Multilingual education as a component of the process of professional training of students in technical universities
The article deals with the substantiations for describing multilingual education as a component of the process of professional training of future engineers. There is developed the algorithms of implementing the system of multilingual education of students in technical universities with interrelation and interdependence of basic components.
Key words: multilingualism, multilingual education, multilingual approach, multilingual communicative competence, multilingual engineer.
(Статья поступила в редакцию 07.08.2019)
н.В. рябова, о.в. бобкова
(Саранск)
профессиональное развитие и трудоустройство студентов педагогического вуза с ограниченными возможностями здоровья*
Освещается проблема профессионального развития и трудоустройства студентов педагогического вуза с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются теоретические и практические аспекты деятельности вуза, направленной на оказание содействия лицам данной категории в профессиональном самоопределении, профессиональном развитии, трудоустройстве и построении карьеры. Представлены возможные пути решения этих проблем на примере деятельности Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное развитие, трудоустройство, педвуз.
Одним из показателей эффективной деятельности педагогического вуза является критерий востребованности его выпускников на рынке труда. В отношении лиц с ограничен-
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
ными возможностями здоровья (ОВЗ) этот вопрос приобретает особое звучание. Педагогический вуз призван оказать помощь таким выпускникам в их профессиональном становлении, подготовить обучающихся к жизни и труду в конкурентном обществе.
Получение высшего образования обеспечивает лицам указанной категории условия для максимальной самореализации, способствует повышению их социального статуса и защищенности. Педагогический вуз не только готовит выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, но и осуществляет их адаптацию к сфере профессиональных отношений благодаря социальной реабилитации в ходе обучения. Вместе с тем обучение в вузе будет бессмысленным, если не будут решены вопросы трудоустройства выпускников обозначенной категории. Таким образом, необходимость решения указанных задач определяет следующие направления деятельности педагогического вуза: во-первых, это создание условий для становления профессионала, конкурентоспособного на рынке труда; во-вторых, трудоустройство выпускников.
Анализ работ современных отечественных специалистов (К.А. Абульханова-Слав-ская, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, Е.А. Климов и др.), обратившихся к тем или иным аспектам проблемы профессионального становления и развития личности, позволяет сформулировать наиболее общее понятие, отображающее основные характеристики этого процесса. В Концепции формирования и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, принятой Министерством образования и науки РФ в 2009 г., дано определение понятия «трудоустройство»: трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в поиске, направлении и устройстве на работу в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей [4].
Наличие у студента серьезных отклонений в здоровье значительно влияет на возможность выполнения им тех или иных видов профессиональной деятельности. Интерес подростка с ОВЗ к педагогической про-
О Рябова Н.В., Бобкова О.В., 2019
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
фессии, желание связать с ней свое будущее требуют внимательного отношения и тщательного учета имеющихся особенностей психофизического развития. В связи с этим особую значимость приобретает своевременное оказание помощи в адекватном профессиональном самоопределении и развитии.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что органами государственного управления на различных уровнях принимаются соответствующие меры в этом направлении. Так, в июле 2016 г. распоряжением Правительства РФ от № 1507-р был утвержден план мероприятий по реализации в субъектах РФ программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 гг. [6]. Однако практическая реализация обозначенных в нем мероприятий требует поиска новых способов решения задач содействия профессиональному становлению и трудоустройству лиц с ОВЗ. В этой связи педагогическим вузам предстоит решить проблемы содействия, во-первых, профессиональному развитию студентов с ОВЗ, во-вторых, трудоустройству выпускников вуза, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Решение обозначенных проблем отчасти зависит от понимания того, сколько таких студентов обучается в вузе. Поэтому обратимся к статистике. Число студентов обозначенной категории в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (МГПИ) невелико. За три года целенаправленной работы в этом направлении в вузе обучался 21 студент указанной категории.
Стратегия организации работы со студентами и выпускниками данной категории определяется профилем вуза и контингентом обучающихся. Численный перевес в пользу студентов, не имеющих особых образовательных потребностей, обусловливает инклюзивный подход к работе с такими студентами. Они обучаются в обычных академических группах, что также является важным фактором их социальной адаптации. Основные этапы работы вуза с абитуриентами и обучающимися рассматриваемой категории представлены следующим образом:
1) профориентационная работа на довузовском этапе;
2) профориентационная работа с абитуриентами;
3) содействие профессиональному становлению обучающихся с ОВЗ на этапе обучения;
4) работа со студентами выпускных курсов.
Работа, направленная на оказание помощи лицам с ОВЗ в их профессиональном самоопределении, начинается с общения с потенциальными абитуриентами. В 2015-2017 гг. С.В. Архиповой, Е.В. Барцаевой, О.В. Бобковой, Е.В. Золотковой, М.А. Лаврентьевой, Н.В. Рябовой было проведено исследование, в рамках которого было организовано анкетирование учащихся выпускных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья (в исследовании приняли участие школьники общеобразовательных организациях г. саранска и старшеклассники Саранской общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями слуха).
Результаты исследования позволили выявить ряд проблем профессионального самоопределения опрошенных: во-первых, неадекватная оценка собственных возможностей и особенностей старшеклассниками с инвалидностью и ОВЗ, обучающимися в условиях инклюзивной практики; во-вторых, недостаточное владение ими информацией о возможностях профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ в регионе; в-третьих, недостаточная активность в выборе дальнейшего жизненного пути, несформированность трудовой установки у старшеклассников специальной школы [8, p. 311]. Остановимся на возможных путях решения этих проблем на примере деятельности МГПИ.
Профориентационная деятельность МГПИ с абитуриентами с ОВЗ осуществляется по следующим направлениям: диагностика, консультирование, информирование. Так, в рамках дней открытых дверей, проводимых в вузе, проходят индивидуальные собеседования со старшеклассниками, учащимися выпускных классов и их родителями. Обучающие получают полную информацию о направлениях и профилях подготовки, условиях обучения, об особенностях труда в интересующей их сфере профессиональной деятельности и тех требованиях, которые она предъявляет к работнику, о возможностях дальнейшего трудоустройства.
Важной частью таких мероприятий является диагностика профессиональной направленности и способностей потенциальных абитуриентов. Большое значение придается индивидуальному консультированию в ходе профориентационных мероприятий, проводимых преподавателями вуза непосредственно в школах (например, «Диагностика профессиональной направленности», профкон-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
сультации для выпускников и их родителей, проводимые преподавателями кафедрами психологии, специальной и прикладной психологии).
Преподаватели вуза являются постоянными участниками мероприятий по его презентации в районах Республики Мордовия -встреч с администрацией районов, учащимися общеобразовательных организаций и их родителями. В ходе данных встреч потенциальные абитуриенты получают информацию о реализуемых в вузе направлениях подготовки; льготах, предоставляемых при поступлении особой категории обучающихся, специальных условиях (материально-технических, кадровых, социальных), которые обеспечивает вуз студентам, имеющим проблемы со здоровьем. Подобная работа проводится и с обучающимися среднего профессионального образования.
следующим этапом работы по оказанию помощи лицам рассматриваемой категории в их профессиональном самоопределении является профориентационная работа с абитуриентами на этапе поступления в педагогический институт. На данном этапе вузом решаются следующие задачи:
1) осуществление профессионального консультирования подростков с ОВЗ в момент их первоначального обращения в приемную комиссию вуза;
2) реализация мероприятий по профотбору абитуриентов с ОВЗ на определенный профиль подготовки: диагностика и объективная оценка качеств личности, физических и психических характеристик потенциального студента; установление уровня и качества имеющихся знаний, умений, навыков - базовых для выбранного профиля, выявление способностей к обучению;
3) прогнозирование перспектив и успешности обучения абитуриента по определенному профилю;
4) содействие профессиональному самоопределению личности, осуществление проф-подбора;
5) подготовка индивидуального образовательного маршрута (разработка адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, обеспечивающих доступность обучения по избранному профилю для абитуриента с ОВЗ и инвалидностью определенной нозологии) и программы содействия профессиональному становлению обучающегося;
6) реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня общеобразовательной подготовки абитуриента с ОВЗ и инвалидностью, адаптацию его к процессу профессионального обучения (подготовительные курсы - «Малая школьная академия», в том числе выездные курсы лекций, читаемые преподавателями в районах республики; занятия с психологами по подготовке к сдаче ЕГЭ).
Комплексная реализация подобных мероприятий позволяет уже на начальном этапе правильно сориентировать абитуриентов указанной категории, что способствует в дальнейшем их большей заинтересованности и успешности в процессе обучения, успешной адаптации в студенческом коллективе.
Следующий этап работы направлен на содействие профессиональному становлению обучающихся с ОВЗ - это социальное, психолого-педагогическое сопровождение.
На этапе адаптации в вузе у таких студентов могут возникать различные проблемы.
1. Некоторые первокурсники проявляют пассивность, повышенную тревожность и мнительность, склонность к переоценке трудностей и недостаточную уверенность в своих возможностях, чрезмерную заботу о собственной безопасности, излишнее стремление избегать ошибок и неприятностей.
2. Обучающиеся демонстрируют недостаточный уровень критичности в процессе оценки и выбора стратегии собственного поведения в различных жизненных ситуациях, склонность к фиксации негативного опыта, страхам перед новой обстановкой и окружением.
Исследователи Е.В. Аржаных, О.А. Гур-кина, А.М. Терехова пишут, что у студентов с особыми образовательными потребностями отмечаются два противоположных варианта отношения к собственной инвалидности. В зависимости от выбора одного из них они определяют свою позицию в среде вуза.
В первом случае наличие инвалидности скрывается, и к студенту предъявляются те же требования, что и к другим обучающимся. Им сопровождение и помощь в образовательном процессе оказывается только с их согласия (например, в выборе места прохождения практики) при наличии соответствующего запроса с их стороны.
Во втором случае инвалидность афишируется, что делается с целью сохранения различных льгот и прав. В этой ситуации важно не только обеспечение таких обучающихся специальными условиями, но и формирова-
ние у них более зрелого и ответственного отношения к своему положению в среде образовательной организации и в профессиональной сфере. Здесь особенно велика роль кураторов академических групп, которые непосредственно общаются с обучающимися не только в учебное время, но и в рамках социально-культурной работы [2]. С целью социального сопровождения обучающихся данной категории, их включения в социокультурное пространство вуза, содействия дальнейшему трудоустройству в вузе создан волонтерский отряд «Росток доброты».
Успешность процесса профессионального становления студентов с ОВЗ, возникновение и поддержание у них стремления к самореализации в профессии в значительной степени определяются созданием условий, обеспечивающих доступность обучения. Важнейшим из них является разработка образовательных программ, адаптированных для студентов с ОВЗ, с учетом их психологических особенностей и индивидуальных физических возможностей. При возникновении затруднений у обучающихся использование соответствующих программ позволяет сгладить вызывающие их нарушения развития и обеспечить достижение необходимого уровня социальной адаптации студентов рассматриваемой категории.
факультетами вуза разработаны адаптированные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки для студентов с ОВЗ всех нозологических групп, представленных в вузе. В содержание программ включены адаптационные модули, реализация которых в образовательном процессе позволяет формировать у студентов компетенции, обеспечивающие их успешность в учебной деятельности. Данные программы способствуют профессиональной самореализации обучающихся, повышают их конкурентоспособность на рынке труда.
Компетенции, формируемые в рамках изучения адаптационных дисциплин (модулей), представлены следующим образом: способность к самоорганизации учебной деятельности, в том числе с использованием информационных и коммуникативных технологий с учетом ограничений здоровья обучающихся; способность выстраивать межличностное взаимодействие с учетом ограничений здоровья обучающихся; способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся.
'КИЕ науки -
Изучение этих дисциплин осуществляется в соответствии с личным выбором студента, с учетом его потребностей и имеющихся затруднений. Это позволяет индивидуализировать обучение и выстроить для него индивидуальный образовательный маршрут. В вузе идет работа по решению вопросов, связанных с реализацией программ сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
С этой целью создано такое подразделение, как Ресурсный центр интегрированного образования. В структуре данного центра имеются специалисты, обеспечивающие процесс психолого-педагогического и тьюторского сопровождения особых студентов, а также оказывающие консультативную помощь преподавателям в работе с такими обучающимися. В частности, специалистами Ресурсного центра реализуются курсы повышения квалификации для преподавателей МГПИ, которые готовят профессорско-преподавательский состав и сотрудников вуза к работе с этой категорией обучающихся.
Переходя к вопросу трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, скажем, что в 2015/16 уч. г. выпускниками вуза стали 4 студента данной категории. Трое из них были трудоустроены по специальности в образовательные организации Республики Мордовия. Одна из выпускниц поступила в магистратуру МГПИ. В 2016/17 уч. г. обучение в вузе также завершили 4 студента с ОВЗ и инвалидностью. Двое выпускников трудоустроены по специальности, двое продолжают обучение в магистратуре МГПИ. Результаты трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность и ОВЗ, являются объектом пристального внимания администрации факультетов и отдела социальной работы института.
Особое внимание этой категории обучающихся уделяется на выпускных курсах. Поскольку численность таких выпускников невелика, мы имеем возможность индивидуально работать с каждым из них, организовывать их участие в комплексе мероприятий вуза, направленных на содействие трудоустройству и планирование карьеры выпускников.
Необходимо отметить, что у значительной части таких обучающихся ограничение возможностей здоровья обусловлено общими заболеваниями. У них нет потребности в особых образовательных условиях и в специальных условиях профориентационной работы, что приравнивает их к «обычным» студентам. В отношении таких выпускников реали-
зуется общая программа содействия трудоустройству.
Процесс трудоустройства людей с инвалидностью имеет ряд особенностей, обусловленных многоаспектностью его законодательного регулирования. Эта специфика должна быть учтена работодателями, самими соискателями, а также службами, занимающимся трудоустройством выпускников. Одним из ключевых условий успешности этого процесса является информированность студентов с ОВЗ об имеющихся у них правах и льготах. В качестве другого важного условия может быть обозначена сформированность у самих соискателей с ОВЗ компетенций, выражающихся в способности ориентироваться на рынке труда, знать и применять способы поиска работы и отбора предложений [2].
В нашем вузе используются различные формы работы со студентами рассматриваемой нами категории на выпускных курсах (встречи работодателей со студентами выпускных курсов, индивидуальные собеседования с работодателями и сотрудниками центра трудоустройства, тренинги, мастер-классы, ярмарки вакансий, консультации для родителей и др.). В МГПИ проходят встречи работодателей со всеми студентами выпускных курсов, на которых обсуждаются вопросы трудоустройства. В рамках подобных мероприятий проводятся индивидуальные собеседования выпускников с ОВЗ с представителями администрации образовательных организаций, обсуждаются индивидуальные условия, требования и потребности, возможности каждого студента этой категории. Для участия в подобных встречах приглашаются специалисты Регионального центра содействия трудоустройству выпускников вузов Республики Мордовия, которые предоставляют нужную информацию.
Опыт работы администрации подразделений вуза и отдела социальной работы показывает, что большинство выпускников с ОВЗ и инвалидностью достаточно хорошо информированы о своих правах и льготах. Тем не менее это знание не всегда помогает им в самостоятельном трудоустройстве. Многим из них свойственны инфантильность и нерешительность.
В подобных условиях ряд просветительских задач (ознакомление с правовыми и социальными сторонами трудоустройства, формирование навыков ориентации на рынке труда) решается сотрудниками вузов [2]. В МГПИ подобную работу выполняют кураторы учеб-
ных групп, которые обучают студентов составлению резюме, подготовке к собеседованию, самопрезентации и др. Наиболее эффективной формой проведения подобной работы являются тренинги и мастер-классы.
Выпускники посещают мероприятия общегородского уровня, например ярмарку вакансий, где восполняют дефицит информации о порядке и возможностях трудоустройства в регионе, о наиболее востребованных и конкурентоспособных профессиях, об имеющихся вакансиях. При проведении подобных мероприятий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, проводятся индивидуальные консультации, в процессе которых каждый выпускник может получить адресную помощь (например, в составлении резюме, обучении эффективным способам самопрезентации, адаптации к трудовому коллективу).
Следует отметить, что ориентированность выпускников с ОВЗ и инвалидностью на достижение результата при поиске работы, наличие у них стремления самостоятельно выстраивать свой жизненный путь в значительной степени влияют на успешность трудоустройства. В процессе работы со студентами данной категории преподаватели вуза стараются сформировать у них понимание того, что для них работа - это больше чем просто источник заработка, это еще и расширение границ жизненного пространства.
Тем не менее сразу после окончания вуза часть выпускников с ОВЗ не ощущает потребности в трудоустройстве. Важная роль в формировании у них правильной мотивации отводится психологам, осуществляющим сопровождение таких студентов. Одним из важных направлений этой деятельности является работа с семьями обучающихся. С родителями студентов поддерживается постоянный контакт администрацией факультетов, кураторами групп. Благодаря этому у большинства выпускников с инвалидностью формируется установка на самостоятельность, трудовая мотивация, поддерживается активное стремление к профессиональной самореализации.
Важную роль в процессе выбора будущего места работы для выпускников с ОВЗ и инвалидностью играет прохождение ими производственной практики. Именно место ее прохождения, выбранное с учетом особых потребностей практиканта, в большинстве случаев становится местом его последующего трудоустройства. Однако основными источниками
педагогические науки
вакансий являются запросы работодателей, а основными критериями подбора вакансий для выпускников с инвалидностью и ОВЗ выступают: 1) соответствие компетенций выпускника, полученных в результате обучения, трудовым функциям; 2) уровень заработной платы; 3) возможность карьерного роста, пространственная доступность предполагаемого места работы.
Вместе с тем сами выпускники с ОВЗ зачастую отказываются от предложенных вакансий. В числе основных причин отказа выступают состояние здоровья, несоответствие предлагаемой оплаты труда ожиданиям, несоответствие условий работы требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида. Для оказания помощи в подобных случаях в вузе разрабатывается программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидностью. Основные задачи программы представлены следующим образом:
- обеспечение функционирования информационной системы для студентов, выпускников о ситуации на рынке труда;
- совершенствование системы работы с социальными партнерами вуза;
- создание эффективной системы трехстороннего взаимодействия (работодатель - вуз -обучающийся) с целью осуществления адресного сопровождения построения карьеры совместно с отделом социальной работы, занимающимся вопросами трудоустройства выпускников;
- организация социально-психологической поддержки выпускников;
- переподготовка обучающихся и выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по новым профессиям, расширяющим их профессиональные возможности и повышающим конкурентоспособность на рынке труда, организуемая на базе существующей системы дополнительного образования в вузе;
- осуществление мониторинга динамики профессионального роста и продвижения на рынке труда выпускников с ОВЗ и инвалидностью и др.
Таким образом, содействие профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ выступает чрезвычайно актуальным и важным направлением деятельности вуза в условиях инклюзивной практики. Являясь частью общей профориентацион-ной работы со студентами, эта деятельность в то же время имеет специфические проблемы и требует поиска новых путей их решения.
В настоящее время в вузе происходит становление и развитие многоступенчатой системы профессиональной ориентации и сопровождения процесса профессионального становления лиц с ОВЗ на разных этапах: в выпускных классах школы, на этапе поступления в институт, в процессе профессиональной подготовки и на этапе трудоустройства. К наиболее актуальным направлениям работы педагогического вуза по трудоустройству и обеспечению профессиональной самореализации выпускников обозначенной категории относятся 1) развитие прямого сотрудничества с работодателями, 2) разработка и реализация программы постдипломного сопровождения выпускников. Ожидаемым результатом реализации указанных направлений деятельности вуза должно стать повышение качества жизни, конкурентоспособности особой категории обучающихся на рынке труда, повышение эффективности их трудоустройства.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Терехова А.М. Кадровая работа с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья в вузах и колледжах города Москвы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1(21). С. 19-26.
3. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М. - Воронеж, 1996.
4. Концепция формирования и функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://kcst. bmstu.ru/o-tsentre/kontseptsiya-sstv (дата обращения: 15.09.2017).
5. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 51-59.
6. О плане мероприятий по реализации в субъектах РФ программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 гг.: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 16 июля 2016 г. № 1507-р [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/71451326/#ixzz53KvqQxUG (дата обращения: 21.10.2016).
7. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.
8. Arhipova S.V. et al. Professional development end employment promotion of persons with disabilities and limited health capacities // PONTE International Scientific Journal. 2018. (74) 3/1. P. 305-319.
* * *
1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. M.: Mysl', 1991.
2. Arzhanyh E.V., Gurkina O.A., Terekhova A.M. Kadrovaya rabota s vypusknikami s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v vuzah i kolledzhah goroda Moskvy // Professional'noe obrazovanie v Ros-sii i za rubezhom. 2016. № 1(21). S. 19-26.
3. Klimov E.A. Psihologiya professionala: Izbran-nye psihologicheskie trudy. M. - Voronezh, 1996.
4. Koncepciya formirovaniya i funkcionirova-niya sistemy sodejstviya trudoustrojstvu vypusknikov uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya [Elekt-ronnyj resurs]. URL: https://kcst.bmstu.ru/o-tsentre/ kontseptsiya-sstv (data obrashcheniya: 15.09.2017).
5. Kudryavcev T.V., Shegurova V.Yu. Psiholo-gicheskij analiz dinamiki professional'nogo samo-opredeleniya lichnosti // Vopr. psihologii. 1983. № 2. S. 51-59.
6. O plane meropriyatij po realizacii v sub#ek-tah RF programm soprovozhdeniya invalidov mo-lodogo vozrasta pri poluchenii imi professional'nogo obrazovaniya i sodejstviya v posleduyushchem tru-doustrojstve na 2016-2020 gg.: rasporyazhenie Pra-vi-tel'stva Ros. Federacii ot 16 iyulya 2016 g. № 1507-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant. ru/71451326/#ixzz53KvqQXUG (data obrashcheniya: 21.10.2016).
7. Povarenkov Yu.P. Psihologiya stanovleniya professionala. Yaroslavl', 2000.
Professional development and employment of students with disabilities in pedagogical universities
The article deals with the issue of professional development and employment of students with disabilities in pedagogical universities. There are analyzed the theoretical and practical aspects of the university activity aimed at supporting the people of the category in professional self-determination, professional development, employment and career building. There are demonstrated the possible ways of solving these problems at the work of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev.
Key words: students with disabilities, professional development, employment, pedagogical university.
(Статья поступила в редакцию 13.08.2019)
н.в. гречушкина
(рязань)
перспективы применения ОнЛАйн-КуРСОВ в инклюзивном образовании
Идея инклюзии заключается в обеспечении условий и гарантий всем членам общества в социализации и равном доступе к образованию и составляет одно из направлений развития теории и практики современной педагогики. Сделана попытка обобщить и проанализировать возможности применения онлайн-курсов в контексте инклюзии.
Ключевые слова: педагогика, онлайн-курсы, электронное обучение, инклюзия, инклюзивное образование.
Сложность социально-экономической и демографической ситуации в современной России требует от государства и общества эффективной организации процессов образования и социализации лиц с нетипичным развитием и особыми условиями жизни не только в связи с тенденцией к увеличению количества последних [7], но в силу признания ценности каждого члена общества, что актуализирует проблему инклюзии в образовании для современной педагогики. Поиск, изучение и использование новых педагогических средств как ресурсов инклюзивного образования являются важными вопросами педагогической теории и практики. Использование онлайн-курсов при работе с обучающимися, которые не имеют признаков «нетипичности», вошло в практику, тогда как обращение к онлайн-курсам в контексте инклюзивного образования требует изучения особенностей их разработки, организации и внедрения, поэтому целью данной работы стало рассмотрение возможностей применения онлайн-курсов как инструмента инклюзии в сфере образования.
Инклюзивное образование - результат развития идей о равенстве прав всех обучающихся на получение образования и социализацию, о недопустимости принудительной изоляции или сегрегации (групп) обучающихся по какому-либо признаку и их дискриминации -действий, направленных на отмену или затруднение равного пользования правами [13]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет инклюзивное образование как
О Гречушкина Н.В., 2019