Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / ребёнок-мигрант / социокультурная адаптация / этнотолерантность / интеграция / психолого-педагогическая поддержка / educational environment / migrant child / socio-cultural adaptation / ethno-tolerance / integration / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асхадуллина Лейсан Айдаровна, Плаксий Ирина Валентиновна

В статье освещается проблема социально-культурной адаптации детей-мигрантов в образовательной среде. Автор рассматривает ребёнка-мигранта как связующее звено, которое синтезирует в себе обе культуры: родную культуру и культуру принимающей страны. Поэтому, ребёнок-мигрант нуждается в такой организации межкультурного контакта в рамках образовательного учреждения, которая позволит ему сохранить свою культурную идентичность в процессе интеграции в новое сообщество. Показана взаимосвязь успешности адаптации ребенка с уровнем компетентности психологов и педагогов образовательного учреждения, необходимость психолого-педагогической поддержки интеграции, социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов. Приводится описание содержания программы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в образовательной среде начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Асхадуллина Лейсан Айдаровна, Плаксий Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN

The article highlights the problem of social and cultural adaptation of migrant children in the educational environment. The author views a child migrant as a connecting link that synthesizes in themselves both cultures: the native culture and the culture of the host country. Therefore, a migrant child needs such an organization of intercultural contact within the educational institution, which will allow him to preserve his cultural identity in the process of integration into a new community. The relationship between the success of a child's adaptation and the level of competence of psychologists and teachers of an educational institution, the need for psychological and pedagogical support for the integration and socio-cultural adaptation of children from migrant families is shown. A description of the content of the program of psychological and pedagogical support of children of migrants in the educational environment of elementary school is given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ»

Научная статья УДК 378

Педагогические науки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ

А.Л. Асхадуллина, И.В. Плаксий*

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия irinaplaksij060@gmail.com*

Аннотация. В статье освещается проблема социально-культурной адаптации детей-мигрантов в образовательной среде. Автор рассматривает ребёнка-мигранта как связующее звено, которое синтезирует в себе обе культуры: родную культуру и культуру принимающей страны. Поэтому, ребёнок-мигрант нуждается в такой организации межкультурного контакта в рамках образовательного учреждения, которая позволит ему сохранить свою культурную идентичность в процессе интеграции в новое сообщество. Показана взаимосвязь успешности адаптации ребенка с уровнем компетентности психологов и педагогов образовательного учреждения, необходимость психолого-педагогической поддержки интеграции, социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов. Приводится описание содержания программы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в образовательной среде начальной школы.

Ключевые слова: образовательная среда, ребёнок-мигрант, социокультурная адаптация, этнотолерантность, интеграция, психолого-педагогическая поддержка

Для цитирования: Асхадуллина Л.А., Плаксий И.В. Психолого-педагогическая поддержка социокультурной адаптации детей-мигрантов // Казанский вестник молодых учёных. 2021. Т. 5. № 4. С. 18-21.

Original article Pedagogical Science

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN

L.A. Askhadullina, I.V. Plaksiy

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article highlights the problem of social and cultural adaptation of migrant children in the educational environment. The author views a child migrant as a connecting link that synthesizes in themselves both cultures: the native culture and the culture of the host country. Therefore, a migrant child needs such an organization of intercultural contact within the educational institution, which will allow him to preserve his cultural identity in the process of integration into a new community. The relationship between the success of a child's adaptation and the level of competence of psychologists and teachers of an educational institution, the need for psychological and pedagogical support for the integration and socio-cultural adaptation of children from migrant families is shown. A description of the content of the program of psychological and pedagogical support of children of migrants in the educational environment of elementary school is given.

Keywords: educational environment, migrant child, socio-cultural adaptation, ethno-tolerance, integration, psychological and pedagogical support

For citation: Askhadullina L.A., Plaksiy I.V. Psychological and pedagogical support for sociocultural adaptation of migrant children. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(4):110—119. (In Russ.)

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в России в последние годы увеличивается миграционная активность, в том числе и образовательная миграция. Трансформация миграционных потоков происходит не только в количественном, но и в качественном выражении: значительно увеличивается доля семейной миграции, которая требует и трудоустройства взрослых, и устройства детей из таких семей в образовательное учреждение [2].

На современном этапе развития общества задача социальных, психологических, педагогических служб состоит в том, чтобы учитывать указанные тенденции миграции и уделять большое внимание адаптации детей и подростков из семей мигрантов.

Процесс вхождения ребёнка-мигранта в новую для него культуру происходит таким образом, что ему приходится потратить на адаптацию к новым условиям очень большой запас внутренних интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Ребёнок проходит через преодоление тревожности и стресса, вызванные разрывом с близкими людьми и более привычной для него средой, которая окружала его до переезда. Миграционный опыт приводит к тому, что у ребёнка возникает целый комплекс так называемых «детских» проблем, которые необходимо своевременно и детально прорабатывать в рамках психолого-педагогической поддержки [5].

Адаптированным является ребёнок, который приспособился ко всестороннему развитию своего потенциала, как интеллектуального, так и физического в условиях новой педагогической среды. Дети-мигранты, живущие под воздействием эмигрантской субкультуры, одновременно сталкиваются с массовой культурой принимающего сообщества, и по этой причине они могут переживать сложную кризисную ситуацию [6]. Вне зависимости от того какое решение относительно перемены места жительства приняла семья ребёнка-мигранта и к какому поколению мигрантов принадлежит такой ребёнок, для того чтобы ему развиться как личность, ему важно достичь позитивной этноидентичности, оставаясь при этом этнотолерантным человеком.

Именно поэтому очень важная роль принадлежит психолого-педагогической поддержке детей, находящихся в состоянии выбора той самой идентичности. Форма выбора может быть различной, от религиозных занятий и обучения родному языку до интеграции в образовательный процесс различных культурных архетипов. Психолого-педагогическая поддержка способствует установлению взаимодействия между детьми из категории преобладающей культуры и культуры меньшинства, что способствует ускорению адаптационного процесса ребёнка к новой культурной среде. В то же время, такая поддержка позволяет ребёнку сохранить свою личную этноидентичность [1].

Программы психолого-педагогической поддержки, составляющие основную часть учебного плана, направленные на сопровождение процесса социально-культурной адаптации детей-мигрантов, должны быть обращены на то, чтобы сформировать толерантность и позитивную и личностную идентичность. Причем важно сделать это, с одной стороны, находясь на позиции ценности психологической устойчивости, а с другой стороны - соблюдая принципы усвоения общественной нормы [4]. В обязательном порядке такая поддержка должна учитывать индивидуальные культурные особенности, а также проблемы и специфические особенности детского и подросткового возраста [3]. Такого рода программы адаптации должны носить комплексный характер, то есть охватывать не одну, а сразу несколько разных сфер (психология, педагогика, социальная работа). Важно включать в такие программы и логопедию, так как зачастую дети-мигранты говорят на двух языках, то есть является билингвами.

Обобщив научные, научно-практические труды по психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей-мигрантов, была разработана авторская концепция психолого-педагогической поддержки социокультурной адаптации детей-мигрантов.

Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в образовательной среде начальной школы ориентирована на развитие коммуникативных навыков школьника-мигранта, воспитание его сензитивности, формирование уверенного поведения и социальной успешности.

Формой проведения занятий мы выбрали тренинги, так как они успешно проходят в детских и подростковых группах устойчивого типа. При проведении тренингов формируются ценностные ориентации, коммуникативные навыки и адекватная самооценка подростка.

Программа в обязательном порядке включает в себя индивидуальные и групповые формы коррекционных занятий, встречи консультативного характера со школьниками-мигрантами и их родителями, проводимые педагогом, психологом или тьютором.

Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. № 4. С. 18-21 Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(4):18-21. (In Russ.)

Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения направлена на создание атмосферы толерантности и готовности педагогов к работе в поликультурной среде. Важно планировать её в контексте с основной образовательной программой образовательного учреждения, одновременно с программами методической работы с учениками.

Разработанная программа была апробирована на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 83 - Центр образования» Приволжского района г. Казани (МБОУ «Лицей № 83 - Центр образования»).

В исследовании приняли участие 40 учеников первых классов из двух классов «А» и «Б». Класс «А» был контрольной группой, в нем 20 учеников, из которых 4 ребёнка-мигранта, прибывших из Азербайджана (2 человека) и Украины (2 человека). Класс «Б» был экспериментальной группой, в нем также 20 учеников, из которых 4 ребёнка-мигранта, прибывших из Азербайджана (2 человека) и Казахстана (2 человека).

Результаты первичной диагностики показали, что из 40 учеников, только 5 детей полностью адаптированы к условиям образовательной среды начальной школы, то есть психологически готовы к роли учеников. Остальные дети, среди которых 8 учеников-мигрантов, показали средний и низкий уровень адаптации. Дети-мигранты продемонстрировали низкий уровень социокультурной адаптации. Ранжирование факторов адаптации позволило выявить, что ученики из семей мигрантов тревожатся по причине страха несоответствия ожиданиям принимающего сообщества и страха общения со сверстниками.

Повторное исследование показателей социокультурной адаптации детей-мигрантов показало, что ее уровень адаптации к образовательной среде и принимающему сообществу стал средним (5 человек из 8) и выше среднего (3 человека из 8). Степень социокультурной адаптации испытуемых детей-мигрантов после занятий, предусмотренных в рамках разработанной программы психолого-педагогической поддержки социокультурной адаптации, существенным образом изменился, стал выше.

Реализация разработанной программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов позволяет обеспечить целенаправленное воспитание ценностных установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, ее обычаям и культуре, обеспечить возможность активного участия детей-мигрантов в социокультурной среде местного сообщества.

Список источников

1. Дадова Залина Исмеловна Этнопедагогический аспект воспитания молодого поколения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №5.

2. Маколифф М., Хадрия Б. Обзор доклада: панорама миграции и мобильности в период растущей неопределенности // Доклад о миграции в мире 2020. МОМ. 2020. С. 2-18.

3. Сакаев В.Т. Демографический фактор в этнополитических конфликтах: методологические аспекты анализа // POLITBOOK. 2012. №3. С. 45-59.

4. Сакаев В.Т. Риски высокой иммиграции для политического и экономического развития России // Вестник Пермского университета. Политология. 2015. №4. С. 159-174.

5. Стефаненко Т Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

6. Хусаинова Н.Б. Воспитание межкультурной толерантности подрастающего поколения на основе этнопедагогического опыта народов Северного Кавказа // Наука и современность. 2014. №28. С. 114-118

References

1. Dadova Zalina Ismelovna Ethnopedagogical aspect of education of the young generation // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016. No. 5.

2. McAuliffe M., Khadriya B. Review of the report: a panorama of migration and mobility in a period of growing uncertainty // World Migration Report 2020. IOM. 2020.S. 2-18.

3. Sakaev V.T. Demographic factor in ethnopolitical conflicts: methodological aspects of analysis // POLITBOOK. 2012. No. 3. S. 45-59.

4. Sakaev V.T. Risks of high immigration for the political and economic development of Russia // Bulletin of Perm University. Political science. 2015. No. 4. S. 159-174.

5. Stefanenko T G. Ethnopsychology. - M.: Institute of Psychology RAS, "Academic project", 1999. - 320 p.

6. Khusainova N.B. Education of intercultural tolerance of the younger generation on the basis of the ethnopedagogical experience of the peoples of the North Caucasus // Science and Modernity. 2014. No. 28. S. 114-118

Авторы публикации

Асхадуллина Лейсан Айдаровна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Плаксий Ирина Валентиновна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Authors of the publication

Leisan A. Askhadullina, Kazan (Volga region) Federal University.

Irina V. Plaksiy, Kazan (Volga region) Federal University.

Статья поступила в редакцию 21.09.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 21.09.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.