Научная статья на тему 'Социально-образовательные проекты: формирование и оценивание'

Социально-образовательные проекты: формирование и оценивание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEVELOPMENT PROGRAM / PROJECT / EVALUATION / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРОЕКТ / ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович, Молчанов Сергей Григорьевич, Кербель Лилия Николаевн

В статье обсуждаются возможности использования метода проектов для формирования позитивных социальных компетенций обучающихся (воспитанников) в образовательных организациях; производится анализ соотношения феноменов «программа развития» и «проект»; предлагаются инструменты представления проекта, инструментарий для его оценивания и инструменты фиксации итогового экспертного заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECTS: FORMATION AND EVALUATION

The article discusses the possibilities of using the project method to form positive social competencies of students (pupils) in educational organizations; the analysis of the correlation of phenomena “development program” and “project” is done; tools for project presentation, tools for its evaluation and tools for fi xing the fi nal expert opinion are offered

Текст научной работы на тему «Социально-образовательные проекты: формирование и оценивание»

5. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorchestva [Psychology of creativity]. Moscow, Nauka, 1976, 303 p. (In Russian)

6. Kulyutkin Yu. N. Psikhologicheskie problemy obrazovaniya vzroslykh [Psychological problems of adult education], Voprosy psikhologii [Psychological problems of adult education], 1989, no. 2, pp. 27-36. (In Russian)

Елагина Вера Сергеевна, профессор ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail:V_275@mail.ru

Мацына Андрей Иванович, доцент ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"», кандидат философских наук, г. Челябинск, e-mail: matsyna@inbox.ru

Elagina Vera Sergeevna, prof essor of branch of the Military Training and Research Center of the Air Force «Air Force Academy named after professor N. E. Zhukorovsky and Yu. A. Gagarin», Chelyabinsk, dr. ped. sciences, professor, e-mail: V_275@mail.ru

Matsyna Andrey Ivanovich, associate professor of branch of the Military Training and Research Center of the Air Force «Air Force Academy named after professor N. E. Zhukorovsky and Yu. A. Gagarin», Chelyabinsk, candidate of Philosophical Sciences, e-mail: matsyna@inbox.ru

Сведения для цитирования: Малиновский, Е. С. Социально-образовательные проекты: формирование и оценивание / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов, Л. Н. Кербель // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 96-104.

УДК 377 ББК 74.57

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ

Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов, Л. Н. Кербель

В статье обсуждаются возможности использования метода проектов для формирования позитивных социальных компетенций обучающихся (воспитанников) в образовательных организациях; производится анализ соотношения феноменов «программа развития» и «проект»; предлагаются инструменты представления проекта, инструментарий для его оценивания и инструменты фиксации итогового экспертного заключения.

Ключевые слова: программа развития, проект, оценивание.

Феномен «проект».

Поскольку обсуждаемый феномен «проект» связан с феноменом «программа развития» [1, с. 44] и входит в его состав [2], то он, конечно же, должен описывать желаемое (прогнозируемое, прогнозное, перспективное) состояние некоего объекта. В случае с программой развития — это желаемое качественно новое состояние объекта «образовательная система в образовательной организации», а все развернутые в образовательной системе и (или) в образовательной организации проекты должны вли-

ваться в исполнение программы развития, как ручейки и притоки вливаются в большую реку. Таким образом, каждый проект должен развивать и (или) увеличивать выраженность того или иного признака изменяемого образовательного объекта, который и выступает как объект воздействия (обновления, инновирования).

Заметим, что сам термин проект «... от лат. projectus — выступающий (брошенный) вперед» [3, с. 1007] определяется в российской научной традиции как «...разработанный план... реконструкции чего-то...» [3, с. 1007]. Мы пред-

ложили вместо этого не очень адекватного определения следующее: проект — это описание желаемого состояния объекта.

При этом мы исходим из этимологии данного слова. Ведь, например, проект и прожектор — однокоренные слова, восходящие к латинскому слову "projectus", а его можно перевести еще и как бросок вперед. При этом всем известно, что луч прожектора направляют (бросают вперед) в некое темное пространство, чтобы там что-то увидеть и решить, стоит ли туда идти (двигаться, стрелять и т. д.). Поэтому, следуя данной этимологии, образно можно сказать, что проект — это высвечивание чего-то такого, что раньше было не очевидным, или что в объекте отсутствовало и (или) было слабо выраженным. В связи со сказанным, забегая немного вперед, можно заключить, что проект может касаться только тех компонентов объекта, которые нуждаются в изменении (инновировании). Чаще всего это лакуны, т. е. пустые места, которые нуждаются в заполнении (наполнении). (Сегодня, например, мы нуждаемся в «измерителях» и описании квалификаций «субъектов измерения» для оценивания качественных характеристик образовательных объектов.) Лакуны — это как некие пропасти, через которые нужно перекинуть мостик, чтобы достичь верха другой стены и двигаться дальше.

Если сравнивать с французской образовательной традицией, то аналогом российской программы развития является projet d'établissement [4, с. 232], что можно перевести как проект организации (учреждения) [4]. При этом слово établissement можно перевести и как упорядочивание, и установление чего-то [4; 5]. Если же исходить из значения глагола établir [4], то оно имеет такие смыслы, как устанавливать некий порядок, налаживать, разрабатывать, составлять, сооружать, возводить, учреждать, устраивать по-новому, основывать [4; 5].

При этом projet d'établissement [4, с. 232] (проект организации) предполагает внутреннее устройство этого проекта, состоящее из целой сети различных projets (проектов) второго (третьего и т. д.) уровня, например projet d'école (проект школы) [4, с. 232], projet de classe (проект класса) [4, с. 232] и другие проекты («проект педагога», «проект команды, группы», «проект обучающегося»). В наших отечественных практиках такие феномены пока не отражены.

Из сказанного можно заключить, что projet d'établissement [4, с. 232] — это аналог нашего российского феномена «программа развития» [1, с. 44]. «Поэтому, может быть, и нам следовало

назвать этот феномен „проект образовательной организации": в этом названии слово „проект" уже содержит смысл восхождения из актуального состояния к новому. Но более точно отражающим смысл того, что мы вкладываем в термин „программа развития", могло бы быть следующее определение: проект образовательной системы <в> образовательной организации» [2, с. 17]. Наверное, следовало бы добавить к этому определению позитивные смыслы: проект позитивного развития образовательной системы в образовательной организации, поскольку термин «развитие» может означать и восхождение, и деградацию, и «регресс» [5, с. 1109].

«Таким образом, проект — это описание (текст, схема, чертеж и др.) и это документ, описывающий желаемое (прогнозируемое, перспективное) состояние объекта» [2, с. 17].

Итак, предварительное суждение состоит в том, что программа развития должна сопровождаться и включать в себя определенную совокупность проектов различного уровня: от проекта обучающегося до проекта группы; от проекта педагога до проекта всего педагогического персонала и т. п. И все эти проекты должны обеспечивать реализацию всего объема программы развития.

Соотношение феноменов «программа развития» и «инновационная площадка».

По существу, на инновационной площадке реализуется инновационный проект, который акцентируется на конкретном направлении реализации программы развития, на обновлении конкретного образовательного объекта.

При этом логика построения инновационного проекта должна быть адекватна логике построения программы развития, поскольку он (проект) должен выступать как неотъемлемая часть проектируемых и реализуемых действий, реализующих программу развития.

Мы придерживаемся точки зрения, что «программа развития образовательной организации будет эффективным инструментом управления, если она:

- адекватно идентифицирует структурные компоненты и взаимосвязи образовательной системы в образовательной организации;

- фиксирует: а) актуальное и б) перспективное состояние каждого компонента образовательной системы и каждого структурного объекта образовательной организации;

- номинирует управленческие решения, действия, обеспечивающие перевод образовательной системы из актуального в прогнозируемое состояние;

- определяет инструментарий для фиксации (оценивания, измерения) состояния и (или) динамики объектов вмешательства» [2, с. 19].

В этой связи можно констатировать, что программа развития ориентирована на «глобальное (объемлющее). инновирование» [2, с. 19] образовательной системы в образовательной организации, а существующие внутри нее проекты ориентированы на «локальное (частичное) инновирование (обновление)» [2, с. 19] отдельных

образовательных объектов, которые фиксированы в ходе анализа состояния образовательной системы как проблемные, как лакуны, требующие создания и оформления «инновационной площадки».

Таким образом, можно фиксировать две параллельные и взаимосвязанные диады: 1) программа развития — образовательная система — образовательная организация и 2) проект — образовательный объект — инновационная площадка (табл. 1).

Две диады

Таблица 1

№ п/п Диада Документ Содержание инновирования Форма

1 Первая (глобальная) Программа развития Образовательная система Образовательная организация

2 Вторая (локальная) Проект Образовательный объект (компонент системы) Инновационная площадка

Продукты проекта.

Инновационный проект предполагает создание двух продуктов: материального и морального. Материальный продукт является результатом действий, а моральный продукт — результатом поступков участников проекта. Материальный продукт есть следствие, овеществление образовательных компетенций, а моральный — следствие, увеличение выраженности позитивных социальных компетенций.

В нашем исследовании проблемы формирования социальной активности обучающихся мы ориентированы на формирование прежде всего позитивных социальных компетенций. Следовательно, продуктом нашего инновирования становится социальная компетентность, конкретно — социальная активность, а материальным продуктом становятся многочисленные социа-лизационно-образовательные проекты, обеспечивающие формирование входящих в ее состав позитивных социальных компетенций.

Естественно, что инновационный проект в рамках инновационной площадки, функционирующей на базе образовательной организации, должен быть сопровожден индивидуальными и (или) групповыми социализационно-обра-зовательными проектами его исполнителей, участников.

Матрица, или логическая таблица проекта.

Все проекты должны быть фиксированы в виде матрицы, стандартного бланка, наполняя который, автор проекта каждый раз упражняет-

ся в его создании и реализации, в построении логической таблицы. Эта матрица (логическая таблица) задает некий стандартный алгоритм создания проекта, с одной стороны, а с другой — позволяет оформить инструмент для его оценивания.

Не всегда авторы проекта, особенно педагоги-практики и (или) обучающиеся, оказываются готовыми оформить логическую таблицу своего индивидуального и (или) группового социали-зационно-образовательного проекта по предложенной ниже матрице (бланку: табл. 1). Поэтому мы создали упрощенную схему логической таблицы, которую предлагали для использования обучающимися. Апробация этой логической таблицы показала, что она понятна и легко наполняется обучающимися начиная со 2-го класса общеобразовательной школы. В этом нет ничего обидного для студентов колледжа или вуза, педагогов и взрослых. Структура проста, а вот ее наполнение зависит уже от самого автора социализационно-образовательного проекта и сложности объекта, на который он направлен.

При создании матрицы мы исходили из того, что для оценки реализуемости проекта необходимо создать некие общие основания его структуры, т. е. любой проект должен отвечать на следующие вопросы: 1) на базе чего (ради чего), 2) для чего (почему), 3) для кого, 4) от имени кого, 5) кто (какими силами), 6) чем (какими средствами)? (табл. 2). Эти вопросы одновременно выступают и как признаки (параметры, свойства, качества) проекта.

Таблица 2

Структура социализационно-образовательного проекта

№ п/п Компонент структуры (в виде вопроса, на который автор проекта должен ответить) Указание на то, что должен содержать ответ на поставленный вопрос для ориентировки на «мишени» проекта

1 На базе чего? (Ради чего?) Сущность и теоретические предпосылки проекта

2 Для чего? (Почему?) Предполагаемые результаты

3 Для кого? Социальные пространства и группы лиц

4 От имени кого ? Инициаторы проекта

5 Кто? (Какими силами?) Персонал проекта и партнеры

6 Чем? (Какими средствами?) Материальные и моральные ресурсы

При таком подходе и авторам проекта, и его экспертам будет понятно, как должен строиться проект и какими признаками он должен обладать. Эксперту будут очевидны и адекватность проекта объекту воздействия, «вмешательства», и его экономичность, и его операциональность, т. е. последовательность и реализуемость ис-

полняемых решений и действий всеми участвующими субъектами проекта (табл. 2).

Приведем пример. Обучающийся (студент 1-го курса) увлекается фотографией, и он предлагает проект с условным названием «Зимние каникулы в городе: фотовыставка». Как может выглядеть его проект (табл. 3)?

Социализационно-образовательный проект обучающегося (студента 1-го курса)_

Таблица 3

«Зимние каникулы в городе: фотовыставка»

1. На базе чего? (Ради чего?) Я хочу рассказать о том, как проходят зимние каникулы некоторых ребят, которые увлекаются хоккеем

2. Для чего? (Почему?) Я люблю делать фотоснимки, и у меня есть трое знакомых рябят в 5-м классе, которые давно просят меня сделать фотомонтажи дворовых хоккейных матчей

3. Для кого? Я хочу эту фотовыставку представить на конкурс «Лучший фотомонтаж о зимних каникулах». Кроме того, эту выставку я представлю на родительском собрании в 5-м классе, чтобы никто не думал, что эти трое пятиклассников ничего не умеют

4. От имени кого? Этот проект одобрили наш руководитель фотостудии и ее актив

5. Кто? (Какими силами?) Я хочу, чтобы трое моих знакомых пятиклассников помогли мне не только как фотомодели, но и как фотографы, осветители и изготовители фотографий. Мне будут помогать отец и младший брат. Руководитель студии дал согласие быть моим консультантом

6. Чем? (Какими средствами?) Мы договорились с родителями этих пятиклассников, что каждая семья купит один пакет фотобумаги. У меня есть мой личный фотоаппарат. Руководитель студии разрешил нам печатать фотографии в нашей фотостудии

После такой проработки проект может быть представлен органу самоуправления образовательного учреждения (совету самоуправления, педагогическому совету, методическому объединению). Обсуждение проекта заканчивается принятием различных вариантов решения: «поддержать...» или «отправить на доработку...», «привлечь к участию.», «выделить средства.» и т. п.

Имея в виду, что возможны различные варианты представления проекта, мы предлагаем

некую его универсальную форму. Используя эту форму, каждый педагог и (или) обучающийся сможет разработать логическую таблицу, а на ее основе — логику планирования и написания любых проектов.

Мы рекомендуем авторам проекта после его написания перечитать его вновь, проверяя, насколько точно он соответствует вышеназванным шести признакам проекта. Авторы проекта должны знать, что проект не всегда может удовлетворять всем критериям сразу, однако

им следует максимально точно соблюдать те из них, которые упомянуты в документах об открытии РИП на базе колледжа.

Экспертное оценивание социализацион-но-образовательных проектов.

Каждый эксперт получает экспертный лист (табл. 4). Желательно, чтобы экспертов было не менее пяти, тогда оценка становится достоверной.

На листе фиксируются Ф. И. О. педагога и автора проекта. Если автором проекта является педагог, то Ф. И. О. повторяются. Если автором проекта является обучающийся, то фиксируются его Ф. И. О. Если авторов несколько, то фиксируются фамилии всех участников проекта. Если их более трех, то фиксируются только Ф. И. О. руководителя проекта.

Ниже фиксируется наименование проекта, еще ниже — Ф. И. О. эксперта.

Эксперту предлагается оценить в баллах, выбрав одну из трех оценок («1», «2», «3»), степень выраженности каждого признака (табл. 4, столбец 2 — всего признаков шесть) относительно критериев (табл. 4, верхняя строка, столбцы 3-5).

Оценка «1» — «критичное» — фиксирует, что состояние признака относительно критерия «критичное». Это означает, что состояние данного признака проекта делает его малореализу-емым.

Оценка «2» — «достаточное» — фиксирует, что состояние этого признака имеет достаточную выраженность и представленность, однако есть риски в ходе реализации проекта ввиду слабой выраженности признака. Их преодоление может быть обеспечено активностью руководителя проекта и (или) его участников.

Оценка «3» — «оптимальное» — фиксирует, что состояние признака относительно критерия «оптимальное». Это означает, что эксперт считает, что проект, скорее всего, может быть успешно реализован.

Итак, оценки «1», «2», «3» фиксируют степень выраженности признаков относительно критериев. Количество всех баллов суммируется по вертикали (табл. 4, столбцы 3-6) и по горизонтали (табл. 4, строки 1-7). Итоговая сумма в прямоугольнике 6^7 делится на 18 (количество выставленных оценок) и фиксируется в строке 8 (табл. 4).

№ п/п Критерии Признаки ^^ Адекватность Экономичность Операциональность Итоговая сумма

1 На базе чего? (Ради чего?) Сущность и предпосылки проекта 2 3 1 6

Пример заполнения таблицы экспертного листа

Педагог:_

Автор:_

Экспертный лист оценивания социально-образовательного проекта

(наименование проекта)

Уважаемый эксперт (Ф. И. О.)_

Оцените в баллах, выбрав одну из трех оценок («1», «2», «3»). Оценка «1» означает, что состояние признака относительно критерия «критичное», оценка «2» — «достаточное», оценка «3» — «оптимальное». Оценки «1», «2», «3» фиксируют степень выраженности признаков относительно критериев. Количество всех баллов суммируется по вертикали (столбцы 3-6) и по горизонтали (строки 1-7). Итоговая сумма в прямоугольнике 6^7 делится на 18 (количество выставленных оценок).

Таблица 4

Окончание таблицы 4

№ п/п Критерии Признаки ^^^^^^^^ Адекватность Экономичность Операциональность Итоговая сумма

2 Для чего? (Почему?) Предполагаемые результаты 2 2 1 5

3 Для кого? Социальные пространства и группы лиц 2 2 2 6

4 От имени кого? Инициаторы проекта 2 1 2 5

5 Кто? (Какими силами?) Персонал проекта и партнеры 2 2 2 6

6 Чем? (Какими средствами?) Материальные и моральные ресурсы 2 2 3 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Итоговая сумма 12 12 11 35

8 Итоговая экспертная оценка 35 : 18 = 1,944

Эксперт_

(подпись)

Дата «_»_» 20_г.

После проведения несложных подсчетов внизу экспертного листа (табл. 4) эксперт ставит подпись и дату. Экспертный лист сдается руководителю экспертный группы.

Руководитель экспертной группы заполняет «Итоговый экспертный лист (протокол) оценивания социализационно-образовательно-го проекта». Руководитель экспертной группы получает итоговый экспертный лист (протокол) и вносит в него экспертные оценки из всех сданных экспертных листов.

На листе фиксируются Ф. И. О. педагога и автора проекта (табл. 5). Если автором проекта является педагог, то Ф. И. О. повторяются. Если автором проекта является обучающийся, то фиксируются его Ф. И. О. Если авторов несколько, то фиксируются фамилии всех участников проекта. Если их более трех, то фиксируются только Ф. И. О. руководителя проекта.

Ниже фиксируется наименование проекта.

Итак, оценки «1», «2», «3» из всех экспертных листов заносятся в соответствующие прямоугольники таблицы 5. Количество всех баллов суммируется по вертикали (табл. 5, столбцы 3-6) и по горизонтали (табл. 5; строки 1-7). Итоговая сумма в прямоугольнике 6^7 делится на 18 (количество выставленных оценок) и фиксируется в строке 8 (табл. 5).

Если итоговое значение находится в интервале от «1» до «1,75», то проект отклоняется; если в интервале от «1,75» до «2,25», то проект отправляется на доработку; если в интервале от «2,25» до «3», то проект рекомендуется к реализации.

В протоколе под таблицей подчеркиванием фиксируется один из вариантов экспертного заключения: 1) отклонить; 2) отправить на доработку; 3) рекомендовать к реализации.

Пример заполнения таблицы итогового экспертного листа

Педагог:_

Автор:_

Итоговый экспертный лист (протокол) оценивания социально-образовательного проекта

(наименование) 101

Таблица 5

№ п/п Критерии Признаки Адекватность Экономичность Операциональ-ность Итоговая сумма

1 На базе чего? (Ради чего?) Сущность и предпосылки проекта 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 6

2 Для чего? (Почему?) Предполагаемые результаты 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 6

3 Для кого? Социальные пространства и группы лиц 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 6

4 От имени кого? Инициаторы проекта 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 6

5 Кто? (Какими силами?) Персонал проекта и партнеры 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 6

6 Чем? (Какими средствами?) Материальные и моральные ресурсы 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 2 + 3 + 2 + 1 + 2 = 10 : 5 = 2 6

7 Итоговая сумма 60 : 5 = 12 60 : 5 = 12 60 : 5 = 12 36

8 Итоговая экспертная оценка 36: 18 = 2

Проект — 1) отклонить; 2) отправить на доработку; 3) рекомендовать к реализации.

Эксперт Эксперт Эксперт Эксперт Эксперт

Дата «_

(подпись)

(подпись)

(подпись)

(подпись)

(подпись)

» 20

Таким образом, мы разработали и апробировали три инструмента. Первый инструмент позволяет выстроить проект по определенной схеме, по определенному алгоритму через наполнение некой логической таблицы (табл. 2, 3).

Второй инструмент, созданный на основе первого, позволяет производить оценивание признаков (основных параметров) проекта относительно трех критериев (адекватность, экономичность, операциональность) и фиксировать субъективную позицию каждого эксперта в виде присвоения числового значения (табл. 4).

И, наконец, третий инструмент (табл. 5) позволяет фиксировать групповую оценку экспертов, которых должно быть не менее пяти, в виде

числового значения и присвоения проекту статуса в виде вербальных экспертных заключений: «отклонить», «отправить на доработку», «рекомендовать к реализации».

Заметим также, что каждый проект начинается не только с фиксации некоего материального продукта-мишени проекта, но и с определения двух-трех позитивных социальных компетенций, выраженность которых должна увеличиться у участников проекта по его окончании. Измерение дельты увеличения (уменьшения) выраженности позитивной социали-зованности мы предполагаем проводить при помощи уже апробированной на базе ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» (2015-2018 гг.) методики «Оценивание социализованности».

г.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации II Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва : Проспект, 2015. — 160 с. — ISBN 978-5-392-10082-8.

2. Молчанов, С. Г. Теоретические и нормативные основания феномена «Программа развития» I С. Г. Молчанов II Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 4 (16). — С. 15-21.

3. Большой толковый словарь русского языка I сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — Санкт-Петербург i Норинт, 1998. — 1536 с. — ISBN 5-7711-0015-3.

4. Dictionnaire de Pedagogie I Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. Paris, Larousse Bordas, 1996. 288 p.

5. Советский энциклопедический словарь I гл. ред. А. М. Прохоров. — Москва i Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с. — ISBN 5-85270-001-0.

6. Молчанов, С. Г. Практика построения «Программы развития» I С. Г. Молчанов II Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 18-26.

7. Французско-русский словарь. — Москва i Изд-во иностранных и национальных словарей, 1962. — 902 с.

For citation: Malinovskii, E. S. Social and educational projects: formation and evaluation / E. S. Malinovskii, S. G. Mol-chanov, L. N. Kerbel' // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 96-104.

SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECTS: FORMATION AND EVALUATION

E. S. Malinovskii, S. G. Molchanov, L. N. Kerbel'

The article discusses the possibilities of using the project method to form positive social competencies of students (pupils) in educational organizations; the analysis of the correlation of phenomena "development program" and "project" is done; tools for project presentation, tools for its evaluation and tools for fixing the final expert opinion are offered.

Key words: development program, project, evaluation.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. Novyi Zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [On education in the Russian Federation. New Law "On Education in the Russian Federation"]. Moscow, Prospekt, 2015, 160 p. ISBN 978-5-392-10082-8. (In Russian)

2. Molchanov S. G. Teoreticheskie i normativnye osnovaniya fenomena «Programma razvitiya» [Theoretical and regulatory foundations of the phenomenon of "Development Program"], Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 4 (16), pp. 15-21. (In Russian)

3. Kuznetsov S. A. (ed.) Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Great Dictionary of Russian language]. Sankt-Peterburg, Norint, 1998, 1536 p. ISBN 5-7711-0015-3. (In Russian)

4. Arenilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. Dictionnaire de Pedagogie. Paris, Larousse Bordas, 1996. 288 p. (in French)

5. Prokhorov A. M. (ed.) Sovetskii ehntsiklopedicheskii slovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sov. ehntsiklopediya, 1985, 1600 p. ISBN 5-85270-001-0. (In Russian)

6. Molchanov S. G. Praktika postroeniya «Programmy razvitiYA» [The practice of building a "Development Program"], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 1 (17), pp. 18-26. (In Russian)

7. Frantsuzsko-russkii slovar' [French-Russian dictionary]. Moscow, Izd-vo inostrannykh i natsional'nykh slovarei, 1962, 902 p. (In Russian)

Малиновский Евгений Станиславович, директор ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская область, г. Копейск, e-mail: kpk@kpk74.ru

Malinovskii Evgenii Stanislavovich, director of the Kopeysk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Chelyabinsk Region, Kopeisk, e-mail: kpk@kpk74.ru

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Кербель Лилия Николаевна, заведующая МДОУ «Детский сад № 7» Копейского городского округа, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: liliya.kerbel@mail.ru

Molchanov Sergei Grigor'evich, professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, doctor of pedagogical sciences, professor, full member of the Academy of Humanities, Chelyabinsk, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Kerbel' Liliya Nikolaevna, head of the kindergarten No. 7 of Kopeisk City District, Chelyabinsk Region, Kopeisk, e-mail: liliya.kerbel@mail.ru

Сведения для цитирования: Шадчин, И. В. Конкурс научно-исследовательских работ как направление работы с одаренными обучающимися в организациях СПО / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 104-111.

УДК 377 ББК 74.57

КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

И. В. Шадчин

Одним из ключевых стратегических направлений государственной политики в области профессионального образования является выявление и развитие одаренных студентов как бесценного национального достояния и основного интеллектуального потенциала страны. В статье обобщен опыт работы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» по научно-методическому сопровождению научного общества студентов в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. Проанализированы результаты участия профессиональных образовательных организаций в областном конкурсе студенческих научно-исследовательских работ. Представлен перечень замечаний, выдвигаемых экспертами предметных секций областного конкурса в рамках проведенной экспертизы творческих работ на заочном и очном этапах конкурса.

Ключевые слова: одаренные обучающиеся, одаренность, профессиональное образование, конкурс научно-исследовательских работ, студент СПО, научно-исследовательская деятельность.

В настоящее время одаренные обучающиеся дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.

По сути, в современном мире люди — новая «нефть». В современном социуме одаренность обучающихся признана стратегическим государственным ресурсом, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит успешность развития нашего общества, качество жизни в нем [1].

Многоплановое включение студентов в научно-исследовательскую деятельность — приоритетная задача системы профессионального

образования. Деятельность научного общества студентов как раз направлена на создание благоприятных условий для выявления и развития вариативных способностей и дарований обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, формирования готовности к научно-исследовательской деятельности.

Солидаризируясь с М. И. Колдиной, научно-исследовательскую деятельность студентов будем трактовать как «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [2, с. 99].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.