Научная статья на тему 'Synergetic effect of the social responsibility of business'

Synergetic effect of the social responsibility of business Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL RESPONSIBILITY / BUSINESS / SOCIAL INVESTMENT / INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Ирина Юрьевна, Данилова О. В.

Социальное инвестирование важнейшая форма реализации ответственности бизнеса перед обществом, позволяющая бизнесу создавать среду своего обитания и формировать носителя интеллектуальной собственности человеческий капитал. Возможность воздействия социально ответственного бизнеса на динамику экономического роста связана с необходимостью институционализации социального инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social investment is the most important form of realization of the responsibility of business to the society, as it allows businesses to perform a mission to create an environment of their habitat and to form human capital as a carrier of the intellectual property. The possibility of influence of socially responsible business on the dynamics of economic growth is connected with the need to institutionalize social investment.

Текст научной работы на тему «Synergetic effect of the social responsibility of business»

КОРПОРАТИВНАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Синергетический эффект социальной ответственности бизнеса

И. Ю. Беляева, О. В. Данилова

Социальное инвестирование — важнейшая форма реализации ответственности бизнеса перед обществом, позволяющая бизнесу создавать среду своего обитания и формировать носителя интеллектуальной собственности — человеческий капитал. Возможность воздействия социально ответственного бизнеса на динамику экономического роста связана с необходимостью институционализации социального инвестирования.

Ключевые слова: социальная ответственность, социальные инвестиции, институционализация.

Synergetic Effect of the Social Responsibility of Business

I. Y. Belyaeva, О. V. Danilova

Social investment is the most important form of realization of the responsibility of business to the society, as it allows businesses to perform a mission to create an environment of their habitat and to form human capital as a carrier of the intellectual property. The possibility of influence of socially responsible business on the dynamics of economic growth is connected with the need to institutionalize social investment.

Key words: social responsibility, business, social investment, institutionalization.

Рыночная система хозяйства за многовековую историю своего существования прошла путь от классического капитализма с его стремлением к максимизации прибыли любой ценой, с имманентно присущим ему диалектическим противоречием между трудом и капиталом, к социально-ориентированной экономике, когда прибыль создается работником, имеющим альтернативные источники дохода, а

человеческий капитал превращается в важнейший интеллектуальный ресурс. Возрастание роли ответственности бизнеса в обеспечении устойчивых конкурентных преимуществ национальной экономики связано с социальной ориентацией рыночного хозяйства на постиндустриальном этапе развития. Бизнес вынужден принять на себя значительную часть этих затрат, поскольку его собственное развитие

Беляева Ирина Юрьевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: [email protected]

О. В. Данилова - доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: [email protected]

находится в прямой зависимости от качества и инновационных возможностей человеческого капитала. Углубленный анализ всех компонентов, характеризующих социальную ответственность бизнеса, — важная методологическая проблема, требующая проведения теоретических исследований тенденций развития производительных сил и прежде всего их основной составляющей — человеческого капитала.

Рациональным представляется мнение о том, что социальная ответственность бизнеса включает в себя все, что делает бизнес, и то, как это сказывается на качестве жизни как внутри, так и вне национальных границ, на глобальном уровне. В этом случае бизнес, создавая новые механизмы и инструменты ответственности за использование ограниченных ресурсов, и в первую очередь за человека, становится системой отношений в рамках их эффективного использования. Эта зарождающаяся система отношений вбирает в себя все прогрессивное, что создал капитал, обретает иные видовые характеристики и принимает участие в создании новой формы собственности, обеспечивающей принципиально иные условия развития производительных сил.

Фундаментальные основы модификации экономических систем заложены в характере общественного производства, развитие которого связано с возникновением и разрешением противоречия между формами собственности и уровнем производительных сил. Товарное производство, базирующееся на законах трудовой собственности и характеризующееся присвоением результатов частного труда, эво-люционно превращается в капиталистическое производство. Последнее основано на законах капиталистического присвоения и совершенствуется за счет распоряжения результатами обобществленного труда. Капитал, испытывая сложности в реализации частнокапиталистических прав собственности, ищет выход эмпирическим путем, и практика начинает выдвигать возможные пути решения проблемы. В системе вызревают новые структуры с новыми деловыми характеристиками, выдвигая бизнес как наиболее перспективный субъект хозяйствования, обеспечивающий жизнеспособность рыночного хозяйства.

Возникнув как единичное явление (на микро-уровне), социальная ответственность биз-

неса на рубеже ХХ-ХХ1 веков превратилась в объективную всеобщую закономерность, обязательное условие эффективного развития общественного воспроизводства. Именно оно определило целевую стратегию компаний по добровольному инвестированию в совершенствование человеческого капитала и превращению его в капитал интеллектуальный. Трудности экономического и этического осознания анализируемого явления вызваны тем, что на протяжении длительного времени наемный работник для капитала был интересен только с точки зрения его простого физического воспроизводства. В начале XX века речь шла не о принципиальной ориентации экономики на повышение качества жизни человека, а лишь о частичных уступках правящего класса, направленных на снижение недовольства широких слоев населения. Период обострения противоречий капитала вызвал к жизни теоретические обоснования социальной ответственности бизнеса, признание объективной зависимости общественного прогресса от обязательного и последовательного улучшения условий материальной жизни человека. Недооценка затрат труда, присвоение части неоплаченного труда рабочих приводили к усилению эксплуатации и, как следствие, обострению противоречий во всех сферах общественного развития — политике, экономике, социальной сфере. Причинами, заставившими предпринимателей задуматься о социальной ответственности, стали:

• во-первых, упущенные выгоды из-за использования неквалифицированного труда;

• во-вторых, необходимость создания нормальных условий труда для работника (с точки зрения удовлетворения его материальных и профессиональных потребностей), как фактора производства;

• в-третьих, поддержание социальной стабильности в обществе (как следствие первых двух).

Можно констатировать, что уже в конце XIX - начале XX века возникли объективные причины для появления тенденции развития бизнеса как социально ответственного. С нашей точки зрения, участие бизнеса в социальной сфере включает благотворительность, спонсорство и социальное инвестирование. Более подробно эти формы представлены в

схеме на рис. 1. Вместе с тем практика опережала теорию, так как уровень развития производительных сил ещё не создал экономических оснований для того, чтобы бизнес был безусловно социально ответственным.

В начале XX века у бизнеса появляется необходимость начать считаться с интересами наемных работников, нести ответственность

непосредственно перед ними и обществом в целом. Вложения в человека начинают рассматриваться как источник экономического роста, обеспечивающий долговременный производственный и социальный эффект. Однако идеи социально ориентированного подхода к работнику опережали те экономические условия, которые необходимы для реализации

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИГРА ЭКОНОААИЧЕСКИХ МОТИВОВ

Рис. 1. Формы реализации социальной ответственности бизнеса

социальной ответственности. Уровень развития производительных сил не давал бизнесу материальных оснований для того чтобы быть социально ответственным. В этот период бизнес мог быть «ответственным» и выступать инициатором социально значимых проектов только под давлением общественного мнения и преимущественно в форме благотворительности. Стать инициатором социального инвестирования бизнес еще не мог.

Кардинальные изменения в технике и технологиях привели к тому, что к концу XX века в передовых капиталистических странах был наращен огромный экономический потенциал. Произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором развития общества, его самодостаточности и самосохранения. Экономически развитые страны мира, сформировавшись как индустриальные державы, перешли на постиндустриальные хозяйственные основы и стали готовы к реальным шагам в сфере улучшения жизни общества и сохранения экологической среды.

Превращение науки в материальную силу, усложнение и удорожание научно-технических достижений потребовали интенсивного развития воспроизводящего ресурса — человеческого капитала. Действие всеобщего закона возвышающихся потребностей, проявляющееся через возрастающее единство производительного и личного потребления, на этом этапе сближает условия воспроизводства капитала и рабочей силы. Такое сближение означает вызревание материальных и экономических условий (совершенствование управления собственностью), которое приводит не только к эффективности развития экономики. Капитал начинает «видеть» возможность повышения своей конкурентоспособности в совершенствовании фактора труда, когда замещение труда знаниями в деятельности субъектов хозяйствования на первый план выдвигает задачу аккумулирования интеллектуального потенциала компании. Подлинная власть сосредоточивается в процессе осмысления информации, а не в какой-либо должности или управленческой функции. Целью бизнеса, как определяющего элемента экономической системы, становится инвестирование в интеллектуальный человеческий капитал. Именно в этот период развитые

страны мира, обладая мощным материальным производством, перешли на постиндустриальные хозяйственные основы и проявили готовность сделать реальные шаги вперед в сфере улучшения жизни общества и сохранения окружающей среды. Начинает наращивать позиции социальное инвестирование, как высшая форма проявления социально ответственного бизнеса. Следует признать, что развитие интеллектуального капитала — не самоцель, а служит объективным условием совершенствования техноемких и информационных производств.

Социальное инвестирование характеризует экономическую заинтересованность бизнеса в совершенствовании человеческого капитала и превращении его в интеллектуальный фактор производства. Социальное инвестирование следует рассматривать и использовать как многоуровневую систему гуманитарной технологии — новации современной эпохи человеческой цивилизации, которая в процессе становления приобретает целостные характеристики: неизбежность (объективность), стабильность (факт устойчивого существования), упорядоченность (по уровням задач функционирующего бизнеса) и однозначность (легитимность связей и зависимостей в системе взаимодействия бизнеса и социума). Речь идет о сущностной роли социального инвестирования - обеспечении жизнеспособности бизнеса во внутренней среде и конкурентоспособности национальной экономики в мировом сообществе. Поэтому предлагается расширить понятие социального инвестирования, которое сегодня используется в узком смысле, только как вынужденная форма экономической защиты отдельных слоев (групп) населения, до мотивации государством масштабных социальных обязательств бизнес-структур на принципах взаимовыгодных партнёрских отношений.

Следует ещё раз подчеркнуть, что ответственность, понимаемая как способность бизнеса оценивать влияние своих действий на устойчивое развитие общества, возникает, если способность к труду переходит из товарной формы в форму капитала и имеет целью развитие и воспроизводство основного ресурса экономического роста — человеческого капитала. Государство, создав к этому времени адекватную институциональную структуру,

серьезно влияет на процесс социального инвестирования в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя, выступает гарантом социального инвестирования. Следовательно, наивысший результат от подобного инвестирования обеспечивается единым механизмом сочетания осознанной социальной ответственности бизнеса и мощной поддержки государства, когда обе стороны вправе предвидеть не только экономический, но и социальный эффект от рациональных партнёрских отношений. Социальное инвестирование, увеличивая затраты в расчете на одного работника, уменьшает их в расчете на единицу производимой продукции, которая является результатом производства нового интеллектуалоемкого трудового ресурса. Если социальное инвестирование не решает эту задачу, то оно становится экономически неоправданным (редко превращаясь в систему), остается всего лишь благотворительностью — исходной формой социальной ответственности, решающей разовые (единичные) материальные проблемы, зачастую преследующие цели рекламного характера.

Инвестиции в развитие человеческого капитала не должны быть демонстрацией высокого уровня социальной активности, они призваны служить базой развития наукоемких и информационных производств. Реализация функций по созданию конкурентоспособной экономики и обеспечению реального благосостояния нации в полном объеме возможна только при «вызревании» материальных, экономических, социальных и правовых основ социального инвестирования.

Социальные инвестиции — это имеющие общественную значимость вложения в развитие человеческого ресурса, доход от которых будет в долгосрочном периоде поступать нарастающим итогом в виде устойчивого роста национального дохода. На современном этапе развития рыночного хозяйства в нашей стране представ-

ляется правомерным формирование рынка социальных инвестиций на основе реализации программ кредитования под гарантии государства, обеспечивающие возвратность инвестиций компаний; создания эндаументов1 — вложений инвестиций в фонд, который финансирует грантовые проекты из процента на инвестированный капитал; долевого финансирования (приращение ресурса за счет вклада со стороны грантополучателей).

Следовательно, социальное инвестирование надо принимать как прямые государственные и частные вложения в отрасли общественного воспроизводства, которые на каждом конкретном этапе развития общества оказывают существенное воздействие на развитие интеллектуального человеческого ресурса. Уровень развития производительных сил позволит выделять те из них, что будут иметь общественную значимость. Поэтому эффективность социального инвестирования в его новом качестве носит принципиально стратегическую направленность, свидетельствует о самодостаточности бизнеса при финансовой свободе самовыражения. Это способствует не только росту капитализации, но и осознанию миссии ответственного бизнеса по выполнению функций в экономическом поле общества, обеспечении реальной социальной защиты всех групп населения и в создании прочной базы интеллектуализации общественного воспроизводства. И очень важно, чтобы социальное инвестирование превратилось в непрерывный процесс, позволяющий поддерживать человеческое развитие не с точки зрения отдельной проектной идеи, а способа генерирования проектных идей.

В итоге целесообразно подчеркнуть, что социальная ответственность бизнеса как неотъемлемая черта любой современной социально ориентированной рыночной экономики, является отражением тенденций глобализации в бизнесе. Она же формирует специфику международного бизнеса в третьем тысячелетии.

1 Эндаумент (англ. endowment - вклад, дар, пожертвование) - целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях. Обычно такой целью становится финансирование учреждений образования, медицины, культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.