Научная статья на тему 'Социально-образовательная программа «Правовые основы туристской деятельности» как способ формирования правовой культуры школьников в контексте дополнительного образования'

Социально-образовательная программа «Правовые основы туристской деятельности» как способ формирования правовой культуры школьников в контексте дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКО-КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL CULTURE / INTELLECTUAL / EMOTIONAL-PSYCHOLOGICAL AND BEHAVIORAL-COMMUNICATIVE COMPONENTS OF LEGAL CULTURE / FORMATION OF LEGAL CULTURE / LEGAL RELATIONS / TOURIST ACTIVITY / TOURISM / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сантоцкая Ксения Эдуардовна

Определена взаимосвязь между высоким уровнем правовой культуры, гражданскими правоотношениями и их проявлением в туристской деятельности. Выявлены противоречия между требованием к высокому уровню правовой культуры у участников правоотношений в сфере туристской деятельности и отсутствием системы работы, направленной на удовлетворение этого требования; между необходимостью формирования составляющих правовой культуры, начиная со школьного возраста, и отсутствием в системе образования соответствующих социально-образовательных программ. Сделаны выводы о том, что именно система дополнительного образования детей является пространством, обеспечивающим эффективное становление школьников как субъектов жизнедеятельности и способствующим успешному внедрению программ, ориентированных на формирование правовой культуры школьников. Описаны основные положения программы дополнительного образования «Правовые основы туристской деятельности», разработанной Центром детско-юношеского туризма Томского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сантоцкая Ксения Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-EDUCATIONAL PROGRAM “LEGAL BASES OF TOURIST ACTIVITY” AS A WAY OF DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF ADDITIONAL EDUCATION

Intellectual, emotional-psychological and behavioral-communicative components of the legal culture have been analyzed and a contradiction between the need to form these components since the school age and the lack of appropriate social and educational programs in the education system have been determined. The conclusions are drawn that additional education has certain peculiarities in comparison with other types of formal education and it is determined that it is the system of additional education of children that is the space providing effective formation of schoolchildren as subjects of life activity and contributing to the successful implementation of programs aimed at shaping the legal culture of schoolchildren. The relationship between the high level of legal culture, civil legal relations and their manifestation in the tourist activity is defined. The contradiction between the requirement for a high level of legal culture among participants of legal relations in the sphere of tourist activity and the lack of the system of work aimed at satisfying this requirement and the contradiction between the need to form the components of a legal culture, starting from school age, and the lack of appropriate social and educational programs in the educational system. The main provisions of the supplementary education program “Legal foundations of tourist activities” developed by the Center for Children and Youth Tourism of the TSPU are described.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательная программа «Правовые основы туристской деятельности» как способ формирования правовой культуры школьников в контексте дополнительного образования»

УДК 374.1 14.27.09

00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-173-177

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К. Э. Сантоцкая

Томский государственный педагогический университет, Томск

Определена взаимосвязь между высоким уровнем правовой культуры, гражданскими правоотношениями и их проявлением в туристской деятельности. Выявлены противоречия между требованием к высокому уровню правовой культуры у участников правоотношений в сфере туристской деятельности и отсутствием системы работы, направленной на удовлетворение этого требования; между необходимостью формирования составляющих правовой культуры, начиная со школьного возраста, и отсутствием в системе образования соответствующих социально-образовательных программ.

Сделаны выводы о том, что именно система дополнительного образования детей является пространством, обеспечивающим эффективное становление школьников как субъектов жизнедеятельности и способствующим успешному внедрению программ, ориентированных на формирование правовой культуры школьников.

Описаны основные положения программы дополнительного образования «Правовые основы туристской деятельности», разработанной Центром детско-юношеского туризма Томского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: правовая культура, интеллектуальная, эмоционально-психологическая и поведенческо-коммуникативная составляющие правовой культуры, формирование правовой культуры, правовые отношения, туристская деятельность, туризм, дополнительное образование.

Процесс становления правового государства сопровождается возрастанием роли закона в системе социальных регуляторов, что неизбежно приводит к усилению правовых начал в поведении людей, жизни общества и государства. Обеспечение реализации принципов верховенства права осложняется недостаточным уровнем правовой культуры и правосознания, правовым нигилизмом граждан России.

В утвержденном президентом Российской Федерации документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» говорится о необходимости повышения правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов [1].

Исходя из работ таких ученых, как В. С. Александров, В. И. Сенатов, М. М. Чукмаев, А. С. Попова, в рамках данной статьи под правовой культурой следует понимать совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними [2].

Анализ работ таких авторов, как М. С. Фабри-ков, П. В. Аносов, позволяет утверждать, что правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения; от знания, соблюдения, исполнения и использования

действующих законов страны; от того, насколько информировано в правовом отношении население; каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, юридическим средствам и процедурам, различным правоохранительным органам; какова установка граждан на соблюдение правовых предписаний. О сформированности же правовой культуры субъекта свидетельствует его правовая активность и коммуникативность - целенаправленная деятельность по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка, преодолению правового нигилизма [3, с. 81-83].

С точки зрения В. В. Припечкина, С. Ю. Трени-хиной и др., формировать правовую культуру -значит учить ориентироваться в действующем законодательстве государства, грамотно коммуници-ровать с окружающими, правильно понимать требования, предъявляемые к каждому жителю страны, соблюдать эти требования и исполнять законодательство в целом, т. е. применять его в повседневной жизни и строить свое поведение в соответствии с законом.

Таким образом, правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческо-комму-никативной составляющих.

Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе правильного понимания смысла правовых предписаний, необходимых для взаимодействия с

социальной средой; освоения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества и государства; формирования интеллектуальной базы для последующего изучения правовых дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования.

Формирование эмоционально-психологической составляющей правовой культуры осуществляется на основе развития правового самосознания; установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм; превращения накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения [4].

Поведенческо-коммуникативная составляющая играет особо важную роль в развитии правовой культуры и проявляется в наличии опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений; соотнесении своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействии правовыми средствами и способами защиты правопорядка в обществе, готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями [5, с. 418-422].

Любое взаимодействие между людьми порождает общественные отношения. Но лишь подвергнувшись юридическому воздействию, эти общественные отношения становятся правовыми отношениями, т. е. теми урегулированными нормами права отношениями, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им права и обязанности.

Тенденции социально-экономического развития Российской Федерации привели к бурному развитию различных видов туризма и сферы туристской деятельности [6]. В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятие «туристская деятельность» включает деятельность по организации путешествий [7].

Как и всякая деятельность, туристская деятельность порождает правовые отношения. В данном случае это общественные отношения, в которых принимают участие четыре стороны: туристская фирма, турист, государство и организации туристской индустрии. Все участники правоотношений связаны друг с другом взаимными правами и обязанностями, так как всегда праву одного соответствует обязанность другого субъекта правоотношений.

Вот тут и возникает противоречие между требованием к высокому уровню правовой культуры участников правоотношений в сфере туристской де-

ятельности и отсутствием системы работы, направленной на удовлетворение этого требования и, как следствие, между необходимостью формирования интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческо-коммуникативной составляющих правовой культуры, начиная со школьного возраста, и отсутствием в системе образования соответствующих социально-образовательных программ.

Преодолеть это противоречие позволила бы консолидация усилий специалистов в области туристской деятельности и педагогического сообщества. С этой целью в 2012 г. на базе кафедры экономической теории факультета экономики и управления Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) был создан Центр детско-юношеского туризма, в задачи которого входят разработка теоретических и методических основ содержания и развития услуг в сфере детско-юношеского туризма, оценка их социальной и экономической эффективности в регионе; повышение уровня правовой культуры школьников и т. д. В 2016 г. Центром детско-юношеского туризма ТГПУ была разработана программа дополнительного образования «Правовые основы туристской деятельности».

Выбор дополнительного образования детей как пространства реализации программы не случаен. В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы [8]. Дополнительное образование имеет определенные особенности в сравнении с другими видами образования, проявляющиеся в свободном личностном выборе деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативности содержания и форм организации образовательного процесса [9, с. 50-51].

Учитывая сказанное выше, можно с уверенностью утверждать, что именно система дополнительного образования детей является пространством, обеспечивающим эффективное становление школьников как субъектов жизнедеятельности.

Тем не менее, несмотря на то что практически во всех учреждениях дополнительного образования детей есть секции по туризму, нет пока такого направления, где понятие «туризм» не сводилось бы только к походам, ночевкам в палатках, умению вязать узлы и разводить костры [10, с. 300-302].

Новизну социально-образовательной программы «Правовые основы туристской деятельности» (далее - Программа), разработанной Центром детско-юношеского туризма ТГПУ, определяет смещение акцентов на нормативно-правовое обеспечение туристской деятельности. Целью программы

является формирование основ правовой культуры в процессе изучения и практической реализации гражданско-правовых отношений в туристской деятельности.

Программа разработана таким образом, чтобы обеспечить школьникам возможность построения индивидуального образовательного маршрута с учетом уровня сформированности правовой культуры и наиболее приемлемых форм освоения содержания. Это обеспечивается, с одной стороны, модульной структурой, с другой - наличием межпредметных связей (география, обществознание, русский язык, иностранный язык, основы безопасности жизнедеятельности, мировая художественная культура). Ин-тегративный характер содержания позволяет формировать у школьников системное мышление на основе комплексности представлений о мире, в котором они живут, подходов к решению проблем.

Лежащий в основе программы компетентност-ный подход обусловил выбор форм ее реализации: исследовательская и проектная деятельность, деловые и ролевые игры обеспечивают учебно-познавательную самостоятельность школьников в процессе освоения программы. Образовательная деятельность строится с учетом социально-культурных традиций местного сообщества и индивидуальных особенностей каждого школьника.

Как уже было сказано выше, программа строится по блочно-модульному принципу, что обеспечивает возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов за счет выбора модуля и уровня его освоения.

В структуре программы выделяются три основных модуля: «Terra incognita», «Внимание, граница!», «PRO туризм». Модули строятся из схожих блоков («знать», «уметь», «владеть», «быть»), но реализуются по-разному в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

«Terra incognita» - мотивационный модуль, адресованный младшим школьникам. В рамках этого блока учащиеся знакомятся с разными культурами, учатся видеть, что культуры друг от друга отличает и что объединяет. На этом этапе приоритетом являются нормы морали: поиск ответов на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо; освоение, усвоение и присвоение моделей культуросо-образного поведения.

Модуль «Внимание, граница!» адресован младшим подросткам. В процессе освоения модуля слово «граница» раскрывается во всей своей многогранности и многозначности. Ребята учатся выбирать наиболее эффективные модели поведения во взаимодействии с представителями других стран и культур и аргументировать свой выбор с опорой на знание традиций, норм морали и законов той или иной страны.

Задачей модуля «PRO туризм», адресованного старшим подросткам, является собственно изучение гражданско-правовых отношений в туристской деятельности и практическое применение знаний в квазиреальной ситуации. Предметом изучения становятся основные положения нормативных актов и принципы государственного регулирования сферы туризма; гражданско-правовые отношения в туристской деятельности; международные правовые нормы в области туризма и путешествий; правовой статус потребителя в сфере туризма; принципы паспортно-визового и таможенного обслуживания и другое.

Множественность участников гражданско-правовых отношений в сфере туристской деятельности порождает необходимость реализации третьего модуля программы как минимум в двух аспектах: с позиции потребителя и с профессиональной позиции. Это определяет наличие базового и профильного уровней в реализации третьего модуля. Такой подход позволяет рассматривать программу как ресурс в достижении целей профессионального самоопределения и профессиональной ориентации старших подростков, в первую очередь в сфере туристской деятельности.

В результате реализации программы «Правовые основы туристской деятельности» школьники узнают основные термины и понятия в туризме; организационные основы туристской индустрии, структуру туристской отрасли, особенности правовых и хозяйственных отношений между участниками туристской деятельности; получат возможность узнать содержание законов и других нормативных актов, регулирующих отношения в туризме; принципы взаимоотношений субъектов сферы туризма; понятия, виды и технологии организации деятельности туроператоров, турагентов и контрагентов туристской деятельности; особенности туристского продукта и его составных элементов; особенности организации туристской деятельности в России во внутреннем, въездом и выездном туризме; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; методы организации и обеспечения безопасности туристов и туристской деятельности; особенности открытия своего бизнеса в сфере туризма и др.

Выполнение поставленных программой задач позволяет достичь таких личностных результатов, как расширение и углубление знаний об основах российской гражданской идентичности, осознание понятий «патриотизм», «гражданственность», «социальная ответственность», «правовое самосознание», «толерантность».

Реализация программы дополнительного образования «Правовые основы туристской деятельности» возможна как при минимальном оснащении

(учебное помещение, наглядный материал), так и особенности туристской деятельности, но можно

с хорошей материально-технической базой. пробудить интерес к данной сфере. Дополнитель-

Подводя итог сказанному, необходимо отме- ное образование помогает выйти за рамки общего

тить, что в рамках одной программы дополнитель- образования и способствует развитию правовой

ного образования проблематично раскрыть все культуры школьников.

Список литературы

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168). 2011. М.: Рид Групп, 2011. С. 1-2.

2. Попова А. С. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Научное сообщество студентов XXI столетия // Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам XXVIII Междунар. студ. науч.-практ. конф. 2015. № 1 (28). С. 325-332.

3. Фабриков М. С. К вопросу о развитии правовой культуры старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 81-83.

4. Загуменнов И. Ю. Развитие правовой культуры личности в контексте демократизации управления общим образованием. URL: http:// www.doxa.ru/obr/sobranie/Conference-Bochkarev/Belarus.html (дата обращения: 12.07.2017).

5. Лойко О. Т., Соболевская В. В. Туризм как ресурс межкультурной коммуникации: анализ образовательных траекторий // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Дусенко, Н. Л. Авиловой; РГУФКСМиТ. М., 2017. С. 418-422.

6. Концепция социально-экономического развития России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 13.07.2017).

7. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.01.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.07.2017).

8. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://iskorka.dou.tomsk.ru/files/2013/04/Kontseptsiya-rsp_rf_ot_04-09-14_N_1726-r.pdf (дата обращения: 16.07.2017).

9. Букина С. В., Фимина Е. А. Особенности организации дополнительного образования детей в современных условиях // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 32. С. 49-53.

10. Сантоцкая К. Э., Сизов В. В. Методы и технологии развития детско-юношеского туризма в современных экономических условиях / под ред. Н. О. Ковалевой, С. К. Костовска, Е. А. Борисовой. М.: МАКС Пресс, 2016. 322 с. (Серия: Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России. Вып. XL).

Сантоцкая Ксения Эдуардовна, старший преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: santotskayak@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.08.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-173-177

SOCIO-EDUCATIONAL PROGRAM "LEGAL BASES OF TOURIST ACTIVITY" AS A WAY OF DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF ADDITIONAL EDUCATION

K. E. Santotskaya

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

Intellectual, emotional-psychological and behavioral-communicative components of the legal culture have been analyzed and a contradiction between the need to form these components since the school age and the lack of appropriate social and educational programs in the education system have been determined.

The conclusions are drawn that additional education has certain peculiarities in comparison with other types of formal education and it is determined that it is the system of additional education of children that is the space providing effective formation of schoolchildren as subjects of life activity and contributing to the successful implementation of programs aimed at shaping the legal culture of schoolchildren.

The relationship between the high level of legal culture, civil legal relations and their manifestation in the tourist activity is defined. The contradiction between the requirement for a high level of legal culture among participants of legal relations in the sphere of tourist activity and the lack of the system of work aimed at satisfying this requirement and the contradiction between the need to form the components of a legal culture, starting from school age, and the lack of appropriate social and educational programs in the educational system.

The main provisions of the supplementary education program "Legal foundations of tourist activities" developed by the Center for Children and Youth Tourism of the TSPU are described.

Key words: legal culture, intellectual, emotional-psychological and behavioral-communicative components of legal culture, formation of legal culture, legal relations, tourist activity, tourism, additional education.

References

1. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom RF 28.04.2011 NPr-1168) [The fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the sphere of the development of legal literacy and legal awareness of citizens (approved by the President of the Russian Federation on April 28, 2011 no. Pr-1168)]. Moscow, Rid Grupp Publ., 2011. Pp. 1-2 (in Russian).

2. Popova A. S. Aktualnye problemy formirovaniya pravovoy kul'turyi [Actual problems of formation of legal culture]. Gumanitarnye nauki: sb. st. po materialam XXVIII mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Nauchnoye soobshchestvo studentov XXI stoletlya" [The humanities: collection of articles on the materials of XXVIII international students' scientific-practical conference "Scientific community of students of the XXI century"]. Novosibirsk, 2015. Pp. 325-332 (in Russian).

3. Fabrikov M. S. K voprosu o razvitii pravovoy kul'tury starsheklassnikov [On the development of the legal culture of high school students]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya - World of Science, Culture, Education, 2015, no. 3 (52), pp. 81-83 (in Russian).

4. Zagumennov I. Yu. Razvitiye pravovoy kul'tury lichnosti v kontekste demokratizatsii upravleniya obshchim obrazovaniyem [Development of the legal culture of the individual in the context of democratization of general education management] (in Russian). URL: http://www.doxa.ru/obr/ sobranie/Conference-Bochkarev/Belarus.html (accessed 12 July 2017).

5. Loyko O. T., Sobolevskaya V. V. Turizm kak resurs mezhkul'turnoy kommunikatsii: analiz obrazovatel'nykh traektoriy [Tourism as a resource of intercultural communication: the analysis of educational trajectories]. Sovremennye tendentsiii aktualnye voprosy razvitiya turizma igostinichnogo biznesa v Rossii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Current trends and topical issues of the development of tourism and hotel business in Russia: materials of the International Scientific and Practical Conference]. Ed. by S. V. Dusenko, N. L. Avilova. Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism Publ., 2017. Pp. 418-422 (in Russian).

6. Kontseptsiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii na period do 2020 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r) [The concept of socio-economic development of Russia for the period until 2020 Approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 no. 1662-r] (in Russian). URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006. pdf (accessed 13 July 2017).

7. FZ "Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii" ot 24.11.1996 N 132-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 01.01. 2017) [FZ "On the basics of tourist activities in the Russian Federation" dated 24.11.1996 no. 132-FZ (as amended from 01.01. 2017)] (in Russian).

8. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. N 1726-r [The concept of the development of additional education for children approved by the order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 no. 1726-r] (in Russian). URL: http://iskorka.dou.tomsk.ru/files/2013/04/Kontseptsiya-rsp_rf_ ot_04-09-14_N_1726-r.pdf (accessed 16 July 2017).

9. Bukina S. V., Fimina E. A. Osobennosti organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v sovremennykh usloviyakh [Features of the organization of additional education for children in modern conditions]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii - Problems and Prospects of the Development of Education in Russia, 2015, no. 32, pp. 49-53 (in Russian).

10. Santotskaya K. E., Sizov V. V. Metody i tekhnologii razvitiya detsko-yunosheskogo turizma v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh [Methods and technologies of development of children's and youth tourism in modern economic conditions]. Ed. by N. O. Kovoleva, S. K. Kostovska, E. A. Borisova. Moscow, MAKS Press Publ., 2016. Pp. 322 (Series: Sociatural history. Genesis of the crises of nature and society in Russia. Issue XL) (in Russian).

Santotskaya K. E., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: santotskayak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.