Научная статья на тему 'Социально-образовательное партнерство в системе подготовки педагогических кадров'

Социально-образовательное партнерство в системе подготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIO-EDUCATIONAL PARTNERSHIP / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленко Наталия Васильевна, Дорохина Ольга Валерьевна

Рассматриваются актуальные проблемы модернизации педагогического образования с учетом приоритетных целей образования и запросов потребителей образовательных услуг. На основании проведенного исследования и обобщения опыта Армавирского государственного педагогического университета раскрыты значение и важнейшие направления реализации социально-образовательного партнерства.The article is devoted to actual problems of modernization of pedagogical education in view of educational priorities and demands from consumers of educational services. Based on the study and experience Armavir State Pedagogical University revealed the significance and the direction of the implementation of socio-educational partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленко Наталия Васильевна, Дорохина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательное партнерство в системе подготовки педагогических кадров»

УДК 378.37.062

Н.В. Зеленко, О.В. Дорохина,

Армавирский государственный педагогический университет

Социально-образовательное партнерство в системе подготовки педагогических кадров *

Армавирский государственный педагогический университет

Особую роль в развитии современной России и становлении ее как общества экономики и знаний играет образование. Приоритетной целью школы становится не простая передача знаний, умений и навыков от учителя к учащемуся, а построение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [4]. Соответственно, системе образования нужен эрудированный творческий педагог, умеющий разрабатывать авторские методические подходы, быть гибким и оригинальным в решениях.

Исследования показали, что, несмотря на популярность выс-

шего образования и достаточно устойчивый конкурс на педагогические направления подготовки, на Кубани,как и в России в целом, наблюдается нехватка педагогических кадров. Это связано с тем, что многие выпускники не трудоустраиваются по своему направлению подготовки или покидают образовательное учреждение, столкнувшись с проблемами адаптации.

Таким образом, перед системой подготовки педагогических кадров, во-первых, актуализируется проблема формирования профессиональной позиции, мотивации к педагогической деятельности. Во-вторых, педагогические вузы стоят перед необходимостью иметь четкий заказ от потребителей образовательных услуг по количеству (целевая кон-

трактная подготовка) и качеству профессионального образования выпускников.

В создавшихся условиях профессионально-педагогическое образование не может развиваться как замкнутая система. Эффективным средством обновления содержания образования, повышения его социальной и экономической эффективности, инновационного потенциала педагога может стать социальное партнерство [2].

В качестве партнеров образовательных учреждений могут выступать государственные и местные органы власти, образовательные организации, учреждения культуры и спорта, семьи воспитанников, общественные организации. Но особая роль отводится работодателям - учреждениям образования, куда пойдут работать выпускники.

Сегодня взаимодействие педагогического высшего учебного заведения и работодателей становится важным показателем эффективности деятельности вуза, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образования и труда.

Определенный опыт социально-образовательного партнерства накоплен в Армавирском государственном педагогическом университете. Уже не первый год представители работодателя (администрация, работники обра-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Министерством образования и науки Краснодарского края научного проекта №14-16-23014 «Социально-образовательное партнерство учреждений общего и профессионального образования Краснодарского края».

© Зеленко Н.В., Дорохина О.В., 2015

НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗЕЛЕНКО

доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и дизайна Армавирского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: теория и методика подготовки педагогов, профессиональное становление и саморазвитие, социально-образовательное партнерство. Автор 180 публикаций

зовательных учреждений) наряду с работниками вуза участвуют в экспертной оценке и корректировке рабочих учебных планов и программ, руководстве курсовым и дипломным проектированием, проведении научных мероприятий (инновационных проектов, научно-практических конференций, круглых столов, мастер-классов), итоговой государственной аттестации и в трудоустройстве выпускников.

В Армавирском государственном педагогическом университете стало обычной практикой сотрудничество со школами и апробация инновационных форм образовательной деятельности. В условиях перехода на стандарты нового поколения многие преподаватели, студенты и учителя проводят совместные опытно-экспериментальные исследования по созданию инструментально-методического обеспечения учебных дисциплин. К проектированию программ учебных предметов, разработке технологических карт уроков и диагностических материалов, оценке степени достижения

ОЛЬГА

ВАЛЕРЬЕВНА

ДОРОХИНА

начальник отдела профессиональной ориентации, практики и содействия трудоустройству Армавирского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: психология личности, профориентация, практика, трудоустройство. Автор более 20 публикаций

планируемых результатов широко привлекаются студенты выпускных курсов. Полученные результаты они широко используют при написании курсовых и выпускных квалификационных работ [3].

Высокую оценку работодателей получили выпускные квалификационные работы, посвященные формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, достижения и оценки планируемых результатов, разработки метапредметных заданий, организации проектной деятельности.

Сотрудничество педагогов вуза, школьных учителей и студентов способствует возрождению и развитию института наставничества, значительно повышает эффективность обучения и дает работодателю возможность оценить профессиональный потенциал студентов в производственных условиях, выбрать лучших и пригласить их на работу. Для выпускников положительный опыт научно-педагогической деятельности служит основанием для самопрезентации своих достиже-

ний, способствует адаптации к профессиональной деятельности, формирует установки ответственного поведения, гражданскую позицию, стимулирует социальную активность.

Значимую роль в создании системы взаимодействия с организациями-партнерами в Армавирском государственном педагогическом университете играет отдел профессиональной ориентации, практики и содействия трудоустройству. Основные направления деятельности этого отдела следующие:

- изучение спроса и предложения на рынке образовательных услуг региона, анализ трудоустройства выпускников вуза и востребованности кадров;

- координация взаимодействия структурных подразделений, факультетов по вопросам организации и проведения проф-ориентационной работы;

- установление партнерских связей с управлениями образования городов и районов края, директорами школ по вопросам потребности в педагогических кадрах, организации и управления процессом практической подготовки студентов [1].

Сотрудниками отдела проводится большая исследовательская работа, направленная на изучение потребности в педагогических кадрах не только в Краснодарском крае, но и в стране в целом, выявление динамики трудоустройства выпускников университета, факторов привлекательности профессии педагога, получения образования, профессиональной направленности студентов различных курсов, оснований для выбора профессии и др. Полученные данные в дальнейшем используются в практической деятельности.

Представляет интерес созданный в отделе центр управления карьерой «Формула успеха». Его миссия - индивидуальный под-

Рассматриваются актуальные проблемы модернизации педагогического образования с учетом приоритетных целей образования и запросов потребителей образовательных услуг. На основании проведенного исследования и обобщения опыта Армавирского государственного педагогического университета раскрыты значение и важнейшие направления реализации социально-образовательного партнерства. Ключевые слова: педагогическое образование, социально-образовательное партнерство, работодатель, трудоустройство.

The article is devoted to actual problems of modernization of pedagogical education in view of educational priorities and demands from consumers of educational services. Based on the study and experience Armavir State Pedagogical University revealed the significance and the direction of the implementation of socio-educational partnership.

Key words: pedagogical education, socio-educational partnership, employer, employment.

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

К4"

11; Ж

\ / /

Конкурс Две звезды

ътв

А ТГ 7 /7

Км1Й ЖтГЯРГЯ

ПСВТГШ V !¥ 1!?:

ход к каждому студенту, оказание помощи в планировании и развитии карьеры, трудоустройстве, а также выборе дополнительных учебных программ и стажировок. Здесь студенты и выпускники вуза получают информацию о том, какие профессии востребованы на рынке труда Краснодарского края, какие вакансии имеются в Краснодарском крае и других регионах России, какие юридические документы важны при трудоустройстве, как планировать процесс поиска работы, написать резюме, подготовиться к собеседованию, адаптироваться в коллективе, устроившись на работу.

Среди основных задач центра «Формула успеха» - информирование студентов о вакансиях и стажировках, ситуации на рынке труда, предоставление рекомендаций по поиску работы и трудоустройству, оказание помощи при составлении резюме и подготовке к собеседованию, налаживание связей с компаниями-работодателями и знакомство студентов с ними в рамках различных карьерных мероприятий, взаимодействие с центрами карьеры других вузов, государственными и коммерческими организациями, содействующими трудоустройству

молодых специалистов, формирование информационных и материально-технических ресурсов для улучшения качества оказываемых услуг.

Информация о вакансиях размещается на интернет-странице центра, на специализированных информационных стендах в разных корпусах университета. Сотрудники центра разрабатывают методические материалы, например буклеты с информацией о составлении резюме, подготовке к собеседованию, поиске работы, мероприятиях по содействию трудоустройству, и размещают информацию в периодических изданиях.

Большое значение в работе центра имеет использование социальных сетей для эффективного взаимодействия со студентами, выпускниками и работодателями. На данный момент в группе центра «Формула успеха» 308 человек. Ежедневно около 120 пользователей просматривают записи сообщества на стене или в новостной ленте. Каждый пользователь может получить онлайн-консультацию по вопросам поиска работы, составления резюме и прохождения собеседования. Дополнительно можно узнать кон-

такты работодателя по вакансиям, указанным на сайте, задать вопросы по составлению резюме, прохождению первого собеседования. К плюсам такой системы для работодателей можно отнести и возможность публикации вакансий в различных источниках, что позволяет довести информацию о вакантной должности в кратчайшие сроки.

Примером взаимодействия с работодателями является традиционная неделя содействия трудоустройству студентов и выпускников «Развитие карьеры - путь к твоему успеху». Для выпускников организуются круглые столы, на которых обсуждаются проблемы и перспективы трудоустройства молодых педагогов. В заседаниях круглых столов участвуют директора, заместители директоров и учителя школ г. Армавира, а также известные выпускники Армавирского государственного педагогического университета.

Важным этапом профессионального самоопределения студента является его подготовка к презентации на рынке труда. С этой целью для выпускников проводится карьерная ролевая игра «Проходим собеседование». Она учит уверенно чувствовать себя

на собеседовании, как эффективно строить контакт с работодателем, помогает подготовиться к практической деятельности. Все присутствующие делятся на непосредственных участников, соискателей вакансий и активных зрителей, следящих за ходом игры.

Вторая часть «Дня карьеры» на каждом факультете - это проведение психологического тренинга, в ходе которого участники могут получить представление об условиях деловых успехов и выявить те черты собственной личности, которые могут способствовать карьерному росту. Традиционно в этой игре принимают участие представители работодателей и социальных партнеров Армавирского государственного педагогического университета, выпускники.

Другим направлением взаимодействия Армавирского государственного педагогического университета с социальными партнерами является деятельность по выявлению и развитию молодых талантов, совместное проведение со школами и учреждениями среднего профессионального образования олимпиад, конкурсов. Работа с талантливыми детьми и творческой молодежью рассматривается как приоритетное на-

правление образовательной и научной деятельности вуза, неотъемлемая часть образовательной миссии по подготовке современного педагога - креативно мыслящего, владеющего инструментарием научного исследования, открытого для новационного поиска.

Вуз имеет большой опыт поддержки и развития талантливой молодежи. В университете ведется активная работа по созданию условий для проявления различных видов активности и творчества (КВН, воспитательная работа, интеллектуальные и творческие конкурсы для студентов и школьников). Создан центр выявления и развития молодых талантов «Олимп талантов», целью которого является поддержка и развитие мотивированной, талантливой молодежи, творческого и интеллектуального развития студентов и выпускников. Разработана нормативная база функционирования центра. В вузе разработана система мероприятий, к участию в которых привлекаются учащиеся школ, техникумов г. Армавира и близлежащих районов.

Традиционным стало проведение музыкального конкурса «Две звезды» (учащийся школы и

студент вуза), конкурса плакатов «Учитель - это моя профессия», интеллектуального конкурса «Самый умный», интеллект-шоу «Умники и умницы», видеоконкурсов «Армавирский государственный педагогический университет - вуз, устремленный в будущее» и др.

В рамках сотрудничества с социальными партнерами Армавирский государственный педагогический университет взаимодействует с управлением образования и центром развития образования. В течение многих лет наш вуз является базой для проведения муниципального этапа всероссийских предметных олимпиад. Преподаватели и студенты принимают активное участие в ее проведении, разработке заданий муниципального уровня, обработке результатов.

В заключение хочется отметить, что социально-образовательное партнерство позволяет обеспечить повышение качества образовательного процесса, создать условия для профессионального самоопределения студентов, служит развитию профессиональных компетенций обучающихся, расширяет возможности трудоустройства выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галустов Р.А., Зеленко Н.В. Совершенствование подготовки учителя технологии в свете требований ФГОС // Актуальные проблемы преподавания технологии, экономики, дизайна в XXI веке: материалы VIII Междунар. научн.-практ. конф. (16-17 окт. 2014 г). Армавир: РИО АГПА, 2015. С. 3-7.

2. Программа развития образования на 2016-2020 годы.

URL: http:// government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

3. ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный университет». URL: http://agpu.net/.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. URL: http:// миноб-рнауки.рф/документы/543.

LITERATURA_

1. GalustovR.A., Zelenko N.V. Sovershenstvovanie podgotovki и^^уа tehnologii v svete trebovanii FGOS // Aktual'nye problemy prepodavanijа tehnologii, yеkonomiki, dizaina v XXI veke: materialy VIII Mezhdunar. nauchn.-praktich. konf. (16-17 okt. 2014 g.). Armavir: RIO AGPA, 2015. S.3-7.

2. Programma razvitijа obrazovanijа na 2016-2020 gody. URL: http:// government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

3. FGBOU VPO «Armavirskij gosudarstvennyj universitet». URL: http://agpu.net/.

4. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty osnovnogo obshhego obrazovanijа. URL: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/543.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.