Научная статья на тему 'Технологии формирования ориентации студентов на профессиональный рост в условиях образовательного процесса педагогического вуза'

Технологии формирования ориентации студентов на профессиональный рост в условиях образовательного процесса педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PROFESSIONAL GROWTH / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / SELF-EDUCATION / PEDAGOGIC SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисицкая Лариса Григорьевна, Петросян Снежана Кареновна, Рыбакова Анна Александровна

Подробно описывается использование в вузе педагогических технологий, которые направлены на формирование ориентации студентов на профессиональный рост. Мероприятия по профессиональному становлению необходимо внедрять в образовательный процесс, начиная с момента зачисления студентов, чтобы они не теряли интереса к выбранной профессии и овладевали основами педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисицкая Лариса Григорьевна, Петросян Снежана Кареновна, Рыбакова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the detailed description of the pedagogic technologies use at a higher school which are directed at students’ orientation at professional growth. The measures for professional establishment should be implemented starting from students’ entering a higher school to keep them from losing interest to the chosen profession and to let them master the bases of pedagogic skills.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования ориентации студентов на профессиональный рост в условиях образовательного процесса педагогического вуза»

известия вгпу

Л.Г. ЛИСИЦКАЯ, С.К. ПЕТРОСЯН,

а.а. Рыбакова

(Армавир)

технологии формирования ориентации студентов на профессиональный рост в условиях образовательного процесса педагогического вуза

Подробно описывается использование в вузе педагогических технологий, которые направлены на формирование ориентации студентов на профессиональный рост. Мероприятия по профессиональному становлению необходимо внедрять в образовательный процесс, начиная с момента зачисления студентов, чтобы они не теряли интереса к выбранной профессии и овладевали основами педагогического мастерства.

Ключевые слова: профессиональный рост, педагогическая технология, образовательный процесс, самообразование, педагогическое мастерство.

Модернизация современного образования в России требует от педагогических вузов подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих профессиональными компетенциями. В научно-образовательном сообществе активно обсуждается проблема формирования личности педагога, ориентированной на профессиональный рост.

К выпускнику педагогического вуза как субъекту деятельности предъявляются новые требования, следовательно, изменяются требования к процессу его профессионального становления. В таких условиях необходимо проектировать профессиональную и образовательную среду, а также обеспечивать оптимальные условия для данного процесса. К сожалению, практика показывает, что многие выпускники педагогических вузов не видят себя в образовательной сфере или уходят из педагогической профессии в сферу услуг или управления.

Выпускники, остающиеся работать в школе, самообразованием не занимаются, развиваются в замедленном темпе, а это отрицательно сказывается на характере педагогической деятельности и деформирует их профессиональное становление. Многие, проработав год, уходят из профессии, разочаровавшись в ней. Бесспорно, профессиональный рост - очень сложный процесс сам по себе, но, главное, он

неотделим от процесса личностного и интеллектуального развития выпускника в его студенческие годы.

Профессиональный рост педагога - это, прежде всего, процесс непрерывного раскрытия личностью своего потенциала, который влияет на эффективность педагогической деятельности. Самым главным условием профессионального роста является личная заинтересованность студента в самосовершенствовании, поэтому необходимо так организовать образовательный процесс в педагогическом вузе, чтобы он способствовал дальнейшему стремлению к профессиональной самореализации. Для этого могут внедряться технологии формирования ориентации на профессиональный рост. В данном исследовании мы рассматриваем педагогические технологии как системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение планируемых результатов.

В современном мире очень часто происходит подмена понятия «профессиональный рост» понятием «карьерный рост». Отчасти эти понятия схожи, ведь когда человек растет в карьерном плане, то увеличивается количество освоенных им компетенций, но не всегда это связано с улучшением качества его деятельности. На наш взгляд, эти понятия не должны восприниматься как синонимы.

Карьерный рост - это успешное продвижение человека по служебной лестнице, которое возможно, но бессмысленно без профессионального роста, что предполагает развитие и расширение специализированных компетенций, свойственных данной профессии.

М.М. Поташник определяет профессиональный рост учителя как «цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников» [4, с. 11].

В своем определении профессионального роста Е. А. Ямбург говорит о его творческой составляющей, считая профессиональный рост целенаправленным стремлением учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творческой работе с детьми.

Профессиональный рост педагога может происходить в процессе самообразования, т.е.

© Лисицкая Л.Г., Петросян С.К., Рыбакова А.А., 2015

педагогические науки

в познавательной деятельности, осуществляемой сознательно и добровольно. Учитель планирует этот процесс и управляет им самостоятельно с целью совершенствования своих профессиональных компетенций. С другой стороны, самообразование учителя связано с его участием в специальных мероприятиях, где на мотивацию оказывает влияние педагогическое сообщество. Необходимо признать, что, несмотря на собственные усилия учителя, направленные на профессиональный рост, ему нужна поддержка администрации образовательного учреждения, а также более опытных коллег.

Теоретические основы педагогического сопровождения отражены в исследованиях О.С. Газмана, H.H. Михайлова, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина, С.М. Юсфина и др. Обоснование психолого-педагогических механизмов сопровождения профессионального роста учителя дали Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, Л.Н. Бережнова, Н.Б. Крылова, С.Д. Полякова.

С.В. Кирдянкина считает, что научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя - «способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста) и сопровождаемого (учителя), направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности учителя, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессии» [2, с.18].

Профессиональный рост педагога состоит из нескольких ступеней: педагогическая умелость - мастерство - творчество - новаторство. Учитель, который владеет педагогическим мастерством, способен добиться высоких результатов в своей деятельности. Педагоги, работающие творчески, своими находками обогащают методику обучения и воспитания. Учитель-новатор прокладывает новые направления в обучении и воспитании, делает настоящие открытия, обогащает педагогическую теорию.

неоспорим тот факт, что уже во время обучения в педагогическом вузе студенту важно задумываться о будущем профессиональному росте, поэтому так необходима поддержка будущего учителя в вопросах развития профессионализма. Способов построения педагогического процесса для формирования у будущего учителя ориентации на профессиональный рост немало: например, это могут быть встречи с заслуженными педагога-

ми, методистами и психологами, ведь именно опытные специалисты могут помочь студентам осмыслить и преодолеть будущие профессиональные затруднения. Так, в Армавирском государственном педагогическом университете (АГПУ) для студентов и выпускников проводятся заседания клуба «Школа молодого педагога». Это постоянно действующее профессиональное объединение, работа которого направлена на создание целостной системы поддержки и адаптации молодого педагога, оказание методической помощи и закрепление молодых специалистов в муниципальных образовательных учреждениях Краснодарского края.

К задачам клуба «Школа молодого педагога» относятся содействие профессиональному росту молодых педагогов через систему повышения квалификации; установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами; оказание практической помощи молодым учителям в совершенствовании теоретических знаний и повышении педагогического мастерства. На заседаниях выявляются актуальные потребности начинающих специалистов в учебном процессе, оказывается содействие в их удовлетворении; формируется профессиональная ориентация на непрерывное самообразование. Молодым педагогам оказывается помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и практики; стимулируется развитие индивидуального стиля творческой деятельности.

Заседания данного клуба посещают студенты выпускных курсов, знакомятся с основами трудоустройства на конкретных примерах, у них складывается общая картина профессионального планирования будущей педагогической деятельности.

Важным этапом профессионального самоопределения студента является его подготовка к презентации себя на рынке труда. С этой целью для старшекурсников АГПУ проводится карьерная ролевая игра «Проходим собеседование».

Все присутствующие делятся на непосредственных участников и активных зрителей, следящих за ходом игры. В данной игре роль работодателей из престижной московской школы (по условию игры) исполняют приглашенные работодатели. Три студента играют роли соискателей вакансии учителя-предметника в школе. Каждый герой ролевой игры проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. Все остальные участники игры становятся экспертами - оценива-

известия вгпу

ют внешний вид соискателей, их поведение и качество составленных резюме. Данная игра проводится без предварительной подготовки, чтобы каждый из участников проявил себя в непосредственном взаимодействии. В конце игры работодатель выбирает победителя, которому удается лучше показать свои достоинства для заявленной вакансии.

Соискатели вакансии специально играют роли выпускников различных вузов г. Москвы, Екатеринбурга и Армавира (АГПУ), чтобы выяснить, повлияет ли престиж вуза на трудоустройство. В большинстве случаев оказывается, что для приема на работу в первую очередь важны личностные качества и профессиональные способности. Карьерная ролевая игра позволяет студентам проявить свои коммуникативные способности, показать, как правильно подать себя во время собеседования.

немаловажную роль в становлении профессионализма студента играют администрация и учителя общеобразовательного учебного заведения, в котором он проходит практику. Поэтому очень важно включать в производственную практику задания на общение с педагогическим коллективом, руководством, знакомить студентов с различными периодическими изданиями профессиональной направленности; дать возможность побывать на уроках заслуженных учителей; прикрепить к студентам опытного учителя-наставника, предоставить возможность присутствовать на педагогическом совете школы; порекомендовать принять участие в конференциях, семинарах различных уровней, важных для его будущей работы.

Формирование профессиональной направленности студентов в педагогическом вузе должно быть управляемым процессом, чтобы ориентиры не сместились в сторону других сфер деятельности. В АГПУ студенты активно участвуют в мероприятиях профессиональной направленности: конкурсе газет «Школа будущего», конкурсе творческих работ «Один день из жизни педагога», методическом конкурсе «Мой лучший урок», праздниках «Лучший по профессии», «День твоей профессии».

Полезной с точки зрения профессионального роста стала акция «Педагогический автобус», в ходе которой студенты 4-5-го курсов АГПУ в рамках договора о сотрудничестве провели открытые уроки для незнакомой аудитории в Краснодарском президентском кадетском училище, тем самым продемонстрировав способность воплощать творческие педагогические идеи и замыслы, свое умение выстраивать образовательный процесс в соответствии

с требованиями новых ФГОС. Студенты, которые провели наиболее эффективные и творческие уроки, после подведения итогов акции получили направление на работу в кадетское училище.

Профессиональный рост будущего педагога проявляется в приобретении им новых профессиональных знаний и умений, развитии позитивного, ценностного отношения к своей профессиональной деятельности, обучению и воспитанию детей, преподаваемому учебному предмету, специальным профессиональным знаниям, выбранной профессии. но результат никогда не будет конечным, потому что ценностное отношение педагога к профессиональной деятельности - величина непостоянная.

Профессиональный рост будущего педагога можно назвать поиском своего пути, потому что он невозможен без грамотно построенного самообразовательного процесса. залогом успешного профессионального роста студента будет систематическая самостоятельная и заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками мероприятий, творческими рекомендациями, в которых представлен опыт других педагогов. Чем шире кругозор будущего учителя, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче ему будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем активнее будет происходить профессиональное становление студента. С этой целью в АГПУ проводятся масштабные интеллект-шоу «Умники и умницы» и «Самый умный». Данные конкурсы являются аналогами телевизионных интеллектуальных передач и способствуют выявлению мотивированных студентов; развитию творческих, интеллектуальных способностей участников; развитию и поощрению научно-исследовательской и познавательной деятельности студентов; интеграции предметных областей знаний в процессе образования, а также повышению профессионализма студентов как будущих педагогов-предметников.

несомненно, большое значение в обретении профессионализма имеет понимание студентами своих личных ограничений, собственное отношение к профессии. на наш взгляд, необходимо в течение всех лет обучения отслеживать заинтересованность студентов в профессии, проводя анкетирование и индивидуальные беседы.

В настоящее время в науке нет единого деления профессионального пути на этапы. Один из вариантов предлагает Е.А. Климов, выделяя семь ролей в медицинских профессиях. Данная классификация вполне применима

педагогические науки

и в педагогической деятельности. Оптантом называется человек, который находится в процессе выбора профессии. Адепты - это студенты, уже выбравшие себе профессию и осваивающие ее. Адаптант - этап привыкания индивида к работе по специальности, которую он выбрал на стадии адепта. Интернал - это работник, который уже может выполнять с успехом основные и дополнительные задания, способен самосовершенствоваться. Мастер имеет свой стиль работы, можно считать его значимым в коллективе работником. Авторитет -это мастер своего дела, которого знают не только в кругу его коллег на основном месте работы, у него есть формальное выражение его мастерства (квалификация, степень и т.д.). Наставник - это человек, имеющий единомышленников, последователей, учеников [3]. При этом, как считает Е.А. Климов, в зависимости от ситуации, возможен не только поступательный переход, но и возвращение к ранним стадиям (например, при смене профессии).

Весь этот путь педагог пройдет только при наличии постоянного стремления к профессиональному росту. Мероприятия для профессионального становления необходимо внедрять в образовательный процесс, начиная с момента зачисления студентов и продолжая после их выпуска, чтобы они не утратили интереса к выбранной профессии и овладевали основами педагогического мастерства. Задача педагогического вуза - постоянно мотивировать студента и создавать благоприятные условия для профессионального роста.

список литературы

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Стратегия преодоления кризисов профессионального становления личности педагога // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 194-203.

2. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2011.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. М.: Центр пед. образования, 2009.

* * *

1. Zeer Je.F., Symanjuk Je.Je. Strategija preodolenija krizisov professional'nogo stanovlenija lichnosti pedagoga // Mir psihologii. 2002. № 4 (32). S. 194-203.

2. Kirdjankina S.V. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie professional'nogo rosta uchitelja: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 2011.

3. Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. Rostov n/D., 1996.

4. Potashnik M.M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelja v sovremennoj shkole: metod. posobie. M.: Centr ped. obrazovanija, 2009.

Technologies of formation of students' orientation at professional growth in the conditions of higher school educational process

There is given the detailed description of the pedagogic technologies use at a higher school which are directed at students' orientation at professional growth. The measures for professional establishment should be implemented starting from students' entering a higher school to keep them from losing interest to the chosen profession and to let them master the bases of pedagogic skills.

Key words: professional growth, pedagogic technology, educational process, self-education, pedagogic skills.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)

Г.н. шилкина

(Рязань)

формирование здорового образа жизни как ценностный ориентир воспитательной работы в современном вузе

Освещается проблема ценностных ориентиров воспитания в высшей школе, занимающая одно из приоритетных мест в современной отечественной педагогической теории и практике. Важнейшим аспектом выступает её аксиологическая составляющая. Одним из приоритетов воспитательной работы в российской высшей школе начала XXI в. предстаёт формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи как значимого ценностного ориентира жизни современного человека.

Ключевые слова: аксиология, воспитание, образование, ценности, ценностные ориентиры, здоровый образ жизни.

Воспитанием и формированием личности человека целенаправленно и системно занимается педагогика. В настоящее время в педагогической теории и практике вопросу аксиоло-

© Шилкина Г.Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.