Научная статья на тему 'Проект решения профессионально-дидактических проблем на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев системы непрерывного образования'

Проект решения профессионально-дидактических проблем на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / CONTINUOUS TRAINING OF SPORTING BALL DANCES SPECIALISTS / EDUCATION IN FIELD OF SPORTS BALL DANCES / SYSTEMATIC APPROACH OF DECISIONS OF PROFESSIONALLY-DIDACTIC PROBLEMS IN EDUCATIONAL / CULTURE AND SPORT SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шанкина Светлана Викторовна

Обращение к проблемам подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования входит в число актуальных направлений в области педагогики. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его познанию и преобразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шанкина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISION PROJECT OF VOCATIONAL AND EDUCATIONAL PROBLEMS DURING TRAINING OF SPORTS BALL DANCES SPECIALISTS OF CONTINUING EDUCATION

Applying to the training problems of sports ball dances specialists in continuing education is one of the topical areas in the field of pedagogy. Development of scientific interests in this area reveals the difficulty and complexity of this phenomenon, which led to the emergence of approaches variety to learning and transformation.

Текст научной работы на тему «Проект решения профессионально-дидактических проблем на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев системы непрерывного образования»

УДК 378.74:793.3

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Светлана Викторовна Шанкина

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, e-mail: [email protected]

Обращение к проблемам подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования входит в число актуальных направлений в области педагогики. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его познанию и преобразованию.

Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка специалистов спортивных бальных танцев; образование в области спортивных бальных танцев; системный подход решения профессионально-дидактических проблем в сфере образования, культуры и спорта.

Формирование способов умственных действий специалиста спортивных бальных танцев (далее СБТ) в процессе реализации проекта сопряжено с процедурой решения профессионально-дидактических проблем (далее ПДП) теоретического и практического характера. К ним можно отнести затруднения, связанные с развитием в обучении познавательной активности, информационнопредметной грамотности, творческих основ профессиональной деятельности, самостоятельности, способности к импровизации, профессиональной мотивации, самоуправления в творческом процессе и пр.

Решение профессионально-дидактических проблем интегрированного хореографического обучения в рамках предметной области включает в себя несколько аспектов:

- онтологический аспект решения ПДП (сущность отношений педагогического опыта с человеческим сознанием) связан с определением наиболее общих закономерностей развития творческого мышления, как источника преобразований и изменений в профессиональной деятельности и жизнедеятельности;

- гносеологический аспект решения ПДП (сущность отношений педагогического опыта с теорией познания) связан с представлениями о познавательных процессах обучаемого, как основаниями для возможности развития фундаментальных и предметнопрофессиональных знаний будущего специалиста;

- логический аспект решения ПДП (сущность отношений педагогического опыта с закономерностями мыслительного про-

цесса человека) связан с выбором алгоритма в специально заданных условиях задач;

- антропологический аспект решения ПДП (сущность отношений педагогического опыта с идеей природосообразности человека) связан с обучением, как обогащенным субъективным опытом личности, осмыслением обучения сквозь призму природных способностей обучаемого;

- социокультурный аспект решения ПДП (сущность отношений педагогического опыта с контекстом культурных аспектов обучения) связан с развитием творческой восприимчивости к педагогическим экспериментам, осознанием ответственности личности за принятые решения и нормы, регулирующие взаимодействие педагога и студента в совместной проектной деятельности.

С позиций системного подхода специалист СБТ действует по схеме: анализ ситуации, обстановки (позиция теоретика) - постановка задачи (позиция теоретика) - решение задачи (практическая позиция) - доказательство истинности решения (позиция теоретика). Модифицируя этот алгоритм действий специалиста СБТ в условиях специализации, можно выделить два базовых этапа профессионального проектирования: разработка проекта решения ПДП и его доработка в творческо-педагогическом опыте. При этом необходимо конкретизировать логику (последовательные действия) решения ПДП на каждом этапе проектирования. Обратимся к рис. 1, где наглядно представлена последовательность действий будущего специалиста СБТ на первом этапе решения ПДП.

Цель: разработать проект решения ПДП

Рис. 1. Структура опорных действий будущих специалистов СБТ в процессе решения профессионально-дидактической проблемы (1-й этап) (составная часть модели СНППССБТ)

Первый этап решения ПДП включает следующие логические шаги.

- Актуализация интегрированных знаний из разных областей и личного опыта на пути возникших трудностей и процесса торможения инновационного обучения.

- Анализ состояния ПДП и выявление наличных признаков. Специалист СБТ вскрывает наличные признаки проблемной

ситуации с опорой на имеющуюся информационную базу и собственный опыт. Если это сразу не удается, то параллельно анализируются причины затруднений, связанных с ходом решения проблемы. Идет поиск новой информации через различные средства профессионального обучения (учебные пособия, книги, видеоматериалы, семинары, Интернет и др.). Добытая информация сразу же ис-

пользуется для выработки дальнейшего решения ПДП.

- Поиск эвристической схемы ориентировочной основы действий. На основе проведенного анализа и выявления наличных признаков ПДП определяется оптимальная схема ориентировочной основы выполнения последовательных действий в виде рекомендаций по описанию, которая визуально соответствует условиям и обстоятельствам профессиональной деятельности. При возникновении трудностей параллельно идет их анализ и т. д.

- Моделирование прообраза объекта педагогического познания. Разрабатывается маршрут проекта решения ПДП, который одновременно проходит апробацию в условиях экспериментального обучения. Параллельно идет анализ затруднений на данном этапе проектирования через поиск дополнительной информации, которая может помочь в процессе разработки.

- Творческая рефлексия, самоанализ полученных результатов. Сравниваются исходные и полученные знания, какие реальные плоды они дали специалисту-практику и как повлияли на рост его профессиональных компетенций. В процессе педагогической рефлексии субъект пытается осознать, отвечают ли результаты поставленной цели.

- Предъявление проекта экспертам. Если специалист СБТ удовлетворен результатом, то проект предъявляется экспертам. В качестве экспертов выступают требования государственных образовательных стандартов, методический совет кафедры, вуза, аттестационная комиссия, рецензенты, коллеги по работе. Формируется оценка результата.

Таким образом, заканчивается первый этап профессиональной проектировочной деятельности. Если сам специалист СБТ или эксперты (аттестационная комиссия, кафедра и т. д.) не удовлетворены полученными результатами, то вновь возвращаются на исходную позицию, к первоначальной цели, и цикл профессионально-познавательных действий начинается снова.

Второй этап создания проекта решения ПДП (рис. 2), отражает структуру деятельности в ходе его доработки после того, как получена первоначальная оценка экспертов. Выделим следующие логические действия

специалиста СБТ по целесообразности и возможности доработки проекта решения ПДП:

- анализ объективного и субъективного содержания проекта решения ПДП;

- выделение параметров, требующих доработки;

- доработка проекта решения ПДП;

- творческая рефлексия, самоанализ новых полученных результатов, предъявление решения ПДП экспертам.

После окончания второго этапа решения ПДП результаты педагогического проекта начинают активно использоваться в педагогической практике. Но следует заметить, что знания имеют тенденцию к старению: они относительны и очень подвижны. Поэтому направленность специалиста на генерирование новых идей постоянно проецируется на внутреннее самообразование, составляющее содержание творческой педагогической деятельности.

Наши исследования опыта проектирования показали, что самообразование и самообучение в профессиональной подготовке специалистов СБТ выполняют немаловажные функции. Самообразование - высший этап профессиональной подготовки специалиста. От самой личности специалиста СБТ зависит его профессиональный статус, успешность в профессиональной деятельности. В технологии организации самообразования следует выделить несколько компонентов: учет условий возникновения готовности к самообразованию (социальные факторы развития личности, влияние образовательной профессиональной среды, наличие профессиональной мотивации); знания о самоорганизации и самоконтроле (самоубеждение, самовнушение, самоуправление, самоотчет, самооценка, саморегуляция, самоанализ); наличие индивидуально-ориентированной

программы развития как комплекса профессионально-личностных качеств и свойств (художественный интеллект, системно-творческое мышление, эмоционально-волевая сфера, совершенный физический аппарат и крепкое здоровье). Опыт показал: чем выше уровень профессиональной мотивации, тем более студент самостоятелен в изучении предметной области знаний, тем активнее он занимается самообразованием. Проблема заключается, с одной стороны, в том, что приходится одновременно учиться самому и

обучать других методике преподавания интегрированных специальных дисциплин в области хореографического искусства и танцевального спорта. С другой стороны, при инновационном характере обучения активно идет процесс интеграции знаний по биомеханике, физиологии, анатомии, а также философии, психологии художественного творчества, дидактике и т. д. Таким образом, профессиональная подготовка специалистов (педагога-тренера-хореографа) СБТ требует умения актуализировать фундаментальные и специальные знания в развивающемся творческом опыте преподавателя новых (современных) специальностей для вузов искусства и спорта.

Анализ исследовательской работы позволил сформулировать следующие приоритетные специализированные методы обучения на этапе профессиональной подготовки специалистов СБТ:

- предметно-практический метод способствует формированию образно-терминологической памяти во время систематических тренировочных занятий, а также умений направлять внимание на различные группы мышц, что позволяет правильно выбрать движения с учетом индивидуальных двигательных и технических возможностей исполнителей;

Рис. 2. Структура опорных действий специалистов СБТ в процессе решения профессиональнодидактической проблемы (2-й этап) (составная часть модели СНППССБТ)

- наглядно-образный метод - развивает творческое воображение и фантазию, умение сделать внешний анализ формы танцевального движения через визуальное восприятие, формирует адекватное восприятие хореографической лексики в ее символическом виде, осознание смыслового контекста природы движений танцев Европейской и Латиноамериканской программ;

- словесно-метафорический метод -развивает мыслительные процессы педагога бального танца, его профессиональную речь, ассоциативно-метафорический характер хореографического мышления;

- метод технического исполнительства, при котором педагог ведет занятия в соответствии с программой, принятой в европейских и латиноамериканских школах. На уроках вырабатывается техника исполнения элементов, фигур танцев Европейской и Латиноамериканской программ (объяснение точной работы группы мышц, при исполнении танцевального движения точное воспроизведение разнообразного ритма исполнения элементов и фигур в танце);

- метод ориентационной танцевальностилистической направленности, когда педагог строит практическое занятие на основе стилей и характера исполнения танцев Европейской и Латиноамериканской программ;

- метод традиционной хореографической аналогии, при котором педагог ведет занятия по аналогии с логикой, принятой в классическом танце;

- метод образной интерпретации -каждое упражнение в структуре занятий осмысливается педагогом, как конкретный хореографический образ (передача необходимого эмоционально-энергетического импульса при исполнении танцев Европейской и Латиноамериканской программ);

- метод импровизации, при котором педагог свободно владеет создавшейся на уроке ситуацией и творчески направляет ее в нужное русло, дает свободу для проявления собственного творчества и креативности студента;

- видеометод - служит не только для контроля, закрепления, систематизации полученных знаний. Современные видеосредства позволяют выделять наиболее важные моменты исполнения движения, создавая тем самым благоприятные условия для усвоения

не только целого видеоряда, но и отдельных элементов его структуры: можно просмотреть в замедленном темпе каждый этап танцевального движения и выявить затруднения при его исполнении.

В данном контексте исследования проектирование целостной технологии профессиональной подготовки специалистов СБТ осуществляется путем интеграции хореографического искусства и танцевального спорта, включая:

1) применение к построению системы профессиональной подготовки специалистов СБТ научных подходов, обеспечивающих и гарантирующих оптимальное качество;

2) проектирование целей профессионального обучения специальным предметам в соответствии с совокупностью требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, в сфере физической культуры и спорта;

3) разработку программ дисциплин по выбору и специальных курсов с учетом заданного дерева педагогических целей и в контексте проблемного подхода к содержанию профессионального обучения;

4) проектирование эталонов (норм-образцов) профессиональной деятельности специалистов СБТ с учетом требований новых поколений государственного образовательного стандарта;

5) проектирование интерактивных форм и методов обучения (видеолекция, практическое занятие, творческое задание, конкурс учебно-практических уроков, алгоритм решения профессионально-дидактических проблем, самоанализ профессионального субъектного опыта, экспериментальная площадка, класс-концерт, профессионально-производственная практика, курсовое и дипломное проектирование и т. д.);

6) проектирование адекватных диагностических средств, применяемых для оценки достижения запрограммированных целей обучения с учетом разработанных критериев и качественных показателей оценки профессиональной подготовки специалистов СБТ (тестирование, анкетирование, контрольные задания, зачеты, экзамены и т. д.);

7) проектирование системы учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов СБТ.

Таким образом, исходя из разработанной нами целевой педагогической модели, основные компоненты инновационного подхода к построению технологии подготовки специалистов СБТ можно представить следующим образом:

- обеспечение профессиональной мотивации к инновационному обучению в вузе в условиях подготовки специалистов СБТ;

- готовность к эксперименту в процессе профессионального обучения специалистов СБТ;

- проблематизация и самоанализ личного педагогического опыта специалистов СБТ;

- ведущая роль решения профессионально-дидактических проблем в подготовке специалистов СБТ;

- разработка системы совместных педагогических проектов подготовки специалистов СБТ;

- оценка и корректировка педагогических ценностей традиционного обучения и использование в педагогической практике инновационных подходов, форм, методов, способов и средств профессиональной подготовки специалистов СБТ.

Учет и использование каждого из вышеуказанных компонентов позволит в полном масштабе реализовать проект решения профессионально-дидактических проблем, используя инновационный подход к разработке технологии профессионального образования в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ.

Поступила в редакцию 1.12.2010 г.

UDC 378.74:793.3

DECISION PROJECT OF VOCATIONAL AND EDUCATIONAL PROBLEMS DURING TRAINING OF SPORTS BALL DANCES SPECIALISTS OF CONTINUING EDUCATION

Svetlana Viktorovna Shankina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education,Associate Professor of Choreography Department, e-mail: [email protected]

Applying to the training problems of sports ball dances specialists in continuing education is one of the topical areas in the field of pedagogy. Development of scientific interests in this area reveals the difficulty and complexity of this phenomenon, which led to the emergence of approaches variety to learning and transformation.

Key words: continuous training of sporting ball dances specialists, education in field of sports ball dances, systematic approach of decisions of professionally-didactic problems in educational, culture and sport sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.