Научная статья на тему 'Специфика организации обучения пожилых людей в 4-м возрасте в Германии'

Специфика организации обучения пожилых людей в 4-м возрасте в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Высоцкая И. В.

В этой статье говорится о возможности получения образования для пожилых людей. Существуют различные учреждения, которые занимаются дополнительным образованием взрослых, предлагая им различные курсы и программы. Университет третьего возраста является одним из проектов посвященным образованию пожилых людей, и дающий им возможность работать в Интернете и общаться с родственниками и друзьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика организации обучения пожилых людей в 4-м возрасте в Германии»

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В 4-М ВОЗРАСТЕ В ГЕРМАНИИ

© Высоцкая И.В.*

Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград

В этой статье говорится о возможности получения образования для пожилых людей. Существуют различные учреждения, которые занимаются дополнительным образованием взрослых, предлагая им различные курсы и программы. Университет третьего возраста является одним из проектов посвященным образованию пожилых людей, и дающий им возможность работать в Интернете и общаться с родственниками и друзьями.

Образование пожилых людей является актуальной проблемой для многих индустриально развитых стран мира. Ввиду того, что количество пожилых людей возрастает, на первый план при рассмотрении системы образования выходит вопрос, может ли современное общество позволить себе отказаться от использования богатейших ресурсов и опыта пожилых людей [2].

Расхождение понятий «социального» и «биологического» возраста привело к дифференциации старости. Таким образом, ученые, работающие в области герагогики, уже выделяют наряду с третьим возрастом и четвертый. Эти возрастные категории уже получили в научных исследованиях соответствующие названия: «молодые пенсионеры», «пенсионеры» и «пожилые пенсионеры» [4]. Немецкий ученый Р. Бёме (1998) выделяет ещё одну переходную фазу между «молодыми и пожилыми стариками» и называет их «стареющими стариками». Он дает следующее определение этой переходной фазе: «Это человек, который постепенно замечает бремя своих лет, однако ещё не совсем отдалившийся от социальной жизни, и который все же больше чем в своей активной жизни склоняется к задумчивости исамоанализу...» [Цит. по: 1, с. 373].

В исследованиях многих ученых большое внимание уделяется постпрофессиональному периоду жизни пожилых людей, а точнее, их занятости в этот период. Зарубежные ученые Дать имена в русском варианте и цифры ссылок в скобках! (П. Брёшер, Г. Нагеле [2], М. Коли, Г. Кюнемунд [5]) выделяют следующие виды деятельности, наиболее часто выполняемые и доступные пожилым людям: присмотр за внуками, забота о ближнем, домашнее хозяйство, работа на общественных началах. Исследование М. Коли в этой области показало, что большинство пожилых людей посвящают себя «продуктивной» деятельности, которая не имеет четко установленной заработной платы и является экономически доступной. Напри-

* Преподаватель кафедры Иностранных языков, аспирант.

мер, работа на общественных началах, под которой понимают традиционную социальную и политическую работу в объединениях и партиях, также как и работу в самоорганизованных группах и союзах (13 % опрошенных в возрасте 55-69 лет и 7 % в возрасте 70-85 лет). В области ухода за людьми, не являющимися родственниками, наибольшую занятость имеют 7085 летние (28 %) и 55-69 летние (22 %). Особенно впечатляющими являются результаты занятости пожилых людей в новых формах общественных организаций: академии для пожилых, образовательные организации, сообщества пенсионеров и группы взаимопомощи [5].

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что пожилые люди в большинстве своем даже в достаточно преклонном возрасте являются активной частью общества и не хотят проводить время в одиночестве. При этом образование играет не последнюю роль в данном процессе, где оно само является одним из продуктивных видов занятости пожилых людей в обществе. Заметим, что одной из функций образования в данном случае является повышение самооценки и независимости пожилых обучающихся. Образование может помочь решить ряд практических и психологических проблем, освоить новые области задач, обогатить свой опыт и дать ему новую интерпретацию, подготовиться к изменениям в современном обществе.

Опрос пожилого населения, проведенный М. Коли, показал, что 14 % 60-85 летних пенсионеров посетили хотя бы одни курсы в течение года. Как правило, продолжают образование охотнее те люди, которые получили хорошее первоначальное образование, чем те, у кого его нет. Проявляется и следующая тенденция: тех пожилых людей, которые заняты одним из вышеупомянутых занятий, можно чаще встретить в образовательных учреждениях, чем тех, кто проводит свое время в замкнутом пространстве дома и имеет больше свободного времени [6].

Образование и глубокая старость пока еще необычное соединение понятий, о котором до недавнего времени не было речи ни в общественных, ни в научных дискуссиях. Третий возраст расценивается и описывается в работе Бубольц-Луц как жизненная фаза самодостаточности и определяется как «успешное, продуктивное и компетентное» старение. Однако «четвертому возрасту» или глубокой старости уделяется не так много внимания в области образования. Британский социолог Ласлет (1995) описывает этот период жизни как фазу распада, зависимости и слабости, определяемую периодом жизни с 75 до 105 лет [3]. Несмотря на растущий интерес к образованию людей третьего возраста в народных школах, академиях для пожилых учащихся и университетах в Германии, «четвертый возраст» до сих пор остается вне их внимания.

Бубольц-Луц упоминает в своей монографии о том, что в последнее время тенденции в образовании пожилых людей меняются:

1. несмотря на дефицит теоретических знаний в области образования пожилых людей, последние 30 лет определенно показали, что

в старости и даже в глубокой старости образование возможно. При этом понятие «обучение» применяется как компенсация утерянных способностей;

2. в связи с тенденцией в глубокой старости к одиночеству одним из сильнейших мотивов в ранней старости для участия в образовательных программах является возможность заключения новых контактов и страх перед изоляцией. Особенно это касается тех, у кого нет семьи;

3. образование пожилых непосредственно коррелирует с состоянием Здоровья пожилых людей. Глубокая старость обычно сопровождается большим количеством заболеваний. Особое место в этом контексте занимают заболевания, связанные с изменениями в коре головного мозга, так называемое слабоумие, лечение которого возможно с помощью подключения пожилых к образовательному процессу;

4. образование должно учитывать и жилищный вопрос. В глубокой старости большое значение имеет место проживания, его удаленность от магазинов, а так же имеющиеся внутри дома средства коммуникации или контакта с миром, ТВ, телефон, Интернет. Переезд в старости в дом престарелых или же к детям означает потерю контроля над своей жизнью, не способность управлять ею;

5. принятие во внимание финансового положения при организации обучения [3, с. 333-335].

Если речь идет об образовании в глубокой старости, то речь идет не о получении знаний как таковых, а об обращении с пожилыми людьми. Образование в четвертом возрасте нацелено на ориентационное знание: на противоречия с изменениями в глубокой старости, с которыми пожилым людям приходиться справляться и чаще всего в одиночку, на раскрытие потенциала, который может обнаружиться именно в этот период жизни. Ориентация возникает как необходимость изменения отношения к самому себе: соответственно целью образования в данном случае является укрепление уверенности в себе, побуждение и поддержка в поиске смысла жизни, содействие в самоутверждении и самообслуживании. С другой стороны, образовательные учреждения нацелены на поддержку коммуникации людей и на приобретение новых контактов. Образовательная работа с людьми в возрасте 75-104 лет принимает во внимание индивидуальную личность, автономность и свободу выбора человека.

Все выше сказанное представляет новое понимание образования людей третьего возраста в современных условиях. При этом пожилые люди рассматриваются как партнеры по диалогу, а не как беспомощные люди. Что касается применения концепций образования в 3-ем возрасте к образованию в 4-ом возрасте, то они требуют доработки, поскольку для людей в глубокой старости необходимо соответствие образования с их собственными жизненными задачами и проблемами, приоритетами и ограничениями.

В последние годы понятие образования пожилых людей развивается и ориентируется преимущественно на функциональные аспекты жизнедеятельности: образование организуется в тесной связи с профилактикой болезней и реабилитацией, его целью является профилактика возрастной умственной слабости (например, посредством тренировки памяти) и компенсация дефицита знаний [3, с. 335-337]. В центре современных дидактических подходов так называемой «субъективной дидактики» находится сама личность, заинтересованная в образовании. В соответствии с этим тезисом происходит планирование образовательного процесса, не «для», а «с» пожилыми студентами [3, с. 337].

Образование в пожилом возрасте следует рассматривать так же как подготовку к переходу от 3-го возраста к 4-му. Оно дает возможность разрешить разногласия, возникающие в этот период. Образовательный аспект должен органично входить в практические аспекты жизни людей, «вписываясь» во всю инфраструктуру их жизнедеятельности. Места встреч, коммуникативные центры становятся пунктами межпоколенческого диалога и способствуют разъяснению разногласий, развитию социального общения и взаимоотношений, облегчая образование в глубоком возрасте. Подготовкой к 4-му возрасту является так же привлечение пожилых людей к интерактивным средствам массовой информации. Способность принимать участие в обмене информацией посредством Интернета может стать необходимостью и иметь немалое значение, поскольку не ограничивает радиус действия общения.

Список литературы:

1. Böhme Günther. Beteiligung und Verantwortung // Bildungsbedürfnisse im dritten Lebensalter, in Bildung und Erziehung. - 1998. - № 4 (51). - S. 369-381.

2. Bröscher Naegele, Rohleder Chr. Freie Zeit im Alter ais gesellschaftliche Gestaltungsaufgabe // Aus Politik und Zeitgeschichte. Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament. - 2000. - № 35-36. - S. 30-38.

3. Bubolz-Lutz E. Bildung und Hochaltrigkeit // Becker, S., Veelken, L., Wallraven, K.-P. (Hg.). Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. - Opladen, 2000.

4. Horst W. Opaschowski, Leben zwischen Muss und Muße. Die Ältere Generation: Gestern. Heute. Morgen. - Hamburg, 1998. - S. 18.

5. Kohli M., Künemund H. Der Alters-Survey: Die zweite Lebenshälfte im Spiegel repräsentativer Daten // Aus Politik und Zeitgeschichte. Beilage zur Wochenzeitung Das Parlament. - 2003. - №20. - S. 18-25.

6. Kohli M., Künemund H. Alter und gesellschaftliche Partizipation als Thema der Soziologie // Becker, S., Veelken L. Wallraven, K.-P. Handbuch Altenbildung. - Opladen, 2000. - S. 94-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.