Научная статья на тему 'Социально-образовательная политика развития системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев'

Социально-образовательная политика развития системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF CONTINUING EDUCATION SYSTEM / GOAL-ORIENTED STRATEGY OF CONTINUING TRAINING SYSTEM OF SPECIALISTS IN BALL-ROOM DANCING / SOCIO-ECONOMIC POLICY OF RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шанкина Светлана Викторовна, Шанкин Юрий Викторович

Подобно всем социальным институтам, непрерывное образование на протяжении всей истории человеческой цивилизации находилось в процессе постоянных преобразований, которые затрагивали все его основные компоненты содержание, методики, систему организации и др. Каждая из основных сфер социального пространства экономика, политика, право и т. д. в большей или меньшей степени очевидности оказывают воздействие на образовательные процессы системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шанкина Светлана Викторовна, Шанкин Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND EDUCATIONAL POLICY OF DEVELOPMENT OF CONTINUING VOCATIONAL TRAINING SYSTEM OF SPECIALIST IN BALL-ROOM DANCING

Like all social institutions, continuing education over the time of human civilization is in process of constant transformation affected all its components (content, methods, organization system etc.). Every main sphere of social space (economy, politics, law etc.) influences on educational process of continuing training system of specialists in ball-room dancing in a greater or lesser.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательная политика развития системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев»

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

С. В. ШАНКИНА, Ю. В. ШАНКИН

Подобно всем социальным институтам, непрерывное образование на протяжении всей истории человеческой цивилизации находилось в процессе постоянных преобразований, которые затрагивали все его основные компоненты - содержание, методики, систему организации и др. Каждая из основных сфер социального пространства - экономика, политика, право и т. д. - в большей или меньшей степени очевидности оказывают воздействие на образовательные процессы системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Ключевые слова: социокультурная среда системы непрерывного образования; целеори-ентированная стратегия системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев; социально-экономическая политика Российского образования.

Изменения в системе социально-экономических отношений и кризисные процессы в современной России сопровождаются отчуждением личности от общества, отрывом от национальной культуры, обогащенной интернациональным содержанием. В этих условиях возрастает значимость государственной политики, направленной на укрепление здоровья нации, на духовное, нравственное, эстетическое воспитание личности. Важным интегрирующим компонентом воспитания является развитие танцевального искусства, в частности, спортивного бального танца - одного из наиболее востребованных, доступных, массовых видов хореографического искусства и танцевального спорта. Занятия спортивными бальными танцами вносят положительную активность, способствуют укреплению межличностных взаимоотношений, гармонизации физического и душевного состояния человека, интеграции музыкального, пластического, этического и художественно-эстетического развития личности, способствуют приобщению к достижениям мировой культуры.

Потребность общества в расширении образовательных границ и доступности для населения обучения спортивному бальному танцу, значимость спортивных бальных танцев для социально-культурной и образовательной сфер обусловливают высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (далее СБТ) в современном российском образовании [5].

Подход к непрерывному образованию (с точки зрения его аксиологических, ценностных оснований) имеет немаловажное значение для понимания роли данного института социализации личности в укреплении или, напротив, в разрушении гуманистических оснований того или иного вида социальной практики. В том числе это относится и к подготовки специалистов в сфере образования культуры и спорта переживающей в современную эпоху значительные перемены в своих ценностно-нормативных основаниях, в технологиях передачи знаний, в социальных и культурных ориентирах.

Результатом разрешения «проблемной ситуации» будет проявление материальных, интеллектуальных, организационных условий новой деятельности. Это и есть в своей основе педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования, означающий проявление новой системы знаний, умений, навыков, логично интерпретируемых и транслируемых в процессе коммуникаций.

Такого рода подход весьма существенен при рассмотрении не только общих вопросов непрерывного образования, но и при обращении к проблемам отраслевого, специализированного образования как важнейшего механизма воздействия на каждую отдельную личность, включенную в данную сферу профессиональной подготовки, с одной стороны, и на саму профессиональную практику в данной области профессиональной деятельности, с другой [1].

Образующие данный контекст преобразования и трансформации, о которых речь шла выше, определяют необходимость осуществления адекватной этим обстоятельствам социально-государственной политики в образовательной сфере, в том числе, в связи с организацией и содержанием непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ, всей кадровой инфраструктуры в этом направлении новых специальностей в области культуры и спорта [2]. Именно научно обоснованная, целеориентированная стратегия и тактика социально-образовательной политики призвана создать необходимые условия для такой организации и содержательного наполнения деятельности в области подготовки и переподготовки специалистов СБТ, которая была бы максимально адекватна складывающемуся в новых условиях «социальному заказу» на специалистов СБТ [3].

Социальный заказ на специалистов СБТ складывается в соответствии с реальным запросом на рынке труда, с проведенным социологическим исследованием, научным анализом и особенностями функционирования различных типов учреждений культуры и спорта в новых социально-экономических условиях общества. Государственная политика, направленная на здоровье нации требует определенных проектов и решений этой проблемы. Центральным звеном решения данной проблемы является «Бальный танец». Определив степень значимости спортивных бальных танцев для социально-культурной, социально-психологической, культурно-досуговой и образовательной сфер, в результате исследования было выявлены условия для развития системы непрерывного образования в области спортивного бального танца: подготовка профессиональных специалистов СБТ; открытие специальных школ, центров, студий, коллективов, клубов и т. д.; организация общественных ассоциаций, федераций спортивных бальных танцев; организация многоуровневой системы обучения спортивным бальным танцам. Реальная ситуация с потребностью населения в занятиях спортивными бальными танцами выдвигают высокие требования к профессиональному уровню подготовки специалистов СБТ в современном российском образовании, для удовлетворения потребностей человека, социальной группы, общества.

Осмыслению и пониманию этого заказа, его интерпретации применительно как к различным группам специалистов (тренера-педагога-хореографа) СБТ, так и к различным этапам, уровням и ступеням их непрерывного образования.

Основными предпосылками механизмов, обеспечивающих реализацию социально-государственной политики в целом и в ее отдельных направлениях, в том числе, в сфере непрерывного образования, являются:

1. Институционально-организационные, включающие:

- государственные структуры, предназначенные для разработки стратегии социальной политики (министерства, ведомства и пр.);

- исполнительные институты для реализации стратегических и тактических целей социокультурной политики на государственном уровне.

2. Правовые, связанные с вопросами легитимизации социальной политики:

- закрепление прав и обязанностей субъектов и институтов политики;

- определение предмета правовых отношений между ними, границ и характера соответствующей деятельности;

- определение ответственности за невыполнение норм.

3. Экономические, связанные с:

- определением источников финансирования;

- распределением ресурсов в соответствии с приоритетами в области социальной политики на каждом конкретном этапе развития общества и в каждой конкретной области социальной практики [3].

Документы европейских саммитов заключают, что образование должно стать непрерывным и главной политической программой гражданского общества, социальное единство и занятость населения в XXI в. Таким образом, государства Европы пришли к единому пониманию необходимости непрерывного образования, однако до сих пор это не было выражено в конкретной программе действий. Термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, неформальное и ин-формальное. Существуют три вида образовательной деятельности:

- формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

- неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

- информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [6].

До сих пор, при формировании государственной политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания в области спортивного бального танца. Континуум непрерывного образования делает неформальное и информальное образование равноправными. Формируя политику в области непрерывного образования, европейские страны все более обращают внимание не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося рынка труда, но и на его социально-культурную значимость. В настоящее время пересматриваются традиционные представления о разделе полномочий между общественностью и органами власти. Хотя государства ЕС еще не выработали всеобъемлющей стратегии непрерывного образования, тем не менее, они осознают, что такая стратегия должна базироваться на сотрудничестве властей и общественных организаций, так называемых «социальных партнеров», поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями современного общества.

Система непрерывного педагогического образования России представляет собой исторически сложившуюся область среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. В настоящее время она объединяет более 670 образовательных учреждений: 160 государственных высших учебных заведений; 346 педагогических колледжей и училищ; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и др.

За последние годы в подготовке педагогических кадров происходят существенные изменения. Еще 15 мая 1992 г. приказом Министерства образования РСФСР № 255 был разрешен переход на многоуровневую систему подготовки 12 педагогическим вузам, а в 1995 - 40 педвузам [2].

С целью оптимизации подготовки педагогических кадров на основе обобщения опыта использования системы многоуровневого образования, предусмотрев завершение каждого этапа и ступени образования присвоением соответствующей квалификации, обеспечения интеграции высшего и среднего педагогического образования, необходимо формирование концепции системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ, которая является организационной основой государственной политики, проводимой Министерствами в сфере образования, культуры и спорта Российской Федерации.

Авторская концепция разработана с учетом положений Национальной доктрины образования Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральной программы развития образования. Формирование системы непрерывной подготовки специалистов СБТ обусловлено расширением и качественным изменением поля профессиональной деятельности педагога-тренера-хореографа, которое диктует необходимость уточнения подходов и принципов формирования и организации содержания образования на всех его этапах, ступенях и уровнях.

Вариативность системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов СБТ, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента, курсов по выбору и дисциплин специализаций. Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического процесса позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования [4].

Рассмотренная в данном аспекте образовательная политика системы непрерывного образования в качестве своих важнейших целей должна иметь обеспечение условий профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев:

- развития и сохранения потенциала или человеческого ресурса;

- наиболее эффективной и успешной (по результативности деятельности) адаптации специалистов к новым социально-экономическим условиям их профессиональной деятельности;

- укрепления социального статуса, социальной признательности работников культуры и спорта, их социальной востребованности [7; 8].

Очевидно, что решение перечисленных задач является фундаментальной составляющей социально-государственной политики (конкретизированной применительно к особенностям развития образовательной ситуации в целом и возможностям реализации образовательной практики непрерывной подготовки специалистов СБТ), необходимым условием сохранения и устойчивого развития культуры и спорта в современных условиях.

Важно подчеркнуть, что новая социально-экономическая ситуация заостряет вопрос как о количественных характеристиках кадровой инфраструктуры, так и о ее качественных парамет-

рах, об уровне квалификации, а следовательно, о степени конкурентоспособности и степени «выживаемости» специалистов СБТ [5].

В этом отношении грамотно выстроенная социально-государственная политика является одним из важных механизмов содействия занятости в сфере культуры и спорта, которая выступает, прежде всего, как проблема формирования и сохранения рабочих мест для специалистов СБТ, а также обеспечения условий образовательной реформы, для профессионального адаптирования в новых общественных условиях посредством приобретения уровня и качества подготовки специалистов СБТ, соответствующих современному «социальному заказу» и профессиональной деятельности в области культуры и спорта.

Одним из существенных условий профессиональной подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования в соответствии с реальным запросом, который складывается на отраслевом рынке труда сегодня, является проведение анализа и учет особенностей функционирования различных типов учреждений культуры и спорта в новых социально-экономических условиях, выявление новых принципов их организации, технологий деятельности и т. п., которые должны лежать в основании «социального заказа» на подготовку высококвалифицированных специалистов СБТ для различных типов учреждений.

С другой стороны сами эти учреждения и организации, могут быть рассмотрены с позиций:

- адекватности (неадекватности) их запросов и структурных составляющих новому общественному контексту, сохранения способности к достижению, реализации основных целей в этом контексте;

- адаптивности или же не адаптивности к новым обстоятельствам;

- эффективности или же неэффективности функционирования в современном социуме наличия или отсутствия у организации значимых перспектив развития, усиления влияния, укрепления кадрового потенциала.

Знание всех этих особенностей является немаловажным фактором для понимания и интерпретации реального «социального заказа» на специалистов СБТ, а, следовательно, на преемственную направленность содержания, целевых ориен-таций образовательного процесса, технологий обеспечивающего их подготовку.

Однако, прежде чем перейти к вопросам, связанных с образовательной практикой подготовки специалистов СБТ, акцентируем некоторые моменты, связанные в целом с поиском путей наи-

более эффективного подхода к построению образовательного процесса в обществе.

Мировой исследовательский опыт в сфере образования повлиял не только на методологию отечественных исследований, но и на образовательную практику, включающую управленческую деятельность, выработку определенной политики в данной области. В то же время стоит вспомнить и предостережения об опасности ориентации исключительно на опыт развитых стран, поскольку именно они ответственны за возникновение глобальных проблем, к числу которых может быть отнесено и состояние образования в целом.

Положение о том, что отечественная система высшего образования была долгое время ориентирована на выпуск избыточного количества специалистов, что привело, в конечном счете, к снижению образовательного потенциала значительной части этого корпуса, к вполне обоснованным, разделяемым многими авторами, ориентированности на подготовку профессионалов, удовлетворяющих определенным критериям, но не способных к осознанию глубоких противоречий, широкому мировоззренческому, социально-философскому, инновационному мышлению. Позитивистский подход в качестве конструктивного пути выхода из кризиса образования (и всей общественной системы) видит в развитии интеллектуальной составляющей, переходу на новый технологический рубеж, определяющий уровень всей цивилизации.

Система непрерывной профессиональной подготовки специалистов для деятельности в области культуры и спорта является одной из важных составляющих института образования нашей страны. В то же время эта система входит в качестве существенной части в ту сферу социальной деятельности, которая связана с физической рекреацией населения, спортом, активным досугом, физическим воспитанием детей и молодежи, формируя культуру личности. Именно в педагогическом процессе непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ в вузах культуры и спорта складываются те ориентации, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять «лицо» всей сферы культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе. Вряд ли у кого-либо может вызывать сомнение тот факт, что именно характер кадровой инфраструктуры отрасли в значительной степени влияет на самые разные стороны процессов, происходящих в той или иной области социальной практики, на успешность ее функционирования в конкретных социальных, экономических, политических условиях. Ведь именно

кадровая инфраструктура наряду с материально-технической, организационно-управленческой и научно-информационной, образует те «опорные точки», на которые опирается и на которых основывается любая отрасль деятельности. Посредством этих важнейших для каждого вида социальной практики инфраструктурных подсистем обеспечивается сама возможность реализации целей и задач той или иной отрасли, ее полномасштабное функционирование и развитие.

Непрерывное образование в сфере культуры и спорта является самостоятельной, исторически сложившейся областью допрофессионального, профессионального и совершенствования профессионального образования в Российской Федерации, выполняющей важную социально-культурную роль в: воспитании молодежи, оздоровлении различных групп населения, организации культурно-спортивного досуга, в спортивно-физическом, этическом и художественно эстетическом развитии молодого поколения, подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса.

Возникновение нового социально-экономического, идеологического и культурного пространства общественного развития современной России является одним из наиболее значимых обстоятельств, оказывающих воздействие на сегодняшний характер существования и функционирования сферы культуры и спорта в целом, на кардинальное изменение условий и способа жизнедеятельности ее отдельных подсистем, конкретных организаций, учреждений, коллективов. В конечном итоге все эти преобразования обуславливают формирование нового контекста профессиональной деятельности и всего кадрового корпуса специалистов культуры и спорта в целом, и в частности специалистов СБТ.

Как было уже отмечено выше, непрерывная профессиональная подготовка специалистов СБТ должна отвечать складывающемуся на каждом этапе развития общества конкретному социальному заказу, и тем запросам и потребностям, которые актуальны именно в данном, конкретном пространстве и времени. Особенности развития сферы культуры и спорта, носит прогнозируемый характер изменений в ней, обусловленный воздействием соответствующих социальных факторов и тенденций, несомненно, является той точкой отсчета, которая должна быть положена в основание анализа развития системы непрерывного образования, уточнения перспектив ее совершенствования, построения адекватной современным реалиям педагогической системы в образовательной практики.

В рамках проводимого научного исследования была выявлена совокупность методологических подходов; определена сущность, содержание, предпосылки, противоречия подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования; определена преемственность на этапах непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (целевая, содержательная, технологическая); определены сущность, содержание и тенденции подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования, различных ее подсистемах; разработана теорети-ко-прогности-ческая модель системы непрерывной подготовки специалистов СБТ. Практическая значимость полученных результатов научного исследования может способствовать формированию единого учебно-воспитательного пространства страны на основе использования современных и перспективных направлений СБТ, а также формированию хореографической и физической культур у специалистов спортивных бальных танцев, оказывая влияние на развитие личности, как субъекта социальных отношений и профессиональной деятельности; может быть использована педагогическими, научно-педагогическим и управленческими кадрами, а также непосредственно обучающимися, во всех подсистемах системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев в целях повышения качества учебно-преподавательской, научно-исследовательской и практиче-ски-преобразующей деятельности.

Формирование нового социального контекста развития системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ выражается такими характеристиками, как: изменение экономической системы отношений (прежде всего в становлении механизмов и форм рыночной экономики, затрагивающей все области социокультурной практики); формирование новых типов социальной дифференциации и стратификации в обществе; изменения в политической системе, в системе управления общественной жизнью; смена, включая существенное усложнение ценностно-идеологического пространства; значительное возрастание интенсивности и масштабов межкультурных, межнациональных взаимодействий, способствующих превращению данной образовательной структуры в «открытую систему».

Литература

1. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза: Общество «Знание» России, 2001.

2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон. М., 2006.

3. О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации. 2005 г. № 37. Ст. 3752 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

4. О программе развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 гг.: закон Тамбовской области от 14 сентября 2001 г. № 212-З.

5. Об образовании: закон Российской Федерации. М., 2006.

6. A Memorandum on Lifelong Learning / Commission of the european communities. Brussels, 2000.

7. Masson J. Implementing Lifelong Learning strategies in Europe / Contact persons: J. Masson; A. Vos; H. Fragoulis/ EUROPEAN COMMISSION, Directorate-General for Education and Culture. 2003.

8. University lifelearning in the Bologna process: from Bergen to London and beyond. 2005.

* * *

SOCIAL AND EDUCATIONAL POLICY OF DEVELOPMENT OF CONTINUING VOCATIONAL TRAINING SYSTEM OF SPECIALIST IN BALL-ROOM DANCING

S. V. Shankina, Yu. V. Shankin

Like all social institutions, continuing education over the time of human civilization is in process of constant transformation affected all its components (content, methods, organization system etc.). Every main sphere of social space (economy, politics, law etc.) influences on educational process of continuing training system of specialists in ball-room dancing in a greater or lesser.

Key words: sociocultural environment of continuing education system, goal-oriented strategy of continuing training system of specialists in ball-room dancing, socio-economic policy of Russian education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.