Научная статья на тему 'Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры'

Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL EDUCATION / SUBCULTURE / SOCIAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лахин Руслан Александрович

Автор рассматривает игру как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую собственным языком, структурой, традициями; определяет содержание социально-нравственного воспитания как процесса обретения личностью социально-нравственных качеств и последующего развертывания на их основе соответсвующего потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and moral education of children and adolescents by means of traditional games

The author considers the game as an independent socio-cultural reality, the original subculture possessing its own language, structure and traditions. He sees the content of moral education as the process of acquiring moral qualities and subsequent expansion of their potential.

Текст научной работы на тему «Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры»

национального общения, но в то же время в духе патриотизма и гражданственности.

УДК 378.078+ 01

Р. А. Лахин

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

Игровые элементы культуры давно уже перестали быть монополией возрастной психологии и педагогики, феномен игры объединяет интересы социологии, истории, культурологии, философии. Игра рассматривается как автономная социокультурная реальность, своеобразная субкультура, обладающая своим собственным языком, структурой функциями, традициями. В педагогических концепциях игры влиятельную роль имеют идеи, почерпнутые как из глобальных, так и узкоспециальных моделей исследования, поэтому здесь сталкиваются совершенно различные интерпретации игры и линии научных традиций.

Из числа существующих исследований по Краснодарскому краю, относящихся к досоветскому периоду, прежде всего следует назвать работы Е. А. Покровского, освещающие особенности воспитания детей на семейно-бытовом уровне в России того времени, в том числе и в Кубанской области [3; 4]. Среди существующих научных публикаций советского периода особое место занимают работы К. Д. Чермита, Я. К. Куприной, Н. Х. Хаку-нова и В. Ф. Дашивец, где представлена краткая характеристика средств, форм и методов воспитания адыгов и кубанских казаков в этнопедагогичес-ком аспекте [6]. Характеризуя различные области традиционной культуры кубанского казачества, Н. И. Бондарь в общем составе средств этнопедаго-гики выделяет народные казачьи игры, придавая им важное значение в процессе формирования личности детей и молодежи [1; 2].

Народные игры занимали большое место в воспитании и развитии детей всех возрастов. Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр [3]. Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т. д.

Велика роль традиционной игры в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в физическом развитии ребенка, в формировании трудовых на-

________СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ..._______

выков, в приобретении опыта нравственного поведения, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений, в накоплении опыта коллективных переживаний. Необходимость слаженных, взаимосвязанных действий в большинстве игр предопределяла воспитание у играющих чувство локтя, взаимопомощи, коллективизма. Соблюдение играющими определенных традиционных правил отражало народные морально-этические, социально-нравственные нормы. Так игра воспитывала честность, справедливость, уважение к сопернику, чувство патриотизма, особенно в играх состязательного характера.

Народной игре свойственна насыщенность традициями и обычаями этноса. Присвоение социокультурного опыта позволяет ребенку ощутить этнокультурную идентичность, принадлежность к своему народу, освоить национальные обычаи, традиции, обрядовую культуру. Игра создает предпосылки для постижения социально ценных стереотипов поведения, которые становятся специальными регуляторами отношений в социальной среде, средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к слабому, немощному человеку, уважительного отношения к людям старшего, почтенного возраста, отношениях равноправия в коллективе сверстников. Опыт подобного взаимодействия переносится человеком в другие виды деятельности, сопряженные с познанием сущности человеческих отношений, постижения индивидуальных характеристик каждого человека. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех подлинно народных играх. Народные игры направлены на формирование социально-значимых качеств у человека и на выработку определенных привычек в поведении, формирование в ребенке целого комплекса социально-нравственных качеств. Но игр, специально посвященных нравственным требованиям, игр морализаторских в народе почти не было. В игре нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в ее содержании, ее правилах и традициях [3]. Нравственность в игре - эта такая система взаимоотношений людей в игре, когда каждый воспринимается как человек, заслуживающий уважения, когда поведение каждого строится с учетом находящихся рядом людей, когда интерес другого человека принимается как правомерный, наряду с твоим интересом.

Социально-нравственное воспитание нами определяется как одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе, формирование человека в социальных институтах в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации; передача этнокультурной традиции; овладение детьми общественно-культурным опытом. Социально-нравственные качества, таким образом - нравственные качества, отражающие отно-

шения с людьми, социумом. Социально-нравственное воспитание - процесс обретения личностью социально-нравственных качеств, охватывающих мотивационно-ценностную, когнитивную и поведенческую сферы, и последующего развертывания на их основе соответствующего потенциала. Результатом этого процесса становится формирующаяся социально-нравственная воспитанность как интегральное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, близким. Это качество связано с интел-лекгуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами деятельности личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой, на основе культивирования чувства любви, ответственности, жертвенности, творческой самоотдачи людям, обществу.

Для выявления оценки общего социально-нравственного развития младших школьников, на основе которого можно судить о социально-нравственной культуре, разработана комплексная диагностика следующих компонентов социально-нравственной воспитанности: 1) знаний (в виде представлений и понятий) о социально-нравственных категориях; 2) мотивации, отражающей отношения учащихся как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия; 3) способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т. е. действенности социально-нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.

Определение уровня сформированности знаний детей о социально-нравственных категориях, нормах осуществлялось с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о социально-нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей. Следует отметить, что социально-нравственные отношения нематериальны, трудно уловимы, почти не поддаются фиксированию, проявляются прежде всего в оценочных суждениях о поступках людей, их социально-нравственных качествах, а также в собственных поступках, где выделяются внешние действия и внутренняя обусловленность, т. е. мотивация. Поэтому для анализа анкет первого уровня мы использовали следующую градацию: а) понимание (объяснение через синонимичный ряд, разъяснение сути); б) понимание-называние (объяснение через указание на конкретного человека, явление); в) частичное непонимание (ответ через сильно отдаленные понятия) и г) непонимание (ответ через само слово или отсутствие ответа).

По результатам анализа анкет младших школьников (НОШ № 24 г. Сла-вянск-на-Кубани) большинством опрошенных суть социально-нравственных категорий понимается, но среди ответов мало точных, конкретных ответов -большинство из них находятся на периферийной части семантического поля исследуемых категорий. Другой особенностью ответов младших школьни-

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ...

ков является связка обобщенного ответа с конкретным образом (группа «б»). Так, на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» дети отвечают, не характеризуя его, а называя - маму, папу, учителя и даже Путина В. В. Также многие дети путают понятия справедливости и добра. Из всех опрошенных лишь в семи случаях (16,7%) «...человека, оценивающего других честно, не осуждающего невиноватых» дети назвали справедливым, чуть более (19%) вообще не понимают категории справедливости, дважды упоминаются конкретные лица (тренер и судья), которые отвечают характеристике справедливости и в 57,2% случаев называются сильно отдаленные понятия (груп -па «в»). Понятие «счастье» в трети ответов обретает материальное воплощение: компьютер, велосипед, игрушки и т. п. Остальные ответы духовного и социально-нравственного характера: счастье - это «когда мама и папа не ругаются, меня любят; жизнь; любовь; друзья; когда нет войны; когда тебя понимают» и т. п.

Но работа с детьми не ограничивалась анкетированием и беседами, в процессе организации игр подчеркивалось значение социально-нравственных понятий, категорий. В основном это происходило при фактах отрицательного отношения к сверстникам и в конфликтных ситуациях. Поступок и поведение ребенка связывались с категорией социально-нравственного воспитания.

Данный этап исследования - лишь промежуточный этап в социальнонравственном воспитании, включающий также создание социально-воспи-тывающих ситуаций:

1) ситуации конкретизации социально-нравственных норм (цель - усвоение смысла социально-нравственных понятий и развитие умений следовать этим нормам);

2) ситуации определения сущности социально-нравственных понятий (цель - развитие умений раскрывать и адекватно интерпретировать нравственное и социальное содержание традиций казачества);

3) ситуации самоанализа (цель - развитие способности ученика к самооценке своей социально-нравственной воспитанности);

4) ситуации социально-нравственного самоопределения (цель - содействие педагога становлению субъектной социально-нравственной позиции ученика);

5) ситуации выбора жизненной позиции (цель - выработка умений актуализировать смыслы традиций - патриотических, семейных, культурных - в жизненных ситуациях выбора);

6) ситуации активизации самовоспитания (цель - мотивировать ученика на социально-нравственное самовоспитание на традициях региона, казачества и т. п.).

Библиографический список

1. Бондарь, Н. И. Кубанское казачество (этносоциологический аспект) // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. - М.: Коорд.-мет. центр разв-я прикл. этнолог, и антрополог., 1995. - С. 5-49.

2. Бондарь, Н. И. Традиционная духовная культура кубанского казачества // Традиционная культура и дети. - Краснодар: Изд-во эксп. центра разв-я обр-я, 1994. -

С. 35.

3. Григорьев, В. М. Народы и традиции России. - М.: Молодая гвардия., 1994. -268 с.

4. Покровский, Е. А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1895. -398 с.

5. Покровский, Е. А. Физическое воспитание у детей разных народов, преимущественно России: Материалы для медико-антропологического исследования // Известия Общества любителей естествознания, археологии и этнографии. - М., 1884. -Т. 45. - Вып. 1-111. - 785 с.

6. Чермит, К. Д., Коблев Я. К., Куприна Н. К., Хакунов Н. Х., Дашывец В. Ф. Систематизация физического воспитания адыгов и кубанских казаков в этнопеда-гогике // Олимпийское движение и его региональные проблемы: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Краснодар: КГАФК, 1991. - С. 31-33.

7. Крестовский, А. В., Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 192 - 198

УДК 372.3/4

И. А. Нефёдкина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время развернуто гуманистическое толкование парадигмы личностно ориентированного образования: не формирование, а поддержание и развитие ребенка, создание оптимальных условий для его самореализации, самовыражения, саморазвития, необходимых для становления самобытной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, свободоспособной, самоопределяющейся в самосозидании, ответственной за свою жизненную стратегию.

Дошкольное образование, закладывающее начало нравственного становления человека, способно создавать условия для развития деятельностных способностей ребенка. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития свободы самовыражения, так как детям этого возраста свойственна спонтанность, открытость, естественность, стремление к самостоятельности, что служит благодатной почвой для проявления мотивированной творческой активности. Но процесс «образования себя» и вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.