Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -- №3 (157). - С. 188-191.
3. Лаврентьева Д.А. Влияние профиля моторной асимметрии на лабильность нервных процессов пловцов 10-12 лет / Д.А. Лаврентьева // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: материалы международной конференции. - Малаховка, 2016. - С. 20-22.
REFERENCES
1. Lavrenteva, D.A. (2014), "Influence of the peculiarities of the individual asymmetry profile on the choice of the structure of leg movements in the water in primary school children at the stage of primary swimming training'', Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 100-103.
2. Lavrenteva, D.A. (2018), "Interrelation of motor asymmetry with some features of the motor portrait of 17-19-year-old swimmers in the chosen type of activity training'', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3(157), pp. 188-191.
3. Lavrenteva, D.A. (2016), "The influence of the motor asymmetry profile on the lability of nervous processes of swimmers 10-12 years old'', University sports: health and prosperity of the nation: Materials of scientific conference, Moscow state Academy of Physical Culture, Malakhovka, pp. 20-22.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2022
УДК 37.062.1
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Елизавета Вячеславовна Коробцова, аспирант, Наталья Юрьевна Налётова, доктор педагогических наук, профессор, Смоленский государственный университет, г. Смоленск
Аннотация
Процесс социально-педагогической адаптации ребенка мигранта тема актуальная для педагогической науки. В последнее годы усилился поток миграции населения. Это связанно с различными социальными изменениями. Смена привычных условий жизни, в связи с переездом в другой регион, где разные культурные ценности и традиции, ведет к дезориентации как взрослого человека, так и ребенка из семьи мигранта. В данной статье конкретизированы понятия "социальная адаптация", "социализация", представлена классификация социально-психологической адаптации личности. В статье раскрыты подходы современных педагогов исследователей к проблеме педагогической адаптации детей-мигрантов: определена и обоснована система педагогических условий, способствующих адаптации детей в новых условиях. Авторами раскрывается роль семьи и школы в процессе адаптации ребенка мигранта в новой культурной среде.
Ключевые слова: миграция, адаптация, дети-мигранты, дезадаптация, социальная среда, педагогическая адаптация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p212-216
SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN (THEORETICAL ASPECT)
Elizaveta Vyacheslavovna Korobtsova, the post-graduate student, Natalya Yuryevna Naletova,
the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State University
Abstract
The process of social and pedagogical adaptation of the migrant child is relevant topic for pedagogical science. In recent years, the flow of population migration has intensified. It is associated with various social changes. A change in the usual living conditions, in connection with moving to another region, where there are different cultural values and traditions, leads to disorientation of both the adult and child from the migrant's family. In this article, the concepts of "social adaptation", "socialization" are concretized, the classification of the socio-psychological adaptation of the individual is presented. The article
reveals the approaches of modem teachers and researchers to the problem of pedagogical adaptation of migrant children: the system of pedagogical conditions that contribute to the adaptation of children in new conditions is defined and justified. The authors reveal the role of the family and school in the process of adaptation of a migrant child in a new cultural environment.
Keywords: migration, adaptation, migrant children, maladaptation, social environment, pedagogical adaptation.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социальной и педагогической адаптации детей-мигрантов является актуальной для современной России. Многие психологи и педагоги изучают это сложное явление с точки зрения теории и практики образования. Понятие «адаптация» является одним из категориальных компонентов научной системы. Адаптация на биологическом уровне (живых организмов) возникает и развивается на основе таких факторов, как наследственность, изменчивость и естественный отбор. Процесс адаптации человека сложен и многогранен. В основном это определяется многоуровневостью человеческой личности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В системе человекознания Б.Г. Ананьев выделил четыре понятия: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность.
По мнению Б. Г. Ананьева, «единичный человек как индивидуальность может быть понят только лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Можно выделить и другие точки зрения. Психологи московской школы не включают понятие «субъект». Индивидуальность объединяет небольшую группу качеств личности в структуре человеческой организации [1].
Проанализировав разные теории психологов, делаем вывод, что адаптацию человека стоит рассматривать на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. И соответственно разделять понятия физиологическая, психологическая и социальная адаптации.
При изучении понятия «адаптация» возникает противоречие между соотношением понятий «адаптация» и «социализация». Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что «социальная адаптация» и «социализация» — это фактически синонимы. Но есть и другая точка зрения. Считается, что личность может быть социализированной и неадаптированной одновременно, если рассматривать адаптацию как многогранное явление, которое охватывает не только приспособление к обществу и осуществляется не только за счет социализации.
А.А. Налчаджян в своих работах дал следующую классификацию социально-психологической адаптации личности:
1. Временная ситуативная адаптированность, как следствие состояние временной ситуативной дезадаптированности вследствие внутрипсихических изменений (например, актуализации новых потребностей и установок), так и изменений определенных аспектов ситуации.
2. Устойчивая ситуативная адаптированность.
3. Общая адаптированность, которая рассматривается как способность адаптироваться во всех аспектах социальной среды [5].
Социально-психологическая дезадаптированность наиболее характерна для человека, который по своей воле и вынужденно меняет социальную среду, для мигранта или переселенца.
Социальная адаптация имеет тесную связь с педагогической адаптацией, направленной на приспособление к системе образования, обучения и воспитания и формирует систему ценностей отдельной личности. Таким образом, социально-педагогическая адап-
тация как вид социальной адаптации представляет собой многоуровневый процесс взаимодействия личности и социальной среды, состоящий в активном осознанном приспособлении личности к изменяющимся условиям среды. Вопрос социально- педагогической адаптации в современном мире стоит очень остро из-за большого количества миграционных потоков.
Конкретного определения понятия «мигрант» на до сих пор не существует. Предполагается, что данный термин применяется в том случае, когда личность принимает решение о переезде добровольно и свободно для улучшения своих материальных и социальных условий.
Под адаптацией мигрантов понимается приспособление человека к новой социально-демографической среде. С одной стороны, приобретаются и устанавливаются новые связи и т.д., а с другой, - постепенно ослабляются старые родственные, и иные связи. Мигрантам в принимающем обществе необходимы определенные стандарты эффективной адаптации: доступное жилье, медицина, возможности отдыха, карьерный рост. Это все влияет на привлекательность (непривлекательность) региона пребывания. Адаптация проходит безболезненно, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. С другой стороны, если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации протекает медленно и сопровождается психологическим дискомфортом.
Мигранты в той или иной степени включаются в систему социокультурных отношений страны, в которую они приезжают. Однако, поскольку они являются представителями разных этнических, культурных, религиозных традиций, то все это создает определенные трудности для процесса их социокультурной адаптации. При всем этом необходимо учитывать, что мигранты представляют собой не однородную массу, а отличаются по уровню образования, профессиональной подготовке, являются представителями разных этносов. Они классифицируются также по целям, длительности нахождения в стране и т. д.
Все эти особенности влияют на процесс социокультурной адаптации мигрантов. Основная проблема мигрантов - незнание языка. Эта проблема должна обязательно учитываться в концепции развития многоязычного региона [2].
В последнее десятилетие все чаще встает вопрос места мигрантов в образовательной среде. Наблюдается тенденция - часть мигрантов приезжает в Россию с семьей. Остро возникает проблема получения детьми-мигрантами образования. Главная проблема, которая встает перед школой - это проблема педагогической адаптации. Основным препятствием успешной адаптации является незнание языка. У ребенка возникает социально-психологическая дезадаптация — состояние, при котором школьник испытывает сложности при интеграции в новый социум, увеличение агрессивности, тревожности и иных негативных эмоциональных проявлений, снижение академической успеваемости в школе и его неудовлетворенность своим положением.
Исследователи О.И. Крушельницкая и А.Н. Третьякова отмечают ряд проблем педагогической адаптации детей-мигрантов.
Первая проблема - коммуникативная. Мигранты испытывают трудности в коммуникации с ровесниками. Речь не только о языковом барьере, но и о разнице культур. Нормы поведения и отношений, способы невербальной коммуникации - основа культурных различий. Некоторые дети имеют негативный опыт межнационального общения или слышали о таком от членов своей семьи.
Вторая проблема-сложность школьной программы. Программа обучения Российской Федерации сильно отличается от программы Таджикистана, например. Ребенку-мигранту очень сложно преодолеть разницу в учебных планах. Так же мигранты могут иметь неразвитый кругозор и слабую подготовку, что усугубляет проблему. Все эти причины ведут к снижению самооценки и социального статуса ребенка [4].
Препятствует быстрой адаптации и национальное отношение к гендерным вопросам. В некоторых странах роль женщины в обществе сводится до роли домохозяйки. Поэтому образованию девочек уделяется мало времени. Успехами родители не интересуются, не пускают их на школьные мероприятия. Поэтому это рождает разную активность в адаптации мальчиков и девочек.
В работе с детьми-мигрантами особая роль отводится учителю, его стилю руководства и манерам преподавания, с помощью которых строятся его взаимоотношения с детьми и родителями. Необходимо создать толерантный климат в общеобразовательной организации: каждый педагог должен осознать и принять культурные особенности каждого обучающегося.
Таким образом, социализация детей-мигрантов — это освоение личностью норм и ценностей других культур, воспитание доброжелательного и адекватного отношения к представителям другой национальности, уважения и такта по отношению к взрослым. Можно сказать, что это новое в детской субкультуре. Социальная адаптация предполагает приспособление к окружающей среде, социально-педагогическую и социально-психологическую помощь и поддержку ребенка в творческом начале [6].
Процесс социализации ребенка-мигранта как педагогический процесс приобретает качественные отличия, когда субъектом становится обучающийся-мигрант. Самым главным является социальная адаптация, которая заключается в овладения языком, профессией, формами общения, нормами поведения.
ВЫВОДЫ
Таким образом, социально-педагогическая адаптация мигрантов является сложным, многогранным и длительным процессом, который подразумевает интеграцию переселенца в новую для него социокультурную среду. Целью адаптации является приспособление к иным условиям жизни, включение в новые социальные отношения, освоение разных социальных ролей для успешного взаимодействия окружающей средой. Особенно остро процесс адаптации отражается на детях. Ребенок не просто приспосабливается к новой среде, в ходе адаптации происходит становление, развитие и совершенствование личности в обществе: воспитание языковой личности, воспитание гражданина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Избранные психологические труды / Б..Г. Ананьев. - Москва : Педагогика, 1980. - 288 с.
2. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики. Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / О. Д. Воробьева // Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 9 (202). - С. 9-22.
3. Злочевская, А. А. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной адаптации в иноэтнической среде / А.А. Злочевская // Административное и муниципальное право. -2011. - № 8. - C. 15-19.
4. Крушельницкая О.И. Учимся жить вместе / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С. 7-10.
5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - 2-е изд., пере-раб. и доп. / А.А. Налчаджян. - Москва: Эксмо, 2010. -368 с.
6. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/Л.В. Сафонова. -Москва : Академия, 2008. - 224 с.
REFERENCES
1. Ananyev, B.G. (1980), Man as a subject of knowledge: Selected psychological works, Peda-gogika, Moscow.
2. Vorobieva, O.D. (2003), "Migration processes of the population: issues of theory and state migration policy. Problems of legal regulation of migration processes on the territory of the Russian Fed-
eration", Analytical collection of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, No. 9 (202), pp. 9-22.
3. Zlochevskaya, A. A. (2011), "Theoretical and methodological foundations for the study of socio-cultural adaptation in a foreign ethnic environment", Administrative and municipal law, No. 8, p. 15
4. Krushelnitskaya, O.I. and Tretyakova, А.№ (2003), «Learning to live together», Primary school, No. 9, pp. 29-30.
5. Nalchadzhyan, A.A. (2010), Psychological adaptation: mechanisms and strategies,2nd ed., revised. and additional, Eksmo, Moscow.
6. Safonova, L.V. (2008), The content and methodology of psychosocial work, Academy, Moscow.
Контактная информация:[email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2022
УДК 796.322
КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГАНДБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УГЛОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
БРОСКОВ В ПРЫЖКЕ
Юрий Николаевич Котов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Витальевна Петрачева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Кайс Бассам Ясин, кандидат педагогических наук, доцент, Палестинский национальный университет
Ан-Наджах, Наблус, Палестина
Аннотация
В статье приведены результаты использования видеосъемки и программного обеспечения Kinovea в исследовании техники бросков в прыжке гандболистов (n=7) и гандболисток (n=8) молодежных сборных команд России. Были выявлены средние показатели максимальных и минимальных значений угловых характеристик работы ног при выполнении фазы амортизации и отталкивания, а также амплитуды замаха рукой. В осуществлении контроля технического мастерства игроков результаты проведенного биомеханического анализа послужили основанием для сравнения угловых параметров техники отдельных испытуемых со средними групповыми показателями. При индивидуализации процесса технической подготовки учитывались биомеханические показатели выполнения бросков, а количественная оценка угловых параметров техники позволила выявить особенности выполнения бросков. Реализованные в тренировочном процессе программы технической подготовки позволили устранить выявленные недостатки техники индивидуально для каждого игрока.
Ключевые слова: гандбол, контроль техники, броски в прыжке, угловые параметры, программное обеспечение Kinovea.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p216-222
CONTROL OF THE TECHNICAL READINESS OF HANDBALL PLAYERS BASED ON THE ANALYSIS OF THE ANGULAR PARAMETERS OF THE TECHNIQUE OF
PERFORMING JUMP SHOTS
Yuri Nikolaevich Kotov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Vitalievna Petra-cheva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow; Qais Bassam Yasin, the candidate of pedagogical sciences, docent, An-Najah National University, Nablus, Palestine
Abstract
The article presents the results of using video filming and Kinovea software in the study of the technique of high-skilled male (n=7) and female (n=7) youth national teams handball players of Russia. The average values of the maximum and minimum values of the angular characteristics of the leg work