Научная статья на тему 'Формирование социально-культурной безопасности вуза посредством досуговой деятельности студентов в мультикультурном регионе'

Формирование социально-культурной безопасности вуза посредством досуговой деятельности студентов в мультикультурном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / SAFETY / SOCIAL AND CULTURAL SAFETY / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL REGION / STUDENTS' LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилкина Галина Николаевна

Определено понятие социально-культурной безопасности. Раскрыты педагогические возможности досуговой деятельности студентов как средства формирования социально-культурной безопасности вуза в мультикультурном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилкина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is defined the notion of social and cultural safety. There is revealed the pedagogic potential of students’ leisure activities as the means of formation of social and cultural safety of a higher school in a multicultural region.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-культурной безопасности вуза посредством досуговой деятельности студентов в мультикультурном регионе»

педагогические иауки

и в педагогической деятельности. Оптантом называется человек, который находится в процессе выбора профессии. Адепты - это студенты, уже выбравшие себе профессию и осваивающие ее. Адаптант - этап привыкания индивида к работе по специальности, которую он выбрал на стадии адепта. Интернал - это работник, который уже может выполнять с успехом основные и дополнительные задания, способен самосовершенствоваться. Мастер имеет свой стиль работы, можно считать его значимым в коллективе работником. Авторитет -это мастер своего дела, которого знают не только в кругу его коллег на основном месте работы, у него есть формальное выражение его мастерства (квалификация, степень и т.д.). Наставник - это человек, имеющий единомышленников, последователей, учеников [3]. При этом, как считает Е.А. Климов, в зависимости от ситуации, возможен не только поступательный переход, но и возвращение к ранним стадиям (например, при смене профессии).

Весь этот путь педагог пройдет только при наличии постоянного стремления к профессиональному росту. Мероприятия для профессионального становления необходимо внедрять в образовательный процесс, начиная с момента зачисления студентов и продолжая после их выпуска, чтобы они не утратили интереса к выбранной профессии и овладевали основами педагогического мастерства. Задача педагогического вуза - постоянно мотивировать студента и создавать благоприятные условия для профессионального роста.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Стратегия преодоления кризисов профессионального становления личности педагога // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 194-203.

2. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2011.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. М.: Центр пед. образования, 2009.

* * *

1. Zeer Je.F., Symanjuk Je.Je. Strategija preodolenija krizisov professional'nogo stanovlenija lichnosti pedagoga // Mir psihologii. 2002. № 4 (32). S. 194-203.

2. Kirdjankina S.V. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie professional'nogo rosta uchitelja: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 2011.

3. Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. Rostov n/D., 1996.

4. Potashnik M.M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelja v sovremennoj shkole: metod. posobie. M.: Centr ped. obrazovanija, 2009.

Technologies of formation of students' orientation at professional growth in the conditions of higher school educational process

There is given the detailed description of the pedagogic technologies use at a higher school which are directed at students' orientation at professional growth. The measures for professional establishment should be implemented starting from students' entering a higher school to keep them from losing interest to the chosen profession and to let them master the bases of pedagogic skills.

Key words: professional growth, pedagogic technology, educational process, self-education, pedagogic skills.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)

Г.Н. ШИЛКИНА (Рязань)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Освещается проблема ценностных ориентиров воспитания в высшей школе, занимающая одно из приоритетных мест в современной отечественной педагогической теории и практике. Важнейшим аспектом выступает её аксиологическая составляющая. Одним из приоритетов воспитательной работы в российской высшей школе начала XXI в. предстаёт формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи как значимого ценностного ориентира жизни современного человека.

Ключевые слова: аксиология, воспитание, образование, ценности, ценностные ориентиры, здоровый образ жизни.

Воспитанием и формированием личности человека целенаправленно и системно занимается педагогика. В настоящее время в педагогической теории и практике вопросу аксиоло-

О Шилкина Г.Н., 2015

гических основ процесса образования уделяется пристальное внимание. Выявление ценностных приоритетов здорового образа жизни представляет очевидный интерес. В связи с этим в центре внимания исследователей находится категория ценностей и ценностных ориентиров. Данные категории самым тесным образом сопряжены друг с другом.

Категория «ценность» является одним из ключевых понятий современной общественной мысли, широко используется философами, социологами, психологами, педагогами для обозначения объектов и явлений, их свойств, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталона.

Совокупность устоявшихся ценностей, выступающих смысловыми ориентирами будущей жизни, способствует наиболее полному раскрытию ценностной позиции личности, вызывает в ней качественные изменения, которые становятся движущей силой ее развития, т.к. именно в признаваемых ценностях проявляется внутреннее духовное богатство личности, её ценностное взаимодействие с окружающим миром.

Наряду с категорией «ценность» используют категорию «ценностные ориентации». Концептуально четкого разграничения между ними до сих пор не существует. По мнению А.Г. Здравомыслова, «ценностные ориентации» являются производными от «ценностей», т.е. установками личности на ценности материальной и духовной культуры [4, с. 197]. В данной работе мы применяем термин «ценностные ориентиры».

Ценностные ориентиры, отражая в сознании человека ценности, которые признаются им в качестве стратегических жизненных целей, являются основой мотивации и служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. ценностные ориентиры характеризуют высший уровень представлений о смысле жизни, об идеалах, которые составляют основу активности каждого человека, являются внутренним источником его жизнедеятельности.

В настоящее время всё более очевидной становится необходимость переосмысления сущности воспитания с позиции ценностей, об этом пишет и Е.В. Бондаревская: «... в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований» [1, с. 29].

Е.О. Галицких считает, что размышления о ценностях воспитания «дают возможность понять, что современные условия развития общества, противоречия между принятыми правилами духовной жизни и её реальным состоянием, изменения, происходящие в осознании проблем воспитания, в целях и смысле получения образования ставят педагогов, школьников и их родителей в ситуацию выбора. Выход из кризисного состояния духовной жизни общества - процесс нелинейный, на него влияют множество факторов, в том числе и позиция каждого члена педагогического сообщества <...>. Ценности не передаются тем же путём, что и знания, путь их освоения лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, "память сердца"» [3, с. 10-11]. Приведённые слова могут быть в полной мере отнесены и к ценностям здорового образа жизни, который связан с интересами как отдельного человека, так и общества в целом.

Начало XXI в. стало переломным во взглядах на образ жизни человека и его здоровье. Следует признать, что здоровый образ жизни предстаёт сложным ценностным феноменом, отражающим все стороны жизни человека. Безусловно, сутью и образующей ценностью здорового образа жизни является категория «здоровье».

Особое место необходимо отвести аксиологическому подходу: «здоровый образ жизни - это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленный на укрепление здоровья и выполнение общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе - выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющий обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья» [6, с. 36].

Э.Н. Вайнер подчеркивает, что формирование здорового образа жизни должно проходить красной нитью на всех этапах обучения через весь образовательный процесс: это и включение вопросов здоровья в соответствующие темы различных учебных дисциплин, и повышение роли физической культуры как учебной дисциплины, и воспитательная работа и т.д. [2].

Ценностный компонент выступает основным фактором воспитания личности. Педаго-

гическая деятельность позволяет воплотить ценности, которые выступают вектором развития человека в его стремлении к миру совершенного, идеального. Но сложность аксиологического подхода состоит в том, что только сам человек несёт ответственность за сделанный им выбор ценностей и от того, какими ценностными ориентирами он будет руководствоваться в своей жизни, зависит его нравственный облик, отношение с окружающими, его самореализация в социуме и будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, перед современным образованием стоит задача формирования устойчивой системы ценностных ориентиров и ценностного сознания. Формирование ценностных ориентиров предполагает активную жизненную позицию личности в ситуации открытого и свободного выбора ценностей.

Немалую роль в этом может сыграть студенческое самоуправление, которое в последнее время набирает все большие обороты. В Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина (РГУ) множество объединений и организаций, созданных студентами или действующих для студентов. Все они очень разные и каждая имеет свою ценность. Для совместной слаженной работы студенческих объединений в 2009 г. в университете создан Студенческий совет, который является высшим координационным и совещательным органом студенческого самоуправления, представляет интересы студентов во всех сферах их жизни.

Студенческий совет имеет представительство в Учёном совете, занимается решением важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи. Создание Студенческого совета РГУ в целях сотрудничества с администрацией вуза для участия в общественном управлении предоставляет студентам реальную возможность расти и развиваться профессионально, пробовать себя в новом качестве. Результатом участия молодых людей в подобных сообществах становится активная жизненная позиция, инициативность, готовность работать за рамками рабочего времени, развивается самостоятельность в принятии решений для достижения значимых целей. Они обогащаются опытом созидательной жизни, который служит для регулирования отношений с другими участниками социокультурного пространства, опытом совместных действий, демократических отношений. Такая воспитатель-

кие науки -

ная работа должна соответствовать целям воспитания студентов в современных условиях, обогащать их созидательный опыт и определяться личностными и общественными проблемами в разных сферах жизни.

Согласно проекту «Стратегии развития молодежи на период до 2025 года», разработанному Министерством образования и науки РФ при участии Росмолодежи на основании поручения Президента и Правительства РФ, в университете создаются условия для развития самоуправляющихся сообществ, т.к. это является ресурсом для гражданского, профессионального и личностного становления студентов. Каждое такое сообщество выстраивает систему взаимодействия, в которой происходит личностный рост, накапливается опыт коллективных отношений и эффективного взаимодействия.

Работа по формированию здорового образа жизни в РГУ является одним из приоритетных направлений деятельности вуза. Комиссия по физическому воспитанию - одно из структурных подразделений Студенческого совета, которое непосредственно занимается этим направлением деятельности.

В течение всего учебного года в РГУ проводятся массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проходят в соответствии с Программой спортивно-массовых мероприятий и Положением о спартакиаде РГУ имени С.А. Есенина, включающей в себя следующие направления:

• легкоатлетический кросс,

• шахматы,

• волейбол (юноши, девушки),

• баскетбол (юноши, девушки),

• настольный теннис,

• мини-футбол,

• лыжная эстафета,

• туристическое многоборье.

Кроме этого, проводится спартакиада «Осень для первокурсников», включающая мини-футбол, волейбол (юноши, девушки), стритбол (юноши, девушки), легкоатлетический кросс.

завоевали большую популярность соревнования на кубок ректора по мини-футболу, «Большие гонки» и соревнования по чирли-дингу в День университета, День здоровья и фестиваль «Фитнес-Трофи». С каждым годом в этих мероприятиях участвует всё большее количество людей. Все это творческие по своей сути проекты, а творчество, творческое отношение к жизни, как отмечает Н.В. Марти-

шина, - один из приоритетов воспитательной работы в вузе [5]. На протяжении многих лет РГУ лидирует в межвузовских областных студенческих играх молодежи.

Ежегодно органами студенческого самоуправления проводится спартакиада общежитий студенческого городка. Для студентов, проживающих в общежитии, функционируют тренажерные залы, где под руководством инструктора или самостоятельно они могут поддерживать себя в хорошей физической форме.

Осуществляется системная работа по приобщению обучающихся к ценностям здорового образа жизни, и весьма активно в ней участвуют волонтеры - путем организации социально значимых проектов. Каждый год в нашем университете организуется лагерь-семинар студенческого актива для повышения качества работы студенческого самоуправления в университете, где всегда одним из направлений проектной деятельности становится пропаганда ЗОЖ. В 2015 г. лучшим был признан проект, направленный на привлечение студентов к сдаче норм комплекса ГТО, эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, здорового образа жизни.

В целях оздоровления обучающихся, сотрудников и преподавателей университета вновь начала принимать отдыхающих спортивно-оздоровительная база отдыха «Полянка», где они могут прекрасно провести время с пользой для здоровья.

Ярким событием в студенческой жизни стало участие в грандиозной по своим масштабам эстафете Олимпийского огня «Сочи -2014». Возможность приобщиться к акции мирового масштаба воодушевила многих обучающихся, преподавателей и сотрудников РГУ на здоровый образ жизни.

Подводя итог, необходимо отметить, что проводимая в образовательной среде РГУ им. С.А. Есенина воспитательная работа по формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью, пропаганде здорового образа жизни даёт положительные результаты. Так, ежегодно уменьшается количество студентов, отнесённых к специальным медицинским группам А (практические

занятия без сдачи контрольных нормативов) и Б (теоретические занятия, от практических занятий освобождены): с 676 и 679 человек в 2012 г. соответственно до 227 и 310 человек в 2014 г.

В университете создаются различные инновационные проекты, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Их реализация усиливает позитивное отношение студентов к проблеме сохранения и укрепления собственного здоровья, вовлеченность обучающихся в активные занятия физической культурой и спортом, приверженность к здоровому образу жизни, формирует социально зрелую личность.

Аксиологический подход оказывает влияние на качественный выбор ценностей, на формирование ценностных ориентиров личности, развитие её духовного, нравственного и творческого потенциала во всех сферах жизнедеятельности. На данном этапе развития российского общества ценностной проблематике необходимо уделить самое пристальное внимание, т.к. важность реализации аксиологического подхода в образовании просто неоспорима. Без формирования ценностных ориентиров, мотивации не будет здорового образа жизни в широком его понимании.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесбере-гающей среды в системе общего образования //Ва-леология. 2004. С. 21-26.

3. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: метод. пособие. СПб.: Паритет, 2003. (Серия «Педагогическая мастерская»). С. 10-11.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

5. Мартишина Н.В. К вопросу о становлении и развитии творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6 (30). С. 130-134.

6. Седых Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2006.

7. URL: http://www.rsu.edu.ru/students/students-life/self-government/students-council.

8. URL:http://www.rsu.edu.ru/students/students-life/sport.

педагогические науки

* * *

1. Bondarevskaja E.V. Cennostnye osnovanija lichnostno-orientirovannogo vospitanija // Pedagogika. 1995. № 4. S. 29-36.

2. Vajner Je.N. Formirovanie zdorov'esbere-gajushhej sredy v sisteme obshhego obrazovanija // Valeologija. 2004. S. 21-26.

3. Galickih E.O. Ot serdca k serdcu. Masterskie cennostnyh orientacij dlja pedagogov i shkol'nikov: metod. posobie. SPb.: Paritet, 2003. (Serija «Pedagogicheskaja masterskaja»). S. 10-11.

4. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti. M.: Politizdat, 1986.

5. Martishina N.V. K voprosu o stanovlenii i razvitii tvorcheskogo potenciala pedagoga v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. № 6 (30). S. 130-134.

6. Sedyh N.V. Pedagogicheskaja sistema formi-rovanija osnov zdorovogo obraza zhizni detej v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 2006.

7. URL: http://www.rsu.edu.ru/students/students-life/self-government/students-council.

8. URL:http://www.rsu.edu.ru/students/students-life/sport.

Formation of healthy lifestyle as the value guideline of educational work at a modern higher school

There is covered the issue of value guidelines of education at a higher school which takes one of the prior places in the modern domestic pedagogic theory and practice. Its axiological component is the most important aspect. One of the priorities of the educational work at Russian higher schools of the early XXI century is the formation of students' healthy lifestyles as the significant value guideline of a modern man.

Key words: axiology, education, training, values, value guidelines, healthy lifestyle.

Р.В. СМИРНОВА, И.В. ТАРАСОВА,

Л.В. АЗИЗОВА

(Астрахань)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

Определено понятие социально-культурной безопасности. Раскрыты педагогические возможности досуговой деятельности студентов как средства формирования социально-культурной безопасности вуза в мультикуль-турном регионе.

Ключевые слова: безопасность, социально-культурная безопасность, мультикультурное образование, мультикультурный регион, досу-говая деятельность студентов.

Социально-культурная безопасность рассматривается нами как категория теории социально-культурной деятельности и педагогики, которая обозначает состояние защищенности личности, ее значимых ценностей, прав и свобод от опасностей окружающего мира. Она составляет сущность безопасности любого вида, поскольку главная функция социально-культурной и образовательной сфер — воспроизводство и сохранение культурного наследия человеческого рода.

Мы исследуем мультикультурный подход к определению понятия социально-культурной безопасности, которая включает в себя следующие компоненты: социальную, культурную, психологическую безопасность, безопасность образовательной среды в мульти-культурном регионе.

Процесс формирования социально-культурной безопасности вуза посредством досу-говой деятельности студентов невозможно рассматривать, не раскрыв понятие «мульти-культурное образование». Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов [3, с. 41]. Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю.Бочарова, А.И.Куропятник, Р.В. Назарова, Г.В. Палат-

(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)

© Смирнова Р.В., Тарасова И.В., Азизова Л.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.