Научная статья на тему 'Социокультурные процессы развития системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев'

Социокультурные процессы развития системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF CONTINUOUS EDUCATION SYSTEM / GOAL-ORIENTED STRATEGY OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS TRAINING OF SPORT BALL DANCE SPECIALISTS / SOCIOECONOMIC POLICY OF RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шанкина Светлана Викторовна

Подобно всем социальным институтам, непрерывное образование на протяжении всей истории человеческой цивилизации находилось в процессе постоянных преобразований, которые затрагивали все его основные компоненты содержание, методики, систему организации и др. Каждая из основных сфер социального пространства экономика, политика, право и т. д. в большей или меньшей степени очевидности оказывают воздействие на образовательные процессы системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шанкина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural processes in development of continuous training of sport ball dance specialists

Like other social institutions, during the entire history of a human civilization, continuous education and training was in the state of constant changes, which affected its main parts such as the content, methods, system of organization and other. Each of the main spheres of a social space economy, politics, law, etc. to a certain degree influences educational processes in the system of continuous training of sport ball dance specialists.

Текст научной работы на тему «Социокультурные процессы развития системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев»

хологические свойства личности, черты характера: настойчивость; целеустремленность; самодисциплина; ответственность; смелость и многое другое.

Таким образом, добровольческие организации способны реализовать основные педагогические идеи многовекового опыта воспитания в русском социуме, которые предполагают: совместную жизнедеятель-

ность взрослых и детей; воспитание личностных качеств (ответственность, воля); духовную самоотдачу, служение людям, милосердие; толерантность как естественное состояние; возвышение духовных потребностей в творчестве; изучение и приобщение к обычаям, обрядам и традициям; уважение к героическому и историческому прошлому своего края; любовь к родному краю, Родине, Отчизне.

1. Общественная и частная благотворительность в России: сб. ст. СПб., 1912. С. 48.

2. Великанова Е.В. Возможности волонтерского движения в социализации личности подростков и молодежи // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации. М., 2004. С. 97.

3. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. С. 95.

4. Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США): дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. С. 39.

Поступила в редакцию 27.08.2008 г.

Grigoryev I.N. Specificity of volunteer activity arrangement in youth environment. The article considers the sources of charity in Russia, basic types of volunteer activity, as well as peculiarities of volunteer activity arrangement in the youth environment.

Key words: volunteer, youth, leisure time.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

С.В. Шанкина

Подобно всем социальным институтам, непрерывное образование на протяжении всей истории человеческой цивилизации находилось в процессе постоянных преобразований, которые затрагивали все его основные компоненты - содержание, методики, систему организации и др. Каждая из основных сфер социального пространства - экономика, политика, право и т. д. - в большей или меньшей степени очевидности оказывают воздействие на образовательные процессы системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Ключевые слова: социокультурная среда системы непрерывного образования, целеориентированная стратегия системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, социально-экономическая политика Российского образования.

Непрерывное образование во все времена занимало одну из центральных позиций в образовании и жизни общества. Как результат и процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков оно обеспечивает передачу от поколения к поколению знаний и всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также ов-

ладение различными навыками и умениями на протяжении всей жизни. Непрерывное образование - это не только необходимое условие подготовки к профессиональной деятельности, но и важнейшее средство приобщения человека к культуре, овладения ею; непрерывное образование - это фундамент развития культуры, важнейший механизм трансляции культурных ценностей в обществе. В современную эпоху нового века и нового тысячелетия, проблемы непрерывного об-

разования, его настоящего и будущего становятся особенно актуальными.

Проблема связи непрерывного образовательного процесса с особенностями социально-ценностной системы того или иного общества, с его культурными традициями не раз становились предметом специального изучения и рассмотрения. Подход к непрерывному образованию (с точки зрения его аксиологических, ценностных оснований) имеет немаловажное значение для понимания роли данного института социализации личности в укреплении или, напротив, в разрушении гуманистических оснований того или иного вида социальной практики. В том числе это относится и к подготовке специалистов спортивных бальных танцев (СБТ) в области образования культуры и спорта, переживающей в современную эпоху значительные перемены в своих ценностно-нормативных основаниях, в технологиях передачи знаний, в социальных и культурных ориентирах.

Проблема взаимодействия социокультурной среды и непрерывной подготовки специалистов СБТ в отсутствии единой системы культурных практик, непрерывное образование и образовательные технологии являются предметом анализа многих современных исследователей. К примеру, О.В. Долженко ищет закономерности, определяющие развитие института образования и исходит из того, что «образовательные учреждения выступают как исторически заданные социокультурные начала... Феномен образования всегда определен системными рамками, устанавливаемыми культурой социума» [1]. Механизм взаимодействия социокультурной ситуации и образовательной модели может быть описан следующим образом. Жизнь социума представляет собой последовательность относительно спокойных периодов, когда внешние условия оказываются заданными, сменяющуюся состоянием тревоги, непредсказуемости, неопределенности. Содержательно «проблемная ситуация» выходит за рамки наличного опыта, ее разрешение завершается осознанием нового принципа, появлением новой переменной в системе знаний человека нового измерения в его индивидуальном социокультурном пространстве. Результатом разрешения «проблемной ситуации» будет проявление материальных, интеллектуаль-

ных, организационных условий новой деятельности. Это и есть в своей основе педагогический процесс подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования, означающий проявление новой системы знаний, умений, навыков, логично интерпретируемых и транслируемых в процессе коммуникаций.

Такого рода подход весьма существенен при рассмотрении не только общих вопросов непрерывного образования, но и при обращении к проблемам отраслевого, специализированного образования как важнейшего механизма воздействия на каждую отдельную личность, включенную в данную сферу профессиональной подготовки, с одной стороны, и на саму профессиональную практику в данной области деятельности - с другой.

Образующие данный контекст преобразования и трансформации, о которых речь шла выше, определяют необходимость осуществления адекватной этим обстоятельствам политики в образовательной сфере, в т. ч. в связи с организацией и содержанием непрерывной подготовки специалистов СБТ, всей кадровой инфраструктуры в этом направлении новых специальностей в области культуры и спорта. Именно научно обоснованная, целеориентированная стратегия и тактика социально-образовательной политики призвана создать необходимые условия для такой организации и содержательного наполнения деятельности в области подготовки и переподготовки специалистов СБТ, которая была бы максимально адекватна складывающемуся в новых условиях «социальному заказу» на специалистов СБТ. Осмыслению и пониманию этого заказа, его интерпретации применительно как к различным группам специалистов СБТ, так и к различным ступеням (этапам) их непрерывного образовательного процесса.

Основными предпосылками механизмов, обеспечивающих реализацию социальной политики в целом и в ее отдельных направлениях, в т. ч. в сфере непрерывного образования, являются:

1) институционально -организационные, включающие:

а) государственные структуры, предназначенные для разработки стратегии социальной политики (министерства, ведомства и пр.),

б) исполнительные институты для реализации стратегических и тактических целей социокультурной политики на государственном уровне;

2) правовые, связанные с вопросами легитимизации социальной политики:

а) закрепление прав и обязанностей субъектов и институтов политики,

б) определение предмета правовых отношений между ними, границ и характера соответствующей деятельности,

в) определение ответственности за невыполнение норм;

3) экономические, связанные с:

а) определением источников финансирования,

б) распределением ресурсов в соответствии с приоритетами в области социальной политики на каждом конкретном этапе развития общества и в каждой конкретной области социальной практики.

Рассмотренная в данном аспекте образовательная политика системы непрерывного образования в качестве своих важнейших целей должна иметь обеспечение условий подготовки специалистов спортивных бальных танцев:

- развития и сохранения потенциала или человеческого ресурса;

- наиболее эффективной и успешной (по результативности деятельности) адаптации специалистов к новым социальноэкономическим условиям их профессиональной деятельности;

- укрепления социального статуса, социальной признательности работников культуры и спорта, их социальной востребованности.

Очевидно, что решение перечисленных задач является фундаментальной составляющей социальной политики (конкретизированной применительно к особенностям развития образовательной ситуации в целом и возможностям реализации образовательной практики непрерывной подготовки специалистов СБТ), необходимым условием сохранения и устойчивого развития культуры и спорта в современных условиях.

Важно подчеркнуть, что новая социально-экономическая ситуация заостряет вопрос как о количественных характеристиках кадровой инфраструктуры, так и о ее качественных параметрах, об уровне квалификации, а

следовательно, о степени конкурентоспособности и степени «выживаемости» специалистов СБТ. В этом отношении грамотно выстроенная образовательная политика является одним из важных механизмов содействия занятости в отрасли, которая выступает, прежде всего, как проблема формирования и сохранения рабочих мест для специалистов СБТ, а также обеспечения условий для профессионального адаптирования в новых общественных условиях посредством приобретения ими уровня и качества квалификации, соответствующих современному «социальному заказу» и обстоятельствам профессиональной деятельности.

Одним из существенных условий подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования в соответствии с реальным запросом, который складывается на отраслевом рынке труда сегодня, является проведение анализа и учет особенностей функционирования различных типов учреждений культуры и спорта в новых социальноэкономических условиях, выявление новых принципов их организации, технологий деятельности и т. п., которые должны лежать в основании «социального заказа» на подготовку высококвалифицированных специалистов СБТ для различных типов учреждений.

С другой стороны, сами эти учреждения и организации могут быть рассмотрены с позиций:

□ адекватности (неадекватности) их запросов и структурных составляющих новому общественному контексту, сохранения способности к достижению, реализации основных целей в этом контексте;

□ адаптивности или же неадаптивности к новым обстоятельствам;

□ эффективности или же неэффективности функционирования в современном социуме наличия или отсутствия у организации значимых перспектив развития, усиления влияния, укрепления кадрового потенциала.

Знание всех этих особенностей является немаловажным фактором для понимания и интерпретации реального «социального заказа» на специалистов СБТ, а следовательно, на характер, направленность, содержание, целевые ориентации образовательного процесса, обеспечивающего их подготовку.

Однако, прежде чем перейти к вопросам, связанным с образовательной практикой

подготовки специалистов СБТ, акцентируем некоторые моменты, связанные в целом с поиском путей наиболее эффективного подхода к построению образовательного процесса в обществе.

Мировой исследовательский опыт в сфере образования повлиял не только на методологию отечественных исследований, но и на образовательную практику, включающую управленческую деятельность, выработку определенной политики в данной области. В то же время стоит вспомнить и предостережения об опасности ориентации исключительно на опыт промышленно развитых стран, поскольку именно они ответственны за возникновение глобальных проблем, к числу которых может быть отнесено и состояние образования в целом.

Спускаясь с общесоциальных на уровень частных теорий системы непрерывного образования (психологических, педагогических, социологических), мы обнаруживаем, что здесь проблема кризиса образования и его гуманизации предстает в более конкретной форме, а именно, как кризис классической европейской модели, сложившейся в XVIII-XIX вв. По мнению многих авторов, образовательная модель, сложившаяся в XVIII-XIX вв. под влиянием идей Каменского, Пес-талоцци, Фребеля, Гербарта, оказывается непригодной в нынешних культурно-исторических условиях. Как полагает В.М. Розин [2], данная модель определилась в особом типе культурной коммуникации со школьной дисциплиной, разделением труда, где один учит и воспитывает, а другой учится и воспитывается. «Именно в рамках подобной коммуникации сформировались основные педагогические идеи, подвергающиеся сегодня критике: трактовка идеала образованности через знание и познание, сведение содержания образования к знаниям, представление о учении и развитии, как происходящих во время знаний в обучении, лекционная система преподавания, предполагающая со стороны учителя изложение предметов, демонстрацию образцов деятельности, а со стороны ученика - усвоение всех этих содержаний... Такой системой образования учащиеся обрекаются на принципиальную пассивность, их личность задействована лишь в узком спектре: внимание, слушание, понимание, воспроизведение» [2]. Таким об-

разом, репродуктивная модель мышления и исполнительская - в отношении деятельности - закладывалась и развивалась именно классической системой.

С позиций другого направления анализа, которое можно отнести к разряду позитивистских, суть кризиса образования видится в несоответствии сложившейся образовательной модели изменившейся экономической ситуации: в подготовке специалистов, не обладающих знаниями требуемого объема и качества и поэтому не способных конкурировать на современном рынке труда. Несомненно, что сама по себе проблема уровня квалификации специалиста выходит далеко за пределы влияния какого-либо одного параметра развития общества - его технологического уровня, характера образовательной парадигмы и т. д. и касается его социокультурных основ, его менталитета. В то же время выход из данного кризиса сторонниками данного подхода видится, прежде всего, в развитии науки, в распространении интеллектуальных технологий. В качестве примера такой позиции может быть приведен анализ ситуации в работах А.И. Ракитова [3]. Для автора представляется опасным процесс деинтеллектуализации общества, сопровождающийся кризисом науки, образования и взаимосвязанных наукоемких технологий. Изначально рассматривая проблему образования в науковедческом контексте, автор анализирует социокультурный срез развития научного знания в России и приходит к выводу о том, что наука исторически не входила в систему приоритетных национальных ценностей, делающих занятия ею престижными и выгодными, что, в свою очередь, проецировалось и в систему образования.

Положение о том, что отечественная система высшего образования была долгое время ориентирована на выпуск избыточного количества специалистов, что привело, в конечном счете, к снижению образовательного потенциала значительной части этого корпуса, к ориентированности на подготовку «профессионалов, удовлетворяющих определенным критериям, но не способных к осознанию глубоких противоречий, широкому мировоззренческому, социально-философ-

скому, инновационному мышлению».

Позитивистский подход в качестве конструктивного пути выхода из кризиса обра-

зования (и всей общественной системы) видит развитие интеллектуальной составляющей, переход на новый технологический рубеж, определяющий уровень всей цивилизации. Сторонники идей «гуманизации» способы преодоления негативных явлений ищут в аксиологической сфере, перестройке ценностного сознания общества. По сути, эта задача тождественна определению нового содержания воспитательной работы, цивилизованного формирования ценностного отношения к природе, культуре и самому человеку, провозглашаемому главной ценностью.

Таким образом, трансформации, происходящие в общественном контексте, в котором складывается, функционирует и изменяется система непрерывного образования, проецируются в теоретическую мысль и практические действия, направленные на поиск наиболее эффективной педагогической модели педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ в условиях современного общества. В полной мере это относится не только к общему контексту образования, но и к отдельным направлениям и областям его развития, в т. ч. и подготовке специалистов СБТ в области культуры и спорта. Формирование заказа на определенных по уровню и характеру подготовки специалистов СБТ в значительной степени зависит именно от трансформаций в социальной, экономической, идейно-культурной среде.

Система непрерывной подготовки специалистов для деятельности в области культуры и спорта является одной из важных составляющих института образования нашей страны. В то же время эта система входит в качестве существенной части в ту сферу социальной деятельности, которая связана с физической рекреацией населения, спортом, активным досугом, физическим воспитанием детей и молодежи, формируя культуру личности. Именно в педагогическом процессе непрерывной подготовки специалистов СБТ в вузах культуры и спорта складываются те ориентации, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять «лицо» всей сферы культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе. Вряд ли у кого-либо может вызывать сомнение тот факт, что именно характер кадровой инфраструктуры отрасли в значительной степени влияет на самые разные стороны

процессов, происходящих в той или иной области социальной практики, на успешность ее функционирования в конкретных социальных, экономических, политических условиях. Ведь именно кадровая инфраструктура, наряду с материально-технической, организационноуправленческой и научно-информационной, образует те «опорные точки», на которые опирается и на которых основывается любая отрасль деятельности. Посредством этих важнейших для каждого вида социальной практики инфраструктурных подсистем обеспечивается сама возможность реализации целей и задач той или иной отрасли, ее полномасштабное функционирование и развитие.

Непрерывное образование в сфере культуры и спорта является самостоятельной, исторически сложившейся областью допрофес-сионального, профессионального и совершенствования профессионального образования в Российской Федерации, выполняющей важную социально-культурную роль в: воспитании молодежи, оздоровлении различных групп населения, организации культурно-спортивного досуга, в спортивно-физическом, этическом и художественно эстетическом развитии молодого поколения, подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса.

Возникновение нового социально-экономического, идеологического и культурного пространства общественного развития современной России является одним из наиболее значимых обстоятельств, оказывающих воздействие на сегодняшний характер существования и функционирования отрасли культуры и спорта в целом, на кардинальное изменение условий и способа жизнедеятельности ее отдельных подсистем, конкретных организаций, учреждений, коллективов. В конечном итоге все эти преобразования обусловливают формирование нового контекста профессиональной деятельности и всего кадрового корпуса специалистов культуры и спорта в целом, и в частности специалистов СБТ.

Как было уже отмечено выше, непрерывная подготовка специалистов СБТ должна отвечать складывающемуся на каждом этапе развития общества конкретному социальному заказу и тем запросам и потребностям, которые актуальны именно в данном, конкретном пространстве и времени. Особенности развития отрасли культуры и спор-

та, прогнозируемый характер изменений в ней, обусловленные воздействием соответствующих социальных факторов и тенденций, несомненно, являются той точкой отсчета, которая должна быть положена в основание анализа развития системы непрерывного образования, уточнения перспектив ее совершенствования, построения адекватной современным реалиям педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ в образовательной практике.

Формирование нового социального контекста развития отраслевой системы непрерывной подготовки специалистов СБТ выражается в таких характеристиках, как изменение экономической системы отношений (прежде всего в становлении механизмов и форм рыночной экономики, затрагивающей все области социокультурной практики); формирование новых типов социальной дифференциации и стратификации в обществе; изменения в политической системе, в системе управления общественной жизнью; смена, включая существенное усложнение, ценностно-идеологического пространства;

значительное возрастание интенсивности и масштабов межкультурных, межнациональных взаимодействий, способствующих превращению данной образовательной структуры в «открытую систему».

Совершенствование процесса подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования имеет свои внешние и внутренние предпосылки.

Внешние предпосылки, по нашему мнению, обусловлены развитием общества и образованием в целом, к которым мы относим: политические, экономические и социокультурные.

Политические предпосылки направлены на проведение целенаправленной политики по организации образования в сфере культуры и спорта, основанные на педагогической науке в целом.

Экономические предпосылки предполагают новые механизмы государственного финансирования образования сферы культуры и спорта, привлечение внебюджетных средств, налогового стимулирования инвестиций, новые механизмы оплаты труда и экономии от масштаба образовательной деятельности.

Социокультурные предпосылки направлены на усиление социально-культурной ориентации подготовки специалистов СБТ, связанных с интегрированием личностного образования и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Данные предпосылки формируют определенные потребности общества, которые включают в себя потребности рынка рабочей силы, рынка образовательных услуг, общества, семьи и личности.

Потребности рынка труда в специалистах СБТ выдвигают определенные требования к их подготовке. Сегодня нужны специалисты с гибким мышлением, с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом в контексте с единой общечеловеческой эстетической культурой, специалисты, отвечающие современным требованиям общенаучной подготовки.

К внутренним предпосылкам системы непрерывной подготовки специалистов СБТ мы относим: информационные, педагогические, воспитательные, коммуникационные и методические потребности разных категорий граждан, обучаемых в системе непрерывного образования, оказывающие влияние на функционирование самой системы, перестройку ее системы работы на основе использования новых методологий образования, интенсификации процесса обучения; внедрение в учебно-воспитательный процесс новых инновационных технологий повышения квалификаций педагогов, а также поиска путей и совершенствования работы в системе непрерывного образования.

Данные предпосылки находят свое отражение в организационно-педагогической, в учебно-воспитательной, научно-исследовательской и творческо-практической деятельности, эффективная реализация которых возможна лишь в условиях непрерывного образования, для готовности к профессиональной деятельности в области хореографического искусства и танцевального спорта, что еще раз подчеркивает необходимость данного исследования научно-педагогической проблемы подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования.

Современные Государственные стандарты высшего профессионального образования, вобрав в себя ведущие общемировые тенденции в образовании, «должны отразить основ-

ные общечеловеческие ценности современного образования, его новый философский образ и дух, а также содействовать умножению сильных сторон отечественного образования...» [4].

Несомненно, что перечисленные предпосылки, задавая определенные требования к подготовке специалистов СБТ в системе непрерывного образования, серьезно повлияли на те модификации, которые происходят в последнее время в области культуры и спорта. Анализируя складывающиеся тенденции, нельзя упустить из поля внимания тот факт, что в течение длительного периода в России складывалась многоуровневая и многокомпонентная система подготовки специалистов СБТ для учреждений культуры и спорта, имеющая уникальный характер и получившая высокую оценку и признание не только самих отечественных специалистов, но и зарубежных партнеров и коллег. В то же время формирование новых социокультурных, экономических, политических, международных условий функционирования системы непрерывной подготовки специалистов СБТ, существование недостатков, которые все более обнаруживали себя в ее структуре, сложившейся на протяжении предшествующего периода, определили возникновение ряда противоречий, «проблемных зон», потребовавших серьезного анализа и поиска решений. На основе стаьи В.И. Маслова [5], посвященной анализу ситуации в физкультурном образовании, к такого рода противоречиям могут быть отнесены противоречия, касающиеся подготовки специалистов спортивных бальных танцев, между:

□ количественными и качественными характеристиками вузовской подготовки;

□ реально существующими потребностями общества в специалистах танцевального спорта, способных работать с различным контингентом населения, и отсутствием подготовки соответствующей сложности объекта-субъекта профессиональной деятельности (отсюда дефицит одних и перепроизводство других работников культуры и спорта);

□ интеллектуализацией, гуманизацией и гуманитаризацией современного образования, особенно того, где объектом-субъектом является человеческая личность, и резким снижением общекультурного, нравственного и творческого уровня;

□ дидактическим, психологическим, социальным образом-моделью педагога-преподавателя любого профиля (когда уровень мышления, мировоззрения, общей культуры, эмоционально-ценностных ориентаций, способность к коммуникации - одни из ведущих показателей) и стереотипом модели педагогической системы непрерывной подготовки специалистов СБТ, ориентированной на качество профессиональной подготовки и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях;

□ дифференциацией возрастных показателей, иных физиологических, социальных, биологических, психологических характеристик объектов-субъектов деятельности специалистов СБТ (от детей ясельного возраста до престарелых и инвалидов), различием средств воздействия на них и слабовыражен-ной спецификой в курсах специализации, в содержании учебных дисциплин, в учебниках, учебном процессе в целом (и, скорее, наоборот, «размывание» специфики под лозунгом «широкого профиля»);

□ деятельностью специалиста СБТ, требующей способности не только воспроизводить ценности спортивно-физического развития, но и обогащать, развивать его -информативно-репродуктивным характером обучения, при котором знание, по сути, - конечная цель обучения, а не средство овладения различными способами решения профессиональных задач и профессионального самосовершенствования.

В немногих регионах страны образовательные учреждения культуры и спорта являются научными и учебно-методическими центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов СБТ для сферы культуры и спорта, комплексами культурно-оздоровительной работы среди населения и проведения культурноспортивных мероприятий на международном, федеральном, местном уровнях.

Изменения, происходящие в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ в образовательных учреждениях культуры и спорта характеризуются: расширением номенклатуры специальностей, ведущих эту подготовку; устойчивой тенденцией роста контингента обучающихся и выпуска специалистов СБТ. Столичные вузы не в состоянии обеспечить специалистами СБТ все

регионы России, поэтому квалифицированных специалистов СБТ необходимо готовить в региональных учебных учреждениях различного уровня, в связи с потребностью специалистов данной области культуры и спорта. Так как бальный танец - самый доступный и массовый вид хореографического искусства, а на современном этапе и один из массовых видов спорта, потребность современного общества в специалистах СБТ будет возрастать.

Сложившаяся практика подготовки специалистов СБТ в области культуры и спорта нуждается в дальнейшем совершенствовании, приведении ее в соответствие с положениями проекта Национальной доктрины образования Российской Федерации, требованиями федеральных законов «Об образовании». «О довузовской подготовке», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», с положениями концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, требованиями второго и третьего поколения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и другими нормативно-правовыми актами.

В связи с этим важнейшими задачами современного этапа развития высшего профессионального образования в области культуры и спорта являются: обновление нормативно-правовой базы; дальнейшее совершенствование сложившейся многоступенчатой системы подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования; апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ; разработка новых научно-исследовательских направлений в области культуры и спорта; внедрение инновационых технологий в учебный и исследовательский процессы; расширение системы дополнительного профессионального образования, долгосрочное планирование объемов подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования; реализация целевых федеральных и региональных программ формирования здорового образа жизни учащейся молодежи; укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образователь-

ных учреждений системы непрерывного образования.

Суммируя указанные характеристики, можно выделить те целевые ориентации, которые задают современные потребности непрерывной подготовки специалистов СБТ, к ним следует отнести:

□ усиление ориентации на потребность реальной практики, на тот конкретный социальный заказ, который складывается в современном российском обществе;

□ усложнение структуры, дифференци-рованности в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ - как с точки зрения возрастания многообразия учебных заведений, так и в смысле многоуровневости системы непрерывного образования, значительного расширения спектра специальностей и специализаций внутри нее;

□ развитие демократических оснований в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ, предполагающих значительную вариативность в решении вузами вопросов организации учебно-воспитательного процесса, в разработке учебно-методических оснований и регулятивных документов для образовательной практики;

□ ориентация на определенное укрепление гуманистических направлений образовательного процесса, реализующихся, в том числе посредством акцентирования личностно-развивающих начал в процессе непрерывной подготовки специалистов СБТ (в последующем - вероятно, как и во многих других странах, в предоставлении возможности учащимся выбирать определенные блоки обучения в соответствии со своими индивидуальными склонностями, потребностями, запросами);

□ усиление влияния международных стандартов, ориентаций, подходов на процесс модернизации подготовки специалистов СБТ в системе непрерывного образования, стремление максимально полно использовать позитивный (а в отдельных случаях, к сожалению, - и не только позитивный) опыт, накопленный за рубежом в системе подготовки и переподготовки специалистов СБТ;

□ расширение спектра экономических механизмов, обеспечивающих образовательную практику, сочетание различных форм финансирования в процессе непрерывной

подготовки специалистов СБТ - бюджетного, хозрасчетного, спонсорского и др.;

□ социально-функциональном, определяющим регулирование связей институциональных структур, связанных с подготовкой специалистов СБТ в системе непрерывного образования с социальными группами;

□ общесоциальном, связанном с решением проблем общей социализации и ин-культурации соответствующих групп населения, занимающихся спортивными бальными танцами.

Социокультурная политика, обращенная к сфере культуры и спорта, непосредственно влияет на обе важнейшие группы факторов, обеспечивающих необходимые условия развития всей сферы в целом или ее отдельных компонентов: факторов объективных, связанных с материальными предпосылками культурно-спортивной деятельности, и факторов субъективных, отражающих желание, способность, готовность самого человека этой деятельностью заниматься. Эффективность этой политики проявляет себя на уровне развития культуры и спорта в обществе, главным показателем которого является степень реальной включенности населения в культурно-спортивную практику.

Социокультурная политика - это и разработка определенных структурных решений в области инфраструктуры - например, вопроса о характере их деятельности, а также о кадровом обеспечении деятельности непрерывной подготовки специалистов СБТ, а следовательно, - структуре и содержании соответствующих специализаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время давно известен тот факт, что само по себе создание материальных условий, каким бы важным это обстоятельство ни было, еще не служит гарантией реального приобщения людей к культуре и спорту. Создание инфраструктуры - условие необходимое, но не достаточное, поскольку не меньшее значение имеет и вторая группа факторов, влияющих на уровень развития культуры и спорта - интересы и потребности человека, его знания в соответствующих областях, ценностные ориентации и предпочтения. О роли этих характеристик говорит уже то обстоятельство, что при наличии установки на занятия спортивными бальными танцами, потребность в них может быть реализована человеком даже без какой-либо

специальной инфраструктурной обеспеченности. Простейшие виды «работы над собой» предполагают в большей степени субъективное желание, чем объективные условия.

Не вызывает сомнения то обстоятельство, что в сложившихся на сегодняшний день социально-культурных условиях огромное значение приобретает способность и желание специалистов СБТ влиять на формирование субъективной стороны культурно-спортивной деятельности, воздействовать на процесс становления ценностно-мотивационных

структур личности, включения различных групп в культурно-спортивную деятельность. Понимание этой ситуации определяет еще одно важнейшее направление, которое должно быть учтено в системе непрерывной подготовки специалистов СБТ. Вряд ли на сегодняшний день эту задачу можно считать решенной, а в определенном смысле - даже всерьез и масштабно поставленной.

Реальная ситуация с потребностью населения в занятиях спортивными бальными танцами говорит о том, сколь широкое поле деятельности для политики в области культуры и спорта и подготовки кадров для этой сферы существует в современном российском обществе. Центральным звеном здесь должна стать активизация общественного сознания на укрепление в общественном мнении представлении о социокультурной значимости спортивных бальных танцев, использование дифференцированного подхода к созданию положительно активной мотивации в отношении ценностей здоровья, физического совершенства, культуры движения, музыкального, пластического, этического и художественно-эстетического развития личности.

1. Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma mater. 1996. С. 27-43.

2. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 31-49.

3. Ракитов А.И. Компьютерная революция и информатизация общества // Философские науки. 1988. № 4. С. 40-41.

4. Байденко В. И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: монография. Новгород, 1999. С. 25.

5. Маслов В.И. О перестройке системы профессиональной подготовки специалистов в институтах физической культуры (системнодеятельностный подход) // Теория и практика физической культуры. 1988. № 5. С. 18-21.

Поступила в редакцию 29.08.2008 г.

Shankina S.V. Sociocultural processes in development of continuous training of sport ball dance specialists. Like other social institutions, during the entire history of a human

civilization, continuous education and training was in the state of constant changes, which affected its main parts such as the content, methods, system of organization and other. Each of the main spheres of a social space - economy, politics, law, etc. - to a certain degree influences educational processes in the system of continuous training of sport ball dance specialists.

Key words: socio-cultural environment of continuous education system, goal-oriented strategy of the system of continuous training of sport ball dance specialists, socioeconomic policy of Russian education.

МОДЕЛИ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ И ИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Л.И. Токарева

В статье раскрыты актуальные проблемы совершенствования школьного математического образования: глобальное и локальное структурирование учебного материала; выделены системы фундаментальных математических понятий и подробно раскрыт процесс формирования одной из систем.

Ключевые слова: структурирование учебного материала, глобальное структурирование, локальное структурирование, система понятий, учебная задача, учебно-познавательная деятельность.

Логику учебного предмета и процесса обучения характеризует система научных понятий и последовательность ее изучения. Связи и отношения понятий определяют структуру учебного материала, возможные переходы от менее общей системы понятий к более общей системе понятий [1-6].

Важными направлениями совершенствования школьного математического образования, предмета математики могут стать:

1) структурирование учебного материала;

2) конструирование моделей содержания математических понятий и их систем.

Под структурированием учебного материала предмета математики мы понимаем процесс выявления понятийного содержания (понятия, системы понятий и их структура, математические утверждения, их структура и методы доказательства), функций, которыми обладают теоретические знания, а также содержательных и процессуальных связей, существующих между ними. Понятийное содержание и связи, имеющие место в этом содержании, образуют определенную структуру учебного материала, которую целесообразно рассматривать как некоторую модель, характеризующую внутреннюю организацию материала, соответствующую поставленным

целям и выделенным средствам: математическим, дидактическим, методическим.

Структурирование учебного материала всего курса математики - это глобальное структурирование, а структурирование систем фундаментальных понятий, пронизывающих весь курс содержания школьного математического образования, является локальным. Их локальный характер обусловлен некоторой замкнутостью в рамках определенных научных теорий [2, 6-9].

Основами локального структурирования служили: 1) теория, логика и методология научного познания; 2) математическая наука. Объектами структурирования служили системы фундаментальных понятий (уравнение, неравенство, тождество, функция, производная функции, интеграл). Средствами структурирования и построения моделей инвариантов данных систем являлись системноструктурный и структурно-функциональный подходы, диалектические и психодидактические принципы, концептуальные схемы математики [2, 7]. В качестве важнейших критериев структурирования и построения дидактических моделей систем понятий были использованы: 1) научность; 2) системность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.