Научная статья на тему 'Социально ответственная деятельность предприятий - фактор совершенствования структуры контроллинга'

Социально ответственная деятельность предприятий - фактор совершенствования структуры контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алигаджиевa Е. М.

В статье прогнозируются подходы к совершенствованию контроллинга, обусловленные возложением на него целевых задач контроля за социально ответственной деятельностью предприятия и формированием корпоративной социальной отчетности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально ответственная деятельность предприятий - фактор совершенствования структуры контроллинга»

Контроллинг

социально ответственная деятельность предприятий - фактор

совершенствования структуры

контроллинга

Е. М. АЛИГАДЖИЕВЛ

Российский университет дружбы народов

Контроллинг как явление в теории и практике современного управления возник на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. И хотя исследователи истории экономических учений нашли истоки формирования контроллинга чуть ли не в средние века, до сих пор он считается «свежим явлением» в науке управления. Внедрение контроллинга переводит управление организацией на качественно новый уровень, ориентируя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей. То есть служба контроллинга — это обособленное направление деятельности, связанное с функциональной реализацией задач менеджмента.

Этиомология слова «контроллинг» свидетельствует о приверженности к понятию контроля. Хотя функция контроля составляет лишь небольшой фрагмент в деятельности службы контроллинга. В английской интерпретации контроллинг называют managerial accounting, т. е. управленческий учет. В российских традициях зачастую смешивают эти два понятия. С нашей точки зрения, смысл контроллинга намного шире, чем понятие управленческого учета, что объясняется его участием во всем спектре управления процессами и достижения конечных целей и результатов.

Контроллинг занимает особое место: он не подменяет управления предприятием, а переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг называют своеобразным механизмом саморегулирования и обратной связи в рамках управления.

Результаты изучения направлений эволюции экономической мысли указывают на отсутствие четких представлений о системе котроллинга как понятии, которое еще далеко от логической завершенности и окончательного осмысления как вида комплексно сформированной сферы знаний в экономической теории и практике.

В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга (см. таблицу)

Многообразие подходов к выработке понятийного определения контроллинга, на взгляд автора, только подчеркивает его функциональную многогранность в системе управления. Сравнивая и анализируя содержание определений, приведенных в таблице, можно утверждать, что контроллинг является важнейшим средством успешного функционирования предприятия, так как:

• ориентирует на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе;

• создает информационную систему, адекватную задачам целевого управления;

• формирует организационную структуру, ориентированную на достижение стратегических и тактических целей.

Учитывая, что главная конечная цель любого коммерческого предприятия — получение прибыли, контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия [1]. Хотя иногда система контроллинга направлена на достижение целей завоевания доли рынка, устранения

Контроллинг 18 (123) - 2008

Таблица 1 Анализ определений контроллинга

Источники Суть определения

Майэр Э. Контроллинг как система мышления и управления. — M.: Финансы и статистика, 1993. — С. 9. Под контроллингом следует понимать руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования

Там же, с. 88 ... Контроллинг представляет собой в широком смысле систему обеспечения выживаемости предприятия в двух аспектах: краткосрочном — оптимизация прибыли, и в долгосрочном — сохранение и поддержание гармоничных отношений и взаимосвязей данного предприятия с окружающими его сферами: природой, социальной, хозяйственной. Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этане развития рыночных отношений на Запале в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели

Манн Р., Майэр Э. Контроллинг для начинающих. — M.: Финансы и статистика, 1992. — С. 8. ... Систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы. как систему управления прибылью предприятия.

Там же, с. 21 Контроллинг — это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия, позволяющая избежать неожиданностей и своевременно включить красный свет, когда экономике предприятия угрожает опасность, требующая принятия мер по противодействию.

Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой /Под общ. ред. А. П. Гралова. — СПб: Специальная литература, 1996. — С. 217 Контроллинг — новейшая концепция эффективною управления фирмой для обеспечения ее долгосрочного существования на рынке.

Анташов В. А, Уварова Г. В. Экономический советник менеджера. — Mинск: Финансы, учет, аудит, 1996. — С. 93 Контроллинг представляет собой. систему обеспечения выживаемости предприятия на этапах стратегического и тактического управления Контроллинг рассматривается. как определенная концепция руководства предприятием, ориентированная на ее долговременное и эффективное функционирование в постоянно меняющихся хозяйственных условиях

Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под общ. ред. Н. Г. Данилоч-киной. — M.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — С. 6 Контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений

Хорват П. P. Horvath, Controlling [Management Accounting], 1996, pp. 117 Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента

Кюппер Х. -Ю. H. U. Kupper. Controlling [Management Accounting], 2001, pp. 13 — 29 Координация системы управления на предприятии

Вебер Й J. Weber, Change Management fur die Kostenrechnung [Change Management for Cost Accounting], 1990, pp. — рр. 122 — 124 Элемент управления социальной системой, выполняющий главную функцию поддержки руководства при решения им общей задачи координации системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования)

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Перевод с нем. — M.: Финансы и статистика, 1997. — С. 112 Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия

Рубцов С. А. Целевое управление в корпорациях: управление изменениями. — M., 2001. — С. 234 Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа

Фалько С. Г Контроллинг для руководителей и специалистов /практическое издание. — M. Финансы и статистика, 2007. — С. 92 .... Определяет контроллинг как концепцию управления предприятием и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление к обеспечению долгосрочного существования предприятия. При этом контроллинг выполняет функции учета, планирования, контроля и проверки, отчета и консультации.

Источник: Составлено автором.

конкурентов или, как в нашем исследовании, на эколого-социальную составляющую устойчивого развития, в любом случае конечная цель остается прежней — получение прибыли.

В основе контроллинга как части системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы предприятия в долгосрочной перспективе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базы для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации при принятии управленческих решений, хотя автоматически не может обеспечить успеха предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.

В сферу задач контроллинга входит постановка целей предприятия, сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, осуществление определенных процедур контрольно-аналитического характера, а также, что наиболее важно, реализация вышеперечисленного способствует выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. Исходя из этого дадим определение системе контроллинга.

Система контроллинга представляет собой синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, реализация которых обеспечивает выработку альтернативных подходов при осуществлении оперативного и стратегического управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия.

Отдельной задачей контроллинга является правильная организация движения информационных потоков на предприятии в целях их оптимизации, т. е. получения только той информации, которая может быть полезной в принятии управленческих решений.

Следует учесть, что деятельность системы контроллинга эффективна и целесообразна там, где функции управления делегированы отдельным подразделениям и службам. Именно на это обращают внимание Р. Мани, Э. Майэр, указывая на отличительные особенности контроллинга: «... Контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению, главной задачей которых является повышение ответственности каждого отдельного работника [1, с. 15].

Следовательно, координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию «управления управлением».

Учитывая вышесказанное, можно определить цель функционирования данной системы, которая заключается в обеспечении прибыльности и ликвидности предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении выручки от реализации продукции (работ, услуг) и затрат, а также прогнозированию мер по регулированию возникших отклонений и оптимизации соотношения «затраты — прибыль». Однако, как мы говорили ранее, ориентация на «получение прибыли» является постоянной целью управления, составной частью которой является контроллинг. Влияние внешней среды в виде государственных и социальных политик, программ, законов является сильно действующим фактором на деятельность предприятия, т. е. отражается на всей системе управления и вносит свои корректировки. Значит, должно влиять и на систему контроллинга. Другими словами, целью контроллинга является оптимизация прибыли и обеспечение гармоничного взаимоотношения с внешней средой. Наше определение цели контроллинга соответствует всем понятийным подходам, рассмотренным в таблице и не противоречит им. Оно свидетельствует о том, что цели контроллинга зависят от целей предприятия. Это позволяет нам проектировать структуру контроллинга в новой интерпретации цели — достижения параметров устойчивого развития (рис. 1). Отличительной чертой этой структуры от ранее разработанных является выполнение обязательного требования обратной внешней связи. Речь идет о том, что социально ответственное ведение бизнеса, которое является основой устойчивого развития, подразумевает активное информирование о достигнутых результатах, имеющих положительный акцент или исправляющих негативное восприятие окружающей среды (социума, представителей властей) деятельности предприятия. Эта позиция дает нам основание определить функциональную обязанность служб контроллинга формировать корпоративную социальную отчетность. Именно с этим связано требование информированности согласно стандартам КСО. Еще один довод за формирование КСО в системе контроллинга — его службы принимают активное участие в стратегическом планировании деятельности предприятия, в том числе экологической и социальной политиках; они же формируют аналитическую базу управленческих показателей деятельности предприятия; имеют сводные результаты по каждому факту деятельности, отражающие уровень менеджмента не только в финансовых показателях.

В стандарте GRI представлены 79 «пилотных» показателей, так называемые Performance Indicator

Контроллинг

18 (123) - 2008

(показатели результативности). Из них: 9 экономических, 30 — экологических и 40 — социальных. Рекомендательный подход стандарта [2] подразумевает расширение числа показателей в соответствии с политиками и учетом особенностей деятельности предприятия. По динамике этих показателей, охватывающих практически все стороны деятельности компании, можно судить о результативности и эффективности ее работы. Характеризуя показатели корпоративной социальной отчетности, можно сказать, что 26 из них носят эпистолярный вид (описание практик, политик и пр.); 10 — в той

Совет директоров или член совета директоров

- + "

Контроллинг

(штабная структура)

и

Отдел внутренней информации

Контроллинг Контроллинг Контроллинг Контроллинг

стратегий — жизненного — внутреннего — налоговых |

цикла аудита платежей 1 1

Контроллинг - Контроллинг - Контроллинг - Контроллинг

издержек планирования продукции инвестиций

ч \ / ч-' Центральная служба контроллинга предприятия (дивизионная структура) ------X —-----

Контроллер-технолог Контроллер-аналитик Контроллер информационных систем

• Сбор аналитической информации по специально разработанным формам по центрам ответственности

• Обработка и анализ полученных данных,

нормативов затрат по центрам ответственности

• Расчет аналитических показателей работы центров ответственности и в целом предприятия

• Прогнозирование выручки

• Анализ отклонений от плана

• Составление аналитических отчетов

• Координация управленческих решений, относительно затрат по центрам ответственности

Функциональные обязанности

• Разработка моделей движения информационных потоков из других подсистем в подсистему контроллинга

• Контроль за сбором и анализом фактической информации в службе контроллинга

• Выработка рекомендаций по оптимизации учетного процесса в бухгалтерии с аналитических позиций

• Экономическая обоснованность управленческих решений

Рис. 1. Проектирование структуры контроллинга корпорации для целей КСО

(Источник: авторская разработка)

или иной вариации имеют отношение к формам государственного статистического наблюдения, 7 — представляют затраты на персонал. Если первые 26 относятся к принятым управленческим политикам и практикам, то все остальные так или иначе представляют собой сумму или натуральное измерение затрат: например — количество использованной энергии (в джоулях). Анализ показателей КСО показал, что они гармонично вписываются в матрицу системы сбалансированных показателей (ССП) [3] по аспектам: финансовой деятельности, отношений с потребителями, бизнес-процессов и развития трудовых ресурсов.

Другой момент, объясняющий внесение изменений в структуру контроллинга, связан с его объединением с отделом внутреннего аудита компании. Сейчас эти два отдела существуют на одном уровне подчинения руководству предприятия. Расширение функций отдела внутреннего аудита, которое наблюдается в настоящее время, от проверок финансового учета до практик работы с персоналом, определяют его контрольную направленность на всю систему предприятия. При объединении служб контроллинга и внутреннего аудита можно добиться усиления активного контрольно-управляющего подчинения всей системы жизнедеятельности предприятия оперативно-стратегическим целям. Это позволит также решать в оптимальном режиме времени координирование учетно-финан-совой системы для решения задач управления и контроля за деятельностью. Внутренний аудит может выполнять мобильные функции контроля и обеспечивать достоверность всей информации, поступающей в отделы контроллинга из подразделений предприятия. На наш взгляд, это решение имеет право на жизнь и по причине ликвидации пересечения ревизионных функций контроллинга и внутреннего аудита в организационной структуре системы внутреннего контроля корпорации.

• Оценка автоматизации контроллинговой службы на отдельных этапах

• Расчетное обоснование затрат на автоматизацию контроллинговой работы

• Разработка форм для автоматизированного сбора информации

• Оптимизация документооборота на предприятии

• Оценка качества функционирования систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработка предложений по улучшению работы этих систем

Структура внутреннего и внешнего контроля на всех этапах внедрения, реализации социально ответственного ведения бизнеса и подтверждения корпоративной социальной отчетности имеет сложное строение. Рассмотрим построение такой структуры на примере эколого-социальной направленности деятельности как важнейшего фактора устойчивого развития предприятия (рис. 2) На подготовительном этапе принятия решения о создании корпоративной социальной отчетности проводится первоначально изучение (проверка) базовых достижений. Надо определить начальный уровень эколого-социаль-ной результативности и уровень экономической устойчивости предприятия. Именно на этом уровне проводится стратегическое планирование эколого-социальной деятельности. Внешний контроль предварительного этапа представляет собой проведение инициативного экологического аудита, который вскроет все слабые места экологической деятельности предприятия, произведет обследование и фактическую оценку наносимого ущерба окружающей среде. Услуги эко-аудиторов дороги, но важны для ответственной эко-социальной деятельности.

На этапе реализации эколого-социальной деятельности внутренний контроль за правильностью отражения ее результатов лежит в первую очередь на бухгалтерском учете, формирование отчетности и контроль за результатами управления эколого-социальной деятельностью возлагаются на службу

контроллинга, который в своих недрах анализирует, оценивает, рассчитывает уровень достижения поставленных целей. В то же время контроллинг выполняет ревизионные проверки правильности ведения бухгалтерского учета службой внутреннего аудита, который должен входить в его структуру.

Внешний контроль за этапом реализации социальных программ обеспечивается ежегодным финансовым аудитом, так как корпоративные объединения обязаны его проходить ежегодно, экологическим аудитом — при необходимости, при внедрении больших новых проектов. Внешним контролем за эколого-социальной деятельностью является и экологическая сертификация продукции и услуг предприятия.

Подготовленная корпоративная социальная отчетность согласно международным стандартам КСО должна пройти независимую проверку. Исследование тех немногочисленных аудиторских заключений на социальные отчеты российских предприятий свидетельствует о том, что для отечественного аудита это работа новая и не совсем понятная. Отсюда непонятность аудиторских заключений типа «нарушений в отражении экологической и социальной деятельности не выявлено». На самом деле независимая аудиторская проверка должна проводиться не только на правильность отражения эколого-социальных затрат в бухгалтерском учете, но и в подтверждение соответственного уровня управления. Например, финансовый аудит не может подтвердить инфор-

Рис. 2. Внутренний и внешний контроль на этапах внедрения, реализации и подтверждения эколого-социальной отчетности предприятия Источник: авторская разработка.

мацию о практиках гарантий карьерного роста, или процент служащих, входящих в число подписывающих коллективный договор с собственником предприятия или занимающихся спортом. Оценивая общественную важность инициативы крупного бизнеса — опубликование открытой социальной отчетности о своей деятельности, приходится констатировать, что вопрос о ее подтверждении по всем параметрам пока невозможен. Исходя из того, что в основу корпоративной социальной отчетности положена результативность деятельности предприятия в совокупности экономической, экологической и социальной составляющих, лучшим вариантом выбора вида аудита для подтверждения ее достоверности может стать аудит эффективности при направленной разработке его методических подходов.

Выводы

1. Многообразие подходов к выработке понятийного определения контроллинга подчеркивает его функциональную многогранность в системе управления, осмысление которых позволило автору предложить свою версию: «Система контроллинга представляет собой синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, реализация которых обеспечивает выработку альтернативных подходов при осуществлении оперативного и стратегического управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия».

2. Определено, что влияние внешней среды в виде государственных и социальных политик, программ, законов является сильно действующим фактором на деятельность предприятия, т. е. отражается на всей системе управления, в том числе вносит свои корректировки в деятельность контроллинга. Исходя из этого делается вывод, что целью контроллинга является оптимизация прибыли и обеспечение гармоничного взаимоотношения с внешней средой. Подтверждением последнего, по мнению автора, могут служить структурные и функциональные изменения в организации контроллинга, связанные со стратегическими задачами социально ответственного ведения бизнеса.

3. Предлагаемые изменения в структуре контроллинга обосновываются возложением на его службы не только функциональных обязанностей плани-

рования, управления и контроля за выполнением программ, обеспечивающих устойчивое развитие корпорации, но и ответственность за формирование корпоративной социальной отчетности. Логическими доводами этих изменений являются следующие:

— службы контроллинга принимают активное участие в стратегическом планировании деятельности предприятия, в том числе экологической и социальной политике; они же формируют аналитическую базу управленческих показателей деятельности предприятия ; имеют сводные результаты по каждому факту деятельности, отражающие уровень менеджмента не только в финансовых показателях;

— показатели КСО гармонично вписываются в матрицу системы сбалансированных показателей, с которыми работает контроллинг, по аспектам: финансовой деятельности, отношений с потребителями, бизнес-процессов и развития трудовых ресурсов;

— определение целевой установки контроллинга не только на оптимизацию прибыли, но и на обеспечение гармоничного взаимоотношения с внешней средой сочетаются с требованием, согласно международным стандартам корпоративной социальной отчетности, об информировании общественности об экономических, экологических и социальных результатах деятельности предприятия и его управленческой политике;

— сложность обеспечения внутреннего контроля на всех этапах внедрения, управления процессами социально ответственного ведения бизнеса, а также формирования корпоративной социальной отчетности требует более тесного, чем сейчас практикуется, взаимодействия служб контроллинга и внутреннего аудита. При объединении служб контроллинга и внутреннего аудита можно добиться усиления активного контрольно-управляющего подчинения всей системы жизнедеятельности предприятия оперативно-стратегическим целям.

4. Констатируя «слабость» аудиторских заключений подтверждения корпоративной социальной отчетности, автор видит выход в разработке новых методических приемов в аудите эффективности, который по заложенному в него системному потенциалу может стать лучшим вариантом выбора из существующих видов аудита.

Литература

1. Карминский А. М., Фалько С. Г., Жевага А. А., Иванова Н. Ю. Контроллинг: Учебник /Под ред. А. М. Карминского и С. Г. Фалько. — М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1992.

3. Дипиаза С.(младший), Экклз Р. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. — М.: Альпина Паблишер, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.