Научная статья на тему 'Взаимодействие и взаимовлияние нравственного и эстетического воспитания в целостном педагогическом процессе'

Взаимодействие и взаимовлияние нравственного и эстетического воспитания в целостном педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / BASES MORALLY-AESTHETIC EDUCATION / КАТЕГОРИЯ "ВОСПИТАНИЕ" КИЖИЗИДИЛГЕ (ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА) / CATEGORY "EDUCATION" КИЖИЗИДИЛГЕ (SHAPING THE PERSON)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ооржак Светлана Янчаповна, Дамба М.К.

Вопросы усиления работы по совершенствованию содержания, форм и методов воспитания подрастающего поколения, в том числе нравственного и эстетического, не могут осуществляться без использования теоретического наследия выдающихся педагогов-гуманистов и психологов России. Решение проблемы в условиях семьи и образовательных учреждений Республики Тыва авторы видят в объединении возможностей и усилий родителей, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов во взаимодействии с другими социальными институтами при поддержке руководителей всех рангов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction and mutually beneficial moral and aesthetic education in holistic pedagogical process

The question of intensification of the improvement work in content, form and methods of a bringing-up of a young generation including the questions of morals and aesthetics can not be realized without the use of theoretical legacy of our outstanding pedagogues and humanitarians and psychologists of Russia. The solving of this problem under conditions of family and educational institutions of the Republic of Tuva the authors see in uniting the possibilities and strengthening of parents, social pe

Текст научной работы на тему «Взаимодействие и взаимовлияние нравственного и эстетического воспитания в целостном педагогическом процессе»

С.Я. Ооржак, М.К. Дамба

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Вопросы усиления работы по совершенствованию содержания, форм и методов воспитания подрастающего поколения, в том числе нравственного и эстетического, не могут осуществляться без использования теоретического наследия выдающихся педагогов-гуманистов и психологов России. Решение проблемы в условиях семьи и образовательных учреждений Республики Тыва авторы видят в объединении возможностей и усилий родителей, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов во взаимодействии с другими социальными институтами при поддержке руководителей всех рангов.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, основы нравственно-эстетического воспитания, категория «воспитание» - кижизидилге (формирование человека)

Oorzhak S.YA., Damba М.К.

Interaction and mutually beneficial moral and aesthetic education in holistic pedagogical process

The question of intensification of the improvement work in content, form and methods of a bringing-up of a young generation including the questions of morals and aesthetics can not be realized without the use of theoretical legacy of our outstanding pedagogues and humanitarians and psychologists of Russia. The solving of this problem under conditions of family and educational institutions of the Republic of Tuva the authors see in uniting the possibilities and strengthening of parents, social pe

Keywords: aesthetic education, moral education, bases morally-aesthetic education, categoiy "education" - кижизидилге (shaping the person).

Как известно, в теории и практике воспитания вопросы формирования и развития личности, в котором основная роль отводится нравственному и эстетическому воспитанию, решаются в единстве. Проблемы нравственности детей на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. Закономерно, что нравственное воспитание тесно связано с эстетическим. В свою очередь, эстетическое воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям [1,с.19] и рассматривается в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности [5, с. 625]. Кроме того, воспитание эстетическое определяется также как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [4, с.24]. В исследованиях доказано, что эстетическое воспитание напрямую направлено на формирование эстетического сознания и эстетического чувства, а эстетическое сознание есть совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов,

благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства [4, с. 24]. В результате люди стремятся к достижению эстетического идеала, который является социально обусловленным представлением о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. Исходя из этого, особо следует подчеркнуть, что любовь к Родине, большой и малой, невозможна без понимания и чувствования ее красоты, а трудовое творчество, любовь к труду также становится для человека важным, если чувство прекрасного формируется с детства.

По мнению В. А. Власова, целью эстетического воспитания в современной школе России является формирование всесторонне развитой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное (трагическое, комическое, безобразное) во всех сферах жизни: в борьбе и труде, искусстве, поведении, быту. Эстетическое воспитание осуществляется в единстве с приобщением подрастающего поколения к духовной культуре и творчеству во всех видах деятельности. Следовательно, эстетическая культура является составной частью культуры духовной. Она показывает умение человека отличать прекрасное от

Взаимодействие и взаимовлияние нравственного и эстетического воспитания в целостном

С.Я. Ооржак, М.К Дамба педагогическом процессе

уродливого, благородное от пошлого. Причём,

не только в искусстве, но и в любом

проявлении жизни (в труде, быту, поведении

человека).

В настоящее время решаются вопросы усиления работы по совершенствованию содержания, форм и методов воспитания подрастающего поколения. Она не может осуществляться без использования теоретического наследия выдающихся педагогов-гуманистов и психологов России. Это наследие является фундаментом для создания новых концепций нравственно-эстетического воспитания и повышения эффективности практики этого воспитания, для решения её проблемы. В.А Власов разработал целостный процесс формирования теорий эстетического воспитания на основе анализа педагогического наследия

К.ДУшинского, В.Я.Стоюнина, В.ПОстро-горского, П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова, а также Г.В.Плеханова, В.М.Фриче,

С.Т.Шацкого [2]. Так, например, В.А. Власовым показано, что огромное значение для теории и практики современного воспитания имеет эстетическое воспитание в педагогической системе К.ДУшинского. Именно в непосредственном воздействии реального мира на чувства великий педагог понимал проявление прекрасного. Он сформулировал главную задачу эстетического воспитания: выработка эстетических представлений и понятий, развитие эстетических чувств, взглядов и убеждений, формирование способностей воспринимать и чувствовать прекрасное, оценивать и создавать его во всех сферах действительности: быту, отношениях менаду людьми, труде и других видах деятельности, искусстве. Эстетическое развитие К.Д.Ушинский рассматривал в качестве одного из критериев определения уровня воспитанности ученика, в частности, характеристики его нравственного облика, порядочности. К. Д. Ушинский указывал на органическую связь эстетического воспитания с этическим, он подчеркивал, что именно прекрасное составляет основу этического. «Нравственное в прекрасном - все то, в чем не форма только, а само содержание прекрасно» [7]. К.Д.Ушинский особое внимание обращал на то, что педагогике и как науке, и как искусству воспитания присуще эстетическое начало. Это означает, что содержание школьного образования, в том числе искусство, влияют не только на общее развитие, но и на душевное настроение детей. Особое место в эстетическом воспитании

К.ДУпшнский отводил природе. А также он убедительно показал, что одной из основных сфер проявления прекрасного является труд. В его статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» подчеркнута мысль о том, что если наслаждение не сопровождается трудом, оно быстро теряет свою цену, опустошает человека духовно, отнимает у него все лучшее и унижает его. Эстетическое воздействие труда на человека К.ДУшинский распространял и на такой вид деятельности, как ученье. По его мнению, одной из основных задач учителя в обучении является развитие у учащихся активности мышления. В этом К. Д. Ушинский видел красоту умственного труда школьника. В.А Власов отмечает, что яркий, живой и выразительный язык произведений К.Д Ушинского способствует художественному восприятию учащимися действительности, выявлению сущности прекрасного в единстве с усвоением нравственности. Актуальна в наши дни идея великого педагога о том, что всякая наука содержит эстетический элемент и что учителя должны реализовывать эту идею в повседневной педагогической практике. В настоящее время в образовательных учреждениях России эта идея реализуется в целостном педагогическом процессе. Содержание его книги «Родное слово» современные исследователи рассматривают как богатейший материал для первоначального ознакомления детей с миром прекрасного во всех сферах его проявления - в быту, природе, труде, поведении, искусстве. Открывая детям мир, полный красоты, мир который окружает ребенка, надо научить видеть, чувствовать, понимать и ценить эту красоту. По мнению В.В. Власова, К.Д.Ушинскому это удалось сделать.

Таким образом, великий русский педагог К.ДУшинский внес неоценимый вклад в разработку теоретических основ воспитания детей. Эстетические чувства, как и нравственные, по К.ДУшинскому, составляют «великую особенность человека». Как отмечает В.А Власов, исходя из единства этического и эстетического, К.ДУшинский заключал, что эстетическое чувство есть восприятие истины в образной форме, а поэтому «стремление к совершенству есть основание всех эстетических и нравственных чувствований» [7, с. 264].

Большой вклад в теорию и практику воспитания, в том числе нравственно-эстетического воспитания, внесли

В.Я.Стоюнин, В. П. Остро горский. Для

современной теории и практики эстетического воспитания остаются интересными выводы В. П. Острогорского о влиянии детских восприятий и впечатлений на всю последующую жизнь человека, на выработку взглядов и нравственных ориентиров, на формирование эстетического отношения к действительности. Актуальна его мысль и о том, что сила эмоционального воздействия природы на чувства ребенка так велика, что, например, воспитателю достаточно один раз показать ему эту «дивную красоту», чтобы в дальнейшем он смог аналогичное видеть и чувствовать самостоятельно. Признавая единство эстетического и этического, педагог мыслил эстетическое воспитание как сложный процесс формирования нравственных установок и поведенческих норм личности. Большое внимание уделено разработке теоретических основ эстетического воспитания личности в трудах П. Ф. Каптерева, выдающегося русского педагога, психолога. По П.Ф.Каптереву, эстетическое чувство имеет тесную связь с нравственностью человека, с проблемой нравственного выбора личности в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах [3, с. 92]. Решение задач нравственного, эстетического и умственного воспитания он рассматривал в единстве.

Вопросы теории нравственного и эстетического воспитания нашли отражение и в трудах М.И. Демкова. Учитель призван создавать максимально благоприятные условия для раскрытия духовных и физических сил ребенка, его способностей, для формирования нравственности,- считал С. Т. Шацкий. Нравственное, а вместе с ним и эстетическое воспитание, по мнению педагога, должно основываться на таких свойствах детской души, как впечатлительность, желание подражать образцам, непосредственность. В.В. Власов показывает, что в основе педагогических взглядов С.Т.Шацкого лежит глубокое уважение к развивающейся, формирующейся личности ребенка, забота об удовлетворении эстетических запросов и духовных потребностей детей, связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и нравственным воспитанием, развитие самостоятельности и творчества учащихся.

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности

морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает», - считал В.А. Сухомлинский. Мало кто будет сомневаться в его утверждении о том, что «социальное значение эстетического заключается в том, что оно формирует в человеке благородство и широту взглядов, нравственно совершенствует его, способствует формированию активной жизненной позиции» [6]. По мнению H.H. Щегловой, в современном обществе нравственные и эстетические идеалы являются высшими критериями мотивационно-целостного отношения личности и составляют предмет исследования таких ученых, как Ш. А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, АФ. Закиров, Н.Д. Никандров, В.А. Ремизов, В.Э. Чудновский и других. Таким образом, нравственное и эстетическое воспитание в психолого-педагогической литературе

рассматриваются в неразрывном единстве, следовательно, все больше внимания уделяется нравственно-эстетическому

воспитанию. При этом, как доказано в исследованиях, цели, задачи, методы и формы воспитания слиты в целостном педагогическом процессе. Применяются различные средства воспитания, в том числе средства изобразительного искусства в зависимости от возрастных особенностей развития учащихся.

Выводы: Вопросы нравственного воспитания в профессиональной

педагогической печати нашей республики освещаются достаточно широко. Однако, на наш взгляд, их решение осуществляется без достаточного изучения теоретического наследия выдающихся педагогов-гуманистов и психологов России и учета закономерностей взаимодействия, взаимовлияния и

взаимообусловленности нравственного

воспитания с эстетическим воспитанием.

Слово «воспитание» на тувинский язык переводится как «кижизидилге», корень слова «кюки» - человек. Следовательно, тувинское слово «кижизидилге» на русский язык переводится не как «воспитание», а как «становление человека», который является сложным процессом, подчиняющимся конкретным закономерностям целостного педагогического процесса. Когда нарушаются закономерности взаимодействия и взаимовлияния нравственного и эстетического воспитания в целостном педагогическом процессе, возникают проблемы отклонения от нравственно-этических норм, от ценностей семьи, взаимоуважения, труда, жизни в целом, то есть проблемы духовно-нравственного становления человека - «кижизидилге». Из-за

С.Я. Ооржак, М.К Дамба Взаимодействие и взаимовлияние нравственного и эстетического воспитания в целостном педагогическом процессе_

разрыва единства нравственного и эстетического воспитания, может возникнуть опасность того, что часть не только подрастающего поколения, но и взрослого населения, может так и не осознать сущность своего становления именно как человека. И многие так и не задумаются, в чем суть нравственности и безнравственности, прекрасного или безобразного, не достигнут сущности Добра, Истины, Красоты. Решение данной проблемы в условиях семьи и образовательных учреждений нашей республики мы видим в объединении возможностей и усилий родителей, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов во взаимодействии с другими социальными институтами при поддержке руководителей всех рангов.

Литература

1 Болдырев, НИ. Нравственное воспитание школьников / Н И. Болдырев- М.: Просвещение,1999 -254с.

2. Власов, ВВ. Воспитание прекрасного в человеке: (Теории эстеткч воспитания в России во II половине XIX - нач. XX бб.) / В.В. Власов - Пятигорск: Пятигср. гос. лингв, ун-т, 2000. - 166 с. - Интернет-ресурс.

3. Каптерев П Ф. Избранные педагогические сочинения - М., 1982.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаслиров.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176с.

5. Российская педагагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.2. -М.: Изд-во «Большая росс, энц.», 1999.- 672с.

6. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. -М. Политиздат, 1975.-466с.

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 10.

8. Шилова, М.И Учителю о воспитанности школьников / М.И.Шилова. - М.: Педагогика, 1990.-144с.

9. Щеглова, H.H. Формирование нравственно-эстетических ценностей у старшеклассников в процессе филологического анализа текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку / Н.Н Щеглова: Автореф. дисс. на соиск учен, степ к.п.н - М., 2007.

Э.Э. Меидот, И.Э. Мендот

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ВИДЫ СПОРТА КАК ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Традиции тувинского народа, его обычаи и обряды всегда играли важную роль в формировании нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств человека, в социализации личности в целом.

Ключевые слова: национальные виды спорта, национальные праздники, обычаи, физическое развитие.

Mendot Е.Е., Mendot I.E.

Tuvinian national sports: Fight (Huresh), archery and Mounted horse racing

The traditions of the Tuvan peoples, their customs and rituals always play an important role in forming a person in constructing moral, esthetical, laborious and physical qualities, in persons socialization on the whole.

Keywords: the national sports, national holidays, custom, physical development.

Возможности применения национальных игр и видов спорта являются одним из актуальных направлений организации учебно-воспитательного процесса в обстановке гуманизации общественной жизни, повышения национального самосознания, в которых нашли отражение многие общечеловеческие ценности, а также формирование духовно-нравственных основ человека.

Национальные виды спорта и игры - это традиционные средства народной педагогики. В них ярко отражены культурные традиции, быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, желание обладать ловкостью, красотой и быстротой движений,

проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе.

Ученые - исследователи П.Ф.Лесгафт, Е. А. Покровский, В.В. Гориневский, К. Д. У шине кий. Г.А.Виноградов, учитывая важную роль народных подвижных игр и видов спорта в развитии физических качеств детей, уделяли внимание сбору и изучению народных игр. Тувинским народным играм и национальным видам спорта присущи элементы шутки, юмора, которые часто сопровождаются «весёлыми» ситуациями, любимыми детьми, а также взрослыми людьми. [4]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.