Научная статья на тему 'Адаптация детей-мигрантов в образовательном пространстве школы'

Адаптация детей-мигрантов в образовательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
555
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ-МИГРАНТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна, Загидуллин Артур Ильдарович

В статье рассматривается актуальная проблема адаптации ребенка из семьи мигрантов к новым условиям жизни и школе. Авторы отмечают, что исследуя процесс адаптации ребенка из семьи мигрантов, целесообразно обозначить структурные компоненты миграции, которые определили бы место ребенка в образовательной политике региона. В статье дается описание программы применения комплекса мер, направленных на преодоление социально-психологических, педагогических, культурных, личностных проблем ребенка-мигранта, возникших из-за недостаточного уровня культурной и социальной адаптации, раскрывается модель, состоящая из трех уровней адаптации детей-мигрантов к новым социокультурным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна, Загидуллин Артур Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей-мигрантов в образовательном пространстве школы»

Адаптация детей-мигрантов в образовательном пространстве школы

Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, gdautova@mail.ru.

Загидуллин Артур Ильдарович,

аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, kazan-kfu@mail.ru.

В статье рассматривается актуальная проблема адаптации ребенка из семьи мигрантов к новым условиям жизни и школе. Авторы отмечают, что исследуя процесс адаптации ребенка из семьи мигрантов, целесообразно обозначить структурные компоненты миграции, которые определили бы место ребенка в образовательной политике региона. В статье дается описание программы применения комплекса мер, направленных на преодоление социально-психологических, педагогических, культурных, личностных проблем ребенка-мигранта, возникших из-за недостаточного уровня культурной и социальной адаптации, раскрывается модель, состоящая из трех уровней адаптации детей-мигрантов к новым социокультурным условиям. Ключевые слова: адаптация, дети-мигранты, социокультурные условия.

Общественные перемены, происходящие в последние годы на мировой арене, в значительной степени влияют на политическую и социальную обстановку в мире, что сказывается на росте миграционных процессов. Ежегодно Российская Федерация принимает около 20 млн. граждан из других стран.

В Республике Татарстан на данный момент, по информации управления федеральной миграционной службы РТ, проживает более 63 тыс. иностранцев. Большая часть — 71,4\% - приезжие из стран СНГ. 28,6\%, или 21 805 человек, — граждане стран дальнего зарубежья.

Основная часть иностранных граждан предпочитает регистрироваться в наиболее крупных населенных пунктах области, так большая часть мигрантов становится на учет в городе Казани. Большая часть приезжих являются гражданами Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана и др.

Одной из самых социально незащищенных категорий мигрантов являются дети. Несовершеннолетние мигранты в процессе адаптации испытывают множество социальных, психологических, педагогических проблем и нуждаются в социально-педагогической поддержке.

В международных и российских документах, таких как Конвенция ООН (1951), Конвенция о правах ребенка (1989), Закон Российской Федерации «О беженцах» (1993), отмечается, что дети-мигранты наделены теми же социальными, экономическими, культурными правами, что и дети, живущие в стране. Социальная помощь детям мигрантов должна заключаться не только в обеспечении им естественно-антропологических потребностей, но и дать возможность сформировать духовно-культурные и агентно-профессиональные навыки. Этими вопросами занимаются общеобразовательные учреждения города Казани.

Исследуя процесс адаптации ребенка из семьи мигрантов, целесообразно обозначить структурные компоненты миграции, которые определили бы место ребенка в образовательной политике региона:

• социальный статус семьи (родители, занимающие высокое социальное положение и те, у кого социальный статус ниже);

• национальная принадлежность (мигранты этнически близких или дальних народностей);

• причины, по которым семья сменила место жительства (политическая, социальная напряженность в стране проживания или иные причины);

• способ реализации миграции семьи (организованная и неорганизованная, миграция всей семьи или ее части и др.).

В зависимости от способа адаптации детей-мигрантов можно разделить на три типа:

1. Дети русских, эмигрирующие по каким-либо причинам обратно в Россию (способность адаптации выражена лучше всего, однако, приспособление к новой среде может проявляться в нарушениях поведения);

2. Дети других национальностей, которые хорошо владеют русским языком (знание языка повышает уровень социальной адаптации у таких детей, однако, различия в этнокультурном пространстве подрывают доверие ребенка к новой среде; открытую агрессию дети проявляют редко, но недоверие часто проявляется в хвастовстве и лживости);

3. Дети других национальностей, которые недостаточно хорошо владеют русским языком (такие дети ищут опору в учителе, стремятся ему понравиться, услужить, ставят интересы коллектива ниже собственных).

Программы, реализуемые в ряде школ города Казани, по адаптации детей мигрантов, осуществляются не конкретным специалистом, а с помощью взаимодействия педагогического коллектива, психолога, социального педагога, самого ребенка и его родителей. Программы заключаются в применении комплекса мер, направленных на преодоление социально-психологических, педагогических, культурных, личностных проблем ребенка-мигранта, возникших из-за недостаточного уровня культурной и социальной адаптации.

В основе программы лежит модель, состоящая из трех уровней адаптации детей-мигрантов к новым социокультурным условиям:

1. Учебная адаптация, включающая в себя усвоение ребенком норм школьного поведения, а так же включение его в учебную и воспитательную деятельность.

2. Социально-психологическая адаптация, включающая в себя условия взаимодействия с одноклассниками, педагогами, гармоничность и удовлетворенность ребенка этими взаимодействиями.

3. Культурная адаптация, предполагает развитие творческих способностей ребенка, принятие культурных образцов общества. На этом уровне происходит так же включение ребенка в местную молодежную культуру.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих социальную адаптацию детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в городе.

Задачи программы:

- освоение детьми необходимого уровня знания русского языка;

- освоение детьми-мигрантами образователь-Ц ной программы;

— - повышение культурной компетенции детей; ч- - воспитание толерантного сознания учащихся

N школы;

см - привлечение родителей детей мигрантов в

2 работу по адаптации.

Программа включает в себя четыре этапа:

I. Научно-организационный (изучение теоретического материала по работе с детьми-мигрантами в образовательных учреждениях; анализ и разработка нормативно-правовых документов по этому вопросу; разработка программы социально-педагогической поддержки детей из семей мигрантов; разработка механизмов управления программой).

II. Диагностико-консультативный (изучение образовательного, культурного, воспитательного уровня детей-мигрантов; диагностика уровня их здоровья; диагностика психического развития, процесса адаптации; определения социального статуса ребенка).

III. Экспериментально-практический (организация социальной, медицинской, педагогической поддержки детей-мигрантов: деятельность по развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации; организация медицинского наблюдения за детьми, оказание профилактической помощи; коррекционная деятельность по развитию устной и письменной речи. Профилактическая деятельность, направленная на употребление детьми спиртных напитков и ПАВ, противоправных действий подростков, профилактика детского суицида. Оказание социальной помощи семье ребенка-мигранта).

VI. Аналитико-прогнозирующий (анализ реализации программы, достигнутые результаты, мониторинг эффективности программы).

Изучив программу по адаптации детей из семей мигрантов в городском образовательном учреждении, можно сделать вывод, что в целом, работа в этом направлении ведется всецело организованно, затрагивая все сферы жизни ребенка, в программу включена работа всех специалистов ОУ, а так же работа родителей. Но стоит заметить, что работа ОУ не сопрягается с другими учреждениями, что позволило бы адаптировать ребенка-мигранта не только в рамках городской школы, но и в других, культурных, досуговых, спортивных учреждениях города Казани.

Нами предлагается организовать партнерство школы и других учреждений по вопросам:

1. Гражданско-патриотического воспитания учащихся (посещение ветеранов ВОВ; организация праздников День защитника Отечества, День Победы; посещение экскурсий, выставок, посвященных ВОВ).

2. Воспитания толерантного отношения к другим народам, народным традициям, распространение идей гуманизма (участие детей в волонтерских движениях, организация национальных праздников, изучение национальных традиций других народностей, посещение выставок национальных костюмов, и др.).

3. Организации оздоровительно-спортивной работы (посещение спортивных соревнований, организация спортивных олимпиад, эстафет, конкурсов; посещение бассейна, катка, лыжной базы, и др.).

4. Организации досуга, социально-воспитательной работы (участие в культурно-

массовых мероприятиях при праздновании Дня города, Нового года, Дня защиты детей и др.).

5. Приобщения детей к миру литературы, науки и искусства (проведение уроков в библиотеке, посещение литературных выставок, участие детей в конференциях, исследовательской деятельности, встречи с известными людьми).

6. Профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании (медицинские осмотры и комиссии, лекции врачей, участие в акциях, посвященных ЗОЖ, и др.).

В целом, нужно отметить, что процесс социально-психологической адаптации детей мигрантов к новым условиям жизни является довольно неоднозначным и сложным. Ребенок, попавший в подобную ситуацию переживает различные сложности и сильный стресс, следовательно, нужно создавать условия для более безболезненной адаптации детей к новым условиям жизни, организовывать психологическое сопровождение этого процесса, осуществлять специальную подготовку педагогов, осуществляющих работу с такими детьми, налаживать диалог культур, вместе с тем поддерживать самобытность мигрантов, ценить их индивидуальность.

Adaptation of children migrants in educational space of school Fakhrutdinova G.Zh., Zagidullin A.I.

Kazan (Volga) federal university

The article deals with the actual problem of adaptation of the child of migrant families to new conditions of life and school. The authors note that while exploring the process of adaptation of the child of migrant families, it is advisable to identify the structural components of migration, which would define the place of the child in educational policies in the region. The article describes the programs use a set of measures aimed at overcoming the socio-psychological, pedagogical, cultural, personal problems of a migrant child, arising from the insufficient level of cultural and social adaptation revealed model consisting of three levels of adaptation of migrant children to new sociocultural conditions. Key words: adaptation, migrant children, socio-cultural conditions. References

1. Balashov T. N. Problems of development of the migration legislation in the Russian Federation at the present stage. Migration right, 2008, N 4.

2. Burmistrova, E.V. Psychological assistance in crisis situations

(prevention of crisis situations in the educational environment): methodical recommendations for experts of an education system. - M.: MGPPU, 2006. - 118 pages.

3. Fakhrutdinova G.Zh. Polycultural education in the conditions of

multiethnic Tatarstan: problems and prospects//Education and self-development. 2012. No. 6 (34). page 113-119.

4. Polyakova M.V. Labor adaptation of migrants in a metropolis //

Innovations and Investments. 2015. No5. p. 82-87

Литература

1. Балашова Т.Н. Проблемы развития миграционного законодательства в РФ на современном этапе. Миграционное право, 2008, N 4.

2. Бурмистрова, Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): методические рекомендации для специалистов системы образования. - М.: МГППУ, 2006. - 118с.

3. Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурное образование в условиях многоэтнического Татарстана: проблемы и перспективы//Образование и саморазвитие. 2012. № 6 (34). с. 113-119.

4. Полякова М.В. Трудовая адаптация мигрантов в условиях мегаполиса // Инновации и инвестиции. 2015. №5. с.82-87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.