Научная статья на тему 'Теория оценивания образовательных объектов: тьюторская практика оценивания конспекта занятия'

Теория оценивания образовательных объектов: тьюторская практика оценивания конспекта занятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / ФЕНОМЕН / ТЕОРИЯ ОЦЕНИВАНИЯ / УСЛОВИЯ ОЦЕНИВАНИЯ / КОНСПЕКТ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ / ЗАНЯТИЕ / ПРИЗНАКИ / КРИТЕРИИ / ИЗМЕРИТЕЛИ / ПРОДУКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЬЮТОРСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич

Статья представляет краткое описание теории оценивания образовательных объектов и фиксирует возможное ее использование для построения экспертных карт оценивания конспектов образовательных занятий в тьюторской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория оценивания образовательных объектов: тьюторская практика оценивания конспекта занятия»

УДК 37.012.3

Сергей Григорьевич Молчанов

Челябинский государственный педагогический университет

ТЕОРИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ: ТЬЮТОРСКАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНИВАНИЯ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Статья представляет краткое описание теории оценивания образовательных объектов и фиксирует возможное ее использование для построения экспертных карт оценивания конспектов образовательных занятии в тьюторскои практике.

Ключевые слова: образовательный объект, феномен, теория оценивания, условия оценивания, конспект и его компоненты, занятие, признаки, критерии, измерители, продукт профессионально-педагогической деятельности, тьюторская практика.

Методологические основания оценивания

Чтобы приступить к оцениванию чего-либо, необходимо сделать следующие, предваряющие это оценивание, «шаги», соблюдая следующие методологические основания.

Основание первое - «первый шаг». Определить объект оценивания. То есть назвать объект оценивания. Это - процедура номинации объекта, присвоения ему имени.

Основание второе - «второй шаг». Зафиксировать признаки этого объекта, т. е., по существу, наши представления об оцениваемом феномене. Феномен - это то, что явлено нам в актуальном общественно-историческом опыте по поводу этого объекта. Феномен -это наши актуальные представления об объекте. Поскольку все признаки (а их множество) объекта оценивать и не целесообразно, и не экономично, то нужно отобрать его существенные признаки. Консенсуально определить совокупность какого-то количества признаков, подлежащих оцениванию. Определить участников консенсуса, как правило, это суперэксперты.

Основание третье - «третий шаг». Определить критерии, относительно которых будут оцениваться признаки объекта, степень их представленности и выраженности.

Основание четвертое - «четвертый шаг». Определить измерители, при помощи которых будет фиксироваться количество признаков, т. е. их представленность, и их качество, т. е. выраженность.

Представленность признаков можно определять оппозицией «наличие-отсутствие». «Наличие» признака можно определять количественными интервалами.

Выраженность признаков можно определять шкалированием: «несоответствие - соответствие - выше наших представлений». Это необходимые и достаточные условия для проведения оценивания какого-либо объекта (рис. 1).

Объект экспертного оценивания - профессионально-педагогическая квалификация

Существует несколько определений феномена «квалификация». Наиболее устоявшимся и зафиксированным является следующее: «квалификация - это 1) определение качества чего-либо, кого-либо; оценивание; 2) степень пригодности, уровень подготовленности человека для той или иной профессии и работы» [18].

Мы же предлагаем определение в следующей формулировке. Квалификация (про-фессионально-тьюторская) - мера эффективности (экономичности, операционально-сти, адекватности) воздействия и взаимодействия в актуальном социализационно-обра-зовательном пространстве, например, в образовательном пространстве образовательного занятия. Тогда, квалификация, как объект оценивания, выступает как готовность тьюто-

© С. Г. Молчанов, 2013.

ра создавать продукты профессиональной деятельности; а квалификация, как измерение (оценивание), - это установление соответствия качеств (свойств) этих продуктов (материальных и нематериальных, объектных и субъектных сущностей и т. д.) требуемым, желаемым, эталонным.

Условия оценивания

Рис. 1. При создании настоящей методики мы руководствовались созданной нами теорией оценивания образовательных объектов.

Таким образом, квалификацию можно понимать как меру пригодности к деятельности (некое эталонное представление об этой мере), с одной стороны, а с другой стороны - как измерение степени реальной готовности конкретного тьютора к действию в соответствии с этим эталонным представлением. Тогда эталонное представление становится МЕРИЛОМ, относительно которого можно идентифицировать реальную квалификацию реального тьютора. Мерило же выступает как совокупность объективизированных субъективных эталонных представлений достаточного и необходимого числа специалистов (как суперэкспертов), имеющих опыт аналогичной профессиональной деятельности.

Квалификацию можно оценить только, фиксируя ее в деятельности, когда она экстери-оризуется. Квалификация (интериоризованная) как бы «вступает» во взаимодействие, «в соприкосновение» с объектом и оставляет в нем свой «след». Деятельность (экстериори-зация квалификации) складывается из действий (операций, приемов). Действия тьютора направлены на объект воздействия (взаимодействия) и оставляют на нем «следы».

Действия тьютора разворачиваются, в частности, в рамках подготовки конспекта образовательного (учебного) занятия. Занятия же - это повседневная деятельность педагога. Занятия - это то, что оплачивается, а значит, имеет стоимость. Стоимость - это атрибут продукта профессиональной деятельности. Чем лучше продукт, тем выше его стоимость.

Стоимость конспекта занятия (продукта) у педагога высшей категории выше, чем у педагога первой категории и т. д. Именно, в конспекте занятия остаются «следы» квалификации его создателя.

Следовательно, конспект занятия - основной объект оценивания, когда мы хотим оценить профессиональную квалификацию. Оценивание всех представленных конспектов занятий даст нам представление о квалификации тьютора. Но все конспекты всех занятий тьютора (за пять лет, например) мы оценить не сможем. Это и не целесообразно, и не экономично. Мы считаем, что достаточно оценить три конспекта трех занятий. При этом мы считаем, что тьютор сам, субъективно должен оценить и отобрать лучшие из своих конспектов для предъявления.

Отметим при этом, что основной минимальной структурно-функциональной единицей профессиональной деятельности, отражающей уровень профессиональной квалификации, является образовательное занятие. Поэтому оцениванию подвергается занятие в виде ознакомления (изучения) документации, подготовленной к этому занятию. Документация к занятию рассматривается так же, как продукт профессиональной деятельности.

Конспект занятия - основной объект оценивания

Создание конспекта занятия является основной минимальной структурно-функциональной единицей профессиональной (в частности, методической) деятельности, отражающей уровень профессионально-тьюторской квалификации. Профессионально-тью-торская деятельность - это подготовка к занятиям (создание конспектов) и их проведение (реализация, воплощение конспектов в практике).

Так же, как в капле воды отражаются все свойства воды, так в конспекте образовательного занятия отражаются все компетенции, входящие в состав профессиональной компетентности тьютора. Каждый конспект занятия - это «след» его квалификации.

Поэтому оцениванию подвергается занятие, представленное в виде его конспекта.

Тьютор предъявляет конспект занятия как продукт своей профессиональной деятельности1.

Продукты профессионально-тьюторской деятельности - конспекты занятий, описывающие замысел профессионального воздействия или взаимодействия в различных формах организации обучения (воспитания) и формах занятий.

Оценивание производится через непосредственное ознакомление с конспектом занятия и другой дидактической документацией к нему. При этом подчеркнем, что непосредственное ознакомление не означает обязательное присутствие эксперта на реальном занятии.

Оценивание производится через ознакомление (изучение) документации к образовательному занятию, без участия тьютора, квалификация которого оценивается (табл. 1). Особенно это актуально для таких больших территорий как Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский округа и другие территории с низкой плотностью образовательно-институционального пространства.

Таблица 1

Варианты предъявления конспекта

Конспект Д ,идактическая документация к конспекту

Предъявление конспекта занятия экспертам (в интернете в виде текста) Видеоматериалы Аудиоматериалы Макеты, модели, изображения и проч. Мультимедий ная презентация

Представление экспертам видеоматериалов к занятию Представление экспертам аудиомате-риалов к занятию Представление наглядных материалов к занятию Представление учебных изображений к занятию

Объект оценивания: конспект занятия

Объектом оценивания являются продукты методической работы тьютора. В основном и по преимуществу, это конспекты занятий и т. д., описывающие профессиональное воздействие или взаимодействие.

1 Количество конспектов занятий, которые должен предъявить педагог, может быть определено нормативным документом, принятым решением аттестационной комиссии и закрепленным приказом соответствующего органа управления образованием. При этом мы рекомендуем ограничиться тремя конспектами занятий. Однако, в случае возникновения конфликтной ситуации, можно увеличить это количество специальным решением аттестационной комиссии.

Информацию о занятии (без его демонстрации) тьютор может представить в виде полной или свернутой (редуцированной) документации к этому занятию (например, конспект).

Признаки (параметры) или компоненты конспекта занятия

Если конспект занятия рассматривать как объект, то тогда можно обсуждать его признаки и (или) параметры. Если рассматривать конспект занятия как систему, то можно фиксировать его компоненты и связи между ними. Так, конспект занятия включает в себя описание следующего стандартно-типового набора компонентов: 1) учебные материалы, 2) формы организации обучения, 3) методы обучения, 4) приемы обучения и 5) средства обучения (табл. 2.1; 2.2.).

Таблица 2.1

Компоненты конспекта занятия

Учебные мате- Формы органи- Форма образова- Методы об- Приемы об- Средства

риалы зации обучения тельного занятия учения учения обучения

Таблица 2.2

Компоненты конспекта занятия (представление полной или свернутой (редуцированной) документации)

Учебные материалы Способы профессиональной коммуникации

Описания:

Форм организации обучения и форм занятий Методов обучения Приемов обучения Средств обучения

Свернутая (редуцированная) документация содержит компоненты занятия (описания учебных материалов, форм организации обучения, методов обучения, приемов обучения, средств обучения), минимально необходимые для реализации основных его функций, и минимально достаточные для экспертного оценивания его предполагаемой (виртуальной, потенциальной) эффективности.

Критерии оценивания

Оценивание названных компонентов (табл. 2) конспекта занятия позволяет получить интегративную оценку его потенциальной эффективности относительно а) адекватности (соответствия содержанию образования и обучения), б) экономичности (длительности работы с единицей информации), в) операциональности (целесообразной организованности информации, предъявляемой дляусвоения) (табл. 3).

Представленность компонентов занятия можно квалифицировать как «наполненность» каждого компонента описанием предполагаемых действий тьютора. Чем «напол-неннее» компонент описанием предполагаемых действий (их вариантами), тем скорее он будет реализован и тем скорее будет достигнута освоенность содержания образования или образованность.

Таблица 3

Критерии оценивания компонентов (табл. 2.1; 2.2) и их контент

Адекватность Экономичность Операциональность

контент

соответствие содержанию образования и обучения длительность работы с единицей информации целесообразная организованность информации, предъявляемой для интериориза-ции

Способ передачи содержания адекватен ему Чем меньше времени затрачено на передачу содержания, тем лучше Удобное для восприятия (последовательность, систематичность, наглядность и т. п.) расположение единиц информации в пространстве занятия

Измерители и измерения, преодоление субъективизма

Категория «измеритель» используется нами в следующих смыслах. Во-первых, измеритель - определитель мощности (выраженности) одного показателя в сравнении с другим; определитель «веса» показателя, его количественных характеристик. Во-вторых, измеритель определяет а) количество или диапазон показателя; б) частоту некоторого проявления (чем чаще оно выявляется, тем выше значение свойства); в) интенсивность, величину или силу проявления. В-третьих, само измерение осуществляется, зачастую, в виде приписывания числа измеряемым объектам (явлениям) по определенным правилам. Таким образом, измеритель - это инструмент для оценивания количественных и качественных признаков объекта и (или) явления.

Поскольку оценивающий субъект, в нашем случае, является носителем субъективных представлений об объекте, о его признаках, об их важности, то он и является измерителем. Кроме того, оценивающий субъект является носителем и субъективного, и объективно ему навязанного понимания критериев. Это означает, что проведенное им измерение, оценивание будет субъективным. Для его объективизации оценивающему субъекту следует предложить заранее заданную «рамку» измерения, т. е. объективный (например, в виде шкалы) измеритель, согласованный и принятый к исполнению всеми измеряющими. Например, такую шкалу, на которой он должен отметить некую точку (например, числовое значение), отражающую его представления о степени выраженности признака. Сложение числовых значений, выставленных оценивающими субъектами, и деление полученной суммы на число оценивающих дает представление о совокупной оценке всех участников оценивания (экспертов), обеспечивает объективизированность оценки.

Оцениванию подвергаются компоненты конспекта образовательного занятия. Описания предполагаемых действий (использование объектов и средств) тьютора «наполняют» компоненты образовательного занятия. Следовательно, компоненты суть признаки конспекта занятия. Эти признаки оцениваются экспертами относительно критериев адекватности, экономичности и операциональности. Измерителями являются балльные оценки в избранном нами, для простоты измерения, диапазоне: единица (1), двойка (2), тройка (3).

Балльным оценкам присваиваются следующие значения:

- единица (1)-не соответствует заявленному статусу;

- двойка (2) - соответствует заявленному статусу;

- тройка (3) - соответствует более высокому статусу, чем заявленный.

Построение матрицы экспертного листа для оценивания конспекта занятия

Построение матрицы экспертного листа, в соответствии с нашей теорией оценивания образовательных объектов, предполагает, во-первых, наименование (называние) объекта оценивания, во-вторых, описание его существенных признаков, в-третьих, отбор критериев оценивания и, в-четвертых, определение измерителей.

Все вышеназванные условия оценивания образовательных объектов соблюдены (реализованы и учтены) при построении ниже представленной матрицы.

Таблица 3

Матрица для создания экспертного листа оценивания компонентов

конспекта занятия

Критерии Компоненты Учебные материалы Адекватность (соответствие содержанию образования и обучения) Экономичность (дли-тельностьработы с единицей информации) Операциональность (целесообразная организованность элементов информации)

Формы организации обучения

Методы обучения

Приемы обучения

Средства обучения

Организация и проведение экспертного оценивания

Для получения достоверной информации в оценивании должно принимать участие не менее 6 экспертов. (Оценивать может и один эксперт, но тогда информация будет менее достоверной: достоверность на уровне объективизированной оценки обеспечивается не менее чем пятью экспертами). Эксперт должен иметь квалификационный статус не ниже того, на который претендует тьютор, квалификация которого подвергается оцениванию.

Для оценивания профессионально-тьюторской квалификации, например, претендента на квалификационный статус (например, категорию) создается экспертная группа из числа педагогических и руководящих работников, имеющих категорию не ниже заявленного статуса (численностью не менее 6 экспертов), из персонального состава экспертных комиссий при полномочных аттестационных комиссиях и т. д., по аналогии.

Способыработы экспертов

Первый способ. Изучение продуктов методической (профессионально-тьюторской) деятельности: конспектов и другой дидактической документации к занятию (видео-, ау-диоматериалов) ит.д.

Второй способ. Работа с документацией: 1) заполнение экспертного листа; 2) оформление итогового заключения.

Обработка экспертных листов

Итоговая оценка определяется как среднее арифметическое значение (частное от деления суммы оценок на количество оцененных позиций) по всем критериям и по всем компонентам конспекта занятия, по каждому эксперту и по экспертной группе в целом. При средних значениях итоговой оценки в диапазоне 2 ± 0,33 балла возможно вынесение экспертного заключения о соответствии заявленному квалификационному статусу.

Выводы: контент, демократичность, адекватность и экономичность оценивания

Оценивание уровня профессионально-тьюторской квалификации не включает в себя оценивание уровня собственно теоретической подготовленности по учебной дисциплине (предмету, курсу, предметной области). Это позволяет привлекать к экспертному оцениванию в качестве экспертов специалистов и в области содержания образования (представителей той же педагогической специальности, что и у оцениваемого), так и специалистов в области содержания обучения (представителей других педагогических специальностей, владеющих практикой оценивания общей методической компетентности, как части компетентности профессионально-педагогической). Отметим при этом, что в ка-

честве экспертов привлекаются только те специалисты сферы образования, которые сами имеют аналогичный и (или) выше квалификационные статусы.

Экономичность выражается в том, что оценивание не предусматривает проведение каких-либо специально организованных для оценивания занятий (выходящих за рамки повседневной основной деятельности работника, квалификация которого оценивается).

Терминологический словарь

Терминологическое пространство теории оценивания образовательных объектов, таким образом, наполнилось следующими терминами, представленными в терминологическом словаре ниже.

Измеритель - определитель мощности (выраженности) одного показателя в сравнении с другим; определитель «веса» показателя, его количественных характеристик. Измеритель определяет а) количество или диапазон показателя; б) частоту некоторого проявления (чем чаще оно выявляется, тем выше значение свойства); в) интенсивность, величину или силу проявления. Измерение осуществляется, зачастую, в виде приписывания числа измеряемым объектам (явлениям) по определенным правилам.

Измеритель - инструмент для оценивания количественных и качественных признаков объекта явления.

Измерение осуществляется, зачастую, в виде приписывания числа измеряемым объектам (явлениям) по определенным правилам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество - «.. .объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.» [18. С. 560].

Качество образования - степень выраженности количественных и качественных характеристик образования как 1) функции государства, 2) системы образования, 3) образовательной системы. Количественные и качественные характеристики основных компонентов образовательной системы: 1) педагогический персонал; 2) содержание образования; 3) содержание обучения; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) система управления.

Компетентность - совокупность компетенций.

Компетенция - теоретические представления об объекте, теоретические представления о возможных способах работы с объектом, реальные, освоенные способы работы с объектом.

Критерий - (от греч. кгйепоп - отличительный признак, мерило, средство для суждения) - основание, относительно которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Ноумен - (от греч. поитепоп - имя объекта) - «в философии Канта - непознаваемая «вещь в себе» [1. С. 533].

Образование - 1) функция государства по отношению к каждому гражданину, которая описывается (представляется) в виде законов РФ;

2) система образования, т. е. совокупность социально-образовательных институтов, которым государство «поручило» исполнение вышеназванной функции.

3) образовательная система, развернутая в образовательном учреждении, т. е. некая удачная технологическая система (хорошо организованное «производство») высокого уровня образованности.

Образовательная система - обладает совокупностью следующих признаков: 1) педагогический персонал; 2) содержание образования; 3) содержание обучения; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) система управления.

Образованность - уровень освоенности стандартного содержания образования; уровень освоенности «ключевых» компетенций.

Объект (от лат. objectum предмет) - 1) существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания, практического воздействия со стороны субъекта [18. С. 537].

Показатель - признак объекта, характеризующий его существенные количественные и качественные индикаторы.

Продукт - «(от лат. productus произведенный) - 1) результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея и т. д.); 2) вещество, получаемое хим. путем из других веществ; 3) следствие, результат, порождение чего-л.» [1. С. 634].

Содержание образования - совокупность образовательной информации и способов деятельности.

Статус - «(от лат. status состояние, положение) - правовое положение, состояние» [1. С. 744].

Феномен - (от греч. - phainomenon являющееся) - фил. «то же, что явление» [1. С. 828-829]; то, что нам явлено, известно об объекте... в силу конкретного, накопленного человечеством, общественно-исторического опыта.

Функция - (от лат. functio исполнение) - «1) обязанность, круг деятельности; назначение, роль...» [1. С. 859].

Список литературы

1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : 17 ООО слов. - М. : Русские словари : АСТ : Астрель, 2ОО7. - 957, [3] с.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст]. -М. : Мысль, 1986.-571 с.

3. Закон РФ "Об образовании". В сб. «Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. - М.: ИФ «Образование в документах», 2ОО1. - 2-ое изд. 1О4 с.

4. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий. - 2ОО9. -№2(8).-С. 51-54.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2ОО3. -№5.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2ОО4.

7. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика [Текст] / В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. - М., 2ОО2.

8. Марушкина, И. А. Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России : автореф. - 2О1О [Электр. ресурс] url:http://kspu.kaluga.ru/files/nauka/doc/d/ marushkina.doc.

9. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования. [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2ОО8). Ч. 2. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2ОО9.

10. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Трот // Челябинский гуманитарий. - 2ОО9. -№3 (9). - С. 74-86.

11. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - 2ОО9. -№3 (9). - С. 87-97.

12. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие для классного руководителя [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск : Челябинский гуманитарий, 2010.- 96 с.

13. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учебно-методическое пособие для классного руководителя [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2010.- 36 с.

14. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Рос. Энциклопедия, 2003.-528 с.

15. Примерная основная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010.-191 с. - (Стандарты второго поколения).

16. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

17. Рототаева, Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Рототаева. - М., 2002.

18. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Советская Энциклопедия, 1979. - 1600 с.

19. Энциклопедия для детей. Т. 6, Ч. 2. Религии мира [Текст]. - М. : Аванта+, 1996. -688 с.

Bibliography

1. Bol'shoj illjustrirovannyj slovar' inostrannyh slov [Tekst] : 17 000 slov. - M. : Russkie slovari : AST : Astrel', 2007. - 957, [3] s.

2. Diogen Lajertskij. О zhizni, uchenijah i izrechenijah znamenityh filosofov [Tekst]. - M. : Mysl', 1986.-571 s.

3. Zakon RF "Ob obrazovanii". V sb. «Zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii ob obrazovanii. Federal'nye bazovye zakony. - M.: IF «Obrazovanie v dokumentah», 2001. - 2-oe izd. 104 s.

4. Zakurdaeva, L. G. Formirovanie social'nyh kompetencij u detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami [Tekst] / L. G. Zakurdaeva // Cheljabinskij gumanitarij. -2009. -№2 (8). - S. 51-54.

5. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija [Tekst] / I. A. Zimnjaja // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2003. - № 5.

6. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaja osnova kom-petentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija [Tekst] / I. A. Zimnjaja. - M. : Issledovatel'skij centrproblemkachestvapodgotovki specialistov, 2004.

7. Lednev, V. S. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty v sisteme obshhego obrazovanija: teorija i praktika [Tekst] / V. S. Lednev, N. D. Nikandrov, M. V. Ryzhakov. - M., 2002.

8. Marushkina, I. A. Jevoljucija uroka v obshheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenijah Rossii: avtoref. -2010 [Jelektr. resurs] url:http://kspu.kaluga.ru/files/nauka/doc/d/marushkina. doc.

9. Molchanov, S. G. Vospitanie - instrument socializacii i obrazovanija. [Tekst] / S. G. Molchanov, G. G. Voronenko // Aktual'nye problemy povyshenija kachestva obshhego i professional'nogo obrazovanija vuslovijahmodernizacii. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Cheljabinsk, 16 dekabrja 2008). Ch. 2. - Cheljabinsk : Izd-vo IIUMC «Obrazovanie», 2009.

10. Molchanov, S. G. Kategorija «vospitanie» i obrazovatel'nye programmy vospitatel'noj raboty [Tekst] / S. G. Molchanov, K. G. Trot // Cheljabinskij gumanitarij. - 2009. - № 3 (9). - S. 74-86.

11. Molchanov, S. G. Soderzhanie socializacii, social'nye kompetencii, socializovannost' [Tekst] / S. G. Molchanov, A. T. Tutatchikov // Cheljabinskij gumanitarij. - 2009. - №3(9).-S. 87-97.

12. Molchanov, S. G. Formirovanie i ocenivanie social'nyh kompetencij v obrazovatel'nom uchrezhdenii : uchebno-metodicheskoe posobie dlja klassnogo rukovoditelja [Tekst] / S. G. Molchanov. - Cheljabinsk : Cheljabinskij gumanitarij, 2010. - 96 s.

13. Molchanov, S. G. Formirovanie i ocenivanie social'nyh kompetencij v obrazovatel'nom uchrezhdenii : uchebno-metodicheskoe posobie dlja klassnogo rukovoditelja [Tekst] / S. G. Molchanov. - Cheljabinsk : OOO «Jenciklopedija», 2010.- 36 s.

14. Pedagogicheskijjenciklopedicheskij slovar' [Tekst] / gl. red. B. M. Bim-Bad ; red. kol.: M. M. Bezrukih, V. A. Bolotov, L. S. Glebova i dr. - M. : Bol'shaja Ros. Jenciklopedija, 2003. - 528 s.

15. Primernaja osnovnaja programma obrazovatel'nogo uchrezhdenija. Nachal'naja shkola [Tekst] / sost. E. S. Savinov. - M. : Prosveshhenie, 2010. -191 s. - (Standarty vtorogo pokole-nija).

16. Psihologicheskij slovar' [Tekst] / pod red. V. V. Davydova, A. V. Zaporozhca, B. F. Lo-mova i dr. - M. : Pedagogika, 1983. - 448 s.

17. Rototaeva, N. A. Psihologicheskie uslovija razvitija social'noj kompetentnosti v ju-nosheskom vozraste [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / N. A. Rototaeva. - M., 2002.

18. Sovetskijjenciklopedicheskij slovar' [Tekst]. - M. : Sovetskaja Jenciklopedija, 1979. -1600 s.

19. Jenciklopedija dlja detej. T. 6, Ch. 2. Religii mira [Tekst]. - M. : Avanta+, 1996. - 688 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.