Научная статья на тему 'Сравнительный анализ понятий "туристская деятельность" и "туристическая деятельность" старшеклассников контексте формирования социального опыта'

Сравнительный анализ понятий "туристская деятельность" и "туристическая деятельность" старшеклассников контексте формирования социального опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICALLY ORGANIZED TOURIST ACTIVITY / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА / SOCIAL EXPERIENCE OF A SENIOR HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Н.М., Опарина Е.А.

В статье раскрывается сущность туристской деятельности и туристической деятельности на основе сравнительного анализа их содержательных характеристик. Выделены параметры для данного сравнительного анализа. Представлена авторская позиция в определении понятия «туристическая деятельность старшеклассников». Характеризуются основные содержательные характеристики туристской деятельности и туристической деятельности в нормативно-правовом пространстве на основе Федеральных законов: от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) и «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF “TOURIST ACTIVITY” AND “TOURISM ACTIVITY” OF OLD SCHOOLS IN THE CONTEXT OF FORMING SOCIAL EXPERIENCE

The article reveals the basics of tourist activities and tourism activities on the basis of a comparative analysis of the characteristics of their contents. Parameters for this comparative analysis are selected. The author’s position in the definition of the concept of “tourist activity of high school students” is presented. The researcher characterizes the main content characteristics of tourism activities and tourism activities in the regulatory environment on the basis of Federal Laws: from November 24, 1996, No. 132-FZ (as of 05.04.2016) “On the fundamentals of tourist activities in the Russian Federation” (with amendment and additional, entered into force on 01/01/2017) and “On Education in the Russian Federation” dated from 29.12.2012 N 273-FZ (as amended on 01.05.2017).

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ понятий "туристская деятельность" и "туристическая деятельность" старшеклассников контексте формирования социального опыта»

щение, карьерный рост, престиж профессии, социально-психологический климат. При этом вид выражаемого специалистами психологического отношения связан также с их ценностно-моти-вационными характеристиками и опытом смены профессии.

Специалисты, имеющие опыт смены профессии, прежде всего, характеризуются осознанием и поведенческой готовностью вновь осуществить смену профессии.

У экономистов, имеющих и не имеющих опыт смены профессии, мотивационная структура различается. Экономисты, имеющие опыт смены профессии, в своем поведении в большей степени, чем не имеющие такого опыта, ориентированы на внешнюю мотивацию, включая заработную плату, карьерный рост, общественное признание, развитие полезных связей, престиж-

Библиографический список

ность и перспективность профессии. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

При дальнейшем развитии данного исследования возможны такие перспективы, как выявление всех факторов, способствующих смене профессии.

Результаты исследования могут найти своё применение в сфере управления персоналом при подборе специалистов на различные позиции, подготовки и профессиональной переподготовки специалистов в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования. На основе учета вида психологического отношения к смене профессии и ценностно-мотивационных характеристик субъекта можно прогнозировать его поведение в профессиональной сфере.

1. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002.

2. Горбунова Г.А. Мотивация переоценки профессиональной карьеры со сменой профиля деятельности на этапе ранней взрослости. Самара, 2010.

3. Горбунова Г.А. Роль смысложизненных ориентаций при смене профессиональной деятельности людьми среднего возраста». Самара, 2011.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

5. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения, смерти Санкт-Петербург, 2007.

References

1. Fetiskin N.P. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnostiimalyh grupp. Moskva, 2002.

2. Gorbunova G.A. Motivaciya pereocenkiprofessional'noj kar'ery so smenojprofilya deyatel'nosti na 'etape rannej vzroslosti. Samara, 2010.

3. Gorbunova G.A. Rol'smyslozhiznennyh orientacijprismene professional'noj deyatel'nosti lyud'mi srednego vozrasta». Samara, 2011.

4. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

5. Rean A.A. Psihologiya srednego vozrasta, stareniya, smertiSankt-Peterburg, 2007.

Статья поступила в редакцию 27.07.17

УДК 373

Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State

Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: nownad@mail.ru

Oparina E.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk,

Russia), E-mail: evgenija.alex@gmail.com

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF "TOURIST ACTIVITY" AND "TOURISM ACTIVITY" OF OLD SCHOOLS IN THE CONTEXT OF FORMING SOCIAL EXPERIENCE. The article reveals the basics of tourist activities and tourism activities on the basis of a comparative analysis of the characteristics of their contents. Parameters for this comparative analysis are selected. The author's position in the definition of the concept of "tourist activity of high school students" is presented. The researcher characterizes the main content characteristics of tourism activities and tourism activities in the regulatory environment on the basis of Federal Laws: from November 24, 1996, No. 132-FZ (as of 05.04.2016) "On the fundamentals of tourist activities in the Russian Federation" (with amendment and additional, entered into force on 01/01/2017) and "On Education in the Russian Federation" dated from 29.12.2012 N 273-FZ (as amended on 01.05.2017).

Key words: tourism, tourist activity, tourist activity, pedagogically organized tourist activity, social experience of a senior high school student.

Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Ульяновского государственного педагогического университета

им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: nownad@mail.ru

Е.А. Опарина, аспирант каф. педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического

университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: evgenija.alex@gmail.com

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И «ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

В статье раскрывается сущность туристской деятельности и туристической деятельности на основе сравнительного анализа их содержательных характеристик. Выделены параметры для данного сравнительного анализа. Представлена авторская позиция в определении понятия «туристическая деятельность старшеклассников». Характеризуются основные содержательные характеристики туристской деятельности и туристической деятельности в нормативно-правовом пространстве на основе Федеральных законов: от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) и «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017).

Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, туристическая деятельность, педагогически организованная туристическая деятельность, социальный опыт личности старшеклассника

В педагогических публикациях, касающихся аспектов развития туризма школьников в нашей стране, авторы оперируют понятиями «туристская деятельность» и «туристическая деятельность», которые одни авторы используют как синонимы, другие воспринимают как несколько отличающиеся смыслы,

третьи настаивают на применении смысла «туристский», поскольку он признан в законодательно-правовом плане, а четвертые утверждают, что смысл «туристический» используется ради более благозвучного употребления смысла «туристский» и др.

Действительно, Федеральный закон Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) фиксирует все основные понятия, связанные с туризмом как сферой деятельности: туризм, турист, туристская деятельность, туристские ресурсы, туристская индустрия, туристский продукт и др. [1]. Однако в образовательной практике и в научных публикациях встречаем и смыслы, связанные со словом «туристический»: туристический поход, туристический слет, туристическое направление в воспитательной работе школы, туристическая деятельность, туристическая экспедиция. В связи с этим появляются вопросы: насколько правомерно использовать понятие «туристическая деятельность» школьников? являются ли понятия «туристская деятельность» и «туристическая деятельность» равнозначными и равноценными в контексте педагогического процесса? Ответы на эти вопросы необходимы, прежде всего, для научного педагогического познания, где требуется точность в употреблении содержательных смыслов понятий для решения научных проблем.

Целью данной статьи является попытка изложения содержательных характеристик понятий «туристская деятельность» и «туристическая деятельность» школьников, а также обоснование исследовательской позиции по поводу использования понятий «туристическая деятельность» школьников как правомерного и целесообразного для педагогической деятельности.

Ведущим методом для решения поставленной цели выбран сравнительный метод как метод научного познания, который потребовал определить параметры для сравнения содержания исследуемых понятий «туристская деятельность» и «туристическая деятельность» школьников. В числе таких параметров мы определили: законодательно-правовое обеспечение деятельности, содержание понятия, организаторы деятельности, место деятельности в жизни общества, цель деятельности, содержание деятельности, характер и направленность цели деятельности, характер и направленность организации деятельности, степень взаимодействия участников деятельности, личностная активность туристов, ведущий тип взаимодействия, вид общения, продукт туристской деятельности.

Уделим внимание понятию «туризм», поскольку с термином и понятием «туризм» напрямую связаны термин и понятие «туристическая деятельность». Туризм определяется в федеральном законе как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультур-но-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1].

Законодательно-правовым основанием для содержания данной деятельности являются положения Федерального закона, который фиксирует, что туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Так «туристская деятельность» -это вид предпринимательской деятельности по организации путешествий, т.е. по формированию, продвижению и реализации турпродукта) [комментарий к федеральному закону от 24 ноября 1996 года Ж32-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 1 января 2017 года N 12-ФЗ]. На этом основании под туристской деятельностью (от слова «турист») понимается, во-первых, деятельность специализированных организаций по представлению и организации туристских услуг, и товаров, и, во-вторых, занятие туризмом, отдыхом, путешествиями, экскурсиями, досугом [1]. Так, отдых и путешествия, экскурсии школьников, организованные педагогами школы, можно считать туристкой деятельностью.

Несмотря на то, что комиссия по русскому языку при Государственной Думе привела законодательство к единому знаменателю, оставив как единственно правильную только одну норму - «туристская», данная интерпретация не находит единой или широкой поддержки в среде научного сообщества, и прилагательное «туристический» по-прежнему остается нормативным в значении «относящийся к туризму», а в лексике школьной практики продолжают использоваться термины и смыслы: туристический поход, туристический слёт, туристическая работа в школе, туристическое направление в школе, туристические акции.

В публикациях о туризме школьников чаще употребляют термин «туристская деятельность», опираясь на положения ФЗ

«Об основах туристской деятельности в РФ», хотя находим и использование термина и смысла «туристическая деятельность» (Р.В. Гатапов, П.И. Истомин, А.Г. Шумаков и др.). Анализ диссертационных исследований, посвященных вопросам туризма, туристской и туристической деятельности, позволил установить: а) авторы рассматривают эти понятия, как очень близкие, вытекающие одно из другого, и взаимозаменяемые (Е.С. Засимович, Г.Г. Енгалычев, И.А. Табатадзе); б) тема туристической деятельности школьников изучена приоритетно в аспектах, касающихся проблем организации данной деятельности школьников, воспитания в этой деятельности школьников различных возрастных этапов, особенностей организации данной деятельности в школьном и дополнительном образовании, социализации школьников и молодежи; в) туристскую деятельность в целом, и школьный туризм в частности, рассматривают как формы познавательной, развлекательной, оздоровительной деятельности, которая выступает в качестве когнитивно-поведенческого, эмоционального, коммуникативного развивающего средства (С.А. Бутырина, Н.М. Зоричева, Н.С. Зосимович, М.М. Симонова, Г.В. Палаткина и др.) в образовательном процессе и социализации школьников.

Понятие туристической деятельности старшеклассников мы связываем с деятельностью школьников, которая организуется педагогами с педагогической целью в рамках образовательного процесса и осуществляется с использованием туризма (занятие туризмом, отдыхом, экскурсии, досуг), его ресурсов, ресурсно-содержательным и нормативно-правовым обеспечением. В этом смысле туристическая деятельность старшеклассников является буквально педагогически организованной, хотя это можно и не подчеркивать, если речь идет о подобной деятельности в качестве одного из видов деятельности ребят, организованной классным руководителем, учителями физкультуры, вожатым, социальным педагогом.

Туристическая деятельность школьников организуется педагогами школы, с одной стороны в нормативно-правовом пространстве, созданном ФЗ от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от

05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), поскольку она происходит в социуме с использованием туризма и туристских ресурсов [1], а, с другой стороны, в правовом пространстве, созданным на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от

01.05.2017) в связи с тем, что педагогически организуется в рамках образовательного процесса именно с педагогической целью, то есть в широком смысле с целью воспитания, научения, развития, становления социального опыта и др. [2].

Туристическая деятельность выходит за рамки воспитания и обучения, которые осуществляются в школьных условиях, и формирует, накапливает и развивает социальный опыт, социально одобряемые формы поведения. В реальных ситуациях социального развития: ситуации-общения, ситуации-поступок, ситуации-понимание, ситуации-выбор, которые имеют место в туристической деятельности, старшеклассникам приходится решать сложные для себя проблемы, которые, могут появиться у них в силу небольшого социального опыта или его отсутствия [3]. Педагог, используя туристическую деятельность в формировании социального опыта личности старшеклассника, моделирует условные ситуации, в которых школьники должны самостоятельно или в совместной деятельности решать поставленные перед ними задачи.

Так, цель туристической деятельности для педагогов и школьников это - воспитание, развитие, познание, отдых, общение, социальное становление и развитие, развлечения. Для организаторов туризма целью туристской деятельности выступает организация путешествий с целью получения доходов для отрасли туризма, а для туристов - отдых, рекреация, общение.

Организаторами деятельности выступают: в туристской деятельности - люди, занятые в сфере сервиса туризма и бизнеса, а в туристической деятельности школьников в рамках образовательного процесса школы - и педагоги: классные руководители, учителя-предметники, учителя физической культуры, социальный педагог, вожатый.

Если рассматривать место деятельности в социуме, то туристская деятельность - это одна из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, а туристическая деятельность школьников - часть педагогического процесса и образовательной деятельности, направление в педагогической деятельности, в частности, в воспитательной работе, вид воспитательной работы педагогов.

Характер и направленность цели деятельности имеет также свое содержание: в туристской деятельности - личная цель туриста: познавательная, рекреационная, (предназначенная для отдыха, восстановления сил), развлекательная; в туристической - педагогическая цель: взаимодействие и совместная деятельность для развития личности и коллектива, в частности, для формирования социального опыта личности; сочетание групповой цели школьников и личной цели каждого.

Характер и направленность организации деятельности несколько отличаются в туристской и туристической деятельности школьников: преимущественно культурно-массовый характер имеет туристская деятельность и педагогически организованной по характеру является деятельность школьников (коммуникативная, исследовательская, краеведческая, спортивная, физкультурно-оздоровительная; проектная; культурно-массовая и др.), где культурно-массовый характер может быть выражен, но не является ведущим или основным.

Ведущий тип взаимодействия: в туристской деятельности - диалоговое взаимодействие на основе совместного времяпрепровождения, а в туристической деятельности - диалоговое и полилоговое взаимодействие как сотрудничества на основе совместной деятельности; а вид общения: межличностное в туристской деятельности, деловое и межличностное - в туристической деятельности.

Продукт туристской деятельности: в туристской деятельности -комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; (Гл. 1, ст. 1 ФЗ Об основах туристкой деятельности в РФ); в туристической деятельности - социально-педагогические результаты: социальный опыт личности, развитие коллектива, совместный отдых и др.

Как отмечает Ю.С. Константинов, в педагогических вузах будущих учителей не готовят к проведению туристской работы со школьниками, и называет негативные факторы, сдерживающие развитие педагогически организованного туризма учителями в школах: туристская неграмотность учителя; отягощенность семейными заботами; физическая неспособность к походам; материальные затруднения; неприятие туризма как педагогического явления [4, с. 14]. Но, как свидетельствует педагогическая действительность, в опыте лучших педагогов: классных руководителей и учителей-предметников всегда есть место туристическим походам, туристическим экспедициям, туристическим слетам, которые они организуют со школьниками в рамках текущего образовательного процесса с педагогической целью и находят высокую педагогическую ценность туристской деятельности школьников.

Объединение детей в рамках туристической деятельности (чаще всего временное), как подтверждают результаты исследований, предоставляет возможность старшеклассникам включиться в систему общественных отношений, что связано с тем, что старшеклассники взаимодействуют в реальных социальных ситуациях, имеют большие социальные права (в отличие от прав старшеклассника в роли ученика в школе), возможность совместных форм организации деятельности, возможность для социального становления и развития личности, её самоопределения в ценностях социальной жизни. Исходя из этого, можно сказать, что туристическая деятельность, организованная в пе-

Библиографический список

дагогическом процессе школы, направлена в целом на формирование социального опыта личности старшеклассника.

Социальный опыт личности старшеклассника мы рассматриваем через логику социального взаимодействия и участия в социальной деятельности, что имеет место в туристической деятельности в реальной социальной среде. Социальный опыт личности старшеклассника - это совокупность социальных знаний, ценностей, установок, действий, отношений личности, складывающихся и проявляющихся в ходе взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром в различных сферах жизнедеятельности согласно социальным потребностям личности.

Деятельность старшеклассников как туристов в туристической деятельности происходит в реальной социальной среде, и наше исследование подтверждает, что подобная деятельность заключает в себе значительный социализирующий потенциал: расширяется сфера общения школьников, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, формируются нравственные качества личности, накапливается опыт социального поведения, создаются условия для социального и культурного самоопределения старшеклассников, происходит общение с населением города или другого населенного пункта, то есть у школьников есть возможность коммуникации и взаимодействия в социуме. Степень взаимодействия участников туристической деятельности достаточно высокая: участники взаимодействуют друг с другом и социумом по поводу решения социальных проблем при выполнении исследовательских заданий, проектов, в совместной деятельности.

Вместе с тем в ходе туристической деятельности ставятся цели, влияющие на социальное становление и развитие личности старшеклассника: обеспечение условий для удовлетворения потребности старшеклассника в достижении реальных результатов своей деятельности и самоорганизации; создание естественной среды общения для детей, в основе которой лежат доброжелательные отношения детей со взрослыми и друг с другом; обеспечение сотрудничества детей и взрослых как наиболее эффективного и адекватного способа раскрытия потенциала ребенка и оптимизации его взаимоотношений с социумом; формирование и развитие у детей как туристских навыков, так и навыков экологически грамотного поведения в природной среде, навыков социального поведения в социуме.

Таким образом, понятия «туристская деятельность» и «туристическая деятельность» школьников:

а) являются равнозначными и равноценными в контексте педагогического процесса, если данная деятельность педагогически организована, с педагогической целью, с использованием туризма и его ресурсов, а также его нормативно-правового обеспечения;

б) являются синонимичными понятиями и вместе с тем каждое из них имеет свои содержательные характеристики и особенности, что позволяет ученым оперировать ими как самостоятельными, вполне самодостаточными для выражения существующих тенденций в практике развития сферы туризма и образовательной практики, что находит когнитивно-рефлексивное отражение и поддержку в научном педагогическом сообществе;

в) вполне правомерно могут быть использованы в научном образовательном контексте, если автор это делает целесообразно, на нормативно-правовой основе и осмысливает педагогическую сущность данной деятельности.

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон Ж32-Ф3 от 24 ноября 1996 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 1 января 2017 года N 12-ФЗ. Москва, 2017.

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. Москва, 2017.

3. Опарина Е.А. Ситуации социального развития как средство социального воспитания старшеклассников. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2011; 4: 69 - 74.

4. Константинов Ю.С. Кто же в школе поведёт детей в туристский поход? Детско-юношеский туризм и краеведение России: научно-методический журнал. Москва: Изд-во «Канцлер» 2016; 3: 13 - 19.

References

1. Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon N132-FZ ot 24 noyabrya 1996 goda s izmeneniyami i dopolneniyami, vnesennymi Federal'nym zakonom ot 1 yanvarya 2017 goda N 12-FZ. Moskva, 2017.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon N 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2017-2016 goda. Moskva, 2017.

3. Oparina E.A. Situacii social'nogo razvitiya kak sredstvo social'nogo vospitaniya starsheklassnikov. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva, Krasnoyarsk, 2011; 4: 69 - 74.

4. Konstantinov Yu.S. Kto zhe v shkole povedet detej v turistskij pohod? Detsko-yunosheskij turizm ikraevedenie Rossii: nauchno-metodicheskij zhurnal. Moskva: Izd-vo «Kancler» 2016; 3: 13 - 19.

Статья поступила в редакцию 02.08.17

УДК 371

Sabreen Abd al Kader, postgraduate, Department of Education and Pedagogical Sciences, Novgorod State University

(Veliky Novgorod, Russia), E-mail: jsirota1976@gmail.com

THE ROLE OF KINDERGARTEN TEACHERS AND PARENTS IN CHILDREN'S READINESS TO GO TO THEFIRST GRADE.

The article discusses the issues of preparing children for leaving kindergarten and going to school. To come to the first grade is sometimes difficult and may even be a moment of crisis in the child's development. It is important to understand what tasks the kindergarten teachers, professionals, collaborating with the kindergarten and parents fulfill. The author concludes that for the child to leave kindergarten happens painless, or at least with the least psychological trauma, he requires a coordinated effort on the part of his educators, parents and future teachers. Their consistency and professionalism will largely depend on the success of the child's education, which happens on first days of his stay in school.

Key words: transition to school process of training, kindergarten teacher, parents, crisis of development.

Сабрин Абд Аль Кадер, аспирантка 2 года факультета «Образование и педагогические науки», Новгородский

государственный университет, г. Великий Новгород, Е-mail: jsirota1976@gmail.com

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙДЕТСКОГО САДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей к переходу из детского сада в первый класс школы. Переход в первый класс - иногда нелёгкий и даже кризисный момент в развитии ребёнка. Важно осознать, в чём заключаются задачи воспитателя детского сада, профессионалов, сотрудничающих с детским садом, а также родителей. Автор делает вывод о том, что для того, что бы переход ребёнка из детского сада в общеобразовательную школу прошёл безболезненно или хотя бы наименее психотравматично, необходимы координированные усилия со стороны окружающих его взрослых людей - воспитателей, родителей, будущих учителей. От их согласованности и профессионализма во многом будет зависеть успешность обучения ребёнка, которая закладывается с первых дней пребывания ребёнка в школе.

Ключевые слова: переход в школу, процесс подготовки, воспитатель детского сада, родители, кризис развития.

Подготовка воспитателей детских садов к процессу формирования у детей готовности к обучению в общеобразовательной школе является актуальной проблемой. Данная проблема в каждой стране решается по-разному, в зависимости от требований уровня развития детей перед поступлением в школу, сложности школьной программы и других факторов. Рассмотрим, как решается данная проблема на примере подготовки детей в школе в детских салах Израиля.

Паяс-Глик [1] утверждает, что эмоциональное развитие - это основа здорового развития личности ребёнка, поэтому воспитатель детского сада в первую очередь должен понимать, в чём состоят эмоциональные потребности воспитуемого. Это особенно важно на этапе подготовки детей к школе.

Дети, обладающие повышенной чувствительностью, имеющие много страхов, отличающиеся особой тревожностью и конфликтностью, они не могут нормально развиваться, это, скорее всего, будет способствовать развитию психологического барьера при поступлении в школу, поэтому эти дети нуждаются в помощи в первую очередь. Также слишком закрытые и спокойные дети, избегающие интеракции с окружающей средой, недостаточно выражающие свои чувства, тоже не всегда правильно развиваются. Это может вызывать осложнения при поступлении ребёнка в школу, когда эти проблемы могут обостриться в связи с тем, что ребёнок попадёт в другую среду.

Ещё на этапе подготовки в школу важно, что бы среда детского сада была эмоционально здоровой и способствовала раскрытию детей - и в физическом, и в духовном плане, при этом обеспечивала ребёнку отдых и покой [2].

Задачи воспитателя детского сада не просты и разнообразны:

- защитить ребёнка от расстройства, нередко возникающего при длительном пребывании в маленьком закрытом помещении,

- защитить от слишком большого количества поступающей в процессе занятий информации,

- защитить, при необходимости, от других детей в процессе периодически возникающих конфликтных ситуациях и др.

Воспитатель детского сада должен учитывать индивидуальные различия между детьми, ведь к каждому ребёнку нужен свой особый подход, в то же время необходимо каждому ребёнку обеспечить комфортную уютную среду.

При этом очень важен элемент игры со сверстниками и взрослыми. Вместе с тем, важна и личная внутренняя свобода, независимость от других детей, умение играть и в одиночестве. Важно уравновесить грань между общественными потребностями ребёнка и его независимостью от коллектива. Ребёнку необходимо найти своё место в коллективе, умея принять интересы других, их участие и даже иногда главенство, важно побыть и в

роли лидера, и в роли ведомого [2]. Поведение в обществе включает в себя осознание прав и интересов других членов общества, включая принадлежность (моё и чужое), именно тогда просыпается общественная ответственность, основанная на отношениях «дай - возьми».

В детском саду прививается самостоятельность, которая включает и рутинные каждодневные действия (умывание, одевание, еда, порядок и т. п.), и также решаются интеллектуальные и общественные задачи. Порядок (например, положить на место игрушки) очень воспитывает и организует, и задача воспитателя - приучить к порядку без понуканий [3].

Воспитатель детского сада (обычно, это женщина) во многих смыслах автономна и независима в своём детском саду, дети это её «королевство». Персонал детского сада, как правило, подчиняется воспитателю, а он сотрудничает с «приходящими» службами - психологом, логопедом, трудотерапевтом, помощницей и воспитателем по специальному образованию. Детский сад - это самостоятельная единица, со своим распорядком дня, со своими связями с внешней средой, поэтому управление детским садом включает в себя: область педагогики, управление временем, администрация. Кроме того, воспитатель обязан установить, каким именно детям нужна особая помощь в силу особенностей и трудностей в обучении. Для этого, воспитатель пользуется помощью профессионалов - логопед, трудотерапевт, психолог. Воспитатель - в некотором смысле и директор детского сада, поэтому успех подготовки детей к школе зависит также и от типов управления [6].

Роль воспитателя детского сада при переходе детей в школу трудно преувеличить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самая большая трудность - выявить детей с особыми потребностями, обычному воспитателю не всегда хватает знаний и умений, но его (чаще её) политика и поведение при переходе в школу были выявлены как самые важные факторы успеха, больше чем любые административные изменения или изменения в программе обучения [6]. Ребёнок, вовремя направленный в специальную школу, которая максимально отвечает его потребностям, избежит многих проблем в обычной школе. Воспитатель детского сада занят в создании и имплементации образовательной политики в детском саду, включая также оценку и контроль. Воспитатель отвечает за педагогические процессы и новшевства в своём детском саду. Инициатива и видение воспитателя важны в общей работе детского сада, важно насколько привлечены к сотрудничеству профессионалы, и какая атмосфера царит в повседневной жизни детей и взрослых [3].

Роль и задачи родителей.

Можно выделить четыре главных фактора, которые влияют на возможность родителей поддержать детей в периоды кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.