Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕРМАНИИ'

СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ / РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Высоцкая Инна Владимировна, Йованович Тамара Георгиевна, Топоркова Ольга Викторовна, Лазарева Ольга Вячеславовна

В данной статье анализируется концепция деятельности социально-общественных организаций в системе дополнительного образования пожилых людей Германии. Авторы подчеркивают важность освоения новой парадигмы философского осмысления зарубежного опыта организации и функционирования дополнительного образования с целью внедрения в российское образование успешных технологий обучения с учетом собственного потенциала и традиций. В качестве методологии исследования использовался метод теоретического сравнительного анализа, интерпретации, синтеза полученных данных. Авторы отмечают особую значимость образования для людей старшего возраста с целью поддержки личностного и профессионального развития, сохранения активной жизненной позиции и привлечения пожилых людей к участию в социально-общественной деятельности. При проведении данного исследования осмысление темы образования людей третьего возраста рассматривалось с социально-философской позиции. По мнению авторов статьи, проблема образования пожилых людей, безусловно, тесно связан с социологией и философией, поскольку для разработки концепции обучения людей третьего возраста необходим анализ ряда социальных и философских проблем. Наше исследование потребовало обращения к философским идеям с точки зрения позитивизма и рассмотрения образования пожилых людей как совокупности теории, практики и социальных реалий. Социальная философия занимает особое место в поиске новых методологических парадигм, а также вносит определенный вклад в разработку концептуальных основ построения процесса образования людей пенсионного возраста в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Высоцкая Инна Владимировна, Йованович Тамара Георгиевна, Топоркова Ольга Викторовна, Лазарева Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF NON-DEGREE EDUCATION FOR THE SENIOR CITIZENS IN GERMANY

This article examines the essence of social and public organizations and presents an analysis of the activity concepts in the system of non-degree education for the seniors in Germany. The authors emphasize the importance of studying a new paradigm of philosophical understanding of foreign experience of the organization and functioning of non-degree education in order to introduce successful technologies into Russian education, according to its own potential and traditions. The methodology, used in the article is the method of theoretical analysis, interpretation, and synthesis of the obtained data. The authors point out the special importance of education for the senior citizens in order to improve their personal and professional development and maintain an active life position. The originality is in the fact that the article analyzes and summarizes the search for a new paradigm of working practice with the seniors in social and public organizations. The obtained results show that social and public organizations perform an educational and civilizing function, as well as protect the rights of the senior population in Germany. When conducted research, it was required the social interpretation of the topic under consideration as a basic principle. In our opinion, it is necessary to make the social and philosophical analysis of this topic for the development the concepts of education. Social Philosophy occupies a special place in the search for new methodological paradigms, and makes a certain contribution to the development of conceptual foundations of the educational process formation for the elderly people in the modern society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕРМАНИИ»

DOI: 10.12731/2077-1770-2021-13-3-82-101 УДК 316.33

социально-общественные организации

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ людей в германии

Высоцкая И.В., Йованович Т.Г., Топоркова О.В., Лазарева О.В.

В данной статье анализируется концепция деятельности социально-общественных организаций в системе дополнительного образования пожилых людей Германии. Авторы подчеркивают важность освоения новой парадигмы философского осмысления зарубежного опыта организации и функционирования дополнительного образования с целью внедрения в российское образование успешных технологий обучения с учетом собственного потенциала и традиций. В качестве методологии исследования использовался метод теоретического сравнительного анализа, интерпретации, синтеза полученных данных. Авторы отмечают особую значимость образования для людей старшего возраста с целью поддержки личностного и профессионального развития, сохранения активной жизненной позиции и привлечения пожилых людей к участию в социально-общественной деятельности.

При проведении данного исследования осмысление темы образования людей третьего возраста рассматривалось с социально-философской позиции. По мнению авторов статьи, проблема образования пожилых людей, безусловно, тесно связан с социологией и философией, поскольку для разработки концепции обучения людей третьего возраста необходим анализ ряда социальных и философских проблем. Наше исследование потребовало обращения к философским идеям с точки зрения позитивизма и рассмотрения образования пожилых людей как совокупности теории, практики и социальных реалий. Социальная философия занимает особое место в поиске новых методологических парадигм, а также вносит

определенный вклад в разработку концептуальных основ построения процесса образования людей пенсионного возраста в современном обществе.

Ключевые слова: социально-философский анализ; социально-общественные организации; общественная интеграция; образовательные программы; многофункциональные учреждения; эффективная адаптация; разработка проектов; социальное вовлечение

SOCIAL AND PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF NON-DEGREE EDUCATION FOR THE SENIOR CITIZENS IN GERMANY

VysotskayaI.V., Yovanovich T.G., Toporkova O.V., Lazareva O.V.

This article examines the essence of social and public organizations and presents an analysis of the activity concepts in the system ofnon-de-gree education for the seniors in Germany. The authors emphasize the importance of studying a new paradigm of philosophical understanding offoreign experience of the organization andfunctioning of non-degree education in order to introduce successful technologies into Russian education, according to its own potential and traditions. The methodology, used in the article is the method of theoretical analysis, interpretation, and synthesis of the obtained data. The authors point out the special importance of education for the senior citizens in order to improve their personal and professional development and maintain an active life position. The originality is in the fact that the article analyzes and summarizes the search for a new paradigm of working practice with the seniors in social and public organizations. The obtained results show that social and public organizations perform an educational and civilizing function, as well as protect the rights of the senior population in Germany.

When conducted research, it was required the social interpretation of the topic under consideration as a basic principle. In our opinion, it is necessary to make the social and philosophical analysis of this topic for

the development the concepts of education. Social Philosophy occupies a special place in the search for new methodological paradigms, and makes a certain contribution to the development ofconceptualfoundations of the educational process formation for the elderly people in the modern society.

Keywords: social and philosophical analysis; social and public organizations; social integration; educational programs; multifunctional institutions; effective adaptation; project development; social involvement

Введение

Эффективность работы образовательных учреждений является одним из важных показателей степени развития любой страны, ее экономического, социально-технического потенциала и международного авторитета. Хотя человечество накопило значительный опыт в организации образовательного процесса для пожилых людей, каждая культура и нация учитывают не только специфические условия своей страны, но и опыт других стран. В этих условиях закономерно возрастает интерес российской научно-педагогической общественности к зарубежному опыту [7]. Одним из наиболее перспективных путей может стать изучение достижений Германии в деле формирования образовательных учреждений в системе обучения пожилых людей, поскольку именно в Германии прошли апробацию различные образовательные проекты, направленные, прежде всего, на вовлечение и поддержание развития разносторонней индивидуальности людей старшего возраста.

Несмотря на то, что в России существует ряд образовательных учреждений, так называемых университетов третьего возраста, следует отметить, что система российского образования слабо ориентирована на образовательные потребности представителей «третьего возраста». Разработка организационных, социальных, социально-психологических, педагогических, технологических и иных условий для образования пожилых людей существуют все еще в зачаточном состоянии, на стадии апробации. Отсюда возникает научная и практическая задача, заключающаяся в необходимости поиска, обоснования и применения новых видов, форм, уровней

образования как ресурса сохранения и развития социальной общности «третьего возраста»[1].

Образование для пожилых людей имеет значимость не только лично для человека как субъекта общества и культуры, но и для прогресса развития самого общества и государства [8,9].

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что концепция обучения в течение всей жизни, стремительные разносторонние изменения в обществе вызвали интенсивное развитие рынка дополнительных образовательных услуг для людей третьего возраста с целью адаптации в социуме, поддержки личностного и профессионального развития, сохранения активной жизненной позиции. Авторы статьи рассматривают такие формы дополнительного образования для пожилых людей как социально-общественные организации, которые актуальны как для европейских государств, в частности Германии, так и России. Уделяя особое внимание Германии, мы хотим подчеркнуть, что это одно из лидирующих государств мира по экономическому уровню и развитию образования, где данное направление получило особенно прогрессивное развитие в отношении многообразия предлагаемых форм и содержания.

Результаты изучения отечественной научно-педагогической литературы показывают, что в российской науке накоплен большой исследовательский опыт по проблеме обучения людей третьего возраста [1; 5; 6]. Однако, практика современного дополнительного образования для людей данной категории нуждается в расширении научно-практических основ педагогической поддержки. Успешное функционирование системы дополнительного образования для сеньоров в Германии показывает важность освоения зарубежного опыта для раскрытия, сравнения и внедрения в российское образовательное пространство наиболее успешных подходов, технологий обучения, видов и форм образования взрослых, с учетом собственного потенциала и традиций.

Цель исследования определила круг задач:

1. Исследовать формы и функции социально-общественных учреждений в системе дополнительного образования для пожилых людей в Германии.

2. Выявить место социально-общественных организаций в системе дополнительного образования людей третьего возраста и их влияние на общество, а также определить основные виды деятельности данных организаций в Германии.

3. Проанализировать и обобщить практику работы с людьми пенсионного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Материалы и методы

Методами исследования явились метод сравнительного теоретического анализа наиболее известных работ зарубежных и отечественных авторов, освещающих развитие системы дополнительного образования представителей «третьего возраста» в Германии, позволившим проанализировать и обобщить практическую деятельность социально-общественных организаций. Основным критерием отбора фактов в нашем исследовании были показатели, давшие возможность определить соответствие уровня развития дополнительного образования в Германии требованиям и запросам общества, а также критериям социально-экономического и научно-технического развития страны. Методы интерпретации, синтеза полученных данных, систематизации информации для определения закономерностей в области дополнительного образования для людей третьего возраста в Германии позволили сделать обоснованные выводы.

Научная новизна заключается в том, что в статье проанализирована и обобщена практика новой тенденции работы с пожилыми людьми в социально-общественных организациях, поскольку образование пожилых людей из традиционно-образовательных учреждений стремится выйти на новый уровень и охватить новые сферы социальной и общественной жизни. В статье охарактеризованы и описаны основные формы и функции социально-общественных организаций, работающих с пожилыми людьми в Германии, что дополняет теоретические знания в области отечественного дополнительного образования взрослых, позволяет проанализировать зарубежный опыт и найти ему применение в российской действи-

тельности. Авторами статьи выявлены и содержательно раскрыты основные виды деятельности социально-общественных организаций в системе дополнительного образования Германии, расширяющих научные представления о мировой практике развития образования взрослых. В ходе исследования проанализирована практическая работа общественных организаций с людьми пожилого возраста, что позволяет наметить перспективы дальнейшего развития этой образовательной области.

Практическая значимость состоит в перспективе использования практики зарубежного опыта работы социально-общественных организаций с пожилыми людьми применительно к российской системе образования. Результаты исследование могут быть использованы при обучении специалистов в области дополнительного образования взрослых по специальностям: социология, психология, андрагогика, при обучении педагогических работников в системе повышения квалификации.

Результаты

Роль пожилых людей в организации, управлении и саморегулировании процесса обучения в современной Германии становится все значительнее. Обучение взрослых реализуется на местном, региональном и федеральном уровнях. Отечественный исследователь геронтообразования Т.М. Кононыгина считает, что общественные органы, состоящие из числа пожилых людей в Германии даже способны оказывать влияние на законодательную базу страны. К работе в общественных организациях для пожилых людей допускаются все заинтересованные граждане, в том числе и общественные структуры, предлагающие образовательные программы. Также организации берут на себя ответственность за оповещение пожилых людей о планах и программах, оказание поддержки со стороны высококвалифицированных специалистов, осуществление государственных и специальных проектов по образовательным программам [3]. Органы управления образованием на местном уровне проводят работу в специально созданных формах образовательных учреждениях.

Следует отметить, что в Германии сложилось несколько типов организаций дополнительного образования для пожилых людей: товарищества, работающие как многофункциональные учреждения; «Бюро», осуществляющие деятельность на федеральном и местных уровнях; «Биржи знаний»; консультационные службы, профсоюзные учреждения и палаты, разговорные кафе, учебные кружки туризма и др. [4].

По нашему мнению, «Товарищества» («Genossenschaften»)_пре-доставляют для пожилых людей наиболее продолжительные и самые широкие возможности в системе дополнительного образования. Основанием тому служит специфическая организация самостоятельной инициативы, выдвижение продуктивных требований, как в отношении содержания, так и коммуникативной деятельности. Немецкий исследователь Э. Ольбрихт отмечает влияющие друг на друга «поля развития компетенций» («Felder der Kompetenzentwicklung»), понимая при этом под когнитивной компетенцией возможность объединить опыт и знания применительно к новым ситуациям.

Выделены несколько видов компетенций. Компетенция повседневной жизни подразумевает эффективную адаптацию к окружающей действительности и к требованиям окружающего мира; социальная компетенция рассматривается, как возможность поддержать контакты в социальных ситуациях и заключать новые контакты, в широком смысле подразумевается возможность любого социального участия. Аттестационная (оценочная) компетенция означает возможность оценивания и субъективного контроля над отношениями и развитием личной перспективы; компетенция преодоления заключается в возможности справиться со значимыми и критическими жизненными ситуациями, также вариантами преодоления нанесения ущерба, потери и ограничения без разочарования и депрессии [19, стр. 55].

Немецкий педагог А. Крузе замечает, что, когда компетенция определяется как «способность к поддержанию самостоятельной, наполненной смыслом и целями жизни в стимулирующем, поддер-

живающем и ответственном противоречии с задачами и трудностями со стороны поощряющего общества», тогда товарищества предлагают исключительные возможности для пожилых людей [15, стр. 142].

Причина, по которой товарищества играют большую роль для людей пенсионного возраста, состоит в том, что в их названии не отражается принадлежность к определенной возрастной группе. Существует ряд товариществ, которые в целом работают только с людьми преклонного возраста, а не со смешанными группами. Товарищество включает большое число и разнообразие тематических направлений для работы с возрастными слушателями. Как правило, в работе товариществ принято различать три основных вида деятельности: самопомощь, общественную работу и гражданские инициативы. Товарищества пожилых людей следует рассматривать как многофункциональные учреждения. Пожилые слушатели в товариществах выступают в разных ролях, не только как клиенты или потребители помощи, но, и как активные помощники. Обучение в товариществах подразумевает также деятельность в сфере услуг [2] .

В своих целях и практике работы товарищества пожилых людей отражают черты современного гражданина: независимость, высокое самосознание, ориентация на личностные ресурсы и гражданский статус. В обучающих проектах продумываются, апробируются и успешно реализуются планы возрастных участников на будущее. Разработки проектов, которые изначально планировались как поиски контакта с общественной жизнью, часто носят политизированный характер. Присоединение к товариществу представляет собой хорошую возможность для людей пенсионного возраста реализовать свой жизненный или профессиональный опыт, полученный в результате какой-либо деятельности. Здесь развивается и формируется политическая компетентность слушателей. Как сочетание добровольного социального вовлечения и политической ответственности товарищества для людей пожилого возраста являются, по мнению немецкого деятеля Т. Кли, учреждениями будущего. К основным чертам товарищества относятся наличие объединения, а

также большого внимания к социальной системе поддержки участников и особенно женщин.

Т. Кли считает, что реализация проектов данных организаций может служить новой формой государственной поддержки. Сначала участники пытаются организовать и осуществить свою деятельность сообща, не преувеличивая роль каждого и не подавляя кого-либо. Учеба в товариществах для пожилых - это учеба в среде граждан, в число которых входят штатные специалисты и добровольные работники. Содержательная сторона курсов подразумевает работу специалиста в определенной сфере: коммунальная политика, капиталовложения, правоведение, психология, социология, управление и другие [9, стр. 207]. Примерами могут быть следующие курсы: коммунальная политика, культура капиталовложения, гражданские обязательства, управление конфликтными ситуациями, организационное развитие и др. В отличие от других возможностей участия в общественной жизни, товарищества пожилых придерживаются политики «поперечного мышления» (мышления в противоположном направлении <^иеМепкеп»), под которым, по утверждению немецкого педагога У. Отто, понимается следование не собственным целям, компетенциям и обязанностям, а интересам всех участников образовательных программ [20, стр. 214]. Товарищества могут оказать содействие в области здравоохранения, транспортной и социальной политики.

Особую силу товариществ подчеркивает немецкий ученый Э. Ольбрихт. Она состоит в «индивидуализированном обучении, в котором учащийся определяет свое расписание и сопоставляет его с актуальной жизненной ситуацией» [19, стр. 60]. Это позволяет осуществить обучение в условиях, которые это индивидуальное расписание сочетают с развитием в контексте общества, в контексте социальной системы связей и исходящих из отношений между поколениями для активного участия пожилых людей в общественной жизни.

При обучении в товариществах на первый план выступает аспект, который не всегда оценивается пожилыми людьми в полной

мере: учеба в товариществе и через товарищество. Существующие в ведении этих организаций мастерские являются платформой для постпрофессиональной деятельности пожилых людей и продуктивного обмена опытом между поколениями, для осуществления идеи активного участия в управлении товариществом и принятия на себя ответственности. Это является важными учебными шагами и делает возможным определение статуса пожилого человека в обществе.

В Германии наряду с товариществами функционирует «Бюро по работе с пожилыми людьми» («Bundesarbeitsgememschaft Seшorenbtiros») и «Биржа знаний для пожилых» («Wissensb6rse»).

Федеральный комитет «Бюро по работе с пожилыми людьми» -это орган, работающий в федеральных масштабах и объединяющий представителей региональных филиалов [13]. Он содействует раскрытию потенциала пожилых людей, поощряет развитие их самостоятельности, а также стимулирует пожилых людей к активному участию в общественной жизни. Целями комитета «Бюро по работе с пожилыми людьми» являются: просвещение о возможностях в постпрофессиональный период жизни; обучение пожилых людей на региональном и федеральном уровне с целью активного гражданского вовлечения в общественную жизнь; стимулирование общественного участия; укрепление связи между поколениями [10]. Для участников бюро комитет предлагает консультации экспертов, повышение квалификации, контроль качества, участие в проектах национального и европейского масштаба, информацию об актуальных разработках и представление интересов участников.

Существует также филиалы «Бюро пожилых людей» (<^ешогеп-btiros»). Это информационные, консультативные, посреднические центры встреч пожилых людей, осуществляющие деятельность на местном уровне. Такие бюро осуществляют свою деятельность в качестве центров развития инновационной работы с пожилыми людьми. На территории Германии существует около 300 «Бюро пожилых людей», предлагающих разнообразные виды деятельности для пожилых людей, а также согласующих и подчиняющихся федеральному комитету [11].

«Биржа знаний для пожилых» («Wissensb6rse») были созданы по инициативе Федерального правительства Германии, и с 1995 года активно работают в различных регионах страны [14]. Это общественная образовательная организация, которая поддерживается городской администрацией, и существует для обмена опытом и знаниями между поколениями пожилых и молодых людей. Изначально, контакты между участниками организации осуществлялись посредством телефонных звонков, в настоящее время более популярными стали встречи в группах. «Биржа знаний для пожилых» предлагает своим участникам организацию условий для обмена и передачи опыта, знаний и навыков и открытия для них новых перспектив: беседы за круглым столом, установление новых контактов; проведение командных проектов и совместной работы; участие в регулярных встречах и научных конференциях в качестве докладчиков или слушателей; сотрудничество в построении интернет платформы «Биржа знаний для пожилых» и другие виды работ [17].

Регулирование деятельности локальных организаций осуществляют областные организации, к обязанностям которых относятся координация интересов отдельных групп пожилых, универсализация опыта и обмен идеями. Их функционирование реализуется на базе одной из локальных организаций, собравшей наибольший опыт работы в обучении пожилых людей и согласующей свою деятельность с организациями, работающими на федеральном уровне и контролирующими работу всех подразделений. В функционировании данной организации активно участвуют политики, администрация, ученые, сами пожилые люди, представители местных структур. В процессе их работы происходит обмен мнениями и разработка плана и программы совместных действий [22, 24].

Таким образом, управление образованием пожилых людей Германии носит общественно-государственный характер. Стратегия в области образования взрослых осуществляется по открытому способу в соответствии с политикой расширения в последние годы международных обменов и дискуссий, проектов, совместно реализуемых организациями разных стран [21,29].

Так, наряду с работой профсоюзных организаций, следует отметить также существование различных советов пожилых людей, бюро, городских групп и т.п. «Совет пожилых людей» («^ешогеша») является организацией, представляющей правовые интересы пожилых людей на местном, региональном и федеральном уровне Германии [25, 308-310]. Это объединение представителей социальной, культурной, экономической, общественно-политической сфер жизни общества. Совет защищает интересы и права пожилых людей и работает независимо от партийной и религиозной принадлежности. «Совет пожилых людей» устанавливает контакты между пожилыми людьми и органами управления. Деятельность организации способствует личной инициативе пожилых людей и созданию новых возможностей для активного участия в общественной жизни, а также развитию условий для контакта различных поколений с целью улучшения и повышения уровня жизни и культуры. «Совет пожилых людей» является посредником между пожилыми и институтами, объединениями и группами, которые занимаются их проблемами [16,18].

Совет осуществляет также поощрение предприятий, приветствующих трудоустройство пожилых. Существует ряд предприятий, которые обращаются с заявкой в «Совет пожилых людей», если им необходим опытный специалист. Совет в свою очередь организует обучающие курсы с выдачей сертификатов, позволяющих продолжить профессиональную деятельность, и трудоустраивает обучающихся [23].

Существуют также «Городские группы для пожилых» («Stadtgruppeш»). Участники этих организаций проводят вместе свободное время, праздники и будни.

Отметим, что наряду с университетскими моделями существуют различные консультационные службы («^ешюгешЬепаЪ»), бюро («Seшioreшbtiros»), разговорные кафе («Gesprachscafe») и многие другие организации. Разговорные кафе представляют собой собрание небольшой группы людей и обсуждение интересной для них темы за чашечкой чая или кофе, в уютной атмосфере [26].

Наряду с широко распространенными в Германии организациями, предлагающими образовательные услуги для пожилых людей, такими как народные институты и приюты для пожилых людей, выделяются также группы провайдеров, отличающихся спецификой своих предложений. К ним следует отнести образовательные фирмы, общества по распространению научных знаний в Германии «Работа и жизнь» и «Урания». Учреждения для пожилых людей, ведущие не только образовательную деятельность, включают культурные центры, клубы и сервисные центры для пожилых людей, кружки, разговорные кафе, созданные самими учащимися самоуправляемые группы и объединения пожилых людей [27, 28].

Заключение

В ходе исследования нами было выявлено, что наряду с образовательными учреждениями «Университет третьего возраста», дающими возможность пожилым людям получить образование, в Германии активную работу с людьми третьего возраста ведут социально-общественные организации. Кроме образовательной функции они имеют целью просветительство, консультирование, социально-общественную деятельность и защиту прав пожилого населения Германии. Данные организации представлены на локальном, региональном и федеральном уровнях, при государственной поддержке и контроле деятельности. Следует отметить многообразие форм данных организаций дополнительного образования для пожилых людей: товарищества, «Бюро», «Биржи знаний», консультационные службы, профсоюзные учреждения и палаты, разговорные кафе, учебные кружки и мн. др. В соответствии с формами наблюдается разнообразие функций, отвечающих потребностям пожилых людей и общества. Нами были определены основные виды деятельности социально-общественных организаций: самопомощь, общественная работа и гражданские инициативы. В статье проанализирована и обобщена практика работы с пожилыми людьми в учреждениях дополнительного образования.

Социально-общественная организация работы с людьми пожилого возраста в России существует, как и в Германии. Однако эта рабо-

та представлена не в таком широком диапазоне, и функциональная реализация данных организаций требует существенной доработки. Основной функцией социально-общественных организаций в России является общественная деятельность, однако образовательная и просветительская требуют усиления. Что касается видов деятельности, то основным является общественная деятельность, а организация самопомощи и гражданских инициатив представлены в меньшей степени. Существует потребность в расширении сфер и вариативности деятельности социально-общественных инициатив. Имея государственную поддержку в виде системы грантов, необходимо развитие и поддержка данных организаций на региональном и местном уровне.

Список литературы

1. Высоцкая И.В. Становление и развитие университета третьего возраста в Германии; автореф. дисс. канд. пед. наук ВГСПУ, Волгоград, 2015. 27 с. http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/avto-vysockaya.pdf

2. Высоцкая И.В. Формы работы с пожилыми людьми при обучении использованию новых информационных и коммуникационных технологий в Германии // Материалы XIII международной научно-практической конференции: Теоретические и методологические проблемы современного образования. Москва, 2013. С. 51-53.

3. Кононыгина Т.М. Герагогика (пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей). Орел, 2006. 148 с.

4. Кононыгина Т.М. Управление геронтообразованием: становление, функционирование, перспективы: дис. ... канд. социол. наук. Орел, 2004. 240 с.

5. Тихаева В.В. Становление и развитие системы дополнительного образования взрослых в Германии: диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2016. 255 с.

6. Топоркова О.В. О содержании программ высшего технического образования за рубежом: современные тенденции (обзор) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 3. С. 153-167.

7. Шершнева Т. Г. Развитие школьного образования в США в конце Х1Х-начале XX веков : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : Волгоград, 2004. 19 с.

8. Amaschus A. Die nuen Alten haben sich noch viel vorgenommen. Reiseverhalten von Senioren - heute und morgen, in: FVW international -unabhängige Fachzeitschrift für Touristik und Geschäftsreiseverkehr, 20/1996. S. 40-41.

9. Becker S., Veelken L., Vallraven K.P. (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+-Budrich, 2000.

10. F.U.R.: Die Reiseanalyse Urlaub + Reisen 95, Kurzfassung. F.U.R., Hamburg 1995.

11. Ganser A. Seniorenreisen, in: Seitz E., J. Wolf (Hg.): Tourismusmanagement und - Marketing, Landsberg/Lech 1991. S. 163-179.

12. Gruner + Jahr - Märkte + Tendenzen: Seniorentourismus, G+J Marktanalyse, Hamburg, 1999.

13. Hummel K. Bürgerengagement. Seniorengenossenschaften, Bürgerbüros und Gemeinschaftsinitiativen, Freiburg i.B. 1995.

14. Kade S. Altersbildung. Bd. 1: Lebenssituation und Lernbedarf, Frankfur. M., 1994.

15. Kruse A. Die Bedeutung der Bildung für die Entwicklung der Kompetenz bei Krankheit und Funktionseibußen im Alter, in: Dettbarn-Reg-gentin J., Reggentin H. (Hg.): Neue Wege in der Bildung Älterer, Bd. 1: Theoretische Grundlagen und Konzepte, Freiburg 1992. S. 141-155.

16.Naegele G. Bildungs- und Freizeitmodelle für Frührentner. In: Karl, Fred & Walter Tokarski (Hrsg.): Bildung und Freizeit im Alter. Bern1992: Huber, 139-154.

17. Niederfranke A. Gesundes Älterwerden - Eine Bildungsaufgabe zur Prävention und Rehabilitation, in: HBV 2/1998.

18. Olbertz J., Prager A. Altenbildung in Ostdeutschland vor und nach der Wende.- In: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 125-140.

19. Olbricht E. Das Kompetenzmodell des Alters, in: Dettbarn-Reggentin J., Reggentin H. (Hg.): Neue Wege in der Bildung Älterer, Bd. 1: Theoretische Grundlagen und Konzepte, Freiburg, 1992.

20. Otto U. Lernen in Genossenschaften in: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und

Konzepte für Gegenwart und Zukunft.- Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 207-215.

21. Roth S., Simoneit G. Vergesellschaftung durch ehrenamtliche Tätigkeit im sozialen Bereich, in: Kohli, Freter, 1993.

22. Schröter E. Kreative Kulturrezeption auf (Bildungs-) Reisen, in: Spektrum Freizeit 17, 2;3, 1995. S. 144-156.

23. Semmelroth B. Neue Impulse für Gruppenreisen durch die Themenzentrierte Interaktion, Göttingen 1998, unveröff. Dipl.-Arbeit.

24. Semmelroth B. Lernen/Bildung auf Reisen in: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 271-278.

25. Schachtner C. Störfall Alter, Frankfurt a. M., 1988.

26. Seniorenrat. https://www.seniorenrat-mannheim.de/

27. Tourismus für Senioren. https://ec.europa.eu/

28. Vath R. Das Altern lernen: Die soziale Dimension des Alterns. Hannover/Berlin/Darmstadt/Dortmund, 1973.

29. Wissensbörse zwischen Generationen. Österreich. https://www.hilfs-werk.at/oesterreich/

References

1. Vysotskaya I.V. Stanovlenie i razvitie universiteta tret'ego vozrasta v Germanii [Formation and development of the University of the third age in Germany]: abstract of Diss. ... of Ph.D. in Pedagogy. Volgograd, 2015, 27 p. http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/avto-vysockaya.pdf

2. Vysotskaya I.V. Formy raboty s pozhilymi lyud'mi pri obuchenii is-pol'zovaniyu novyh informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v Germanii [Forms of work with older people in teaching the use of new information and communication technologies in Germany]. Materialy XIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: Teoretich-eskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya [Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference: Theoretical and methodological problems of modern education]. Moscow, 2013, pp. 51-53.

3. Kononygina T.M. Geragogika (posobie dlya tekh, kto zanimaetsya obrazovaniem pozhilyh lyudej) [Geragogika (manual for those who are engaged in the education of the elderly)]. Orel, 2006, 148 p.

4. Kononygina T.M. Upravlenie gerontoobrazovaniem: stanovlenie, funk-cionirovanie, perspektivy [Management of geront foundation: formation, functioning, prospects]: Diss. ... of Ph.D. in Sociology. Orel, 2004, 240 p.

5. Tikhaeva V. V. Stanovlenie i razvitie sistemy dopolnitel'nogo obrazovani-ya vzroslyh v Germanii [Formation and development of the system of additional adult education in Germany]: Diss. ... of Ph.D. in Sociology Pedagogy. Volgograd, 2016, 255 p.

6. Toporkova O.V. O soderzhanii programm vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya za rubezhom: sovremennye tendencii (obzor) [About the content of higher technical education programs abroad: modern trends (review)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2020, vol. 29, no. 3, pp. 153-167

7. Shershneva T.G. Razvitie shkol'nogo obrazovaniya v SSHA v konce XIX-nachale XX vekov [The development of school education in the United States at the end of the XIX-beginning of the XX centuries]: abstract of Diss. ... of Ph.D. in Pedagogy. Volgograd, 2004, 19 p.

8. Amaschus A. Die nuen Alten haben sich noch viel vorgenommen. Reiseverhalten von Senioren - heute und morgen, in: FVW international -unabhängige Fachzeitschrift für Touristik und Geschäftsreiseverkehr, 20/1996. S. 40-41.

9. Becker S., Veelken L., Vallraven K.P. (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Le-ske+Budrich, 2000.

10. F.U.R.: Die Reiseanalyse Urlaub + Reisen 95, Kurzfassung. F.U.R., Hamburg 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ganser A. Seniorenreisen, in: Seitz E., J. Wolf (Hg.): Tourismusmanagement und - Marketing, Landsberg/Lech 1991. S. 163-179.

12. Gruner + Jahr - Märkte + Tendenzen: Seniorentourismus, G+J Marktanalyse, Hamburg, 1999.

13. Hummel K. Bürgerengagement. Seniorengenossenschaften, Bürgerbüros und Gemeinschaftsinitiativen, Freiburg i.B. 1995.

14. Kade S. Altersbildung. Bd. 1: Lebenssituation und Lernbedarf, Frankfur. M., 1994.

15. Kruse A. Die Bedeutung der Bildung für die Entwicklung der Kompetenz bei Krankheit und Funktionseibußen im Alter, in: Dettbarn-Reg-gentin J., Reggentin H. (Hg.): Neue Wege in der Bildung Älterer, Bd. 1: Theoretische Grundlagen und Konzepte, Freiburg 1992. S. 141-155.

16.Naegele G. Bildungs- und Freizeitmodelle für Frührentner. In: Karl, Fred & Walter Tokarski (Hrsg.): Bildung und Freizeit im Alter. Bern1992: Huber, 139-154.

17. Niederfranke A. Gesundes Älterwerden - Eine Bildungsaufgabe zur Prävention und Rehabilitation, in: HBV 2/1998.

18. Olbertz J., Prager A. Altenbildung in Ostdeutschland vor und nach der Wende.- In: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 125-140.

19. Olbricht E. Das Kompetenzmodell des Alters, in: Dettbarn-Reggentin J., Reggentin H. (Hg.): Neue Wege in der Bildung Älterer, Bd. 1: Theoretische Grundlagen und Konzepte, Freiburg, 1992.

20. Otto U. Lernen in Genossenschaften in: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft.- Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 207-215.

21. Roth S., Simoneit G. Vergesellschaftung durch ehrenamtliche Tätigkeit im sozialen Bereich, in: Kohli, Freter, 1993.

22. Schröter E. Kreative Kulturrezeption auf (Bildungs-) Reisen, in: Spektrum Freizeit 17, 2;3, 1995. S. 144-156.

23. Semmelroth B. Neue Impulse für Gruppenreisen durch die Themenzentrierte Interaktion, Göttingen 1998, unveröff. Dipl.-Arbeit.

24. Semmelroth B. Lernen/Bildung auf Reisen in: Becker Susanne, Veelken Ludger, Vallraven Klaus Peter (Hg.): Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Leske+Budrich, 2000. S. 271-278.

25. Schachtner C. Störfall Alter, Frankfurt a. M., 1988.

26. Seniorenrat. https://www.seniorenrat-mannheim.de/

27. Tourismus für Senioren. https://ec.europa.eu/

28. Vath R. Das Altern lernen: Die soziale Dimension des Alterns. Hannover/Berlin/Darmstadt/Dortmund, 1973.

29. Wissensbörse zwischen Generationen. Österreich. https://www. hilfswerk.at/oesterreich/

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Высоцкая Инна Владимировна, доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация niphertity@gmail.com

йованович Тамара Георгиевна, доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация srdjan@live.ru

Топоркова Ольга Викторовна, доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация toporkova@vstu.ru

Лазарева Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»

Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация olgalazareva@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Inna V. Vysotskaya, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Candidate of Pedagogical Sciences

Volgograd State Technical University

28, Lenin pr., Volgograd, 400005, Russian Federation

niphertity@gmail.com

ORCID: 0000-0003-3407-9047

Tamara G. Yovanovich, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Candidate of Pedagogical Sciences

Volgograd State Technical University

28, Lenin pr., Volgograd, 400005, Russian Federation

srdjan@live.ru

ORCID: 0000-0001-7701-6607

Olga V. Toporkova, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Candidate of Pedagogical Sciences

Volgograd State Technical University

28, Lenin pr., Volgograd, 400005, Russian Federation

toporkova@vstu.ru

ORCID: 0000-0003-0992-5301

Olga V. Lazareva, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages

Volgograd State Technical University

28, Lenin pr., Volgograd, 400005, Russian Federation

olgalazareva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.