все учителя еще прослушали курс ФГОС и не знали точно, как

работать с этим стандартом. А начинать надо было именно с этого.

2. Тезаурусные барьеры - низкий уровень образования, интеллектуального развития, недоступность информации. Речь идет о детях с задержкой психического развития. И в этом классе дети проявляли интерес к музыке, поэзии и изобразительным искусствам, и некоторые из них действительно были одаренными. Однако интегрированный подход в таком большом коллективе не способствовал успешному обучению, так как уделять необходимое внимание одаренным детям не представлялось возможности. Неудивительно, что у этой категории детей был потерян интерес к школьной жизни вообще, ведь на них действовала презумпция неудач.

3. Низкая мотивация [1, 2]. Интегрированный подход, разумеется, все же имеет свои плюсы. Можно давать детям посильные задания, особенно это актуально на контрольных и проверочных работах, экзаменах. Но невозможно давать разные знания, тем более в больших коллективах. Подача материала была рассчитана на так называемого «среднего» ученика. Между тем в классе, обучающемуся по ФКГОС, было много интеллектуально развитых детей. Однако практически все они потеряли интерес к учебной деятельности, часто скучали, у них прослеживалось конформное поведение, они равнялись на своих менее успешных одноклассников.

Безусловно, только здоровый психологический климат в классе и установление доверительных отношений учителя и учеников способствуют успешной адаптации ребенка. Вот основные тактические ошибки учителя, провоцирующие конфликтные ситуации:

1. Предвзятое отношение учителя к классу в целом. Использование интегрированного подхода в обучении допускает, что одаренный ребенок может попасть в класс учеников со слабой успеваемостью. Учитель, негативно настроенный к этому школьному коллективу, допускает такие ошибки: дает меньше времени на ответ, тороплив, невнимательно выслушивает учеников.

2. Ошибка «центральной тенденции», в данном случае учитель избегает кране негативных оценок, но и положительные выставляет тоже нечасто.

3. Учитель сравнивает успехи ученика со своими собственными. Это может быть связано либо с разницей ценностей поколений,

либо учителю данный материал кажется элементарным, и он не может понять затруднение ученика.

4. Логические ошибки допускаются в случае, если на оценку влияют такие субъективные факторы, как почерк, поведение, аккуратность или скорость выполнения задания. В этом случае может быть и такое явление, как персонификация отметки, т. е. оценивание успехов ученика не с позиции общественных норм, а с позиции своего собственного восприятия [7].

5. Ошибки в дифференцировании заданий, часто допускаются в интегрированных классах, когда детям дают задания, например, на контрольных, разного уровня сложности, не допуская возможности, чтобы ученик средних способностей хотя бы попробовал свои силы в выполнении более сложного задания.

6. Всегда только либеральный или, наоборот, авторитарный стиль педагогического общения. В первом случае педагог теряет свой авторитет, во втором лишает детей самостоятельности, возможности проявить свои творческие способности. Также пагубно влияет использование только одного педагогического подхода или технологии. Однообразная модель обучения нацелена только на интересы одной группы учеников, игнорируя интересы других. Это упущение присутствует как в традиционной системе обучения (ФКГОС), так и в таком нововведении как ФГОС. Обе модели были жестко раскритикованы на Западе, много различных статей, фильмов и блогов посвящены тому, как школы «калечат» психику людей, не дают им конкретных знаний для решения жизненных проблем [7].

Помимо эмпирических данных, полученных в ходе педагогического наблюдения, существуют и другие взгляды на данную проблему. В частности О. С. Газман выделяет ряд проблем, препятствующий социальной адаптации ребенка [6]:

1) педагог принимает за проблему то, что ребенок таковым не считает;

2) наоборот, то, что ребенок считает проблемой, игнорирует педагог;

3) педагог перекладывает ответственность на ребенка за создавшуюся проблему;

4) расхождение мнений педагогов относительно стратегии и тактики поведения с ребенком;

5) недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки педагога;

6) игнорирование других участников педагогического процесса (психолог, социальный работник, методист, дефектолог), отношение к ним как к вспомогательному сопровождению, необходимое педагогу, а не ребенку);

7) неправильное использование этих служб.

Особенности педагогического взаимодействия с детьми, испытывающими трудности с адаптацией. Для преодоления этих факторов, затрудняющих не только социальную адаптацию, но и весь педагогический процесс, а также проанализировав вышеперечисленные факторы и подходы, педагогу необходимо:

1. Изучать детскую психологию не только в целом, а конкретно по возрастным группам (младшие школьники, подростки), знакомиться с новой литературой, статьями о жизни молодежи.

2. Устраивать с детьми совместные мероприятия по инициативе детей, участие ребенка должно быть добровольным.

3. Регулярно посещать курсы не только повышения квалификации, но и другие курсы, помогающие установить контакт с ребенком, менять подходы и технологии, изучать новые методы и приемы, но при этом опираться только на проверенные методики.

4. Ориентация на гуманизацию.

5. Изучения условий содержания и воспитания ребенка в семье. Выявить, какие способы взаимодействия на них оказывают родители. Дети из неблагополучных семей, например, привыкшие к общению на повышенных тонах, могут не воспринимать вежливое обращение и принимают его за проявление слабости. Они часто не понимают своих проступков, могут допустить панибратское отношение к педагогу, даже не пытаясь, таким образом, его унизить. В этом случае нужно объяснить ребенку, как нужно общаться. При этом использовать определенную речь, а именно: говорить простыми, понятными, не сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями, лаконично, твердо, уверенно, без лишних эмоций, в том числе жалости. Такие дети жалость также расценивают негативно. Но и не быть излишне сухим и прямолинейным. Если ребенок, наоборот, избалован, необходимо использовать другую тактику. Отказ должен быть четким, твердым, допускается проявление эмоций, но не ком-

прометирующих педагога. Такой ребенок должен знать, что вокруг живые люди и научить принимать отказ. Как показывает практика, такие дети больше откровенны с педагогами авторитарного типа поведения, чем с педагогами либерального и демократического типа поведения.

6. Изучение внешкольной жизни учащихся, обеспечение занятости детей в свободное от занятий время. Стараться, чтобы они были задействованы в каких-либо секциях, кружках, стараться мотивировать их. Это должно происходить ненавязчиво, лучший способ -анкетирование. Наличие дополнительного образования в стенах школы выполняет лич-ностно-образующую функцию и ценностно-ориентировочную.

Поддержка социальной адаптивности [12] достаточно трудный и многоаспектный процесс. Т.В. Анохина выделяет пять этапов поддержки [3]:

I. Диагностический - выявление проблем адаптации.

II. Поисковый - организация поиска причин совместно с ребенком.

III. Договорной предполагает проектирование деятельности педагога и ребенка и заключения между ними своеобразного договора по преодолению возникших трудностей.

IV. Деятельный - реализации комплекса мер по решению этих проблем. Самый активный этап [4].

V. Рефлекторный - обсуждение результатов, работа над ошибками, прогнозирование.

Таким образом, создание педагогических условий для успешной адаптации творчески одаренных школьников продиктованы условиями взаимодействия с социальной средой, педагогическими реалиями (переход к государственному образовательному стандарту третьего поколения), а также особенностями взаимоотношения учеников с педагогом и внутри коллектива. Успешность социальной адаптации зависит от личных качеств ребенка, условий его социальной среды, выбора методов и приемов педагогом для осуществления воспитательной деятельности.

Одним из наиболее успешных способов взаимодействия с учащимися является педагогическая поддержка, адекватные требования к учащимся и некоторые другие принципы дифференцированного и личностно-ориентированного подходов.

Литература

1. Афанасьев, В.Г. Общество: системность познание и управление /В.Г. Афанасьев. -М. : Политиздат, 1981.

2. Афанасьев, В.Г. Человек. Общество, управление, информация. Опыт системного подхода /В.Г. Афанасьев. - М. : Либриком, 2013.

3. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. -М.: Инноватор, 1996. - Вып. 6. - С. 71-80.

4. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение /Л.П. Буева. -М. : Мысль, 1978.

5. Вишняков, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишняков. -М.: НЦМ СПО, 1999.

6. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М. : Инноватор, 1995. - Вып. 3. - С. 58-64.

7. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009.

8. Каджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджас-пиров. -М. : Издат. центр «Академия», 2003.

9. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - С. 7.

10. Мельникова, Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации: Подходы к изучению / Н.Н. Мельникова // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: ЮУрГУ, 1998 - Т. 1. - С. 31-49.

11. Милославова, И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / И.А. Милославова. - Л., 1976. - С. 70.

12. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки /Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М. : МИРОС, 2001.

13. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

14. Растова, Л.М. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности / Л. М. Растова // Труды Алтайского политехнического института. - Барнаул, 1974.

15. Растова, Л.М. Социальная адаптация

личности в коллективе / Л.М. Растова. - М.: Мысль, 1990.

16. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. 6. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. -№ 20. - С. 93.

17. Семеновских, Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т.В. Семеновских // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - Вып. 5 (24). [email protected] (дата обращения: 29.08.2017).

18. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 7-е изд., стер. -М. : Издат. центр «Академия», 2007. - 576 с.

19. Соколова, Н.А. Теория и практика

социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей: моногр. / Н.А. Соколова. - Челябинск, 2005. - 231 с.

20. Судаков, В.Н. Адаптация личности: Философско-социологический анализ: дис. ... канд. филос. наук / В.Н. Судаков. - Свердловск, 1983. - 170 с. http://search.rsl.ru/ru/ record/01008765761 (дата обращения: 20.09.2017).

21. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - С. 141-147.

22 http: //lib. mgppu. ru/Opac Unicode/index. php?url=/notices/index/IdNotice:162541/Source: default (дата обращения: 20.09.2017).

Мякотина Лилия Владимировна, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ), г. Челябинск, [email protected].

Поступила в редакцию 28 сентября 2017 г.

DOI: 10.14529/ped170404

PECULIARITIES OF SOCIAL ADAPTATION AND SOCIALIZATION OF CREATIVELY GIFTED SCHOOLCHILDREN

L.M. Myakotina, [email protected]

South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russian Federation

Social adaptation promotes the adoption of dictated and unspoken rules of social interaction by the child, the formation of personal qualities, the development of communication skills. The main task of school is to remain conscious of the necessary conditions for the successful adaptation of students since social adaptation is the first step of this socialization. Socialization favors the adaptation of the individual both outside the educational institution and in his future life. It depends largely on social conditions and its focus is on creatively gifted children, as the society is interested in the formation of new brilliant elite.

The educational standards of Russian Federation of the third generation are directed towards the formation of the elite, as well as the development of pupils' creative abilities. They also recommend using specific pedagogical methods in the educational process, for example, pedagogical support.

This article studies the social adaptation of creatively gifted schoolchildren and their subsequent socialization. The paper examines the theoretical and methodological foundations of social adaptation and socialization, to identify the main problems of social adaptation and to solve them consistently with the help of pedagogical support technology.

Keywords: social adaptation, socialization, capable child, creativity, pedagogical support, cooperation.

References

1. Afanas'ev V.G. Obshchestvo: sistemnost'poznanie i upravlenie [Society: Systematic Knowledge and Management]. Moscow, Politizdat Publ., 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Afanas'ev V.G. Chelovek. Obshchestvo, upravlenie, informatsiya. Opyt sistemnogo podkhoda [Human. Society, Management, Information. Experience in the Systems Approach]. Moscow, Librikom Publ., 2013.

3. Anokhina T.V. [Pedagogical Support as a Reality of Modern Education]. New Values of Education: Care - Support - Counselin, 1996, iss. 6, pp. 71-80. (in Russ.)

4. Bueva L.P. Chelovek: deyatel'nost' i obshchenie [Human: Activity and Communication]. Moscow, Mysl' Publ., 1978.

5. Vishnyakov SM. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Dictionary - Career Based Vocational: Vocabulary. Key Terms, Terms, Current Vocabulary]. Moscow, 1999.

6. Gazman O.S. [Technology of Pedagogical Support]. Novye tsennosti obrazovaniya: desyat' kontseptsiy i esse [New Values of Education: Ten Concepts and Essays]. Moscow, 1995, iss. 3, pp. 58-64. (in Russ.)

7. Il'in E.P. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy [Psychology of Communication and Interpersonal Relations]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009.

8. Kadzhaspirova G.M., Kadzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskiy slovar' [Pedagogical Dictionary]. Moscow, Academiya Publ., 2003.

9. Konyaeva E.A., Pavlova L.N. Kratkiy slovar'pedagogicheskikh ponyatiy [A Brief Dictionary of Pedagogical Concepts]. Chelyabinsk, 2012. 7 p.

10. Mel'nikova N.N. [Dictionary - The Process of Socio-psychological Adaptation: Approaches to the Study]. Teoreticheskaya, eksperimental'naya i prikladnayapsikhologiya: Sbornik nauchnykh trudov [Theoretical, Experimental and Applied Psychology: Collection of Scientific Papers]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 1998, vol. 1, pp. 31-49. (in Russ.)

11. Miloslavova I.A. [Adaptation as a Socio-psychological Phenomenon]. Social Psychology and Philosophy, 1976. 70 p. (in Russ.)

12. Mikhaylova N.N., Yusfin S.M. Pedagogika podderzhki [Pedagogic of Support]. Moscow, Miros Publ., 2001.

13. Petrovskiy A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv [Personality. Activity. Collective]. Moscow, Politizdat Publ., 1982. 255 p.

14. Rastova L.M. [On the Issue of the Correlation of Socialization and Social Adaptation of the Individual]. Trudy Altayskogo politekhnicheskogo institute [Proceedings of the Altai Polytechnic Institute]. Barnaul, 1974. (in Russ.)

15. Rastova L.M. Sotsial'naya adaptatsiya lichnosti v kollektive [Social Adaptation of the Individual in the Team]. Moscow, Mysl' Publ., 1990.

16. Rean A.A. [Towards the Problem of Social Adaptation of Personality]. Bulletin of St. Petersburg State University, Ser. 6, 1995, no. 20, pp. 93. (in Russ.)

17. Semenovskikh T.V. [The Phenomenon of "Clip-on Thinking" in the Educational High School Environment]. Science Management, 2014, iss. 5 (24). (in Russ.)

18. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedogogika [Pedagogy]. Moscow, Academiya Publ., 2007. 576 p.

19. Sokolova N.A. Teoriya i praktika sotsial'no-pedagogicheskoy podderzhki adaptatsii podrost-kov v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Theory and Practice of Social and Pedagogical Support of Adolescents' Adaptation in Conditions of Additional Education of Children]. Chelyabinsk, 2005.231 p.

20. Sudakov V.N. Adaptatsiya lichnosti: Filosofsko-sotsiologicheskiy analiz. Diss. kand. filos. nauk [Adaptation of the Person: the Philosophical-sociological Analysis. Diss. Cand. (Philosophy)]. Sverdlovsk, 1983.170 p.

21. Tulkibaeva N.N., Bol'shakova Z.M. Pedagogika: vzaimosvyaz' nauki i praktiki v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Pedagogy: the Interrelation of Science and Practice in the Conditions of Modernization of Education]. Chelyabinsk, 2008, pp. 141-147. (in Russ.)

22. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Available at: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:162541/Source:default (accessed 09.08.2017).

Received 28 September 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Мякотина, Л.М. Особенности социальной адаптации и социализации творчески одаренных школьников / Л.М. Мякотина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 4. -С. 34-41. БО!: 10.14529^170404

Myakotina L.M. Peculiarities of Social Adaptation and Socialization of Creatively Gifted Schoolchildren. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 34-41. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170404

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.