Научная статья на тему 'Модель внутреннего аудита системы управления корпоративной социальной ответственностью компании'

Модель внутреннего аудита системы управления корпоративной социальной ответственностью компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / УСТОЙЧИВЫЙ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камысовская С. В., Захарова Т. В.

В статье рассмотрены теоретические основы формирования института социально-экологического аудита, основные составляющие системы управления корпоративной социальной ответственностью компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель внутреннего аудита системы управления корпоративной социальной ответственностью компании»

_ 34 (124) - 2012

Экономика предприятия

УДК 657.1

модель внутреннего аудита системы управления корпоративной

социальной ответственностью

компании

В статье рассмотрены теоретические основы формирования института социально-экологического аудита, основные составляющие системы управления корпоративной социальной ответственностью компании.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, внутренний аудит, устойчивый, развитие.

Признание всем сообществом концепции устойчивого развития в современных социально-экономических условиях как безальтернативного вектора породило такой феномен, как корпоративная социальная ответственность (КСО). Сегодня сложилась такая ситуация, которая имеет только один путь решения для человечества - переход к такой модели развития, которая удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои запросы.

Менеджеры высшего звена все большего числа крупных компаний во всем мире прилагают значительные усилия для включения экономических,

С. В. КАМЫСОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Е-mail: kamysovskaya@yandexl. ru

Т. В. ЗАХАРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Е-mail: zaharova-tatiana@yandex. ru Ставропольский государственный университет

социальных и экологических аспектов в стратегию развития бизнеса, осознавая, что это конкурентное преимущество, которое работает на имидж компании, позволяет повысить ее рейтинги и репутацию, завоевать дополнительные сегменты рынка.

Можно с уверенностью говорить о том, что социально ответственная деятельность фирмы базируется на создании такой модели ведения бизнеса, которая позволяет рассматривать этот процесс как ряд выборов, определяющих ее социально-экономическую ценность и устойчивость развития.

Корпоративная социальная отчетность потребовала формирования адаптированного учетно-аналитического обеспечения устойчивого развития, предполагающего сбалансированную характеристику состояния и результатов деятельности фирмы и включающего показатели не только экономического, но и экологического, социального компонентов бизнеса, что позволяет эффективно управлять окружающей средой и принимать обоснованные перспективные инвестиционные решения.

Учет всех экономико-экологических и социальных последствий производства продукции на-

правлен на минимизацию вредного воздействия на окружающую среду, выведение производства на уровень экологически чистых и безопасных технологий на основе бережного отношения к окружающей среде [8].

Однако уже на первых шагах появления добровольной корпоративной социальной отчетности стало понятно, что степень объективности социального отчета может быть разной. Появилось даже понятие креативного учета и отчетности как синонима отчета, направленного на формирование имиджевого представления о деятельности компании в ущерб объективности и достоверности отчета.

По этой причине владельцы и менеджеры фирм осознавали необходимость привлечения независимого лица, способного подтвердить правдивость информации о социально-экологической отчетности фирмы. Таким образом, возникновение КСО, в свою очередь, вызвало необходимость формирования института социально-экологического аудита (аудита КСО).

Наиболее существенных успехов в развитии социального аудита достигла Франция в силу того, что в 1977 г. там был подписан закон о социальном балансе предприятий с численностью занятых более 300 чел. Этот нормативный акт предусматривал подробный ежегодный отчет по целому ряду социальных показателей французских фирм. Однако современный опыт проведения независимого социального аудита КСО во Франции сформировался относительно недавно и датируется 1993 г. [7].

В целом же для современного состояния аудита КСО характерна ситуация, когда:

• нет общих подходов к пониманию концепции социальной ответственности бизнеса;

• присутствует существенное многообразие различных показателей социального измерения работы компаний;

• вопросы социального аудита пока не нашли должного законодательного оформления. Эти проблемы присущи всем странам Европейского Союза и другим регионам мира, т. е. носят общий характер.

В период выработки общих подходов к разрешению обозначенной ситуации помочь руководству компании во внедрении практик КСО и проведении проверки результатов ее деятельности в данной области способна служба внутреннего аудита.

Обязанностями службы внутреннего аудита являются оптимизация рисков деятельности фирмы

и обеспечение валидности показателей социальной отчетности, сформированных на основании данных социального бухгалтерского учета, где:

- бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции по счетам затрат в группировках, которые показывают стратегические цели устойчивого развития, определенные документами компании;

- управление социальной ответственностью строится на информации (по зонам ответственности), получаемой менеджментом из управленческого учета;

- статистический учет обеспечивает основу долгосрочной социально-статистической оценки [1]. Служба внутреннего аудита как подсистема

управления компании должна опираться на соответствующую структуру и предполагает наличие системы управления КСО. Она должна включать несколько основных направлений (в зависимости от сферы деятельности фирмы, экономического окружения, географических и др. особенностей) с охватом аспектов управления персоналом, охраны труда, промышленной безопасности и экологии, управления внешними и внутренними коммуникациями и т. д. (см. рисунок).

Раскроем сущность и содержание каждого направления системы управления КСО.

1. Анализируя политику и стратегию в области КСО, служба внутреннего аудита должна исходить из того, что политика в этой сфере должна соответствовать сущности и масштабам деятельности компании.

Рассматривая эту составляющую системы, аудиторы должны:

• изучить процесс составления и пересмотра политики;

• проверить, согласуется ли она со стратегическим планом и другими политиками организации, а также удостовериться, что она не противоречит действующему законодательству;

• определить, была ли политика представлена всем заинтересованным сторонам;

• проанализировать политику в области КСО с точки зрения того, насколько она отражает стремления и четкие цели высшего руководства. Стратегия в области КСО должна соответствовать политике в данной области, общему плану деятельности компании, а также основываться на оценке рисков, информации, необходимой для эффективного осуществления целей и решения задач.

Экономика предприятия

34 (124) - 2012

Ценность стратегии зависит от определения точных целевых показателей, определения приоритетных планируемых действий, указания средств достижения целей.

Чтобы определить практическую пользу стратегии, служба внутреннего аудита должна:

• провести опрос сотрудников компании, определяющих ее цели и задачи;

• проанализировать процессы, являющиеся основой для их определения;

• сообщить свои выводы высшему руководству.

2. На этапе внутреннего аудита системы планирования и управления

Система управления КСО компании

1Z

Политика и стратегия

Планирование и управление рисками

ie

Политика должна соответствовать сущности и масштабам деятельности компании.

Стратегия связана с долгосрочным видением основных направлений деятельности компании, отраженных в основополагающих корпоративных документах

Деятельность в области КСО

Планирование - непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития компании, определения средств их достижения, сроков и последствий их реализации, распределения ресурсов

Аудит и рекомендации по устранению недостатков

J L

Собственно экономическая, экологическая и социальная деятельность компании, которая обеспечивается ее внутренними ресурсами

В рамках аудита проводятся анализ бизнес-процессов, разработка и внедрение процедур, регламентирующих деятельность компании в области устойчивого развития

Контроль со стороны руководства

Проверка организации работ в области КСО, а также результатов их выполнения в установленные сроки

Основные направления системы управления КСО компании

рисками КСО следует исходить из того, что как функция управления планирование связывает политику и стратегию в области КСО с целями и задачами. Взяв за основу цели, необходимо создать и соблюдать процедуры для определения подлежащих контролю аспектов деятельности компании, направленных на вклад в устойчивое развитие. Внутренним аудиторам следует проверить содержание и соблюдение данных процедур. За основу для определения наиболее подходящих показателей могут быть приняты протоколы к показателям результативности из системы отчетности по устойчивому развитию (Руководства GRI).

Служба внутреннего аудита определяет, соответствуют ли задачи и обязанности, прописанные в должностных инструкциях, стратегии и политике компании, а также понимаются ли они соответствующим персоналом. Для этого можно проводить интервью и опросы.

Внутренние аудиторы направляют свои действия на то, чтобы:

• установить, являются ли адекватными и эффективными меры контроля, предназначенные для обеспечения соответствия целей и задач политике и стратегии в области КСО;

• проверить, не противоречат ли цели и задачи, предписанные одному сотруднику, целям и задачам другого сотрудника. Тем самым служба внутреннего аудита может оценить, удовлетворяют ли цели и задачи так называемым критериям SMART (конкретность, измеримость, достижимость, релевантность и привязанность ко времени).

Служба внутреннего аудита должна обеспечить включение аспектов КСО в систему управления рисками организации. Выполняя свою консультационную функцию, аудиторы способны помочь руководству определить, оценить и применить методики управления рисками и меры контроля по предотвращению рисков, связанных с внедрением практик КСО. В рамках аудита следует собрать доказательства и определить, в какой мере были выполнены задачи управления рисками.

3. Деятельность в области КСО. Осуществление практик КСО обеспечивается руководителями компании, но в этот процесс могут быть вовлечены все сотрудники. Внутренние аудиторы должны удостовериться, что в компании распределена ответственность за деятельность и отчетность в области КСО.

7х"

9

Служба внутреннего аудита на этом этапе

должна:

• провести интервью с ключевыми руководителями, чтобы оценить эффективность распределения обязанностей;

• проанализировать, обладает ли менеджер по КСО (если такая позиция введена) достаточными полномочиями для выполнения своих задач;

• выяснить мнение высшего руководства по поводу эффективности менеджера;

• ознакомиться с отчетами, предоставляемыми высшему руководству. Это поможет обнаружить проблемы, связанные с достижением желаемых результатов. При этом аудиторам следует определить, принимаются ли адекватные меры по устранению данных вопросов;

• проанализировать процесс распределения ресурсов, способствующих достижению целей и задач в области КСО. Важно определить, какими могут быть последствия, если цели и задачи не будут соответственно достигнуты и решены;

• установить, определены ли показатели результативности, удовлетворяющие критериям SMART, и можно ли проследить связь между исходными источниками информации и показателями, указываемыми в отчетности;

• определить, была ли разработана и реализована программа ознакомления сотрудников компании с концепцией КСО. Цель проведения тренингов заключается в том, чтобы каждый человек смог понять, какую роль он может играть и какую ответственность он может взять на себя для достижения общих целей;

• убедиться в том, что ключевые сотрудники фирмы прошли соответствующие тренинги. Служба внутреннего аудита может также проверить, что каждая программа занятий имеет четко установленную цель и что существует система оценки ее качества и эффективности;

• изучить план распространения информации в области КСО. Он должен включать в себя каналы распространения информации. Внутренние аудиторы также должны оценить, каким образом измеряется эффективность распространения информации и корректируется ли план при необходимости. К каналам распространения информации относятся Интернет и интранет, внутренние журналы, пресс-релизы, открытые мероприятия, конференции, реклама и официальный отчет по устойчивому развитию. Аудиторы анализируют,

соответствует ли план распространения информации нуждам компании, а также целям и задачам политики и стратегии устойчивого развития.

4. Рекомендации по устранению недостатков являются важным моментом в деятельности внутренних аудиторов. На этом этапе осуществляется проверка показателей эффективности, указываемых в отчетности, на достоверность и соответствие целям и задачам в области КСО.

Для этого внутренним аудиторам необходимо:

• оценить адекватность и эффективность процессов, формирующих параметры эффективности КСО. Недостатки можно обнаружить во время беседы с пользователями этих показателей. Затем они изучаются аудиторами для определения причин возникновения;

• определить эффективность мер, предпринимаемых для фиксации выявленных несоответствий с системой управления КСО.

5. Контроль со стороны руководства применительно к рассматриваемой системе представляет собой проверку организации работ в области КСО, а также результатов их выполнения в установленные сроки. В ходе контроля собирается информация и проверяется степень соответствия реализуемых мероприятий по управлению КСО намеченным целям и задачам. Периодическая проверка адекватности и эффективности системы управления КСО, проводимая руководством, необходима для обеспечения ее непрерывного усовершенствования.

На этой стадии аудиторы должны:

• изучить достоверность информации, используемой руководством для проверки организации работ в области КСО;

• удостовериться, что применяются эффективные меры контроля для обеспечения согласованности информации с другими отчетами;

• определить, ведут ли принятые решения к непрерывному усовершенствованию системы управления КСО;

• проверить, что цели и задачи периодически изучаются и при необходимости корректируются;

• удостовериться, что они четко сформулированы и включены в планы следующего периода. Отметим, что на данном этапе аудиторы могут

помочь руководству в проведении проверки, но они не несут ответственности за решения, которые примет в итоге руководство.

Обобщая изложенное, отметим, что рассмотренная модель внутреннего аудита системы уп-

Экономика предприятия

34 (124) - 2012

равления КСО компании позволяет проверяющим участвовать во внедрении передовых практик КСО. Для этого можно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• помогать в разработке, создании и внедрении системы управления КСО;

• помогать в разъяснении сущности КСО, устойчивого развития и в проведении тренингов среди сотрудников;

• проводить аудиты по просьбе руководства;

• давать рекомендации по устранению недостатков;

• рекомендовать внешних аудиторов для проведения аудита нефинансовых отчетов.

Для успешной реализации заявленных подходов к внутреннему аудиту как фактору обеспечения устойчивого развития компании внутренние аудиторы должны обладать совокупностью соответствующих знаний, четко понимать сущность концепций КСО, устойчивого развития, владеть принципами и системой стандартов КСО, интересоваться лучшим международным и отечественным опытом в данной области.

Немаловажным является и то, что российская модель социального аудита имеет свою особенность -она является одним из базовых инструментов системы социального партнерства, прочная основа которого закреплена в Трудовом кодексе РФ, Социальной хартии российского бизнеса и нормативных актах большинства регионов страны.

В целом рост эколого-экономической и социальной ответственности российского бизнеса должен способствовать обеспечению инвестиционной привлекательности любой компании.

Список литературы

1. Алигаджиева Е. М. Характеристика и взаимосвязи социального учета в системе видов учета // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 5 (113).

2. Голубева Н. А. Оценка эффективности социально ответственной деятельности предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 6.

3. Захарова Т. В., Камысовская С. В. Институциональные аспекты формирования социальной отчетности: российский и международный подход // Вестник Института дружбы народов Кавказа « Теория экономики и управления народным хозяйством» -Экономические науки. 2011. № 4 (20).

4. Независимая самофинансируемая организация Corporate Register Limited. URL: http://www. corporateregister. com.

5. Социальная ответственность организации. Требования. Международный стандарт IC CSR-08260008000. Утвержден и введен в действие Международным комитетом по корпоративной социальной ответственности, протокол № 2 от 03.03.2011.

6. Социальная хартия российского бизнеса. URL: http://www. roscomsys. ru/data/content/content_ files/socialnaja_khartija_rossijjskogo_biznesa. pdf.

7. Стандарт GRI - Директивы глобальной отчетности. URL: http://www. globalreporting. org/ Home/LanguageBar/RussianLanguagePage. htm.

8. ISO 26000: Guide to corporate social responsibility. URL: http: //www. iso. org/iso/ iso_catalogue/management_standards/social_ responsibility. htm.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж - 500 экз.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.