УДК 338.1 О.О. Чудинов
СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ:
ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
O.O. Chudinov
SOCIALLY RESPONSIBLE INVESTMENT:
TYPES AND SIGNIFICANCE
В новой экономической реальности возникли потребности в ведении такой формы бизнеса, которая могла бы быть максимально безопасной для общества и природы, а также была бы этична и отвечала принципам устойчивого развития. Примером такой практической работы является развитие рынка социальных инвестиций. Цель работы состоит в освещении четырех современных направлений такой формы инвестирования: отказ от вложений во «вредные» активы; решение социальных проблем общества в условиях рынка; вложения в человеческий капитал сотрудников корпорации; инвестиции в развитие регионов присутствия. Для достижения цели автором использовались такие методы, как исторический, структурный, функциональный, экономико-статистический, системный, формальнологический, а также приемы познания. Было выявлено, что появление социального инвестирования является продолжением социальных и экологических практик ответственных коммерческих структур. Это обусловливается, с одной стороны, вниманием правительств развитых государств, с другой - появлением высоких моральных устоев общества и отдельных предпринимателей. Настоящий этап развития корпоративной социальной ответственности через форму социального инвестирования позволяет полноценно перейти от затратных и несистемных видов благотворительности к оптимизации социальной политики бизнес-структур, от единовременных пожертвований и раздач средств к формированию полноценной стратегии планирования будущих проектов и программ, а также оценке их результатов. Такие результаты связаны с тем, что обозначенный вид инвестирования способствует выравниванию уровня жизни в регионах, решает проблемы инфраструктуры и трудовых отношений, а следовательно, сглаживает социальную напряженность и формирует у общества и государства лояльность по отношению к бизнесструктурам.
Ключевые слова: инвестиции, ответственность, корпорации, общество, управление.
In the new economic reality there was a necessity in the conduct of such businesses, which could be safe as possible for the society and nature and was ethical and consistent with the principles of sustainable development. An example of this practical work is the development of the market for social investment. The aim of the work is the coverage of the four modern directions of such forms of investment: waiver of investment in "bad" assets; the decision of social problems in the market; investment in human capital of employees of the corporation; investment in the development of regions of presence. To achieve the goal the author used such methods as historical, structural, functional, economic-statistical, systematic and formal-logical and methods of learning. It was revealed that the emergence of social investment is a continuation of social and environmental responsible practices of commercial structures. This is due on the one hand the attention of the governments of developed countries, with another, the appearance of the high moral principles of society and individual entrepreneurs. The present stage of development of corporate social responsibility through social investment enables you to move from costly and non-systemic types of charity to the optimization of social policy of business structures, from one-time donations and distributions of funds to the formation of full planning strategies for future projects and plans and assessing their results. These results are related to the fact that the investment contributes to the alignment of living standards in the regions, solves the problems of infrastructure and labor relations and, consequently, smoothes social tension and forms of society and the state loyalty to the business structures.
Keywords: investment, responsibility, corporation, society, management.
В настоящее время корпорации и инвесторы зачастую не только примеряют на себя и свой бизнес социально ответственные практики и программы, но и часто выстраивают его на социальной базе изначально.
В привычном понимании инвестиции принимают формы денежных средств, целевых банковских вкладов, ценных бумаг, технологий, лицензий и интеллектуальной собственности, оборудования, имущества, вкладываемого в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и др. Однако объединяет их общий принцип: все, что не запрещено, - разрешено. Так открываются фабрики по производству табачных и алкогольных продуктов, оружия, изделий из меха и т.п.
Но следует отметить, что в развитых странах происходят серьезные мировоззренческие перемены, связанные с попытками придать лицу рынка больше человеческих черт. Связано это как с давлением общества, отдельных покупателей и некоммерческих организаций на корпорации, так и с инициативами самих предпринимателей. В современной экономике при наличии достаточно большого количества обеспеченных коммерсантов и инвесторов с определенными моральными и этическими устоями возникли потребности в создании новой экономической ниши - коммерческого дела, которое бы максимально было безопасно для всех, этично и отвечало принципам устойчивого развития (т.е. реализовался бы такой производственный процесс, при котором эксплуатация природных ресурсов и ориентация научно-технического развития были бы согласованы друг с другом и не исчерпывали, а укрепляли нынешний и будущий потенциал для развития человека и его потребностей). Примером этого может являться развитие рынка социальных инвестиций.
Кроме того, с позиции закономерности развития экономики социальное инвестирование приобретает глобальную роль - развитие общества через социально ответвленные экономические процессы.
В общем смысле под социально ответственным инвестированием (в англ. socially responsible investing или social investing, или ethical investing) принято понимать процесс принятия таких инвестиционных решений, которые в рамках традиционного финансового анализа учитывают социальные и экологические последствия от реализации инвестиций.
Четкого и однозначного определения данного понятия в мире пока не существует, но уже в нынешней ситуации с уверенностью можно говорить о его четырех направлениях реализации, таких как:
1. Отказ от вложений во «вредные» активы.
2. Инновационное решение социальных проблем общества в условиях рынка.
3. Внутрикорпоративные вложения в человеческий капитал сотрудников корпорации.
4. Инвестиции в развитие регионов присутствия.
Постараемся более подробно раскрыть эти направления.
Первое направление представляет собой повышенное внимание инвесторов к тому, на какие цели направляются их средства, размещенные в банках и инвестиционных компаниях, впервые было связано с политическим климатом США 1960-х годов, а также появлением множества общественных движений, характерных для того периода (от движений
феминисток до антивоенных митингов). Впервые на системной основе социальное инвестирование проявилось в Америке с появлением в 1971 году фонда, известного сейчас как PAX World. Этот фонд стал действовать в пик развития борьбы против войны во Вьетнаме и за защиту окружающей среды. Стоит упомянуть, что фонд, активы которого 40 лет назад составляли всего 100 тыс. долларов, в настоящее время вырос почти до 2 млрд долларов.
В конце 70-х гг. ХХ в. концепция социального инвестирования начала привлекать все больше сторонников на волне кампании за отмену расовой дискриминации и режима апартеида в ЮАР. К примеру, «социальные инвесторы» оказывали экономическое давление на власти этой страны и призывали других инвесторов и потребителей бойкотировать компании, ведущие свою деятельность в этом государстве.
Наибольшую обеспокоенность в настоящее время у социально ориентированных инвесторов в мировом масштабе вызывают экологические угрозы: аварии на опасных производствах, качество воздуха, водных ресурсов и др. Другим, не менее популярным приоритетом выступают трудовые отношения, для которых в данном случае характерны равный подход при приеме на работу, достойные условия труда, соблюдение прав человека и т.п.
Одним из методов определения «вредности» компаний является разработанная в США технология, имеющая название «Просеивание» (screening), представляющая собой выбор консалтинговым агентством для инвестиционного портфеля бумаг тех компаний, которые отвечают заданным социальным или экологическим критериям инвестора.
«Просеивание» может осуществляться по принципу исключения, что предполагает удаление из списка рассматриваемых для инвестирования тех корпораций, чья продукция или деловая практика противоречат этическим или моральным ценностям инвестора. Однако в последнее время большую популярность приобретает «просеивание», предполагающее целевой поиск бумаг тех компаний, которые характеризуются положительным влиянием на развитие общества и вносят вклад в дело защиты окружающей среды. Наиболее распространенные фильтры при формировании социально ориентированных портфелей можно представить в таблице.
В России также есть консалтинговые агентства, оказывающие подобные услуги. Одним из них является находящееся в Омске «Агентство социального инвестирования».
Критерии отбора (фильтры), используемые при формировании социальных портфелей
Широко используемые фильтры (применяются в 50% или более «просеянных» портфелей) Обычно используемые фильтры (применяются в 30-49 % «просеянных» портфелей) Специальные фильтры (применяются менее чем в 30% «просеянных» портфелей)
• Не желают вкладывать в табачные компании • Предпочитают вложения в экологически безвредные компании • Обращают внимание на реализацию прав человека в организации и наличие антидискриминационной политики занятости • Не желают вкладываться в бизнес с азартными играми • Не желают вкладывать средства в предприятия по производству оружия • Не желают вкладывать средства в компании по производству алкоголя • Обращают внимание на компании с развитыми трудовыми отношениями • Не желают вкладывать средства в компании, где проводятся опыты над животными. Предпочитают компании, в которых реализуются практики защиты животных • Инвесторы обращают внимание на участие корпорации в местных инвестиционных программах • Предпочитают вкладываться в предприятия, занимающиеся благотворительной деятельностью • Приветствуют вознаграждение социально ответственных управляющих • Не хотят вкладываться в компании, поддерживающие аборты или занимающиеся контролем над рождаемостью • Предпочитают предприятия, имеющие сертификаты международных стандартов труда
В современном мире решение социальных проблем уже не может быть обеспечено за счет деятельности лишь одного государства. Новыми (инновационными) формами их решения становится изменение характера классического инвестирования в сторону этичного развития бизнеса. Такие трансформации происходят как по собственной воле ответственных инвесторов, так и под государственным воздействием. Это второе направление.
Примерами такой работы могут являться введенные в нескольких странах ЕС законодательные постановления, требующие от пенсионных фондов раскрывать информацию о том, учтены ли социальные и экологические факторы при инвестировании накопленных пенсий, а в Великобритании (в 2000 году) закон обязал информировать о таких принятых решениях общество. Но кроме карательных мер в этих же странах существуют и стимулирующие. Так, в ноябре 2001 года несколько европейских стран (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Голлан-
дия и др.) учредили общеевропейский форум по социально ответственным инвестициям - Eurosif (European Social Investment Forum). Форум призван объединить усилия ведущих европейских стран в развитии рынка социальных инвестиций.
Интересной практикой государственно-частного социального инвестирования является принятое решение во Франции (в 2016 году). Городские власти Парижа планируют снизить уровень выбросов углекислого газа в атмосферу на 75 %, но не за счет запретов, а посредством вложений. Совместно с архитектурной фирмой Vincent Callebaut Architectures был презентован масштабный проект под названием «2050 Paris Smart City» с различными экологическими характеристиками. Его концепцию можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1.2050 Paris Smart City
Не отстают и личные инициативы бизнеса. Например, в странах, где население испытывает финансовые трудности, банки инвестируют в открытие «бюджетных» филиалов (так называемые community development banks), выдающих кредиты населению под низкий процент (преимущественно на развитие бизнеса, а низкая ставка обусловлена тем, что деньги берутся от вкладчиков банка). С одной стороны, без существования подобных компаний население не имело бы возможности получать доступ к заемным средствам в традиционных банках, например с целью открытия собственного бизнеса. С другой, таким образом крупные банки открывают для себя еще одну, огромную нишу на рынке, а также новые возможности для заработка и повышения репутации1.
Достаточно часто бизнес инвестирует в предприятия, где работают люди с ограниченными возможностями. Примером такой практики может служить открытый в Москве, по франчайзингу французской компании «Dans le noir?», ресторан «В темноте?!». Организация общественного питания, открытая врачом-офтальмологом и владельцем многопрофильной клиники Игорем Медведевым, отличатся тем, что ее персонал - это молодые люди с отсутствием зрения. Смысл заведения в том, что посетители едят в полной темноте, а незрячие помогают им освоиться, создавая уютную и комфортную обстановку. Это похоже на то, как людям с проблемами зрения помогают в транспорте и на городских улицах, только при свете дня. Интересно, что владелец не только создает достаточно высоко оплачиваемые рабочие места для людей, которых редко берут на работу в принципе, но и получает от этого заведения прибыль, зачастую большую, чем от деятельности своей медицинской клиники.
Еще одним подобным образцом является бутик «Авоська дарит надежду». Этот магазин возродил и продает теперь уже модные и популярные в Западной России авоськи. Интересно, что их изготовлением занимаются на дому инвалиды по зрению. Последующий процесс обработки изделия, например окраска или стильные ручки (это зависит от заданного дизайна), выполняется инвалидами других групп и категорий.
В разное время в компании было занято около 70 инвалидов по зрению в 6 регионах (г. Москва, Московская область, Чувашская Республика, Владимирская область, Нижегородская область, Рязанская область).
1 Стоит отметить, что такие учреждения не следует путать с распространенными в России микрокредитными организациями, которые занимаются не решением социальных проблем, а ростовщичеством.
Рис. 2. Журнал, рассказывающий о моде на авоськи из бутика «Авоська дарит надежду»
Коммерческий проект оказался полезен и с социальной, и с экологической стороны. Так, например, в России насчитывается более 10 тысяч инвалидов по зрению, и половина из них готова вести активную деятельность; таким образом, предприятие реализует социальную направленность. Кроме того, продвижение авоськи как удобной, стильной, многоразовой и альтернативной пластиковым пакетам - это экологическое просвещение населения, способствующее снижению объемов загрязнения окружающей среды [1].
Существуют также инвесторы, вкладывающие средства в социальные магазины для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. За границей магазины подобного типа становятся корпоративными сетями. В России подобным примером, правда пока начинающегося бизнеса, может являться московский магазин одежды Charity Shop, в который на начальном этапе было вложено около 700 тыс. рублей. Суть такого магазина в том, что он принимает на безвозмездной основе новую и бывшую в употреблении одежду от людей, желающих помочь другим людям (тем самым концентрируя большие запасы, широкий выбор и используя ресурс ненужной одежды горожан), а затем продает ее по минимальным ценам нуждающимся (например, джинсы за 100 рублей). Кроме того, к работе часто привлекаются молодые люди из социально незащищенных групп. Благодаря этому компания не только создает но-
вые рабочие места, но и дает возможности для заработка и приобщения к хорошему делу.
Однако такие предприятия нуждаются в государственной поддержке. Так, открывшийся на подобной основе, но уже в Бурятии, магазин «Доброшоп» проработал всего лишь год, поскольку не нашел муниципальных площадей и платил аренду крупному торговому центру в размере 30 тыс. рублей в месяц.
Кроме социальных магазинов существуют и экологические. В качестве примера можно привести сети магазинов по продаже экологически чистых продуктов питания.
Третий тип социальных инвестиций необходим корпорациям для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить своим работникам благоприятные условия для безопасной и успешной трудовой деятельности и профессионального развития, а с другой - снизить текучесть кадров и привлечь наиболее квалифицированных сотрудников, которые могут дать предприятию новые конкурентные преимущества и снизить производственные риски.
Как правило, такие социальные инвестиции представляют собой:
1) вложение в проведение исследовательской работы о потребностях и нуждах сотрудников корпорации;
2) прохождение дополнительной сертификации, подтверждающей улучшение условий труда и прав работников (например, SA 8000);
3) вложение в улучшение условий труда (современное, безопасное и энергосберегающее производственное оборудование, комфортная и безопасная спецодежда, снижение уровня шума и вибраций, улучшение освещенности производственных помещений, создание оптимальных климатических условий работы и др.) для снижения частоты травм и профзаболеваний, а также для готовности к чрезвычайным ситуациям;
4) повышение оплаты труда в соответствии с трудовым вкладом и квалификацией рабочего, а также награждение и/или продвижение по службе сотрудников, проявивших себя с наилучшей стороны;
5) создание и функционирование фондов социального обеспечения мер социальной поддержки персонала через развитие инфраструктуры (лечебные центры, профилактории, спортивные залы, бассейны и др.) и предоставление необходимых услуг (санаторно-курортное лечение, жилищные программы и др.);
6) системы социальной защиты персонала через реализацию их правовых гарантий;
7) открытие и реализация программ обучения персонала (в т.ч. индивидуальных, дистанционных, командных или групповых);
8) программы и фонды поддержки молодых специалистов;
9) социальные гарантии и льготы для семей сотрудников, а также пенсионеров и ветеранов и др.
Необходимо отметить, что такие практики с точки зрения менеджмента позволяют достичь наибольшей экономической эффективности работы персонала, поскольку позволяют всесторонне учитывать факторы, влияющие на мотивацию сотрудников, и наиболее полно раскрывать их потенциал.
Социально и экологически ответственные корпорации, кроме производственного оборудования и сооружений, предпочитают вкладываться также и в развитие инфраструктуры. Это четвертое направление -инвестиции в развитие регионов присутствия.
Так, компании не только заботятся о ветеранах своего производства и семьях действующих сотрудников, но и снижают отток высококвалифицированных сотрудников. Кроме того, такая деятельность обеспечивает преемственность поколений.
Наиболее ярко данные тенденции проявляются на градообразующих предприятиях в моногородах. Подтверждающим примером является опыт корпорации АЛРОСА (Алмазы России - Саха) - российской группы алмазодобывающих компаний. В настоящее время компания является одной из лидирующих в мире по объёму добычи алмазов. В сферу деятельности корпорации входят: разведка месторождений, добыча, обработка и продажа алмазного сырья. Ее основная деятельность сосредоточена в Якутии, регионе с непростыми климатическими условиями, слаборазвитой инфраструктурой и удаленностью населенных пунктов от крупных мегаполисов. Однако даже при таких условиях, за счет работы предприятия, город Мирный, в котором находится одно из предприятий АЛРОСы «Мирнинский ГОК», стал одним из наиболее развитых городов в Якутии. При небольшом населении (всего около 40 тысяч человек) большинство населения составляют молодые специалисты и семьи с детьми, что в России для моногородов редкость. Кроме того, это один из немногих населенных пунктов такого типа, в котором наблюдается прирост населения. Город отличается тем, что на его территории находится достаточно много современных детских площадок, строятся новые детские сады и современные школы, принимают абитуриентов технический колледж и филиал Северо-Восточного государственного университета. Дополнительно в городе функционируют школа искусств, детско-юношеская спортивная школа, стадион, два бассейна и закрытый каток. Сферу здравоохранения обслуживает центральная районная больница, в состав которой входят поликлиника, родильное отделение, терапия, хирургия, кардиология и другие отделения. Кроме того, в городе крайне низкий уровень преступности.
Однако наибольший интерес представляет то, что «Мирнинский ГОК» уже исчерпал свои ресурсы, но корпорация АЛРОСА не будет банкротить филиал, а, напротив, вложит в инфраструктуру города огромные деньги. Совместно с архитектурным бюро «АБ Элис» предприятие разработало проект эко-города, который будет построен в Мирном. Проект «Эко-город 2020» (Eco-city 2020) предусматривает строительство гигантского сооружения внутри рукотворного кратера, которое можно увидеть на рисунках 3 и 4 [2].
Рис. 3. Проект Eco-city 2020 в воронке г. Мирный
Рис. 4. Проект Eco-city 2020 в г. Мирный (вид сверху)
А вот как можно сделать загородную жизнь привлекательнее городской, причем усилиями всего лишь одного аграрного предприятия, может показать хозяйство Бориса Владимировича Мельниченко «Солгон-ское», находящееся в Красноярском крае. За 2005-2015 годы хозяйство вложило в развитие социальной инфраструктуры около 350 млн руб. На эти средства предприятием были построены начальная школа, храм, Дом культуры, торговый комплекс, магазины. Хозяйство за свой счет отремонтировало и заасфальтировало дороги, возвело мост через реку, провело водопровод в трех деревнях и сделало капремонт фельдшерскоакушерского пункта и библиотеки. В самом селе Солгон для молодых сотрудников был построен кирпичный дом на шестнадцать квартир со всеми благами цивилизации, а также сданы в эксплуатацию дома и в других населенных пунктах. Стоит ли удивляться, если предприятием была построена АЗС из-за того, что до ближайшей «заправки» жителям нужно было ехать 50 км.
По словам директора предприятия, повышение качества жизни в сельской местности и благосостояния сельчан должно быть для агропредприятия главным приоритетом в развитии хозяйства.
В 2013 году ЗАО «Солгонское» получило серебряную медаль Всероссийского конкурса «Высокая социальная ответственность хозяйствующих субъектов АПК» в номинации «За достижение высоких результатов в сфере устойчивого развития сельских территорий» [3-5].
Еще одним примером проявления социальной ответственности агробизнеса в решении вопросов развития территории является строительство современного детского сада совхозом им. Ленина в Подмосковье. Хозяйство затратило 260 миллионов рублей на строительство дошкольного образовательного учреждения площадью 6000 кв. метров, обеспечив возведение здания полностью за свой счет. В детский сад, отличающийся с положительной стороны необычным дизайном, за который он получил название «Замок детства», ходят не только дети сотрудников совхоза, но и обычные «очередники», проживающие рядом с предприятием (рис. 5).
Рис. 5. «Замок детства» - детский сад, построенный за счет финансирования совхоза им. Ленина
Итак, появление социального инвестирования - логичное продолжение социальных и экологических практик ответственных корпораций, обусловленное, с одной стороны, вниманием правительств развитых государств, с другой - появлением высоких моральных устоев коммерсантов.
В
целом настоящий этап развития корпоративной социальной ответственности в форме социального инвестирования позволяет полноценно перейти от затратных и несистемных форм благотворительности к оптимизации социальной политики бизнес-структур, от единовременных пожертвований и раздач средств - к формированию полноценной стратегии планирования будущих проектов и программ, а также - к оценке их результатов.
Интересно, что результаты многочисленных исследований экономистов и финансовых аналитиков показали, что реализация комбинации финансовых, социальных и экологических параметров при инвестировании в долгосрочном периоде имеют большую конкурентоспособность, а значит, вложения в них более привлекательны для инвесторов. Это означает, что «инвестирование по совести» не равносильно принятому мнению о том, что это вложение в ущерб доходам. Кроме того, представленные нами примеры реальных компаний показывают, что зачастую социальное инвестирование является выходом на новые, еще никем не закрытые ниши рынка. И также не секрет, что у социально ответственных инвесторов лучше складываются отношения с властями. Это обусловлено тем, что такой вид инвестирования способствует выравниванию уровня жизни в регионах, решает проблемы инфраструктуры и трудовых отношений, а следовательно, сглаживает социальную напряженность.
Литература
1. Соколова Л. Что нужно для развития социального предпринимательства в России? // Бизнес и общество. - URL: http://www.b-soc.ra/theory-and-practice/materials/material/socpr/79 (дата обращения: 10.04.2016).
2. A warren of streets: Eco-City 2020 // Independent. - 2010. - December
03. - Mode of access: http://www.independent.co.uk/arts-entertai-nment/architecture/a-warren-of-streets-eco-city-2020-2149826. html (дата обращения: 09.07.2016).
3. Назарова М. 15 лет стабильного успеха // Renome. - 2015. - № 1/105 -С. 34-37.
4. Тимофеева Л. Ключ от храма // Newslab. - 2014. - 30 июня. - URL: http://newslab.ru/article/596615 (дата обращения: 10.07.2015).
5. Чудинов О.О. Корпоративная социальная ответственность в агробизнесе (на примере Красноярского края) // Вестник АПК Ставрополья. - 2015. - № 4. - С. 357.