Научная статья на тему 'Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования для пожилых людей в Германии'

Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования для пожилых людей в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Высоцкая Инна Владимировна

Статья посвящается обзору самостоятельных организаций, работающих в области образования пожилых людей в Германии. Проведен анализ зарубежной литературы и систематизированы образовательные учреждения для сеньоров в Германии, а так же рассмотрено понятие самостоятельной организации, и ее место в системе провайдеров, занимающихся образовательными проектами для людей престарелого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования для пожилых людей в Германии»

сравнительная педагогика

УДК 37.0+374

Высоцкая Инна Владимировна

Аспирант кафедры иностранных языков Волгоградского государственного технического университета, niphertity@mail.ru, Волгоград

самостоятельная организация как образовательное

УЧРЕЖДЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИя ДЛя ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

В ГЕРМАНИИ

Аннотация. Статья посвящается обзору самостоятельных организаций, работающих в области образования пожилых людей в Германии. Проведен анализ зарубежной литературы и систематизированы образовательные учреждения для сеньоров в Германии, а так же рассмотрено понятие самостоятельной организации, и ее место в системе провайдеров, занимающихся образовательными проектами для людей престарелого возраста.

Ключевые слова: образование пожилых людей, самостоятельная организация, классификация.

Vysotskaya Inna Vladimirovna

Postgraduate of the foreign language department of Volgograd State Technical University, niphertity@mail.ru, Volgograd

THE INDEPENDENT ORGANISATION AS EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE AREA OF ELDERLY PEOPLE EDUCATION

IN GERMANY

Abstract. The article is devoted to the review of the independent organizations working in the field of elderly people education in Germany. The foreign literature was analyzed and the educational institutions for elderly people in Germany were classified in this article. The article clarifies the concept of the independent educational organization and its place among institutions working with educational projects for elderly people.

Key words: education of elderly people, independent organization, classification.

В связи с развитием рыночных отношений и увеличением спроса на продукт «образование» в Германии образуется множество различных организаций, работающих в сфере образовательных услуг, как частного, так и государственного характера. Многие проекты не являются новыми в области образования пожилых людей. Однако немецкие исследователи, работающие в этой области (Gerhard Nagele, Gunter Bohme, Martin Kohli и др.) утверждают, что новыми могут быть, как правило, расставленные ударения в образовательных аспектах. Так наряду с производственной концепцией учреждений следует отметить так же существование различных советов пожилых людей, бюро, городских групп и т. п.

Принцип самостоятельной организации, опирающийся на потенциал пожилых людей, обсуждается как центральный составляющий момент образовательных учреждений для пожилых людей. Взаимодействие самоорганизованных образовательных инициатив действует как последовательное движение участников образовательного процесса от их роли учащихся в образователном процессе до их повышения к руководящим должностям в организации. Известно из опыта США и Англии, что самостоятельные активы популярны в большей степени у пожилых людей (Karl-Ulrich Mayer, Brigitte Donicht-Fluck).

Предложения проектов, которые в целом, возникают без предварительной структу-

ризации, предоставляют участникам образовательного процесса самим определять содержательную и формальную структуру обучения. Они открыты для интересов тех, кто пользуется их услугами, утверждают С. Беккер и В. Рудольф [1]. При этом, отмечает Ю. Деттбарн-Роггентин [3], многие инициативы нацелены на самостоятельную помощь или добровольное вовлечение участников процесса в образовательную деятельность. Г. Нагеле констатирует факт того, что темы и спектр интересов остаются широкими, образовательные предложения при этом либо подчинены идее проекта, либо интегрируются в процесс как квалифицирующая часть [5]. Что касается самостоятельно организованного обучения, о котором в своих исследованиях говорят Г. Нагеле (1994), Эккехард Нуиссл (1997), Г. Домен (1999), то оно не возможно без опоры на институционные данные. С. Беккер, В. Рудольф напоминают, что концепция самостоятельной организации не является «патентом на любые случаи» или «нерушимой догмой» для всех, а относится к одному из возможных вариантов среди множества других учреждений [2, с. 121].

В 1980-е гг. начинает развиваться рынок образовательных предложений и наряду с традиционными образовательными учреждениями появляется ряд коммерческих предприятий, предлагающих свои услуги в области обучения. Вследствие чего проявляется разрозненность предлагаемого учебного материала, которая становится препятствием для систематизации уже имеющихся материалов. Это привело к тому, что материал для обучения пожилых людей до сих пор представлен в отрывочных экземплярах. В то время как университетское обучение пожилых людей хорошо задокументирован-но, констатируют в своих исследованиях Х. Нойфельд (1995), К. Штадельхофер (1996), Е. Гёскен (1998).

Многие исследования, проведенные в Ганновере, Биллефельде, Дортмунде, Ольденбурге, Ульме, дают сведения о различных составляющих учебного процесса, расписания и пользователях этих предложений[5]. О внеуниверситетских предложениях напротив известно очень мало. Также высказываются М. Коли, Х. Кюнемунд и К. Зоммер, авторы проведенного исследования о само-

стоятельных организациях и академиях для пожилых людей, во многих традиционных учреждениях, работающих с пенсионерами, таких как церкви, партии, союзы и объединения, [6, с. 76]. С. Беккер и В. Рудольф собирают материал различных образовательных проектов, которые сохраняют компетенции пожилых людей, заботятся и способствуют их дальнейшему развитию [1]. Отмечено, что наряду с университетскими моделями существуют различные консультационные службы, разговорные кафе, бюро и многие другие организации, систематические различия которых ещё не до конца разработаны. В связи с этим существует множество классификаций структур, предлагаемых разными исследователями.

С. Каде структурирует многообразие образовательных предложений, которые соответствуют отношениям с окружающим миром, по принципу учебных объемов, которые связанны со специфическими учебными и содержательными моментами [4]. Она выделяет учебное поле биографии (поиск смысла, биографическая компетенция), учебное поле повседневной жизни (преодоление повседневности в автономном образе жизни, практическая компетенция), учебное поле креативности или творчества (самовыражение и обмен с другим культурным содержанием, творческая компетенция) и учебное поле продуктивности (социальное направление, социальное направление, компетенция, имеющая определенную задачу).

Наряду с этой классификацией в литературе существуют и другие попытки систематизации многообразия предложений в области образования пожилых людей. Е. Ай-ермтер-Штольбринк выделяет следующие типы предложений: 1) ориентированные на знания (Wissensborsen); 2) политизированные (Seniorenverbande, Interessenverbande); 3) культурно-педагогические (Stadtteilkultu-ren, -aktivitaten); 4) эстетическо-творческие (Theater, Werkstatten). Ю. Айерданц распределяет широкий спектр предложений образования пожилых людей в соответствии с содержанием и целями на 6 областей: - образование пожилых как передача знаний о старости и старении; - разговорные кружки с коммуникативным компонентом в группах пожилых людей; - учебные предложения специально для пожилых; - подготовка к

старению; - подготовка пожилых к постпро-фессиональной деятельности; - общее и политическое образование [см. подроб.: 6].

Г. Шойбле подразделяет внеуниверси-тетские образовательные учреждения для пенсионеров по их функции в соответствии с геронтологическим образованием. Он выделяет: традиционное образование пожилых людей в музыкальных, вокальных и других кружках, которые предлагаются непосредственно в клубах для пожилых, приютах, добровольных объединениях и церквях. Предложения, которые подчинены когнитивному началу и ставят своей целью сообщение информации или знаний, предлагающие темы гражданских прав, здоровья, истории, технических и социальных новшеств, политических событий. Предприятия, народные школы, университеты, академии, свободные предприниматели, работающие в области образования пожилых людей, предоставляют такие услуги в первую очередь для «молодых пожилых», «голодных по знаниям» людей, а так же активной части пожилых людей [там же]. Активизационному началу соответствуют предложения по обучению обращению с новыми приборами домашнего хозяйства, новой техникой. Четвертую категорию составляют предложения в соответствии с биографическим и идентификационным началом, с темами любого типа (экология, политика и др.), переработанными в отношении к соответственной личной истории жизни. И, наконец, новое начало, связанное с пережитым опытом, при котором с помощью образования направленного на пережитые впечатления от событий, усиливают сознание и смысл жизни.

Г. Домен предлагает систематику, которая похожа на «северную модель» (типология, которая используется в скандинавских странах). По формам обучения она различает: формальное обучение (организованное, структурированное, с заключительным экзаменом); информальное обучение (организованное и структурированное, но не имеющее документальной формы об окончании учреждения и экзаменов); неформальное обучение (открытое, не организованное и не структурированное). Такая структура является относительно открытой для различных групп людей.

В соответствии с результатами опроса, проведенного в исследовании М. Коли, 36% организаций в Германии специализируются на исключительно целевых группах. Они работают только с пожилыми людьми и речь идет преимущественно об учреждениях или проектах пожилых людей и для них самих. 30% учреждений предлагают образовательные услуги без ограничения и исключений и могут быть обозначены как типичные образовательные учреждения. Однако это не исключает возможность создания групп для пожилых людей, как работают академии для сеньоров. И лишь 5% составляют учреждения, работающие только с пожилыми людьми и предлагающие им только образовательные программы [там же, с. 79]. Наряду с определенными организациями, такими как народные школы и приюты для пожилых людей, М. Коли выделяет также группы провайдеров, отличающихся своими предложениями. Под «различными образовательными учреждениями» он объединяет учреждения дополнительного образования для взрослых, образовательные предприятия или фирмы, ‘Работа и жизнь’ и Урания (общества по распространению научных знаний в Германии). Под «различными учреждениями для сеньоров», по его мнению, группируются культурные центры, клубы и сервисные центры для пожилых. Под «различными группами для сеньоров» Мартин Коли понимает кружки и объединения пожилых людей.

Среди выбора из отдельных категорий для структурирования образовательной системы нет однозначности. Большинство исследователей классифицируют учреждения, занимающиеся образованием пожилых людей, по учебному содержанию, по учебным концепциям или по целевым группам. Следовательно, эти три компонента для исследования имеют потенциальную ценность.

Образовательные предложения для пожилых людей и большинство существующих организаций на сегодняшний день, как отмечают исследователи изучающие историю развития науки об образовании пожилых людей (Б. Арнольд, М. Коли, С. Каде и др.), в основном проявили себя в 70-90 гг. М. Коли приводит следующую последовательность появления организаций в Германии: 38% церковных организаций развились в 70-е годы; в 80-х годах эстафету приняли

добровольные объединения и составили 35%; в 90-е годы появились союзы и единства, которые составили 52%. В последние десятилетия раскрылись коммерческие представители на соответствующем рынке услуг.

Сфера образования пожилых людей должна включать в себя государственные, общественные, частные формы обучения, разнообразные как по структуре, так и по программам обучения. Наряду с уже имеющимися центрами образования взрослых, центрами непрерывного образования, народными университетами, различными государственными, кооперативными, общественными курсами необходимо создавать различные новые организационные формы обучения, например при высших учебных заведениях. И не только в форме уже имеющихся институтов и факультетов повышения квалификации, но и с другими задачами, для обучения взрослых на других уровнях образования, как это практикуется за рубежом. Так же не стоит упускать из вида привлечение коммерческих и общественных организаций к созданию государственно-общественных и государственно-частных форм обучения взрослых на условиях социального партнерства.

Эти результаты четко показывают, что практика образования пожилых людей не является привилегией ни классических образовательных учреждений, ни вновь образованных организаций, работающих с пожилыми людьми. Можно также констатировать факт того, что в большинстве случаев речь

идет о преобладающем числе смешанных форм организаций, работающих не только с пожилыми людьми, но и предоставляющих другие образовательные услуги. Исходя, из вышесказанного следует, что систематизация образовательных учреждений является проблематичной не только вследствие того, что некоторые дифференциации остаются не охваченными, но и потому что отсутствует четкая система стандартов и единство применяемых понятий в данном поле деятельности.

Библиографический список

1. Becker S. & Rudolph W. Handlungsorientier-te Seniorenbildung-Modelprojekte: Konzeptionel-le Uberlegungen, Praktische Beispiele. Opladen: Leske+Budrich, 1994 - 300 s.

2. Becker S. & Rudolph W. “Selbstorganisation“ in der Seniorenbildung. Fragen und Thesen. In: Sozi-ale Arbeit, 44, 1995, S. 117-122.

3. Dettbarn-Reggentin J. Altenselbsthilfe als Bil-dungsstatte. In: Dettbarn-Reggentin, Jurgen & Heike Reggentin (Hrsg.): Neue Wege in der Bildung Alte-rer. Band 2: Praktische Modelle und Projekte. Freiburg i. B .: Lambertus, 1992, S. 162-175.

4. Kade S. Altersbildung. Ziele und Konzepte. Frankfurt/M .: Deutsches Institut fur Erwachsenen-bildung. 1994 - 40 s.

5. Naegele G. Bildungs - und Freizeitmodelle fur Fruhrentner. In: Karl, Fred & Walter Tokarski (Hrsg.): Bildung und Freizeit im Alter. Bern: Huber, 1992, S. 139-154.

6. Sommer C. & Kuhnemund H. & Kohli M. Zwi-schen Selbstorganisation und Seniorenakademie. Die Vielfalt der Altersbildung in Deutschland. Berlin: WeiBensee Verlag, 2004 - 200 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.