Библиографический список
1. Бондарь, Н. И. Кубанское казачество (этносоциологический аспект) // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. - М.: Коорд.-мет. центр разв-я прикл. этнолог, и антрополог., 1995. - С. 5-49.
2. Бондарь, Н. И. Традиционная духовная культура кубанского казачества // Традиционная культура и дети. - Краснодар: Изд-во эксп. центра разв-я обр-я, 1994. -С. 35.
3. Григорьев, В. М. Народы и традиции России. - М.: Молодая гвардия., 1994. -268 с.
4. Покровский, Е. А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1895. -398 с.
5. Покровский, Е. А. Физическое воспитание у детей разных народов, преимущественно России: Материалы для медико-антропологического исследования // Известия Общества любителей естествознания, археологии и этнографии. - М., 1884. -Т. 45. - Вып. 1-111. - 785 с.
6. Чермит, К. Д., Коблев Я. К., Куприна Н. К., Хакунов Н. Х., Дашывец В. Ф. Систематизация физического воспитания адыгов и кубанских казаков в этнопеда-гогике // Олимпийское движение и его региональные проблемы: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Краснодар: КГАФК, 1991. - С. 31-33.
7. Крестовский, А. В., Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2007.
- № 3. - С. 192 - 198
УДК 372.3/4
И. А. Нефёдкина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время развернуто гуманистическое толкование парадигмы личностно ориентированного образования: не формирование, а поддержание и развитие ребенка, создание оптимальных условий для его самореализации, самовыражения, саморазвития, необходимых для становления самобытной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, свободоспособной, самоопределяющейся в самосозидании, ответственной за свою жизненную стратегию.
Дошкольное образование, закладывающее начало нравственного становления человека, способно создавать условия для развития деятельностных способностей ребенка. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития свободы самовыражения, так как детям этого возраста свойственна спонтанность, открытость, естественность, стремление к самостоятельности, что служит благодатной почвой для проявления мотивированной творческой активности. Но процесс «образования себя» и вы-
ражения себя в детском возрасте не всегда сознательный и целенаправленный, чаще он проходит на спонтанном, эмоциональном уровне, поэтому необходима педагогическая поддержка развития самовыражения дошкольников педагогами.
Основу выстраиваемой нами концепции педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников при изучении иностранного языка составили идеи гуманистического подхода к воспитанию и образованию, утверждающие отношение к человеку как высшей ценности, провозглашающие его право на свободу, самоопределяемое развитие и творческое проявление собственных духовных и физических сил (К.Н. Вентцель, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, Я. Корчак, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци,
В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, В. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.).
Рефлексия научной литературы и практики дошкольного образования показала, что процесс педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.) немыслим вне общения, вне установления человеческих связей педагога и ребенка. Гуманистическая педагогика, восходящая к идеям «свободного воспитания» личности (К. Н. Вентцель, С. И. Гессен и др.), позволила нам рассматривать педагогическое общение как взаимодействие воспитателя и воспитанника на основе ненасилия и взаимопонимания, способствующее становлению личности.
Исследование сущности педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников при изучении иностранного языка приводит нас к идее «соучаствования» педагога и воспитанника в делах и переживаниях друг друга, соучастия их в общей деятельности, в которой каждый из ее участников является самоценной, уникальной и неповторимой личностью. Данная идея, по сути, лежит в основе педагогических систем А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака, С. Т. Шацкого, педагогической деятельности учителей-экспериментаторов Ш. Амонашвили, И. П. Иванова, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова и их последователей.
Проблема педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников через создание особых педагогических условий, побуждающих воспитанника к желаемым изменениям, рассматривается в работах
О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой и др. Виды педагогической поддержки и помощи с точки зрения её образовательных, воспитательных и развивающих результатов выделены в работах Т. А. Строковой: помощь-замещение, помощь-призыв к подражанию, помощь-сотрудничество, помощь-инициирование, помощь-упреждение. Формы педагогической поддержки, такие как прямая, непосредственная или опосредованная; индивидуальная или групповая, рассматриваются в работах Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневич.
Указанные выше педагогические основания в своей совокупности доказывают возможность успешной педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников в ходе изучения иностранного языка. По
нашему мнению, педагогическая поддержка развития самовыражения в процессе изучения иностранного языка обусловлена следующими факторами: атмосферой взаимоуважения и взаимопринятия в детском обществе; свободосообразным характером деятельности дошкольника; принятием ребенком культуры изучаемого языка.
Учитывая идеи, изложенные в работах К. Н. Вентцеля, С. И. Гессена,
С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, О. С. Газмана, Л. Н. Куликовой и др., в которых атмосфера взаимоуважения и взаимопринятия в детском сообществе, как относительно устойчивый благоприятный эмоциональный настрой в группе и качественная сторона межличностных отношений детей, характеризующаяся доверием и доброжелательностью, взаимопомощью, обеспечивая чувство безопасности, обстановку открытости диалогу, эмоциональную поддержку, свободу выбора, возможности самореализации и личностного роста, способствуя продуктивной совместной деятельности, общению, удовлетворенности дошкольников своей принадлежностью к группе, свободному выражению собственного мнения [6, с. 60; 8, с. 54; 9, с. 62], рассматривается как источник для самоопределения детей в отношениях друг к другу, выбора достойных форм самовыражения в процессе общения, рождения, развития, укоренения внутренних духовных сил, позволяет нам вывести один из важных факторов педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников в процессе изучения иностранного языка.
Анализируя труды И. Г. Песталоцци, С. Т. Шацкого, В. Д. Иванова и др. [7; 10; 3; 2], в которых свободный характер деятельности ребенка рассматривается как «движитель», отправная точка, способствующие зарождению у ребенка смыслов самодеятельности, проявлению активности, инициативы, стремления к творческой самореализации, накоплению опыта простейшего выражения своего внутреннего мира в деятельности, мы выводим следующий фактор, способствующий эффективной педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников - свободосообразный характер деятельности дошкольников.
На основе анализа работ Е. В. Бондаревской, Н. Л. Кучеренко, Е. И. Пас-сова, И. Л. Шолпо, А. В. Щеголевой и др., в которых рассматривается организация педагогически целесообразной среды, в условиях которой возможна активизация субъективного отношения ребенка к культуре изучаемого языка, внутренней готовности к диалогу с иной культурой [1; 5; 4; 11; 12; 13] позволила нам вывести еще один фактор рассматриваемого нами процесса -принятие ребенком культуры изучаемого языка. Дошкольники, принимая культуру изучаемого языка «через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес», получают больше возможностей для самопознания, понимания своего «Я», поскольку происходит постоянное сравнение фактов и образцов своей культуры и куль-
туры другого народа. Культура изучаемого языка способна стать полноценным источником активизации самовыражения, процессов продуктивного самовыражения дошкольника в той мере, в какой она проникает в его внутренний мир через семантическую и знаковую составляющие лингвистической практики. В культуре в аккумулирующем состоянии содержатся духовные практики человека, результаты его работы над усовершенствованием «природы в себе», «природы вокруг себя». Потому принятие культуры изучаемого языка - это, с одной стороны, всегда процесс «погружения» в слышание и понимание языковой культуры, а с другой - принятие той аксиологической нагрузки, которую несет в себе соответствующая грань культуры. Принятие ребенком культуры как своего внутреннего достояния помогает ему обогащаться ее смыслами, ценностями, что делает процесс самовыражения опосредованным духовно-нравственными ресурсами человозраста-ния. Исходя из сказанного выше, мы можем утверждать, что принятие ребенком культуры изучаемого языка действительно является фактором успешности педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников.
Взаимообусловленность и взаимодействие названных факторов являются основой для активизации процесса педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников в ходе изучения иностранного языка.
Действенность указанных факторов эффективности педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников обеспечивается созданием соответствующих педагогических условий и предпосылок. Педагогические условия - это обстоятельства, создаваемые педагогом, способные наиболее продуктивно служить образованию внутренних условий, побуждающих ребенка к саморазвитию. Необходимость создания условий для развития творческой самореализации и раскрытия духовных потенций в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений отмечают С. Т. Шацкий, В. Д. Иванов, В. М. Коротов и др.
Анализируя работы педагогов-классиков П. П. Блонского, Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др., а также педагогов-современни-ков Л. Н. Куликовой, М. В. Корепановой и др., мы пришли к выводу, что педагогическая поддержка развития самовыражения старших дошкольников в ходе изучения иностранного языка будет наиболее успешной, если будет осуществляться развитие положительного самовосприятия детей как средства их самовыражения, что является одним из условий гипотезы нашего исследования.
Положительное самовосприятие старшего дошкольника, выстраиваемое ребенком с помощью взрослого, через знания и оценки, приобретаемые им на ранних этапах развития, а также в процессе самопознания, происходит в специально организованном педагогическом пространстве: пространстве общения со взрослыми, пространстве детской субкультуры, пространстве
предметной среды. Деятельность педагога по созданию ситуаций, в которых у ребенка возникают желаемые изменения в поведении и отношении к себе и миру, включает: изменение отношения к нему со стороны других детей, повышению его статуса, способствует возникновению или постепенному усилению позитивного образа «Я», самоценности, самопринятия, чувства собственного достоинства.
Понимание, как умение видеть ребенка «изнутри», принятие как безусловное положительное отношение, признание уникальности ребенка, как развитие заложенного в нем потенциала развития, присущего ему своеобразия помогают педагогу создавать необходимые и достаточные условия для развития свободного выражения внутреннего мира ребенка во вне.
Целесообразно организованный педагогический процесс дает широкий спектр разнообразных форм, способствующих развитию положительного самовосприятия ребенка: оценивание как конкретных поступков ребенка, так и позитивная оценка личности в целом; передача ребенку искренней веры в его возможности (предвосхищая оценка); указание на необходимость или возможность замещающих действий, альтернативных запрещенным; напоминания типа предупреждения, совета; создание особой атмосферы доверительности общения; использование ситуаций, в которых ребенок компетентнее взрослого; искренность педагога в восприятии ребенка как взрослого, «на равных», стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать.
Исходя из трудов С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, Н. В. Тимофеевой и др., следующим условием педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников в процессе изучения иностранного языка может быть названо расширение опыта познавательной самодеятельности детей как основа их самовыражения. Самодеятельность, понимаемая, как деятельность по собственному почину, личной инициативе, и предполагающая самовыражение личности и являющаяся средством её самопознания и самореализации, способствует становлению самостоятельного, творческого человека. В пределах организованного педагогического процесса деятельность детей должна быть усилена и культивирована деятельностью взрослых, так как педагог «всегда помогающий субъект, а ребенок всегда самодеятельный субъект» (К. Н. Вентцель).
Для расширения опыта познавательной самодеятельности детей необхо -димо создание предметных условий для развития самоценных форм активности, т. е. составление таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, к полету мысли и фантазии; использование словозамещающих знаков и символов в обучении детей иностранному языку; расширение ориентировки детей в окружающем мире, где ребенок, знакомясь с культурой другого языка, выявляет связи и отношения внутри сфер «Я - сам», «Другие», «Культура», «Природа».
Формой расширения опыта познавательной самодеятельности старших
дошкольников могут выступать имитационно-игровые ситуации, в которых востребованы личностные функции обучаемых и их субъектный опыт. Направленность деятельности педагога на развитие творческой активности ребенка, как предоставление ему новых возможностей познавать, переживать, действовать, разворачивать «свое Я», накапливать индивидуальный познавательный опыт, быть субъектом собственной деятельности, внутри ко -торой он сможет реализовать свои телесные, душевные и духовные потребности, в том числе самовыражения, способствует возрастанию автономности, самостоятельности, инициативности ребенка, росту стремления к творческой самореализации.
Анализ работ о роли взаимодействия и взаимообучения (Г. А. Цукерман, Ж. Пиаже и др.) позволил нам сформулировать и такое условие эффективной педагогической поддержки развития самовыражения дошкольников при изучении иностранного языка, - как организация культурно-языкового взаимодействия и взаимообучения детей как контекст их самовыражения. Культурно-языковое взаимодействие и взаимообучение детей как совместная деятельность дошкольников является необходимым этапом для становления и развития способности выражения ребенком своей индивидуальности в деятельности. Успешное выражение себя в деятельности предполагает сотрудничество ребенка не только с педагогом, но и со сверстниками. Совместная деятельность увлекает детей при условии её продуктивности и общественной значимости. Сотрудничество старших дошкольников со сверстниками развивается эффективно, если на занятии педагогом выдвигаются задачи, требующие от детей совместного решения, создается активный интерес к сотрудничеству, предоставляется свобода выбора модели сотрудничества с другими детьми при решении поставленных задач, используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества в процессе интегрированных занятий. Отношения сотрудничества создаются с помощью просьб, советов, сообщений, одобрений, действий на взаимопомощь и взаимные уступки, с помощью свободного обмена мнениями. Освоение форм и смысла отношений сотрудничества способствует эмоциональной и личностной раскрытости дошкольников как партнеров по общению, психологическому настрою на актуальные состояния друг друга, доверительности и искренности выражения чувств и состояний, т. е. началу диалогического общения.
Совокупность выявленных нами педагогических условий успешного самовыражения старших дошкольников в процессе овладения иностранным языком может быть создана только на основе более общих условий процесса поддержки их самовыражения - предпосылок. Главными из них мы считаем создание эмпатийных отношений в детской группе, предоставление детям самостоятельности выбора деятельности, углубление позитивного ми-
роотношения дошкольников.
Для того чтобы выявить динамику педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников в процессе изучения иностранного языка, нам важно было определить ее критерии: позитивный образ «Я», творческая самореализация, удовлетворенность ребенка своим положением в группе.
Учитывая психологическую структуру самовыражения, сущность и особенности процесса педагогической поддержки его, на основе выявленных критериев и их показателей мы выделили три уровня его проявления у старших дошкольников: спонтанный, адаптивный и рефлексивный.
Для спонтанного (непроизвольного) уровня самовыражения старшего дошкольника характерно следующее: неустойчивость представлений о себе, самопринятие или самоотчуждение, невыраженность творческой самореализации (способы действия, формы поведения детей отличаются стереотипностью и инертностью, «погружением в ситуацию»), неустойчивость инициативных действий, отсутствие связи инициативных проявлений с процессом обучения, разлитая тревожность, наличие высокого или среднего уровня агрессивности, неразвитость способности к эмпатии, редкие проявления симпатии.
Адаптивный (репродуктивный) уровень характеризуется зависимостью образа Я от внешней оценки, понижением чувства собственной значимости, дискретностью творческой самореализации (стереотипность, инертность, повторяемость форм и способов, отказ от поиска новых; неуверенность в непривычных ситуациях); зависимостью инициативы от внешних побудителей, вторичностью характера инициативных проявлений; ситуативной тревожностью, наличием среднего или низкого уровня агрессивности, наличием среднего уровня эмпатии, частные проявления симпатии.
Рефлексивному (осознанному, произвольному) уровню развитости самовыражения старшего дошкольника соответствуют устойчивость позитивного образа Я (стремление к субъектной позиции), самопринятие, стохас-тичность творческой самореализации (ребенок в процессе любой деятельности постоянно меняет, варьирует, совершенствует способ, операции и т. д.), независимость инициативных проявлений, инициатива исходит от ребенка, он является субъектом целеполагания, и его деятельность направлена на решение задач образования, устойчивость инициативы, периодически актуализирующаяся тревожность, отсутствие или низкий уровень агрессивности, развитая способность к эмпатии, постоянные проявления симпатии, как проявления открытости, дружбы, любви, взаимопомощи, эмоциональной поддержки в ситуациях, вызывающих фрустрацию у сверстников из детской группы.
Эффективность педагогических условий поддержки развития самовыражения старших дошкольников в процессе изучения иностранного языка
обусловлена учетом частных закономерных связей: чем выше самоприня-тие, положительное отношение ребенка к себе, тем активнее развитие личностного достоинства ребенка, уважения им других, тем успешнее, искреннее самовыражение во взаимодействии с другими; чем больше возможностей для реализации свободосообразного характера деятельности и самостоятельности ее выбора предоставляется дошкольнику, тем активнее его стремление к творческой самореализации, чаще проявления активности, инициативы, самостоятельности, тем свободнее, полнее самовыражение ребенка; чем интереснее и доброжелательнее для детей процесс включения в культурно-языковое взаимообучение, тем больше удовлетворение ребенка своим положением в группе, тем позитивнее мироотношение, тем успешнее самовыражение старшего дошкольника. На их основе сформулированы следующие принципы: безусловного позитивного принятия ребенка, инициирования самодеятельности, использования воспитательных возможностей иноязычной культуры.
Таким образом, в нашем теоретическом исследовании разработана концепция педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников в ходе изучения иностранного языка, которая рассматривается нами как теоретическая основа и предпосылка практики гуманизации педагогического процесса дошкольного учреждения посредством активизации самовыражения детей, что является средством усиления их личностного роста в ходе обучения, в том числе иностранному языку.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личности в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.
2. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 века / Идея свободы ребенка в образовании как педагогическая цель / О. С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-33.
3. Иванов, В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников / В. Д. Иванов - М.: Просвещение, 1991. -128 с.
4. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / [С. С. Артемьева, Е. В. Дождикова, Л. Ю. Денискина и др.; под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царькова] - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
5. Кучеренко, Н. Л. Педагогическая поддержка становления коммуникативной культуры у будущих учителей иностранного языка в процессе профессионального образования: дисс. .. .кан.пед. наук. / Н. Л. Кучеренко. - Хабаровск, 2002. - 220 с.
6. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории) / Л. И. Новикова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
7. Песталоцци / сост., автор вступ. статьи В. М. Кларин. - М.: Издательский
дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с.
8. Словарь психолога- практика [Сост. С. Ю. Головин.] - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2001. - 976 с.
9. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [общ. ред. С. Ю.Циркин] - СПб.: Питер, 2000. - 752 с.
10. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. / С. Т. Шацкий; [Под ред. Н. П. Кузина, М. Накаткина, В. Н. Шацкой] - М.: Педагогика, 1980. - 416 с.
11. Шнекендорф, З. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека / З. К. Шнекендорф // Педагогика. - 1997. - N° 2. - С. 43-50.
12. Шолпо, И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для пед. вузов, колледжей и училищ по спец. «Преподаватель иностранного языка в детском саду» / И. Л. Шолпо. - СПб: Специальная Литература, 1999. - 152 с.
13. Щеголева, А. В. Педагогические условия развития у ребенка ценностного самоотношения (на материале обучения младших школьников английскому языку): дис. ...кандидата пед. наук / А. В. Щеголева. - Комсомольск, 2000. - 194 с.
14. Шишкина, А. В.Обоснование планирования макроцикла спортивной подготовки в современных лыжных гонках // Сибирский педагогический журнал. - 2007.
- № 3. - С. 302 - 309
15. Жирохова, З. Т. Функциональная модель формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 254 - 259
16. Данилова, О. В. Формирование гуманитарной культуры учащихся в эпоху современных глобальных перемен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 249 - 254
17. Сенина, О. И.Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307 - 315